Что такое духовное начало

Духовность: один из взглядов на реальность

Что такое духовное начало. Смотреть фото Что такое духовное начало. Смотреть картинку Что такое духовное начало. Картинка про Что такое духовное начало. Фото Что такое духовное начало

Д уховность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы можем прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Что такое духовное начало. Смотреть фото Что такое духовное начало. Смотреть картинку Что такое духовное начало. Картинка про Что такое духовное начало. Фото Что такое духовное начало

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что такое духовное начало. Смотреть фото Что такое духовное начало. Смотреть картинку Что такое духовное начало. Картинка про Что такое духовное начало. Фото Что такое духовное начало

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Что такое духовное начало. Смотреть фото Что такое духовное начало. Смотреть картинку Что такое духовное начало. Картинка про Что такое духовное начало. Фото Что такое духовное начало

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Источник

Как развить духовность в себе: 4 ключа и цель духовного пути

Как развить духовность в себе? Что означает – «идти духовным путем»? Возможно ли переложить ответственность за свое духовное развитие на посредников – например, церковь?

Это – те вопросы, на которые тебе стоит ответить, если ты собираешься осознанно двигаться по пути духовного развития.

Главное, что необходимо осознать: духовный путь – это путь, на котором ты находишь и раскрываешь подлинного СЕБЯ. Не благосклонность Бога. Не бессмертие души. Не универсальный моральный кодекс. СЕБЯ.

Раскрыть себя – твоя важнейшая задача в жизни. Ты решаешь ее постоянно. И в решении тебе поможет эта статья.

Что такое духовность и духовный путь?

Прежде всего, нужно понять, что такое вообще духовность и духовный путь.

Мое определение духовности звучит так:

Духовность – это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.

А если совсем коротко, то духовность – это Любовь.

Духовный путь – это жизнь, наполненная духовностью, то есть чувством Высшего начала и его раскрытием в себе.

Понять, что это означает, очень просто. Ведь Высшее начало внутри – это твои самые чистые, светлые и радостные помыслы и чувства, наполненные Любовью. Значит, духовный путь есть сознательное взращивание собственных самых чистых, светлых, радостных, наполненных Любовью мыслей и чувств, и следование этим мыслям и чувствам в собственной жизни.

Или духовный путь – это путь раскрытия Любви в себе и себя как Любви.

Подлинно духовные люди наполнены светом и удивительно гармоничны.

Человека, идущего этим путем, очень легко узнать по той незримой атмосфере гармонии, которая его окружает.

Конечно, по большому счету, вся жизнь человека, каждое ее мгновение – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом – это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают человека к реализации этой возможности.

При этом принадлежность к какой-либо религии не делает автоматически твой путь духовным. Только собственные мысли, слова и поступки – то единственное, что определяет тебя в этом мире.

Поэтому духовный путь – это постоянный процесс самоопределения. И в этом процессе самоопределения основную роль играют некоторые из твоих чувств и состояний.

Как развить духовность в себе? Большие духовные ключи

Итак, развить духовность в себе означает раскрыть Любовь в себе и себя как Любовь. Как это сделать?

Благодарность

Прежде всего, человек, чувствующий Любовь как собственную основу и основу мира, испытывает благодарность. Огромную, искреннюю благодарность Миру. Миру с большой буквы.

Благодарность просто за то, что он есть, и наполнен огромным смыслом. Ведь в этом Мире можно проявить свои самые высшие качества, раскрыв Любовь как собственную внутреннюю суть!

Благодарность Миру обычно неотделима от благодарности Творцу, создавшему эту удивительную Вселенную.

Но и для тех, кто в Творца не верит, Мир становится осмысленным. Так человек может идти духовным путем, даже пока не веря в существование Создателя… Достаточно верить в Любовь…

Благодарность миру за предоставленную возможность реализации себя как Любви – основа духовного пути.

Однако благодарность является универсальным состоянием. Она – не только результат чувствования Любви, но и исток такого чувства.

Благодарность – это единственный способ ощутить осмысленность мира и увидеть Высшее начало, ощутить Любовь как основу мира.

Поэтому любое духовное развитие начинается с благодарности. Благодарность – самый прямой путь к благодати!

Осознанность

Почувствовав Любовь как основу мира, увидев его (и собственную!) необозримую высоту — начинаешь искать. Искать Высшее в себе, в людях, в мире. Искать для того, чтобы направлять собственное развитие по пути, который ты полагаешь высоким и светлым. Собирать по крупицам и проращивать в себе зерна того, что считаешь Высшим. Это и есть внутренний поиск.

Заниматься поиском Высшего можно лишь осознанно. Самым подробным образом наблюдая за собой и миром. Следя за своими проявлениями и честно говоря себе о них. Отдавая себе отчет в истоках и мотивах своих действий. Стремясь максимально глубоко проникнуть в суть происходящего.

Лишь осознавая свои мысли, слова и поступки, свои проявления в мир, можно увидеть истинную картину происходящего. Заглянуть в себя.

Осознанность – это способ «проснуться» и убрать самые разнообразные иллюзии.

Будучи осознанным – являешься пробужденным.

Поэтому, если Благодарность – это фундамент подлинного духовного пути, то Осознанность — первый краеугольный камень его здания. Без постоянной работы над повышением собственной осознанности духовное развитие останавливается.

Кстати, на духовном пути все взаимосвязано. И чем глубже ты будешь развивать собственную осознанность, тем сильнее будет становиться твоя благодарность Миру!

При этом ты сам создаешь себя. Что именно ты считаешь высшим, и какой путь светлым – решать тебе.

Тебе придется задавать себе главный вопрос: «А что бы сейчас сделала Любовь?».

Будешь ли ты следовать по этому пути, станешь ли делать высший выбор, или пойдешь привычным путем – решать тебе.

Свобода

Так легко не видеть возможность выбора… Говорить и делать что-то, потому что «так принято», «все так говорят», «я всегда так делал». Только… такие действия – это тоже выбор.

Человек всегда выбирает, и человек всегда свободен – даже если он этого не осознает.

Просто в состоянии неосознанности человек, который на самом деле свободен, чувствует себя рабом – рабом обстоятельств, условностей и внешних ограничений.

Осознанность дает подлинную свободу воли.

Осознанность поможет тебе ощутить свою свободу и научиться пользоваться ей. Выходить из матрицы действий по шаблону внутренних программ и стереотипов. Заменять свои автоматические реакции на осмысленные действия. Превращать реагирование в творчество…

Постепенно, следуя по этому пути, ты будешь трансформироваться из робота, выполняющего заложенные кем-то программы, в человека, чьи мысли, слова и поступки выбраны осознанно. В этом и есть подлинная свобода.

Никто, кроме тебя, не выберет твой путь. Лишь ты можешь сделать высший выбор. Сделать его свободно, по собственной воле. Поэтому Свобода – второй краеугольный камень здания духовного пути.

Ответственность

Осознанно делая свой свободный выбор, ты принимаешь и ответственность за последствия этого выбора. А последствия будут. Будут обязательно. Не бывает выбора без последствий. Не стоит тешить себя иллюзией, что такое возможно.

Любые твои слова и действия создают определенный результат – вместе с ответственностью за него.

Получается, ответственность есть другая сторона свободы.

Если ты сам сделал выбор – то прими ответственность за результат этого выбора на себя. Ну, а если ты считаешь, что за происходящее в твоей жизни отвечает кто-то другой – значит, и выбор был совершен не тобой. За тебя все решили. Ты автоматически расписался в собственном бессилии. И где же твоя свобода?

Если, идя по лестнице, ты споткнулся и упал – то за это отвечает не лестница, а ты. Лестница может быть выщербленная, старая, кривая и горбатая. Однако, если ты решил по ней пойти – то ты выбрал это сам. Куда поставить ногу — ты выбираешь сам. Лестница – это твои жизненные обстоятельства. Они могут быть любыми. А вот как их проходить – решать тебе!

Поэтому не только ответственность есть обратная сторона свободы, но и свобода есть обратная сторона ответственности. Они немыслимы друг без друга. Человек лишь тогда свободен, когда он ПОЛНОСТЬЮ отвечает за свою жизнь.

Как только принимаешь на себя ответственность – то осознаешь собственную свободу. Это работает!

Сила связки «Ответственность – Свобода» огромна. Поэтому Ответственность — третий краеугольный камень духовного пути.

Благодарность. Осознанность. Свобода. Ответственность. Эти четыре ключевых элемента создают основу здания духовного пути.

Еще их можно назвать «Большими духовными ключами». Конечно, помимо них, существует множество других ключей. Каждый человек подбирает их для себя индивидуально. Это те категории бытия, те твои состояния, которые помогают развиваться и проявлять себя как Любовь. Однако, работа именно с «Большими духовными ключами», как правило, дает наибольший эффект.

Духовный путь как путь раскрытия себя

Итак, духовность — это Любовь.

Постоянное стремление к Любви – это и есть поиск Высшего начала, Духа, Бога – суть не в названии. Этим поиском занимается тот, кто стремится сделать высший выбор основой своей жизни, раскрыв себя как Любовь.

Благодарный, свободный и осознанный выбор того, что ты считаешь в каждом случае Высшим – это и есть духовный путь.

Дело в том, что по-настоящему находясь в состоянии Благодарности и Осознанности, Ответственности и Свободы, ты всегда будешь совершать Высший выбор. Будучи погруженным в них, ты просто не сможешь сделать что-то, что не считаешь для себя Высшим, что не проявляет тебя как Любовь. Поэтому, раскрывая в себе эти состояния, ты познаешь собственную высоту.

Твои состояния и чувства, помыслы и действия, которые помогают тебе делать Высший выбор, являются твоими гранями Божественности. Они приближают тебя к состоянию Любви и этим помогают раскрыть Бога в себе!

Каждый раз, когда ты делаешь высший выбор, когда ты думаешь, говоришь и действуешь, как Любовь, знай: ты на верном пути! Ведь именно так ты познаешь собственную божественность. А в таком познании и заключается цель духовного пути.

Раскрытие своей божественности – это подлинная Любовь к себе.

Ты есть Любовь. Бог есть Любовь. Ты есть Бог.

Пожалуйста, оцени статью.

Пиши в комментариях о своем опыте Благодарности и Осознанности, Свободы и Ответственности. Пиши о том, каков твой духовный путь. Пиши, как ты раскрываешь себя, как Бога, и Бога в себе!

Источник

Духовное начало человека

Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала – не сводимого ни к природному, ни к общественному началу; не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей – сколь угодно культурной среды. Это начало – духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человеквпервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его взаимоотношениях с Божеством.

Так получилось, что богословие, и особенно святоотеческое, не знало понятия человеческой личности. По словам В.Н. Лосского [5], в святоотеческом богословии нет того, что можно было бы назвать особым, отдельным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко. И тем не менее именно в тайне Пресвятой Троицы пытались раскрыть православные богословы и тайну человеческой личности. Не вдаваясь в подробное изложение всех рассуждений на эту тему, отмечу, что были выработаны две базовые категории: «усия» –сущность человека, фиксирующая глубину непознаваемой трансценденции его природы, его самости; и «ипостась» –как несводимость человека к его природе, как особый способ существования в мире, как его адресованность к Другим.

Человек не только усия, но и ипостась

О. Павел Флоренский говорил о том, что человек не только усия, но и ипостась, не только темное хотение, но и светлый образ, не только родовая подоснова человека, но и просвечивающий его лик, явно выступающий у святых, просвечивающий на иконе. Усия – самость – утверждается в человеке как его индивидуальное начало, через нее род собирается в одну точку. Напротив, ипостась – разумная, личная идея человека, его духовный облик, его лик. Говоря о несводимости личностного к природному, самостному, мы говорим не о другой, еще не об одной «природе, сущности», а ком-то, кто отличен от своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, эту природу превосходит; кто этим превосходством дает существование ей как природе собственно человеческой; и в то же время не существует сам по себе, вне своей природы, которую он «воипостазирует» и над которой непрестанно восходит.

То, что является для нас самым дорогим в человеке, то, что делает его «им самим», – неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «беспрецедентной». Человек, определяемый только своей природой, действующий в силу своих природных свойств, в силу своего характера, наименее личен.Утверждая себя как индивид, как собственник своей природы, сводя свое «Я» к своей природе и противополагая ее другим природам, человек тем самым осуществляет смешение личности и природы(ипостаси и усии). Это свойственное падшему человечеству смешение и обозначается по-русски самость,которая, кстати, не совпадает с содержанием таких слов, как «эгоизм», «эгоцентризм», «индивидуализм » и др. Последнее это уже индивидуальная, ценностная установка самосознания в своем дистанцировании, отчуждении человека от других.

Личность – целостный способ бытия человека

Введя две категории – сущности (природы) человека и способа его существования в человечестве, сообщая каждой из них свое отдельное значение, святые отцы могли впредь беспрепятственно укоренять личность в бытии и персонализировать саму онтологию человека.Итак, личность– не есть качество, не есть особая структура свойств или черт; это прежде все и главным образом – целостный, всеохватный способ бытия сразу всего человека, в своей предельной адресованности Другому и в своей предельной открытости – Богу. Подобная целостность, а главное – тотальность личностного бытия не есть, конечно, плод естественного созревания. Здесь всякий раз – усилие и преодоление собственной самости и восхождение к собственной ипостаси. Именно поэтому В.В. Давыдов мог позволить себе сказать, вслед за Ф.М. Достоевским: личностью надо «выделаться» и не всякий индивид во всякое время является личностью, осуществляет личностный способ бытия.

Шанс быть личностью

§ Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3–17.

§ Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

§ Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

§ Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.

§ Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *