Что такое духовное родство людей

Духовное родство

Полезное

Смотреть что такое «Духовное родство» в других словарях:

ДУХОВНОЕ РОДСТВО — связывает при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, а также в соответствии с визант. правом детей и более отдаленных потомков крестников и восприемников, крестников и крестниц одного восприемника и их потомков между… … Православная энциклопедия

Духовное родство — образуется вследствие воспринятия кем либо младенца или взрослого от купели крещения и существует между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и воспринятыми с их потомками, с другой, а также между восприемниками и родителями… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Духовное родство пуще плотского. — Духовное родство пуще плотского. См. СЕМЬЯ РОДНЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

РОДСТВО — и пр. см. рождать. Родство ср. родная, родственная связь, кровные отношенья. Близкое родство: на одном солнышке онучи сушили! Родство дело святое; а деньги дело иное. Рода жен., пск., твер. родня, родственник, родной, кровный; | родство, кровная… … Толковый словарь Даля

РОДСТВО — и пр. см. рождать. Родство ср. родная, родственная связь, кровные отношенья. Близкое родство: на одном солнышке онучи сушили! Родство дело святое; а деньги дело иное. Рода жен., пск., твер. родня, родственник, родной, кровный; | родство, кровная… … Толковый словарь Даля

Родство — – родством называется связь всех членов семьи мужеского и женского пола посредством происхождения их от одного общего для всех их родоначальника, родственная же связь, возникающая чрез брак лица одного рода с лицом другого рода называется… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

КУМОВСТВО — духовное родство (свойство), возникающее в результате Таинства крещения между крестным отцом, восприемником (кум для родителей крестника и крестной матери), восприемницей (кума для крестного отца и родителей крещеного) и родителями крещеного.… … Русская история

БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

У каждого из нас 4 типа родственных душ, и вот как их распознать

«Родственные души – самые важные люди, которых мы встречаем на жизненном пути. Ведь именно они разрушают все стены и заставляют пробудиться. Но жить с ними всегда? О, нет. Это – слишком больно. Родственная душа входит в жизнь для того, чтобы открыть для тебя другую часть тебя самого, и… уйти», –
Элизабет Гилберт.

Мы встречаем родственную душу (или духовного партнёра) в тот момент, когда меньше всего ожидаем. Это те люди, которые, по сути, являются нашим отражением: они указывают на ошибки и помогают не сбиться с Пути.

Проблема состоит в том, чтобы распознать свою родственную душу в череде лиц и голосов. Если справитесь с этой задачей, да ещё и установите с таким человеком глубокую эмоциональную связь – перед вами откроются невиданные прежде возможности.

Итак, для начала определимся с тем, что существует 4 типа родственных душ. Какой из них встретится вам – предугадать невозможно. Но, ознакомившись с основными характеристиками каждого, вы уж точно не пройдёте мимо:

1. Души-целители

Как правило, это друзья, которые должны помочь вам усвоить определённые жизненные уроки. Также они помогают залечить раны, полученные в прошлом.

Самое интересное, что души-целители появляются именно в тот момент, когда вы без их помощи просто пропадёте. Как будто кто-то посылает их с небес, словно добрых ангелов.

Они исцеляют нас и учат идти дальше. Но в один день вы с удивлением замечаете, что ваша дружба непонятным образом сходит на нет. Не злитесь и не ищите виновных: просто родственная душа-целитель выполнила своё задание, а значит может уходить. Не исключено, что к тому, кто нуждается в помощи.

Как же узнать такого человека?

Самый первый признак – это невероятная скорость, с которой развиваются ваши отношения. Вы становитесь родными и близкими буквально за несколько часов. Что примечательно – именно в тот день, когда утрачиваете веру что-либо исправить в своей жизни.

Как сохранить отношения?

Не забывайте: эта дружба долго не продлится, как бы вы ни желали обратного. Наслаждайтесь вашими отношениями, работайте над ними, цените друг друга. Но не стройте «замков на песке»: в один день всё закончится. Но только тогда, когда вы усвоите урок и обретёте силу, чтобы идти дальше – уже в одиночку.

Также будьте готовы к тому, что отношения не всегда будут гладкими. Будут периоды понимания и близости, но будут и ссоры, и недомолвки. Не переживайте: это нормально. У друзей всегда так. Главное – чтобы время, проведённое вместе, оказалось для вас плодотворным.

2. Родственные души из прошлой жизни

Возможно, вы любили или были очень близкими с этими людьми в прошлой жизни. Или были закадычными друзьями. Ясно одно: обоим настолько хорошо вместе, что чувствуете, будто знакомы лет 200. Вам даже может показаться, что навсегда останетесь друзьями, сколько бы километров или лет не разделяли. И вы не ошибаетесь: дружба с этим типом родственной души, скорее всего, продлится всю жизнь. От таких людей не уходят, таких – не бросают.

Ваши отношения будут лёгкими и безоблачными, но одновременно – будут мотивировать вас развиваться. Они научат верить в себя и доверять другим людям. Вы будете болтать обо всём на свете, поднимать любые «неудобные» вопросы. Никаких условностей или запретов! Ведь вас будут принимать такими, какие являетесь на самом деле. Долой маски и притворство!

Такие друзья помогают расти и развиваться. Вы и оглянуться не успеете, как станете тем, кем должны были стать. Они будут всегда рядом и помогут пройти сквозь бури и испытания смело и достойно.

Возможно, у вас появится соблазн перевести эту дружбу в романтические отношения, но – даже не старайтесь. У родственных душ из прошлой жизни совершенно другая миссия. Дело даже не в желании сохранить дружбу, а даже в банальном отсутствии физического влечения.

Как узнать такого человека?

Вы встречаете родную душу из прошлого исключительно в тот момент, когда наконец будете собой и перестанете притворяться кем-то другим. Они появляются тогда, когда вы честны перед собой, как никогда. Они всегда будут на вашей стороне, чтобы не случилось. О чём бы вы ни мечтали и что бы ни задумали – родная душа поддержит и поможет.

Такая дружба продлится всю жизнь, так что у вас впереди – ещё десятки лет чудесного союза.

Как сохранить отношения?

Поддерживать связь – всегда. Даже если вы разделены городами или океанами. Не жалейте времени на то, чтобы лишний раз позвонить им или написать. Для родственной души из прошлого очень важно знать, что вы помните и цените её.

Таких людей не нужно звать – они сами прийдут на помощь, когда вы будете в ней нуждаться. Они развеют любые тучи – лишь бы на вашем лице была улыбка, а глаза светились от радости.

Пока они рядом – мы никогда не забудем о своём истинном предназначении. Их цель – помочь стать лучшей копией себя.

3. Кармические родственные души

Эти люди также связаны с нами ещё с прошлой жизни. И эта связь – невероятна по своей силе. Нередко она доставляет боль, ведь заставляет унять своё Эго. Но эту боль можно и нужно пережить – в этом и заключается вся суть. Как? Работать над отношениями и учиться преодолевать страдания.

Как узнать такого человека?

Связь с кармическими родственными душами напоминает связь между близнецами. Вы буквально чувствуете радости и печали друг друга.

Нередко такие люди являются реинкарнациями из прошлого, которые родились вновь, чтобы с помощью кармы разорвать тот замкнутый круг негатива, в котором вы оказались.

Как сохранить отношения?

Цените и берегите ту энергию, которую получаете благодаря родственной душе. А для этого придётся немного усмирить своё Эго. Фокусируйтесь на положительных моментах вашей дружбы – это поможет изменить свою жизнь без боли и страданий.

Ваша любовь к партнёру должна быть безусловной, хотя Эго всеми силами будет препятствовать этому. Ваша открытость и доброта помогут родственной душе чувствовать себя свободной и непринуждённой. А значит – всецело доверять вам.

4. «Половинки-близнецы»

Такие люди приходят в вашу жизнь для того, чтобы помочь преодолеть эмоциональные и духовные барьеры, препятствующие росту и развитию. Вы будете часами разговаривать, и всё равно будет мало. Сколько бы тем вы ни обсуждали – всегда найдутся новые и ещё более важные. Души-«близнецы» запросто могут продолжить любое ваше предложение. Они понимают вас лучше, чем вы сами.

Встреча с такими «половинками-близнецами» вернёт вам ощущение целостности. Дело в том, что счастье встретить свою «половинку» выпадает крайне редко. И если вы принадлежите к таким избранникам судьбы – сможете наслаждаться этой связью до конца своих дней.

Как узнать такого человека?

У вас возникнет чувство, будто знакомы со своей половинкой уже не первую жизнь. Поэтому сама мысль о том, что можете расстаться – будет казаться дикой. Подобной близости вы никогда прежде не испытывали. Ощущение, будто вы – один человек.

Как сохранить отношения?

Самое важное в таком союзе – всегда быть честными. Вам будет всегда легко и просто друг с другом, поэтому главное – просто оставаться всегда открытыми. Вам даже не нужны слова, чтобы понять друг друга. Оставайтесь всегда собой – это самый верный совет.

Все вышеперечисленные типы связей с родственными душами не исключают болезненного расставания. Такова жизнь. Но в любом случае, как бы ни закончились ваши отношения – свой след эти души в вашей жизни оставят навсегда.

Любые отношения, которые чему-то вас научили – это уже большой успех. И не обязательно, чтобы они длились вечно…

Новое видео:

Источник

Кто такая родственная душа и как ее узнать?

Что такое духовное родство людей. Смотреть фото Что такое духовное родство людей. Смотреть картинку Что такое духовное родство людей. Картинка про Что такое духовное родство людей. Фото Что такое духовное родство людей

Люди порой ошибочно принимают эмпатию (приятие другого человека) за родство душ. А родство душ – это большая редкость, таинственное и бесценное явление, которое может случиться по Божией милости и только при определенных условиях.

Как найти родственную душу, советует митрополит Антоний (Паканич).

Христос посреди нас

Большинство окружающих нас людей хорошие и добрые сами по себе, и с ними приятно провести время за разговорами и чашкой чая, отдыхать от рабочих дел. Но эти люди могут быть абсолютно неверующими.

Возможно ли стать по-настоящему близкими родственными душами с неверующими?

Дело в том, что доброта и приятность – не всегда личные качества человека, скорее – плоды хорошей наследственности.

Подлинная же доброта оценивается только во Христе, только через Его Божественную любовь, и наша благость имеет ценность, лишь когда мы делаем добро во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Единственно боголюбие приводит людей к человеколюбию. Без подлинного боголюбия человеколюбие является ложью.

Зачастую мы выбираем третий вариант – себялюбие, который является стеной, отделяющей нас от Бога и человека. Себялюбивому люди нужны исключительно как фон, как публика, слушатели, как вспомогательная деталь интерьера. С целью самовозвеличивания.

Родственная душа – это в первую очередь любящая и ищущая Бога душа. И именно это стремление объединяет людей.

Материальный мир предлагает «родство» по другим признакам: социальное равенство, происхождение, материальный достаток, образование, общие увлечения, предметы поклонения и т. д.

Духовное родство перечеркивает все эти составляющие, не важны статус и происхождение, материальное положение и круг знакомств. Все это мишура. Важно, как человек относится ко Христу и присутствует ли Он посреди вас, в вашем обществе и в вашем общении.

Безусловно, общие вкусы и предпочтения, как правило, учитываются, но они не являются определяющими, а лишь украшают и дополняют общение.

В ином случае, при наличии и совпадении всех земных интересов, но при отсутствии Христа в них, ни о каком родстве душ не может быть и речи. Это иллюзия, выстроенная на песке. Фундаментом для глубоких и настоящих отношений может стать только Господь.

Подлинная радость

Один их признаков того, что вы встретили своего человека, родственную душу – присутствие подлинной радости во Христе в отношениях. Той радости, которой всегда хочется делиться.

Когда мы достигаем чего-то материального, то чаще всего пытаемся уберечь его от завистливых глаз. Например, построив большой дом, стараемся оградить его высоким забором, чтобы даже соседи не видели нашего земного счастья. На самом деле этим мы сильно обедняем себя, потому что подлинной радостью может быть только то, чем я могу с кем-то поделиться.

Внутренняя природа подлинной радости такова, что она нуждается в том, чтобы ее разделили, поэтому апостол Павел во Втором Послании к коринфянам наставляет: «Братья, радуйтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» (13:11).

Уходящие в вечность

Родственным душам дается небывалое чувство – причастности к Вечности.

Воскресение Христово убирает все границы между людьми и открывает перед нами возможность стать сынами нашего Небесного Отца.

Только вера в Воскресшего Христа способна неразрывно объединить людей как в земной жизни, так и в вечности, чего не могут сделать никакое другое учение, никакая логика, никакая иная философия.

Христиан, истинных, на земле всегда будет немного. Господь говорит Своим ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13). По мысли святых отцов, для того чтобы мир существовал, достаточно молитв и нескольких праведников.

Однако мы не должны гордиться тем, что Спаситель назвал нас «солью земли», ведь если соль испортится, ее ничем уже не поправишь, в результате она будет обречена только на попрание.

Слова Спасителя нужно воспринимать как напоминание о том, что встреча с истинным христианином в нашей жизни – это чудо, ощущение того, что тебе близок по взглядам этот человек; вдвойне чудо, если ты встретил родственную душу, человека, при общении с которым испытываешь подлинную радость во Христе, с которым разрушаются все временные и пространственные границы, а отношения переходят в вечность.

Это особая милость Божия. За нее должно усердно благодарить Творца.

Источник

Духовное родство

Что такое духовное родство людей. Смотреть фото Что такое духовное родство людей. Смотреть картинку Что такое духовное родство людей. Картинка про Что такое духовное родство людей. Фото Что такое духовное родство людей

священник Александр Богдан

Что такое духовное родство людей. Смотреть фото Что такое духовное родство людей. Смотреть картинку Что такое духовное родство людей. Картинка про Что такое духовное родство людей. Фото Что такое духовное родство людей

Леонов Алексей Михайлович

Здравствуйте, отец Александр!

Конечно, наивысшее единство между людьми — единство во Христе. Образ этого единства выразил Сам Господь Иисус Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Данное единство есть вместе с тем и родство. Это родство выше природного (присущего всем людям вообще, как произошедшим от одной человеческой четы), поскольку подразумевает, помимо природной, еще и особую, благодатную связь, единство веры, надежды, любви, единую цель — достижение Высших Небесных обителей: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4 – 6); «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17); «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 27).

Степень этого единства-родства такова, что отображает собой самое глубокое, сверхъестественное, абсолютное единство, созерцаемое в Боге-Троице: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11).

И такая духовная близость, сама по себе, не является препятствием к заключению браков.

Тем не менее отношения крестников и их восприемников, равно как и отношения восприемников и кровных родителей крестника понимаются нашей Церковью как особая форма родственной близости или «родства».
Так, восприемники издавна именовались духовными родителями крестников, а те, в свою очередь, именовались их духовными детьми (ср.: свт. Иоанн Златоуст: «Поэтому и существует обычай называть их (восприемников — А. Л.) духовными отцами, чтобы они на деле знали, какую любовь должны питать к своим подобпечным, давая им духовные наставления» [1, с. 170]).

Отметим, что в период, предшествовавший Шестому Вселенскому (Трулльскому) Собору, наличие отношений «духовный родитель — кровный родитель крестника» далеко не всегда и не для всех выступало запретом на вступление в брак, по аналогии с запретом на супружество, существовавшим в отношении лиц, соединенных узами близкого кровного родства.
Возможно, что не в последнюю очередь это было связано с формальным, а по сути безответственным отношением восприемников к званию «духовный родитель», возможно, что приобретенное через восприемство «родство» понималось ими лишь как номинальное и несоизмеримое с кровным.
Во всяком случае даже и в ближайшем к нашему времени прошлом Св. Синод (РПЦ) считал своим долгом напоминать верующим о том, что восприемник есть никто иной как духовный РОДИТЕЛЬ, а воспринятый им — его ЧАДО (ср.: замечание Св. Синода от 19 января 1810 г.: «ежели которую восприимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея» [2, с. т. 2, с. 1183]).

Собственно ответом на такую традицию (как одну из причин) и послужило соборное установление Шестого Вселенского (Трулльского) Собора (правило 53), подчеркнувшее, что духовное родство не только не уступает кровному, но и превосходит его:
«Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительного крещения, после сего поступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих» [3, с. 96-97].
Таким образом, «53-е правило Трулльского собора окончательно закрепило в церковном законодательстве учение о духовном родстве, создаваемом крещением, и послужило основанием для развития византийского законодательства о духовном родстве как препятствии к заключению браков» [4, с. 25].

Уместно отметить, что на сегодняшний день:
«В дисциплине Латинской Церкви препятствие духовного родства отменено.
. Вследствии отмены препятствия духовного родства в греческом Кодексе гражданского права 1982 г. Греческая Православная Церковь заявила, что это препятствие остается в силе в отношении последствий религиозного брака в пределах, установленных кан. 53 Трулльского Собора, и что от него может быть дана диспенсация (“освобождение от соблюдения сугубо церковного закона в отдельных случаях, когда это будет сочтено полезным для духовного блага верных” — А. Л.). Это препятствие признано в тех же самых пределах у сирийцев, армян и эфиопов.
У православных коптов в Египте. это препятствие уже не упоминается» [5, с. 502].

1.Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Тверь: Изд. Герменевтика, 2006.
2.Булгаков С. Настольная книга священно-церковно-служителей. М.: Изд. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
3.Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Изд. Русский Хронограф, 2004.
4.О крестных родителях. М.: Благовест, 2013.
5.Каноническое право о народе Божием и о браке. Изд. «Иситна и Жизнь», 2000.

Источник

ДУХОВНОЕ РОДСТВО

связывает при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, а также в соответствии с визант. правом детей и более отдаленных потомков крестников и восприемников, крестников и крестниц одного восприемника и их потомков между собой. При крещении взрослых восприемники являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, дают за них обеты и произносят Символ веры (Карф. 45 (54)). На восприемников возлагается обязанность участвовать в религ. и нравственном воспитании новокрещеного, способствовать развитию его христ. сознания.

После того как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при крещении, имп. Юстиниан запретил брак между восприемником и его крестницей, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это» (CJ. V 4. 26. 2). Трулльский Собор 53-м прав. запретил браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Василиках» запрещение браков между лицами, состоящими в Д. р., распространено и на 3-ю степень: воспринявший кого-либо от св. Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника, который с дочерью крестницы своего родного отца состоит уже в 3-й степени Д. р. Определением К-польского Собора, состоявшегося при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111), наличие Д. р. до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, было признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в 1-й степени: они существуют только между матерью воспринятого и его восприемником, но не распространяются на бабушку крестника или крестницы и их более отдаленных предков, а также по боковым линиям, иными словами, Д. р. нет между восприемником и сестрой его крестника.

В РПЦ до нач. XIX в. действовала визант. практика запрета на браки между лицами, связанными Д. р. до 7-й степени включительно, хотя в иных случаях при этом ради икономии делались исключения из общего правила. Так, по представлению архиеп. Георгия (Конисского) Святейший Синод постановил не расторгать ранее заключенные браки в 5, 6 и 7-й степенях Д. р. (Павлов. С. 139). Однако 19 янв. 1810 г. Святейший Синод издал указ, которым радикально реформировалось церковно-брачное право. Смысл этой реформы заключался в отказе от запретов, связанных с кровным и Д. р., а также со свойством в тех степенях, к-рые стали запретными для браков на основании актов визант. эпохи, в возвращении в этом отношении к нормам, содержащимся в Трул. 53. Этим указом отрицается наличие Д. р. между детьми восприемника и воспринятым. Синод счел непреодолимым препятствием к браку лишь отношение Д. р. между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Между тем по визант. законам, к-рые ранее действовали и в Русской Церкви, не только «духовные брат и сестра», т. е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но и их потомки до 7-й степени Д. р. не могли вступать в брак. В соответствии с этим синодальным указом возможность вступления в брак получили даже кум и кума, т. е. восприемник и восприемница одного крестника или крестницы. Отрицание Д. р. между кумом и кумой мотивировалось тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью, а поскольку древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемыми, то крестная мать мальчика и крестный отец девочки не являются их канонически действительными восприемниками. Указом Святейшего Синода от 31 дек. 1837 г. отрицалось наличие Д. р. между восприемником и восприемницей одного ребенка. Однако митр. Московский св. Филарет (Дроздов) придерживался иной т. зр. и в своей епархии не один раз отказывал в разрешении на брак состоявшим в близких степенях Д. р., в т. ч. основанного на восприемничестве крестника лицом др. пола. В одном случае он отказал в разрешении на брак просителю, к-рый хотел жениться на крестной дочери своей матери. Но впосл. Синод дал разрешение на этот брак, основываясь на синодальном указе 1810 г. (Меньшиков. 1894).

По вопросу о позволительности браков в близких степенях Д. р. при восприемничестве крестника лицом др. пола велась полемика в публикациях по канонической тематике. Канонист кон. XIX в. А. С. Павлов отстаивал обоснованность такого подхода к подобным казусам, который обнаруживал свт. Филарет, хотя он и расходился с действовавшим законодательством, а именно с указом 1810 г. В частности, он писал: «Духовное родство обусловлено не тождеством пола восприемника с восприемлемым, а самим актом восприятия от купели крещения, и если уж принято допускать к совершению этого акта два лица, то оба в равной мере должны быть признаваемы духовно родными воспринятому и его родителям» (Павлов. С. 179). Но такая т. зр., разделявшаяся и нек-рыми др. канонистами, не повлияла на позицию Святейшего Синода по данному вопросу. В указе Синода от 31 окт. 1875 г. содержится формулировка, отрицающая самый факт Д. р. между крестником и восприемником, если они лица разного пола: «Не усматривается основания относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги. рукоприкладствовать, при записи о событии, как свидетели» (Булгаков. 1993).

Обращение к епархиальной власти и ныне остается необходимым во всех случаях наличия между предполагающими вступить в брак Д. р. в 1-й или 2-й степени, даже если оно основано на восприемничестве крестника лицом др. пола. Брак между лицами, состоящими в 1-й степени канонически действительного Д. р., невозможен ввиду их принадлежности к одному полу, брак между матерью крестника и его восприемником, а также между отцом крестницы и ее восприемницей невозможен в силу прямого запрета на подобные браки, содержащегося в Трул. 53 и сохраняющегося в синодальном указе 1810 г., браки в 3-й и последующих степенях Д. р. в России после издания этого указа стали венчаться без предварительного на них разрешения со стороны епархиального начальства, усмотрению к-рого подлежат случаи Д. р. в 1-й и 2-й степени, основанного на восприемничестве лицами иного пола, чем крестники, т. е. когда в брак намереваются вступить крестник со своей восприемницей, крестница со своим восприемником либо отец крестника с его восприемницей или мать крестницы с ее восприемником. Икономический подход, очевидно, уместен в подобных случаях там, где уже налицо церковный брак и вопрос ставится о его расторжении либо даже только гражданский брак, когда уже состоящие в нем желают венчаться. Если же подобные браки только планируются, то приемлемым представляется подход, основанный на акривии и традиции.

Канонист Н. С. Суворов в определение Д. р. помимо отношения, возникающего из восприемничества, включил также те, что проистекают из «совершенного с церковным благословением усыновления и братотворения или побратимства» (Суворов. 1913). Подобное определение, не встречающееся у иных известных канонистов, не имеет отношения к российской практике. В России усыновление всегда было актом только гражданского права, не сопровождавшимся церковным чинопоследованием, а побратимства, распространенного в Византии и у правосл. народов Балкан, в России никогда не существовало.

Лит.: Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник брачного права. М., 1887; Меньшиков А. Воззрения Московского митр. Филарета по вопросам: о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Каз., 1894. С. 161-162; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 19135. С. 360; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1185; Корабельников П. В. Церковно-каноническая регламентация брака: [Канд. дис.] / МДА. Серг. П., 1994. Ркп.; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 182-183, 565-566; Григоровский С. П. Родство и свойство как препятствие к венчанию и к восприемничеству при крещении. М., 2005.

Прот. Владислав Цыпин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *