Что такое гуманизм в медицине

Что такое гуманизм в медицине

Гуманность – неотъемлемое нравственное качество медицинского работника… Такая очевидная фраза! Что выражает «это» понятие в нашу время, в эпоху девальвации нравственных ценностей, в эпоху духовного кризиса общества? Что такое гуманизм? Как соотносится гуманизм и современная медицинская деонтология?

Сам термин «гуманизм» был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. «Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей». Такое определение дает всем известная интернет-энциклопедия «Википедия».

Гуманизм – это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека [1]. Гуманизм – человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Современное понятие гуманизма есть праксеологический срез «очеловечивания», связанный со всей совокупностью общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» основ общества. Гуманизм в медицине – это уважение к личности через милосердие и сострадание! Так мы выходим на новый модус понимания гуманизма как сущестного аспекта личности, где доминирует нравственная, духовная составляющая.

Нравственное, гуманистическое сознание не мыслимо без понятия «долг». Моральный долг означает, что личность, осознав необходимость определенных действий, совершает поступок, посредством которого реализуются добровольно взятые на себя обязанности. Долг – это осознание своей ответственности, это превращение требований нравственности, в равной мере относящиеся ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица применительно к его положению, в которой он находится. Долг – это всегда осознанное действие, это высокая степень морального сознания. Классический пример в литературе, выражающий «профессиональный медицинский долг» – это персонаж романа Ю. Германа «Дорогой мой человек». Главный герой, доктор Устименко не ищет легких путей, он делает свой выбор – бескорыстно служить людям, для этого он жертвует карьерой, расстается с любимой женщиной. Его жизнь подчинена моральному долгу перед обществом. Он не терпит лицемерия, пошлости, цинизма. Долг врача зовет его в самое пекло военных действий, в очаг эпидемии, в далекий провинциальный городок, туда, где его ждут, где он нужен.

Учение о долге – деонтология. Термин «деонтология» предложен английским философом Иеремией Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом. Сейчас деонтология понимается как раздел этики (философии морали), который изучает категорию нравственного долга. Деонтология рассматривает долг как внутреннее переживание, обязанность, задающаяся этическими ценностями. Существует инженерная деонтология, педагогическая деонтологии, медицинская деонтология и др.

Биомедицинская этика включает в себя медицинскую деонтологию как совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного. Медицинская деонтология отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал еще Гиппократ в 5 веке до н.э.: «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного».

Источник

Главная

ГУМАНИЗМ И МЕДИЦИНА

Заховаева Анна Георгиевна,

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

Переписка по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Что выражает «это» понятие в нашу время, в эпоху девальвации нравственных ценностей, в эпоху духовного кризиса общества? Что такое гуманизм? Как соотносится гуманизм и современная медицинская деонтология?

Гуманизм в медицине – это уважение к личности через милосердие и сострадание!

Учение о долге – деонтология. Термин «деонтология» предложен английским философом Иеремией Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом. Сейчас деонтология понимается как раздел этики (философии морали), который изучает категорию нравственного долга. Деонтология рассматривает долг как внутреннее переживание, обязанность, задающаяся этическими ценностями. Биомедицинская этика включает в себя медицинскую деонтологию как совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного. Медицинская деонтология отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал еще Гиппократ в 5 веке до н.э.: «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного».

Попытаем выделить основные деонтологические принципы медицины:

— «не навреди», «приноси пользу» (Гиппократовкие характеристики);

— принцип уважения к Личности;

-любовь к своей профессии;

— принцип солидарности и взаимопомощи в медицинском коллективе;

— принцип сохранения врачебной тайны.

Но все эти характеристики способно объединить однопонятие –гуманизм, человечность!

А.П. Чехов утверждал: «Медицина – ежедневное испытание на человечность». Но сегодня, врач часто ассоциируется с равнодушием, взятками… Да, всовременных социальных условиях пересмотра базовых ценностей, происходят существенные изменения в системе человек – человек, затрагивает этот процесс и медицину.

Сейчас гуманизм в медицине нельзя рассматривать лишь с позиции: Врач должен! Надетый белый халат или получение диплома не делает выпускника медицинского вуза гуманным. Что для этого нужно? Врач обязан формироваться как культурный, высоко духовный человек. И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования, т.е. формирования целостной Личности. И, конечно же, гуманизации и гуманитаризация медицинского образования.

Источник

Что такое гуманизм в медицине

ИСТОРИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Прихода И.В., Рыбальченко А.А.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Ключевые слова: медицина, этика, деонтология, исторические, национальные, аспекты.

Ключовi слова: медицина, етика, деонтологiя, iсторичнi, нацiональнi, аспекти.

Keywords: medicine, ethics, deontology, historical, national, aspects.

Известный гуманист и врач, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер однажды сказал: «Мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики». Этот справедливый упрек был обращен ко всему цивилизованному миру ХХ века.

К этой фразе можно было бы добавить, что отрыв этики от культуры неблагоприятно сказался на самой культуре во всем ее многообразии, в том числе и на медицине.

Не случайно в медицинской деятельности ничто не вызывает более требовательного и строгого отношения общества к себе, чем этико-деонтологические проблемы, связанные со взаимоотношением медицинского работника и больного.

И это понятно, ибо нет в медицине другой такой проблемы, которая объединяла бы интересы медицинских работников самых различных специальностей и была бы так близка каждому из них.

Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников.

Многие из этих работ основаны на исторических фактах, собственных наблюдениях, насыщены многочисленными примерами беззаветного служения своему долгу. В них затрагиваются такие болезненные для медицинского работника вопросы, как этико-деонтологические ошибки, психологические и нравственные аспекты медицинской деятельности. Причины этих ошибок во многом кроются в том, что огромная масса медицинских работников, которая к тому же увеличивается из года в год, не может состоять исключительно из талантливых и одаренных личностей с неиссякаемым источником щедрого душевного богатства. Увы, не столь уж редко приходится сталкиваться с пессимистическим настроем определенной части медицинских работников, которые откровенно выражают неудовлетворенность своей профессией.

Предлагаемая статья имеет целью привлечь внимание как будущих медицинских работников, так и практикующих, особенно молодых, к нравственным проблемам своей профессиональной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, напомним, что даже полностью усвоив программу медицинского вуза, техникума или училища, можно не стать хорошим медицинским работником, ибо знающий медицинский работник и хороший медицинский работник не одно и то же. Современному обществу нужны медицинские работники, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с нравственными принципами медицинской профессии.

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

Целью данной работы было изучение исторических и национальных аспектов медицинской этики и деонтологии методом аналитического обзора научной литературы, а также привлечение внимания медицинских работников к морально-нравственным проблемам своей профессиональной деятельности.

В Европейских странах наряду с термином «врач» широко применялся термин «доктор». Это звание присваивается за научные заслуги, однако докторами нередко называют и практикующих врачей, не занимающихся научными исследованиями [2, 5].

В XVII веке Аптекарский приказ, ведавший в то время постановкой медицинского дела в Российском государстве, определил характер и содержание работы врача: «Дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит и сам не научен, а обтекарь у них обоих повар» [5].

В середине XIX века в России врачами называли лиц медицинской профессии, находящихся на гражданской службе, но в армии долгое время сохранялось официальное наименование «лекарь» [2, 5].

Врачевание, начавшееся с народной медицины и пользовавшееся различными средствами растительного и животного происхождения, совершенствовалось на протяжении всей истории развития медицины. В этом процессе врачу пришлось пройти тернистый путь, прежде чем медицина как специальность обрела прочный научный фундамент.

Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали, позволяющая научно обосновать ту или иную моральную систему понимания добра и зла, совести, чести, справедливости, изменяются в процессе развития и отражают интересы общества.

Нормы и правила общечеловеческого общения существуют на протяжении веков. Они содержат и развивают лучшие моральные ценности человека.

Из основных принципов морали и этики вытекают отличительные особенности профессиональной, в том числе и медицинской, этики. Она представляет собой учение о нравственной ценности поступков медицинского работника и сфере его деятельности [3, 6].

Медицинская этика включает в себя совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга, чести, совести и достоинства медицинского работника [3, 6].

Медицинская этика берет свое начало в глубокой древности. В различные исторические эпохи в зависимости от изменения моральных устоев общества изменялись и этические принципы врачевания. Определенную роль в формировании этических принципов медицины сыграла религия [5].

Профессиональная мораль медицинского работника подчинена целям охраны здоровья и жизни человека. Отсюда и известный этический принцип: » Non nocere » («не навреди»). Медицинская этика требует видеть в пациенте прежде всего больного.

В Женевской декларации (Женевская декларация была сформулирована в 1948 году под эгидой Всемирной медицинской ассоциации как современный вариант «Клятвы Гиппократа») от имени врача, приступающего к профессиональной деятельности, говорится следующее: «Я не допущу того, чтобы соображения религии, национальности, расы, партийно-политической принадлежности или социального положения заслоняли от меня мой долг и моего пациента».

О том же гласят и бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного» [2, 5].

И тем не менее нельзя считать, что профессиональная мораль ставит медицинских работников над временем, над историей. Справедливость и равенство как конкретные понятии медицинской этики предписывают медицинскому работнику гуманно относиться к каждому больному, несмотря на неравенство людей во многих отношениях [3, 6, 11].

Нет другой профессии, которую можно было бы сравнить с профессией медицинского работника по мере ответственности за здоровье, жизнь и судьбу больного человека. Этим и объясняется обилие законодательных актов, наставлений, кодексов и правил, определяющих на протяжении тысячелетий нормы поведения медицинского работника. Конечно, эти критерии в различные исторические эпохи изменялись, но суть оставалась неизменной: требования к физическим, моральным и интеллектуальным качествам медицинского работника, а также к его профессиональной ответственности всегда были особенно высокими. Тот, кто получал это звание, добровольно брал на себя обязанность безукоризненно выполнять эти нормы в течение всей жизни [2, 5].

Для общества совсем не безразлично, кто изберет себе профессию медицинского работника и как он выполняет моральный долг, налагаемый на него этой профессией [3, 6, 11]. С развитием общества менялось положение медицинского работника в нем, возрастали его престиж и авторитет, столь необходимые для осуществления профессиональной деятельности, изменялись также требования к медицинскому работнику и здравоохранению в целом [2, 5].

Однако независимо от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях медицинского работника и больного.

Остановимся на некоторых из этих принципов в их историческом развитии. Среди дошедших до нас бесценных памятников культуры прошлого, отражающих развитие этики и деонтологии в медицине, особого внимания заслуживают древнеиндийские трактаты, сочинения выдающихся врачей и философов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Уже в начальной стадии развития медицинской этики в рабовладельческой (догиппократовский) период формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внешнему и внутреннему облику.

Так, в Месопотамии медицинская этика поддерживалась не только денежным вознаграждением за успешное лечение, но и ответственностью врача в случае неудачного исхода болезни [2, 5].

В Древнем Вавилоне более 2000 лет до н. э. существовал кодекс царя Хаммурапи, в котором наряду с правилами оказания лечебной помощи определялась и оценка работы врачей, плата за различные виды медицинской помощи. Так, параграф 215 этого кодекса гласил: «Если врач производит у кого-либо тяжелую операцию с помощью бронзового ножа и излечит больного или если он снимет у кого-либо бронзовым ножом катаракту, излечив таким образом глаз, он может получить за это десять секелей серебра». Это был очень высокий гонорар, так как 1/30 секеля составляла среднюю дневную заработную плату квалифицированного ремесленника [5, 6].

Большое внимание этике врача уделялось в Древней Индии. В известном индийском трактате «Аюрведа» («Наука жизни»), составленном в VI веке до н. э., в учении древнеиндийских врачей (и прежде всего Сушруты) содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным. Согласно этим древним представлениям, врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять к своим пациентам сострадание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.

В Древней Индии существовали также правила поведения врача по отношению к больным в предоперационном и послеоперационном периодах, к умирающим больным и их родственникам [2, 5, 6].

В Древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил своим ученикам на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения. Она приведена в трактате «Чарака-самхита». «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить. никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному. » [6].

Медицинская этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни [5, 6].

Большое внимание в Древней Индии уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. При этом обязательно учитывались возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Важнейшей обязанностью учителя наряду с профессиональным обучением было воспитание у учащихся чувства любви к истине, смирения и справедливости. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. п. В Древней Индии подготовка врачей осуществлялась специальными наставниками, опытными врачами. Существовал специальный ритуал приема в ученики к врачу. Принимая ученика, учитель-врач говорил: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь. » [5, 6].

Важным считалось соблюдение врачебной тайны: врач не должен был разглашать сведения о больном, а также высказывать сомнения относительно его выздоровления. Чтобы завоевать полное доверие больного, врач обязан был свято чтить семейные тайны.

О глубоком понимании роли профилактики в здоровье человека в Древнем Китае свидетельствует следующее наставление: «Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь, укрепить государство и народы своими советами». Большое внимание наряду с нравственным воспитанием уделялось также совершенствованию врачебного мастерства. С этой целью всячески поощрялись беседы с коллегами, обсуждение со старшими и более опытными врачами сложных заболеваний. Начинающим врачам рекомендовали развивать свою память и мышление [6].

Вместе с тем, нравственные требования к врачу, как и вообще мораль, имели в рабовладельческом обществе классовый характер. Например, в Древней Индии врач не должен был прописывать лекарства тем людям, которые находились в немилости у раджи. Врачу рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого была излечима, от всех же случаев неизлечимых болезней отказываться [6].

В Древнем Китае очень высоко ценился подвиг врача во имя больного. Об этом красноречиво свидетельствует пословица, бытовавшая в те времена: «Спасти одну человеческую жизнь лучше, чем построить семиэтажную пагоду» [5, 6].

В древней персидской медицине важнейшими требованиями, предъявлявшимися врачу, были его широкая образованность, глубокое знание медицины, начитанность, умение общаться с больным, спокойно выслушивать его и добросовестно лечить.

В Персии существовали три категории врачей: «исцелители святостью», «исцелители знанием» и «исцелители ножом». Наиболее распространенной была первая категория врачей, обязанностью которых было не только врачевание в самом прямом смысле, но и умение психологически влиять на больного собственной личностью, своими душевными, нравственными качествами [2, 5, 6].

История медицины свидетельствует о том, что древние медики обучались искусству наблюдения, позволявшему определить болезни в самом начале их развития. Методы их диагностики были невероятно эффективны. Врач был бесконечно внимателен к пациенту и неистощимо терпелив в наблюдениях, что позволяло ему выявлять такие тонкости, которые непосвященному представлялись просто невероятными [2, 5, 8].

Не случайно великие врачеватели прошлого оставили память о себе, которая пережила века. Очевидно, секрет их успеха заключался в сочетании лекарственной терапии или использовании естественных природных факторов с тонким пониманием психологии больного и умением на нее воздействовать.

И все же гуманизм догиппократовской медицины имел ограниченный характер, так как предполагал дифференцированное отношение к больным различных социальных сословий. Необеспеченным, а также безнадежным больным врачи вообще отказывали в помощи [6].

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа. В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали [6].

Величайший врач древности Гиппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией [2, 5, 8].

Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» [5, 6].

Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем [5, 6].

Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении [5, 6].

В течение многих веков «Клятва Гиппократа» являлась мерилом высоких нравственных принципов врача, а основные ее положения не утратили своего значения и в наши дни. Выразив наилучшим образом гуманную сущность медицинской профессии, она оказала большое влияние на развитие врачебной этики в последующем.

На основе заповедей «Клятвы Гиппократа» выпускники медицинских факультетов европейских университетов приносили торжественное обещание. В университетах России было принято так называемое «Факультетское обещание» следующего содержания: «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не омрачать честь сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать по лучшему моему разумению прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам врачам и не оскорблять личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия» [6].

В 1948 году Всемирной организацией здравоохранения была принята «Женевская клятва» врача, в основу которой также положена «Клятва Гиппократа» [2, 5]. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней. Таким образом, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Однако нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д. [6 ].

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Характерно, что и здесь, по мнению Гиппократа, решающим является подчинение взаимоотношений врачей интересам здоровья больного. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь. Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость» [5, 6].

Достойными продолжателями гиппократовского гуманизма были Эрозистрат из Александрии, врачи Древнего Рима и прежде всего Асклепиад, Гален, Цельс, Ар-Рози из Багдада. Они призывали следовать заветам Гиппократа, но, кроме того, дополнительно выдвинули целый ряд нравственных требований к врачу. По их мнению, искусство врача определяется тремя важнейшими факторами: больной, болезнь и качество врача. Победа над болезнью возможна только при условии единства врача и больного. Если больной не содействует врачу в его усилиях и не проявляет воли к выздоровлению, то его организм хуже сопротивляется болезни [2, 5, 8].

Много важных для врачевания рекомендаций этического и психологического характера содержится в трудах великого таджикского врача Ибн Сины (Авиценны), особенно в его знаменитом «Каноне врачебной науки», получившем мировую известность.

Идеи гуманизма в медицине были широко распространены и в России. Врачам предъявлялись строгие морально-этические требования, которые нашли свое отражение в ряде государственных документов. Так, еще Петр I в специальном указе, регламентировавшем врачебную деятельность, повелевал: «. чтобы доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог» [5].

В период развития капитализма медицина как наука и сфера практической деятельности приобретает большое социальное значение. Она превращается в один из важных факторов экономического развития общества. В России в это время получают развитие прогрессивные течения общественной мысли в среде ученых и революционных демократов: М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и других, способствовавших формированию гуманистических идей в медицине [8].

По мнению Н.Г. Чернышевского, труд врача, сохраняя или восстанавливая здоровье человека, является самым производительным, так как он помогает сберечь обществу те силы, которые погибли бы без его забот [6].

Российская дореволюционная медицина дала миру целую плеяду передовых ученых и врачей-демократов, которые на протяжении всей своей жизни неустанно трудились на благо здоровья народа, отдавая этому все свои силы и знания. Своей профессиональной и общественной деятельностью они продемонстрировали верность нравственным идеалам врача и гражданина [8].

Еще первые русские клиницисты С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, Д.С. Самойлович, И.Я. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях врача. Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, С.П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности налагает на него профессия. Русские клиницисты обосновали принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования. Подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивалось в отечественной медицине как норма поведения врача [2, 5, 6, 8].

Ярким свидетельством этого может служить труд прогрессивных земских врачей России. Без всякого преувеличения можно сказать, что наши отечественные земские врачи были образцом высокой нравственности, демократизма и профессионализма. Они завоевали уважение не только у себя на Родине, но и за рубежом. Во многих странах Европы медики пытались заимствовать их методы организации медицинской помощи по участковому принципу в условиях сельской местности, их высокие профессионализм и универсализм, столь необходимые при крайне ограниченной врачебной помощи в царской России [2, 5].

На международных медицинских выставках земская медицина России неизменно завоевывала почетные дипломы. Из среды земских врачей вышло много блестящих ученых-медиков и крупных деятелей отечественной медицины [2, 5].

При этом выбор поведения и моральной оценки, согласно И. Бентаму, представляется лишь делом личного вкуса и интереса. Такая эгоистическая, оправдывающая любые неблаговидные поступки трактовка деонтологии нередко подвергалась справедливой критике.

В деонтологии, отмечает А.Ф. Билибин, формируются те положения, которые касаются сущности врачебной деятельности, ее специфики и становления, и логически обосновываются рекомендации, которыми врачу следует руководствоваться в воспитании у себя врачебного умонастроения по отношению к обществу, к своей профессии, к своим ошибкам и успехам, к товарищам-коллегам и, естественно, прежде всего к больному человеку [6].

Медицинская деонтология, регламентирующая деятельность медика под углом зрения интересов больного, включает в себя различные аспекты его работы, начиная с этических, нравственных принципов и кончая правовыми вопросами в конфликтных ситуациях. В сферу медицинской деонтологии входят вопросы, связанные с лечебной тактикой, взаимоотношения медицинского работника и больного, понятием о врачебной тайне, коллегиальностью медицинских работников и т. д. [6, 11].

Итак, медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных факторов, которыми руководствуются медицинские работники во всех сферах материальной и духовной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества и человека в сохранении и укреплении здоровья.

В советской медицине термин «деонтология» был впервые применен выдающимся хирургом-онкологом Н.Н. Петровым, который раскрыл его содержание и начал широко использовать [10].

На основании указанных соображений вместо более распространенного термина «этика» Н.Н. Петровым был избран термин «деонтология», что позволило ему конкретизировать профессиональные и нравственные качества врача применительно к характеру его деятельности. Принципы медицинской деонтологии в области хирургии, сформулированные в книге «Вопросы хирургической деонтологии», полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Каждый медицинский работник, независимо от его специальности, должен быть знаком как с общей, так и с частной деонтологией. Оба эти аспекта дополняют друг друга и создают единое представление о проблеме медицинской деонтологии в целом.

В условиях технизации медицины, прогресса фармакологии существенно возросло значение принципа «Не навреди». Технический прогресс предоставляет медицинскому работнику возможность более активно вмешиваться в природу, что связано с риском нанести ему вред. Возникает ситуация морального конфликта («не навреди» и «активно вмешивайся»). Как сделать правильный выбор? В любом случае он будет определяться важнейшим нравственным требованием: причинять больному наименьшее зло [3, 6, 11, 12, 13].

Значимость медицинской этики и деонтологии в современный период особенно усиливается под воздействием научно-технической революции с ее процессами дифференциации и интеграции, развитием знаний, когда происходит бурное насыщение медицины аппаратурой и сложной техникой для диагностики и лечения. В связи с этим все более сложными и опосредованными становятся связи между врачом и больным [1, 4]. Создаются, к сожалению, объективные возможности для обесценивания личного подхода к больному. При отсутствии нравственных качеств у медицинского работника эта возможность может превратиться в действительность [3, 6, 11, 13].

Научно-технический прогресс, как известно, не оказал ожидаемого влияния на развитие нравственности общества. Он идет гораздо быстрее, чем эволюция сознания человека, чем изменение его личного и социального поведения [3, 6, 11, 1 3].

Мы слишком долго уповали на технику, в которой искали решение различных жизненных проблем. Поэтому выработанное многими поколениями отношение к альтруизму, представление о гуманизме, милосердии оказалось размытым, а самым тяжелым следствием этого оказалась проблема экологии.

При всем значении научно-технического прогресса начало ХХ I века должно стать концом примата техники. Главное не сила, а ум и сердце. На это обращает внимание и Всемирная организация здравоохранения, указывая, что смыслом существования медицины был и продолжает оставаться больной, хотя в результате увеличивающейся технизации медицины и дробления медицинской науки на множество специальностей появилась тенденция, уводящая от восприятия больного как единого целого.

В последние годы вопросы медицинской деонтологии широко обсуждаются во многих странах. Это, однако, не означает, что морально-этические проблемы не интересовали медицинскую общественность в прошлом. В конце позапрошлого и начале прошлого века в медицинской печати, на Пироговских чтениях неоднократно поднимались вопросы деонтологии.

В газете «Врач» публиковались статьи о конкретных случаях нарушения этики медицинского работника, деонтологических правил. Они получали суровую оценку, не говоря уже о том, что сам факт гласности, благодаря которому врачи России узнавали о таких случаях, не только воспитывал, но и предостерегал [2, 5, 6, 8].

В ряде земских губерний существовали врачебные суды чести, на которых разбирались подобные случаи. О них также оповещалось в медицинской печати. Такие нелицеприятные разборы запоминались врачам на всю жизнь. Нередко врач, подвергавшийся суду чести, был вынужден искать себе новое место работы. И, несмотря на то, что в России врачей было мало, врачу с такой репутацией устроиться было трудно. Передовая медицинская общественность высказывала даже пожелания о необходимости создания деонтологического кодекса [2, 5, 6, 8]. Более того, в некоторых губернских земских организациях разрабатывались правила этики, которые по существу были фрагментами такого кодекса (впрочем, если заглянуть в историю медицины поглубже, можно увидеть, что такие попытки предпринимались еще в эпоху Возрождения и в более древний период развития медицины) [11].

Сама по себе идея создания деонтологического кодекса, в котором были бы сформулированы основные нравственные нормы медицинской этики применительно к современным условиям развития медицины, безусловно, заслуживает внимания. Однако важно подчеркнуть, что в таких кодексах должны преследоваться прежде всего интересы больного, а не интересы частнопрактикующего врача, гарантирующие ему выгодные условия взаимоотношений с врачом [7, 11, 12, 13].

Моральным кредо истинного врача должно быть укрепление здоровья людей, их физическое и психическое совершенство. В системе отечественного здравоохранения деонтология получает все более широкое развитие. В ряде медицинских факультетов и медицинских университетов читают лекции по деонтологии, профильные клинические кафедры обучают студентов основам частной деонтологии. Проводятся научно-практические конференции по деонтологии в практических лечебно-профилактических учреждениях. Вопросы медицинской этики и деонтологии широко освещаются на станицах медицинской печати.

Тем не менее, в обществе существует неудовлетворенность практической медициной, деятельностью многих медицинских работников, что не могло не сказаться на престиже медицины.

В современных условиях, когда в медицинской деятельности широко используются средства научно-технического прогресса, медицинская этика и деонтология как прикладная сфера ее практического применения становятся неотъемлемыми компонентами процесса лечения. Медицинский работник должен всегда помнить, что технизация и специализация в медицине не должны заслонять и умалять личность больного. Медицина была и всегда будет медициной личности, медициной человека.

1. Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников.

2. Врачевание, начавшееся с народной медицины и пользовавшееся различными средствами растительного и животного происхождения, совершенствовалось на протяжении всей истории развития медицины. В этом процессе врачу пришлось пройти тернистый путь, прежде чем медицина как специальность обрела прочный научный фундамент.

Дальнейшие исследования планируется посвятить изучению других вопросов медицинской этики и деонтологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *