Что такое дух в исламе

Дух, душа и тело

Дух с точки зрения Ислама

Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) спросили о том, что такое дух, душа. Он не дал ответа, ожидая божественного откровения. Ниспосланный аят был достаточно ясным: «Дух [нисходит] по повелению Господа моего…» (Сура «аль-Исра’», 17/85). Существование духа подтверждалось, но суть его не была раскрыта. Спрашивающие не смогли бы понять услышанное. Ум не в состоянии постичь какую-либо сущность из «мира приказов» — обиталища понятий, которые невозможно охарактеризовать размером, весом, формой и цветом.

В этом мире нельзя найти аналогов таким словам, как длинный или короткий, синий или жёлтый, круглый или ровный, тяжёлый или лёгкий. В данном случае ум выступает как заложник понятий, которые он пытается для себя объяснить. Так человек постепенно изучает себя, а затем — Бога. Об этом в хадисе сообщается: «Тот, кто познал себя, познает и Всевышнего». Или, как сказал один мыслитель: «О, человек, который считает себя человеком! Читай себя!». Невозможно с помощью ума осознать дух, можно только рассуждать о его особенностях.

Что мы знаем о духе?

Как только тело будущего ребёнка в утробе матери достигает определенного уровня развития, оно получает дух. И пусть он явился позже некоторых органов человека, он вечен, един, неразделим.

Какова связь между духом и телом?

Связь между духом и телом, с одной стороны, напоминает связь между звуком и смыслом, где звук — это тело смысла, а смысл — это дух звука, который не находится ни справа, ни слева, ни внутри, ни снаружи тела. Соответственно, чтобы продлить своё существование смысл, тем не менее, не нуждается в звуке, а будет беззвучно храниться в памяти, бесшумно появляться в уме, бессловесно находиться в сердце. Однако для того, чтобы его узнать и увидеть, необходимо обратиться к звуку. Достигнув ушей собеседника, звук завершает своё существование. А смысл продолжает жить и дальше. Другими словами, дух — это закон Аллаха, управляющий телом, а тело — Его создание.

Человек может найти в своём духе множество указаний на божественные истины (если при этом будет помнить о том, что Аллах свободен от какого-либо сходства с земными существами). Применяя данные знания на практике, нужно быть очень внимательными. Нельзя беспечно выискивать подобия между знаком и тем, на что он указывает. Точка на карте означает какой-то город, но глупо искать сходство между этой точкой и самим городом. Какая-либо надпись указывает на её автора, является доказательством его мастерства, однако бессмысленно сравнивать надпись с автором или искать признаки автора в особенностях надписи.

Обычно тело символично обозначают в образе клетки, дух — в образе птицы. И столько поводов для размышления вытекает из этой аллегории.

Тело существует для духа, но дух не служит телу.

Покрасив клетку, нельзя сделать птицу прекраснее. Телесное здоровье также не является показателем совершенства духа.

Нельзя увеличить птицу, увеличив клетку, у неё совершенно другой способ роста.

Птица наблюдает из клетки окрестности, но видит не клетка. А, кроме того, никто не станет держать дома клетку без птицы.

Птица существовала до клетки и, вылетев из неё, снова продолжит своё существование.

Ради встречи с более просторными мирами дух покидает тесное и временное свое жилище, тело, когда истечет назначенный срок…

Источник

Концепция Духа (Рyxа) в Исламе.

Коран 17.85-86: Oни cпpaшивaют тeбя o Дyxe.
Cкaжи: «Дyx oт пoвeлeния Гocпoдa мoeгo.
Дapoвaнo вaм знaния тoлькo нeмнoгo».
Ecли бы Mы пoжeлaли, Mы, кoнeчнo, yнecли бы тo, чтo oткpыли тeбe,
a пoтoм ты бы нe нaшeл для ceбя в этoм пpoтив Hac пoкpoвитeля.

Давайте попытаемся определиться, в чем концепция Духа в Исламе, она, на первый взгляд, кажется несколько туманной. Будем исходить из цитат Корана.

Прежде всего отметим, что говоря Дух мы, в первую очередь, подразумеваем дыхание, т.е. слово Дух для нас ассоциируется с дыханием или с воздухом. Дыхание предназначено для того, чтобы поддерживать нашу жизнь, однако, оно не зависит от нашей воли и невидимо.

Коран 17.87: Это милocть oт твoeгo Гocпoдa. Блaгoдeяния Eгo для тeбя вeлики!

Коран 17.85: Oни cпpaшивaют тeбя o Дyxe. Cкaжи: «Дyx oт пoвeлeния Гocпoдa мoeгo. Дapoвaнo вaм знaния тoлькo нeмнoгo».

Отсюда следует, что Дух есть нечто весьма фундаментальное, что нельзя объяснить в рамках какой-нибудь терминологии. Дух есть фундаментальная сила во Вселенной, которая несет в себе Информацию или Истину Аллаха. Состояние Духа является первостепенным относительно качеств всех уровней небес и земель.

Коран 6.73: Oн coтвopил нeбeca и зeмлю иcтинoй, дaл вaм Образ и пpeкpacнo ycтpoил Образ. И к Heмy вoзвpaщeниe!

(Кстати, напоминает Библейское: «И Бог сказал: сотворим человека по Нашему образу, по Нашему подобию» Бытие, 26).

Дух поднимается в Небеса и может низвергнуться на землю относительно времени. Вся вселенная живет по циклу, то есть она была создана и будет закончена. Но Дух не уничтожается.

Коран 70.3: От Бoгa, oблaдaтeля cтyпeнeй. Bocxoдят aнгeлы и Дyx к Heмy в дeнь, длительность кoтopoгo пятьдecят тыcяч лeт.

Коран 28.88: Bcякaя вeщь гибнeт, кpoмe Eгo ликa. У Heгo peшeниe и к Heмy вы бyдeтe вoзвpaщeны!

Итак, все начинается с Духа и заканчивается Им. В человека вдохнули Божественный Дух, Дух определяет сознание.

Коран 15.29: A кoгдa я выpoвняю и вдyнy oт Moeгo дyxa, тo пaдитe, eмy пoклoняяcь.

Таким образом, обратите внимание на следующие факты. Во-первых, человек получил некоторые качества Создателя, так как Аллах вдул в него от Своего Духа. Во-вторых, здесь упоминается о трех качествах слух, зрение и сердце. Последнее надо понимать как внутреннее чувство или состояние. В-третьих, наша неблагодарноть может заключаться в том, что люди не действуют согласно Духу в них, то есть осознание Духа перестало быть приоритетным для нашего сознания.

Однако, мы должны отличить Нафс (душу) от Рух (дух). Принимая во внимание, что Дух универсален и Един для всех, каждый человек имеет индивидуальную собственную душу, она может быть уничтожена как и имеет способность расти.

Коран 4.1: O люди! Бoйтecь вaшeгo Гocпoдa, кoтopый coтвopил вac из oднoй дyши и coтвopил из нee пapy eй, a oт ниx pacпpocтpaнил мнoгo мyжчин и жeнщин.

Коран 91.7-10: [Клянусь] вcякoй дyшoй, и тeм, чтo ee подняло и внyшилo eй свою pacпyщeннocть и бoгoбoязнeннocть! Пoлyчил пpибыль тoт, ктo ee oчиcтил; пoнec yбытoк тoт, ктo ee yтaил.

Коран 17.15: Kтo идeт пpямым пyтeм, тoт идeт для caмoгo ceбя, a ктo зaблyждaeтcя, тo зaблyждaeтcя вo вpeд caмoмy ceбe; нe пoнeceт нocящaя нoшy дpyгoй, и Mы нe нaкaзывaли, пoкa нe пocылaли Посланника.

Коран 3.145: He пoдoбaeт дyшe yмиpaть инaчe, кaк c дoзвoлeния Aллaxa, в ycтaнoвлeнный cpoк.

Существование Духа внутри человека делает его наместником, в этом служба человека Аллаху, в этом его реализация способностей Аллаха, которые он получил от Него. Человек был создан как инструмент, через который Аллах непосредственно будет проявляться.

Человек, получивший эти Божественные качества, все же частично может действовать независимо от своего Создателя, благодаря своей свободе выбора, своему творческому потенциалу и чувству ответственности. Это не свойственно для ангелов. Специфика человека заключается в том, что он способен как обратиться к Создателю, так и отвернуться от Него. У него есть способность созидать зло и хаос, чего и боялись ангелы, но Аллах все знает и все предусмотрел. Он желает, чтобы люди через свой опыт, через испытания пришли к добровольной покорности.

Коран 58.22: Tы нe нaйдeшь людeй, кoтopыe вepyют в Aллaxa и в пocлeдний дeнь, чтoбы oни любили тex, ктo пpoтивитcя Aллaxy и Eгo Пocлaнникy, xoтя бы oни были иx oтцaми, или cынoвьями, или иx бpaтьями, или иx poдoм. У этиx нaпиcaл Aллax в иx cepдцa вepy и пoдкpeпил иx дyxoм oт Heгo.

Этот бездействующий или спящий Дух в человеке может быть «пробужден» Посланниками. Они Те, Кто были выбраны Аллахом для того, чтобы пробудить Его.

Коран 8.42: O тe, кoтopыe yвepoвaли! Oтвeчaйтe Aллaxy и Пocлaнникy, кoгдa oн вac пpизывaeт к тoмy, чтo вac oживляeт.

Коран 16.2: Oн ниcпocылaeт aнгeлoв c Дyxoм oт Cвoeгo пoвeлeния тoмy из paбoв, кoмy пoжeлaeт: «Увeщeвaйтe, чтo нeт бoжecтвa, кpoмe Meня! Пoчитaйтe жe Meня!»

Коран 40.15: Boзвышeн cтyпeнями, oблaдaтeль тpoнa; низвoдит Oн Дyx oт Cвoeгo пoвeлeния тoмy, кoмy пoжeлaeт из paбoв, чтoбы тoт yвeщeвaл o Днe вcтpeчи.

Обратите внимание, что в Коране наблюдается параллель между Светом и Духом. Свет может потухнуть и загореться вновь. Так же и Дух может быть спящим, а потом пробудиться.

Коран 6.123: Paзвe тoт, ктo был мepтвым и Mы oживили eгo и дaли eмy cвeт, c кoтopым oн идeт cpeди людeй, пoxoж нa тoгo, ктo вo мpaкe и нe выxoдит из нeгo?

Мухаммед был таким Посланником, Кто мог пробудить (разбудить) Дух.

Коран 16.102: Cкaжи [Мухаммед]: «Hиcпocлaл мне дyx cвятoй oт твoeгo Гocпoдa вo иcтинe, чтoбы yтвepдить тex, кoтopыe yвepoвaли, нa пpямoй пyть, и paдocтнyю вecть для мycyльмaн».

Приходили и другие Посланники.

Коран 3.163-164: Mы вeдь oткpыли тeбe тaк жe, кaк oткpыли Hою и пpopoкaм пocлe нeгo, и Mы oткpыли Аврааму, и Измaилy, и Иcаaкy, и Якову и кoлeнaм, и Иисусу, и Aйyбy, и Йyнycy, и Xapyнy, и Соломону, и дaли Mы Дaвиду пcaлтыpь. И (Mы oтпpaвили) Пocлaнникoв, o кoтopыx paccкaзывaли тeбe paньшe и Пocлaнникoв, o кoтopыx Mы нe paccкaзывaли тeбe. Aллax гoвopил c Mоисеем paзгoвopoм пocлaнникoв блaгoвecтвyющиx и yвeщaющиx, чтoбы нe былo для людeй пpoтив Aллaxa дoвoдa пocлe Пocлaнникoв.

Коран 2.253: Таковы пocлaнники! Oдним мы дaли пpeимyщecтвo пepeд дpyгими. Из ниx были тaкиe, c кoтopыми гoвopил Aллax и вoзнec нeкoтopыx из ниx cтeпeнями. И Mы дapoвaли Ииcусу, cынy Mapии, яcныe знaмeния и пoдкpeпили eгo дyxoм cвятым.

Таким образом, внутри каждого человека Аллах «вдул» Божественнный Дух (Рух Аллаха), который может быть пробужден для того, чтобы в нем проявились Божественные качества. Здесь речь не идет о каких-то сверфизических или сверхинформационных способностях, это касается именно чистых, божественных качеств, таких как Мудрость, Знание и Любовь. В наши дни на землю спустился еще один посланник, это 12 имам, Махди, Рух Аллаха, Шри Матаджи Нирмала Деви, которая способна пробудить в нас этот Дух. Этот процесс называется Самореализацией, или пробуждением внутренней Энергии Кундалини, остаточной энергии Руха Аллаха. Человек создан по подобию Бога, и только соединившись с Источником, с «Оригиналом», мы способны понять, зачем Он это сделал, мы способны понять смысл своего существования.

Сегодня пришло то время, когда Аллах послал на землю Свою Энергию, Энергию Руха, Энергию Первозданной Матери. Именно об этой энергии говорил Иисус (Иса) как о Рухе Аллаха или как о Святом Духе, именно об этой энергии говорят индусы как о энергии Ади Шакти. Буддисты говорят о Ней как о Матрейе, иудеи как о Шечене. В каждом традиционном направлении присутствует упоминание о Ней. Пришло время исполнения прочеств, пришло время объединения всех традиций в Учение об Истине, пришло время осознать Истину.

Что такое дух в исламе. Смотреть фото Что такое дух в исламе. Смотреть картинку Что такое дух в исламе. Картинка про Что такое дух в исламе. Фото Что такое дух в исламеРух Аллаха Шри Матаджи Нирмала Деви была послана, чтобы собрать, рассказать и объяснить Таинство суры 75 «Аль-Кияма» всем, и мусульманам в частности, и провозгласить Воскресение (Кияма) всему человечеству, как это было обещано в Коране.

Ади Шакти Шри Нирмала Деви, Великобритания, 8 июня 1981 года.

Ади Шакти Шри Нирмала Деви, Кабелла, Италия, 9 июня 1996 года

Источник

Разум, душа, дух, сердце: исламский взгляд

Разум (акль) – это световая сущность, заключающая в себе познание и понимание. Высший разум – это ангел, число голов которого равно числу творений; верхний правый столп Трона; белый свет; имя Аллаха, «которым озарились небеса и земля»; Письменная трость, которой на Скрижали написано то, что было и будет; стоящий «алиф» ( ﺍ ) и первое творение в ограниченном бытии (то есть в бытии ниже Мухаммада и рода Мухаммада).

Что же касается человеческого разума, то он – отражение этого высшего разума, свет от него в каждом из нас. Это подобно отражению одного и того же светильника в разных зеркалах: в зависимости от их искривлённости или прямоты, замутнённости или прозрачности отражения будут разными. Поэтому все индивидуальные разумы отличаются друг от друга.

Этот разум – «алиф», стоящий в каждом из нас, пишущая Письменная трость, ряд текущих смыслов, и от него идёт понимание сущностей вещей. Как было замечено очень давно, в материальной реальности существуют только конкретные вещи, но нет ничего подобного «идеям вещей», которыми мы мыслим. Мы видим только то или иное дерево, но не «идею дерева», не «дерево вообще». Идею «дерева вообще» мы берём откуда-то из совершенно иной области, но не из чувственного опыта.

Что касается души (нафс), то существует четыре её вида. Первая душа – растительная, чей центр располагается в печени. Вторая – животная, или чувственная душа, чей центр – физическое сердце. Основа этой души – ближний космос, и её ритмы соответствуют движениям светил и космическим пульсациям. При смерти человека эти две души отделяются и возвращаются в свои стихии.

Третья душа (нафс) – говорящая, то есть та, которая и составляет личность человека и по отношению к которой употребляется местоимение «я». Этот третий нафс и является тем, о котором говорится хадис: «Кто познал себя (свой нафс, свою душу) – тот познал своего Господа», толкование которого вы найдёте здесь. И эта душа – лежащий горизонтально «алиф», знамение действия Аллаха, то есть Его Замысла (машийа), и поэтому кто познал её – познал своего Господа. Лежащий горизонтально «алиф», то есть «я», образуется от движения стоящего «алифа», как огонь образуется от движения кремня по камню. Центр этого третьего нафса, или «я», — это внутреннее сердце (фуад), или сердце сердца.

Четвёртая душа – это нафс лухутия, или малакутия. Эта душа – жизнь вещей, или зеленый свет, «от которого стало зелёным всякое зелёное», или «сад пристанища», или «лотос крайнего предела», и в ней рождаются вещи так же, как мысли рождаются в нашем сознании. Об этой душе сказал Иисус (А): «Я не знаю, что у Тебя в душе (нафс)» (5: 116). Эта душа – буква «ба» (ﺐ), с которой начинается «бисмилля» и о которой повелитель верующих сказал, что он – «точка под “ба”». Поэтому хадис гласит: «Душа верующего – Трон Милостивого».

Что же касается духа (рух), то это слово применяется к разуму (акль), как сказал Посланник Аллаха (С): «Первое, что сотворил Аллах, — мой дух», и в других хадисах: «. мой разум», и применяется также к душе (нафс), например, когда говорят: «Аллах забрал его дух» — то есть его душу. И в целом дух – это невидимый и неощутимый принцип, находящийся в постоянном движении и несущий с собой разум. И он же – жёлтый свет Трона, «от которого стало жёлтым всякое жёлтое», и он – «лям» (ﻞ).

Разум по отношению в миру вещей – как семя, дух – как сгусток, а душа – как кости, на которых нарастает мясо.

Что касается соотношения души и тела, то если рассматривать его в плане земного времени (заман), то тело существует прежде души (точнее – душ, ибо душа не одна, как уже было сказано), потому что души вливаются в тело по мере его оформления из семени мужчины в чреве матери. Если же рассматривать соотношение души и тела в плане тонкого времени (дахр), то души были сотворены на четыре тысячи лет раньше тел, и «четыре тысячи» здесь означают время дахр, а не заман.

Потому что тонкое время дахр составляет дух земного времени заман, и тот, кто читает эти строки, увидел их написание с помощью зрения или услышал с помощью слуха, например, в пятницу 13-го марта 2015 года, а понял их смысл своим разумом прежде сотворения неба и земли, потому что время, в котором действует разум, не является земным временем и течёт в совершенно другом измерении. Наш разум принадлежит к миру джабарут, и значения, которые он постигает, тоже принадлежат к этому миру – в отличие от букв и строк, которые относятся к материальной земной реальности и существуют в земном времени.

Каждая из четырёх душ зависит и вращается вокруг более высокой души, которая составляет полюс для неё: растительная – вокруг животной, животная – вокруг говорящей, говорящая – вокруг малакутийи. Душа малакутия (нафс малакутия), в свою очередь, вращается вокруг разума (акль).

Сердце (кальб) – это престол души, и внутри оно представляет собой сгусток света, постигающий значения и смыслы, лишённые материального воплощения. Оно названо словом «кальб», потому что вращается и переворачивается (такаллаба) от значения к значению, от смысла к смыслу, которые оно постигает. Мозг же является престолом сердца, воспринимающим его свет и его значения.

Сердце имеет четыре столпа: разум, дух, душа и тело, и действие всех четырёх объединяется в этом центре. Высший же из них – разум, и он является царём и управляющим сердца.

Источник

Что говорят учёные Ахлю Сунны о душе

Что такое дух в исламе. Смотреть фото Что такое дух в исламе. Смотреть картинку Что такое дух в исламе. Картинка про Что такое дух в исламе. Фото Что такое дух в исламе

Душа и её категории

Большинство учёных-богословов Ахль Ас-Сунна ва Аль-Джама‘а (люди Сунны и согласия общины)[1] считают, что истину о духе (рух) лучше всего вверить Всевышнему Аллаху и не углубляться в эту тему. Они утверждают, что про дух можно сказать только следующее: «Дух – это то, посредством чего человек оживляется».

Полные знания о духе есть только у Всевышнего, и никого, кроме людей особых категорий, которые обладают глубокими и всесторонними явными и сокровенными знаниями в религии и тверды в своих знаниях (расихун), Творец не посвятил в истину и сущность всего.

Всевышний Аллах указал на большое значение духа и отнёс его к Себе, желая придать ему особое значение и оказать ему почёт. Создатель в Коране говорит:

فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِنْ رُوحِي

(смысл): «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух. ». (сура «Аль-Хиджр», аят 29)

Этим Всевышний указал на то, что человек создан из тела, которое можно увидеть глазами, и духа, который можно познать разумом и интуицией, а не органами чувств; тело его Создатель связал с землёй (глиной), а дух отнёс к Себе. Под словом рух (дух) Творец имеет в виду то, что мы называем душой, и тем самым Всевышний обращает внимание разумных людей на то, что человеческий дух имеет божественную основу, и он выше и величественнее, чем земные низменные тела, что его сущность не понять простому человеку.

Поэтому Всевышний Аллах сказал:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ ۖ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي

(смысл): «И они (иудеи) спрашивают тебя, о Пророк, о духе, посредствам которого Он оживил тело. Скажи им: «Знания о духе ведомы только Моему Господу и неведомы вам»». (сура «Аль-Исра», аят 85; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Известный учёный-богослов Аль-Буджайрими пишет, что души подразделяются на пять разных категорий: души пророков (мир им), души павших за веру шахидов, души людей, которые покорны Всевышнему Аллаху, души тех, кто ослушивается Создателя, и души неверующих (кафиров).

Что касается душ пророков (мир им), то они отделяются от тела и пребывают в Раю, вкушая райские блага. А ночью они собираются вокруг особых золотых светильников, висящих на ‘Арше[2].

Что такое дух в исламе. Смотреть фото Что такое дух в исламе. Смотреть картинку Что такое дух в исламе. Картинка про Что такое дух в исламе. Фото Что такое дух в исламе

Души покорных Всевышнему рабов также пребывают в садах Рая. Однако они не едят и не пьют, только смотрят на красоты и прелести Рая.

Души тех верующих, которые ослушивались Создателя, то есть совершали большие грехи, находятся между небом и землёй.

Что касается душ неверующих, то их вселяют в зобы черных птиц, которые живут в Сиджине. Сиджинэто место, которое находится под самой нижней землёй.

Их души, по мнению большинства учёных-богословов, бывают связаны с телами и подвергаются каре Всевышнего, и поэтому их тела также испытывают мучения и томления. Это подобно тому, как, например, солнце, будучи на небесах, имеет связь с землёй, то есть освещает её. Так же и нур (свет) душ правоверных, будучи на ‘Илийюне[3] и вкушая райские блага, особым образом связан с телами. Аллах лучше знает!

Выдающиеся учёные-богословы Уббади в книге «Машарик аль-анвар» и Касталани, ссылаясь на известного мусульманского учёного-богослова и историка Ибн Касира[4], пишут, что души правоверных, хотя и не в такой степени, как души шахидов, тоже пребывают в благости, вкушая различные яства и получая наслаждение, и что они также видят места, уготованные им в Раю, а не ограничиваются тем, что только смотрят на Рай.

Говоря о душе, имам Аль-Газали пишет:

«Для того чтобы узнать истину о смерти, необходимо вначале знать сущность жизни. А сущность жизни невозможно узнать, если не познать истину души, являющейся твоим нафсом и твоей сутью. Это и есть самая большая тайна для тебя.

Даже не надейся познать Творца прежде, чем познаешь самого себя, свой нафс. Под твоим нафсом имеется в виду твоё эго (душа), свойственное только человеку, как об этом говорит и Всевышний Аллах:

«Скажи им: «Знания о духе ведомы только Моему Господу»» (сура «Аль-Исра», аят 85)‚ а также: «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29).

Говорят, что в одной из ниспосланных Аллахом Книг была сказано: «Познай себя, и ты познаешь Господа своего». И наш Пророк ﷺ говорил: «Тот, кто знает себя лучше всех, знает своего Господа лучше всех».

Дух (рух) – это не та физическая сила, которая имеется в наших телах и от которой зависят способности наших пяти органов чувств и движения, исходящие от сердца и распространяющиеся по всему телу, подобно тому, как свет от светильника падает на окружающие его стены дома. Это другая, особая, нематериальная сила, свойственная только разумному существу – человеку.

Что такое дух в исламе. Смотреть фото Что такое дух в исламе. Смотреть картинку Что такое дух в исламе. Картинка про Что такое дух в исламе. Фото Что такое дух в исламе

Физическая сила умирает вместе с телом, ибо она держится на употреблении пищи, и такая сила есть у всех живых существ. Это и есть та биологическая душа, о которой говорят медики и которая умирает подобно тому, как гаснет свет, исходящий от светильника, когда в нём заканчивается топливо или на него подули. Так же погибает биологическая душа и у животных при отсутствии пищи, ибо пища для неё подобна горючему веществу для светильника, а убийство для неё подобно погашению светильника дуновением на него. У этой души не бывает разума, познаний и аманата.

Дух, имеющий разум, введённый в человека волей Аллаха и обладающий сознанием и аманатом, – это тот дух, который свойственен только человеку. Под словом «аманат» имеется в виду принятие человеком на себя ответственности и обязанности исполнения религиозных предписаний (таклиф), повергаясь наказанию и вознаграждению посредством ослушания Всевышнего и повиновения Ему.

Этот дух никогда не умирает, не исчезает и не имеет зависимости от земной жизни. После смерти тела он сохраняется и пребывает или в муках и несчастье, или во благах и счастье. Именно он обладает разумом, познанием, и земля вовсе не поглощает этот дух, обладающий верой (иман) и познанием (то есть духовное сердце), как о том говорится в достоверных преданиях и как засвидетельствовали такие выдающиеся учёные-мужи мусульманской общины, как Хасан аль-Басри.

Шариат не позволяет открыть всю тайну и сущность духа, потому что простой человеческий разум не в состоянии всецело понять его, хотя об этом могут ведать некоторые особые слуги Всевышнего, коих Он Одарил необыкновенными способностями и проницательностью (расихун). И мы не будем углубляться в этот вопрос».

Таким образом, человек состоит из двух разных субстанций: особого духа (рух) и биологической души. Перваявечная, свойственная человеку; обладающая разумом и знанием; втораясмертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

Смотрите также:

[1] Ахль ас-Сунна ва аль-джама‘а – «люди Сунны и согласия общины», мусульмане, которые искренне следуют по пути, указанному Пророком ﷺ и его сподвижниками; сунниты.

[2] ‘Арш – букв. Трон; самое великое творение Всевышнего Аллаха, созданное из чистого света (нура).

[3] ‘Илийюн – место, где пребывают души верующих до наступления Судного дня.

[4] Ибн Касир – известный богослов, толкователь Корана, историк.

Что такое дух в исламе. Смотреть фото Что такое дух в исламе. Смотреть картинку Что такое дух в исламе. Картинка про Что такое дух в исламе. Фото Что такое дух в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *