Что такое духовная слепота
Свет невечерний. Духовное зрение и духовная слепота
проповедь архимандрита Саввы (Мажуко),
насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля
– Здравствуйте, друзья мои! Для богословской мысли, как и для философского дискурса, очень характерно использование метафоры «слепоты и зрения». Человек, которому открыты истины, подлинная реальность – это человек «зрячий», «зрящий», тот, у кого есть дар зрения. И наоборот, слепой – это человек, который бежит от истины, скрывается от реальности, прячется от правды.
В Священном Писании очень часто встречаются эпизоды описания слепоты, как нечестивого состояния человека, его умышленного бегства от истины, от Бога. Пророк Исаия в 59‑й главе своей книги пишет о нечестивых людях, которые скрываются от Бога и устремлены ко всякому злу и непотребству: «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые».
Какой яркий образ слепца, который идет на ощупь! Мы как будто чувствуем пальцами, кожей эту шершавую, нагретую солнцем восточную стену, по которой движемся, не видя дома, не видя дороги. Пророк Исаия здесь говорит о том, что если свет Божества, благодать Божия покинет человека – он теряет все свои таланты, теряет способность видеть.
Неужели нам не знакома эта слепота? Очень знакома, друзья мои! И она чаще всего проявляется в слепоте по отношению к нашему ближнему. Мы общаемся с людьми, как будто видим их, бываем даже «душой компании», веселимся, радуемся, переписываемся и перезваниваемся, обмениваемся новостями, но не видим человека рядом с нами. Мы толпа одиноких. Потому что зрение, во-первых, требует усилия по отношению к тому, на кого ты смотришь, а во-вторых, оно требует хождение в истине. Пророк Исаия говорит, что в полдень – когда много света, сияет солнце и освещает наши пути – мы спотыкаемся. Что это за солнце? Это второй момент слепоты нашей: мы не видим ближнего, потому что не видим Бога. Мы не видим и этого мира, потому что не видим Бога. Мы не видим самих себя, потому что лица наши прячутся от Бога. Почему мы от Него прячемся? Почему нам с Ним так неуютно и тяжело? Потому что дела наши злы.
В Евангелии от Иоанна уделено много внимания метафоре зрения, постоянно используются образы тьмы и зрения, мрака и озарения, слепоты и зрения. Например, блаженный апостол Иоанн Богослов говорит о встрече Христа с Никодимом: она происходит ночью. Мы это видим, чувствуем, ощущаем. Почему ночью, для чего необходима эта деталь? Потому что этот ветхозаветный наставник, учитель закона, образованный человек говорит со Христом, Мессией и не видит его. Он задает Ему вопросы богословски выверенные, правильные, но не видит, Кто перед ним находится.
В следующей главе рассказ о беседе Христа с самарянкой, где апостол Иоанн Богослов использует, совсем другое освещение. Христос встречается с самарянкой у колодца Иакова в слепящий полдень, когда света очень много. И Он с этой женщиной говорит прямо: не скрывает, Кто Он, не таится, не говорит притчами. С учителем Израилевым Христос говорит используя образы Писания, хорошо знакомые ему метафоры, но не открывается, потому что, если ты читаешь Писание и цитируешь его, ищешь Бога, – ты должен был рассмотреть Того, Кто находится рядом с тобой.
Чтение Священного Писания –духовные упражнения, которые мы совершаем в Церкви, в келии, молясь и читая священные тексты. Прежде всего они должны воспитывать наше зрение, делать нас прозрачными по отношению к благодати Святого Духа. Самарянке, этой простой женщине, грешнице, которую презирали ближние, может быть, даже родственники, Христос открывается прямо, говорит, Кто Он есть на самом деле. Просто говорит: «Я Христос».
Этот мотив «слепоты и зрения» мы встречаем и в другом эпизоде Евангелия от Иоанна – истории исцеления слепца. Вот слепой человек, не читавший книг, потому что был слепым от рождения, всегда был унижен, ходил, как слепец у пророка Исаии, по стенке, основываясь только на звуках, ощущениях рук, кожи и помощи близких. Он жил милостынею, не был учителем Израилевым, но Господь даровал ему зрение и открылся напрямую. Когда исцеленный слепец вновь встретил Христа, Он прямо сказал ему, что Я Он есть Сын Божий, и слепец поклонился Ему. Здесь у евангелиста Иоанна Богослова есть вновь противопоставление между светом и тьмой, между зрением как бы ученого и верой простеца, который всем сердцем стремился к Богу, хотя у него не было никаких оснований верить, не было большого багажа знаний за плечами.
Откуда берется вера? Как мы лечим зрение? Что нужно делать со своей слепотой?
Прозрение –всегда чудо Божие, это милость Божия! Истории самарянки, слепца, старца Никодима или те наставления, которые мы получаем из книги пророка Исаии и других книг Ветхого Завета, говорят нам о том, что смириться следует гордому человеку. Нам не на что опереться в самих себе! Это вовсе не значит, что мы не должны изучать Священное Писание или должны отвернуться от образованности и знаний. Это говорит о том, что всех наших усилий – даже самых героических, подвижнических и колоссальных – не достаточно, чтобы увидеть Бога, рассмотреть ближнего, увидеть самих себя такими, какие мы есть на самом деле.
Поэтому святые отцы говорили: «Путь христианства – это всегда путь смирения». Если Господь оставит нас, если сила зрения, которую Он дает нам в христианской вере, покинет нас – из — за нашего нечестия, нашей гордыни, пороков, – то мы останемся слепцами. И поэтому устремленность к Богу – молитвенная, подвижническая – это всегда движение, всегда движение вперед, которое строится на доверии к Богу, на призыве благодати Божией, без которой мы не можем видеть ни самих себя, ни близких, ни нашу землю, ни Самого Господа. И для нас очень важно воспитать это зрение, очень важно никогда не бросать усилий, которых от нас ждет Господь. Ведь евангелист Иоанн Богослов написал не только Евангелие, но еще и Апокалипсис, в котором Господь напрямую говорит одному из Ангелов: «Купи себе мазь для глаз». Потому что все в тебе может быть хорошо, но если нет внутреннего зрения веры, ты слепец, который бредет на звук голоса, передвигается на ощупь, не видит реальности, не знает своего пути, растерян и брошен.
И в этой слепоте, от которой мы тоже отталкиваемся на пути к Господу в нашей устремленности к Нему, мы воздеваем к Нему руки и говорим: «Господи, дай нам зрение! Исцели наши ослепшие очи сердечные! Научи нас смирению! Научи нас быть достойными, того, чтобы видеть Тебя!»
расшифровка: Людмила Моисеева
Слепота – медицинский термин означающий серьезное повреждение зрения или полное его отсутствие.
При слепоте невозможно либо значительно ограничено зрительное восприятие вследствие значимого сужения поля зрения, а также снижения остроты центрального зрения.
В клинической практике, различают следующие виды данной патологии:
Причины слепоты
Боязнь ослепнуть, очень часто побуждает мнительных людей при обращении к врачам, задавать довольно глупые вопросы, к примеру: могут ли люди ослепнуть во сне? При этом, для любого грамотного специалиста не составит труда объяснить, что у абсолютно здоровых людей, внезапная слепота не возникает. Данная патология может стать следствием таких состояний и заболеваний, как:
Существует и ряд специфических разновидностей слепоты:
Дальтонизм. Это аномалия, при которой человек не может различать цвета, которые без труда различают другие. Патология, как правило, предопределена генетически и передается по мужской линии. По статистике, она выявляется почти у 8% мужчин, у женщин, же этот показатель составляет менее 1%. Причем, у подобных пациентов, в большинстве случаев, острота зрения остается в норме.
Куриная слепота. При данной патологии, человек теряет способность различать окружающие объекты в сумерках. Подобное нарушение может иметь, как генетическую природу, так и развиться вследствие ряда заболеваний. Подавляющее количество пациентов с куриной слепотой, в светлое время суток, имеют нормальную остроту зрения. Поэтому, именовать подобное явление слепотой, достаточно трудно.
Снежная слепота. Это ухудшение или полное отсутствие зрительного восприятия при мощном воздействии на зрение УФ-лучей. Чаще всего, такое нарушение, походит со временем из-за разрастания тканей поверхности роговой оболочки. Снежная потеря зрения – явление временное и никогда не влечет за собой абсолютную слепоту. Движение объектов, яркий свет, очертания предметов, люди в любом случае видят.
Диагностика
Полная слепота, наступившая вследствие повреждения зрительного нерва или перенесенного инсульта, лечению не поддается. В таких случаях, восстановить зрение, к сожалению, невозможно.
Улучшить качество жизни слепых пациентов призваны специальные средства, разработанные для облегчения их повседневной жизни: книги и пособия, написанные шрифтом Брайля (сегодня существуют и электронные варианты), компьютерные программы, а также ряд устройств, существенно расширяющих возможности невидящих (полностью слепых и имеющих слабое зрение).
Современная офтальмология пока не располагает методиками лечения врожденного дальтонизма. При приобретенной его форме, требуется устранение причин, приведших к её развитию. Иногда, улучшение зрения может наступить после отмены приема того или иного медикаментозного препарата.
Профилактика
При наличии определенных знаний и возможности получать высококачественное медицинское обслуживание, наступление слепоты, можно предотвратить.
Слепота, возникающая вследствие травм, предупреждается абсолютным соблюдением инструкций по защите глаз. Формы эссенциальной слепоты, могут устраняться посредством коррекции пищевого рациона. Раннее выявление катаракты и глаукомы, с регулярно проводимым лечением, позволит избежать слепоты связанной с данными заболеваниями. Контроль уровня сахара крови и поддержание собственного веса, а также занятия физическими упражнениями, отказ от курения и соблюдение определенной диеты, поможет не ослепнуть вследствие диабетической ретинопатии.
В связи со всеми вышеперечисленными проблемами, следует дать совет больше времени проводить на свежем воздухе. За счет этого орган зрения отдыхает, а организм укрепляется. Это является очень хорошей профилактикой всех системных патологий. Можно также попробовать народные методы ухода за глазами, в том числе примочки и капли. При этом следует тщательно следить за своим здоровьем. При первых симптомах изменения цвета глаз следует незамедлительно записаться к специалисту и провести обследование.
В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника консультирует детей от 4 лет. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 800 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.
Православная Жизнь
Что такое духовная слепота? Чем она опасна? Что объединяет нас с евангельскими фарисеями? Кто поставит диагноз и поможет прозреть? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, помогает разобраться в этих вопросах.
Слепые вожди слепых
Сегодня Церковь предлагает нам обратиться к 9-й главе Евангелия от Иоанна, повествующей о чуде исцеления слепорождённого. Господь наш Иисус Христос учил, что последние на земле станут первыми в Царствии Небесном, и наоборот. В этом евангельском чтении удивительно, что слепой человек прозрел и телесно, и духовно. Об этом свидетельствуют такие слова, обращённые к фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33).
Фарисеи видели и прекрасно осознавали, что произошло нечто необычное, но они всеми силами души упирались и не признавали в случившемся чуда, отрицали Божественную природу Христа. Они не хотели признать, что Христос — это истинно Тот Мессия, Который пришёл в мир. Слепорождённый спрашивает: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9:27). А те, кто первыми должны были принять Христа, — начитанные, грамотные, умные, всё знавшие и годами изучавшие Священное Писание, бывшие эталоном религиозной жизни — обнаружили свою духовную несостоятельность. Почему так вышло? Ведь фарисеи в рамках иудейской практики были кем-то вроде святых, поскольку исполняли закон.
Эти люди были поражены грехом духовной слепоты, происходящей от гордыни. Они считали, что выполнили Закон Божий, и Господь обязан их за это спасти. По большому счёту, Бог был им не нужен, как и Мессия. Они считали себя праведниками, из-за чего у них родилась уверенность, что они своей жизнью обязали Бога. Это помешало им принять Христа.
Кроме того, Христос не соответствовал их представлениям о том, каким должен быть Мессия. У них был свой взгляд на это, человеческий. Но человеческое видение отравлено грехом, как и вся наша природа. Христос же — это Истина, и Он Сам говорил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). По-настоящему мы можем прозреть, если каждый из нас примет Христа как Бога и Спасителя, проникнется Его истинным учением, отдаст свои волю и мысли в руки Божьи.
Святые отцы о слепоте духовной:
«Видящий чувственными очами знает, когда бывает день и когда ночь, а слепой не знает ни того, ни другого. И духовно прозревший и зрящий умными очами, если после того, как повидит истинный и незаходимый свет, по нерадению и беспечности, опять возвратится к прежнему ослеплению и лишится света, то, находясь в благочувствии, добре чувствует лишение сего света, и от чего случилось с ним такое лишение, не неведает, но пребывающий от рождения слепым (духовно) ничего такого не знает ни по опыту, ни по действу» (Прп. Симеон Новый Богослов).
«Всякий невидящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник» (Прп. Симеон Новый Богослов).
«Слепота (духовная) есть невежество ума, не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях, ни о познании Сущего (Бога)» (авва Евагрий Понтийский).
Как прозреть?
В молитве «Отче наш» сказано: «да будет воля Твоя». Почему так? — потому, что человек, к сожалению, не может правильно распорядиться своей свободой. Нас создал Господь. Он же создал законы как физического мира, так и духовного. Мы должны свою волю согласовывать с волей Божией, тогда наши поступки придут в соответствие с нашей совестью и с Богом. В этом случае они будут правильными с точки зрения нравственности. Если этого не произойдёт и человек станет жить по своей воле, это неизбежно приведёт к тому, что он просто заблудится, будет находиться словно во тьме. Более того: не сможет различать добро и зло, ведь они относительны, если убрать из жизни Бога и заповеди.
Посмотрите, как живут люди: делают аборты и считают, что это нормально. Некоторые женщины говорят: «Моё тело — моё дело, как хочу, так и поступаю». А где ценность человеческой жизни? — она уже нивелирована. Или однополые браки: почему сейчас это стало такой острой проблемой? — потому, что люди хотят жить по своей воле. Они служат плоти. Если мы отвернёмся от слов Библии, что Господь создал мужчину и женщину и дал им заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28), — то невозможно никому доказать, что такое сожительство — грех. Современный мир нерелигиозен и не обращает внимания на нравственность. Для государства нет разницы, кто с кем живёт.
Духовная слепота может проявляться и в том, что человек хочет предаться только своей воле и служить плоти, «наслаждаться жизнью». Из-за этого в мире происходят страшные вещи, в результате которых возникают вопросы, на которые нет ответа: экологические, биоэтические и многие другие. Решить их без Библии и тех истин, которые нам принёс Христос, невозможно.
Спаситель говорил о фарисеях: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Так и бывает. Крах империй после их расцвета происходит именно поэтому: всё строится не по Божьей воле, а по человеческой. Попытки людей создать рай на земле никогда не были успешными. При построении общества, государства вопрос духовный всегда был второстепенным, а то и одним из последних. Я вижу в этом проблему. Мы, христиане, должны всегда на первое место ставить Бога, нравственный вопрос для нас всегда первичен.
Необходимо постоянно задавать себе вопросы: согласовывается ли то, что я делаю, с волей Божией, не грех ли это? Современный мир бросает нам вызовы. Сейчас множество проблем, каких раньше в помине не было. Клонирование, стволовые клетки, генная модификация — чего только не появилось за последние несколько десятилетий! Как во всём этом разобраться без Христа? Мы развиваем науку и технологии, дошли до определённого предела и не знаем, куда двигаться. Только с Божьей помощью, руководствуясь заповедями Христа, согласуя наши поступки с нравственным началом и совестью, можно понять, куда идти и как развиваться.
Алексей Ильич Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» пишет, что чем более высокого материального уровня достигает человек, тем выше должен быть его духовный уровень. Важно, чтобы плоть не задавила дух. Это чрезвычайно здравая мысль. Посмотрите: в сытых обществах проблем не стало меньше, наоборот, они становятся более тяжёлыми, появляются такие явления, с которыми неясно даже, как бороться.
Подытожим: духовная слепота происходит от гордыни, высокоумия, обольщения. Проявляется она в том, что человек не видит Бога, выстраивает жизнь по своей воле, в соответствии со своим видением, своими желаниями. Отсюда происходит много проблем, причём не только у самого человека, но и в обществе, и даже во всей вселенной. Главный способ борьбы с грехом духовной слепоты — это духовное развитие: изучение Священного Писания, общение с Богом, воцерковление, преображение.
Духовное невежество
Не нужно путать духовную слепоту с духовным невежеством. Бывает, что люди решают уйти в буддизм, например. Или христиане представляют Бога таким, каким Он вообще не является — злым, мстительным, карающим. Это проявления в большей мере именно невежества. Духовная слепота — это когда мы видим явные проявления Божественного участия в нашей жизни и отрицаем их Божественный характер. Так фарисеи говорили, что Спаситель изгонял бесов силой бесовской. Ещё один яркий пример — то, как люди вели себя во время страданий Иисуса Христа на Кресте. Они кричали: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Хотя — какие ещё нужны были чудеса, если Он и мёртвых воскрешал, и слепых исцелял, и хромые ходили, и немые благовествовали?
Вообще, это особенность психики грешного человека: способность блокировать неприятные для себя воспоминания, нежелание видеть свою неправоту и греховность. «Разве я плохой? Я хороший!» — убеждает себя он. Духовная слепота связана с гордыней, именно она ослепляет. Хорошо, когда человек заблуждается искренне. Если же он сознательно белое называет чёрным, то это уже большая проблема. Сюда же можно причислить и фанатизм — когда человек готов на всё ради своей идеи, но она расходится с волей Божьей. Фанатичная одержимость своей религиозной идеей — это тоже одно из ярчайших проявлений духовной слепоты.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о слепоте духовной и её преодолении:
«Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных».
«Для слепых разные цвета и предметы чувственного мира как бы не существуют: так и для ослепленных падением мир духовный и духи как бы не существуют. Невидение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его».
«При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас святым Крещением, начинает исцелять нас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления».
Духовное невежество — это одна из серьёзных проблем нашего общества. Семьдесят лет атеизма как государственной программы сделали своё дело. Да, у людей духовные запросы никуда не делись, но случилась деформация: у нас перемешаны и язычество, и восточные методики, и протестантизм. Получается синкретический винегрет, а по сути — невежество. В жизни одного человека могут присутствовать и молитвы, и заговоры, и медитация, и покаяние, и причастие. При этом он невежествен во всех вопросах.
Человек, считающий себя верующим, должен определиться с религией. Затем — понять, во что он верит, разобраться в той вере, которую выбрал. По сути, он — потенциальный верующий: знает, что Бог есть, душа его тянется к Нему. Это уже хорошо. Начинать нужно с православия. Всё-таки общество у нас христианское, с момента крещения Руси уже больше тысячи лет прошло. Разберись в православии! Не подойдёт — идите, ищите что-то другое. Но тот, кто по-настоящему разберётся, никуда уже не уйдёт.
Борьба с духовной слепотой может осуществляться и на государственном уровне. Я сторонник того, чтобы повсюду, параллельно со светскими, открывались богословские факультеты, классы, школы. Человек не должен забывать, что те атомы, которые он изучает как физик, создал Господь. Падение же нравственности приводит к хаосу: делай, что хочешь, и ничего за это не будет.
О духовной слепоте
Проповедь в Неделю о слепом
На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие
видели, а видящие стали слепы.
(Ин. 9: 39)
Возлюбленные верующие! Много разных поучений мы можем извлечь из нынешнего Святого Евангелия, если внимательно исследуем его текст. Одно из них – поучение о духовной слепоте человека, порабощенного грехами.
Сколько духовного ослепления было в уме книжников и фарисеев, которые не только не верили вышеестественным чудесам, совершаемым Христом Господом, но и наводили на Него великую хулу, говоря, будто Он веельзевулом, князем бесовским, изгоняет бесов (см.: Мк. 3: 22). Столько ослепления было у них в уме, когда они, имея очи, не видели и, имея уши, не слышали. Поэтому Господь и называет их «фарисеями слепыми» (Мф. 23: 26).
Об этой духовной слепоте иудейских книжников и фарисеев, архиереев и законников и о наказании, ожидающем их за это, говорит пророк Давид Духом Святым: Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы (Пс. 68: 24). И великий пророк Исаия предвозвестил духовную слепоту народа Израиля, говоря: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим. 11: 8; Ис. 29: 10). И еще: Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 10).
Что же порождает духовную слепоту в уме человека? Она находит на человека по нескольким причинам. Прежде всего, вследствие скверных дел. На это указывает Спаситель, когда говорит: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3: 19–20).
Духовная слепота приходит от диавола. Духовная слепота приходит от безверия и противления Богу. Об этом говорит пророк Исаия: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65: 2). Поэтому Бог дал им дух окаменения, чтобы они не видели очами своими и ушами не слышали до нынешнего дня (см.: Втор. 29: 4).
Духовная слепота приходит и от неверия и ожесточения сердца, как показывает Священное Писание, говоря: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 9–10).
Я показал, что одной из причин духовной слепоты является грех. Теперь посмотрим, почему грех влечет за собой слепоту души и помрачение ума человека. Вот почему. Грехи, по свидетельству Священного Писания, называются «делами тьмы» (см.: Ис. 29: 15; Рим. 13: 12; Еф. 5: 11). Как дела тьмы, грехи, какого бы рода они ни были, вносят в ум человека мрак, смятение, болезнь и духовное ослепление.
Чем же мы можем изгнать из своего ума мрак греха? Оставлением греха, слушанием слов Божиих, постом, молитвой, покаянием со слезами, искренним исповеданием у духовника и исполнением заповедей Божиих. Посредством этих добрых дел любой человек, каким бы грешным он ни был, приходит к свету ведения и приближается к Богу, становясь из человека темного и грешного избранным сосудом Божиим и сыном Царства Небесного.
Духовная слепота иногда находит на человека и по попущению и власти Божией. Это было явлено на многих избранных Божиих людях, но яснее всего мы видим это в избрании великого апостола Павла, который до своего призвания назывался Савлом и люто гнал Церковь Христову (см.: Деян. 9: 1–22).
Возлюбленные верующие! Обратим теперь слово к душевной слепоте наших дней. Все мы видели слепых людей – либо от рождения, либо в результате несчастных случаев, либо вследствие тяжелых болезней. Каждый раз, когда видим слепого, нас охватывает чувство жалости, а порой даже наворачиваются слезы. Он не может передвигаться один, не может увидеть небо, солнце и красоту цветов. Он не может взглянуть на икону и крест, к которым прикладывается, ни на лицо мамы, детей и подобных себе людей. Слепой не может почитать святую книгу, не может делать почти ничего и чувствует себя обузой для семьи и общества, ибо живет главным образом по милости других.
Такой слепой в плотских глазах достоин всеобщей жалости и сострадания. Однако Бог утешает незрячих людей иными дарами: немалой мудростью, красивой речью, смирением, даром слез, а часто и даром красивого пения. Ибо Сотворивший всё по Божественному Промыслу милует Свое создание. Поэтому Дух Святый говорит устами псалмопевца: Господь умудряет слепцы (Пс. 145: 8).
Гораздо тяжелей и достойней плача слепота ума, сердца, воли и совести. Ведь душа намного дороже тела. Поэтому Спаситель говорит: Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8: 36–37). Поскольку душа создана от Бога вечной, то душевная слепота – одна из самых тяжелых болезней, приводящая к погибели души и ее вечному осуждению. Поэтому и исцеление этой болезни гораздо тяжелее и важнее, чем исцеление плотской слепоты.
Душевная слепота – одна из самых тяжелых болезней, приводящая к погибели души и ее вечному осуждению
Однако что мы понимаем под душевной или духовной слепотой? Мы понимаем под ней помрачение души и порабощение ее всякими грехами душевными и телесными. Это превозношение ума, окаменение сердца, ослабление воли и совести, неверие, сомнения в вере, сектантство, отчаяние, гордыня, самоубийство, убийство душевное и телесное, аборт, ненависть и гнев между людьми, развод, блуд, ложь, любостяжание, скупость, жадность, пьянство, леность и другие. Все грехи являются болезнями души, ввергающими ее в слепоту и нечувствие, а тело – в тяжелые и неизлечимые болезни. И если мы не бросаем порабощающих нас грехов путем покаяния, исповеди и духовного обновления, то слепота души, как болезнь, приводит нас к душевной смерти и осуждению души в адских муках.
Что же такое христианин, который меняет свою веру в Бога на другую, бросает Церковь, основанную Христом и святыми апостолами, и уходит во всякие секты, как не слепотствующий душой? Что такое христианин, который годами не заходит в святой храм, не молится, не читает священных книг и откладывает покаяние и исповедь на последний час перед смертью, как не больной и душевно слепой? Что такое человек, который только называется христианином, а всё свое время, имущество и здоровье расходует на преходящие заботы и смертные грехи, как не несчастный и душевно слепой человек? Что такое христианин, который ни разу не читал Священное Писание, особенно Новый Завет, и другие христианские нравоучительные книги, просвещающие ум и направляющие душу ко Христу, как не несчастный, лишенный света знания и радости духовной? Что такое христианин, который расточает свою жизнь в пьянстве и блуде, тяжбах и разводах, судах и ненависти, как не человек, слабый в вере и обольщенный диаволом, человек со слепой и больной душой, который идет путем погибели и уже не в состоянии воспрянуть из грехов, покаяться и спасти свою душу?
Сколько же слепоты и неверия у тех супругов, которые женятся только удовольствия ради, для совершения грехов и не желают рожать детей, а если родят, то вводят их в соблазн своей жизнью и не дают им здорового, христианского воспитания! Мы ведь видим, сколько распрей и разводов, сколько абортов, пьянства и отсутствия религиозного воспитания разрушает сегодня наши семьи, эти живые ячейки жизни и общества. И все эти грехи порабощают нас по причине нашей слепоты душевной. По причине беспечности некоторых людей, неверия в Бога, неимения христианского воспитания, незнания Евангелия, по причине отсутствия у них опыта жизни в Церкви, откладывания исповеди, неимения хорошего духовника и забвения многих о смерти и Суде, ожидающем нас.
Итак, вот что такое душевная слепота и как сильно она порабощает всех нас. Одних плотскими грехами, других душевными и всех вместе – окаменением сердца, отсутствием молитвы, забвением о Боге и множеством земных попечений. Перед лицом Спасителя, Который будет судить нас, никто не хорош, никто не прав, никто не чист и достоин будущей жизни.
Что же нам тогда делать? Как исцелиться от этого лютого нечувствия сердца, рабства страстям и слепоты наших душ? Путем оставления грехов, которые нас порабощают, и возвращения ко Христу, Церкви, молитве, смирению и покаянию. То есть нам надо сделать то же, что сделал слепой из сегодняшнего Евангелия, которого Христос спросил:
– Ты веруешь ли в Сына Божия?
И он ответил всем сердцем:
– Верую, Господи! – и поклонился Ему (Ин. 9: 35, 38).
Сегодня Христос спрашивает и нас:
– Христиане, твердо ли вы верите в Христа, Спасителя мира? Соблюдаете ли Его заповеди? Верите ли во Святое Евангелие, чтобы иметь жизнь вечную? Верите ли, что Бог создал мир, жалеет его и только Он может спасти его от разрушения и смерти?
Твердо ли вы верите в Христа? От ответа, который мы дадим, зависит спасение или осуждение каждого из нас
От ответа, который мы дадим, зависит спасение или осуждение каждого из нас.
А если мы твердо верим в Сына Божия, тогда будем исполнять Его заповеди и сделаем то же, что сделал слепой из Евангелия. Ибо после того, как Он наложил ему глину на глаза и послал умыться на ближайший Силоамский источник, он тотчас же исцелился и прозрел. Глина на наших глазах – это нечистота наших грехов, от которой мы очищаемся в бане слез и исповеди. Будем же слушать Христа и делать то, что Он заповедует нам. Омоем свои очи душевные, то есть ум, сердце и волю, молитвой, покаянием и милостыней, и тогда исцелим свою душу, как слепой из Святого Евангелия.
Возлюбленные верующие! Земная жизнь коротка, полна страданий и обманчива, а небесная жизнь благословенна и исполнена вечного блаженства. Оставим же грехи, ослепляющие и убивающие нашу душу, и вернемся ко Христу. Недостаточно креститься и говорить: «Господи, Господи!» От нас требуется глубокое духовное обновление жизни. Требуется, чтобы мы сбросили с глаз нашей души глину страстей, имевшихся доселе, омывшись в воде Силоамской, то есть в бане исповеди, и затем вступили в послушание Христу и Церкви, которую Он основал на земле. Смиряясь, молясь, примиряясь друг с другом, регулярно приходя в храм, подавая милостыню по силе своей, воспитывая детей в правой вере и любви к Богу, мы делаемся добрыми христианами, истинными чадами Православной Церкви и наследниками Царства Небесного. Аминь.