Что такое духовное возрождение
Что такое возрождение или рождение свыше.
В начале пути, идущего в Царство Божие.
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,» (Тит.3:5)
Возрождение, как и многие другие ключевые слова Библии, — это слово-образ: оно означает второе рождение, новое начало жизни. На протяжении христианской истории существовали самые разные представления о том, что такое возрождение и как оно происходит, поэтому для начала мы познакомимся с некоторыми из них.
Исторический обзор
В ранней церкви под возрождением было принято понимать благословение, которое передается через крещение и которое крещение символизирует. Отцы церкви пользовались этим термином, когда говорили об оживлении духа и об отпущении грехов (подразумевая тем самым, что возрождение — это часть оправдания). В средние века возрождение понималось более точно — как излияние благодати. Средневековые богословы справедливо разделяли возрождение и отпущение грехов, однако впоследствии оба эти понятия они свели в один термин «оправдание», ошибочно считая, что оправдание — это действие Бога, в результате которого люди становятся праведными.
Реформаторы отличали оправдание от возрождения, считая первое избавлением от вины, а второе — от силы греха, и утверждали, что человек, даже будучи крещенным, не может обладать ни первым, ни вторым из этих благословений, если у него нет веры. Кальвин дал возрождению очень широкое определение: с его точки зрения, возрождение — это процесс преобразования человека в подобие Христа здесь на земле со всеми его составляющими: оживлением духа, осознанным обращением (верой и покаянием) и освящением, длящимся всю жизнь. Другие же реформаторы считали, что возрождение — это только лишь начальное действие Бога, которым Он воскрешает духовно мертвого человека.
Пуритане, жившие век спустя после реформаторов, обычно считали, что возрождение и действенный призыв — это синонимичные понятия, обозначающие первое действие благодати, которое пробуждает веру. К этим двум понятиям они приравнивали еще одно — обращение. Под влиянием такой точки зрения пуритане даже глагол «обратиться» заменили причастием страдательного залога «быть обращенным» (см. Мтф. 13:15; 18:3; Мр. 4:12; Деян. 3:19, Лк. 22:32; Ин. 12:40 и Деян. 28:27). Хотя в Новом Завете глагол «обратиться» всегда стоит в действительном залоге и обозначает действие человека, который поворачивается к Богу, а не действие Бога, который поворачивает к себе грешников.
После семнадцатого века у реформатских богословов появилась тенденция различать возрождение и новое рождение. Возрождение, с их точки зрения, — это первое действие Бога, когда Он вдыхает духовную жизнь в мертвую душу, причем человек не осознает, когда это происходит. Новое рождение — это первое осознанное проявление этой жизни в новых духовных мыслях, чувствах и поступках, появление первых плодов веры и покаяния. На основании этого узкого определения они упорно настаивали на том, что возрождение является причиной веры, а вера — это результат возрождения. «Если вы отрицаете это, — говорили они, — значит, вы отрицаете, что вера — это дар Божьей благодати, и утверждаете, что человек сам себя спасает, что его вера — решающий фактор в его спасении, что она — его “дело”».
Библейская концепция
Мы кратко рассмотрели то, как по-разному понимали возрождение в истории христианства, а теперь давайте обратимся непосредственно к Писанию и посмотрим, как определяется возрождение там.
Существительное, которое переводится словом «возрождение», означает «перерождение» («палингенезия»), то есть созидательное обновление, совершаемое Божьей силой. Оно встречается лишь дважды. В Евангелии от Матфея 19:28 оно относится к грядущему обновлению вселенной в конце времен, к тому, что Петр называет временем «совершения всего» (Деян. 3:21). Однако в Послании к Титу 3:5, где Павел говорит о том, что Бог спас нас «банею возрождения» («очищающей силой второго рождения») «и обновления Святым Духом», имеется в виду оживление духа верующего здесь и сейчас. Это и есть те два библейских отрывка, в которых содержится интересующее нас слово.
В Библии о возрождении говорится тогда, когда идет речь о том, что обновление является субъективной стороной искупления. В Ветхом Завете Бог обещает дать Своему народу новое сердце, вдохнуть в людей новый дух (Иез. 36:26) и обрезать сердца, написав Свой закон в них, тем самым сделав их способными знать, любить и слушаться Его (см. Втор. 30:6, Иер. 31:31-34, Иез. 36:25-27). Это обещание исполняется в Новом Завете через единение со Христом, так как «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17, см. также Гал. 6:15).
Давайте посмотрим, как Б. Б. Ворфилд описывает происходящую в человеке перемену: «Это радикальное и полное преображение, совершаемое в душе (Рим. 12:2, Еф. 4:23) Богом Святым Духом (Тит. 3:5, Еф. 4:24), в результате этого преобразования человек становится «новым человеком» (Еф. 4:24, Кол. 3:10) и уже не сообразуется с этим миром (Рим. 12:2, Еф. 4:22, Кол. 3:9), но в познании и в святости истины преображается в образ Божий» (Еф. 4:24, Кол. 3:10, Рим. 12:2). Это обновление длится всю жизнь христианина (внутренний человек «со дня на день обновляется», 2 Кор. 4:16), и обычно этот процесс называют освящением. Возрождение — это начало освящения, или процесса обновления.
Больше всех новозаветных авторов о возрождении говорит апостол Иоанн. При этом он использует слово «геннао», которое означает «рождать», «давать жизнь». Никодим слышал, как Господь говорил о новом рождении (Ин. 3:4), Иоанн в своем первом послании имеет в виду также новое рождение (ср. 1 Ин. 3:9). Человек рождается «заново», «свыше» (Ин. 3:3,7), «от Духа» (Ин. 3:8, ср. ст. 5) или просто «от Бога» (Ин. 1:13; в Первом послании Иоанна выражение встречается девять раз). Всякий раз этот глагол употребляется в перфекте, и это показывает, что возрождение — это нечто решающее, законченное. Кальвин был не прав, когда утверждал, что возрождение — это незавершившийся процесс. Возрождение похоже на естественное рождение: если оно вообще произошло, значит, оно произошло окончательно. Человек, возрожденный в определенный момент своей жизни, начиная с этого момента, является духовно живым.
Так что же такое возрождение с точки зрения Иоанна? Это не изменение качеств человека, уже присущих ему, и не появление каких-то новых свойств и особенностей; это грандиозная перемена человеческой природы, после которой человек становится послушным Святому Духу и отвечает на Божий призыв, чего раньше быть не могло. Как дети не могут повлиять на процесс своего рождения, так человек не в состоянии что-либо сделать, чтобы произвести эту перемену. Это происходит, только благодаря не зависящему ни от кого и ни от чего, включая заслуги и усилия человека (ср. Ин. 1:12-13; Тит. 3:3-7), действию Бога, только благодаря дару божественной благодати.
Джеймс Пакер — Слова Бога. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. Издатель: Завет Христа, 344 стр., Минск. 2001.11.
Как понимать предсказанное Духовное Возрождение
Все пророки прошлого говорят о уникальном духовном возрождении России. Но никто (почти никто) из пророков не даёт никакого объяснения, что же это будет за духовное возрождение. Вот и давайте, уважаемый читатель, мы попробуем в этом вопросе разобраться.
Как понимать предсказанное Духовное Возрождение в России.
Все пророки прошлого говорят о уникальном духовном возрождении России, и никто (почти никто) из пророков не даёт даже ниточку, даже лучик света знания, в чём же будет это духовное возрождение россиян. Единственное, что я прочитал у Феофана Полтавского, что это будет возрождение Православия, но не того христианского Православия, а Истинного Православия от понимания Права для человека своей благой жизнью и хорошими добрыми делами Славить Бога. Вот слова Феофана Полтавского «Россия воскреснет из мёртвых и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет.».
Странность понимания на возрождение Истинного Православия в том, что само по себе Православие возрождаться не будет, всё таки люди должны как то поверить в Бога и возрождать в себе это самое Истинное Православие, но. Но что и как эти новые верующие должны видеть и понимать, что бы что то видеть и во что то верить?
Но вот странность, людей, которые желают разговаривать с Богом, достаточно много, а реально понимаемых контактов с Божьим Миром мало. Как же тогда для желающего человека открыть свой прямой разговор со своей Душой?
Вся странность в том, что каждый человек уже на прямую разговаривает со своей Душой, но не всегда понимает это. У каждого человека есть такое состояние, когда сам человек один или гуляет, или идёт на работу или с работы (человек остаётся наедине с собой), и во время этой прогулки внутри человека начинается разговор как бы с самим собой. И во время таких внутренних разговоров с собой человек иногда (кто то довольно часто) обсуждает возникающие проблемы своей жизни и своих отношений с другими людьми, возможно находит решение этих вопросов, возможно принимает для себя какие то решения. Так вот я утверждаю, что в это время человек и разговаривает со своей Душой, как частью самого себя, но. Но в том и дело, что наша Душа не всегда заинтересована в понимании открытого лица в понимании для человека такого разговора, и по этому все понимания таких внутренних в человеке разговоров подстраивает так, что человек как бы разговаривает сам с собой, ведь Личность Души (как отдельной Личности из Божьего Мира) уже является частью личности человека.
Вот такое понимание я и хотел донести до Вас, уважаемый Читатель, а уже вам читать и решать, желаете ли вы начинать свой прямой разговор со своей Душой. И желаете ли вы как то понимать высшие силы Бога, как какие то руководящие силы в жизни человека.
С уважением к вам, уважаемый Читатель и мой Друг.
Что бы ни случилось, духовное возрождение возможно
В обществе людей, для которых важно самосовершенствование, часто можно услышать такие фразы: «сила духа», «духовное возрождение». Это означает наличие взаимосвязи с Духом – неким высшим началом нематериального характера, наделяющим человека особыми качествами. В Ииссиидиологии также есть упоминание о Вселенском Духе. Он называется ТЛААССМА-А-Ингредиент. Это эфирная структура Первичной Энерго-Плазмы, являющаяся информационным Источником для Фокусной Динамики Вселенских Высших Разумов.
Представляете, насколько высокого качества СФУУРММ-Формы в нём заложены? Никакая человеческая фантазия не в силах их описать. Тем не менее, в каждом из нас они тоже есть, потому что человек – неотъемлемая часть Вселенной. На данном этапе развития пользоваться ими в чистом виде нереально, но какие-то отголоски можно воспринимать. Вернее, они сами проявляются внутри как определенные черты характера.
В этом случае обычно и говорят, что в человеке присутствует внутренняя сила – сила Духа. Такой человек, как правило, смотрит на окружающий мир как на единое Творение, целеустремлён в плане собственного развития, стойко переносит трудности, может их преодолевать, способен помогать другим. Но иногда в жизни возникают настолько сложные ситуации, что кажется, как будто эта сила теряется. Об этом я и хочу сегодня порассуждать, а также о том, возможно ли духовное возрождение и в каких случаях.
Духовное возрождение – что это?
Данное словосочетание можно понимать несколько по-разному. Например, в религиозном значении его употребляют, имея в виду процесс обретения веры в Бога. Я же подразумеваю возрождение как обновление, восстановление или преобразование личности. То есть это такие изменения в мышлении и чувствовании, после которых человек может сказать, что он обрел новые силы.
Это сугубо внутренние процессы. Окружающие их могут не замечать, хотя со временем они отразятся в каких-то словах и поступках. Почему возрождение духовное? Потому что оно связано с позитивными переменами. В человеке как будто начинает проявляться чистый источник, из которого он черпает силы.
Пример из жизни – лучшая иллюстрация
Как всегда в своих статьях, я основываюсь на собственных жизненных примерах. Рассказывая о них вам, дорогие читатели, я и сама лучше начинаю понимать происходящее. Я не могу назвать себя человеком, сильным духовно. Тем не менее, до недавнего времени считала, что в какой-то степени внутренний стержень во мне присутствует (всё-таки с 28 лет занимаюсь саморазвитием). Но периодически я его стала терять. Я уже писала о том, что немногим больше месяца назад из моей жизни ушёл очень близкий мне человек – мама. Благодаря знаниям о бессмертии я вроде бы пережила это достаточно спокойно. Однако прошло недели полторы, и я стала замечать в себе явные депрессивные проявления, усугублявшиеся проблемами со здоровьем.
Шли дни, а улучшения не наступало – ни физического, ни психологического. Наоборот, мысли становились всё мрачнее, я перестала видеть своё будущее. Я как будто потеряла то, что взращивалось годами – ту внутреннюю суть, которую обрела (взаимосвязь с Собой более качественной). Мне не хотелось ничего, и только благодаря неимоверным усилиям я иногда пыталась медитировать, читала новые ответы Ориса. В основном же просто жила, вернее – существовала. Доставала практически постоянная физическая боль, которая не убиралась медикаментами.
Я понимала, что причина внутри меня, в Сознании, но до определенного момента не хотела её видеть. Более того, какая-то часть меня даже готова была уйти из этого мира. А потом благодаря айфааровскому общению во мне произошло возрождение. Я смело его могу назвать духовным, потому что я опять почувствовала тот чистый источник внутри, который заработал. Он стал посылать свои импульсы и мир преобразился.
Что же произошло? Человек, с которым я общалась, показал мне, что я перестала верить в себя – ту себя, которая выбрала путь духовного развития. Я отождествилась с ребёнком, потерявшим маму и не знающим, как без неё можно жить в этом мире. Он напуган так, что готов уйти в другой мир – лишь бы избавиться от переживания потери и ужаса неизвестности.
Самое интересное, что на поверхности у меня не было таких мыслей, но когда они стали озвучиваться, я поняла, что всё это присутствует на бессознательном уровне. Его влияние больше отразилось на физиологии в виде болезни, неутихающей боли. Хотя депрессивное состояние – тоже результат. После того, как всё это вышло на поверхность, я как будто очнулась. Сначала я уже осознанно это пережила в процессе общения, а потом почувствовала облегчение. В результате:
Через день после общения я прошла в больнице диагностику, но к тому времени уже немного почувствовалось улучшение. Я была почти уверена, что никакого страшного диагноза не будет. Так и получилось. Конечно, физическая форма не восстанавливается за один день, но это ведь перефокусировка. И она привела в тот мир, где я почти здорова. Хотя я понимаю, что любые мои негативные мысли и поступки опять будут смещать меня в неблагоприятные сценарии. Но я настроена на то, чтобы такого не произошло.
Помогают ответы Ориса
Конечно, общение с человеком – это уже результат каких-то внутренних процессов, готовность к преображению. В этом плане мне очень помогают ответы Ориса. Особенно впечатлил меня ответ «Почему все мы здесь, а не там», в котором рассказывается о Главной Цели Жизни (ГЦЖ). Там всё как будто обо мне. Во второй части есть такие слова:
Да, у меня сейчас много ГЦЖ, я распыляюсь, полностью это понимая. Поэтому приходится решать проблемы и развитие действительно тормозится. Но ГЦЖ-1 никуда не делась, она просто была закрыта очень сильным туманом. Сейчас туман рассеялся, и я опять её ясно увидела. Я благодарна всем, кто этому способствовал в реальном общении или мысленном посыле. И хотя я очень сильно «упала», сникла, но теперь чувствую духовное возрождение – новые силы, чтобы продолжать путь к Главной Цели Жизни-1.
Духовное возрождение человека
Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.
В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?
В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.
Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.
Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.
Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.
Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.
Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:
В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.
После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.
Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать «да» своим влечениям, а может сказать «нет». Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.
Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.
Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном «Я» высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный»[3] (Мтф. 5.48).
Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.
Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.
[2] Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75
Что такое духовное возрождение
Духовное возрождение – это очень важный процесс, как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. В первую очередь, оно направлено на формирование общественного сознания, духовного богатства нации. Существует такая тенденция, что молодое поколение не знает своей истории, не чтит традиции, не помнит таких батыров как Қарасай, Богенбай, Кабанбай, Наурызбай. На самом деле это очень плачевная ситуация, уже сегодня необходимо закладывать эти основы в сознание молодежи и передавать все, что мы имеем из поколения в поколение. Но при этом необходимы качественные знания и очень широкий кругозор.
Основным приоритетом модернизации общественного сознания является формирование конкурентоспособного государства. Поэтому очень важно сохранить уникальность, ценности и традиции народа.
По мнению нашего президента, сохранение своей культуры и своего собственного национального кода – это первое условие модернизации нового типа. История и национальные традиции всегда должны быть учтены.
Глава государства выделяет шесть направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца:
3. Сохранение национальной идентичности.
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.
6. Открытость сознания.
В рамках данного проекта в КазНУ им. аль-Фараби по инициативе кафедры социологии и социальной работы прошла книжная выставка для студентов и преподавателей университета. Представленные на выставке книги для студента являются поддержкой как ; понять, осмыслить и принять стратегию духовного возрождения нашего общества. На выставке были продемонстрированы издания на казахском, английском, русском языках, а также по разделам. Так, например,
Раздел «Конкурентоспособность и человеческий капитал» знакомит с литературой для развития навыков цифровой грамотности.
Важная роль в статье Президента Республики Казахстан «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» отведена образованию, большой раздел выставки «Культ знания» был посвящен современному развитию высшего образования в Казахстане.
все это было отражено на представленной книжной выставке.
специальность «Социальная работа»
Кафедра социологии и социальной работы
Факультет философии и политологии
Казахский национальный университет им. аль-Фараби