Что такое естественнонаучная направленность
Современное содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей
Естественнонаучное дополнительное образование детей направлено на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, на развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы. Современный формат естественнонаучной направленности дополнительного образования детей, с учётом изменения спектра направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, последовавшего с введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной (к последней относились, прежде всего, химия, физика и астрономия, а также во многих случаях география). Эколого-биологическая тематика не утрачивает своей значимости, а становится основой развития естественнонаучной направленности в её новом формате. Основаниями для этого являются как методологические, так и организационные аспекты. Включение эколого-биологического дополнительного образования детей в состав естественнонаучной направленности, если принять во внимание тенденции развития современной науки, выглядит вполне закономерным. Ведь биология является одной из естественных наук, и на современном этапе биология, как и другие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология) всё более смыкаются в своём развитии. Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук. А современная биология требует от исследователя живой природы хороших знаний в области математики, химии и физики. В то же время, с учётом задачи всеобщего экологического воспитания, непрерывного экологического образования и принципов образования в интересах устойчивого развития, изучение естественных наук должно включать в себя экологические аспекты. Объём содержания естественнонаучной направленности за счёт присоединения к ней эколого-биологической направленности значительно увеличился. Таким образом, речь идёт не о поглощении экологобиологической тематики естественнонаучной направленностью, а скорее о воссоединении различных естественных наук в рамках единой направленности. Фундаментом современной естественнонаучной направленности можно считать богатое наследие юннатского движения, с которого и началось формирование государственной системы дополнительного образования детей в нашей стране. В рамках юннатского движения, прежней эколого-биологической направленности сложилась развитая инфраструктура, представленная сетью региональных и муниципальных станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров, в которой координирующую роль играет Федеральный детский эколого-биологический центр. В этой направленности, в отличие от прежнего формата естественнонаучной направленности, сложились богатые традиции, относящиеся не только к детскому движению, но и к обмену опытом работы между педагогами, в том числе работа методических объединений, курсы повышения квалификации, практика проведения педагогических конференций и семинаров. Важно понимать разницу между сферой естественных наук и сферой естественнонаучного дополнительного образования детей — последняя касается не только фундаментальных знаний,но и прикладных отраслей: • медицина; • сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, включая пчеловодство и рыбоводство) и близкие к нему научные направления (агрохимия); • ветеринария; • биотехнология, генная инженерия, экспертиза сельскохозяйственной продукции; • лесное хозяйство; • охрана природы. Особое место в дополнительном естественнонаучном образовании занимает реализация задач образования в интересах устойчивого развития, где ключевую роль играют наравне с естественнонаучными знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук. Миссия дополнительного естественнонаучного образования – быть базой педагогической деятельности по направлению устойчивого развития. Могут возникать проблемы при обозначении границ между естественнонаучной и смежными направленностями дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы, относящиеся к химии, физике и астрономии, соответствуют естественнонаучной направленности, если доминантой является изучение природных явлений. В остальных случаях, когда они имеют прикладной технический, инженерный характер и ориентированы на будущих работников промышленности, энергетики, транспорта, их следует относить к технической направленности. Вопросы, связанные с математикой, информатикой, информационными компьютерными технологиями, в рамках естественнонаучной направленности изучаются в прикладном аспекте – применительно к исследованию природных явлений и процессов. В остальных случаях, когда эти дисциплины изучаются самостоятельно, математика и информатика относятся к технической направленности. Дополнительные общеразвивающие программы, связанные с освоением сельскохозяйственной техники, могут относиться к естественнонаучной направленности в случае наличия в содержании программы тематических блоков, освещающих вопросы биологии сельскохозяйственных культур и их возделывания. В ином случае такие программы относятся к технической направленности. С художественной направленностью граничат программы, в которых изучение природы происходит посредством различных жанров творчества, задействования эмоциональной сферы личности ребёнка. В этих случаях программа может относиться к естественнонаучной направленности, если её основное содержание включает в себя, помимо творческих аспектов, основы научных знаний о природе. Вопросы сохранения здоровья в рамках естественнонаучной направленности изучаются в биологическом аспекте и (для программ углублённого уровня) как средство предпрофессиональной подготовки будущих работников медицинской отрасли. В остальных случаях, когда программа ориентирована прежде всего на приобретение учащимися навыков физической культуры и спортивных навыков, освоение оздоровительных практик, она относится к физкультурно-спортивной направленности. Многие дополнительные общеобразовательные программы, тематически находящиеся на стыке двух или более областей знаний, могут быть отнесены в разных случаях к той или другой направленности в зависимости от доминанты содержания программы, от ведущей педагогической идеи, а также от спектра программ, заявленных в учредительных документах образовательной организации. Например, если целью программы является воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции детей в современное общество, то такая программа, даже если она частично включает в себя экологические знания, относится скорее к социально-педагогической направленности, чем к естественнонаучной. Тем не менее такая программа, как и другие смежные программы, может реализовываться на базе организации дополнительного образования естественнонаучного профиля. Дополнительные общеобразовательные программы, посвящённые физико-географической тематике, относятся к естественнонаучной направленности и отличаются от туристско-краеведческой направленности наличием исследовательской доминанты, хотя в большинстве случаев для выполнения исследований здесь необходимо формирование туристских умений и навыков (это справедливо и для значительной части экологобиологических исследований). Программы, связанные с изучением наук о Земле, хотя и относятся к естественнонаучной направленности, могут реализовываться на базе различных организаций, в том числе на станциях юных туристов. В число задач естественнонаучных дополнительных общеобразовательных программ гуманитарно-экологического содержания входит комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта, воспитание у учащихся ценностного отношения к природному и культурному окружению. В отличие от программ туристско-краеведческой направленностиздесь обязательна экологическая составляющая: междисциплинарный подход предусматривает рассмотрение культурного и природного наследия во взаимосвязи. В новом, расширенном, формате естественнонаучная направленность внутренне неоднородна, поэтому её содержание целесообразно структурировать с учётом близости друг к другу или отдалённости отдельных научных дисциплин, научных традиций, направлений подготовки педагогических кадров и традиций, сложившихся в сфере дополнительного образования детей. Исходя из этих факторов, можно выделить три тематических цикла естественнонаучного дополнительного образования: • Эколого-биологический (весь объём прежней экологобиологической направленности, включая зоологию, ботанику, экологию, физиологию, цитологию, гистологию, эмбриологию, анатомию и др., и обозначенные выше прикладные тематики); • Физико-географический (включающий, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве); • Физико-химический (составлявший ранее основу естественнонаучной направленности и тематически граничащий с технической направленностью). Понимание содержания естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей не должно сводиться к понятию «естественные науки»,оно значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями. Особенностью ситуации является то, что естественнонаучная направленность в прежнем её объёме не обладала той инфраструктурой, которая была характерна для ранее отдельно существовавшей эколого- биологической направленности, сложившейся на базе юннатского движения. В то же время профильные организации дополнительного естественнонаучного образования (детские эколого-биологические центры, станции юных натуралистов) могут стать центрами формирования новой системы дополнительного естественнонаучного образования детей.
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.
Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.
Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком «Волшебный крючок» Пояснительная записка. Художественное.
Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.
Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.
Естественнонаучная направленность
В данной презентации я раскрываю «Специфические особенности работы педагога УДОД» Естественнонаучная направленность
Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная направленность»
«Специфические особенности работы педагога УДОД » Естественнонаучная направленность
Содержание естественнонаучной направленности
Тематические циклы естественнонаучной направленности
2. Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве, лесное хозяйство, охрана природы
3. Физико-химический тематический цикл включает:
значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями.
Методологические основы естественнонаучной направленности
Программы естественнонаучной направленности
Программы естественнонаучной направленности
Естественнонаучное образование
Полезное
Смотреть что такое «Естественнонаучное образование» в других словарях:
Естественнонаучное образование — Естественно научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно следственные связи… … Википедия
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — одшш составляющих общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о природе. Предусматривает две главные цели: а) формирование научной картины мира и адекватного миропонимания; б) подготовку… … Профессиональное образование. Словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Энциклопедия социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия
Гуманитарное образование — совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Институт естественных и социально-экономических наук НГПУ — (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия
Буданов, Владимир Григорьевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Буданов. Буданов Владимир Григорьевич Дата рождения: 1955 год(1955) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия
Естественно-научные специальности в вузах
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Словосочетание «науки о Земле» звучит как что-то очень масштабное. Так и есть: у любителей естественных наук есть много вариантов для будущих профессий. На какие естественно-научные специальности можно поступить и в какие вузы?
Какие науки называют естественными?
Это те науки, которые изучают природу. К ним относят физику, химию, географию, геологию, экологию и астрономию. С течением времени образовались смежные науки, сочетающие в себе две или три: астро-, био-, геофизика, био- и геохимия, почвоведение и другие. Таких наук на данный момент огромное множество.
Именно естественные науки позволяют применить на практике все те знания, которые мы получаем на школьных уроках физики, биологии, географии и химии. И никто не сможет сказать, что они были бесполезными.
Естественно-научные специальности в вузах
Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?
В приказе о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат:
Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят:
В этом же разделе есть химия, куда входят:
Здесь же находятся и науки о земле:
Биологические науки:
Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:
Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:
На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:
Электроника, радиотехника и системы связи:
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:
Ядерная энергетика и технологии:
Физико-технические науки и технологии:
Химические технологии:
Промышленная экология и биотехнологии:
Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.
Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
В каких вузах лучше всего изучать естественные науки?
Рейтинговое агентство RUR начиная с 2017 года публикует список лучших вузов. Мы выбрали топ-10 вузов из области естественных наук за 2020 год:
Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования детей
В современном понимании содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы и природопользования.
Д.В. Моргун,
директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ,
кандидат биологических и философских наук
С 2013 года содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей расширено за счет объединения эколого-биологической тематики с другими дисциплинами, относящимися к изучению живой и неживой природы, и за счет применения физико-химических методов в исследованиях природных и хозяйственных объектов и процессов (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
По существу, такой подход к качественной стороне дополнительного естественнонаучного образования и экологического воспитания школьников официально закрепляет сложившуюся практику полидисциплинарного характера учебной, проектной и исследовательской деятельности учащихся и предоставляет дополнительные возможности осуществления самостоятельных проектов, выполняемых учащимися. Если принять во внимание тенденции развития современной науки, то включение эколого-биологического дополнительного образования детей в состав естественнонаучной направленности выглядит вполне закономерным. Ведь биология является одной из естественных наук и на современном этапе, как и другие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология, медицина) все более смыкаются в своем развитии.
Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования становится развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. В соответствии с принятыми трактовками (PISA), естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Данные положения требуют от естественнонаучно грамотного человека следующих компетентностей: аргументированно (научно) объяснять явления, оценивать и планировать исследования, обоснованно интерпретировать данные и доказательства.
Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования предполагает повышение уровня в рамках принятой классификации: от порогового, стартового (учащиеся начинают демонстрировать наличие умений, которые позволяют им активно использовать полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией) до высшего уровня (учащиеся могут применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений; демонстрируют готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях).
Построение образовательной траектории в данном направлении учитывает, что образовательный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов.
Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных. Так, образовательные задачи в данных программах должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения: объяснять явления с научной точки зрения; разрабатывать дизайн научного исследования; интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы. Применяемый инструментарий для оценки данных компетентностей включает не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и иных умений. Применяемые кейсы предполагают продемонстрировать учащимися компетенций в определенном ситуационном контексте, что обуславливает исключительно практико-ориентированный характер образования в целях повышения естественнонаучной грамотности.
Международное понимание естественнонаучной грамотности (по материалу «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006 // Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007) включает в себя ряд умений, или компетентностей, которые, в свою очередь, находятся в полном соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам. Согласно профессору А.Ю. Пентину (2009), компетентности естественнонаучной грамотности и метапредметные образовательные результаты ФГОС характеризует новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому и достижения этих результатов можно ожидать как системного эффекта при использовании общих подходов к преподаванию естественнонаучных предметов. В свою очередь, владение метапредметными естественнонаучными умениями (применять исследовательские процедуры, объяснять явления с помощью моделей, делать выводы на основе анализа данных) позволяет успешно реализовать их на любом предметном материале.
Основными концептуальными установками повышения естественнонаучной грамотности в сфере дополнительного образования детей предполагаются следующие:
В настоящее время в рамках естественнонаучной направленности реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые условно можно разделить на три тематических цикла.
В рамках диагностируемых компетенций по международной методике PISA в содержательном плане оценивается комплекс компетенций в рамках систем: «Живые системы», «Физические системы», «Земля и космические системы», что коррелирует с указанными выше тематическими циклами программ. Однако исходя из практико-ориентированной установки в формировании и оценке естественнонаучной грамотности, сформированные предметно-тематические циклы нуждаются в переходе и обновлении программного обеспечения к многодисциплинарным программам, основанным на конвергентном ресурсе и приоритете достижения метапредметных образовательных результатов. С учетом этого, ближайшей задачей становится обновление программного материала на основе междисциплинарных разделов знания, а также включение в программы дополнительного образования интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяющих вариативно действовать в динамично меняющихся условиях среды.
В число приоритетных задач реализации плана повышения естественнонаучной грамотности в сфере дополнительного образования детей входит:
Основные методологические принципы развития естественнонаучной грамотности в сфере дополнительного образования детей:
В контексте перехода к компетентностной модели достижения естественнонаучной грамотности необходимо учесть, что естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
Таким образом, в оцениваемые параметры естественнонаучного грамотности как ключевого результата дополнительного естественнонаучного образования должны быть включены следующие умения учащихся:
Методологической основой перехода на новое концептуальное понимание объема естественнонаучной направленности дополнительного образования является компетентностный подход, а в трактовке целевых установок – понимание значимости метапредметных и личностных результатов наряду с традиционными специальными предметными знаниями и умениями.
Специфическими результатами, характеризующими естественнонаучную направленность, является комплекс указанных ниже знаний, умений, навыков, компетенций. Необходимо подчеркнуть, что, представленные раздельно, они не будут характеризовать исключительно естественнонаучное образование, однако в совокупности они описывают сферу результатов, формируемых средствами дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Самостоятельный поиск, системный анализ, обобщение и критическое осмысление естественнонаучной и иной информации. Обработка эмпирических данных, полученных в процессе учебного исследования. Статистическая обработка данных. Выделение наиболее значимых результатов. Верификация данных дополнительными исследовательскими средствами. Проведение учебного исследования, проекта (эксперимента): постановка цели и задач, определение гипотезы, проблемы, структурирование собственной деятельности, формулирование выводов и практических рекомендаций. Самостоятельное планирование научного эксперимента. Готовность к работе в команде, к восприятию выделенной социальной роли. Работа в команде, коммуникативность, готовность к компромиссу, принятию решения. Способность к формированию альтернативных подходов к решению проблемы, методологическая лабильность (открытость).
Эмпатийность к восприятию природных объектов. Сформированность ценностных ориентаций в отношении к природе, природным объектам; основы экологической культуры. Выражение собственных мыслей, культура речи. Способность критически относиться к результатам деятельности. Социальная пластичность, толерантность в отношении к результатам чужой деятельности. Адекватная само- и взаимооценка. Способность к творческому осмыслению и к корректировке результатов деятельности. Самостоятельное осознание результатов поведения по отношению к природе, соотнесение деятельности и экологического императива. Прогнозирование способов аналогичного поведения в природе в будущем.
Предметное знание естественнонаучных понятий, терминов, законов, методов. Владение определенным объемом информации о задачах, методах естественнонаучной проектно-исследовательской деятельности, компонентов среды, технологий оценки качества среды, структуры и функции природных систем. Владение естественнонаучным лабораторным оборудованием, технологиями исследования природных явлений, процессов и объектов. Оценка состояния объектов окружающей среды. Прогнозирование ближайших вероятных последствий антропогенного влияния на среду. Использование количественных показателей оценки качества окружающей среды. Анализ экологической ситуации, выявление причин и экологических последствий. Представление и владение технологиями ресурсосбережения, оценка стратегии природопользования.
Для создания необходимых условий достижения нового уровня естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования детей в Москве разрабатывается практико-ориентированная парадигма конкретных организационно-управленческих действий, предусматривающая:
Формирование направленности, ее предметного поля и целей развития, имеет крайне динамичный характер, что связывается с активным научным прогрессом, резким технологическим прорывом, активной модернизацией материально-технической базы системы образования.
Учитывая особо острый общественный заказ, а также широкие профессиональные дискуссии о концептуальных основах, границах предметов и методологии естественнонаучной направленности в дополнительном образовании, представляется важным следование указанным конкретным практическим установкам.