Что такое душа в исламе

Что такое душа в исламе

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Что такое нафс и что такое душа?

Являются ли в Священом Коране душа и нафс отдельными понятиями?

Поскольку в Священном Коране в отношении нафса упоминается несколько определений, существует и несколько их видов.

На самом деле нет каких-либо разногласий в том, что сущность души и нафса являются какими-то отдельными составляющими. Примером этого являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:

«Если кто-то будет спорить с тобой [Мухаммад] о нем [о Исе] после того знания [твоей осведомленности из ниспосланных тебе строк Корана], что ты получил, то скажи им: «… «Давайте призовем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих…». (Сура «Аль-Имран», 3/61)

Существует аяты где Аллах употребляет это слово во множественном числе для того, чтобы обратиться к людям и джиннам, а также для обозначения человеческой души. В последующем аяты Корана, где слово нафс иногда употребляется в значении духа, стало широко использоваться для обозначения души в поэзии.

Но наряду с этим в Священном Коране иногда слово «нафс» встречается и в значении «душа». Слово нафс в Коране часто используется для обозначения самих различных сущностей. Иногда оно также используется в значении «душа» и даже в значении «сердце».

Следовательно, нафс и душа это два разных понятия.

Источник

Что говорят учёные Ахлю Сунны о душе

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Душа и её категории

Большинство учёных-богословов Ахль Ас-Сунна ва Аль-Джама‘а (люди Сунны и согласия общины)[1] считают, что истину о духе (рух) лучше всего вверить Всевышнему Аллаху и не углубляться в эту тему. Они утверждают, что про дух можно сказать только следующее: «Дух – это то, посредством чего человек оживляется».

Полные знания о духе есть только у Всевышнего, и никого, кроме людей особых категорий, которые обладают глубокими и всесторонними явными и сокровенными знаниями в религии и тверды в своих знаниях (расихун), Творец не посвятил в истину и сущность всего.

Всевышний Аллах указал на большое значение духа и отнёс его к Себе, желая придать ему особое значение и оказать ему почёт. Создатель в Коране говорит:

فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِنْ رُوحِي

(смысл): «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух. ». (сура «Аль-Хиджр», аят 29)

Этим Всевышний указал на то, что человек создан из тела, которое можно увидеть глазами, и духа, который можно познать разумом и интуицией, а не органами чувств; тело его Создатель связал с землёй (глиной), а дух отнёс к Себе. Под словом рух (дух) Творец имеет в виду то, что мы называем душой, и тем самым Всевышний обращает внимание разумных людей на то, что человеческий дух имеет божественную основу, и он выше и величественнее, чем земные низменные тела, что его сущность не понять простому человеку.

Поэтому Всевышний Аллах сказал:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ ۖ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي

(смысл): «И они (иудеи) спрашивают тебя, о Пророк, о духе, посредствам которого Он оживил тело. Скажи им: «Знания о духе ведомы только Моему Господу и неведомы вам»». (сура «Аль-Исра», аят 85; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Известный учёный-богослов Аль-Буджайрими пишет, что души подразделяются на пять разных категорий: души пророков (мир им), души павших за веру шахидов, души людей, которые покорны Всевышнему Аллаху, души тех, кто ослушивается Создателя, и души неверующих (кафиров).

Что касается душ пророков (мир им), то они отделяются от тела и пребывают в Раю, вкушая райские блага. А ночью они собираются вокруг особых золотых светильников, висящих на ‘Арше[2].

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Души покорных Всевышнему рабов также пребывают в садах Рая. Однако они не едят и не пьют, только смотрят на красоты и прелести Рая.

Души тех верующих, которые ослушивались Создателя, то есть совершали большие грехи, находятся между небом и землёй.

Что касается душ неверующих, то их вселяют в зобы черных птиц, которые живут в Сиджине. Сиджинэто место, которое находится под самой нижней землёй.

Их души, по мнению большинства учёных-богословов, бывают связаны с телами и подвергаются каре Всевышнего, и поэтому их тела также испытывают мучения и томления. Это подобно тому, как, например, солнце, будучи на небесах, имеет связь с землёй, то есть освещает её. Так же и нур (свет) душ правоверных, будучи на ‘Илийюне[3] и вкушая райские блага, особым образом связан с телами. Аллах лучше знает!

Выдающиеся учёные-богословы Уббади в книге «Машарик аль-анвар» и Касталани, ссылаясь на известного мусульманского учёного-богослова и историка Ибн Касира[4], пишут, что души правоверных, хотя и не в такой степени, как души шахидов, тоже пребывают в благости, вкушая различные яства и получая наслаждение, и что они также видят места, уготованные им в Раю, а не ограничиваются тем, что только смотрят на Рай.

Говоря о душе, имам Аль-Газали пишет:

«Для того чтобы узнать истину о смерти, необходимо вначале знать сущность жизни. А сущность жизни невозможно узнать, если не познать истину души, являющейся твоим нафсом и твоей сутью. Это и есть самая большая тайна для тебя.

Даже не надейся познать Творца прежде, чем познаешь самого себя, свой нафс. Под твоим нафсом имеется в виду твоё эго (душа), свойственное только человеку, как об этом говорит и Всевышний Аллах:

«Скажи им: «Знания о духе ведомы только Моему Господу»» (сура «Аль-Исра», аят 85)‚ а также: «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29).

Говорят, что в одной из ниспосланных Аллахом Книг была сказано: «Познай себя, и ты познаешь Господа своего». И наш Пророк ﷺ говорил: «Тот, кто знает себя лучше всех, знает своего Господа лучше всех».

Дух (рух) – это не та физическая сила, которая имеется в наших телах и от которой зависят способности наших пяти органов чувств и движения, исходящие от сердца и распространяющиеся по всему телу, подобно тому, как свет от светильника падает на окружающие его стены дома. Это другая, особая, нематериальная сила, свойственная только разумному существу – человеку.

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Физическая сила умирает вместе с телом, ибо она держится на употреблении пищи, и такая сила есть у всех живых существ. Это и есть та биологическая душа, о которой говорят медики и которая умирает подобно тому, как гаснет свет, исходящий от светильника, когда в нём заканчивается топливо или на него подули. Так же погибает биологическая душа и у животных при отсутствии пищи, ибо пища для неё подобна горючему веществу для светильника, а убийство для неё подобно погашению светильника дуновением на него. У этой души не бывает разума, познаний и аманата.

Дух, имеющий разум, введённый в человека волей Аллаха и обладающий сознанием и аманатом, – это тот дух, который свойственен только человеку. Под словом «аманат» имеется в виду принятие человеком на себя ответственности и обязанности исполнения религиозных предписаний (таклиф), повергаясь наказанию и вознаграждению посредством ослушания Всевышнего и повиновения Ему.

Этот дух никогда не умирает, не исчезает и не имеет зависимости от земной жизни. После смерти тела он сохраняется и пребывает или в муках и несчастье, или во благах и счастье. Именно он обладает разумом, познанием, и земля вовсе не поглощает этот дух, обладающий верой (иман) и познанием (то есть духовное сердце), как о том говорится в достоверных преданиях и как засвидетельствовали такие выдающиеся учёные-мужи мусульманской общины, как Хасан аль-Басри.

Шариат не позволяет открыть всю тайну и сущность духа, потому что простой человеческий разум не в состоянии всецело понять его, хотя об этом могут ведать некоторые особые слуги Всевышнего, коих Он Одарил необыкновенными способностями и проницательностью (расихун). И мы не будем углубляться в этот вопрос».

Таким образом, человек состоит из двух разных субстанций: особого духа (рух) и биологической души. Перваявечная, свойственная человеку; обладающая разумом и знанием; втораясмертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

Смотрите также:

[1] Ахль ас-Сунна ва аль-джама‘а – «люди Сунны и согласия общины», мусульмане, которые искренне следуют по пути, указанному Пророком ﷺ и его сподвижниками; сунниты.

[2] ‘Арш – букв. Трон; самое великое творение Всевышнего Аллаха, созданное из чистого света (нура).

[3] ‘Илийюн – место, где пребывают души верующих до наступления Судного дня.

[4] Ибн Касир – известный богослов, толкователь Корана, историк.

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что говорят ученные ахлю сунны о душе?

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Всевышний говорит: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: “Сущность души – одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он”».

Что говорят учёные ахлю сунны о душе (рух)?

На поставленный вопрос дает ответ Халид Аль-Малькави (имеющий докторскую степень в «Акиде»):

Учёные ахлю сунны говорят лишь о том, что дозволил Шариат. Один из представителей ахлю сунны сказал по этому поводу в стихотворной форме:

والروح ما أخبر عنها المجتبى * * فنمسك المقال عنها أدبا

«О душе не рассказал Пророк (мир ему), и мы воздерживаемся в словах о ней, проявляя этику».

Всевышний не дал нам знаний о сущности души. Душа – тайна Всевышнего, в которую Он не посвятил никого. Всевышний не поведал никому из людей о душе, так же как и о предопределении судьбы.

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) говорится:

» إذا ذكر القدر فامسكوا» رواه الطبرانيّ في الكبير

«Когда затрагиваете тему о предопределении (кадаре), молчите» (передал ат-Табрани в книге «аль-Кабир»).

Имам аш-Шафии и аль-Хафиз ибн Асакир передают, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

» سرّ الله فلا تتكلف «

«Предопределение – тайна Всевышнего, так что не утруждай себя».

Так и душа является тайной Всевышнего, скрытой от нас. Всевышний не дал нам знать, из чего создана душа. Например, тело человека Всевышний создал из глины, ангелов – из нура (света), джинны созданы из огня. Что же касается души, то мы не знаем, что она представляет собой на самом деле.

Учёные ахлю сунны – имам аль-Газали и другие – говорят, что душа – это некая субстанция, материя. Материя (лат. materia – вещество) делится на два вида: тонкая (латиф) и грубая (кафиф). Тонкая материя – та, что не ощущается прикосновением руки, что нельзя схватить руками; например, свет, воздух, тень называют тонкой материей. Душа, джинны, ангелы являются тонкой материей. Грубая материя – это то, к чему можно прикоснуться.

Души не исчезнут, а тела тлены. Есть творения Всевышнего, которые Он создал для вечного существования, есть творения, которые исчезнут. Творения, которые останутся навечно, – Рай, Ад, Арш. И душа останется навечно. Душа является тонкой материей, имеющей размеры, но из чего создана душа – Всевышний скрыл от нас.

Важное примечание: запрещено говорить: «Аллах – рух (дух, душа)».

В данном аяте не имеется в виду, что Адам (мир ему) является частью Всевышнего. В этом аяте подразумевается возвеличивание Адама (мир ему) Всевышним.

Слова «Мой Дом» означают, что Кааба имеет высокую степень перед Всевышним.

Что означает «верблюдица Аллаха»? То, что она почтенна перед Всевышним (она была названа так, чтобы люди остерегались причинить ей вред).

Этот аят отрицает наличие форм у Аллаха и Его нахождение в чём-либо. Всевышний не находится в чём-либо, и ничто не находится во Всевышнем. Учёные ахлю сунны опровергают ложные убеждения батынитов (заблудшая секта), например о нахождении Всевышнего в чём-либо. Учёные говорят об убеждениях антропоморфистов (мушаббиха – наделяющие Всевышнего качествами творений) – например, будто Аллах занимает какое-то место, – что они приводят к неверию.

Запрещено говорить, что Всевышний находится в творениях. Мухиддин аль-Араби сказал: «Говорят о нахождении (растворении) Всевышнего в ком-либо только люди неверия, а кто говорит о нахождении Всевышнего внутри чего-либо, религия того недействительна».

Источник

Тайна человеческой души в хадисах

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Сущность души – одна из тайн Всевышнего

Душа человека – необъятный мир, полный таинства. Человек представляет собой особую ценность, так как наделен не только бренным физическим телом, но и вечным душевным. Душа – это суть человека, так как она определяет, каким он является в глазах Аллаха. В хадисе сказано: «Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки».

Человек хочет постичь и познать тайну своей души: для чего она, откуда она и в чем смысл ее существования. Как Коран и сунна Посланника (мир ему) отвечают на данный вопрос:

В Коране Аллах Всевышний говорит, что человек никогда не познает тайну души, так как она является таинством Аллаха: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: «Сущность души – одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он. И ваши знания по сравнению с Его знаниями ничтожны» [Коран, 17:85].

Душа – таинство, и обретает она тело еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови, и затем через тот же срок – разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым».

Душа – таинство, но верующий должен стремиться к ее познанию, к познанию себя, своих слабостей и сильных сторон. Вся жизнь человека в этом мире – это воспитание и совершенствование своего внутреннего. Человек не понесет с собой в мир иной ничего, кроме своей души, и именно за него будет нести ответ перед Господом.

Пророк (мир ему) сказал: «Самый знающий из вас о себе (или о своей душе – нафс) – самый знающий о своем Господе».

Посланник Аллаха (мир ему) призывал к очищению души и предупреждал о важности сохранения своей души праведной: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и этот кусочек — сердце».

Душа верующего ценна для Всевышнего. Аллах непременно одарит его своими благословениями. О душе верующего в хадисах сказано:

«Сердце верующего — открытое; в нем сияющий светильник. Сердце неверующего (кафира) — черное, опрокинутое».

«Если раб уединится со своим Господином в темной ночи и станет говорить с Ним, Аллах зажжет свет в его сердце».

«Нет такого раба, который в течение сорока дней посвятил бы свои деяния искренне одному Аллаху, чтобы Аллах не заставил бить источники мудрости от его сердца к его языку».

«Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его в Своей душе, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»

Источник

8 доказательств того, что душа существует

Что такое душа в исламе. Смотреть фото Что такое душа в исламе. Смотреть картинку Что такое душа в исламе. Картинка про Что такое душа в исламе. Фото Что такое душа в исламе

Доказательство существования души доказывает и существование Аллаха

Те, кто впал в заблуждение отрицания Аллаха Всевышнего, как следствие отрицают и существование души. Так как если будет признано существование души, то необходимо будет признать и существование Аллаха, создавшего ее. То есть доказательство существования души доказывает и существование Аллаха.

Теперь приведем доказательства существования души:

1) Если в мозгу человека воздействовать на нерв, отвечающий за движение какого-либо пальца, то этот палец начнет двигаться. Однако этот палец ни в коем случае не сможет застегнуть пуговицу. Так как застегивание пуговицы является комплексным движением. И осуществить это действие, воздействуя на тот, или иной нерв, невозможно. Таким образом, если не мозг заставляет пальцы застегнуть пуговицу, то что тогда? Конечно же, душа.

2) Для того, чтобы привести материю в действие, необходимо оказать на нее воздействие другой материей. Тогда как, например, человек, смотрящий телевизор, смеется, плачет и так далее. Что заставляет его плакать или смеяться, материя? Нет! Так как не было никакого воздействия материи. Тогда кому же принадлежат эти действия? Конечно же, душе.

3) У каждого нормального человека мозг работает одинаково. Но, не смотря на это, у людей возникают разногласия во мнениях. В чем же причина этих разногласий? Причина в том, что каждый человек обладает неповторимой душой. Если бы мысль была исключительно функцией мозга, то все люди думали бы совершенно одинаково. Так как свойства материи неизменны.

4) Телепатию, которую признает даже наука, невозможно объяснить ни чем иным, кроме как существованием души. Как иначе можно объяснить связь двух людей, находящихся на очень большом расстоянии друг от друга?

5) Сновидения, так же являются доказательством существования души. Нередко бывает так, что увиденное нами во сне происходит с нами в тот же день или чуть позже. Эти знания приобретаются путем приближение души к миру сокровенного. Если не признавать существования души, то чем можно объяснить это?

6) Люди обладают таким качествами, как милосердие, щедрость, смелость, знание и прочими. У кого-то они подобны морю, а в ком-то они подобны капле. Если бы эти качества были качествами материи, то все люди обладали бы этими качествами в одинаковой степени. Так как свойства материи постоянны. Значит, эти качества являются качествами души.

7) У удовольствия и страданий имеются два источника. Первый: Это телесные (физические) удовольствия и страдания. Второй: Духовные. Например, когда человек встречает своего друга, которого он не видел долгое время, то чувствует удовольствие. Это – духовное удовольствие. Так же говорится: «Раны, нанесенные мечом, заживут. А раны нанесенные языком не заживут никогда». Какую еще рану может нанести язык, если не душевную?

8) В природе материи нет воли. Тогда как человеку присуще неограниченное количество произвольных движений. Источником этих произвольных движений является душа, а не материя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *