Что такое джойстик для компьютера
Как выбрать геймпад
Геймпад, как средство взаимодействия между игроком и игрой существует уже достаточно давно. Многие управляли Марио, бегущим по просторам сказочного мира, или бравым воякой в Contra, с помощью пластикового прямоугольника с кнопками.
С тех пор много воды утекло, геймпады стали куда более разнообразными, функциональными и эргономичными. Не удивительно, что в сегодняшнем мире выбор контроллера может стать не праздной задачей. Вариантов много, поди, разберись, в чем отличия и какой подойдет именно вам. Но все-таки давайте попробуем.
Целевая платформа
В сегодняшнем мире существует достаточное количество различных игровых платформ, и не удивительно, что контроллеры для них также отличаются. Поэтому первоначально необходимо выбрать, с какой из них вы будете использовать геймпад.
Несмотря на это производители стараются делать относительно универсальные модели, подходящие к различным устройствам. Например, геймпад может подходить одновременно и для ПК, игровой приставки и для андроид устройства. Выбирая контроллер для ПК, ознакомьтесь также со списком поддерживаемых операционных систем.
Но к сожалению, бывают устройства, к которым нет универсальных моделей (например, некоторые игровые приставки Nintendo).
XInput или DirectInput
До середины нулевых такой дилеммы не существовало. Геймпады использовали DirectInput API. Однако Microsoft с выходом своей приставки XBOX 360, ввела в использование новый вид API – XInput. А поскольку эта компания владеет самой распространённой операционной системой (с самой широкой библиотекой игр), то XInput появился и в Windows, начиная с XP Service Pack 1.
Раз уж разговор затронул приставки (на которых геймпады первое и практически единственное средство управления), то следует упомянуть, что контроллеры от XBOX (360 и ONE) используют XInput, а контроллеры Sony Playstation – DirectInput.
Благодаря кроссплатформенности (XBOX/PC) и отсутствию необходимости в настройке, XInput быстро стал стандартом для PC игр и практически все игры, вышедшие за последние 10 лет, поддерживают работу с такими устройствами. Определяются такие геймпады как Xbox 360 controller, этого пугаться не стоит.
DirectInput используется игровыми рулями, штурвалами для авиа- и космических симуляторов, геймпадами для Playstation 2/3/4.
Также стоит отдельно отметить DUALSHOCK 4 (стандартный контроллер Playstation 4). Поскольку это контроллер от приставки текущего поколения, проданной почти 100 млн. тиражом, некоторые разработчики игр, кроме XInput, добавляют поддержку именно этого DirectInput устройства. Также компания Valve в своем клиенте Steam, обеспечила полную поддержку DUALSHOCK 4, независимо от игры.
У вас может возникнуть закономерный вопрос: почему не объединить оба API в одном устройстве? Производители также задавались им и выпустили модели которые могут работать в любом из этих стандартов по вашему желанию. Для этого необходимо всего лишь использовать переключатель, размещенный на тыльной стороне устройства. Практично и иногда очень полезно.
Способ подключения
Немаловажный параметр, также зависящий от того к какой платформе вы покупаете геймпад.
Фундаментально различается на 2 вида:
Для проводного подключения используются USB (например, в ПК) или проприетарные разъемы (например, для Nintendo Switch). Беспроводным подключением является Bluetooth (ПК, Android, iOS), либо используются специальные (фирменные) приемопередатчики (XBOX 360/ONE).
Приемопередатчик для беспроводного подключения контроллера XBOX ONE к ПК | |||
Дополнительные кнопки 9, 10, Turbo, Clear и Auto | ||
Чтобы он случайно не поднялся в воздух, центральный рычаг — по-другому «колпак» или «джойстик» — подвинут вперёд и привязан. |
В 2001 году близ Чарльстона (Южная Каролина) подняли подлодку конфедератов, в которой для управления рулями использовалась качающаяся ручка. [1] Это считается первым применением качающегося узла; достоверно неизвестно, как эта ручка называлась. Первый электрический джойстик приписывается нацистам — в 1943 году на вооружение поставлена ракета Henschel Hs 293, управлявшаяся джойстиком. Массовое применение джойстиков началось в 1960-е годы — в радиоуправляемых авиамоделях и электрических инвалидных колясках.
Выбор джойстика для PC
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Компоновка.Все устройства управления можно разделить на несколько групп по типу.
Это самый простой и самый востребованный вариант. Если вы впервые покупаете себе джойстик, то целесообразнее остановиться именно на таком типе. Джойстики такого типа состоят из рукоятки и небольшого основания, на котором расположены дополнительные органы управления.
2) HOTAS.
Я бы затруднился рекомендовать такие модели. Хотя, они все равно удобнее обычного дешевого джойстика с маленьким колесиком или лепестком оси управления тягой двигателя. Настоящие HOTAS имеют два раздельных блока с рукояткой управления и рукояткой тяги, оснащенные дополнительно различными кнопками, крутилками и переключателями. Такие модели обычно стоят дороже чем просто одна рукоять, но выполнены получше.
3) Штурвалы
В данную категорию попадают устройства, которые копируют реальные средства управления. Причем, обычно используемые в гражданских аппаратах или бомбардировщиках, ибо в кабине истребителя штурвал увидеть можно очень-очень редко. Если вы любите летать на таких типах летательных аппаратов, то вполне возможно, это ваш выбор. Хотя представлены они на рынке обычно очень скупо, ибо спрос на них не такой большой.
4) Дополнительные аксессуары
В эту категорию входят отдельные рукоятки для управления газом, педали, приборы для управления обзором и различные модули с кнопками и приборами. И категория эта предназначена для уже заболевших симуляторами вирпилов, которые хотят улучшить комфорт управления и повысить реализм. Очень много такой продукции выпускается небольшими фирмочками у нас и за рубежом (больше за рубежом). Обычно это очень высокого качества и очень дорогие вещи.
Кстати, как везде, в подобном направлении существуют перфекционисты, которые самостоятельно строят из подручных средств целые копии кабин со всеми нужными переключателями, креслом, фонарем кабины и даже ручкой для катапультирования.
Количество осей
1) ось крена, управляющая в самолетах элеронами и отвечающая за поворот вокруг продольной оси.
2) ось тангажа, отвечающая в самолетах за управление рулем высоты.
3) ось управления тягой двигателя. Бывают джойстики с несколькими осями управления тягой двигателя, предназначенные для управления многомоторными самолетами.
Я бы рекомендовал покупать джойстик с дополнительной четвертой осью, управляющей рулем поворота.
Имея ось на руле поворота, можно более правильно, без потери скорости и высоты, выполнять маневры и это очень помогает в прицеливании и ведении огня на истребителях и штурмовиках. Обычно эта ось реализована в виде поворота рукоятки управления вокруг своей оси влево и вправо, так называемый твист. На некоторых моделях есть реализация в виде качельки. Твист удобнее. В реальных самолетах для управления осью руля поворота используются педали.
Таковые существуют в продаже, но стоят достаточно дорого и выбор весьма невелик. Обычно покупают их только истинные фанаты авиасимуляторов. Использовать автомобильные (если они у вас уже есть) можно, но не всякие. У автомобильных и авиационных педалей разная кинематика. На авиапедалях при нажатии на левую педаль правая идет назад и наоборот, то есть они взаимосвязаны.Количество дополнительных кнопок и переключателей Обязательно должен присутствовать так называемый hat-switch («хатка» в простонародье) или восьмипозиционный переключатель. На него обычно вешают управление обзором. Помните комэска Титаренко,- «В бою нельзя быть слепым, верти головой на триста шестьдесят градусов». Это, если конечно у вас нет более продвинутого девайса для управления обзором. При покупке джойстика не советую обращать на количество кнопок основное внимание. В крайнем случае всегда можно использовать клавиатуру. Кнопок на джойстике и рычаге управления тягой должно хватать на действия, которые вы выполняете в экстремальных условиях, например, при ведении боя. Это управление огнем и некоторые дополнительные функции. Например, для выпуска закрылков на виражах. Вы же не будете в бою на вираже снимать руку с органов управления и искать взглядом на клавиатуре нужную кнопку? Собьют. Обычно, даже у самых простых моделей с этим проблем нет.
Типы датчиковКогда вы двигаете ручку управления, датчик преобразует механическое перемещение в электрический сигнал, который обрабатывается контроллером джойстика. Соответственно, от точности и долговечности датчика зависит и точность управления и долговечность джойстика. В данном случае, говоря о точности я не затрагиваю возможности контроллера. Датчики можно разделить на два типа.
1) резистивные. Обычные переменные резисторы или потенциометры по-другому.
Внутри резистор представляет из себя сектор из материала с сопротивлением по которому скользит металлический контакт. В зависимости от положения контакта меняется сопротивление резистора. Со временем контакт между подвижной частью и резистивной дорожкой ухудшается и возникают помехи. В игре это проявляется в дрожании осей и неадекватной реакции на эволюции с ручкой направления. В дешевые джойстики обычно ставят и дешевые резисторы, что приводит к тому что полеты на таких джойстиках после некоторого времени становятся просто борьбой с управлением и нервотрепкой. Заменить резистор на качественный возможно, но частенько в джойстики ставят нестандартные резисторы и подобрать нужный вполне может оказаться весьма непростой задачей даже в наше время, когда через интернет можно купить что угодно.
2) бесконтактные. Первыми бесконтактными датчиками были оптические. Схема работы оптического датчика основана на оптопаре из светодиода и фотодиода, между которыми установлен диск с прорезями. Подобные схемы используются в компьютерных мышках. К сожалению, точности таких датчиков для джойстика оказалось недостаточно. Он просто не отрабатывал мелкие движения ручкой управления. Вторыми оказались датчики Холла. Данный датчик реагирует на изменение магнитного поля. Просто крепим на ось магнит, а напротив ставим датчик. Потом придумали магниторезисторы, которые схожи с датчиками Холла, но работают по другому принципу, 3D Холлы и даже тензодатчики, которые реагирую на силу нажатия, но при этом рукоятка не движется. Ощущения при полете на джойстике с тензодатчиками не совсем обычные и не всем виртуальным пилотам такие устройства нравятся.
В бесконтактных датчиках нет трущихся деталей, соответственно их ресурс ограничен ресурсом механики и электроники.
Самые дешевые и простые, естественно, резистивные датчики. Но они же и самые недолговечные. Производители часто не указывают какой тип датчика установлен в джойстике. Впрочем, если не указано, то это скорее всего именно простые переменные резисторы. В любом другом случае на коробке огромными буквами будет написано наименование датчика и то, какое это превосходство вам даст в игре. Если вы собираетесь играть всерьез и надолго, то и джойстик нужно выбирать с более долговечными датчиками. Вибросвязь или силовая отдача
Джойстики с такой системой требуют дополнительного питания. То есть, у вас будет дополнительный кабель со своим блоком питания, что увеличит беспорядок в проводах и уменьшит количество пустых розеток 220 В. Данный тип обратной связи осуществляет нагрузку на рукоятку управления в зависимости от режима полета. С одной стороны вы будете лучше чувствовать поведение самолета, с другой, иногда это усложняет пилотирование и прицеливание. Из минусов можно еще назвать то, что ресурс механики джойстика с такой обратной связью меньше чем у обычной.
Надеюсь, этот текст помог вам в выборе джойстика. Удачных вам полетов!
- Что такое джойстик в информатике
- Что такое джойстик для телефона