Что такое духовная столица
Сергиев- Посад. Духовная столица России
18 февр. 2019 г., 14:05
Сергиев Посад – единственный город в Московской области, включенный в «Золотое кольцо» России. Он считается духовной столицей православия, сердце города – Троице-Сергиева Лавра – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Зимой на Келарском пруду под стенами Лавры заливают каток, в сильные снегопады туристы согреваются горячим чаем с монастырскими коврижками и прячутся от мороза в многочисленных музеях. Здесь находится «эрмитаж» русской культуры – Сергиево-Посадский музей-заповедник, в собрании которого более 120 тысяч экспонатов. Гости и жители города любят гулять в парке «Скитские пруды», а на центральной площади города – Советской – заливают деревянную ледяную горку и делают снежный лабиринт. Для любителей экстремального зимнего спорта и лыжных прогулок по лесу в окрестностях города работает уютный горнолыжный курорт «Лоза».
Закупиться матрешками
Обязательный сувенир из Сергиева Посада – матрешка, потому что именно здесь эта кукла впервые появилась. В городе есть музей русской матрешки, а купить куклу, покорившую посетителей Всемирной выставки в Париже 1900 года, можно на Красногорской площади и в сувенирных магазинах.
Посетить «ресторанную» улицу
Если вы замерзли, гуляя по зимней Лавре, самое время заглянуть на пешеходную туристическую улицу Карла Маркса, где находятся самые модные кафе и рестораны города. Здесь представлены заведения на любой вкус – от монастырских трапезных и русской кухни 19 века до модных кафе в индустриальном стиле и ресторанов грузинской кухни.
Загадать желание у Келарского пруда
Помимо Троице-Сергиевой Лавры, в городе есть еще одно место паломничества – памятник Петру и Февронии у Келарского пруда. По местному преданию, если потереть ухо бронзовому зайцу у подножия монумента, то можно обрести любовь.
Что посмотреть
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Крупнейший мужской монастырь РПЦ, основанный в 1337 году. Троицкий собор (1422-1423 гг.) – самый древний в Лавре, здесь хранится главная святыня – мощи преподобного Сергия Радонежского, к которым в любое время года не иссякает очередь паломников, а также можно увидеть иконы и фрески, выполненные артелью мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного. Колокольня Лавры высотой 88 метров на 11 метров выше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Здесь находится самый большой в православном мире Царь-колокол весом 72 тонны. Успенский собор – самый большой храм Лавры, где проходят красивые службы с пением хора, которые пользуются особой популярностью у верующих. Здесь же находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором до 1585 года покоились мощи святого. Рядом в Успенском кладезе можно набрать целебной воды. Трапезная церковь – одна из самых нарядных в Лавре, светлая, расписанная от пола до потолка. Рядом с Успенским собором, слева от главного входа, можно увидеть усыпальницу Годуновых (где покоятся царь Борис, его супруга Мария, сын Федор и дочь Ксения), а возле Духовской церкви – надгробия с мощами преподобного Максима Грека, митрополита Московского и настоятеля Лавры Филарета и др.
Гремячий ключ
Сергиево-Посадский р-н, дер. Малинники
По преданию, этот источник, в 27 км от Сергиева Посада, забил по молитве преподобного Сергия, который останавливался здесь по пути в Киржач. Температура воды – плюс 4 градуса. Здесь можно окунуться в купели и набрать воды с собой.
Музей впечатлений
Московское шоссе, 25
Это музей ситуаций, атмосфер и событий, где все можно потрогать, пощупать, а также посидеть, полежать, поиграть и сделать фотографии. В экспозиции – 3D-рисунки, перевернутая комната, жилище Гулливера.
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Пр. Красной Армии, д. 144
Академик Д. С. Лихачев назвал музей «Эрмитажем русской культуры». Он был создан в 1920 году на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня коллекция музея насчитывает более 170 тысяч экспонатов: иконы, средневековые рукописи и книги, драгоценности, живопись, произведения народного и современного декоративно-прикладного искусства и многое др. Музей состоит из 4 корпусов: Главный корпус (пр. Красной Армии, д. 144), «Ризница» (на территории Троице-Сергиевой Лавры); комплекс «Конный двор» (ул. 1-ой Ударной Армии, 2а); Краеведческий отдел (Овражный пер., д. 9а).
Музей игрушки
Пр. Красной Армии, 123
Первый музей игрушек в мире, основанный в 1918 году художником Николаем Бартрамом в Москве, сегодня является одной из достопримечательностей Сергиева Посада. Помимо коллекций игрушек, здесь проводятся мастер-классы для разных возрастов.
Блог «Квартирки»
Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»
Сергиев Посад — духовное сердце России
Сергиев Посад — отправной пункт для экскурсий по Золотому кольцу, находится на расстоянии 75 км от столицы. Это был первый город, в который дорога приводила паломников. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской — преподобному Сергию Радонежскому.
Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра © Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Ансамбль монастыря Троице-Сергиева лавра включает более 50 строений. Самое раннее сооружение в монастыре — крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV–XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры.
Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица».
В железной двери Троицкого собора, ведущей в южный придел, есть пробоина от ядра. Она осталась от осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608–1610 гг.
С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1552). К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская.
Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней.
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559–1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле(конец XVII в.).
Троице-Сергиева лавра — крупнейший православный мужской монастырь в России, одна из самых почитаемых святынь, центр духовного просвещения и культуры.
Обязательно стоит посетить в Сергиевом Посаде музей Игрушки. Музей хранит художественные традиции и славу мастеров прошлых веков. Он находится недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в двухэтажном столетнем особняке из красного кирпича. В музее огромное количество экспозиций посвящено куклам. Много старинных игрушек из дерева. Большинство экспозиций посвящено истории русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной. Но также есть возможность познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.
В музее есть экспозиция, посвященная игрушкам детей последнего российского императора. Среди них настольные игры, солдатики, куклы, подписанные именами великих княжен-детей Николая II. А также можно увидеть детскую железную дорогу самого царя Николая II.
Матрёшки в музее игрушки в Сергиевом Посаде © Ольга Гриднева / Фотобанк Лори
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
В нем представлены уникальные собрания произведений иконописи, художественного шитья, изделий из драгоценных камней. За время существования музея собрана одна из крупнейших в России коллекций Русского народного творчества различных областей (резьба и роспись по дереву, костюмы, головные уборы).
В числе уникальных реликвий, представленных в экспозициях музея — самый древний покров с изображением Сергия Радонежского (XV в.), плащаница, подаренная монастырю князьями Старицкими (1561 г.), жемчужная пелена, подаренная Борисом Годуновым под икону «Троица» письма Андрея Рублёва (нач. VIIв.), ряд первоклассных ювелирных произведений — вкладов великого князя Василия Тёмного, царя Фёдора Ивановича и других известных исторических лиц. Всего более 700 экспонатов, датируемых VI-I тысячелетием до н.э.
Что привезти из Сергиева Посада?
Главный сувенир города это «Загорская матрёшка». По одной из версий русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде. Для Сергиев-Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов: первая матрешка изображала семью, а последующие сюжеты матрешек зачастую изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей.
Отличным сувениром для родных и друзей будет монастырский квас, ароматная медовая коврижка, старинный иван-чай или бочонок янтарного меда.
Стольный град Российской Федерации, ныне поражающий самобытной красотой и величием целого города-государства, начал свой исторический путь с… боярской усадьбы, конфискованной князем Юрием Долгоруким. Именно так повествует Ипатьевская летопись, где впервые фигурирует название населенного пункта: говорится, что в субботу 14 апреля 1147 года сей же правитель принимал в городке Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем.
Это время стало основанием исторической Москвы. Православную же Москву взрастил во своих святых руках один из самых почитаемых на Руси Божиих угодников — митрополит Петр, канонизированный как чудотворец Московский. Его молитвами в этой столице просиял и целый сонм святителей, благоверных князей, преподобных иноков, блаженных, священномучеников, праведников, чью память православные христиане особо почитают каждое воскресенье перед 26 августа по старому церковному стилю.
Собор святых какой-либо земли — не просто воспоминание об одном или нескольких слугах Бога, угодивших своему Господину, но и почитание всей Благодати, сходящей на этот удел со времени его освящения. Недаром в тропаре праздника Собора Московских подвижников поется: «Днесь пророчество святителя Петра пред очами нашими сбывается, сердце бо России, град Москва свыше славу велию приемлет, украшаем, яко бисером честным, многим сонмом Божиих угодников…».
В этом сонме — благоверные великий князь Даниил Московский и царь Феодор Иоаннович; преподобные Андроник и Александр Спасские; святитель Алексий Московский; преподобные Афанасий Высоцкий Старший и Афанасий Высоцкий Младший; воины-схимники Пересвет и Ослябя Радонежские; преподобная Ефросиния Московская; святой иконописец-инок Андрей Рублев, преподобные Варфоломей Симоновский, Василий Соколовский, Зосима Верховский, Пимен Угрешский, Алексий (Соловьев); святители Геннадий (Гонзов) и Симон (Чиж); блаженный Василий, Христа ради юродивый, и прозорливая старица Матрона Московская; праведные Алексий (Мечев) и Василий Павлово-Посадский; священномученик Александр (Хотовицкий) и священноисповедник Афанасий (Сахаров)…
Рождение православной Москвы неразрывно связано с Успением Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отпразднованным совсем недавно. Именно в честь этого великого события 4 августа 1326 года при царе Иоанне Даниловиче (Калите) святитель Петр Московский заложил каменную церковь. Сложно сказать (хотя это и весьма вероятно), был ли тот храм первым в городе, но его возникновение стало символом возрастания политической и религиозной власти Москвы, а следовательно — прекращения междусобойных распрей и борьбы за приоритет, значительно ослабивших всю Русскую землю. Будучи митрополитом этой мнострадальной земли, святитель пророчески избрал Москву, переехав туда на служение из Владимира, тогдашней столицы Северо-Восточной Руси.
Позже архипастырь убедил государя построить кафедральный собор в честь Успения Пречистой с такими словами: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Действительно — будучи духовным преемником Киева, матери городов Русских, где в 988 году состоялось крещение Руси, Москва стала престольным градом Патриархата, местом хранения множества христианских святынь, которое трудно превзойти по его величию.
Эпохальное событие приобретения Русской Православной Церковью автокефалии, наделившее град на Москве-реке новым духовным статусом, произошло в мае 1589 года. Именно тогда Константинопольский Патриарх Иеремия II усвоил патриаршее достоинство московскому митрополиту Иову. Это решение было подтверждено Константинопольскими соборами 1590 и 1593 годов. На долю новосозданной патриархии выпало немало испытаний, но, с Божией Помошью выдержав их, она окрепла и утвердилась. Тогда, в далеком 1589-м, в Уложенной грамоте православную Москву и все государство Российское впервые поименовали «третьим Римом»: «Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Вплоть до упразднения Петром І Московского Патриаршества в 1700 году именно Москва оставалась духовным эпицентром христианской жизни на Руси. Восстановлен Московский Патриархат был только в 1917 году, и одиннадцатым Патриархом Московским избрали митрополита Тихона (Беллавина) — впоследствии прославленного в лике святителей Русской Православной Церкви.
Тяжелые годы безбожной власти, явившие миру подвиги новомучеников и исповедников Российских, сменились духовным возрождением. И сегодня Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, основанной преподобным Сергием Радонежским; Собор Архангела Михаила в Кремле с мощами благоверного князя Димитрия Донского; Покровский монастырь, где покоятся останки святой целительницы и заступницы в различных житейских бедах Матроны Московской; Данилова обитель, в которой хранится частица мощей святителя Николая Мирликийского, — только немногие святые места в Москве, ежедневно собираюшие тысячи паломников со всего православного мира.
Москва православная — это еще и Новодевичий монастырь, «ожерелье России», похожий на драгоценный камень у подножия Воробьевых гор; церковь святителя Алексия Московского, построенная на том самом месте, откуда святой подвижник наблюдал за возведением Спасо-Андроникова монастыря, заложенного по его обету в 1361 году, после чудесного спасения во время морской бури; Новоспасская обитель, основателем которой называют никого иного, как самого князя Юрия Долгорукого — «отца» российской столицы… Москва православная — это ее герб, на котором изображен святой Георгий Победоносец, попирающий змия.
Искушений в современном «третьем Риме» также очень много, как, впрочем, везде и всегда. И только от самого человека зависит, что он впитает в огромной Москве, наполненной и святынями, и духовным смрадом нынешнего повального «антиклерикализма». Позволим себе акцентировать его внимание только на одном: первые — это еще и народная культура. Без которой даже сейчас — никак…
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Москва — духовный центр Руси
Москва — духовный центр Руси
Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву для постоянного здесь пребывания; так митрополичья кафедра была перенесена в Москву.
Во время княжения Ивана Калиты в Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр прежнего, тогда маленького города Москвы, но и поселения за его пределами. Вокруг Кремля стали появляться села.
При Калите появились в Москве и первые каменные здания, а также была построена в Москве первая каменная церковь.
Построить первый каменный храм в Москве Калиту попросил митрополит Петр, который сказал, что «кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном». Иван Калита послушался митрополита и 4 августа 1326 года заложил каменный храм — Успения Богоматери, который сегодня называется Успенским собором в Московском Кремле.
Умер Иван Калита в 1340 году, успев перед смертью принять монашеский постриг и схиму. Своим потомкам Иван Калита оставил наказ из рода в род продолжать возвышение и укрепление Москвы и ее власти над всеми другими русскими городами.
Иван I Калита является первым великим князем Московской Руси, при нем были заложены основы позднейшего могущества Москвы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Не только духовный центр
Не только духовный центр Кто на Белом море бывал — Соловки не миновал» — так говорят и потомственные поморы, и те, кто впервые побывал в этих краях.В конце XIX века известный русский историк Василий Ключевский писал о Соловецком монастыре: «Пустынный монастырь воспитывал
2.1. Москва – центр объединения русских земель
2.1. Москва – центр объединения русских земель Возвышение МосквыЦентром русских земель считалось Владимиро-Суздальское княжество со стольным городом Владимиром-на-Клязьме. Ярлык золотоордынского хана на Владимирское княжение формально давал власть над Русью (кроме
2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ
2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ Первый центр — Орда-Русь. Здесь, примерно в 1380 году, вероятно, на месте Куликовской битвы, закладывается новый город под названием Москва. Получивший впоследствии название «Третий Рим». В конце XVI века Москва становится русской
Москва — этнографический центр Великороссии
Москва — этнографический центр Великороссии Москву часто называют географическим центром Европейской России. Если взять Европейскую Россию в ее нынешних пределах, это название не окажется вполне точным ни в физическом, ни в этнографическом смысле: для того чтобы быть
3.5. Первый центр, православный, в Древней Руси
3.5. Первый центр, православный, в Древней Руси Первый центр – Орда-Русь, где примерно в 1380 году, – вероятно, на месте Куликовской битвы, – закладывается новый город-Москва, получившая впоследствии название «Третий Рим». В конце XVI века Москва станет русской столицей. Но до
Глава 4 Восстановление Империи Новый ее центр — на Руси
Глава 4 Восстановление Империи Новый ее центр — на Руси 1. Введение В настоящей главе мы реконструируем события XIII века, приведшие к восстановлению распавшейся древней Ромеи. До XIII века ее столицей был Царь-Град на Босфоре. Но после Троянской войны XIII века и последовавшей
«Москва-Центр»
«Москва-Центр» Репрессии в номенклатуре («большую чистку») можно установить по сталинским расстрельным спискам. Вне всякого сомнения, основная роль принадлежит центральному аппарату НКВД (списки «Москва-Центр»). Проанализированы 96 списков с 62 360 именами
МОСКВА ДЕЛАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕЙ РУСИ
МОСКВА ДЕЛАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫМ ЦЕНТРОМ ВСЕЙ РУСИ При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли, постоянным местопребыванием русских митрополитов. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция
МОСКВА – ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ДОРОГ
МОСКВА – ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ДОРОГ Водные пути имели определяющее значение для московской торговли, так как и в зимнее время речные русла были удобны для проезда, когда сугробы снега засыпали лесные дороги и там было легко сбиться с направления. Однако по мере роста
ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР
Духовный центр
Духовный центр Храм Сёрэн-ин, известный также как дворец Авата и являющийся ныне штаб-квартирой Дай Ниппон Бу-токукай, был построен на востоке Киото, у подножия горы Хигасияма в конце XIII в., но его прошлое уходит корнями в более раннюю эпоху процветания императорской
Москва — духовный центр Руси
Москва — духовный центр Руси Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву для постоянного здесь пребывания; так митрополичья кафедра была перенесена в Москву.Во время княжения Ивана Калиты в Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не
Москва — научный и культурный центр СССР
Москва — научный и культурный центр СССР Как известно, цель социалистического производства — человек с его потребностями, т. е. удовлетворение материальных и культурных потребностей всего общества. Отсюда — огромное внимание, какое уделяют Коммунистическая партия и
Москва как центр Земли: Аксаков
Москва как центр Земли: Аксаков На фоне таких грандиозных планов просто мелким чудачестовом казались призывы вернуть столицу в Москву, которые высказывали славянофилы. Хотя одни славянофилы считали отделение Москвы, как души России, от имперского государственного
Санкт-Петербург — духовная столица
Наше путешествие в Санкт-Петербург было недолгим, и мы успели посмотреть лишь самые главные достопримечательности. Но я с удовольствием поделюсь впечатлениями и расскажу об основных моментах.
Санкт-Петербург — это удивительный, неповторимый по своей красоте и внутренней гармонии город. Он по праву является культурным центром страны и имеет все основания называться духовной столицей.
Мы начали свое путешествие с популярных для туристов мест. Прошлись по Невскому проспекту, Дворцовой площади и нескольким мостам через Неву. Сразу бросается в глаза чистота города, большое пространство, отсутствие километровых пробок и свежесть.
Стоит отменить, что мнение будто петербуржцы более вежливые, чем большинство жителей нашей страны, вовсе не миф. А велосипедисты, нередко встречающиеся на улицах, часто благодарят уступивших им дорогу пешеходов.
Если поездка в Питер совсем недолгая, то я рекомендовала бы сразу взять экскурсию по городу на теплоходе. Только заранее спросите о маршруте, как минимум он должен проходить мимо Казанского Собора, Храма Спаса На Крови, Михайловкого замка, Юсуповских Дворцов на Мойке и Фонтанке. Стоит такая прогулка 500 рублей с человека.
Если есть время, то лучше обойти все это великолепие пешком, заглянуть внутрь, прикоснуться к Иконе Божьей Матери в Казанском и подняться на смотровую площадку Исаакиевского собора, посидеть у Александрийской колонны на площади у Зимнего дворца.
Конечно немыслимо посещение Санкт-Петербурга без визита в Эрмитаж. Правда обойти за один день его нереально, стоит заранее найти схему Эрмитажа (например на официальном сайте музея www.hermitagemuseum.org ) и решить, что нужно посмотреть обязательно и в первую очередь, чтобы не потерять время. Кстати, в первый четверг каждого месяца посещение Эрмитажа бесплатно.
Особо хочется отменить Летний сад — необычайно красивое атмосферное место, которое прекрасно подойдет для отдыха и релаксации. В саду большое количество статуй и фонтанов, а также скамеек и уютных беседок, в тени которых можно отдохнуть после длительного путешествия.
Необычайно красивы в Петербурге виды с мостов и закаты над Невой. Стоит ощутить запах свежести, идущий от воды, и полюбоваться красотами вечерних и ночных набережных. Это незабываемо. 🙂
И, несомненно, важная часть поездки в Петербург — посещение Петергофа. Быстрее и проще всего туда добраться на «Метеоре» — катере на подводных крыльях за 600 рублей. Но можно и на маршрутке от метро «Автово» или «Проспект ветеранов».
Это необычайной красоты и великолепия место. Но, чтобы увидеть все достопримечательности этого места, я бы советовала отвести целый день, а лучше снять номер в Петергофе и за несколько дней все не спеша осмотреть. Вход для россиян 250 рублей.
Для любителей перевоплощений в Нижнем парке есть прокат костюмов. Цена проката 800 рублей.
Санкт-Петербург — это город вызывающий небывалый восторг, дающий огромный заряд творческой энергии и жажды жизни, а после расставания с ним, дарящий болезненное чувство тоски, но поселяющий желание вернуться в этот прекрасный город. Тем, кто не был в Санкт-Петербурге настоятельно рекомендую его посетить, причем приезжать сюда нужно минимум на неделю 🙂