Что такое лингвистическое исследование

Методы лингвистических исследований

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общенаучные методы, используемые в лингвистических исследованиях

Методы лингвистических исследований – это детально разработанные процедуры достижения целей лингвистического исследования.

Обобщенная совокупность теоретических установок, приемов и методик исследования языка, связанных с определенной лингвистической теорией, получила название метода. В рамках отдельного метода есть свои приемы и операции, служащие инструментом для исследования того или иного аспекта языка.

Научные методы определяют пути познания и толкования фактов, а также позволяют классифицировать эти факты, получать их различные научные, логические отображения. Общенаучным методом, который широко используется в языковедческих исследованиях, является гипотетико-дедуктивный метод. Он предусматривает четкую последовательность анализа:

Для лингвиста источником фактического материала служат разнообразные тексты и словари. Собранный материал обобщается путем индукции. Индуктивным называется умозаключение, в котором мысль развивается от знания единичного и частного к знанию общему. В результате индукции создается теория в виде гипотезы.

Под гипотезой понимают такое предвидение, которое объясняет наблюдаемое явление, но требует проверки и доказательства, чтобы стать научной теорией. Теория – это уже определенная система идей, дающих научное объяснение явлению или классу явлений.

Гипотеза уточняется путем сопоставления с известными концепциями, затем необходимо выявить материал, противоречащий признанным положениям. Происходит этап дедукции, то есть логического вывода нового знания с данных, которые признаны истинными. В завершение новая теория проверяется путем сопоставления с теми фактами, которые были получены дополнительно. Если обнаружен материал, который не укладывается в рамки предложенной гипотезы, то в теорию вносятся необходимые уточнения.

Готовые работы на аналогичную тему

Общенаучными методами научного исследования является

При изучении языковых явлений исследователи чаще всего прибегают к первому из них. Смысл лингвистического наблюдения заключается в выделении из текста определенных языковых фактов, выявлении тождественных или однотипных языковых единиц, а также установлении их специфических черт.

Частные методы лингвистического исследования

Среди частных методов, которые широко используются в лингвистических исследованиях, стоит перечислить методы:

Сутью описательного метода является установление определенных фактов или явлений, включение их в научный оборот. Этот метод позволяет накопить значительное число эмпирического материала, проклассифицировать и проинтерпретировать его. Но при этом выявленные и описанные факты нередко подаются вне связи с другими, что свидетельствует об определенной ограниченности этого исследовательского метода.

Основная задача структурного метода – описание языка как иерархической системы. Структурный метод базируется на методе описательном. Между ними существует ряд различий: если первый имеет дело с реально наблюдаемыми языковыми явлениями, то второй описывает систему языка, которая выводится из языкового материала путем умозаключений.

Кроме того, описательный метод исследует отдельные части, элементы языка, а структурный метод – отношения, связи, зависимости между этими элементами. В силу этого можно утверждать, что перечисленные методы дополняют друг друга.

Таким образом в результате лингвистического наблюдения, во-первых, регистрируются определенные признаки исследуемого объекта, во-вторых, фиксируются общие и отличительные признаки, обнаруженные во взаимосвязанных компонентах, в-третьих, характеризуются факторы, вызывающие их появление.

Методики исследования в лингвистике

Частичные методы тесно связаны с методиками – процедурами анализа, существующими в рамках соответствующих методов и использующихся в качестве способов нахождения, поиска новой информации об изучаемом предмете.

В рамках системно-функционального подхода к изучению языка наиболее актуальной считается методика контекстуального анализа. Его процедура предполагает исследование языковой единицы в составе речевого контекста, то есть той части текста, в которой реализуется ее семантика.

Кроме лингвистического контекста, на значение слова, словосочетания или предложения влияют также ситуативно-речевой и этнокультурный контексты, и поэтому системное исследование невозможно без учета тех условий коммуникации, которые определяют сдвиги в семантике слов или грамматических форм.

Выявить собственно лингвистическое окружение языковой единицы позволяет методика дистрибутивного анализа, а установить набор языковых средств, типичных для исследуемых текстов, можно с помощью методики стилистико-статистического анализа.

Контекстуальная методика применяется при семантическом анализе слов и конструкций, при установке синтагматических отношений. Если же исследуемые компоненты являются меньше языковой единицы, то исследователи прибегают к компонентному анализу, примерами которого могут быть разборы слова, предложения, толкование слов (сем в семантической структуре).

Кроме наблюдения и описания, в лингвистическом анализе важную роль играет также классификация изучаемых явлений – распределение их по классам на основании существенных (диагностических) признаков. Следует помнить, что всякая классификация должна строиться на едином принципе разделения, а для одного множества можно получить несколько классификаций, если ввести различные основания деления.

Своеобразной разновидностью научной классификации является типология, при которой систематизация объектов с общими структурными или функциональными признаками происходит на основе определенных абстрактных моделей – типов.

Таким образом, современные лингвистические исследования могут быть проведены с использованием как традиционных, так и инновационных методов, позволяющих получить новые лингвистические сведения.

Источник

Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.

Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.

Лингвистика — это.

Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.

Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:

Лингвистика – это наука о языке.

На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.

Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.

Разделы лингвистики

Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.

Её высшими уровнями стали:

Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.

Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Теоретическое языкознание

Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.

Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:

Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:

Практическая лингвистика

Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.

Самыми крупными стали такие направления:

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Прикладная лингвистика

В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.

Ключевые векторы:

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.

Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.

Источник

Методы лингвистических исследований

Что такое лингвистическое исследование. Смотреть фото Что такое лингвистическое исследование. Смотреть картинку Что такое лингвистическое исследование. Картинка про Что такое лингвистическое исследование. Фото Что такое лингвистическое исследование

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

для студентов 4 курса очно-заочного отделения факультета иностранных языков

Методы лингвистических исследований

Этот метод появился в 20 веке и сложился под воздействием работ русского и польского ученого де Куртенэ, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра, русского языковеда и др.

Центральная цель этого метода— познание языка как целостной функционирующей структуры, элементы и части которой соотнесены и связаны строгой системой лингвистических отношений.

Структурный метод является продолжением в новом направлении описательного метода: и тот и другой имеют в виду функционирование языка. Однако описательный метод используется для исследования «наборов» действующих в языке частей и элементов, а структурный — для исследования отношений, связей, зависимостей между этими частями и эле­ментами. Эти два метода дополняют друг друга.

Внутри структурного метода существуют его разновидности. В рамках структурного метода возникли дистрибутивный анализ, метод непосредственно составляющих, метод трансформационного анализа.

Термин «дистрибуция» означает в переводе с латинского языка «распределение».

Это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом значении этих единиц.

Методика, получившая название дистрибутивной, опирается на разные явления:

а) сопровождение изучаемого элемента языка другими (или предшествование изучаемому элементу других) в потоке речи;

б) языковую способность одного элемента фонетически, лексически или грамматически соединяться с другими элементами.

Например, в предложении Мальчик очень обрадован элемент очень соседствует с элементом мальчик, однако эти два элемента не имеют языковой способности связываться друг с другом; они в речи соположены, но не связаны (или связаны лишь фонетически). Можно, таким образом, ска­зать, что слова мальчик и очень имеют речевую дистрибуцию, но не имеют языковой дистрибуции.

Дистрибутивный анализ применялся для исследования всех уровней языка, включая морфологию, синтаксис и семантику.

Метод непосредственно составляющих

Метод представления словообразовательной структуры слова и синтаксической структуры словосочетания или предложения в виде иерархии вложенных друг в друга элементов.

Метод НС был разработан в рамках американской дескриптивной лингвистики. Его основные принципы были сформулированы Л. Блумфилдом в 20-х годах XX века в работе «Язык».

Этот метод первоначально применялся в синтаксисе. Метод непосредственно составляющих основан на допущении, что всякая сложная единица языка может складывается из двух более простых и линейно не пересекающихся единиц — ее непосредственно составляющих.

При методе НС происходит постепенное членение высказывания на составные части до тех пор, пока не получатся неделимые далее элементы — морфемы, которые являются конечными НС.

Для выяснения сущности НС рассмотрим следующий пример: Старый человек, который живет там, пошел к дому своего сына.

Синтаксический анализ этого предложения предполагает рассмотрение отношений каждого входящего в него слова с каждым другим или же со всеми словами. Но это длинный и нецелесообразный путь. Экономнее характеризовать отношение каждого слова с каждым другим, «такие пары слов, между которыми ощущается наиболее тесная связь.

Метод трансформационного анализа

Предложен сторонниками структурного метода 3. Хэррисом и Н. Хомским (1957). Первоначально применен в синтаксисе.

В данном методе происходит замена изучаемого факта, «отмеченным» (допустимым с точки зрения требований общения, осмысленным) его инвариантом, имеющим иную форму, на близкой заменяемому значению.

Например, словосочетание чтение Шолохова допускает две трансформации — Шолохов читает и Шолохова читают (аналогично встреча друзей дает трансформации друзья встречаются и друзей встречают).

Считается общепринятым, что трансформационный метод имеет дело с двумя типами правил: 1) правилами порождения глубинных структур 2) правилами цреобразования глубинных структур в поверхностные. Так, предложения Полиция разгоняет демонстрантов и Демонстранты разогнаны полицией при всем различии их поверхностных структур (синтаксическое оформление) обнаруживают одну и ту же глубинную структуру (семантику, смысл).

В трансформационном анализе применяются понятия конструкций, трансформов и трансформаций.

Применение трансформационного метода предполагает точное определение направления трансформаций, которое намечается следующим образом: вся синтаксическая система языка разбивается на производные.

/) Профессор осматривает пациента.

2) Осматривает ли профессор пациента?

3) Профессор не осматривает пациента.

4) Пациент осматривается профессором.

5) Профессор будет осматривать пациента.

6) Пациент будет осмотрен профессором.

7) Кем будет осмотрен пациент?

8) Кем был осмотрен пациент?

9) Кем осмотрен пациент?

10) Осмотр пациента профессором.

11) Профессор, осматривающий пациента.

12) Пациент, осмотренный профессором.

Все трансформы данного предложения образуют его парадигму, куда входят образовательные формы (номинация типа Осмотр пациента профессором; То, что профессор осматривает пациента и т. д.) и изменительные формы (формы времени, наклонения, вопроса и отрицания).

Современная научная парадигма

В середине XX века ИЯ в связи с новыми задачами в области теории и методики языкознания начинает заниматься систематизацией языковедческих наук, терминологией, оценивать роль разных теорий

С 80-х гг. XX века особое внимание уделяется прикладной лингвистике (ПЛ). В рамках ПЛ работали: Раймунд Генрихович Пиотровский, Александр Сергеевич Герд, Лариса Николаевна Беляева, Юрий Николаевич Марчук.

ПЛ изучает методы решения практических задач языкознания, связанных с наиболее продуктивным использованием языка.

ПЛ не только опирается на достижения общей лингвистической теории, но и сама влияет на её развитие, поскольку для решения практических задач обычно необходимы специальные исследования, составляющие основное содержание.

Основные направления П. л.:

1) фиксация и хранение речевой информации — создание алфавитов и письменностей, орфография, практическая транскрипция и транслитерация (главным образом применительно к географическим названиям и собственным именам);

2) передача речевой информации — теория перевода (главным образом научно-технического), создание систем автоматического перевода; автоматическое распознавание и синтез речи, теория обучения неродному языку, сурдопедагогика (обучение языку глухонемых) и тифло­сурдопедагогика (обучение языку слепо-глухонемых), теория разборчивости речи (для оптимизации передачи речи по каналам связи); автоматизация интеллектуальной-деятельности,—связанной с использованием языка.

3) создание систем искусственного интеллекта (автоматизированных) информационно-поисковых систем, систем автоматического аннотирования и реферирования информации; использование языка в медицине — нейролингвистика (патологии речи, афазии как средства диагностики поражения мозга) и др.;

4) использование языка как средства массовой коммуникации — нормализация языка (нормативные грамматики и словари, орфоэпия, унификация терминологии; исследование товарных знаков); полевая лингвистика (описание неизученных языков), изучение влияния языка на поведение человека (лингвистическая теория рекламы, пропаганды и др.).

Социолингвистика имеет дело не с идеальным носителем языка, порождающим только правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, смешивать разные языковые стили и т. п. важно понять, чем объясняются подобные особенности реального использования языка.

Социолингвистика оперирует некоторым набором специфических для нее понятий: языковое сообщество, языковая ситуация, социально­-коммуникативная система, языковая социализация, коммуникативная компетенция, языковой код, переключение кодов, билингвизм (двуязычие), диглоссия, языковая политика и ряд других.

Направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Входит в состав филологических направлений, изучающих текст.

В 60‑х гг. 20 в. (на первом этапе своего развития) Л. т. в основном изучала способы сохранения связности и понятности текста, распределение темы и ремы высказывания в соответствии с требованиями актуального членения предложения.

С нач. 70-х гг. 20 в. термин «Л. т.» стал применяться к несобственно лингвистическим исследованиям, включенным в издания типа «Грамматика текста», «Структура текста», «Текст» и т. п.

Первое из направлений Л. т. выявляет содержательные компоненты, связанные с обеспечением правильной коммуникации и тем самым — правильного построения текста вообще. Эта, более общая, ветвь определяет смысловые различия в употреблении коммуникативно-ориентированных компонентов высказывания — артиклей, местоимений, модально-коммуникативных частиц, оценочных прилагательных, видов глагола, акцентных подчеркиваний и т. п.

Др. направление Л. т. занимается выявлением глубинных смыслов, содержащихся в одном к.-л. замкнутом тексте. В этом случае определение принципа употребления языковых единиц (включая и неупотребление к.-л. категорий или отд. способов их выражения) помогает определить скрытые иногда от литературоведческого и стилистического анализа смысловые противопоставления и темы текста.

Понятие языковых универсалий

Рассмотрим некоторые из этих понятий, наиболее специфичные для социолингвистики и важные для понимания существа этой научной дисциплины.

Описание языковых ситуаций и их типология являются одной из актуальных задач социолингвистики. Решение этой задачи имеет большое практическое значение, позволяя раскрыть основы и характер языковой политики государства, оценить перспективность того или иного курса в отношении языка, прогнозировать тенденции языковой жизни страны.

Лингвистика изучает организацию речи по законам языка.

Психолингвистика обращается к процессам производства и восприятия речи, и того, как осваивается родной и иностранный язык.

Психолингвистика возникла в 50-е годы XX века как дисциплина, объединяющая знания в области лингвистики и психологии.

У психолингвистики три основных теоретических источника:

1) психологическое направление в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общения и, регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека;

2) работы американских дескриптивистов (в том числе Н. Хомского), которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения;

3) работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л:С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

Текст как объект психолингвистики

Слово как основной элемент системы языка может выполнять функцию текста, но в целом семантика слова задается речевым контекстом, в котором оно находится. Высказывание, подчиняясь неречевому замыслу автора, отражает лишь фрагмент действительности. Текст как объединение высказываний на основе сложной программы отражает образ мира автора, включенного в деятельность общения.

Текст обладает формальной связностью (его части имеют соотносящиеся между собой языковые элементы) и семантической связностью (его части несут в себе общие содержательные компоненты). Текст обладает эмотивностью — он отражает отношение автора к

Суть метода языковых универсалий состоит в обследовании языков различных семей и регионов и выявлении точек совпадения обследуемых языков, которые и назывались универсалиями.

Основной вопрос, возникающий в связи с этим методом, состоит в следующем: как можно установить, что некоторое свойство является общим ) для всех языков мира?

Исследование универсалий велось в последние десятилетия практически во всех областях языкознания, однако нельзя сказать, что везде оно было одинаково интенсивным и результативным. В целом следует признать, что в синтаксисе исследование универсалий продвинулось дальше, чем в фонетике и морфологии (хотя некоторые весьма интересные результаты получены и в двух последних областях). Однако и синтаксическая проблематика исследована в отношении универсалий неравномерно: больше всех, пожалуй, «повезло» таким разделам синтаксиса, как порядок слов, падежное оформление главных членов предложения, структура сложноподчиненного предложения. Амбициозный план выявить эмпирическим путем все универсальные характеристики человеческого языка пока весьма далек от осуществления.

В основе Г. л. лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, или породить, все правильные, и только правильные, предложения языка. Таким образом, Г. л.

Г. л. не описывает язык, как это делала традиционная лингвистика, в том числе и структурная, а представляет процесс моделирования языка.

л. связано с послевоенным стремлением к моделированию, с компьютерной революцией, с развитием машинного перевода и математической лингвистики. Наиболее понятной и простой для объяснения является модель «по непосредственно составляющим».

Когнитивная лингвистика — направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных (когнитивных) механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека.

Наряду с термином «когнитология» иногда используют его синоним «когитология» (ср. лат. cogitio — «мыслить»).

Когнитивная лингвистика возникла в результате взаимодействия когнитивной науки (когнитологии), когнитивной психологии и лингвистической семантики.

Когнитивное направление лингвистических исследований сложилось во второй половине 1970-х годов и имеет значительное число последователей в США.

Термин «когнитивная грамматика» впервые был введен в статье Дж. Лакоффа и Г. Томпсона «Представляем когнитивную грамматику».

В настоящее время когнитивная лингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с языковой презентацией ментальных процессов и их результате, оформленных в голове человека в виде знаний.

Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике являются оперативные единицы памяти V— фреймы, концепты (совокупность всех смыслов, схваченных словом), гештальты и т. д. Когнитивная лингвистика нацелена на моделирование Устройства языкового сознания.

Когнитивная лингвистика выходит за рамки собственно лингвистики. В сферу ее интересов входят логика, психология, социология, философия.

В настоящее время когнитивная лингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с языковой презентацией ментальных процессов и их результате, оформленных в голове человека в виде знаний.

Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике являются оперативные единицы памяти — фреймы, концепты (совокупность всех смыслов, схваченных словом, гештальты и т. д. Когнитивная лингвистика нацелена на моделирование устройства языкового сознания.

Когнитивная лингвистика выходит за рамки собственно лингвистики. В сферу ее интересов входят логика, психология, социология, философия.

Список рекомендованной дополнительной литературы по истории языкознания

1. Язык. – М.: Либроком, 2010.

2. Караулов язык и языковая личность. – М., 2006.

5. О принципах изучения грамматики. М., 1961.

6. Леонтьев психолингвистики. М., 1997.

7. Потебня и язык. – М., 2007.

8. де Курс общей лингвистики. – М., 2006.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

3. Словарь лингвистических терминов. – М., 2004.

1. Журнал «Вопросы филологии».

2. Журнал «Вопросы языкознания».

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий

Электронная библиотека иностранной литературы им. Рудомино

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *