Что такое духовная энергия
3. ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ
3. ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ
Нет более привычного для нас понятия, чем духовная энергия. Но нет также и более неясного с научной точки зрения. С одной стороны, объективная реальность психического усилия и психического труда столь- хорошо установлена, что на ней основывается вся этика. А с другой стороны, природа этой внутренней силы столь неуловима, что за ее пределами оказалось возможным построить всю механику.
Нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы все еще сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю. Но нигде также не проявляется столь ощутимо настоятельная необходимость перебросить мост между двумя берегами нашего существования — физическим и моральным, если только мы хотим, чтобы духовная и материальная стороны нашей деятельности оживили друг друга.
Последовательно связать между собой две энергии — тела и души — эту задачу наука решила пока игнорировать. Это было бы удобно и нам. Но, к несчастью (или, наоборот, к счастью), сама логика системы, в которой внутреннее вещей имеет точно такое же или даже большее значение, чем их внешнее, прямо сталкивает нас с трудностью. Здесь никуда не уйдешь. Надо двигаться вперед.
Разумеется, автор не претендует на действительно удовлетворительное решение проблемы духовной энергии. Он просто хочет показать на примере, какой линии исследования, по его мнению, следует придерживаться и какого рода объяснения должна давать целостная наука о природе.
А. Проблема двух энергий
Поскольку в глубинах нашего человеческого сознания проявляется и отражается в себе внутренняя сторона мира, то, казалось бы, достаточно рассмотреть самих себя, чтобы понять, в каких динамических отношениях находится в той или иной точке универсума внешнее и внутреннее вещей.
На самом деле это совсем не так просто.
Мы прекрасно чувствуем, как в наших конкретных действиях сочетаются две различные силы. Мотор работает. Но его действие, представляющееся противоречивым, разгадать нам не удается. Особенно раздражает наш разум, как тонкое острие проблемы духовной энергии, постоянно присутствующее в нас ощущение одновременной зависимости и вместе с тем независимости нашей деятельности от сил материи.
Прежде всего зависимость. Очевидность этого факта подавляюща и… великолепна. «Чтобы мыслить, надо есть». В этой грубо экономической формулировке выражается — смотря с какой стороны подходить — тирания или, наоборот, духовная мощь материи. Известно, что самая отвлеченная мысль, самая горячая любовь сопровождаются и оплачиваются расходом физической энергии. То нужен хлеб, то вино, то введение химического элемента или гормона; иногда требуется возбуждение цветом, иногда магией звука, проходящего через уши колебанием и оборачивающегося в мозгу вдохновением…
Вне всякого сомнения, материальная и духовная энергия чем-то связаны между собой и продолжают друг друга. В самой основе каким-то образом должна существовать и действовать в мире единая энергия. И первое, что здесь приходит на ум, — это представить себе «душу» как фокус преобразования, в котором, сходясь через разные каналы природы, сосредоточивается мощность тел, чтобы здесь интерьеризироваться и сублимироваться в красоту и истину.
Но едва возникнув, эта столь привлекательная идея непосредственного превращения одной энергии в другую должна быть отвергнута. Ибо взаимная независимость энергий обнаруживается с не меньшей очевидностью, чем их связь, как только мы пытаемся их объединить.
Еще раз: «чтобы мыслить, надо есть». Но ведь сколько разнообразных мыслей связано с одним и тем же куском хлеба! Подобно буквам алфавита, из которых может выйти и нечто бессвязное и прекраснейшая из когда-либо созданных поэм, одни и те же калории, по-видимому, столь же безразличны к духовным ценностям, которые они питают, сколь и необходимы для них…
Обе энергии — физическая и психическая, — находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира, выглядят в целом одинаково. Они постоянно соединены и некоторым образом переходят одна в другую. Но привести в простое соответствие их кривые представляется невозможным. С одной стороны, при самом высоком развитии духовной энергии используется лишь ничтожная доля «физической» энергии. С другой стороны, эта ничтожная доля, будучи поглощенной, выражается во внутреннем плане в самых неожиданных колебаниях.
Уже этой количественной диспропорции достаточно, чтобы отбросить слишком простую идею «изменения формы» (или непосредственного превращения), а вместе с тем и надежду найти когда-либо «механический эквивалент» воли или мысли. Энергетическая зависимость между внутренним и внешним вещей неоспорима. Но, очевидно, она может выразиться только с помощью сложной символики, где должны фигурировать величины различных порядков.
Б. Одна из линий решения
Дабы избежать невозможного и антинаучного дуализма сущности и в то же время сохранить естественную сложность ткани универсума, я бы предложил следующее представление, которое ляжет в основу всего дальнейшего развития нашей концепции.
Мы допустим, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Но оговоримся, что в каждом элементе-частице эта фундаментальная энергия делится на две составляющие: тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (т. е. той же сложности и той же «внутренней сосредоточенности»), и радиальную энергию, которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния.[6]
При данном первоначальном состоянии, допуская, что частица располагает в нем некоторой свободной тангенциальной энергией, ясно, что эта частица способна до определенной степени увеличить свою внутреннюю сложность путем ассоциации с соседними частицами. В результате (поскольку ее сосредоточенность автоматически возрастает) она соответственно увеличит свою радиальную энергию, которая в свою очередь может обратно воздействовать в виде новой комбинации в тангенциальной области. И так далее.
В этом рассуждении, где тангенциальная энергия — это просто «энергия», обычно принимаемая наукой, единственная трудность состоит в том, чтобы объяснить образование тангенциальных комбинаций в соответствии с законами термодинамики. По этому поводу можно, однако, заметить следующее:
Прежде всего, изменение радиальной энергии в зависимости от тангенциальной, согласно нашей гипотезе, происходит через посредство организации, а отсюда следует, что сколь угодно большая величина первой может быть связана со сколь угодно малой величиной второй, — ведь даже исключительно совершенная организация может потребовать лишь незначительной работы. И это хорошо согласуется с установленными фактами (см. стр. 63).
Предложенная здесь концепция приводит к парадоксальному положению о том, что космическая энергия постоянно возрастает не только в радиальной, но, что более серьезно, и в тангенциальной форме (поскольку напряжение между элементами увеличивается с увеличением их сосредоточенности). Это кажется прямо противоречащим принципу сохранения энергии в мире. Но заметим следующее: это возрастание тангенциала второго вида, единственно затруднительное для физики, делается заметным лишь начиная с очень высоких радиальных значений (например, у человека и в социальных напряжениях). Ниже этих значений для приблизительно постоянного числа первоначальных частиц, находящихся в универсуме, сумма космической тангенциальной энергии остается в ходе преобразований практически неизменной. А это все, что требуется науке.
Наконец, поскольку по нашей схеме всему зданию универсума, находящегося в процессе сосредоточения (centration), на всех его фазах служат постоянной опорой его первичные комбинации, то очевидно, что его завершение вплоть до самых высоких этажей обусловлено некоторым квантом первоначальной свободной тангенциальной энергии, которая постепенно иссякает, как это требуется энтропией.
В общем и целом эта картина удовлетворяет требованиям реальности. Однако здесь остаются нерешенными три вопроса.
Во-первых, что за особая энергия заставляет развиваться универсум по своей главной оси в менее вероятном направлении все более высоких форм сложности и внутренней сосредоточенности?
Во-вторых, имеется ли предел и определенная граница для элементарной величины и для общей суммы радиальной энергии, развитой в ходе преобразования?
В-третьих, если существует эта высшая и конечная форма радиальной энергии, то не придется ли ей, согласно требованиям энтропии, однажды снова разложиться и бесконечно опускаться обратно — в область преджизненных центров и ниже, откуда она возникла, вследствие истощения и постепенного выравнивания свободной тангенциальной энергии, содержащейся в последовательных сферах универсума?
Удовлетворительный ответ на эти три вопроса можно будет дать лишь значительно позднее, когда изучение человека приведет нас к рассмотрению высшего полюса мира — «точки Омега».
Читайте также
24. Энергия жизни
24. Энергия жизни Одна из самых трудных наших проблем – то, что мы называем дисциплиной; действительно, она является весьма сложной. Видите ли, общество чувствует необходимость подчинить гражданина, дисциплинировать его, сформировать его ум согласно некоторым
Образ 2. Энергия сна
Образ 2. Энергия сна «Когда мы спим, точка сборки смещается очень мягко и естественно. Умственное равновесие является не чем иным, как фиксацией точки сборки в привычном для нас месте. Во сне эта точка сдвигается, и если сновидение используется для контроля этого
ЭНЕРГИЯ —СОН.
ЭНЕРГИЯ —СОН. Лё Приёрэ, 30 января 1923 г.В недавней беседе я вам сказал, что в ходе каждого суточного периода наш организм производит определенное количество энергии, необходимой для нашего существования. Я повторяю: определенное количество. Однако это количество энергии
2. ЛЮБОВЬ — ЭНЕРГИЯ
2. ЛЮБОВЬ — ЭНЕРГИЯ Мы обычно рассматриваем (и с какой утонченностью анализа!) лишь сентиментальную сторону любви — радости и печали, которые она нам приносит. Чтобы определить высшие состояния развития феномена человека, мне необходимо изучить здесь естественный
Энергия и Отдых
Энергия и Отдых Мы не роботы, когда-то мы устаем и нуждаемся в отдыхе. Жизнь на фоне постоянной усталости – неправильная жизнь, во имя наших целей и во имя нашей радости мы всегда должны быть энергичны и бодры.Должны быть отдохнувшими!Запомните, а лучше запишите на
Энергия и сон
Энергия и сон «Аббатство», 30 января 1923 г.Вы, вероятно, слышали на лекциях, что за каждые двадцать четыре часа наш организм вырабатывает определенное количество энергии для своего существования. Повторяю: определенное количество. Это количество гораздо больше, чем
Художественная энергия
Художественная энергия Рассмотрим теперь энергетический аспект процесса рождения художественного «Я». Отождествление мотивации деятельности с ее энергетическим обеспечением является ошибочным. Именно такую ошибку и допускают фрейдисты в своей концепции психической
18 ЭНЕРГИЯ
18 ЭНЕРГИЯ Мы так тщательно изолировали человека от космического, что когда наконец они сходятся вместе, результат может быть ошеломляющим, по мере того как подавленная энергия высвобождается во вспышке озарения, раскрывая невообразимую красоту.Видение того, Кто я есть,
ЭНЕРГИЯ СВОБОДНАЯ – ЭНЕРГИЯ СВЯЗАННАЯ
ЭНЕРГИЯ СВОБОДНАЯ – ЭНЕРГИЯ СВЯЗАННАЯ Нем.: freie Energie – gebundene Energie. – Франц.: йnergie libre – йnergie liйe. – Англ.: free energy – bound energy. – Исп.: energia libre – energia ligada. – Итал. energia libйra – energia legata. – Португ.: energia uvre – energia ligada.• Термины, которые подразумевают, с точки зрения экономической,
12. Энергия действия и энергия сдерживания
12. Энергия действия и энергия сдерживания Упражнения в энергии сдерживания необычайно важны и для развития энергии действия. Кто хочет совершить что-то определенное, тот должен все свои силы сконцентрировать на одной цели. Поэтому он должен решительно противостоять
13. Энергия и любовь
13. Энергия и любовь Правильно говорят, что все упражнения в укреплении силы воли ничего не стоят, если укрепленная воля не поставлена на службу высшим целям. Что проку в самой крепкой воле, если она направлена не на те цели, если она устремлена не на созидание, а на
Энергия
Энергия Чтобы лучше понять, как можно выживать и путешествовать в иррациональных пространствах и энергиях, рассмотрим понятие энергии, которое перекрывает обе сферы – и физики, и шаманизма. Энергия подразумевает потенциальное действие, живость, силу, активность и
Кинетическая энергия
Кинетическая энергия Если позволить грузу падать в поле тяготения, он начинает быстро двигаться. Если освободить груз, его потенциальная энергия преобразуется в действие, или кинетическую энергию. Если груз роняют, он быстро движется и может сломать что-нибудь на полу.
Психологическая энергия
Психологическая энергия Психотерапевты используют массу энергоподобных выражений, вроде «Это напряженный человек!» Некоторые из них говорят, что «работают с энергией». Многие переживают свою работу как следование Дао, энергии Ки или Ци, которые представляют собой
Энергия (Énergie)
Энергия (?nergie) Сила, проявляющаяся в мощности (dynamis) или в действии (energeia); способность производить усилие или работу. Современная физика учит, что энергия может принимать различные формы (кинетическая, тепловая, электрическая энергия и т. д.), что она никуда не исчезает и
Духовная энергия. Зачем мы живем
Количество энергии, которой мы располагаем в любой момент времени, определяется запасом нашей физической энергии. Но вот наша мотивация – как именно тратить эту энергию и тратить ли ее вообще – это духовный вопрос. Духовная энергия является основной силой, приводящей в движение все аспекты нашей жизни. Это самый важный источник мотивации, стойкости и выбора пути. Мы используем слово «духовный» не в религиозном смысле, а в более простом – как связь с глубинными ценностями и целями, выходящими за пределы сугубо эгоистических. На практическом уровне это все, что нас воодушевляет и вдохновляет, помогает развивать полную мощность и максимизировать эффективность при исполнении любой миссии. Ключевой «мускул» духовной энергии – это характер, то есть смелость и уверенность в следовании выбранной дорогой, даже когда это связано с преодолением трудностей и самопожертвованием. Поддерживающие духовные «мускулы» – это энтузиазм, обязательность, целостность и честность.
Духовная энергия поддерживается балансом между обязательствами перед другими людьми и адекватной заботой о своих интересах. Другими словами, возможность жить в согласии со своими глубинными ценностями зависит от регулярного обновления нашего духовного состояния – от поиска способов отдыха и обновления и очередного подключения к нашим самым значительным и вдохновляющим ценностям. Когда мы испытываем недостаток духовной энергии, мы должны найти способы систематического продвижения вглубь, то есть бросить вызов нашему благодушию и поискам сиюминутных выгод. В случае с Роджером его потеря чувства ответственности и целей в жизни привела к утрате энтузиазма и направления движения. Он стал жить в режиме выживания, делая только самое необходимое для реагирования на самые простые ежедневные требования. Он стал ощущать себя жертвой обстоятельств. Он перестал задумываться о далеко идущих последствиях своих решений – в основном потому, что утратил представление о том, чего он хотел добиться в жизни. Результатом стало разрушение всех его энергетических систем.
Очень часто люди начинают понимать важность духовной энергии, только когда дело доходит до трагедии. Когда актер Кристофер Рив оказался парализованным после падения с лошади, никого не удивило, что он впал в отчаяние. Сам Кристофер признался позже, что он какое‑то время думал о самоубийстве. Но очень скоро он нашел для себя мощный источник духовной энергии – желание быть с семьей, найти выход из своего состояния, желание изменить мир, – служа источником воодушевления для тех, кто попал в такую же ситуацию. Неистовая воля и целеустремленность помогли ему найти надежду и оптимизм для движения вперед в ситуации с почти потерянными источниками физической энергии и уязвимостью перед страхом и разочарованием. Именно духовная энергия спасла его жизнь.
Чтобы понять значение целеустремленности на более обыденном уровне, рассмотрим пример Энн Ф., руководителя высокого уровня в крупной косметической компании. Большую часть своей взрослой жизни Энн безуспешно пыталась бросить курить. Она считала, что все ее попытки оказались неудачными из‑за отсутствия у нее самодисциплины. За курение ей приходилось платить не очень большую, но неизбежную цену с точки зрения состояния здоровья и уровня продуктивности: пониженная выносливость из‑за проблем с дыханием, большее по сравнению с коллегами количество больничных дней, снижение концентрации внимания на длительных совещаниях из‑за постоянных мыслей об очередной сигарете. Она была прекрасно информирована о том, что курение повышает риск преждевременной смерти. С другой стороны, курение было для нее источником чувственного удовольствия, способом успокоиться и сбросить стресс. Естественно, не последнюю роль играло и привыкание к табаку.
В тот день, когда Энн узнала о своей первой беременности, она решила бросить курить – немедленно. До рождения ребенка она не притронулась к сигаретам, но возобновила курение еще в роддоме. Через год Энн забеременела во второй раз и снова бросила курить – и опять она легко преодолела привыкание и продержалась до рождения ребенка, и снова начала курить сразу после его рождения.
«Я не могу понять, почему так происходит», – жаловалась она нам. На самом деле объяснение было простым. Когда ей удавалось связать ущерб от курения с важной для нее ценностью – здоровьем своего не рожденного еще ребенка, – у нее появлялась ясная цель. Она бросала курить с необыкновенной легкостью. Когда же ребенок рождался и эта связь пропадала, соблазн курения снова ее одолевал. Знание о вреде, наносимом курением здоровью, чувство вины на эмоциональном уровне, даже ощущение его последствий на физическом уровне – всего этого было недостаточно для изменения ее поведения.
Для прекращения курения Энн понадобился уникальный источник мотивации, связанный с источником духовной энергии. Мы помогли ей подключиться к этому источнику тремя способами. Во‑первых, мы напомнили ей, что пассивное курение не менее разрушительно, чем активное, и что здоровье ее детей продолжает подвергаться опасности. Кроме того, их здоровье в будущем тоже может пострадать, поскольку сигнал о приемлемости курения, который дети получают от нее сейчас, с большой долей вероятности приведет к тому, что они сами когда‑нибудь начнут курить. Во‑вторых, мы поставили ее перед тем фактом, что ее курение намного повышает риск для ее детей вырасти вообще без матери. Поскольку семья была ее главной ценностью, это стало главным источником мотивации для прекращения курения. И наконец, мы помогли ей понять, что курение было основной причиной ухудшения ее здоровья, снижения уровня ее физической энергии и в итоге – существенного снижения ее эффективности как на работе, так и дома.
В отличие от других уровней энергии расход и восстановление духовной энергии очень тесно связаны между собой и чаще всего происходят одновременно. Почти все философские традиции говорят о духовной «работе» и духовной «практике». Эти виды деятельности могут быть нацелены на служение другим людям, углубление сочувствия и сопереживания. Духовное восстановление, с другой стороны, основано на воодушевлении, которое мы получаем при осознании наших глубинных ценностей и целей.
Некоторые занятия позволяют добиться большого духовного восстановления без каких‑либо заметных энергетических затрат. Это, например, прогулки на природе, чтение книг, слушание музыки. Духовные практики, напротив, могут требовать затрат энергии. Например, медитации требуют полной сосредоточенности для того, чтобы успокоить сознание, давая при этом возможность пережить обновляющий нас опыт открытости, подключенности и даже радости. Подобно йоге, медитация является той практикой, которая может действовать на все виды нужной нам энергии, создавая духовные резервы одновременно с эмоциональным и мыслительным восстановлением. Молитва также требует концентрации, но служит источником эмоционального и духовного комфорта.
Регулярное размышление о своих глубинных ценностях и осознание своей ответственности может быть трудным делом, но является источником энергии и воодушевления. На более простом уровне посвящение времени и энергии детям может являться как видом духовной практики, так и богатым источником эмоционального и духовного обновления. Это же верно и для любых других форм служения людям, которые часто требуют от нас значительных усилий, но дают ощущение значимости своей жизни.
«Чего жизнь ожидает от нас»
Увеличение резервов духовной энергии требует, чтобы мы подчинили наши собственные желания чему‑то такому, что лежит за пределами нашего эгоизма. Поскольку мы чаще всего воспринимаем свои собственные потребности как самые важные, перенос внимания с них на что‑то другое может привести к срабатыванию инстинкта самосохранения в форме самых примитивных страхов. Действительно, если я честно фокусирую свое внимание на других людях, кто же позаботится обо мне самом? Это признак настоящего мужества, когда человек оставляет в стороне свои эгоистические интересы, чтобы служить другим людям или своему делу. Ирония ситуации состоит в том, что поглощенность собой высасывает из нас энергию и разрушает эффективность. Чем больше мы заняты собственными страхами и заботами, тем меньше у нас остается энергии для положительных действий.
Подчинение наших интересов тому, что лежит за пределами нашего эгоизма, сначала выглядит угрожающим, но обязательно приносит свои плоды, давая нам ощущение собственной значимости. Приверженность жизни на основании глубинных ценностей не только создает более устойчивый центр тяготения для нашей жизни, но и позволяет нам лучше выбирать жизненный путь.
Виктор Франкл очень волнующе написал о том, насколько мощно духовная энергия может влиять на самые ужасающие обстоятельства. Франкл был психологом, он прошел нацистские лагеря и сразу после войны опубликовал ставшую классикой книгу «Человек в поисках смысла». В ней он цитирует знаменитые слова Ницше: «Тот, у кого есть для чего жить, может вытерпеть все что угодно». И Франкл описывает то, как это озарение спасло ему жизнь, когда вокруг него умирали люди:
«Горе было тому, кто не видел цели в жизни, ее смысла, кому не к чему было стремиться. Такие уходили от нас очень быстро. Нам было нужно фундаментально изменить наше отношение к жизни. Мы должны были понять сами, а потом научить потерявшего надежду человека, что важным является не то, чего мы ждем от жизни, а то, чего жизнь ждет от нас. Нам надо было прекратить задавать вопрос о смысле жизни и вместо этого понять, что этот вопрос должны не мы задавать жизни, а жизнь должна задавать нам – ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен был заключаться не в разговорах или размышлениях, а в правильных действиях и правильном поведении. Жизнь – это постоянное принятие на себя ответственности в поиске правильных ответов на заданные ей вопросы и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком».
То есть мы сами должны создать цель и смысл нашей жизни. В терминах этой книги мы бы сказали – активно создавать резерв духовной энергии. Это неизбежно ведет к дискомфорту. «Умственное здоровье основано на определенном уровне напряжения, – писал Франкл. – Это напряжение возникает из разницы между тем, чего мы уже достигли, и тем, что мы еще должны сделать, из разницы между тем, что мы есть, и тем, чем мы должны стать… Человеку нужно не расслабленное состояние без напряжения, а усилия в борьбе за достижение цели, самостоятельно и свободно им избранной».
«Если вы спросите меня, что важнее – выиграть Тур де Франс или победить рак, я вам отвечу: победить рак. Может, это звучит странно, но я бы предпочел иметь титул победителя рака, а не титул победителя гонки – из‑за того влияния, которое выздоровление оказало на меня как на человека, мужа, сына и отца… Самый большой урок, который моя болезнь преподнесла мне, – это то, что мы намного лучше, чем сами себе кажемся. У нас есть нереализованные возможности, которые проявляются только в случае кризиса. Так что если в страданиях, причиняемых раком, и есть какая‑то цель, то она одна: сделать нас лучше».
Запомните
– Духовная энергия дает нам силы для деятельности во всех аспектах жизни. Она является топливом для энтузиазма, упорства и обязательности.
– Духовная энергия возникает, когда мы подключаемся к нашим глубинным ценностям и выходим за пределы наших эгоистических интересов.
– Характер, то есть смелость и уверенность в следовании нашим глубинным ценностям, – вот главный «мускул» духовной энергии.
– Главные поддерживающие духовные «мускулы» – это энтузиазм, обязательность, цельность и честность.
– Расходование и восстановление духовной энергии глубоко связаны между собой.
– Духовная энергия поддерживается балансом между обязательствами перед другими людьми и адекватной заботой о своих интересах.
– Духовная работа может одновременно расходовать и обновлять духовную энергию.
– Расширение запасов духовной энергии (так же как и физической) требует выхода за пределы зоны комфорта.
– Энергия человеческого духа может преодолевать самые серьезные ограничения в области физической энергии.