Что такое души крестьян

Не земля, а души

Будь плохинький, да если наберется
Душ тысячки две родовых –
Тот и жених…

Полезное

Смотреть что такое «Не земля, а души» в других словарях:

Земля до начала времён 6: Тайна Скалы Динозавра — англ. The Land Before Time VI: The Secret of Saurus Rock … Википедия

«Земля и небо» — «ЗЕМЛЯ И НЕБО», юношеское стих. Л. (1830 31), вобравшее в себя мн. мотивы рус. и европ. романтич. филос. поэзии нач. 30 х гг. В основе стих., написанного в форме лирич. монолога, лежит одна из центр. в лермонт. поэзии антитеза земли и неба (см.… … Лермонтовская энциклопедия

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ — [греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам народу Израиля, к рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн … Православная энциклопедия

Земля Санникова (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Земля Санникова (значения). Земля Санникова … Википедия

Земля Яланг — Инфракрасное изображение Титана Земля Яланг (англ. Yalaing Terra … Википедия

Мёртвые души — Эта статья о поэме Н. В. Гоголя. Об экранизациях произведения см. Мёртвые души (фильм). Мёртвые души … Википедия

Федон или О бессмертии души — названный по имени ученика Сократа, Федона (см.), диалог Платона, один из самых выдающихся. Это единственный диалог Платона, который называет Аристотель, и один из немногих, которые признаются подлинными по единогласному приговору как древней,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

в глубине души — Неизм. Втайне, внутренне (о самых сокровенных мыслях, желаниях). Чаще с глаг. несов. вида, с кратк. ф. прил., с прич.: как? в глубине души считать, чувствовать, верить, надеяться, переживать, желать…; как? в глубине души рад, восхищен, возмущен…… … Учебный фразеологический словарь

Война Минбар — Земля — Война Земля Минбар … Википедия

Две души живут в груди моей — С немецкого: Zwei Seelen wohnen, achfin meiner Brust. Из поэмы «Фауст» (ч. 1, сцена 2 «У городских ворот») Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832). Слова доктора Фауста. В русской литературе фраза существует в двух, равно популярных, переводах.… … Словарь крылатых слов и выражений

Источник

«Души»: почему так называли крепостных крестьян

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

Любой, кто учился в средней школе и читал произведения Пушкина, Грибоедова и других классиков, наверняка помнит, что в произведениях XVIII-XIX веков крепостных крестьян зачастую называют просто «душами». Эта практика действительно была широко распространена в юридических документах, всевозможных купчих, описях и даже разговорной речи того времени.

Не люди, но души

Грибоедов не случайно упоминает, что отец Чацкого имел во владении «сотни три душ» (то есть крепостных). Помещики относились к принадлежавшим им крепостным крестьянам как к имуществу. За людей их не считали. Крепостной приравнивался к скотине, мебели, участку земли — всему, на что можно было установить цену.
Дворовых девок, конюхов, служек и прочую челядь продавали, меняли на породистых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Такое отношение к подневольным людям и само крепостное право — одна из самых позорных страниц русской истории. Ни в одном документе до 1861 года нельзя встретить записи, что помещику такому-то принадлежит столько-то человек. Всегда писали «столько-то душ».

«Душами» крестьян называли, признавая только то, что они являются «одушевленным имуществом», в отличие от карет, поместий и борзых щенков. Вот и вся разница. В этом православный мир ушел чуточку дальше от Древнего Рима и Греции, где тоже вовсю цвело и благоухало рабство.
В античности закрепощенных людей называли просто «телами». Раб именовался «мужским телом», рабыня — «женским». Примером может служить рукопись II века до н. э., найденная в Халее (сейчас — город Галаксидион). Этот документ представляет собой обычную купчую. В ней говорится, что некий Клеоген «продал мужское тело по имени Димитрий».

Из этого видно, что традиция не называть рабов людьми возникла еще на заре нашей цивилизации. Порабощенных, подневольных мужчин и женщин никогда не считали людьми. Сначала они были «телами», потом поднялись на ступеньку выше — стали «душами». Однако суть рабства нисколько не изменилась.

Выгодный бизнес

Много любопытной информации по этому вопросу можно найти в книге краеведа и пушкиниста Андрея Яцевича «Крепостной Петербург пушкинского времени». В ней автор отмечает, что даже в таком великолепном и просвещенном российском городе, как Петербург, происходили чудовищные вещи. В частности, торговля людьми имела «исключительно злостный характер».

Крепостными торговали все и на каждом углу. Страницы самой популярной столичной газеты — «Ведомостей» — были заполнены объявлениями о продаже девушек и юношей. Особенно в этом преуспевали знатные господа.
Так, некая петербурженка Постникова основала целый промысел. Она выбирала в своих деревнях миловидных девочек 10—12 лет и отдавала их учиться гувернанткам. Маленьких рабынь обучали благородным манерам, шитью и танцам. Через 3 года они были готовы для продажи.
Если девочка выглядела «так себе», но была ловкой и трудолюбивой, Постникова продавала ее в горничные. Писаных красавиц ожидала другая судьба. Им предстояло стать любовницами богатых петербургских господ. За продажу одной такой рабыни владелица могла выручить до 500 рублей. По тем временам это были огромные деньги.
Торговля крепостными была крайне выгодным делом. Им занимались многие помещики. Рабов обучали и «натаскивали» для будущей службы с раннего детства. Затем их продавали, поднимая цену втрое. Многие таким образом сказочно обогащались.

Княгиня Долгорукова (в замужестве — Пашкова) на спекуляции крепостными составила себе целое состояние. Эта смекалистая великосветская дама скупала у разорившихся помещиков их имения вместе с «душами». Крепостных сортировала, самых лучших натаскивала и продавала по баснословной цене. Деньги текли рекой.
Таких оборотистых дам и господ в Петербурге было очень много. При этом все они считали жителей Востока дикарями. Еще бы! Ведь в той же Персии рабов продавали открыто, на невольничьих рынках. Этот факт приводил петербуржцев в возмущение. В их любимом городе людей не продавали на базарах, как скот. «Душами» торговали в роскошных гостиных, наполненных канделябрами и картинами известных художников.

Источник

Не человек, а душа: почему крепостных крестьян так странно называли (3 фото)

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

Рассмотрим несколько неизвестных фактов о крепостном праве и узнаем, почему рабов называли в России «душами».

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

В Европе и России

Примечательно, что крепостное право было распространено в Европе в VII-XV вв. В этот период большинство жителей Руси были свободными. Закрепощение крестьян началось в XVI веке. 250 лет люди страдали от произвола вельмож, которые относились к ним хуже, чем к прикроватной тумбочке.

Конечно, в те времена было не все так ужасно, как рассказывают некоторые учебники по истории. Крестьяне имели возможность отдыхать от службы благодаря огромному количеству праздников. И совершенно несправедливо считались самыми нищими в Европе, ведь, как писал Юрий Крижанич, «на Руси жили намного удобнее и лучше, чем в самых пребогатых странах Европы».

Петербург и Сибирь

Бытует мнение, что все крестьяне в России были крепостными. На самом деле это не так. «Торгующие крестьяне» были свободными и развивали свой «бизнес», отдавая часть денег в государственную казну. А в Сибири и Поморье такого понятия, как «раб», не было вообще. Сказывался суровый климат и отдаленность от столицы.

А вот в изысканном Петербурге дела обстояли иначе. Торговля людьми была в самом разгаре. Предприимчивые вельможи, многие из которых были женщинами, продавали обученных людей за огромные деньги. Например, княгиня Долгорукова отбирала девочек 10-12 лет, живших на территориях ее поместий. Отбирала якобы для обучения на гувернанток. Девочек действительно обучали великосветским манерам, однако спустя несколько лет одних предприимчивая бизнесвумен продавала в рабство, а из других делала любовниц богатых вельмож. Этим промыслом занималась не только княгиня. Многие аристократы обучали крестьян военному делу или светским тонкостям с целью выгодной перепродажи. «Натасканный» крепостной стоил втрое дороже.

Почему крестьян называли душами?

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

Как в государственных, так и в бытовых записях крестьян называли «душами». Ни в одном документе, написанном до 1861 года, не указывали, что помещику принадлежало определенное количество человек. Почему?

Потому что рабов за людей не считали. Помещики видели в них не более чем бытовую утварь. Однако так как «предмет» был одушевленным, именовали его «душой». В античности, например, рабов называли просто «телами». В государственных документах Древней Греции можно было встретить упоминание, что «вчера неким купчим было продано мужское тело по имени Димитрий».

К крепостным действительно относились плохо. Их продавали, проигрывали в карты, обменивали на породистых скакунов или щенков.

Еще на заре образования общества подневольных людьми не считали. Сначала их называли телами, чуть позже — душами. Однако факт рабства от этого нисколько не менялся. К крестьянам на Руси также некоторые помещики относились плохо. Сразу вспоминается Дарья Салтыкова, которая замучила около сотни крестьян, прежде чем понесла заслуженное наказание. Конечно, «души» имели право жаловаться на господ, однако до суда дело доходило редко.

Источник

Новое в блогах

«Души»: почему так называли крепостных крестьян

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

Любой, кто учился в средней школе и читал произведения Пушкина, Грибоедова и других классиков, наверняка помнит, что в произведениях XVIII-XIX веков крепостных крестьян зачастую называют просто «душами». Эта практика действительно была широко распространена в юридических документах, всевозможных купчих, описях и даже разговорной речи того времени.

Не люди, но души

Грибоедов не случайно упоминает, что отец Чацкого имел во владении «сотни три душ» (то есть крепостных). Помещики относились к принадлежавшим им крепостным крестьянам как к имуществу. За людей их не считали. Крепостной приравнивался к скотине, мебели, участку земли — всему, на что можно было установить цену.
Дворовых девок, конюхов, служек и прочую челядь продавали, меняли на породистых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Такое отношение к подневольным людям и само крепостное право — одна из самых позорных страниц русской истории. Ни в одном документе до 1861 года нельзя встретить записи, что помещику такому-то принадлежит столько-то человек. Всегда писали «столько-то душ».

«Душами» крестьян называли, признавая только то, что они являются «одушевленным имуществом», в отличие от карет, поместий и борзых щенков. Вот и вся разница. В этом православный мир ушел чуточку дальше от Древнего Рима и Греции, где тоже вовсю цвело и благоухало рабство.
В античности закрепощенных людей называли просто «телами». Раб именовался «мужским телом», рабыня — «женским». Примером может служить рукопись II века до н. э., найденная в Халее (сейчас — город Галаксидион). Этот документ представляет собой обычную купчую. В ней говорится, что некий Клеоген «продал мужское тело по имени Димитрий».

Из этого видно, что традиция не называть рабов людьми возникла еще на заре нашей цивилизации. Порабощенных, подневольных мужчин и женщин никогда не считали людьми. Сначала они были «телами», потом поднялись на ступеньку выше — стали «душами». Однако суть рабства нисколько не изменилась.

Выгодный бизнес

Много любопытной информации по этому вопросу можно найти в книге краеведа и пушкиниста Андрея Яцевича «Крепостной Петербург пушкинского времени». В ней автор отмечает, что даже в таком великолепном и просвещенном российском городе, как Петербург, происходили чудовищные вещи. В частности, торговля людьми имела «исключительно злостный характер».

Крепостными торговали все и на каждом углу. Страницы самой популярной столичной газеты — «Ведомостей» — были заполнены объявлениями о продаже девушек и юношей. Особенно в этом преуспевали знатные господа.
Так, некая петербурженка Постникова основала целый промысел. Она выбирала в своих деревнях миловидных девочек 10—12 лет и отдавала их учиться гувернанткам. Маленьких рабынь обучали благородным манерам, шитью и танцам. Через 3 года они были готовы для продажи.
Если девочка выглядела «так себе», но была ловкой и трудолюбивой, Постникова продавала ее в горничные. Писаных красавиц ожидала другая судьба. Им предстояло стать любовницами богатых петербургских господ. За продажу одной такой рабыни владелица могла выручить до 500 рублей. По тем временам это были огромные деньги.
Торговля крепостными была крайне выгодным делом. Им занимались многие помещики. Рабов обучали и «натаскивали» для будущей службы с раннего детства. Затем их продавали, поднимая цену втрое. Многие таким образом сказочно обогащались.

Княгиня Долгорукова (в замужестве — Пашкова) на спекуляции крепостными составила себе целое состояние. Эта смекалистая великосветская дама скупала у разорившихся помещиков их имения вместе с «душами». Крепостных сортировала, самых лучших натаскивала и продавала по баснословной цене. Деньги текли рекой.
Таких оборотистых дам и господ в Петербурге было очень много. При этом все они считали жителей Востока дикарями. Еще бы! Ведь в той же Персии рабов продавали открыто, на невольничьих рынках. Этот факт приводил петербуржцев в возмущение. В их любимом городе людей не продавали на базарах, как скот. «Душами» торговали в роскошных гостиных, наполненных канделябрами и картинами известных художников.

Источник

Почему крепостных в документах называли “душами”

Что такое души крестьян. Смотреть фото Что такое души крестьян. Смотреть картинку Что такое души крестьян. Картинка про Что такое души крестьян. Фото Что такое души крестьян

Любой, кто учился в средней школе и читал произведения Пушкина, Грибоедова и других классиков, наверняка помнит, что в произведениях XVIII-XIX веков крепостных крестьян зачастую называют просто «душами». Эта практика действительно была широко распространена в юридических документах, всевозможных купчих, описях и даже разговорной речи того времени.

Не люди, но души

Грибоедов не случайно упоминает, что отец Чацкого имел во владении «сотни три душ» (то есть крепостных). Помещики относились к принадлежавшим им крепостным крестьянам как к имуществу. За людей их не считали. Крепостной приравнивался к скотине, мебели, участку земли — всему, на что можно было установить цену.
Дворовых девок, конюхов, служек и прочую челядь продавали, меняли на породистых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Такое отношение к подневольным людям и само крепостное право — одна из самых позорных страниц русской истории. Ни в одном документе до 1861 года нельзя встретить записи, что помещику такому-то принадлежит столько-то человек. Всегда писали «столько-то душ».
«Душами» крестьян называли, признавая только то, что они являются «одушевленным имуществом», в отличие от карет, поместий и борзых щенков. Вот и вся разница. В этом православный мир ушел чуточку дальше от Древнего Рима и Греции, где тоже вовсю цвело и благоухало рабство.
В античности закрепощенных людей называли просто «телами». Раб именовался «мужским телом», рабыня — «женским». Примером может служить рукопись II века до н. э., найденная в Халее (сейчас — город Галаксидион). Этот документ представляет собой обычную купчую. В ней говорится, что некий Клеоген «продал мужское тело по имени Димитрий».
Из этого видно, что традиция не называть рабов людьми возникла еще на заре нашей цивилизации. Порабощенных, подневольных мужчин и женщин никогда не считали людьми. Сначала они были «телами», потом поднялись на ступеньку выше — стали «душами». Однако суть рабства нисколько не изменилась.

Выгодный бизнес

Много любопытной информации по этому вопросу можно найти в книге краеведа и пушкиниста Андрея Яцевича «Крепостной Петербург пушкинского времени». В ней автор отмечает, что даже в таком великолепном и просвещенном российском городе, как Петербург, происходили чудовищные вещи. В частности, торговля людьми имела «исключительно злостный характер».
Крепостными торговали все и на каждом углу. Страницы самой популярной столичной газеты — «Ведомостей» — были заполнены объявлениями о продаже девушек и юношей. Особенно в этом преуспевали знатные господа.
Так, некая петербурженка Постникова основала целый промысел. Она выбирала в своих деревнях миловидных девочек 10—12 лет и отдавала их учиться гувернанткам. Маленьких рабынь обучали благородным манерам, шитью и танцам. Через 3 года они были готовы для продажи.
Если девочка выглядела «так себе», но была ловкой и трудолюбивой, Постникова продавала ее в горничные. Писаных красавиц ожидала другая судьба. Им предстояло стать любовницами богатых петербургских господ. За продажу одной такой рабыни владелица могла выручить до 500 рублей. По тем временам это были огромные деньги.
Торговля крепостными была крайне выгодным делом. Им занимались многие помещики. Рабов обучали и «натаскивали» для будущей службы с раннего детства. Затем их продавали, поднимая цену втрое. Многие таким образом сказочно обогащались.
Княгиня Долгорукова (в замужестве — Пашкова) на спекуляции крепостными составила себе целое состояние. Эта смекалистая великосветская дама скупала у разорившихся помещиков их имения вместе с «душами». Крепостных сортировала, самых лучших натаскивала и продавала по баснословной цене. Деньги текли рекой.
Таких оборотистых дам и господ в Петербурге было очень много. При этом все они считали жителей Востока дикарями. Еще бы! Ведь в той же Персии рабов продавали открыто, на невольничьих рынках. Этот факт приводил петербуржцев в возмущение. В их любимом городе людей не продавали на базарах, как скот. «Душами» торговали в роскошных гостиных, наполненных канделябрами и картинами известных художников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *