Что такое ецб и фрс
научная статья по теме СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕЦБ И ФРС Экономика и экономические науки
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕЦБ И ФРС»
Сравнительный анализ ЕЦБ и ФРС
магистр экономических наук, аспирантка кафедры мировой экономики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1; e-mail: russia@prescopus.com)
Аннотация. Не смотря на множество различий ФРС регулирует движение одного из важнейших международных финансовых центров и играет роль одного из важнейших центров финансового регулирования. В статье приведён ряд функций, осуществляемых данными организациями которые обуславливают различия между ними, но также ЕЦБ и ФРС сходны по своей организации и структуре, чем и обусловлен ряд выводов автора. Представлена карта региональных отделений ФРС.
Abstract. Despite the many differences IFRS regulates the movement of one of the most important international financial centers and plays the role of the most important centers of financial regulation. The article contains a number of functions carried out by these organizations which determine the differences between them, but also the ECB and the IFRS are similar in their organization and structure, and this is due to this fact author provides a number of conclusions. It is presented an art of regional offices of fRs.
Ключевые слова: Европейский центральный банк, Федеральная резервная система, денежно-кредитная политика.
Keywords: European Central Bank, Federal Reserve System, monetary policy.
Первый Центральный банк возник в 1668году, им стал Шведский Риксбанк, но повсеместное распространение и современное значение они приобрели в последние десятилетия двадцатого века. На этом фоне Федеральная Резервная Система (ФРС) является относительным новичком, ведя своё существование с 1913 года.
Структура ЕЦБ и ФРС
1 июня 1998 года, Исполнительный Совет Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) провёл свою первую встречу во Франкфурте. Шесть месяцев спустя ЕЦБ берет на себя ответственность за денежно-кредитную политику Еврозоны, осуществляю таким образом план валютного союза, озвученный двумя десятилетиями раньше.
New York Philadelphia
¿Легка эпО Нэ’еиН вге рзП аГШв 5оп Ггапс1«с(? Б1«1т1с4
Рис. 1. Карта региональных отделений ФРС.
Источник: «Федеральная Резервная Система США» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stock-list.ru/frs-usa.html Дата обращения: 03.01.2014.
Еврозона является уникальным образованием. Двенадцать суверенных государств не только приняли единую валюту Евро, но также создали наднациональную организацию (ЕСЦБ). В дальнейшем эта организация, представленная
главами национальных ЦБ стран членов, устанавливала валютную политику для еврозоны. Сто лет назад закон о ФРС (23 декабря 1913 г) создал ЦБ для США, который представлял из себя 12 региональных Федеральных резервных
банков (обеспечивали банковские услуги для депозитных учреждений и федеральных правительств) и совет управляющих, состоящий из 7 человек, которые назначались президентом США (см. Рисунок 1).
Европейская Система Центральных банков (ЕСЦБ) представляет собой наднациональный орган финансового регулирования, который
объединяет Европейский центральный
банк(ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 28 стран — членов Евросоюза (см. Рисунок 2). В свою очередь 12 районов ФРС, в отличии от национальных центральных банков Евро-системы, не соответствуют политическим единицам
Е = г 11 кс-б р И» ь и г Ирландия НиДЕрЛЕНДЫ
Германия Бельгия ЧЕК И а
Венгрия Австри; Ру I ■ ы н и я
СЛСЕЕНИЯ Кор Е ЭТИS
Рис. 2. Страны-члены ЕС с 2013 года.
Источник: «Хорватия стала 28-ой страной Евросоюза» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.euronews.com/ 2013/07/01/сгоэйэ-celebrates-as-it-becomes-the-european-union-s-newest-member/ Дата обращения: 20.07.2014.
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Члены Совета назначаются президентом Соединённых Штатов Америки и должны быть утверждены Сенатом. Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель, которые также избираются президентом из членов совета управляющих также с согласия Сената1.
В Европе правительства всех стран-членов должны дать своё согласие на назначение Совета управляющих. В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ, и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону. Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками.
Федеральный резервный акт и Маастрихтское соглашение кратко описывают необходимые условия для права избираться в соответствующие советы. Закон о Федеральной ре-
1 Who are the members of the Federal Reserve Board, and how are they selected? [Электронный ресурс] Режим доступа: Дата обращения: 12.08.2013.
зервной системе отмечает следующее, что «при выборе представителя каждого штата, президент должен руководствоваться принципом равновесия в представлении финансовых сельскохозяйственных промышленных коммерческих интересы, и географических границ страны».
В то время как Маастрихтское соглашение просто заявляет, что «только граждане государств-членов могут быть представлять интересы Совета Управляющих» (Статья 109 а). В дальнейшем была озвучена необходимая квалификация членов Совета Директоров, утверждая, что они должны быть «лицами, зарекомендовавшими себя с профессиональной точки зрения в финансовой или банковской деятельности2.
На практике мы можем видеть, что требования по региональной принадлежности не всегда жёстко соблюдаются. Взять к примеру Бена Бернаке и Дональда Кона, которые представляли Атланту и Штат Канзас соответственно. Бен Бернанке родился в Грузии и до момента избрания не жил и не работал в этом регионе, в то
2 Treaty on European Union and treaties establishing the European communities (protocols) 07/02/1992 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurotreaties.com/maastrichtprotocols.pdf Дата обращения: 12.08.2013.
время как Дональд Кон работал Федеральном резервном банке Канзаса с 1970-х гг.
В свою очередь назначение в Совет Директоров ЕСЦБ, предполагает наличия национального многообразия. Учитывая то что мест в
несколько раз меньше чем стран, мы можем быть абсолютно уверены, что невозможна такая ситуация, что в Совете окажется два человека из одной страны (См. Таблица 1).
Совет Директоров ЕСЦБ (1998-2014 гг.)
Год Президент Вице-президент Остальные члены совета д иректоров
1998 Вим Дуйзенберг (Нидерланды) Кристиан Нуайе (Франция) Сиркка Хамалайнен (Финляндия) Евгенио Доминго Соланс (Испания) Томмазо Падоа-Скьоппа (Италия) Отмар Иссинг (Германия)
2002 Лукас Пападимос (Греция)
2003 Жан-Клод Трише (Франция) Гертруда Тумпель-Гугерель (Австрия)
2004 Жозе Мануэль Баррозу (Испания)
2005 Лоренцо Бини Смаги (Италия)
2006 Юрген Старк (Германия)
2010 Витор Констанцио (Португалия)
2011 Марио Драги (Италия) Питер Прайет (Бельгия)
2012 Бенуа Кере (Франция) Иорг Асмуссен (Германия)
2013 Ив Мерш (Люксембург)
Источник: составлено автором по материалам сайта European central bank [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ecb.int Дата обращения: 20.07.2014.
Все члены Совета Директоров ЕСЦБ имеют за плечами большой опыт работы в центральных банках своих стран. Следует учесть это эти люди не только представляют интересы своих стран, но и являются опытными банкирами и экономистами в своих странах. Чего м ы не можем сказать о всех членах Совета ФРС1.
Члены совета Управляющих ФРС назначаются на 14 летний срок, что почти в два раза больше чем для Членов Директоров ЕЦБ, где срок равен восьми годам. В обоих случаях избрание на второй срок недопустимо. Однако в случае с ФРС срок назначения может быть увеличен, если кандидат ушёл с должности до окончания срока, человек, который его заменил может затем избраться повторно вновь на 14 лет. Так Алан Гринспен избранный в 1987 году, заменивший должность ушедшего Пола Волкера, был вновь избран уже на 14-летний срок в 1992 году.
Председатель и вице-председатель Совета управляющих ФРС избираются на 4 летний срок, который может быть продлён по согласованию Президента и сената. В свою очередь президент и вице-президент Совета директоров ЕЦБ избираются на 8 лет лишь однократно.
Сроки членов Советов избираются дифференцированно, чтобы обеспечить непрерывность работы, так как выборы бывают довольно продолжительными, и часть бывает, что образуется сразу несколько свободных мест. Ниже представлены текущие представители Советов ФРС и ЕСЦБ. (См. таблица 2 и 3).
Задачи Центральных банков
Помимо проведения денежно-кредитной политики, Центральные банки имеют множество других задач, которые в своём большинстве так или иначе связаны с функциями денежно-кредитной политики. В общей сложности обязанности ФРС и ЕСЦБ похожи, но есть и ряд ключевых отличий (См. таблицу 4).
Оба Центральных Банка имеют монопольное право на осуществление эмиссии банк-
1 Board of governors of the Federal Reserve System [Электронный ресурс] Режим доступа: www.federalreserve.gov/bios Дата обращения 08.01.2014.
нот для своих экономик. В США банкноты официального резерва производятся в Бюро США по Гравировке и Печати (Bureau of Engraving and Printing), под контролем Совета Управляющих. В дальнейшем эти банкноты продаются федеральным банкам страны, не по номинальной стоимости. Производство осуществляется лишь в 2 регионах: Форт Уэрт (Техас) и Вашингтон (Округ Колумбия). В ЕС за производством и распределением банкнот следит ЕЦБ.
Ни ЕЦБ, ни ФРС не несёт ответственности за курсовую политику стран. Этот вопрос в ЕС делегирован Совету по экономическим и финансовым вопросам, однако все решения должны согласовываться с ЕЦБ, а в
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
ЕЦБ и ФРС: заботы европейского и американского Центробанков
Два важных события произойдут в ближайшие дни, которые повлияют на мировую денежную политику. Сегодня, 12 сентября во Франкфурте состоится заседание Совета управляющих Европейского ЦБ.
Вступающая в должность главы Европейского центрального банка Кристин Лагард приступает к новой работе в период повышенной неопределенности в экономике, как в Европе, так и во всем мире.
Великобритания планирует покинуть Европейский Союз. Отрасли, ориентированные на торговлю в Европе, сталкиваются с еще большей неопределенностью из-за торгового конфликта между США и Китаем. Экономические данные продолжают ухудшаться, и Германия и Великобритания балансируют на грани рецессии.
В то время как торговая война продолжает сдерживать рост экономики, инструменты центральных банков остаются неэффективными в борьбе с последствиями повсеместной неопределенности, которая сказывается на инвестициях в бизнес, найме и потреблении.
Помимо торговли, ЕЦБ считает, что фундаментальные проблемы и препятствия на пути роста гораздо глубже и, как таковые, требуют структурных реформ и мер стимулирования бюджетной политики, повышающих производительность.
Во время слушаний в Европарламенте в среду Лагард сказала, что работа требует как приверженности основному мандату для поддержания стабильности цен, так и «ловкости», чтобы найти новые способы решения непредвиденных проблем.
Лагард выразила поддержку экстраординарным мерам Европейского центрального банка, таким как покупка облигаций и отрицательные процентные ставки.
ЕЦБ устанавливает ориентиры процентных ставок и контролирует банки для 19 стран-членов ЕС, которые используют евро в качестве валюты. Его политика оказывает широкое влияние на инфляцию, занятость, стоимость бизнес-займов и цены на активы, такие как акции, облигации, валюты и недвижимость.
Лагард не экономист, хотя она разбирается в финансах будучи бывшим министром финансов Франции и главой МВФ.
Федеральная резервная система проведет совещание 18 сентября, чтобы решить, что делать с процентными ставками. Данные NFP (Nonfarm Payrolls), опубликованные в конце прошлой недели, были смешанными, и некоторые наблюдатели рынка оценили их как признак ослабления экономики.
Рост заработной платы в августе был слабым, но все-таки ростом. При этом предыдущие месяцы были пересмотрены в сторону понижения, что указывает на снижение темпов приема на работу (с ежемесячного прироста рабочих мест с 223 тыс. в 2018 году до 158 тыс. в этом году). Частный сектор демонстрирует широкие признаки замедления темпов роста частных зарплат, достигших минимума нового цикла. Еще один широкий индикатор слабости рынка труда — неполная занятость, зафиксированная в августе, указывает на то, что спад на рынке труда может возрасти. Если неполная занятость продолжит расти в ближайшие месяцы, это будет предвещать приближающееся ослабление рынка труда и дальнейшее замедление экономических условий. В целом, рост заработной платы явно замедляется, что идет в ногу с базовой слабостью экономики. Сдержанные намерения по капитальному вложению, подрыв деловой уверенности становится негативным давлением на производственный сектор.
Слабости, обнажаемые торговой войной, влияют на чувствительные к торговле сектора. В производстве отмечен слабый найм, что оказывает пагубное влияние на инвестиции в бизнес.
Пока продолжающееся сокращение капитальных расходов и динамика рецессии в производственном секторе еще не полностью проникли в сектор услуг или потребление. Но это очень реальный риск, которого следует избегать, поскольку частное потребление продолжает поддерживать экономический рост.
Опасаясь сбоев на рынке, Европейский центральный банк и Федеральная резервная система, скорее всего, примут в этом месяце дополнительные меры стимулирования.
Оба центральных банка имеют одинаковую задачу: долгосрочная стабильность цен и устойчивый рост экономики.
В то же время, Федеральный резерв США несколько отличается от мировых центральных банков в определении приоритетов как цен, так и занятости, что стало частью его мандата в 1978 году благодаря Закону Хамфри-Хокинса. Мандат для ЕЦБ, с другой стороны, заставляет его беспокоиться только об инфляции.
Стратегия повышения процентных ставок ФРС с 2015 года оказалась оправданной. По сравнению с Европой, экономика США сегодня является одним из самых ярких мировых пятен.
В настоящее время ФРС ясно заявляет о своем намерении расширить экономическую экспансию. Этого от него и ожидают рынки. Рынки верят ЕЦБ и ФРС настолько сильно, что их материальный отказ оправдать такие ожидания, скорее всего, приведет к всплеску волатильности. В надежде удержать риск от такой волатильности, два центральных банка будут вынуждены еще более ослабить денежно-кредитную политику, сначала 12 сентября, когда ЕЦБ продолжит снижать ставки на отрицательную территорию и возобновит покупку активов, затем 18 сентября, когда ФРС снова снизит процентные ставки, забыв о своем обещании действовать «в соответствии».
Бен Бернанке, бывший председатель ФРС, в августе 2010 года вывел уравнение отношения между центральными банками, экономикой и рынками. Смягчение денежной политики центрального банка вряд ли будет чем-то большим, значительным и устойчивым для стимулирования экономической активности. Использование финансовых активов для усиления эффекта благосостояния слишком неэффективны, чтобы существенно повлиять на экономическую активность.
Второе, цены на активы должен формировать рынок. Способность центральных банков обеспечивать более высокие цены на активы еще больше отделяет рынки от основополагающих факторов.
Третий взгляд еще более пессимистичен. Основываясь на втором, дальнейшее ослабление политики не имеет положительного экономического эффекта, а также подрывает институциональное доверие и ведет к раннему использованию мер, которые потребуются, если США попадут в рецессию.
Учитывая высокую вероятность того, что как ЕЦБ, так и ФРС примут меры стимулирования в этом месяце и далее, инвесторы должны учитывать последствия и удвоить усилия по расширению контроля над рисками. Инвесторы должны понимать, что они больше не смогут полагаться на подход, который в течение нескольких лет, позволяя им обойти экономическую слабость: делать ставку на готовность и способность центральных банков подавлять финансовую нестабильность и повышать цены на активы.
ФРС и ЕЦБ решили сами определять свои цели и задачи
Жрецы забытого божества
Двадцать лет назад полномочия центральных банков были жестко ограничены, а их руководители крайне консервативны. Они больше заботились об инфляции, чем о гражданах, и были непоколебимы. Но, как заявил в 2000 году будущий управляющий Банка Англии (BOE) Мервин Кинг, подобный подход был ошибкой. Финансовый кризис 2008 года лишь подчеркнул это.
С тех пор руководители центральных банков перешли к разработке новых инструментов для борьбы с возникающими проблемами и потенциальными угрозами. Тем не менее многие втайне мечтали вернуться к старым добрым временам осторожного консерватизма (серьезно относящегося к финансовой стабильности).
Но недавние заявления Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка говорят о том, что пути назад нет. Центробанки теперь стремятся взять на себя ответственность за политические цели, от которых они раньше уклонялись, в частности, борьбу с неравенством и изменением климата.
Так, ФРС ранее объявила, что теперь будет ориентироваться на максимальную занятость, а не на «отклонения». По словам председателя регулятора Джерома Пауэлла, основной причиной таких изменений стало осознание того, что ограниченный рынок труда приносит пользу общинам с низким доходом и этническим меньшинствам. Только при очень низком совокупном уровне безработицы те, кто находится на периферии рынка труда, получают выгоду в виде доступа к рабочим местам и более высокой заработной плате.
Политики давно знают, что экономика с высокой занятостью приносит пользу неквалифицированным рабочим и представителям национальных меньшинств, а ФРС обладает двойным мандатом Конгресса на достижение как стабильности цен, так и полной занятости. Новинкой является то, что вместо определения собственных задач в чисто макроэкономических терминах ФРС выразила готовность принять участие в коллективных усилиях по борьбе с бедностью.
Причина, как объяснили в самой ФРС, заключается в том, что регулятор решил прислушаться к мнению граждан и убежден в преимуществах низкой безработицы. Но еще недавно ФРС гордилась тем, что была изолирована от политики и поэтому регулятор не прислушивался к гражданам.
ЕЦБ еще не представил свою политику в полном объеме. Но можно ожидать, что на аналогичные решения европейский регулятор не решится. В то время как ФРС может рассматривать более высокую инфляцию в Колорадо как приемлемую плату за ограниченный рынок труда в Миссисипи, ЕЦБ не может действовать таким же образом. Европейские страны не заинтересованы в подобной солидарности. Вместо этого европейские центральные банки все чаще высказываются в поддержку действий по борьбе с изменением климата.
Для ЕЦБ в таких действиях нет ничего нового. В знаковой речи 2015 года тогдашний управляющий Банка Англии Марк Карни подчеркнул риски для финансовой стабильности, связанные с изменением климата, и ответственность, которую это налагает на регулирующие органы. Это понимание сделало климатические риски одним из приоритетов для надзорных органов.
Но сегодняшние европейские Центробанки идут дальше. Президент ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что намерена изучить все возможные пути борьбы с изменением климата.
Одним из вариантов является выбор «зеленых» активов. Отдать им предпочтение, значит отойти от рыночной нейтральности, обеспечивающей максимальную эффективность денежно-кредитной политики. Это также превратит ЕЦБ в лоббиста политики, для которой у него нет полномочий, кроме общего положения, согласно которому центральный банк поддерживает политику Европейского Союза при условии стабильности цен.
Консервативно настроенные экономисты с подобным подходом категорически не согласны. Джон Кокрейн из Института Гувера (который не отрицает изменения климата) обвиняет ЕЦБ в самоопределении своей миссии. Президент Бундесбанка Йенс Вайдманн также не испытывает по этому поводу энтузиазма. И даже ФРС гораздо более осторожна, чем ее европейский коллега, в отношении активных действий в вопросах борьбы с изменением климата.
ФРС и ЕЦБ не случайно выходят на новый для себя уровень. Поскольку вопрос инфляции неактуален, по крайней мере временно, регуляторы не хотят стать «жрецами забытого божества». Их квазипараллельные шаги указывают на тектонические сдвиги, которые в настоящее время затрагивают гражданское общество и иллюстрируют стремление независимых политических институтов ориентироваться на социальные предпочтения, чтобы сохранить свою легитимность.
Учётная ставка ЦБ: что нужно знать каждому
Среди экономических новостей, в наибольшей степени влияющих на рынки, особое место занимают заседания центральных банков, посвящённые изменению учётной ставки. К этой информации традиционно приковано внимание инвесторов. Что такое учётная ставка и почему она так важна, читайте далее.
Для большего понимания темы рекомендую посмотреть мой небольшой видеообзор о принципах работы Федеральной Резервной системы США.
Как работает учётная ставка
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Любая здоровая экономика характеризуется постепенным ростом денежной массы. Эта особенность заложена в природе прибавочной стоимости. Проблема в том, что иногда денежная масса растёт намного быстрее, чем производство, из-за чего образуются «финансовые пузыри», а покупательная способность национальной валюты падает. Чтобы не допускать этого, центральным банкам приходится контролировать ситуацию. Основной метод такого контроля – изменение учётной ставки.
Под учётной ставкой центрального банка понимается минимальная процентная ставка, по которой он выдаёт краткосрочный кредит коммерческим банкам. Параллельно это максимальная ставка, по которой коммерческие банки могут временно разместить свободные средства на депозите центробанка. Источник прибыли банков – разница между учётной ставкой и тарифами по кредитам, которые они выдают организациям и населению.
Как правило, основным показателем финансовой системы, влияющим на учётную политику центрального банка, является уровень инфляции. Ошибочно думать, что сама по себе инфляция – однозначное зло для экономики. Источник инфляции – эмиссия денежной массы центральным банком, служащая для покрытия так называемого кассового разрыва. Причина его – временной лаг между плановыми поступлениями платежей по выданным кредитам и займам с одной стороны и необходимостью финансирования бюджетных расходов, отчислений на обязательные резервы и т. д. – с другой.
С низкой учётной ставкой связано понятие «дешёвые деньги». Это состояние экономики, для которого характерен высокий спрос на кредиты, обслуживание которых не требует пересмотра привычных статей расходов. Активно развивается бизнес, в торговле наблюдается потребительский бум. Несколько упрощённо этот процесс можно представить в виде следующей схемы.
Вначале коммерческий Банк-1 берёт кредит у ЦБ. Эти средства он может использовать для срочных платежей по поручениям своих клиентов, выдачи кредитов и т. д. При совершении платежей деньги поступают на счета других банков, в связи с чем у них возникают избыточные резервы (ИР). Часть сумм (например, 10%) идёт на пополнение обязательных резервов (ОР), а остальное используется на текущие операции. В процессе денежного обращения объемы ИР постепенно снижаются, но в целом намного превосходят исходный кредит Банка-1. Количественная оценка этого превышения использует понятие денежного (называемого также банковским) мультипликатора (ДМ). Он равен отношению денежной массы к денежной базе.
Приблизительно ДМ можно представить как отношение сумм безналичной и наличной эмиссии центробанка. Чем выше этот показатель, тем сильнее «перегрев» экономики и рост инфляции, тем скорее образуется кредитный «пузырь». Чтобы не допустить этого, ЦБ вынужден постепенно повышать учётную ставку. В зависимости от её величины развитая рыночная экономика переживает цикл, состоящий из четырех стадий общей продолжительностью в среднем 10–12 лет: ранняя, средняя, поздняя стадии роста и рецессия. При этом рецессия является не столько проявлением «кризисов перепроизводства», сколько нормальной реакцией на дорожающие кредиты.
Для инвестора важно вовремя почувствовать смену этих стадий, чтобы перебалансировать портфель в пользу активов, ведущих себя лучше рынка. Так, по данным Fidelity Brokerage Services, при «перегреве» экономики США на поздней стадии роста раньше других начинает падать IT–сектор. На стадии рецессии заметно лучше рынка выглядят сектора здравоохранения и потребительских товаров и услуг первой необходимости (питание, одежда, коммуналка). При выходе из кризиса начинается бурный рост производства, поэтому инвесторы активно покупают бумаги машиностроительных отраслей.
Электронные платёжные системы: преимущества и риски для инвестора
Электронные платёжные системы – плюсы и минусы
Учётная ставка влияет на доходность государственных облигаций. С ее повышением рыночная доходность облигаций с постоянным купоном, находящихся в обращении, также растёт. Это объясняется тем, что ожидаемые новые выпуски будут иметь более высокий купон. Соответственно, падает спрос на уже выпущенные облигации, и они дешевеют, что с учётом неизменной доходности к погашению автоматически повышает их текущую доходность.
Наибольший интерес для инвесторов представляет учётная политика четырёх регуляторов, оказывающих влияние на мировую финансовую систему: ФРС США, ЕЦБ, Банк Англии, ЦБ РФ. Несмотря на значительные золотовалютные ресурсы, особняком держатся центробанки Японии и Швейцарии. Их традиционная политика нулевых и отрицательных ставок определяет роль иены и франка как валют-убежищ, но не валют инвестирования.
Учётная политика ЦБ РФ
На данный момент ЦБ РФ устанавливает значения двух видов ставок:
Термин «ключевая ставка» был введён в России в сентябре 2013 г. Под ним понималась медианная стоимость кредитов, предоставляемых коммерческих банкам на аукционах РЕПО. Эти аукционы служили для краткосрочного (до 7 дней) предоставления ликвидности под залог ценных бумаг. Допускался коридор значений ставки в 2% годовых.
С 1 января 1992 по 31 декабря 2015 г. в России действовала ставка рефинансирования. До 22 мая 1992 г. она называлась учётной. Это была минимальная ставка в % годовых, по которой ЦБ РФ предоставлял кредиты овернайт коммерческим банкам. Кроме того, величина ставки рефинансирования использовалась при расчёте всевозможных штрафов (за задержку зарплаты, просрочки по платежам за кредиты и т. д.).
Таким образом, в период сентябрь 2013 г. – декабрь 2015 г. одновременно действовали как ключевая ставка, так и ставка рефинансирования. Наибольшего значения разница между ними достигла 16 декабря 2014-го, когда ключевая ставка была поднята с 10,5 до 17% годовых, притом что ставка рефинансирования осталась на уровне 8,25%, установленном ещё 14 сентября 2012 г. Поводом для такого увеличения ключевой ставки было резкое снижение курса рубля до 64,4 за 1 доллар США и опасность утраты контроля над финансовой системой. Это происходило из-за банковских спекуляций на фоне геополитических рисков.
По плану ЦБ, коммерческим банкам ради участия в аукционах РЕПО пришлось бы распродавать валюту, что должно было стабилизировать курс рубля. Обратной стороной медали стало накопление долгов заёмщиками. Из-за большой разницы между ставками оказалось выгоднее накапливать пени, чем погашать задолженности путём привлечения новых кредитов. Для противодействия этой тенденции с 1 января 2016 значение ставки рефинансирования было приравнено к ключевой. В целом, несмотря на ряд издержек и огромный вред для роста экономики, план ЦБ по стабилизации курса рубля сработал.
На рынке также действует индикативная ставка межбанковского кредитования overnight, полное название которой Ruble OverNight Index Average (или сокр. RUONIA). Она формируется банками, входящими в список, составляемый Национальной фондовой ассоциацией. Этот перечень включает от 25 до 35 банков и согласуется с ЦБ. Ставка RUONIA может быть как выше, так и ниже ключевой, в зависимости от рыночной ситуации.
Депозитная ставка овернайт применяется ЦБ для управления ставками на рынке межбанковских кредитов. Она задаёт нижнюю границу диапазона RUONIA. Депозитная и ключевая ставки являются, соответственно, нижним и верхним пределами интервала ставок, под которые ЦБ абсорбирует с рынка избыточную ликвидность в ходе депозитных аукционов. Иными словами, банки могут поместить избыточную ликвидность на депозит ЦБ по ставке не выше ключевой и не ниже депозитной.
Нынешняя учётная политика ЦБ РФ исходит из баланса двух основных факторов: поддержания официального уровня инфляции не более 4–5% в год и доходности государственных облигаций, обеспечивающей их инвестиционную привлекательность. Традиционно считается, что одним из главных факторов, влияющих на курс рубля к доллару, является стоимость нефти. Но в 2018 г. эта корреляция практически не работала благодаря высокой ключевой ставке.
Инвесторы активно вкладывались в облигации федерального займа, зарабатывая на разнице ставок ЦБ РФ и ФРС США, что известно под названием carry trade. Но твёрдый рубль не гарантирует экономического роста. Обратная сторона высокой ключевой ставки – дорогие кредиты для бизнеса, что особенно вредно в условиях санкций. Из сопоставления динамики ключевой ставки и ВВП России за один и тот же временной интервал (изображения кликабельны) видно, что в российских условиях ориентировочный предел ставки, выше которого начинается экономический спад, равен примерно 10%. На данный момент действует значение ключевой ставки ЦБ РФ 7,50%, установленное с 17.09.2018 (повышение на 0,25%). Дальнейшие шаги регулятора увязываются с динамикой инфляции.
Учетные ставки ФРС США
В США существует 2 вида учётных ставок, определяемых ФРС.
Целевая ставка по федеральным фондам – величина, к которой, согласно политике ФРС, должна стремиться средняя ставка межбанковского кредитования овернайт. Фактическая средняя ставка способна отличаться от целевой в меньшую сторону и называется эффективной. ФРС не может точно установить эффективную ставку, т. к. эта величина определяется рынком. Поэтому, как правило, значение целевой ставки указывается не точно, а в виде диапазона. Однако влияя на объём рыночной ликвидности путём размещения или скупки ценных бумаг, ФРС подгоняет эффективную ставку к верхней границе целевой. Что касается базовой ставки, то в общем случае она не обязательно равна целевой, а часто немного выше неё. Но в отличие от целевой ставки, базовая строго определяется ФРС, что делает ФРС кредитором последней инстанции, обращаться к которому напрямую банки вынуждены только в экстренных случаях. На примере США можно чётко проследить циклы т. н. «дешёвых» и «дорогих» денег, связанные с периодами снижения и повышения целевой ставки ФРС.
Как видно из графика, критическое для экономики значение ставки близко к 5%. При этой величине возникает реальный риск рецессии. На данный момент целевая ставка равна 2,25% и, хотя в декабре 2018 ожидается увеличение до 2,5%, у ФРС ещё есть запас для манёвра. Рост ВВП за 2018 г. может составить 3,5%, но это заслуга налоговой реформы Трампа, прогнозы на 2019 намного скромнее.
Политика ставок ЕЦБ
ЕЦБ устанавливает три вида процентных ставок:
Ещё одним механизмом стимулирования экономики стала скупка государственных облигаций стран еврозоны по аналогии с американской программой «количественного смягчения». Начав скупку весной 2015 г., за три с небольшим года ЕЦБ нарастил объём облигаций на своём балансе до 2,5 трлн евро. Одновременно с дешёвыми кредитами экономика еврозоны получила беспрецедентную «накачку» ликвидности. Тем самым удалось ускорить экономический рост, который за 2018 г. по предварительным оценкам должен составить 2,1%. По словам председателя ЕЦБ М. Драги, этого достаточно для прекращения программы стимулирования экономики. Кроме того, по внутренним нормативам, ЕЦБ не имеет права наращивать портфель государственных облигаций отдельно взятой страны более чем до 2/3 от их общей эмиссии. Вместе с тем пока нет никаких планов по отходу от стратегии нулевой ставки в 2019 г. С учётом текущей учётной политики ФРС США, это означает долгосрочную тенденцию к ослаблению евро и улучшение конкурентоспособности европейских товаров.
Заключение
Влияние процентных ставок центральных банков на темпы экономического роста огромно. Но не стоит забывать, что это лишь механизм корректировки, работающий в условиях здоровой экономической системы. В случае затяжной стагнации одних усилий ЦБ может оказаться недостаточно, особенно если все его традиционные рычаги уже задействованы. Так, по данным МВФ, ожидаемый рост ВВП Японии на 2018 г. составит 1,1%, а в 2019 – лишь 0,9%. И это на фоне отрицательной учётной ставки. Поэтому для инвесторов наиболее интересны умеренно-инфляционные рынки с невысокими по местным меркам ставками и отработанным арсеналом средств финансового регулятора.