Что такое джарх в исламе
Признаки джарховщиков
1. Частое обвинение в «ихванизме».
Это подобно джахмитам, часто обвиняющим приверженцев Сунны словами «мушаббиhа».
Или подобно къадаритам, часто обвиняющим приверженцев Сунны словами «муджбира».
Или джихванам, часто обвиняющим приверженцев Сунны словами «мурджииты придворные».
Это также подобно шиитам, обвиняющим суннитов словами «насибиты».
Эти люди обвиняют в ихванизме по самому мелкому поводу. Если брат ошибся в большом или малом вопросе, как это тут же аппетитная лакомка для завистных джарховщиков вынести ему тот самый пресловутый «джарх».
2. Отвратительный нрав.
Каждый, кто хоть как-то имел дело с джарховщиками, знает, что после них сердце становится черствым, грубым и холодным. Характер становится свирепым и жестоким. Они лишены взаимопонимания. От них нельзя ждать поддержки. Всегда ищут ошибки братьев и распространяют их. И не важно, достоверные они, или нет, мелкие, или нет, знал он, или нет.
Они особенно грубы и жестоки тогда, когда посягаешь на их предводителей. Порой дело доходит даже до рукоприкладства.
3. Сомневаются во всех.
Джарховщики всегда видят во всех тех, кто не с ними, ихванов. Даже если человек не является таковым. Тот, кто еще вчера был для них близким другом, станет ихваном по той лишь причине, что его друга видели на фотографии с тем, который знает того, кто как-то был замешен с ихванами.
Поклонники джарха оставили врагов ислама и переключились на братьев, которые где-то ошиблись, списывая их с саляфии. Враждуя с ним и не допуская возможности решения проблемы.
4. Враждуют на основе второстепенных вопросах.
Джарховщики отличились тем, что враждуют по вопросам фикха. Причем по тем вопросам, в которых есть разногласия. Как: фонды, фото одушевленных изображений, оправдание по невежеству и т.д.
5. Списывают ученых сунны, чтобы акцентрировать внимание на своих предводителях.
Они называют кутбитами, ихванами, суруритами всех тех, о ком плохо отозвались их шейхи. Они не разбираются в научных вопросах, не рассматривают личности на фоне Корана и Сунны.
Если попросить их предъявить доказательства на их обвинения, то они приведут лишь слова их шейхов.
В редких случаях они могут привести доказательства, но они на уровне: «Говорят, сказали, он то сказал, он это сказал» и т.д.
6. Списывают шейхов из саляфии на основе их ошибок.
Также отличительной чертой этой секты является то, что они списывают уважаемых шейхов из саляфии только по тому, что те допустили ошибку в коком-то вопросе. Ясное дело, эту ошибку еще опровергнуть надо. Но в силу своей мало осведомленности и необразованности, легче списать их с саляфии.
Выводы
Это самые отличительные признаки джарховщиков. Если вы внимательно понаблюдаете за тем, в ком проявились все эти качества или большинство из них, поймете, какой вред они приносят мусульманам.
Не поддавайтесь на их уловки и ухищрения. Следуйте за большими учеными.
Здесь те ученые, вокруг которых объединилась умма 20-го и 21-го века:
Что такое джарх в исламе
О ПРЕБЫВАНИЯХ МОЛОДЕЖИ В ВОПРОСАХ ДЖАРХ УА ТАДИЛЬ
Шейх Салих аль-Люхайдан, да хранит его Аллах, сказал: “Мое наставление молодежи: оставление пребывания в вопросах аль-джарх уа-тта’диль. Пусть каждый посмотрит на самого себя и сделает джарх себе в том, что он найдет из грехов и пусть потом кается за это Аллаху! Пусть проявляют усердие в приобретении знания и не следуют за тем, что они могут найти из ошибок ученых”.
Сл. “Ликъа аль-мафтух” 12/2/1429 г.х.
ЧРЕЗМЕРНОСТЬ В ХАДЖРЕ (БОЙКОТИРОВАНИИ)
Когда шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и спросили о бойкотировании (хаджр) приверженцев нововведений, он сказал: “Действительность указывает на то, что к некоторым современникам зашла идеология хариджитов, идеология джама’ата такфир, по причине чего они стали излишествовать в вопросе отстранение и бойкотирования!…
Если бойкотирование побуждает человека вернуться к истине, то нет в этом проблем. Однако если это лишь увеличит упорство и злобу, то ты не совершаешь бойкотирование.
Я опасаюсь, что бойкотирование может быть следствием страсти, причиной того, что кто-то тебя разгневал за что-то, а ты говоришь: «Я бойкотирую его ради Аллаха!», тогда как ты бойкотируешь его лишь из-за того, что он разгневал тебя по какой-то причине, или из-за хизбии, или мирской пользы. Является необходимым, чтобы мы предостерегали от идей джама’ата такфир, от идей хариджитов и идей многих молодых людей, которые проявляют ревность к религии на основании невежества!” См. “Гъарра аль-ашрита” 2/87-88.
Шейх Раби́’ ибн Ха́ди́ аль-Мадхали́, условия джарха, один или несколько ученых.
Вопрос: «Ставится ли условие в джархе бид’атчикам единогласное мнение всех ученых, или достаточно одного ученого»?
См: «Шарит: Сами’ филь калям фитнати Фалих аль-Харби»
НЕ СПЕШИТЕ В ОБВИНЕНИИ И ОТСТРАНЕНИИ
Вопрос: «Причисляются ли к приверженцам нововведений те, кто следуют за ними?»
Шейх Раби́’ аль-Мадхали́ ответил: «Обманутого ими следует обучать о братья! Не спешите! Объясняйте и разъясняйте им, ведь многие из них желают благо, даже суфии! Клянусь Аллахом, будь там саляфитское усердие, то вы увидели бы, как люди принимали бы саляфию разом!
Пусть же не будет вашим правилом только: «Отстранение, отстранение, отстранение» чтобы основа была в бойкотировании и отстранении! Ведь основа – это вести людей по истине, приводить их к благу. Вопрос отстранения и бойкотирования (хаджр) вы можете понимать ошибочно. Если отстраниться от всех людей, кто придет к Сунне?!
Отстранение и бойкотирование было во времена имама Ахмада братья мои. Время было, когда мир был переполнен саляфией, и если имам Ахмад говорил: «Такой-то приверженец нововведений!», то такой человек браковался. Что же касается сейчас, что саляфия – словно белая шерсть на черном быке.
Ваша основа должна заключаться в руководстве людей, спасении их от заблуждения. Однако говорить, что все люди заблудшие, никого не наставлять, не разъяснять, то это заблуждение! Это значит закрыть двери к благому перед людьми! Не будь для людей тем, кто только бойкотирует…
Клянусь Аллахом, во многих людях благо, и желают они благо. Зачем они ходят в мечеть?! Потому что желают благо и Рая, братья мои! Пусть ваши методы будут мудрыми, не превозносись перед людьми, ведь если человек увидит твое превознесение над ним, он никогда не пойдет за тобой и не примет от тебя истины! Но прояви скромность, будь мягким. Призыв должен быть мудрым. Например, Индия была страной могилопоклонников, но пришли мухаддисы и с помощью знания и мудрости наставили миллионы!
Необходимо иметь хорошее намерение, намерение вывести людей к истине! Люди принимают благой нрав, мягкость и мудрость. Ведь Аллах сказал о пророке (мир ему и благословение Аллаха): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Али ‘Имран 3: 159).
У некоторых братьев есть чрезмерная строгость, которая приносит вред саляфии. Это есть сейчас. И таким излишествующим следует каяться перед Всевышним Аллахом и улучшать свой нрав! Пусть не будет вашей основной только отстранение, отстранение и отстранение!
Отстранение и бойкотирование узаконено, но только тогда, когда в этом есть польза. Будь ты во времена Ахмада, то отстраняйся, однако в какое время ты живешь?! Барака-Ллаху фикум! Необходимо проявлять доброту и терпение, и приближать людей к благому».
(Сл. “Ман юкъаррир масаиль аль-хаджр”)
Шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’и сказал:
«Основа в мусульманах то, что их честь неприкосновенна, однако в случае, если какой либо из них совершит то, что чернит его праведность (т.е. бид’аты), то обязанностью мусульман становится объяснять его положение, для того чтобы им не обольщались другие»
Фадаих уа насаих 41 стр.
КТО ЗАНИМАЕТСЯ ДЖАРХОМ УА ТАДИЛЕМ?
Сказал шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’и:
“Необходимо, чтобы ахлю-Сунна занималась вопросами джарха и та’диля! Однако кто тот, кто занимается джархом и та’дилем?! Поистине, это ученый, который боится Аллаха! И не занимается вопросами джарха уа та’диля каждый подряд”.
См. “Фадаих уа насаих” 38.
МОЛЧАНИЕ О БИДААТЧИКАХ РАДИ ЕДИНСТВА СЛОВА
Сказал шейх Мукбиль в послесловие своей книги о словах имамов науки аль-джарх уа тадиль об одном из известнейших табии табиинов: «И слова, вышедшие от имамов хадиса касательно него, указывают на ревность наших имамов, да смилуется над ними Аллах, за Сунну, и на то, что они не боялись порицания порицающих, в отличие от этого времени, времени пристрастий. Ты видишь, как они называют нововведенцев великими прозвищами: «Большой призывающий», «аль-муджахид», и даже могут назвать его «муджаддидом», и сколь же сильна в наше время нужда в подобных Шу’ба ибн Хаджаджу, Яхья ибн Саид аль-Каттан, Яхья ибн Маин, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, Абу Хатим и Аби Зур’а ар-Рази, Ибн Хиббан, ад-Даракутни – которые разьясняли бы мусульманам положение нововведенцев, которые заблудили мусульман в их религии, и раскололи ряды мусульман этими идеями внедренными в Ислам, и хизбиями (партийностями), которые выполняют план врагов Ислама, и лишь Аллаху мы жалуемся!
И удивительнее всего этого, что когда поднимается один из ревнивых приверженцев Сунны, и разьясняет состояние ученых-фасиков, и призывающих к хизбии, которая обслуживает цели Америки, они приходят в досаду от его действий, и говорят: «Ради Аллаха, нужно обьединить слово»
См. «Нашр ас-сахифа», 379-380
Сказал шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’и, да помилует его Аллах:
«Ахлю-Сунна пишут и говорят о том, что за них и о том, что против них. Они проявляют справедливость к близкому и дальнему, к врагу и другу. И если ты посмотришь на книги по джарху и та’дилю, то найдешь там вершину справедливости, когда человеку делают джарх, если он заслужил это, даже если он глава Сунны. И как они отзываются с похвалой о приверженце нововведений за то благо, что в нем есть, если в этом есть нужда. Но приверженцы страстей в отличии от сторонников Сунны не хвалят никого, кроме тех, кто потакает им в их нововведении, даже если они не стоят и гроша. И они порицают тех, кто противоречит им, даже если это лидеры религии!»
См. «аль-Ильхад аль-Хумайни фи ард аль-харамейн» 6-7.
НАСТАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ УВЛЕКАЮЩИМСЯ ДЖАРХОМ
Задали вопрос шейху Салиху аль-Фаузану: «Каково ваше наставление молодежи, которые на начальном пути требования знания занимаются порочением чести некоторых других студентов, обвиняя в нововведении одних и в нечестии других? Сидеть ли нам с такими? И считается ли нахождение с такими людьми, пребыванием в собрании, где гъиба и сплетни?»
Шейх ответил: “Эти люди не являются требующими знание, это требующие искажения и требующие раздора и распространения ненависти среди мусульман! Требующие знание требуют знание из Корана и Сунны и оставляют сплетни и слова о людях. Это из числа гъиба, намима и разжигания розни, а не наставление! Если ты видишь того, кто ошибается, то сделай ему наставление, ведь религия – это искренность по отношению к Аллаху, к Его Книге, к правителям мусульман и ко всем мусульманам! А что касается слов на собраниях и раскола между людьми, то это не качество мусульман, не говоря уже о требующем знание. Требующим знание необходимо призывать к Аллаху, побуждать к требованию знания, правильной ‘акъиде, а также к братству среди верующих, а не разрушать единство мусульман! А если кто-то ошибается, то следует сделать ему наставление, и если он принял, то хвала Аллаху, а если нет, то грех его против него же”.
Также шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: “Я говорю: Оставьте слова о людях! Оставьте слова о людях! Такой-то хизбист…, такой-то является сяким… Оставьте слова о людях! Занимайтесь наставлением и призывайте людей к единению на одном слове и приобретению знания от обладающих знанием. Призывайте к правильному обучению, либо к религиозным знаниям и это лучше, или же к мирским знаниям, которые принесут пользу тебе и твоему обществу. А что касается занятия собиранием слухов (къиля уа къаля), слов: «Такой-то ошибается», «Такой-то прав»… Это то, что является распространением зла, влечет раскол единства мусульман и смуту!”
Также шейх аль-Фаузан сказал: “Непозволительно для начинающих студентов и других людей из числа простого люда заниматься обвинением в нововведении и нечестии, ибо эта вещь опасная! Ведь у этих людей нет знания и осведомленности в этом вопросе. Также эти вещи влекут вражду и ненависть среди них. Обязательным является для них заниматься приобретением знания и удерживать свои языки от того, в чем нет пользы, и даже наоборот, от того, в чем есть вред для них и других!”
См. “Фатауа аль-Фаузан” 2/211.
НЕ ДЕЛАЙ ТАЗКИЯ И НЕ ХВАЛИ ЧЕЛОВЕКА, КРОМЕ КАК НА ОСНОВАНИИ ЗНАНИЯ
Полезные слова шейха Са́лиха аль-Фауза́на, который в отношении слов имама аль-Барбахари:
“Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!»”, сказал:
“Не делай рекомендаций (тазкия) и не хвали человека, кроме как на основании знания, чтобы люди не впали в заблуждение в отношении него по причине твоей похвалы, тогда как тот не будет таковым! Если же тебе станет ясным его положение, его прямой путь и его знание, то хвали его. Что же касается восхваления и т.п. не зная человека, то такое тазкия опасно, и оно может ввести людей в заблуждение относительно этого человека. О если бы люди останавливались у границ этого, и делали бы тазкия только тогда, когда соберутся все условия для этого! Ведь тазкия – это свидетельство, и если это будет неправильным тазкией, то станет ложным свидетельством”.
Затем шейх аль-Фаузан о словах: “до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны!” сказал: “Качества Сунны могут быть в ‘акъиде, в знании, в делах и в следовании за праведными саляфами. Но если в человеке нет, кроме как одного качества Сунны, то не выноси решение о том, что он из ахлю-Сунна по причине одного качества! А что тогда говорить о том, в ком вообще нет ничего из качеств Сунны?!”
“Итхаф аль-къари би-та’ликъат ‘аля Шарх ас-Сунна” 2/275.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ДЖАРХОМ И ТАДИЛЕМ
Говорит шейх Мукбиль, да помилует его Аллах, приведя слова аль-Люкнауи относительно условий того, кто имеет право делать джарх и та’диль: “Необходимы условия в отношении того, кто занимается джархом и та’дилем, как знание, богобоязненность, правдивость, отсутствие слепой приверженности, знание причин джарха и тазкия. И тот, кто не является таким, то не принимается от него ни джарх, ни тазкия!”
См. “Рудуд ахль аль-‘ильм ‘аля ат-та’инина фи хадис ас-сихр” 52.
Спросили шейха Мукбиля: «Вы поддерживаете шейха Раби’а в его книгах по джарху и та’дилю и в манхадже, которому он следует или же противоречите ему? И знаете ли вы, согласны ли с ним в этом шейхи Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и аль-Альбани?»
Шейх ответил: “У ахлю-Сунна один манхадж, по которому они следуют, а это – Коран и Сунна. У них одна ‘акъида и один путь во всех исламских городах. Да, мы единогласны в джархе приверженцев нововведений и хизбистов. И они единогласны в этом!
Но остаются люди, которые для одних маджрухин, а для других не маджрухин. Такое было и во времена саляфов. Может быть так, что на какого-то передатчика Ахмад бин Ханбаль говорит: «Надежный», а Яхья ибн Ма’ин говорит о нем: «Лжец» или наоборот. Также и аль-Бухари, и Абу Зур’а и Абу Хатим. Важно то, что нет слепого подражания друг другу. И если мы разногласим в достойности и надежности кого-то или его джархе, то это не значит, что мы разногласим в вопросах ‘акъиды! Это не значит, что мы разногласим в нашем направлении!”
Сл. “ад-Дурар фи аджуиба ‘абас уа шафар”.
О ТЕХ, КТО ОБЯЗЫВАЕТ ДРУГИХ ПРИНЯТЬ ТАБДИ
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково положение тех, кто обязывает людей принять обвинение в нововведении (табди’) некоторых проповедников, строя на этом дружбу и вражду (аль-уаля уаль-бара), а также бойкотирование в отношении тех, кто не обвиняет в этом нововведении?»
Шейх ответил: “Не обязывай себя этим и не повинуйся им в этом! Скажи: “Я не причастен к этому и Аллах избавил меня от этого, я не вхожу в эти вопросы и не знаю об этом человеке (которого обвинили в нововведении) ничего”.
Сл. “Дурус ат-тафир” 14/07/1433г.х.
НАСТАВЛЕНИЕ ТЕМ, КТО УВЛЕКСЯ КРИТИКОЙ
Шейх Мухаммад Насируддин аль-Альбани, да помилует его Аллах
«Смотри же, брат… Я даю добрый совет тебе и молодым людям, которые, как нам представляется, отклонились от прямого пути — а Аллах знает обо всём лучше…
Не теряйте время, критикуя друг друга, и не говорите: такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то. Потому что,
во-первых, к знанию это не имеет никакого отношения,
а во-вторых, потому что это занятие порождает злобу и ненависть в сердцах.
Знание — вот что вам нужно. Именно знание даёт ответ на вопрос, справедливо ли порицают люди этого человека за то, что у него много ошибок, и имеем ли мы право назвать его приверженцем нововведений или совершающим нововведения… Зачем нам углубляться в это? Я не советую делать этого, потому что сегодня мы страдаем от разобщения, которое стало испытанием для последователей призыва Корана и Сунны или саляфитского призыва, как мы его называем. Это разобщение — а Аллах знает обо всём лучше — имеет главной причиной душу, побуждающую к дурному, и это вовсе не разногласия в некоторых вопросах фикха.
Меня часто спрашивают: “Что вы думаете о таком-то?” И я понимаю, что спрашивающий либо ярый сторонник того, о ком спрашивает, либо наоборот, настроен против него. Бывает, что тот, о ком спрашивают, принадлежит к числу давно знакомых нам братьев, о которых говорят, что они отклонились от прямого пути. И мы говорим спрашивающему: “Что тебе до такого-то и такого-то? Следуй прямым путём, как повелел тебе Всевышний. Приобретай знания, и они впоследствии помогут тебе отличить праведного от неправедного и ошибающегося от поступающего правильно, и не затаивай злобу на брата своего просто потому, что он, не будем говорить «ошибся», а скажем немного отклонился от истины в одном или же в двух-трёх вопросах, или немногим более”»
Сл. «Сильсилят аль-Худа уан-Нур», кассета № 784, время 15:18.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ БОЙКОТИРОВАТЬ ТОГО, КТО НЕ БОЙКОТИРУЕТ БИДААТЧИКА
Сказал шейх Мукбиль, отвечая на вопрос бойкотирования того, кто не бойкотирует бид’атчика:
“Нет у тебя довода на то, что кто не бойкотирует бид’атчика, что мы будет бойкотировать и его. И даже пример, который приводят: «Кто не считает кафира кафиром, тот сам кафир» тоже не подходит. Напротив, кто не считает кафиром того, в отношении которого нет разногласия, что он кафир, как слова человека: «Иудей не кафир, христианин не кафир», то такой человек сам впадает в куфр по причине того, что отвергает Коран. Однако кто-то говорит, что оставивший намаз не кафир, а другой говорит, что такой кафир, то это вопрос, в котором наши ученые разногласили”.
См. “аль-Аджуиба ас-садида фи фатауа аль-‘акыда” 169.
Спрашивают шейха Ибн ‘Усеймина: «Если некоторые призывающие разошлись в вопросе джарха и та’диля конкретного человека, некоторые джархуют, а некоторые хвалят. Является ли обязательным принятие этого таджриха для тех, кто делает та’диль?»
Шейх отвечает: “Нет, не обязательно!”
Тот повторяет за ним: «Не обязательно».
Шейх говорит: “Нет, не обязан, ибо тот, кто сделал та’диль, сделал это на основании своей убежденности, и если он был прав, то ему две награды, а если ошибся, то одна”.
Спрашивающий говорит потом: «Шейх наш, мы сейчас в том состоянии, когда братья, посещающие многие мечети обвиняют нас в нововведении, что мы заблудшие, просто потому что мы не делает табди’ тому, кому сделали табди’ они, и не сделали джарх тому, кому сделали они».
Шейх аль-‘Усеймин ответил: “Если то, что ты сказал правда, тогда эти люди следующие своим страстям!”
Тут запись этих слов шейха:
http://sendfile.su/uploaded.php?ok=886148&err=0
Спросили шейха аль-Альбани: «Каково ваше мнение в отношении такого правила: “Кто не считает кафиром кафира, тот сам кафир. Кто не считает мубтади’а (приверженца нововведений) мубтади’ом, тот сам мубтади’. Кто не с нами, тот против нас”?»
Шейх ответил: “Откуда пришло это правило?! И кто установил это?! Не является условием, никогда, что если кто-то сделал кому-то такфир и предоставил ему довод, чтобы все люди следовали за ним в его такфире! Ведь может тот ошибается, а другой ученый может считать, что нельзя этому человеку делать такфир. И точно также обвинение в нововведении (табди’) и нечестии (тафсикъ)! В действительности – это из фитны этого столетия, причина которой является спешка некоторых молодых людей, претендующих на знание. Этот вопрос более широкий. Например, один ученый считает какую-то вещь обязательной, однако другой ученый считает иначе. И ученые разногласили как раньше, так и всегда. Ведь вопросы иджтихада не обязывают других принять это! Единственно, кто обязывает остальных следовать мнению кого-то, так это мукъаллид (слепой приверженец), у которого нет никакого знания”.
“Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 778.
О ПРОВЕРКЕ АКЫДЫ ЛЮДЕЙ ОТНОШЕНИЕМ К ШЕЙХУ РАБИ АЛЬ-МАДХАЛИ
Спрашивающий:
Да, понятно. Проблема в том, что они приводят в качестве довода некоторые Асары от саляфов, и говорят что из признаков Ахль Сунны, это отзываться хорошо в отношении учёных, а из этих учёных это Раби` аль-Мадхали сегодня.
Шейх Раджихи: «Ахлю Сунна это только Раби`, и только он является весами? Ахлю Сунны их много, Ахлю Сунна их много а не ограничена в каком-то конкретном человеке. Это всё ложь! Они должны изучать Коран и Сунну и спрашивать учёных если где то есть неясность, и возвращаться к учёным. А брать же весами какого-то человека, если кто-то любит его или взял его мнение то он из Ахль Сунны, а если оставил его то он из приверженцев нововведений, то это ложь!»
Спрашивающий:
Так же они говорят что Раби` аль-Мадхали стоит перед всеми учёными сегодня
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Существование какого джарха и та’диля в наше время подтверждали Ибн Баз и Ибн Усаймин?
По месту ли используются в наше время слова этих ученых?
Вопрос шейху Ибн Базу: “По поводу тахриджа (выверения путей, местонахождения и состояния хадисов) и вынесения решений о достоинстве (тадиль) и дискредитации (джарх) передатчиков хадисов — некоторые считают, раздел знания о передатчиках закрыт и давно завершен. Уважаемый шейх, каково ваше мнение по этому поводу?”
Ответ: “Нет, это неверно. Напротив, наука о передатчиках и анализ хадисов продолжает свое существование. Она не канула в лету, а есть по сей день. Ученым следует заботиться об этом — т.е. возвращаться к проверке хадисов, определять достоверные и слабые из них и доносить людям об этом. Им стоит не ограничиваются лишь упоминанием того или иного (передатчика. Вроде: «Этот хадис передал такой-то»), но и подробно отслеживать (цепочки передатчиков), например, в книгах аль-Мунтака, Булюг аль-Марам, четыре Сунана и Муснад Ахмада. — Проверяя цепочки передатчиков, заботясь об этом, познавая достоверные и недостоверные из них, получая пользу от этого и донося ее другим.
Таково положение ищущего знание, которого Аллах наставил на путь изучения хадисов, цепочек их передатчиков и положения передатчиков. В занятости этим есть великая польза, как для самого ищущего знания, так и для других”.
Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб» 974.
السؤال: فيما يتعلق في تخريج الأحاديث وتعديل الرواة وتجريحهم, هناك من يرى أن باب علم الرجال مغلق أو انتهى من قديم, كيف ترون ذلك؟
Что мы видим?
1) О существовании какого джарха и та’диля говорил шейх Ибн Баз? — Об изучении положения передатчиков хадисов.
2) Насколько причастны к этой науке те, кто стоит за современными смутами джархования? — Почти ни на сколько.
3) Это ли в наше время стоящие за смутой джархования подразумевают в разговорах о «науке джарха и та’диля»? — Однозначно нет.
4) По месту ли применяют слова шейха Ибн База? — Однозначно не по месту.
Вопрос шейху Ибн Усаймину: «Умерло ли дело “джарха и тадиля”? И каково положение (каков хукм) опровержения противоречащему (чему-то правильному), вне зависимости от того, что это за личность?»
Ответ: “Я боюсь, что это может быть словами истины под которыми подразумевается нечто ложное. Хвала Аллаху, “джарх и тадиль” не умер, его не похоронили, и он не болел. Он все еще есть. Он применяется к свидетелям у (шариатского) судьи. Они могут дискредитировать (заджарховать) враждующую сторону, и от них требуют доказательства.
Также (джарх и та’диль) бывает в передаче (хадисов, асаров). Мы уже слышали, как наш имам прочел в намазе слова Всевышнего Аллаха: “О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте…” (Св. Коран, сура 49:6).
Таким образом, “джарх и тадиль” будет существовать до тех пор, пока существует человеческий род. Пока существуют люди, будет существовать джарх и та’диль.
Однако, я опасаюсь, что кто-то скажет: «Такой-то — заджархованный», — хоть на самом деле он таковым не является, а затем (сказавший) возьмется за (эту) фатву и использует ее как средство для распространения речей о людских недостатках.
Поэтому я говорю: если у какого-то человека есть некий недостаток, и есть польза, нужда или необходимость в том, чтобы разъяснить его, то нет проблем это сделать. Нет проблем разъяснении этого, но лучше всего сказать в общем: «Некоторые поступают так-то, некоторые говорят то-то».
Сказать таким образом лучше по двум причинам:
1. Чтобы не затронуть конкретную личность.
2. Чтобы эти слова охватывали всех — и того, кому они адресованы, и других.
Кроме как если мы увидим, что из-за определенного человека люди впадают в смуту, и он призывает к нововведению и заблуждению, тогда необходимо указать конкретно на него, чтобы люди не обольщались им».
Что мы видим в этой записи шейха Ибн Усаймина?
1) Джарх и та’диль есть в шариатском суде. — И стоящие за современной смутой джархования не имеют к этому никакого отношения.
2) Джарх и та’диль есть в передачах хадисов. — А стоящие за смутой джархования занимаются далеко не анализом цепочек передатчиков хадисов.
3) Шейх опасается, что кто-то воспользуется этой фатвой для дозволения себе публичного порочения людей под видом, будто это джарх и та’диль, о существовании которого говорит шейх. — А стоящие за смутами джархования именно этим и занимаются. Используют его ответ именно для того, от чего шейх предостерег, и делают вид, будто шейх наоборот поддерживает их бесчинство.
4) Шейх призывает не затрагивать конкретную личность при опровержении ошибки, но по меркам стоящих за смутой джархования это — большое заблуждение и «халябитское правило»: «делаем наставление, но не джархуем».