Что такое грузопассажирские перевозки авиа
Что такое грузопассажирский рейс?
В последнее время все чаще турагенты слышат от туроператоров уточнение, что тот или иной рейс является грузопассажирским. Но что именно это значит? Почему эти рейсы летают в страны, с которыми закрыто авиасообщение? Что же это за рейсы и почему закрытые Кипр и Тунис все же успешно принимают российских туристов? ЧАТО обратилась за разъяснениями к юристам.
Что такое грузопассажирский рейс?
Каждый такой рейс согласуется отдельно. Разрешение на вылет каждого рейса или нескольких рейсов сразу (но не цепочки рейсов) даются российскими и иностранными компетентными государственными органами.
Обычный пассажир при покупке билета не сможет распознать, на какой именно рейс он приобретает билет. В системах продаж грузопассажирские рейсы никак не обозначены и выглядят точно также как и обычные пассажирские. Однако практически наверняка рейс будет грузопассажирским, если он выполняется в страну, с которой авиасообщение не восстановлено. При этом груз на таких рейсах не перевозится, а летят только пассажиры.
Поскольку разрешение на такие рейсы выдается и согласовывается Росавиацией за несколько дней или часов до вылета, то высок и шанс его отмены. Именно поэтому в небо улетает не каждый заявленный рейс. Например, сегодня 2 июня 2021 года Росавиация отозвала разрешение на выполнение рейса из Москвы на Кипр у авиакомпании «Якутия», которая должна была отвести туристов туроператора TEZ TOUR в Ларнаку. Сейчас туроператор попросил турагентов в срочном порядке оповестить пассажиров о задержке вылета на неопределенный срок, а также отложить прибытие в аэропорт к ранее назначенному времени. Новое время выполнения маршрута будет объявлено позже.
Что такое грузопассажирский рейс для туриста
На заре коронабесия, в марте 2020 года Россия закрыла международное регулярное и чартерное авиасообщение, но при этом грузовые авиаперевозки остались.
Сначала это была небольшая прослойка «сурово воспитанных людей» (по определению М. Захаровой), а к первым подснежникам 2021 года – полетели… все кому не лень.
И на фоне этой «массовки» странно было видеть заботливые лица нашего руководства, вовсю обсуждающего 30-миллиардный бюджет Нацпроекта «Санитарный щит России»…
Неужели они не знали, что пока идёт непримиримая борьба с пирожковыми да чебуречными – четыре московских гавани ежедневно вывозили и принимали обратно тысячи пассажиров вернувшихся из стран, вымирающих от «дельты», «йоты» и «эпсилона»?
Да конечно знали. Знают и сегодня. Всё дело в замечательном «открытии», сделанном благодаря «пандемии»…
А вот для осуществления грузопассажирского рейса авиаперевозчик должен согласовывать каждый рейс! И это – прекрасно!
Прекрасно для «согласователя», но стрёмно для туриста. Ведь в любой момент может очнуться очередной «оперштаб» и отозвать дозволение.
Примеров полно – отменялись рейсы на Кипр, в Тунис, Черногорию, другие страны… А с другой стороны, многие смогли воспользоваться грузопассажирскими рейсами и спокойно улететь на отдых.
Так что если вы верите в свою удачу – добро пожаловать на грузопассажирские рейсы. Цены, например в «закрытый» Тунис – вполне конкурентные.
Росавиация: грузопассажирские рейсы — не для туристов
Федеральное агентство воздушного транспорта недовольно тем, что авиакомпании продают места на грузопассажирские рейсы для организованных групп туристов.
Туроператоры, которые предлагают туры с такими перелетами, названы «недобросовестными».
Ростуризм готовится озвучить свою позицию.
Улететь за границу сейчас и так не просто, но может стать еще сложнее!
Обобщаем факты, мнения и позиции по актуальной теме.
Что, вообще, такое «грузопассажирские рейсы»?
Грузопассажирские рейсы — неологизм, продукт пандемии, появившийся на фоне ограничения регулярных и чартерных перелетов. Однако, грузовое авиасообщение никто не отменял, и российские перевозчики освоили практику перевозки на этих рейсах не только грузов, которых, фактически, нет, но и пассажиров.
Да, хитрость, уловка, при этом — с молчаливого согласия властей.
Разрешение на осуществление таких перелетов выдается и согласовывается на один или цепочку рейсов, но никак не на сезон, за несколько дней или даже часов до вылета. В связи с этим, можно и не улететь. И не улетают, порой.
Грузопассажирские рейсы не имеют какого-то специального обозначения — неискушенному путешественнику их не распознать.
Предполагалось, что пользоваться ими будут обладатели зарубежных паспортов или ВНЖ, рабочих виз иностранных государств, дипломатические работники и граждане иных особых категорий. По факту лайнеры перевозили и перевозят российских туристов в те страны, которые готовы их принимать, но с которыми Оперштаб еще не открыл регулярное авиасообщение.
При этом, не раз уже упоминалось, что грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки организованных туристов. Да, и вообще, туристов. Но перевозят. И, вроде как, все довольны.
Позиция Росавиации
Главное авиационное ведомоство РФ взялось за дело, кажется, всерьёз.
Поначалу перевозчикам пригрозили мерами при выявлении фактов продажи мест на грузопассажирские рейсы рейсы в составе турпакетов. Также Росавиация рекомендовала туристам воздержаться от полетов за рубеж на таких рейсах в рамках организованных туров.
В субботу позиция стала жёстче: сообщают, что и вовсе наложен запрет, согласно которому улететь за границу в страны, с которыми не открыто авиасообщение, будет практически невозможно.
Текст телеграммы, направленной авиакомпаниям:
«Росавиация информирует о том, что планирование и оформление билетов пассажирам на грузопассажирские рейсы по маршрутам в пункты туристических направлений иностранных государств возможно только при наличии решения Оперативного штаба о возможности выполнения таких рейсов и наличия разрешения от авиационных властей иностранного государства.
Указанную информацию прошу довести до подразделений авиакомпаний, являющихся ответственными за реализацию коммерческой и производственной деятельности, и принять меры для исключения формирования загрузки и оформления билетов на рейсы в туристических целях без наличия соответствующего решения оперативного штаба».
В декабре 2020 года отечественные авиакомпании уже получали от агентства предупреждение о том, что грузопассажирские рейсы за пределы РФ не предназначены для перевозки организованных групп туристов. Кое-какие коррективы тогда в полётные программы были внесены, но, как показала практика, это не сильно напугало туроператоров.
Вопрос: касается ли нынешняя позиция Росавиации исключительно туроператоров или и самостоятельных путешественников тоже?
Тут уместно будет вспомнить о документе, о котором мы писали в конце апреля. В нём, помимо всего прочего, вице-премьер Татьяна Голикова даёт поручение Минтрансу и Росавиации совместно с авиакомпанией Аэрофлот «разобраться в ситуации, связанной с массовой продажей авиабилетов в иностранные государства, решения по которым о возобновлении авиасообщения Правительством Российской Федерации не приняты».
Взялись не только за Аэрофлот, похоже.
Вероятнее всего, цель всё та же: приструнить туроператоров, которые продают «пакеты» в «закрытые» государства. В первую очередь, на Кипр и в Тунис. Соответственно, более чем вероятно, что туры в эти страны, которых предлагалось много и отовсюду, будут отменены или перенесены. Со всеми вытекающими неудобствами и мытарствами как для туристов, так и для продавцов. И на этом Росавиация успокоится.
Хотя, может, мы и недооцениваем нынешний расклад, и он куда серьёзнее, чем в декабре 2020-го.
В нынешнем послании авиаперевозчикам нет конкретики именно про пакетные туры. Есть прямое указание: туристам на грузопассажирские рейсы билеты не продавать! Стало быть, требовать весомые основания для вылета в государства, полёты в которые Оперштаб не одобрил официально.
Поскольку, как мы уже говорили выше, грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки и самостоятельных туристов тоже.
Очевидно, что сейчас лучше повременить с бронированием туров в те страны, с которыми нет официально открытого авиасообщения. А именно: на Кипр, в Тунис, возможно, в другие страны.
При покупке авиабилета нужно внимательно следить за ситуацией, связанной с предстоящим перелётом, на случай возможной отмены.
Возможные сценарии развития событий
Порталу TourDom.ru стало известно, что Ростуризм готовит ответ Росавиации. Заявление Зарины Догузовой ожидается в понедельник, 7 июня. Будут ли приняты меры к отдельным туроператорам, как того требует смежное ведомство? Сможет ли турбизнес отстоять определенные позиции, и без того пошатнувшиеся из-за пандемии?
Пока же Ростуризм только слегка «погрозил пальчиком» туроператорам и напомнил им об ответсвенности.
Вероятность того, что Федерального агентства договорятся, существует. Однако, TUI, например, уже предпринял меры в соответствии с выдвинутыми требованиями: отменил чартерную программу на Кипр до 30 июня. Думается, это не станет единичным случаем: придется сворачивать поездки туристов, дабы не попасть под какие-то жесткие санкции.
Худший вариант — у авиакомпаний может быть отозвана часть допусков на выполнение международных перелетов. Полного запрета, конечно, не произойдет, но ограничить — вполне. Поговаривают, что с 19 июня число грузопассажирских рейсов может быть сильно урезано.
В любом случае, по мнению эксперта авиаотрасли, ситуация не должна привести к невозможности вернуться на родину тем туристам, которые уже вылетели за границу.
Что с официальным открытием авиасообщения?
Где здесь правда, мы не берёмся рассуждать. Понятно, что в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта выступает в роли рупора, выполняя решения властей. Неслучайно же до сегодняшнего дня нет официального возобновления полётов на Кипр, в Черногорию, гостеприимно распахнувших двери для туристов из России.
В июне делегация Министерства туризма Кипра должна посетить Москву. Основная цель визита ясна и понятна — переговоры о полноценном запуске авиасообщения.
Какая-то ясность, возможно, наступит в ближайшие дни. Или не наступит. Пока же опять сплошные догадки и недопонимание. Очередное. Оно стало часто у нас появляться в последнее время, когда российские ведомства принимают решения касательно туристической сферы. Хотя, может, кому-то они и кажутся логичными.
А еще — невозможность строить планы на отпуск за пределами России. А лето — оно, кстати, не вечное.
Ладно… Доживем до понедельника.
Вы уже подписались на наш Telegram канал?
Так вы точно не пропустите ни одну из наших новостей. Будьте всегда в курсе последних акций, скидок, специальных предложений на авиабилеты, туры, и отели!
Жмите на логотип Telegram! Мы будем вам там рады!
Перевозки грузопассажирскими рейсами в другие страны ограничат. Кого это коснется и что будет с ценами?
О каких рейсах речь?
Ростуризм уведомил туроператоров о возможном аннулировании допусков авиакомпаний на выполнение грузопассажирских рейсов. Поводом для аннулирования допуска может стать факт перевозки тургруппы в страны, с которыми официально не возобновлено авиасообщение.
Росавиация предупредила об этом и сами авиакомпании. А в обращении к туристам ведомства подчеркнули, что речь прежде всего идет о турах на Кипр и в Тунис, которые активно продают операторы.
«В настоящее время с целым рядом стран, включая Кипр и Тунис, регулярное авиасообщение не возобновлено. По данным направлениям осуществляются только грузопассажирские рейсы, которые не предусмотрены для перелетов с туристическими целями. Мы понимаем желание туристов отдохнуть, а бизнеса — работать. При этом мы просим и туристов, и бизнес учитывать все сопутствующие риски. Турист рискует частично или полностью не получить ту услугу, за которую он заплатил, а бизнес, соответственно, рискует получить убытки и не оправдать доверие людей. Ростуризм и Росавиация рекомендуют туристам тщательно выбирать направления для путешествий с учетом данных рисков», — отмечается в сообщении.
Сейчас в ряд стран разрешены нерегулярные грузопассажирские рейсы, которые могут осуществлять перевозку только определенных категорий пассажиров: иностранцев, возвращающихся домой соотечественников и тех, кто летит за воссоединением с семьей, лечением или по работе. Эти рейсы запрещено включать в турпакеты.
«При осуществлении покупки турпутевки с авиабилетом за рубеж просим учитывать, что авиакомпании при выполнении нерегулярных грузопассажирских рейсов не могут осуществлять перевозку организованных групп туристов. Настоятельно рекомендуется воздержаться от полетов за рубеж на указанных рейсах с целью отдыха в рамках организованных туров», — добавляют в Росавиации.
То есть, например, из Екатеринбурга на Кипр уже есть прямые рейсы от авиакомпании «Россия». В середине июня их запустит «Победа». Эти рейсы как раз относятся к грузопассажирским. Билеты на них не могут продавать в пакетных турах.
И что теперь будет?
Сейчас грузопассажирские рейсы в закрытые страны, по словам члена правления Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, авиакомпании начали аннулировать. А те, кто этого не сделает, будут осуществлять их на собственный страх и риск. «В обращении Росавиации и Ростуризма довольно четко все проговорено, его сложно как-то двояко толковать. Дальше решение принимают сами компании», — поясняет Михаил.
Например, 5 июня из Екатеринбурга рейс в Ларнаку отменила авиакомпания NordWind. Часть пассажиров на этом рейсе были туристы оператора Pegas Touristik.
По данным Aviasales, которые публикует издание «Газета.Ru», туры в закрытые страны продавали «Библио Глобус» и Tez Tour.
Кроме того, как рассказали изданию участники рынка, в текущей ситуации пострадают и самостоятельные туристы — из-за сокращения числа рейсов вырастут цены. Так, по данным источника в одном из союзов туроператоров, еще 4 июня билет на рейс в Ларнаку стоил в среднем 50 тыс. руб., то 7 июня — уже 100 тыс. руб. Помимо Кипра и Туниса запрет коснется и других востребованных направлений — Болгарии и Черногории, уточняет источник «Газеты.Ru».
Как не попасть в ситуацию, когда за день до вылета тур аннулируют?
Если рейс аннулировали, то авиакомпании полностью и без штрафов должны напрямую вернуть деньги самостоятельным туристам, организованным — через туроператора. Но в случае, если туроператор понес иные расходы — например, на бронирование отеля, предоплату экскурсионной программы или трансфера из аэропорта к месту отдыха, — он может удержать часть стоимости тура.
Как объяснил 66.RU Михаил Мальцев, чтобы не попасть в ситуацию, когда за день до вылета ваш тур отменяют, нужно сделать два шага:
Найти список стран, с которыми возобновлено международное авиасообщение, можно на сайте Росавиации. В него вошли:
Также в ряд стран авиасообщение запустят в ближайшие дни.
Полный список стран, открытых для российских туристов. Куда можно улететь и что для этого нужно
Вам понравилось? Еще больше классных новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!
Авиабилеты за границу: какие, когда и почем
Авиабилеты за границу: какие, когда и почем
Еще один раз пну заколебавшую уже всех тему авиабилеты за границу.
У меня такое ощущение, что достопримечательности, хорошие пляжи или достойные места для остановки на ночь — никого уже не интересуют.
Обещаю, что пишу про это в последний раз.
Какие авиабилеты искать и покупать
Куда-нибудь на острова я покупаю билеты туда и обратно.
Мой отдых зафиксирован временными рамками и местоположением. С острова, как с подводной лодки, никуда не деться.
Для поездки в Европу я ищу и покупаю билеты только в одну сторону.
Почему:
а) Мои планы могут поменяться, и я могу улететь домой из другого города/страны, проехав на машине 2 часа.
б) Поменяться планы могут и у авиакомпании. Отменят например обратный рейс, и придется покупать новый билет.
в) Могут измениться цены на билеты: в период моего пребывания в Европе откроют дополнительные рейсы — цены упадут.
г) Может произойти что угодно, так что и обратный билет не понадобится.
За сколько до поездки бронировать авиабилеты
Я ищу и покупаю билеты максимум за неделю до предполагаемой поездки за границу.
А в большинстве случаев покупаю за день до вылета.
Поэтому мне не ведомы проблемы большинства, с отменами, переносами, возвратами денег за отмененные рейсы.
Даже купив билеты за неделю, я могу изменить свои планы и не полететь по разным причинам.
На этот случай сейчас у Аэрофлота и S7 есть опция перенос даты и маршрута забронированного перелета. С доплатой конечно.
Лучше я куплю авиабилеты по дешевому невозвратному тарифу, и доплачу потом за изменение даты и полета.
Была в Хорватии плохая погода в начале мая — изменил свой билет на полет в Вену на конец мая по делам.
Плюнул на путешествия, так как полно дел по подготовке к переезду в Европу — изменил Афины опять же на Вену.
Регулярные или грузопассажирские рейсы
Регулярные рейсы за границу для самостоятельных туристов ничем не отличается от грузопассажирских.
Это отличие касается только пакетников и турфирмы, всвязи с запретом властей возить пакетников на грузопассажирских рейсах.
Грузопассажирский рейс — это замаскированный под перевозку груза самолет. Просто загружают в грузовой отсек самолета больше картошки.
Мы этими рейсами летаем с июня 2020 года, и не жалуемся на картошку под полом.
Еще одно отличие: разрешение для грузопассажирского рейса запрашивается перед каждым полетом.
Тем не менее отменить, перенести в РФ могут как грузопассажирский, так и регулярный рейс (привет Турции, куда были регулярные рейсы).
Осознавайте в какой время мы сейчас живем.
Дешевые авиабилеты за границу
Забудьте про дешевые авиабилеты — их больше не будет.
Туризм за границу в настоящем — это не дешевое и не простое удовольствие как до ковида.
Купив в июне 2021 какие-то дешевые авиабилеты на новый год 2022, — вы дали авиакомпании бесплатный кредит.
Я уже не раз писал об этом. Пишу в последний раз — мне пофиг чьи-то попадания на деньги по глупости.