Что такое дух блуда
Бес блуда – чем опасна блудная страсть
Понятие блуда в христианстве
Слово «блуд» имеет общий корень со словами «блуждать» и «заблуждаться». Именно в них кроется главный смысл рассматриваемого нами понятия. Блуд – это, прежде всего, духовное «блуждание» человека, его отклонение от истинного пути. Физический разврат является лишь следствием духовного блуда, то есть неверия и уклонения от Божьего промысла. Блудить – значит впасть в раскол, ересь, идолопоклонство или безбожие. О духовном блуде повествует весь Ветхий Завет: человек отпал от Творца, потерял рай, духовно «заблудился». Священное Писание называет такого человека блудным сыном (Лк. 15:11-32).
Блуд и прелюбодеяние
Господь благословил брак и телесную связь законных супругов. Она делает их «одной плотью» (Еф. 5:31), способствует укреплению и развитию семьи. Брак – это задуманная Богом школа любви и целомудрия для человека, один из путей ко спасению (наряду с монашеством). Блудное преступление против брака выделено в отдельный вид греха, поскольку прелюбодеяние – это не только угождение похоти и осквернение плоти. Это ещё и разрушение благословенного Богом союза, священной связи между мужчиной и женщиной. Прелюбодей совершает предательство по отношению к супруге (или супругу) и своим детям. Преподобный Исидор Пелусиот учил:
«Прелюбодейство нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю жизнь человеческую» («Письма»).
Как бес блуда губит душу человека
Бес блуда попирает Божественный замысел о человеке, оскверняет его тело и душу. В основе этого греха лежит эгоистичное и безответственное стремление к достижению собственного удовольствия. Для блудника другой человек является не Божьим творением, а лишь объектом для удовлетворения.
Разврат делает невозможным присутствие Господа внутри человека. Игумен Пётр (Мещеринов) отмечает:
«Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет».
Таким образом, блуднику недоступна радость единения с Богом. И если он умер без покаяния, то его душа в таком состоянии пребывает и в загробном мире. Поэтому в Священном Писании сказано, что блудники и прелюбодеи не унаследуют Царствие Небесное (1Кор.6:9-10). Эти грешники перечислены в одном ряду с идолослужителями, ворами и убийцами.
В христианстве блуд считается одним из восьми смертных грехов, среди которых, например, гордыня, гнев и уныние. Всё это особенно тяжкие грехи, приводящие к духовной гибели души. От блуда предостерегает 10-я Божья заповедь Ветхого Завета (Исх. 20:14). В Новом Завете Христос выводит заповедь на новый духовный уровень. Спаситель призывает нас не согрешать блудом даже в помыслах:
«Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28).
Приведём также слова святителя Макария Великого про блудные помыслы:
«Если ты видимо соблюдаешь тело свое от растления, но творил блуд внутренне, в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое» («Духовные беседы»).
Как бороться с блудом
Блудный грех очень страшен своей разрушительной духовной силой. Но Господь милостив к падшему человеку и ждёт его раскаяния. Спаситель не осудил блудницу и сказал ей:
Как избавиться от блудной страсти? Прежде всего, нужно контролировать свои помыслы, так как они являются виновниками греховных поступков (Мф. 15:19). Архимандрит Рафаил (Карелин) отмечает:
«Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы».
В борьбе блудом христиане молятся святым, которые успешно преодолели эту страсть или же пострадали за своё целомудрие: Марии Египетской, Иоанну Многострадальному, Фомаиде Египетской и Моисею Угрину.
Авва Исаия учил, что бес блуда разжигается из-за празднословия, гордыни, любви к красивой одежде и чревоугодия («Отечник»). Поэтому для успешной борьбы с блудом необходимо отсечь все вышеперечисленные поводы для него. Действенными средствами в борьбе со страстями являются смирение, пост и добрые дела. Вот что о посте говорит протоиерей Андрей Ткачёв:
«Блуд возможен только после насыщения и почти неизбежен после пресыщения. Отнимая у тела некую часть необходимого, мы убиваем гнездящиеся в нем страсти».
Блудная страсть побеждается только с помощью Божественной благодати. Чтобы питать ею своё сердце, необходимо регулярно молиться дома, участвовать в церковных богослужениях и таинствах. Прежде всего, в Исповеди и Причастии. Не следует подробно рассказывать священнику о своих блудных грехах. На Исповеди достаточно лишь назвать конкретный грех, но с твёрдым намерением больше не совершать его.
Молитва об избавлении от блудных помыслов
Бо́же Вседержи́телю, всю тва́рь прему́дростию созда́вый, мене́, па́дшаго мно́гими согреше́ньми, Твое́ю воздви́гни руко́ю: пода́ждь ми Твою́ по́мощь, и сподо́би мя от мирски́х свободи́тися искуше́ний, от диа́вольских сете́й, и от плотски́х похоте́й. Умилосе́рдися и прости́ ми вся, ели́ка Ти согреши́х во вся дни живота́ моего́; пома́жи ду́шу мою́ еле́ем благода́ти и щедро́т Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, с Ним же Тебе́ и Свято́му Ду́ху подоба́ет вся́кая сла́ва во ве́ки. Ами́нь.
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ДУХА БЛУДА
41 комментарий:
Ну и причем тут женщина, занимающаяся спортом на фото?
А что нужно было картинку из журнала вставить, для наглядности как выглядит блудница?
Ну хотябы личико блудливое)
картинка вообще не понятно к какому месту.
Включаете воображение и фантазируйте ахаха
Гл.23 Ст. 17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Природа блуда имеет не женскую природу, а дьявольскую, бесовскую. Просто сатана чаще использует женщин для соблазна поэтому так и написано. А вообще природа блуда проявляется в равной степени между мужчинами и женщинами.
несомненно, что блуд это демон, но Писание дает нам картину женского рода. И согласен с вами, что ему подвержены в равной степени как мужчины так и женщины.
Это несомненно.
«Как я уже ни раз писал, что святым прилично одеваться, а не показывать свои достойные внимания места.»
куда смотрят граманацци..
Туда же куда и вы. Цепляться к несуществующим ошибкам. Если уж ни на что иное таланта не хватает
Ну, фото я подбирал по аналогии с веревками, которые связывают блудника, а не по фитнес тематике. Пока не удается найти интересную фотографию.
И в каком направлении вы хотели видеть ход мысли, может быть я смогу это исправить?
вариантов много, вот например: http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0&fr=chxtn4.0.25#urlhash=5755594500407508313 или вот http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1357284-pochemu-8-marta-nazyvajut-dnem-evrejskih-bludnic-sm.html
Извините, что не был настолько тщателен в поиске фото. 🙂
Представляю, Иисус проходит мимо Марии, и говорит Мне сказали тебя избегать, не поззавидуешь участи Марии. А ещё в команде Иисуса был Иуда. Судя по посту у Иисуса были проблемы.
А чему же учит нас Слово, что мы должны умереть для себя и жить для Него, и творить Его дела. А когда Он действует в нас, люди получают свободу, когда мы, у нас проблемы.
Там написано «бегайте блуда», а не «бегайте от блудницы». И это относится прежде всего к тому, чтобы человек сам остерегался от блуда, в самом себе (а все мы совратились, т.е. все блудники в глазах Бога), а не шарахался от всех, в ком ему привидится дух блуда.
со многими местами не согласен,тогда Павел блудник?и написано также убегайте блуда,а не человека,написано блудники и мытари первыми успевают в царство Божие идти,и кому много прощено,тот больше и любит
не сообщаться с блудниками сказано в отношении тех, кто познал Христа, но продолжает блудить. а про всех остальных сказано, что тогда надо было бы выйти вообще из мира
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1 Кор. 5:10)
Вы служитель и пастор, неужели вы этого не знаете?
Дух блуда может маскироваться так искусно, что многие, не имеющие вЕдения Господня, дара различения духов вполне могут принять его за «правильного христианина», будь он в церкви. и принимают, надо сказать.
А где совет что делать с этой информацией?
Обычно советы я публикую в конце поста, выделяя жирным шрифтом.
Замечательная статья. Так просто доступно и толково. Мне статья была полезна. Спасибо.
Ноги блуда ведут в преисподню а Дух Святой через Слово Божье даёт сил и мудрости противостоять греху в нужный момент включает разум и хранит нас от зла.
Вы понимаете, что за исключением неверности, остальные 5 пунктов ни как не описывают блудника? Они и тихие бывают, и скромные с виду, и так далее. Опасная у вас экзегеза.
Они бывают тихими. Бывают. но в остальных 99% случаев дух блуда действует откровенно и нагло
Книга шестая. О духе блуда
Глава 1
Глава 2. О главном средстве против духа блуда
Исправление этого порока особенно зависит от совершенствования сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помыслы злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и пр. ( Мф. 15:19 ). Следовательно, сначала надо очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч. 4:23 ). Ибо плоть подчиняется его изъявлению и власти, и потому с особенным усердием надо соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, бесчинствуя, не низвергла своего правителя – духа. Впрочем, если мы всю важность будем видеть только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не сможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то главное, что в нас есть, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф. 23:26 ).
Глава 3. Насколько уединение содействует преодолению страсти блудной
Прочие пороки обычно очищаются также общением с людьми, ежедневным упражнением (См. Соб. 5, гл. 4.) и некоторым образом врачуются обнаружением самого падения. Страсть гнева, печали, нетерпеливости исцеляется размышлением духовным, неусыпной заботою, а также посещением братьев и усердной молитвою. И когда, будучи возбуждены, они чаще обнаруживаются и чаще обличаются, то скорее и исцеляются. А эта болезнь вместе с укрощением тела и сокрушением сердца нуждается и в уединении, в удалении от людей, чтобы, после ослабления гибельной лихорадкой похоти, можно было придти в состояние совершенного здоровья. Как страдающим известной болезнью полезно, чтобы вредная пища и на глаза не попадалась, чтобы при взгляде на нее не родилось у них смертоносного желания, так и для удаления этой болезни (похотливости) весьма полезны покой и уединение, чтобы больная душа, не тревожимая разными образами, восходя к более чистому созерцанию, легче могла истребить возбуждение похоти.
Глава 4. Какое различие между чистотою и воздержанием, и пребывают ли всегда вместе то и другое
Впрочем, никто не должен из этого заключать, будто мы не допускаем, что и между пребывающими в собрании братьями находятся воздержные; это мы признаем очень возможным, ибо иное – быть воздержным, а иное – чистым и придти в расположение непорочности, нерастленности, что называется невинностью. Эта добродетель особенно присуща тем, кто пребывает девственниками или по уму, или по плоти, как два Иоанна в Новом Завете (Предтеча и евангелист), в Ветхом были также Илия, Иеремия, Даниил. Справедливо к чину их будут причислены и те, которые, после опытов развращения, долгим трудом и старанием достигли подобного по непорочности души и тела состояния чистоты и жало плоти ощущают не столько по возбуждению гнусной похоти, сколько по движению только природы. Мы говорим, что весьма трудно (а может быть, и невозможно) достигнуть такого состояния среди многолюдства. Это пусть всякий узнает не из нашего мнения, а исследует судом своей совести. Впрочем, мы не сомневаемся, что есть много воздержанных, которые терпят возбуждение плоти изредка или ежедневно, но страхом геенны или желанием Царства Небесного укрощают и подавляют его. Старцы утверждают, что они могут быть не подавлены совершенно порочными возбуждениями, но не могут не быть уязвляемы. Ибо необходимо всякому, поставленному для борьбы, и самому иногда быть уязвленным, даже если он часто преодолевал и побеждал своего противника.
Глава 5. Блудная напасть не может быть побеждена одним человеческим старанием
Поэтому, если хотим, по апостолу ( 2Тим. 2:5 ), законно подвизаться духовным подвигом, победить этого нечистого духа, то должны постараться, надеясь не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим старанием), а на помощь Божию. Ибо душа неотвратимо терпит нападения этой страсти, пока не осознает, что она ведет войну выше своих сил. И не может она одержать победу только собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитою Господа.
Глава 6. Об особенной благодати Божией, необходимой для достижения чистоты
И действительно, поскольку для успеха во всех добродетелях и для преодоления всех пороков необходима благодать Божия, и от нее зависит победа, то для этой добродетели (чистоты) преимущественно нужна особенная помощь Божия и особенный дар, как это из учения отцов и из самого опыта очищения от плотской скверны ясно открывается тем, кто заслужил приобрести его. Ибо для пребывающего в теле не чувствовать жала (похоти) плоти значило бы выйти из плоти и стать выше природы. И потому невозможно человеку, так сказать, на своих крыльях взлететь к столь высокой небесной награде, если благодать Божия даром целомудрия не очистит его от грязи земной. Ибо плотяные люди никакой добродетелью так близко не уподобляются духовным ангелам, как заслугою и благодатью целомудрия. Именно посредством целомудрия, еще пребывая на земле, они имеют жительство на небесах ( Флп. 3:20 ), которое по обетованию будут иметь в будущей жизни святые.
Глава 7. Пример из мирского ристалища
Слушай, что говорит апостол: все подвижники воздерживаются от всего ( 1Кор. 9:25 ). Исследуем, от чего – всего, по словам апостола, надо воздерживаться, чтобы от сравнения с плотским ристалищем получить нам наставление в духовном подвижничестве. Тем, кто старается законно подвизаться на этом видимом ристалище, не позволяется употреблять всякую пищу, какую желает похоть, а только установленную правилами подвижничества. И не только от запрещенной пищи, пьянства и любой нетрезвости необходимо воздерживаться, но и от всякого бездействия, праздности, лености, чтобы от ежедневного упражнения и постоянного размышления возрастала сила их. И таким образом они становятся чуждыми всякой заботы, печали и дел житейских, а также расположения и дела супружеского. Так что, кроме упражнения в своем искусстве, они ничего другого не знают и совершенно никакой мирской заботой не связаны, только от начальника ристалища надеются с похвалою получить пособие для ежедневного пропитания, венок славы и достойную награду за победу. Они настолько хранят себя чистыми от всякой скверны совокупления, что когда готовятся к борьбе на ристалище, то, чтобы во сне не обольститься какими-либо ночными грезами, не уменьшить силы, приобретаемой долгое время, – места почек покрывают свинцовыми листами, именно для того, чтобы силой этого металла, приложенного к детородным членам, они могли воспрепятствовать истечению нечистых влаг, зная, что они не смогут ослабленными силами совершить предположенную борьбу и будут побеждены, если обольстительный образ вредного удовольствия потрясет заготовленную твердость целомудрия.
Глава 8. Сравнение с готовящимися вступить в борьбу на земном поприще
Итак, если мы знаем правила мирского поприща, примером которого апостол хотел научить нас, показывая, какая там соблюдалась точность, прилежание, осторожность, то узнаем, что нам надо делать. Какой чистотой нашего тела следует охранять также и целомудрие души – нам, которым необходимо ежедневно питаться священной плотью Агнца, к которой, по заповеди Ветхого завета, не позволялось даже прикасаться никому нечистому. Ибо в книге Левит так заповедуется: мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего ( Лев. 7:19–20 ). Итак, вот каков дар целомудрия, без которого даже и ветхозаветные не могли приступать к мирным жертвам и желавшие получить тленный венец этого мира не могли увенчаться.
Глава 9. Какую чистоту сердца мы должны всегда иметь перед очами Божиими
Итак, сначала со всей осмотрительностью должны быть очищены тайники нашего сердца. Ибо то, чего ветхозаветные желают достигнуть чистотой тела, – мы должны иметь в тайниках совести, пребывая в которой, Господь – советник и подвигоположник – всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы мы неосторожным помышлением не допустили возникнуть и внутри тому, что боимся сделать открыто; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хоть оно и могло бы укрыться от знания людей, но не сможет утаиться от знания ангелов и самого всемогущего Бога, от которого не укроются никакие тайны.
Глава 10. Каков признак совершенной и всецелой чистоты
Очевидным знаком такой чистоты и полным доказательством будет то, если у нас, когда покоимся и погружаемся в сон, не возникает никакого обольстительного мечтания, или хоть и возникает, но не может возбуждать никаких движений похоти. Ибо хотя такое возбуждение и не вменяется в полную вину в грехе, однако служит знаком еще не очищенного сердца, обнаружением порока, еще не полностью истребленного, когда обольщение производится такими обманчивыми мечтами.
Глава 11. От какого порока происходит ночное обольщение
Качество помыслов, охраняемых в течение дня небрежно, обнаруживается во время ночного покоя; и потому, когда случается какое-нибудь такое обольщение, то вину этого надо искать не во сне, а в нерадении предшествующего времени. Это есть обнаружение скрывающейся внутри болезни, не порожденной изначально ночным временем, а скрытую во внутренних изгибах души вывело на поверхность кожи во время сна, обличая тайную горячку страсти, которую мы произвели в течение дня, питаясь вредными помыслами. Так как и болезни телесные не тогда начинаются, когда обнаруживаются въяве, а произошли они от нерадения в прежнее время, когда от неразумного употребления пищи, противной здоровью, произведены вредные, смертоносные соки.
Глава 12. Чистота плоти не может быть приобретена без чистоты сердца
И потому Творец и Создатель человеческого рода – Бог, лучше всех зная природу и исправление Своего творения, там приложил старание целительства, где находится начальная причина болезни. Спаситель говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Указывая на невоздержанные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце больно уязвляется стрелою похоти и смотрит с вожделением, – благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, обращает по своей порочности к служению дурным делам и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрения. Потому и предписывается спасительная заповедь тому, из-за чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Не говорится: всяким хранением блюди свои глаза, которые и следовало бы хранить больше всего, если бы от них исходило действие похоти. Ибо глаза исполняют для души простую должность видения, и больше ничего; но говорится: больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч. 4:23 ); к нему преимущественно должно прилагаться целительство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз.
Глава 13. Возникающие плотские помыслы тотчас надо изгонять из сердца
Глава 14. Мы должны стараться не восхвалять целомудрие, а изъяснять действие его
Умалчивая обо всем, что в Писании изложено в похвалу этой добродетели (ибо у меня намерение не похвалу целомудрию высказывать, а по преданию святых отцов определить качество его: как надо приобрести, сохранить его, и какова должна быть его цель), я изложу только одно изречение св. апостола Павла, из которого видно, как он в послании к фессалоникийцам вознес целомудрие над всеми добродетелями, почтив его таким благородным словом.
Глава 15. Добродетель целомудрия апостол называет святынею
Воля Божия, говорит, есть освящение ваше ( 1Сол. 4:3 ). Чтобы не оставить для нас сомнительным или неясным, что он хотел назвать освящением – правду ли, или любовь, или смирение, или терпение (ибо во всех этих добродетелях приобретается святость), он прибавляет и ясно указывает, что, собственно, хотел назвать святостью. Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога ( 1Сол. 4:3–5 ). Смотри, какими похвалами он превозносит целомудрие, называя его честью сосуда (т.е. тела нашего) и святынею. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в бесчестии и нечистоте и бывает чужд святыни. Немного дальше апостол прибавляет, опять называя его святостью: ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, кто отвергает это, тот отвергает не человека, а Бога, Который и дал нам Духа Своего Святаго (Там же, 7, 8). В своей заповеди он присоединил ненарушимый авторитет, говоря: кто отвергнет это, т.е. что я сказал о святости, отвергает не человека, т.е. меня, который это заповедаю, но Бога, Который во мне говорит. Который также назначил сердце наше в жилище Св. Духу Своему. Видишь, в простых, ясных словах, какими именами, сколькими похвалами он превознес целомудрие, во-первых, приписывая собственно этой добродетели святость; потом, утверждая, что ею надо очищать сосуд нашего тела от нечистоты; в-третьих, отвергнув бесчестие и поношение, надо пребывать в честности и святости; наконец показал, что через нее Св. Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства.
Глава 16. О другом свидетельстве апостола о той же святости
Хотя речь клонится к концу книжки, но я приведу еще другое, подобное этому, свидетельство того же апостола. Он пишет к евреям: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12:14 ). Здесь также ясно показал, что без святости, которую обыкновенно называет непорочностью духа или чистотою тела, нельзя увидеть Бога; и здесь также прибавляет, разъясняя ту же мысль: наблюдайте, чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, как Исав (Там же, 16).
Глава 17. Надежда на высшую награду должна усиливать оберегание целомудрия
Итак, насколько велика небесная награда целомудрию, тем большим наветам врагов оно подвергается. И потому мы должны быть ревностнее не только в воздержании тела, но и в сокрушении сердца с частыми молитвенными воздыханиями, чтобы печь плоти нашей, которую вавилонский царь постоянно разжигает возбуждением плотской похоти, погасить росою Св. Духа, нисходящей в наши сердца.
Глава 18. Целомудрие основывается на смирении, а знание на целомудрии
По словам старцев, как нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не положить основы смирения в сердце, так, говорят, невозможно достигнуть источника истинного знания, пока будет оставаться в сокровенности нашей души корень противного ему порока. Можно еще приобрести непорочность без дара знания, но знания духовного невозможно приобрести без чистоты целомудрия ( Прем. 1:4 ). Поскольку дары различны, и не всем дается одинаковая благодать Св. Духа, а только к какой кто своим усердием или старанием сделается способным и достойным. Наконец, хотя совершенная добродетель непорочности была во всех святых апостолах, однако дар знания больше изобиловал в апостоле Павле, потому что он усердием и прилежанием сделал себя способным к нему.
Глава 19. Отзыв св. Василия Великого о качестве своего девства
Передают строгое изречение св. Василия, епископа Кесарийского: «Я, – говорит, – и женщины не знаю, и не девственник». Он понимал, что нерастленность плоти состоит не только в воздержании от женщины, но и в непорочности сердца, которая всегда охраняет нерастленную святыню тела страхом Божиим или любовью целомудрия.
Глава 20. Из чего познается совершенная непорочность души
Итак, конец и совершенное доказательство непорочности составляет то, если во время сна у нас не бывает никакого ощущения удовольствия, и по необходимости природы, бессознательно у нас случаются нечистые истечения. Как вовсе удерживать и навсегда прекратить их – выше природы, так ограничить их до неизбежной и очень редкой необходимости естества, чтобы в два месяца было одно истечение, есть дело высшей добродетели. Впрочем, это сказано по нашему опыту, а не по мнению старцев, которые даже и этот срок считали слишком малым. Мы не стали излагать так, как от старцев приняли, чтобы не показалось это невероятным или невозможным для тех, которые по своему нерадению или слабому старанию не испытали такой чистоты.
Глава 21. Как достигнуть совершенной чистоты
Таким образом, в этом состоянии мы можем постоянно пребывать, никогда не переступать естественного устава и вышесказанного времени (То есть когда в течение двух месяцев только однажды, а не больше, будет случаться истечение, и то без соблазнительных сновидений и разжигания плотской похоти), если будем думать, что Бог знает и смотрит днем и ночью не только за тайными делами нашими, но и за всеми помыслами, и если будем верить, что должны будем дать отчет за все, что бывает в нашем сердце, как и за дела и поступки наши.
Глава 22. До какой степени может быть доведено целомудрие нашего тела, или каков признак очищенного духа
Итак, нам нужно к тому стремиться и до тех пор противоборствовать нечистым движениям души и возбуждениям плоти, пока состояние плоти не будет заключено в пределах необходимости природы, т.е. не будет возбуждать удовольствие. Истечение скопившегося избытка соков должно происходить без всякого раздражения похоти и вреда, не возбуждать войны против целомудрия. Впрочем, когда душа во время сна еще обольщается нечистыми грезами, то это значит, что она еще не достигла совершенного целомудрия.
Глава 23. Средства для приобретения совершенной чистоты сердца и тела
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»