Что такое душа аристотель

Понятие души у Аристотеля

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.

Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положениеоб отделенности идей от вещей: «. покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому, как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?».

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены ею.

В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души. «Ведь все естественные тела суть орудия души – как у животных, так и у растений, и существуют они ради души»*.

Таким образом, душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет и обобщает в специальном понятии «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций, т.е. существующую и тогда, когда душа не проявляет себя активно (например, во время сна). Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное.

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество – пневма, которое у животных вырабатывается в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. В основе его классификации лежит выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 3341 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Учение Аристотеля о душе

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Душу Аристотель определяет в соответствии с его понятиями, изложенными в «Метафизике», и дает несколько ее определений.

«Душа — энтелехия (целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; активное начало, превращающее возможность в действительность. — В.Л.) естественного тела, обладающего возможностью жизни». Или: «душа — суть бытия и форма такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя, но не такого тела, как топор».

Следствие. Во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком.

Душа есть форма тела. Это определение позволило некоторым философам возражать против Аристотеля. Если душа есть форма тела, то если человек стал инвалидом в результате несчастного случая, так у него и душа изменилась? Значит, определение Аристотеля неверно, как и понимание души.

Но форма у Аристотеля понимается не как материальная форма, некое про-странство, ограничившее фигуру, а как сущность вещи — то, благодаря чему мы познаем вещь. В одном случае это может совпадать с материальной формой, а в другом — не иметь с ней ничего общего. Например, душа человека, животных и других существ. Наличие души — свойство завершенности тела, так как душа — энтелехия. Душа — завершенность возможности жизни.

Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души:

1 вид — растительная душа,

2 вид — животная душа,

3 вид — ум, т.е. разумная душа.

Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души).

Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир.

Способность ощущать появляется у животной души. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляется страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т.п.

Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Растительную душу имеют все — и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа — энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Говоря о душе, Аристотель выделяет разумную душу. Он говорит, что такая душа — не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она сущест-вует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего.

Ум не имеет какого-либо органа в теле в отличие от животных и раститель-ных частей души, которые имеют орган — или орган познания, или орган питания, или орган размножения. Ум не имеет органа в теле. Наоборот, тело — орган разум-ной души. Душа повелевает телом, как рука орудием.

Аристотель различает два вида ума: ум пассивный и ум активный. Активный ум существует только в Боге. Он мыслит всегда и имеет знание в самом себе без какого-либо внешнего источника. Человек имеет пассивный ум. Поэтому он иногда мыслит, иногда нет. Для того чтобы познавать, человек должен получать источник знания из органов чувств и направлять пассивный ум в состояние деятельности, т.е. приближать свой ум к активному уму, познавать те формы, которые существуют в Боге.

Пассивный ум имеет знание чисто потенциально, а активный ум имеет знание актуальное. Со смертью тела, с исчезновением растительной и животной души ум живет вечно, так как он — форма форм. Он отделяется от тела и сливается с бесконечным умом в Боге. Ум — это не личность, а частица всеобщего закона мышления, разума, который есть Бог.

Источник

Аристотель о душе: первые духовно-научные знания

Трактат о душе, который написал Аристотель, явился первым специальным психологическим сочинением, в котором были систематизированы взгляды ученых его времени на душу и психические процессы в целом. В этой работе ее автор осмысливает все наиболее известные античные идеи и представления о человеке.

Учение Аристотеля о душе

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

В какой-то мере эта фундаментальная работа Аристотеля является еще и попыткой примирить между собою полярные взгляды Демокрита и Платона на суть и сущность понятия души.

Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно — знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест.

Так высказался Аристотель о душе в своем известном трактате: с этих слов этот его трактат, собственно, и начинается. Давайте же рассмотрим его подробнее. Но прежде —

Кем был Аристотель

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, древнегреческий философ Аристотель по масштабности и степени весомости его вклада в развитие человеческой цивилизации, по праву — один из самых ярких и уникальных ее представителей.

Он был не просто античным философом локального характера, коих было немало в те времена: он заложил основы всей западноевропейской философской науки.

Аристотель считается также основателем психологии и формальной логики. Его взгляды имели огромное влияние на дальнейшее развитие самых разных видов наук, включая естествознание, анатомию, социологию, политику, физику… Основы многих современных научных знаний были заложены именно Аристотелем.

В конечном итоге, он стал создателем всесторонней системы знаний о человеке. Эту систему мыслитель изложил во многих своих трудах, которые его последователи и ученики изучали и в течение его жизни, и много веков спустя. Изучают и до сих пор.

Душа по Аристотелю: как решал философ проблему души и тела

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Будучи, как уже отмечалось, учеником Платона, Аристотель дополнил идеалистическое учение своего учителя о душе другой интерпретацией: душа — это форма живого органического тела, — считал он, и даже включил трактат духовного характера в физический раздел своего труда.

Изучение души — есть дело естествоиспытателя, — говорил Аристотель. Ведь именно душа, по его версии, дает начальный импульс к жизни всему сущему, подобно некому физическому механизму.

Учение Аристотеля о душе проистекало из его работы на тему материи и формы. Философ считал, что душа — это не что иное, как форма любой живой материи, начиная от растений и заканчивая человеком. В отличие от своих предшественников, он полагал, что душа не является ни продолжением некого вечного начала, ни какой бы то ни было самостоятельной сущностью. Она есть лишь некое деятельное начало материального тела, и ее существование вне тела — равно, как и отдельное существование тела вне души, — попросту невозможны.

Иными словами, концепция этого учения обобщала известные в то время медико-биологические факты. И это естественным образом привело к тому, что в зарождающейся науке психологии были преобразованы, с точки зрения системности, основные ее принципы: принципы причины и следствия.

Природа взглядов Аристотеля

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Связь учения с медициной и биологией в убеждениях философа были неслучайны: достаточно вспомнить, что сам он был сыном медика. Отец Аристотеля был врачевателем при дворе деда Александра Македонского, и ему приписывается даже авторство нескольких книг в области медицины и натурфилософии.

Аристотель, получив, таким образом, первые уроки естествознания у своего отца, тоже готовился посвятить себя вначале медицине. Но, оказавшись в возрасте семнадцати лет в Афинах, он познакомился там со своим будущим учителем, шестидесятилетним Платоном, и на протяжении нескольких лет был учеником платоновской Академии.

Однако впоследствии жизнь и автономные взгляды на мир развели этих незаурядных деятелей своей эпохи:

Платон мне друг, но истина дороже.

Платон и Аристотель

На одной из знаменитых фресок эти два незауряднейших мыслителя своего времени изображены определенным образом: Платон указывает рукой в небо, Аристотель же — на землю. В этом и состояла суть их философских разногласий.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

В результате Аристотелем в Афинском пригороде была создана своя собственная школа. Названа она была Ликей (отсюда и появилось известное нам слово лицей).

Форма занятий в Ликее отличалась от нынешней: учитель проводил уроки, гуляя по крытой школьной галерее и проводя время с учениками в вольных беседах…

Уровни души по Аристотелю

Свое учение о трех ступенях души Аристотель представлял следующим образом:

Под функциями души философ понимал уровни её развития. Так, по мере развития и со временем, более низкая ее стадия формируется в более высокую — и так, по мере совершенствования. Происходит это подобно тому, как младенец, постепенно вырастая, превращается в зрелого человека и проходит при этом все те же самые ступени, что были пройдены всеми живыми существами на земле за всю их историю до его появления. Позже этот процесс получил название биогенетического закона.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Тем не менее, в продолжение всех предыдущих установок о душе, Аристотель также не отрицал ее Божественного происхождения. Он считал душу сутью идеальной и, в некотором роде, даже отделимой от тела, но при этом — неразрывно с ним связанной.

Если попытаться объяснить эту мысль наглядно, то представьте себе, что наш глаз, например, — часть тела, а наше зрение — его душа. Но душа все же — это, прежде всего, — способ организации жизни нашего тела, его способность и мыслить, и чувствовать.

Согласно Аристотелю в человеческую душу входят:

Страх, гнев, зависть жалось, желание, радость и ненависть. А говоря точнее, — философ просто конкретно описал все эти столь разнородные человеческие чувства. Но, при этом —

«Сказать, что душа гневается, — равносильно тому, как если бы кто-то сказал, что душа занимается ткачеством или по­стройкой дома».

Пытаясь объяснить природу и закономерность формирования человеческого характера, Аристотель считал, что только в результате совершения тех или иных своих нравственных или безнравственных поступков человек превращается в того, кем он в результате становится.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

То есть, философ указывает на прямую необходимость оценки человеком разумным того, что он совершает в своей жизни.

Интересно, что психическое развитие человека, как считает Аристотель, напрямую зависит от этой его деятельности: оценки себя любимого — и не только прошлой или настоящей, но даже желаемой им в будущем!

То есть, даже если органы чувств не подвергаются какому-то прямому на них разного рода воздействию вещественных влияний, в человеческом сознании могут формироваться психические образы или фантазии, — как называл их Аристотель.

Они подчиняются нашим ассоциациям — то есть некой связи наших образных представлений. Эту истину философ также исследовал и вывел как существующую закономерность, став первооткрывателем и области психических образов.

Думай, прежде чем думать

— часто можно услышать сегодня. А нет ли тут связи с аристотелевским представлением желаемого нами в будущем: его своеобразного образного воплощения. И если есть — то какого рода и характера мы формируем этот наш психический образ или, проще говоря, наше образное желание-представление.

“Поэт — издалека заводит речь… Поэта — далеко заводит речь”, — а это уже сказано устами Марины Цветаевой. Но, как будто, все о том же…

…Любопытно, что спустя два столетия после того, как философ Алкмеон Кротонский (V век до н.э.) открыл связь души с головным мозгом (он считал его органом души), Аристотель был уверен в том, что мозг — это всего лишь определенного рода холодильник, поддерживающий и сохраняющий кровь. Душа же, по мнению философа, располагалась в самом сердце.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Труды Аристотеля оказались весьма опасными для церковной диктатуры того времени. Ведь главный ее принцип и постулат сводился к тому, что душа от тела неотделима…

Учение же философа обессмысливало многие церковные установки, связанные с ролью и местом души. И, как результат такой нестыковки взглядов, — сначала идеи Аристотеля были католической церковью запрещены и отвергнуты. Позже, как это обычно бывает в таких случаях, ею же Аристотель был превращен в одного из столпов богословия.

“Природа ничего не делает напрасно… нужно видеть то, ради чего совершается действие”

— любил повторять, словно предвидя все эти исторические перевертыши, великий философ. И он был прав.

Источник

Понятие души в философии Аристотеля

Вопрос существования души, ее функции и цели остро стоит в философии не первое тысячелетие. Античные философы подарили миру основополагающие идеи и учения во многих направлениях. Не обошли они стороной и тему духовной составляющей человека. Душа в философии Аристотеля, одного из величайших мыслителей человечества, является одной из основных и наиболее раскрытых тем.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Учение о материи и форме

Многие мысли, теории и учения, созданные Аристотелем, неразрывно связаны с идеями его учителя Платона. В течение 20 лет Аристотель обучался в школе под названием Академия величайшего философа Античности. Большая часть платоновских мыслей стала основой будущих работ его ученика.

Аристотель искренне уважал своего наставника, жадно вбирал знания, предложенные ему, и следовал философии Платона как истине. Но он отличался от большинства учеников мыслителя. В отличие от тех, кто слепо верил каждому произнесенному слову Платона, Аристотель предпочитал вникать, изучать и делать собственные выводы. Поэтому спустя много лет постижения мира в платоновском представлении, он решает сделать выбор в пользу собственного философского течения.

Несмотря на глубокое уважение к учителю и личную привязанность, Аристотель часто противопоставляет в своих трактатах собственные работы работам своего предшественника, сравнивает их и указывает на недочеты теорий Платона.

В одном из своих трактатов философ заявляет, что недостатком платоновской мысли о вещах и их идеях является то, что Платон противопоставляет эти два понятия друг другу. Аристотель считает, что идея и предмет существуют вместе и неразрывно между собой связаны. Он создает собственное учение о материи и форме, в котором материя — это суть предмета или живого существа, а форма — идея, движущая сила тела. Материя является физической оболочкой всего, в то время как форма вдыхает в эту оболочку жизнь.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Аристотель был учеником Платона, но разделял не все его теории

Согласно учению Аристотеля, душа является формой, а тело человека, животного или растения — материей. Материя, предмет — это лишь внешняя оболочка, которая, не имея своей сути или же идеи, является не более, чем мертвым телом.

Душа по Аристотелю — это движущая сила любого живого существа. Это ее истинная суть.

Способности душ и их виды

В зависимости от функций и цели существования, Аристотель разделяет формы на три большие категории:

Каждый из видов обладает своими функциями. Они определяют образ жизни материи, т.е. тела живого существа.

Согласно учениям античного философа, существует некая иерархия форм. В самом низу этой иерархии находятся души растительные, а вершину возглавляют разумные, человеческие. Души животного типа находятся посередине.

Из теории об иерархии форм следует закон, выведенный Аристотелем в одном из томов своего трактата «О душе». Этот закон гласит, что каждая душа определенного иерархического типа обязательно обладает функциями более низших видов. Но абсолютно не нуждается в способностях тех, что находятся выше ее в этой иерархии. Так, животная форма по Аристотелю обладает способностями как своего вида, так и растительного, но не имеет того, чем обладают человеческие формы.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Растительная

В представлении античного философа находящаяся в самом низу иерархии душа растения наименее остальных интересовала древнегреческого философа. В своих трактатах он упоминал о ней реже и не считал достаточно интересной в силу малого количества функций и примитивности.

Главными способностями такого вида являются функции размножения и питания, которые свойственны всем видам живых существ. Питание осуществляется для поддержания жизненной энергии материи, т.е. внешней оболочки формы. Размножение необходимо для того, чтобы продолжать существование определенного рода.

Животная

Души животного рода также называют ощущающими. Это объясняется тем, что, помимо функций, свойственным растительным душам, они также обладают, обладают способностью к обонянию, слуху, вкусу и ощущениям. Животные души наделены функцией передвижения, которая свойственна душам высших иерархических типов.

Разумная или человеческая

Человеческие формы как представители высшего иерархического рода обладают растительными способностями к питанию и размножению, животными — к передвижению и ощущениям.

Главное отличие души разумной от тех, что находятся ниже, — это умение мыслить.

В своем трактате Аристотель также приводит аргументы, которые доказывают положение человека как наивысшего существа в его иерархии.

Что такое душа аристотель. Смотреть фото Что такое душа аристотель. Смотреть картинку Что такое душа аристотель. Картинка про Что такое душа аристотель. Фото Что такое душа аристотель

Посмертная судьба душ

Мысли древнегреческого философа на тему судьбы формы существа после его смерти противоречивы и вызывают дискуссии в кругу специалистов. В своем трактате он излагает несколько мыслей о том, что ждет форму, которая осталась без своей материи, но они взаимоисключаемы.

Аристотель утверждает, что растительные и животные виды смертны. Они возникают вместе с появлением материи, наполняя ее смыслом, и разлагаются вместе с умершим телом. Эта мысль противоречит закону о том, что высшая душа не может существовать без способностей и функций низшей.

Он говорит, что существование разумной души возможно и за пределами материи, потому что человеческий разум является божественным, т. е. бессмертным. Он также пишет, что способности к чувствам и функции, свойственные душам, не способны реализовать себя без наличии физической оболочки.

Противоречивые тезисы в работе философа вызывают сложности в понимании его точки зрения и всего учения.

Трактат Аристотеля «О душе»

Одним из главных трудов всей жизни древнегреческого философа, является трактат в трех томах, посвященной теме существования души, ее видам, способностям и т. д. В своих книгах он подробно описывает точку зрения, сравнивает ее с идеями прочих античных мыслителей, ставит перед собой вопросы и дает на них ответы.

Первая книга

Первый том масштабной работы Аристотеля посвящен подробному изучению трудов других философов и мыслителей, которые также поднимали тему существования души в своих учениях. Он раскрывает суть их идей, сравнивает и высказывает свое мнение. Среди них такие великие умы, как:

Также в этой книге Аристотель дает собственное понятие души и называет ее главным элементом в принципе движения. В представлении философа, существует четыре вида движения:

Конкретной душе в зависимости от ее иерархии должен быть присущ хотя бы один вид из перечисленных. Но также она может иметь два, три или все четыре вида.

Вторая книга

Второй том тракта дает ответы на важные метафизические вопросы, которые ставит перед собой Аристотель. Он дает определения наиболее важным понятиям в своей работе. Среди них:

Материя является физической, внешней составляющей всего сущего. Она обладает собственной массой и определенным расположением в пространстве. Формой любого живого существа является душа, дающее начало жизни материи. Сущностью является цель появления на свет определенного существа.

Энтелехия — это та сокрытая сила, которая помогает существу достигнуть цели его существования, т.е. сущности. Такая сила помогает зерну стать большим деревом.

В это же книге древнегреческий философ описывает способности и функции, которые свойственны душам. В зависимости от наличия определенных способностей, Аристотель разделяет души на три вида и выводит иерархию таких типов, рассмотренных выше.

Третья книга

В последней книге своего труда «О душе» Аристотель выделяет пять чувств, которые свойственны формам живых существ, способным к ощущению. Это такие чувства, как:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *