Что такое духовное здоровье человека
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Духовное здоровье – стержень существования человека»
Автор: Маторина Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования
«Духовное здоровье – стержень существования человека»
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное, духовное здоровье.
Прежде, чем мы продолжим наш разговор, я хочу прочитать полезную притчу.
… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
— Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
— Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
— Да нет, я просто слышал…
— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Значит, продолжал Учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет никакой необходимости…
— Итак, заключил Наставник, — в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?
Очень важно мораль этой притчи использовать не только при воспитании детей, но и в общении друг с другом. Теперь продолжим наш разговор о здоровье и о его духовной составляющей.
Сейчас я предложу Вам выполнить задание, рассчитанное для детей, для осознания своего жизненного пути.
Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (показать цветок)
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она
чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая,
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды
почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит
вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою
жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Хочу предложить Вам объединиться в микрогруппы по 2-3 человека и немного поразмышлять:
Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
Выводы : обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные желания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем, в том числе и в духовно-нравственной сфере.
В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.
Что касается духовного здоровья человека, то тут многое можно почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы.
В жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя справляется с различными жизненными кризисами и трудностями живёт и преуспевает. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.
Вот почему так важно, как можно глубже познать себя.
А хотите узнать, насколько Вы добры? После семинара каждый из Вас сможет ответить на вопросы анкеты и сделать определённые выводы.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми: походы, экскурсии. Это уход за комнатными цветами в кабинетах, забота о питомцах в живом уголке, выполнение практических заданий на УОУ, участие в субботниках и акциях, встречи с интересными людьми.
Для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходим мотив, побуждающий к действию.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно.
Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.
Я подобрала несколько игр, которые помогут педагогам воспитывать в ребенке духовно – нравственную личность. Их можно использовать на занятиях, на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. (Приложение)
Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. Не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития.
динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же, как и зафиксировать таковой.
Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент.
Хочу предложить вашему вниманию некоторые методики, которые я использую в своей работе. Их принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. (Приложение)
Как мы строим свою жизнь
Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом
для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки.
Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить. Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры.
По завершении стройки, он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: – Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.
Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты
стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо.
Мы все – прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что
результаты этой конкретной стройки не так уж важны.
К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами построили. Ведь всё, что мы делаем сегодня, имеет значение.
Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.
Беседы с батюшкой. Духовное здоровье
Аудио
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).
– Что такое духовное здоровье и каковы его признаки?
– Прежде чем говорить, что такое духовное здоровье, нужно определиться, что такое духовность. Духовность – это, прежде всего, состояние нашей души, которое может изменяться и является конечной целью нашего существования и бытия в этом мире, которое всегда должно наполняться определенными духовными полноценными, здоровыми формами. Под этим необходимо прежде всего понимать пребывание в Духе Святом, как советует апостол Павел, и жить человеку необходимо не по плоти, но по духу. И те, кто живет по плоти, не должны осуждать тех, кто живет по духу.
Итак, под духовным здоровьем мы подразумеваем такое пребывание человека, когда он освобожден от страстей, от недугов, ведь страсти это духовные недуги и они порабощают человека, делают его духовно несвободным, озабоченным мелкими вопросами, не имеющими сколько-нибудь важного веса, чтобы человек испытывал радость сейчас. Но эти страсти, эти мелочи имеют огромный вес в Царствии Небесном, потому что любой сейчас сделанный человеком грех, нераскаянный, который мы, может быть, сотворили и забыли или не считаем грехом, помешает нам войти в Царство Небесное. И духовный человек это прекрасно понимает, прибегает к таинствам Церкви и пытается избавиться от забытых грехов – от состояния, которое его делает неродным для Царствия Небесного.
– Можно ли сказать, что духовное здоровье родственно безмятежности?
– Безмятежность – это, конечно, красивое слово, но она может быть свойственна и человеку неверующему. Допустим, человек имеет определенный склад характера, ума, он безмятежен, но в Бога, в Царствие Божие не верит. Но вместе с тем безмятежность – это качество души, и хорошо, когда люди, уповающие на волю Божию, на Божий Промысл, живут и знают, что жизнь человеческая – не конечная точка, есть продолжение – в Царствии Небесном. Для того безмятежность даруется Богом как приложение ко всему остальному. Господь же говорит: Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам – и деньги, и то, что необходимо для житья – все, что необходимо человеку, чтобы прожить в этом мире, Господь обещает. И как Господь обещает людям, которые действительно в Него верят, – Он все исполняет.
– А какая разница между душевным и духовным здоровьем?
– Душевное здоровье менее совершенно, чем духовное, но оно очень важно: душевно нездоровый человек имеет различные психические отклонения, психиатрические диагнозы, неврозоподобные состояния, которые перетекают затем в органические поражения головного мозга. Когда там происходят очень большие сбои, тогда уже говорят, что человек душевно не здоров. И в клиниках для душевнобольных, где помогают снова обрести радость восприятия мира, радость быть полноценным членом в обществе, люди стараются восстановить свое душевное здоровье.
Душевное здоровье – это все, что связано с нашими эмоциями, и оно для православного человека очень важно, и мы должны его оценивать через призму духовности. Человек получает эмоции, которые могут быть яркими, или наоборот, тусклыми, или вовсе отсутствовать – все это говорит о душевном статусе человека.
Допустим, человек приходит в театр и получает там определенный заряд бодрости, эмоции, эмоциональную нагрузку, получает, как он думает, пищу для размышления, для оценки своей жизнь в свете увиденного. Но все это будет связано с тем, что он получил здесь и сейчас. Польза, конечно, есть, ведь он проходит определенный воспитательный этап. Каждый человек, получая информацию извне, через свое душевное восприятие мира, получает определенный урок, опыт, но верующий, осознающий, что есть Царствие Небесное и у человека есть душа и ответственность перед Богом, все начинает воспринимать через призму именно духовного восприятия – даже душевные явления, что есть в этом мире. И человек верующий, получая какие-то душевные эмоциональные явления, оценивая их через духовную призму, получает для себя очень важный урок, чтобы быть таким членом православного общества, который может дарить свет радости, любви другим людям.
– Способность дарить – это признак духовного здоровья? Какие еще признаки?
– Очень много. Способность любить – это, наверное, самый главный признак: когда человек может жертвовать своим временем, последним куском хлеба, своими вещами. Когда Христос говорит о любви, Он приводит очень много ярких примеров, касающихся нашей повседневной жизни. И все то, что Он говорит о такой любви, невозможно даже записать во все книги; и апостол евангелист Иоанн Богослов ясно об этом говорит, и евангелисты об этом говорят – невозможно записать все, что происходило, о чем говорил Господь Иисус Христос: словами невозможно передать всю полноту Божественной любви.
– Что может помешать духовному здоровью?
– Грех, страсть, нелюбовь к Богу, к самому себе, лень, все то, что человеку как бы противно – по свойству греховного плотского человека: хочется понежиться, полежать, не делать, пропустить, не обратить внимания, хочется, чтобы на тебя обращали внимание, любили, восхваляли, восхищались тобой, хочется погордиться, потщеславиться – все плотское, телесное уводит от духовного.
Господь призывает нас скинуть эти «одежды», которые для Царствия Небесного абсолютно неестественны. Господь говорит: «Облекитесь в подобающие одежды». Эмоциональные, греховные одежды – это одежды нищенские, вонючие, грязные, в них невозможно войти даже на порог Царствия Небесного: ангелы Божии выкинут из чертога брачного. А Господь говорит, что именно при помощи одежд – любви, милосердия, открытых духовных, высоких моральных качеств человека, жертвенности мы будем достойны войти в чертоги Отца Небесного на брачный пир Сына. Мы должны помнить об этих духовных заветах – наставлениях, правилах – наследования Царствия Небесного, и тогда жить будет легче.
Но каждый человек должен знать, что опыт, который он получил здесь и сейчас, должен всегда оцениваться через призму духовного видения, духовного восприятия… Человек духовный должен помнить, что грешен, и каяться, прибегать к таинствам Церкви – к Исповеди, Соборованию, Причащению: сжигать эти грехи. Тогда он становится ближе к Богу. В православных, живущих особенной, интенсивной духовной жизнью, можно видеть особенных людей. Посмотрите, допустим, на наших святителей, на нашего Предстоятеля Церкви. Очень часто бывает такое ощущение, что это люди не от мира сего, они как ангелы, они живут не теми потребностями, не теми законами, что есть в мирской, плотской жизни. Живут по-другому, у Престола Божия, и сгорают, как свечи на церковной свещнице. Господь призывает нас жить именно таким образом.
– А может ли человек сам адекватно оценить свое духовное здоровье либо нездоровье?
– Человек, – как ему кажется, наверное, – может все. Но если подходить профессионально к этому ответу, то, конечно, у каждого должен быть свой духовный наставник – духовник (который, в свою очередь, также имеет духовного наставника).
Люди у нас очень любят перелагать ответственность за свои мысли, действия на духовного отца, который исповедует и дает какие-то пастырские советы. Но в глазах Божиих это будет выглядеть лукавством: каждый человек должен знать Закон Божий, сердцем чувствовать правду Божию, волю Божию, чтобы спастись. И каждый должен знать, что переложить ответственность за сделанные тобою поступки на другого человека невозможно. Полноценный член православного общества должен помнить об этом.
Есть такой анекдот, не знаю, к месту будет или нет. Умерли безбожники и приходят к апостолу Павлу: «Можно ли нам попасть на прием к Иисусу Христу?» Он приходит к Иисусу, докладывает, что пришли безбожники, спрашивает, что им сказать. Господь говорит: «Иди скажи, что Меня нет». Вот, чтобы человек не жил этими принципами – ведь если человек творит грех, то думает: «А Бог не заметит, не увидит», а когда человеку надо будет отвечать за свои деяния, когда будет он просить у Бога особого места в селениях праведных, как бы ему не сказали: «Такого места нет, о чем ты просишь?».
Поэтому Священное Писание, святые отцы призывают человека к трезвомыслию, памятованию, чтобы человек, возрастая, совершенствуясь посредством Духа Святого, сделал все, что требуется для вступления в Царствие Небесное.
– Возможно ли по внешности человека судить о его духовном здоровье?
Человек должен бы подумать о Царствии Небесном, о своих грехах, а он живет и богатеет в грехе, в беззаконии, его посещают блудные мысли. Сколько люди начинают тратить средств, времени, своего драгоценнейшего здоровья, чтобы быть похожими на тех или иных людей, но, как правило, это блудники, Бога не знающие. Духовный человек должен об этом думать. Но это одна крайность.
Часто бывает так: смотришь на человека и начинаешь через визуализацию его образа примешивать свои грязные мысли. Допустим, идешь и говоришь человеку: «Вот, ты на меня не посмотрел, наверное, у тебя плохие мысли, ты о чем-то плохом подумал». А человек думает совсем о другом, может быть, даже он молится.
Эмоциональная маска – это прерогатива тех, кто занимается этим профессионально. Актер, конечно, будет на этих чувствованиях играть сердцами и умами людей. Но какое это качество человека – духовное или душевное? Конечно, душевное. Духовный человек может даже ничего не сказать, даже не посмотреть, даже может не иметь глаз, чтобы увидеть, но сердцем, умом почувствует, что сделал что-то не так. Какое-то особое общение у духовных людей. Когда приходишь к духовной личности, к духовному столпу православия, ты начинаешь ощущать это на уровне духовных субстанций, воздействующих на сердце и ум человека. Каким образом? Не знаем, но знаем, что это происходит.
Вот люди приходят к костям святых – Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Александру Свирскому. Казалось бы, кости страшные говорят о смерти. Но в человеке, ожидающем Царствия Небесного, все это говорит об одном: о том, чтобы мы изменились и сделались достойными Царствия Небесного. Так что, взирая на их мощи, конечно, мы не можем сказать, что там есть внешняя красота, но там есть духовная красота, духовное великолепие, духовные крылья (они называются молитва, молитвословие, памятование о Боге), которые даруются каждому человеку, чтобы он воспарял над всем тем, что его окружает.
Грехи, заботы, мирские обязанности и обязательства – над всем этим должно быть духовное, чтобы покрывать это все, уходить от всего, что тянет вниз, закрывает от Бога. Поэтому, когда человеку начинаешь что-то рассказывать, объяснять, духовный все это поймет, а душевный может испугаться. Поэтому у пастырей есть такой предмет, как пастырская психология. Допустим, когда человек подходит к священнику, его необходимо каким-то способом расположить: улыбнуться, когда требуют обстоятельства, может быть, сделать и строгий вид. Необходимо научиться контактировать с живым человеком, который, может быть, приходит в церковь и хочет в ней увидеть все то, что видел в миру.
– Какая существует связь между духовным здоровьем человека и его речью?
– Здесь также будут очень похожие ответы. В Боге все живы, усопшие святые тоже живы, их речи, интонации мы никогда не слышали, но мы знаем, что они прекрасны – ощущаем их духовно.
Поэтому речь духовного человека всегда успокаивает, но одновременно она возбуждает в сердце памятование о грехах, о Царствии Небесном, об ответственности. Но это возбуждение всегда приводит к умиротворенности, такой человек знает, что как бы он ни согрешил, Бог его любит. И в обязанности духовного человека входит, чтобы это его внутреннее духовное состояние никогда не покидало его.
И Господь духовному человеку обещает большую награду за это, Он говорит, что это становится первым шагом к открытию дара Божественной любви. Например, Серафим Саровский. Когда люди приходили к нему, каждый успокаивался, духовно получал радость, из его уст слыша слова: «Христос воскресе, радость моя!». И это было не наигранно, а сейчас порой слышишь эти же слова от человека, даже украшенного сединами, но фальшь очень легко чувствуешь. У Серафима Саровского все было по-другому: человек приходил и получал пластырь на свои душевные раны, лекарство для своего сердца, получал зарядку для своего ума, уходя от Серафима Саровского, он хотел молиться, жить в Боге, для Бога и по Божественным заповедям, чтобы достигнуть Царствия Небесного.
– Почему духовный человек старается сделать свою речь менее эмоциональной?
–Речь – это очень сильный инструмент чтобы заставить другого слышать и исполнять. Это очень сильный инструмент. И духовный человек понимает, что информация, которая преподается человеку посредством речи, должна иметь определенное качество, и оно должно быть духовным, не должно быть чрезмерно эмоциональным, душевным, таким, что уши закладывает, но достаточным, чтобы человек услышал, воспринял, осознал и получил все духовное богатство, нужное для его спасения. Поэтому речь спокойная, доходчивая легче воспринимается, умиротворяет, успокаивает.
Человек все время чего-то ищет, ум человеческий все время хочет что-то узнать, открыть что-то новое. «Желтая пресса» и направлена на эти свойства человеческого ума. Поэтому духовная речь как бы перекрывает все это, становится как бальзам: входит во все мелкие трещинки человеческого сознания и творит там особенную духовную работу, и человек начинает изменяться и делается пригодным для Царства Небесного.
– Справедливо ли утверждение, что духовному здоровью всегда сопутствует радость, а мрачный человек, скорее всего, духовно нездоров?
– С одной стороны, да, ведь если человек здоров физически, душевно, если у него и финансовое, и моральное, и физическое благополучие, то это говорит о духовном здоровье. Но, представьте себе, человек страдает какой-то болезнью, находится в состоянии агонии и в это время молится, при этом у него такое лицо, что с него можно писать картины ада; но такой человек пребывает в духовной радости, живет в надежде. Мы не должны воспринимать состояния человеческой мимики как отображение его внутреннего мира.
Очень часто люди имеют потребность визуализировать, идентифицировать, классифицировать, кто как посмотрел и какой он. Парадоксы человеческого сознания настолько бывают интересные и запутанные, что диву даешься. Допустим, на исповедь пришел молодой человек. У него мочка уха откушена, собака укусила. И на вопрос, как все это было, он ответил: «Я думал, что собака улыбается». Наверное, он хотел чмокнуть ее в щечку, но собачка увернулась и цапнула его за ухо.
Особенно духовный человек должен быть трезвым и смотреть на сердце человека, а не на его глаза, не на его эмоции: есть такие проходимцы, такие лицедеи, что человека обведут вокруг пальца в два счета. Это базовые эмоциональные вещи, которые зарождаются, когда мать ухаживает за ребенком. Мимика для ребенка как-то связывает внутреннее с внешним. Взрослый же все подмечает, изучает, запоминает и может использовать все эти навыки, весь свой негативный и позитивный опыт, чтобы одурачить другого, сделать его несчастным, обмануть, использовать его. Поэтому человек духовный всегда рассуждает.
– Какая существует связь между материальным богатством и духовным здоровьем?
– Она может быть прямой или опосредованной, но, скорее всего, существует. Допустим, человек при рождении унаследовал большое состояние, но как это на нем отразилось или отразится, невозможно судить: человек себя не проявил никаким образом.
Если он свое богатство созидал в течение всей своей жизни через правду, через добро, через умение воспользоваться своим внутренним ресурсом – головным мозгом, получал знания, имеет такую способность, как благодатный дар Духа Святого, то, конечно, это прямое соотношение с положительным духовным состоянием человека.
А есть положительное духовное состояние, когда человек делает ради Царствия Небесного, Господа Иисуса Христа, Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы, святых, предстоящих перед Престолом Божиим и воспевающих Ему вечную хвалебную песнь). Как видите, имеющий богатство, конечно, сам является распорядителем своего сердца, своей души и своего ума.
Наша Православная Церковь имеет такого молитвенника, как иеромонах Серафим Вырицкий. Миллионер, который был купцом, наживал свое богатство честным трудом, при помощи своего ума, способностей и трудолюбия, решил, чтобы это богатство имело пользу в Церкви Христовой. Он жил в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге и спасался, ему Господь даровал особые дары Духа Святого, он был хорошим исповедником, духовником, и люди спасались рядом с этим человеком.
А его современник Степан Лианозов имел нефтяные вышки, добывал нефть, был миллиардером. И когда поменялось политическое устройство государства, он потерял все деньги… Нет чтобы изменить свою жизнь, духовно посмотреть на нее, духовно исправиться, а он застрелился: он имел неразделенную любовь. Человек, обладавший огромнейшим богатством, почти современник Серафима Вырицкого – вот так заканчивает свою жизнь…
Господь нам показывает на примере судеб этих людей, как мы, живущие сейчас, должны ориентироваться, какой вектор для себя выбирать. Помните, в Священном Писании, когда упала Силоамская башня, раздавила 38 человек, Господь говорит: Они что, были грешнее, чем все остальные? Нет. Но это делается, чтобы вы, живущие здесь и сейчас, помнили и знали о том, что Суд Божий непременно будет над каждым человеком».
– Каковы качества духовно здоровой семьи и духовно здорового общества?
– К сожалению, мы не можем измерить духовность человека, нет такого прибора – «духовнометра», но косвенно можно судить о человеке, о его поведении, о его отношении к Богу, религии, Церкви, святым таинствам. Нельзя о человеке сказать, что он верующий, если он причащался один раз в жизни и то не помнит, когда. Нельзя человека называть духовным, если человек не живет духовно. Если он слушает музыку, духовой оркестр, то это не делает из него духовного человека. Если человек живет по правилам и морально-этическое его развитие и состояние высокое, это тоже не говорит о его особенных духовных качествах и дарованиях, потому что это то, что в него заложили, но без ориентира на Царствие Небесное. Можно воспитать очень высокоморального и нравственного безбожника, он будет отрицать Бога, Церковь, таинства, спасение, будет говорить, что человек живет здесь и сейчас, он не творит зла, не убивает, не ворует и делает довольно положительные вещи. Но духовный ли это человек? Нет.
Духовный человек – это тот, кто понимает, что вся его жизнь построена для того, чтобы угодить Богу и попасть в Царствие Небесное, делает все ради Бога, ради слов Христовых, чтобы быть рядом с Тем, Кого человек любит. Ведь Христос говорит: «Если хотите быть со Мной, то будет очень хорошо, потому что вы будете получать такую же радость Божественной любви, которую Я уже сейчас имею по отношению к вам. И когда вы попадете в Царство Небесное, то в вас откроется это ощущение, чувствование». И такой человек верит словам Господа и Спасителя и стремится туда. Поэтому внешние признаки – это молитва. Если человек молится, стремится к молитве, хочет быть с Богом, с молитвой, с церковными таинствами, хочет, чтобы мир преобразился и спасся посредством осмысления через Господа Иисуса Христа, то такой человек духовный, приобщается Святых Христовых Таин, живет в Боге, и Бог живет в нем. А если человек только языком ударяет, если он только, как медь звенящая и кимвал бряцающий, то о духовном не приходится и думать.
– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.
– Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и всех святых пребывает со всеми вами!