Что такое джент на гитаре
Djent (джент)
Так повелось, что наш народ очень быстро хватает всякие иностранные словечки и употребляет их, где ни попадя, иногда даже не зная, о чем идет речь. Одно из таких словечек – djent. Оно как-то незаметно проникло в нашу, так сказать, социокультурную среду и стало очень модным, хотя многие до сих пор слабо понимают, что же это такое.
Итак, djent («джент» по-нашенски) – это не то, чтобы конкретный стиль в тяжелой музыке. Это целое явление, которое объединяет в себе массу элементов или, если быть точнее, признаков, по которым вы сразу можете определить, что это джент. Вообще джент напрямую связан с progressive metal, math-metal, technical metal. С другой стороны, джент – это, как ни крути, своя особенная техника игры на гитаре. Звук должен быть максимально резким, четким и агрессивным. Рваный, ломаный ритм, постоянная смена темпа, диссонансы – и вот вы уже чувствуете этот неповторимый привкус джента. Но и гитара тоже должна быть особенной. Шесть струн для такой музыки мало, чем больше струн, тем лучше. Да, и строй должен быть понижен как минимум на терцию, а еще лучше, чтобы последняя струна была опущена ниже некуда. Вот это действительно круто!
Отдельный разговор – ритм-секция. Ударные и бас, как правило, стремятся к максимальной слаженности, они неотделимы друг от друга. Четыре струны для бас-гитары тоже мало, лучше пять-шесть, тогда полный порядок. Ритм в дженте особенный, как и всё остальное. Он постоянно меняется, он рвется и перетекает такт за тактом. Здесь можно забыть о привычных нам музыкальных размерах 2/4, 4/4 или, на худой конец, 3/4. 5/4, 7/8, 9/8 и так далее, насколько вы сильны в математике. Все эти нюансы требуют от музыкантов большого мастерства и невероятной техники (при этом, не забывайте о математических способностях). С вокалом дело обстоит немного проще. Он либо чистый, либо скриминг/гроулинг, либо всё сразу. К этому безобразию часто примешиваются электронные семплы, различные шумовые и звуковые эффекты. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что джент – это очень прогрессивное, мощное и тяжелое направление, которое не каждый оценит по достоинству даже в среде поклонников металла.
Кстати, российские музыканты не стали отставать в этом деле, и тоже понемногу начинают осваивать джент. Пожалуй, самым заметным альбомом в этом направлении пока остается релиз 2012 года группы The Korea «Колесницы богов». Ребята постарались на славу и выдали качественный отечественный продукт, не особо уступающий западным аналогам. Постепенно то тут, то там появляются коллективы, которые хотят/пытаются играть джент. У кого-то получается, у кого-то не очень. Но факт остается фактом – отечественные музыканты следят за тенденциями и стараются быть в теме.
Что такое джент на гитаре
Итак, краткий экскурс в джент, или djent.
Да, это металл. Вернее, это ответвление от самых разнообразных стилей, таких как math metal, progressive metal и technical, а также многих других.
Откуда такое название? Англоязычное население планеты таким образом в словоформах имитирует характерное звучание гитар. В самом названии стиля заложено то самое пресловутое «дж-дж».
Забегая наперед, хочу отметить что джента в чистом виде не существует в принципе. Даже самые яркие представители джента не пишут у себя в графе «стиль музыки» — «джент».
Музыка в дженте характеризуется очень мощной ритм-секцией. Причем основной упор в гитарных партиях делается на правую руку (для правшей, естественно). Таким образом, из техникала джент позаимствовал довольно быстрые риффы. Из math metal джент вобрал в себя сильную подачу вокала гроулом. Звучание джента предполагает тяжелейшее, прямолинейное звучание, зачастую построенное буквально на двух-трех нотах. Однако, это не лишает музыку разнообразия. Ведь в дженте принято (и обязательно!) использовать сложные ритмические рисунки, смены музыкальных размеров и другие извращения над инструментами.
Музыканту на заметку: как играть?
Удар по струнам должен быть резким и жестким. Без palm mute — глушение ребром ладони здесь не используется. Для игры рваных ритмов джента нужно извлечь ноту и сразу же ее заглушить. Именно этот прием должен издавать отрывистые качевые звуки. Кроме того, при игре необходимо использовать как минимум аккорды, базирующиеся на двух октавах, а лучше не ограничиваться четырьмя струнами (совет авторитетного музыканта по имени Misha Mansoor).
Что нам понадобится помимо прямых рук? Очень важная составляющая сабжа — это басист, умеющий годно владеть техникой слэпа. Таким образом ритм секция целиком зависит от ритм-гитариста и басиста вместе взятых. При их удачном взаимодействии на выходе мы получаем джент. Барабанщики наверняка догадались, что без двух педалей им явно не обойтись.
А теперь немного конкретики.
Родоначальниками стиля бесспорно является группа Meshuggah. Именно они дали толчек этому мясному стилю с его рваными ритмами. Но я не буду останавливаться на «отцах» джента, а поведаю о конкретных современных бандах.
TesseracT… Progressive metal/djent с очень объемным и насыщеным звучанием, создающим неповторимую атмосферу. Плотность звука зашкаливает, а все тело начинает резонировать в такт музыке. Их композиция «Sunrise» — это сочетание простоты и мелодики, тяжести рифов и умиротворения. «April Song» совсем не похожа на весеннюю песню — это печаль и боль. «Concealing Fate» наполняет агрессией и грустью, поражает многогранностью. Альбом «One», который вышел пару дней назад получился очень мощным, насыщеным и атмосферным.
Отдельного внимания заслуживают Textures, банда родом из Голландии. Наверное, это наиболее разноплановая из всех джент-команд. На их счету уже три альбома, в которых наряду с progressive metal, death metal и thrash metal были широко использованы вкрапления ambient и мелодичные филлы.
Ярчайшим представителем джента является Uneven Structure. Это группа-загадка, особенностью которой является ее состав — фактически весь материал написан одним человеком по имени Eggeh. Полет его музыкальной мысли поражает. Uneven Structure — это одни из тех, кто не боится добавить эмбиэнт и полиритмик в такой суровый жанр, как джент-метал. Да что говорить, лучше один раз услышать.
Xerath эксперименты свои ставят путём скрещивания привычного Мешугообразного джента с симфоническим оркестровым звучанием. Сами же называться “orchestral groove metal”.
Рекомендованно: Sikth, Periphery, Xerath, Cilice, Fellsilent, Animals as Leaders, Chimp Spanner, Cloudkicker, Bulb, Fredrik Thordendal’s Special Defectsi, Vildhjarta, Veil of Maya, Monuments, Ion Dissonance, The Arusha Accord и многие другие.
Джент для чайников
Создаем характерное для джента звучание, не вникая во все особенности техники игры.
Сегодня в Интернете можно найти огромное количество мемов и пародийных видео, главным героем которых является Его Величество Джент. И несмотря на то, что шутка уже успела обзавестись шикарнейшей бородой в духе Билли Гиббонса в ZZ Top, многие даже не решались познакомиться с данной техникой игры на гитаре подробнее.
Такое положение вещей не давало покоя Тайлеру Ларсону из проекта «Music is Win», поэтому он решил создать наглядное пособие под названием «Джент для чайников».
Шаг 1: Чем ниже строй, тем лучше
Самый простой способ добиться аутентичного и характерного тяжелого звучания джента — это использовать пониженный строй. Причем, чем ниже он будет, тем лучше для нас.
Не стоит увлекаться: слишком сильное ослабление струн приведет к их задеванию ладов и возникновению нежелательного шума.
Шаг 2: Используйте самые тяжелые пресеты акустических барабанов
Партия ударных должна соответствовать тяжелому гитарному саунду, так что нам понадобятся самые тяжелые и самые злые пресеты акустических барабанов.
Ритмический рисунок должен быть неровным, что также характерно для джента.
Шаг 3: Квантование партии ударных
Если набивать барабанную партию вручную с помощью MIDI-клавиатуры или пэда, то не забываем использовать квантование. Забудьте про грув и чувства — в дженте нужен роботизированный перфекционизм!
Шаг 4: Запись гитары
Что касается разнообразия гитарной партии, то тут джент совсем неприхотлив. Записав несколько отличающихся по звучанию и длительности нот, можно приступать к следующему шагу.
Шаг 5: Ctrl+C/Ctrl+V
Берем записанные гитарные партии и синхронизируем их с барабанами. Не бойтесь экспериментировать!
Шаг 6: Притворитесь, что вы играете живьем
Как записать джент в домашней студии
В наше время многие задаются вопросом “Умеешь джентить?”, или, когда речь заходит о гитарах, “На ней можно высекать джент?”. Если вам это кажется непонятным набором слов, то позвольте мне разъяснить. Джент – это одно из направлений в современном метале, охарактеризованное ломаными риффами с демпфированием струн, сыгранными на хай-гейн комбиках, виртуозным гитарным (и зачастую басовым) теппингом и плотными, агрессивными барабанами, которые обычно записывают с помощью триггеров.
Сперва нужно понять происхождение самого слова. Несмотря на то, что оно звучит как имя какого-то забытого персонажа из игры Street Fighter, оно является ономатопеей, т.е. звукоподражанием ноте на гитаре при демпфировании и мощном перегрузе. Оно (слово), кстати, односложное, и d в нём почти глухая. Попробуйте произнести: джент. джент. джент. Мощно звучит, да? Так вот, когда говорят “Джентинг”, обычно подразумевают одно- или двухнотные брейкдауны, широко распространённые в современном метале. Но можно ли считать его полноценным жанром? Смотря у кого спросить.
На YouTube, Reddit и Bandcamp множество самопровозглашённых джент-музыкантов, да и немало пародистов. Но стоит отметить, что настоящие любимцы фанатов начинали как прогрессив-металисты (Meshuggah, например) и металкорщики (After The Burial) или поборники фьюжна (Animals As Leaders, Twelve Foot Ninja). Для таких мастодонтов жанра, джент – это вторичное: они исполняли его за долго до популяризации. Для новичков же, это целое музыкальное направление, с которым можно связать музыкальную карьеру.
Сейчас, джент – это что-то среднее между глаголом, хэштегом и интернет-мемом. Пока он только набирает обороты и материализуется в поджанр метала, где акцент поставлен на прогрессивные риффы и виртуозную игру, а также разбавление яростного и олдскульного звучания металкорного экстрим-вокала вставками чистого.
Вам может показаться, что нельзя записать что-то настолько тяжёлое и злобное на домашней студии. Но сегодня мы изучим как правильно подобрать оборудование, какую технику микширования выбрать и как, собственно, играть, чтоб выжать отличный звук, но притом не сильно разозлить соседей и подготовить их к грядущей джент-рификации.
Гитара и Бас
Для джента подойдут гитары с мощными активными звукоснимателями или хотя бы хамбакером в бридже ( или всегда можно потратиться на подписную модель Meshuggah). Чем ниже строй – тем лучше: классика жанра – семиструн в дроп Ля, но 8- и 9- струнные гитары можно отстроить ещё ниже без провисания струн. Если же вы собрались джентить на шестиструнной гитаре, то поставьте струны крупного калибра и перестройте инструмент в дроп До – это должно сработать.
Хай-гейновый звук можно получить несколькими разными способами. Если хотите с помощью педалей, то используйте модифицированный Boss Metal Zone и шумодав. В дополнение можете поставить графический эквалайзер до и после дисторшна, чтоб лучше управлять звуком.
Если вам больше по душе естественный дисторшн усилителей, то стоит обратить внимание на головы от Mesa, Randall, Hughes & Kettner и Engl. К усилку также можно подключить лоад бокс (например, Torpedo от Two Notes): с ним можно крутить ручку перегруза в удовольствие не боясь шума.
А можно не заморачиваться с усилителями и головами. Системы моделирования и профилирования звука как Kemper Profiler, Eleven Rack, Line 6 Helix и Fractal Audio Axe-Fx позволят настраивать саунд гораздо более точно, чем при работе с “лампой”, а также сохранять сотни пресетов и с лёгкостью переключаться между ними. При работе с процессорами упрощается и звукозапись: она происходит прямо “в линию”, минуя микрофон.
Для басового звука нужно всё то же самое (хамбакеры, низкий строй, много струн), но совсем не обязательно море перегруза. Можно, конечно джентить вместе с гитарами через то же оборудование, но лучше нарулить более грязный, “лязгающий” звук чтоб дополнить их звучание, притом заполняя низы частотного спектра. Необходим и хороший чистый саунд, так что советуем вложиться в эквалайзер и компрессор для тэп-партий.
Барабаны
Краеугольный камень джента – плотные, агрессивные барабаны, и способов получить такой звук несколько. Если вы собрались записывать настоящие барабаны, то придётся попотеть: нужно приобрести огромную установку, несколько микрофонов и выходов на предусилители, найти идеально тихое помещение и нанять опытного звукорежиссёра. Это не значит, что записывать живые барабаны – гиблое дело, просто на домашней студии такое не провернуть. К счастью, есть несколько альтернативных подходов к записи живых барабанов: триггеры, замена сэмплами и программирование.
Триггеры (например, серия TKIT от ddrum) подсоединяются к барабанам и записывают звук в формате данных MIDI, а не аудио. Всего лишь нужен интерфейс для подключения, качественный барабанный плагин (Steven Slate Drums) и два микрофона для записи звука тарелок (низы можно вырезать хай-пасс фильтром). Подмена сэмплами – это похожая техника, но вместо использования MIDI, программы как Drumagog анализируют аудио бочки, рабочего барабана и бас-барабана и заменяют их сэмплами. Таким способом можно слегка уплотнить звук барабанов или даже полностью его заменить.
К несчастью многих барабанщиков, большинство гитаристов с домашними студиями вручную программируют барабаны: настукивают отдельные удары, используют клавиши или MIDI – контроллеры, настраивая квантизацию. Кстати, барабанные плагины, которые работают на триггерах, можно использовать и таким способом. Главное – со вкусом выбрать сэмплы, воспользоваться функцией “скорость ноты” и добавить чуть-чуть рандомизации, чтобы избежать ощущения, что барабанщик – робот.
Техника
Даже если вы раньше не джентили, то освоить основы легко: надо поставить метроном на средний темп с рисунком без акцентов и начать играть различные акцентированные ритмы на нижней струне (особенно триоли) короткими демпфированными “очередями”. Продвинутый джент же – не для слабонервных (и не слаботехничных).
Несмотря на то, что стиль завязан на тяжёлых риффах, другие приёмы могут потребовать долгого и тщательного изучения и великолепного знания теории. Сложные, постоянно меняющиеся размеры, молниеносный свип-пикинг, замысловатый тэппинг и плотные, почти джазовые аккорды – вот, что отличает джент от металкора и ему подобных.
Эта статья не растолкует вам эти навыки, да и учитывая, что многие читатели, вероятно, продвинутые гитаристы, полезнее было бы просто обсудить вкусы. Сверхтехничных игроков прибавилось, и шреддеров уже немало, так что на первый план выходит умение написать песню, а не скилл.
Даже если вы овладеете всеми джент-приёмами, то перед вами встанет задача сочинить нечто оригинальное, эмоциональное, что удивит слушателей, но притом не нарушит каноны жанра. Этот навык и отделяет настоящих музыкантов от позёров.
Сведение
Для чистых сегментов придётся полностью перенастраивать эквалайзер, потому что сетап для дисторшна будет звучать совсем по-другому без него. Необходимо либо автоматизировать плагины, чтобы они переключались на другую сигнальную цепь, либо заново делить аудио на новые дорожки с другими настройками. А чтобы сделать контраст с хай-гейн звуком, на который ставить примочки кроме дисторшна – моветон, нужно добавить в микс реверба и других эффектов.
Если вы использовали барабанные сэмплы при записи, то вам несказанно повезло, ведь за вас уже проделана большая часть работы. На большинство сэмплов уже повешен компрессор, шумодав и эквалайзер, и надо всего лишь немного их подстроить, чтобы они хорошо легли в микс: изменить акустику виртуального помещения и положение микрофонов, может, сменить звук бочки.
К сожалению, акустические ударные придётся полностью переписывать. Начните с выделения каждого микрофона для соло-записи, эквализации, сжатия и шумоподавления где необходимо. Делать это можно без опаски: барабаны не должны звучать естественно. Слушайте получившийся результат на фоне общего микса. В качестве последнего штриха добавьте параллельное сжатие на все барабаны. Это добавит агрессивности атаке, сохраняя динамику.
Итак, вооружившись знаниями об оборудовании, приёмах и работе в студии, вы можете начать записывать свою музыку. И напоследок: оставайтесь джентельменом.
СОДЕРЖАНИЕ
Разработка
Характеристики
Прием
Я искал джентльское снаряжение. Я подумал: «Это пикапы, дженты?» По какой-то причине он прижился, но совершенно не так, потому что люди думают, что это стиль музыки, и они думают, что это стиль музыки, которую я играю.
В более позднем интервью блогу Freethinkers Миша Мансур заявил, что, по его мнению, джент стал «этим большим общим термином для любой прогрессивной группы, а также любой группы, которая будет [использовать] неурядицы в свободное время. [. ] Вы также получаете такие группы, как Scale the Summit [которых называют] джент-группой [когда] 80% их материала звучит как чистый канал, и все это красиво и красиво, вы знаете [. ] В этом смысле, я думаю, это круто потому что он объединяет вместе действительно крутые группы [. ] Нас окружает множество групп, которые я уважаю, но в то же время я не думаю, что люди знают, что такое джент [. ] Это очень неясно. » Позже в интервью он заявил: «Если вы назовете нас джентом, это нормально. Я имею в виду, что я бы никогда не стал применять этот термин самостоятельно, но в то же время он настолько расплывчатый, что я не знаю, что с этим делать. Это.»
Тосин Абаси из « Animals as Leaders» относится к этому термину более снисходительно, заявляя, что есть определенные характеристики, общие для джент-бэндов, и в результате этот термин можно законно использовать как жанр. Заявив, что он лично стремится не подписываться исключительно на какой-либо один жанр, он подчеркивает, что жанр определяется способностью связывать общие черты между разными артистами. Он говорит, что таким образом можно рассматривать джент как жанр, описывающий определенную нишу современного прогрессивного металла.