Что такое дремучий лес
дремучий
Дремучая чаща. | Они поселились в дремучих лесах среди гор.
Летом овраг зарастал дремучими травами. | У него была чёрная дремучая борода. | Он нахмурил дремучие брови.
Родом он был из дремучей провинции.
Он оказался неграмотным, дремучим мужиком.
Дремучее невежество. | Она проявляла дремучее равнодушие ко всему на свете.
Полезное
Смотреть что такое «дремучий» в других словарях:
дремучий — глухой, тёмный; невежественный, густой, полный, частый, темный, совершенный, не продерешься, не проберешься, непроходимый, труднопроходимый Словарь русских синонимов. дремучий непроходимый, глухой, густой, частый; тёмный (трад. поэт. и народно… … Словарь синонимов
ДРЕМУЧИЙ — ДРЕМУЧИЙ, дремучая, дремучее; дремуч, дремуча, дремуче (поэт.). Густой, темный, непроницаемый (о лесе). «Что, дремучий лес, призадумался?» А.Кольцов. «Свирепый вор ягненка мчит в дремучий бор.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
дремучий — • дремучий дурак • дремучий невежа • дремучий невежда … Словарь русской идиоматики
ДРЕМУЧИЙ — ДРЕМУЧИЙ, ая, ее; уч. 1. О лесе: густой и тёмный, труднопроходимый. 2. перен. О носителе каких н. отрицательных качеств: совершенный, полный. Д. невежда. | сущ. дремучесть, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
дремучий — нечасто встречаются слова, изначально насыщенные такой поэтической образностью. Прилагательное дремучий недаром так похоже на глагол дремать: они родственны по происхождению. Дремачая, густая и темная труднопроходимая чаща это никем не… … Занимательный этимологический словарь
ДРЕМУЧИЙ — (в выражении дремучий лес). Вост. сл. По происхождению является формой действит. прич. наст, времени, образованной с помощью суф. уч от дремати … Этимологический словарь Ситникова
Дремучий — прил. 1. Густой, труднопроходимый (о лесе). отт. Заросший густым лесом. отт. Густо растущий (о травах, злаках). отт. перен. разг. Густой и спутанный (о бороде, конской гриве и т.п.). 2. перен. Глухой, захолустный (о месте). 3. перен … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
дремучий — дремучий, дремучая, дремучее, дремучие, дремучего, дремучей, дремучего, дремучих, дремучему, дремучей, дремучему, дремучим, дремучий, дремучую, дремучее, дремучие, дремучего, дремучую, дремучее, дремучих, дремучим, дремучей, дремучею, дремучим,… … Формы слов
Дремучий лес
Смотреть что такое «Дремучий лес» в других словарях:
ДРЕМУЧИЙ ЛЕС — что [для кого] Нечто неясное, совершенно непонятное, запутанное. Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) смысл, содержание чего л., чьи л. мысли, намерения и т. п. (Р) являются слишком сложными и непостижимыми. Говорится с неодобрением. реч … Фразеологический словарь русского языка
Тёмный (дремучий) лес — Разг. Шутл. О чём л. неясном, непонятном. ФСРЯ, 225; БМС 1998, 336; ЗС 1996, 102; Глухов 1988, 158; Ф 1, 277; СПП 2001, 49 … Большой словарь русских поговорок
ДРЕМУЧИЙ — ДРЕМУЧИЙ, дремучая, дремучее; дремуч, дремуча, дремуче (поэт.). Густой, темный, непроницаемый (о лесе). «Что, дремучий лес, призадумался?» А.Кольцов. «Свирепый вор ягненка мчит в дремучий бор.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
ЛЕС — ЛЕС, леса, о лесе, в лесу, мн. леса, муж. 1. Пространство, заросшее деревьями. Густой лес. Дремучий лес. Мелкий лес. Гулять в лесу. Красный или хвойный лес. Черный или лиственный лес. «Лесом частым и дремучим по тропинкам и по мхам ехал всадник.» … Толковый словарь Ушакова
ЛЕС — Взглянет, так лес вянет. Народн. О суровом взгляде, внушающем страх, ужас. ДП, 272. Глядеть в лес. Волг. Намереваться уйти откуда л., покинуть кого л. Глухов 1988, 23. Дремучий лес. См. Тёмный лес. Иди на тёмный лес! Новг. Восклицание, выражающее … Большой словарь русских поговорок
Дремучий (тёмный) лес — что для кого. Разг. Экспрес. Полная неясность, неизвестность для кого либо. О чём либо незнакомом или непонятном. Все ваши подсчёты и предложения для них дремучий лес (В. Ажаев. Далеко от Москвы). О! Василий Гаврилович хорошо знал подобный сорт… … Фразеологический словарь русского литературного языка
лес — а ( у), предл. о лесе, в лесу, мн. леса, м. 1. Деревья, стоящие во множестве на корню, а также пространство, обильно заросшее деревьями. Дремучий лес. Хвойный лес. □ Роняет лес багряный свой убор. Пушкин, 19 октября. Вот и лес. Тень и тишина.… … Малый академический словарь
лес — а ( у), предл.; о ле/се, в лесу/; мн. леса/, о/в; м. см. тж. лесок, лесной 1) предл.: в лесу/ Множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; пространство, обильно поросшее деревьями. Дремучий лес … Словарь многих выражений
ДРЕМУЧИЙ — (в выражении дремучий лес). Вост. сл. По происхождению является формой действит. прич. наст, времени, образованной с помощью суф. уч от дремати … Этимологический словарь Ситникова
«Дремучий лес»: красивая метафора или затертое клише?
«Дремучий лес» – это эпитет, плотно вошедший в повседневную жизнь представителей просвещенной интеллигенции, не понаслышке знакомых с классической и современной русской литературой. Вокруг него до сих пор продолжаются споры о том, считать ли «дремучесть» леса частью неумирающего искусства или включить в список литературных клише. Однозначно ответить на этот вопрос трудно, но можно разобраться в значении устоявшегося выражения и сделать собственный вывод.
Прямое значение
Если рассматривать выражение, ориентируясь на его буквальное значение, нетрудно представить себе в прямом смысле дремучий лес. «Дремучий» в данном случае означает «темный», «непроходимый», «густой». Вот несколько примеров того, как можно употребить это словосочетание:
Разобраться с этим значением нетрудно. Синоним дремучего леса в данном случае – густые, темные, трудно проходимые заросли.
Переносное значение
Данное словосочетание получило распространение не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни в качестве фразеологизма. Дремучим лесом, как правило, называют тему или идею, которая не понятна для одного человека или для группы людей. Вот, как можно использовать это значение данного словосочетания:
Этот фразеологизм может принимать как нейтральный оттенок, так и ироничный, или, как в последнем примере, даже саркастичный.
Происхождение выражения
Логично было бы теперь задаться вопросом: «Почему лес вообще называют дремучим? Откуда это взялось?»
«Дремучий» – от слова «дремать», то есть «спать». Однако, как ни парадоксально, «дремучий» вовсе не означает «спящий». Какая же связь между густотой и непроходимостью зарослей и сном?
Все очень просто. Чем гуще лес, тем тяжелее в нем живется представителям привычной для путешественников лесной фауны. Когда ветви сплетаются между собой, исчезают тропинки, прорастают высокие травы и цепкие кусты, многочисленная живность либо покидает мрачные, глухие тенета, либо живет до того неприметно, что обычному человеку ее просто не заметить. Поэтому и кажется, что лес «спит»: в нем глухо, тихо, не слышно птиц и не видно животных, не встретить грибников и охотников, не ощущается присутствие чего-то живого в принципе. В глубине таких лесов, особенно растущих в низине, не бывает ветра, и даже растительность кажется мертвой, как бы «спящей».
Клише или красивая метафора?
Опять-таки, вопрос спорный. В пользу красивой метафоры говорит следующее:
В пользу клише, однако, свидетельствуют следующие факты:
Использовать это словосочетание или нет – личное дело каждого. Зато, прочитав эту статью, больше никто не задастся вопросом о том, что значит «дремучий лес».
ДРЕМУЧИЙ ЛЕС
— Работал в уголовном розыске в Ленинграде. <. > Имел дело с блатниками, ворами и прочей швалью. Для тебя это тёмный лес. Ю. Бондарев, Горячий снег.
Возвращаясь же к проблемам, затронутым в книге Хернстейна и Муррея, можно сказать, что для нас они пока дремучий лес. Ведь в структуре нашего общества уровень интеллекта по-прежнему не является приоритетной ценностью. Vesti.ru, 2002.
Полезное
Смотреть что такое «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС» в других словарях:
Дремучий лес — См. Тёмный лес … Большой словарь русских поговорок
Тёмный (дремучий) лес — Разг. Шутл. О чём л. неясном, непонятном. ФСРЯ, 225; БМС 1998, 336; ЗС 1996, 102; Глухов 1988, 158; Ф 1, 277; СПП 2001, 49 … Большой словарь русских поговорок
ДРЕМУЧИЙ — ДРЕМУЧИЙ, дремучая, дремучее; дремуч, дремуча, дремуче (поэт.). Густой, темный, непроницаемый (о лесе). «Что, дремучий лес, призадумался?» А.Кольцов. «Свирепый вор ягненка мчит в дремучий бор.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
ЛЕС — ЛЕС, леса, о лесе, в лесу, мн. леса, муж. 1. Пространство, заросшее деревьями. Густой лес. Дремучий лес. Мелкий лес. Гулять в лесу. Красный или хвойный лес. Черный или лиственный лес. «Лесом частым и дремучим по тропинкам и по мхам ехал всадник.» … Толковый словарь Ушакова
ЛЕС — Взглянет, так лес вянет. Народн. О суровом взгляде, внушающем страх, ужас. ДП, 272. Глядеть в лес. Волг. Намереваться уйти откуда л., покинуть кого л. Глухов 1988, 23. Дремучий лес. См. Тёмный лес. Иди на тёмный лес! Новг. Восклицание, выражающее … Большой словарь русских поговорок
Дремучий (тёмный) лес — что для кого. Разг. Экспрес. Полная неясность, неизвестность для кого либо. О чём либо незнакомом или непонятном. Все ваши подсчёты и предложения для них дремучий лес (В. Ажаев. Далеко от Москвы). О! Василий Гаврилович хорошо знал подобный сорт… … Фразеологический словарь русского литературного языка
лес — а ( у), предл. о лесе, в лесу, мн. леса, м. 1. Деревья, стоящие во множестве на корню, а также пространство, обильно заросшее деревьями. Дремучий лес. Хвойный лес. □ Роняет лес багряный свой убор. Пушкин, 19 октября. Вот и лес. Тень и тишина.… … Малый академический словарь
лес — а ( у), предл.; о ле/се, в лесу/; мн. леса/, о/в; м. см. тж. лесок, лесной 1) предл.: в лесу/ Множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; пространство, обильно поросшее деревьями. Дремучий лес … Словарь многих выражений
ДРЕМУЧИЙ — (в выражении дремучий лес). Вост. сл. По происхождению является формой действит. прич. наст, времени, образованной с помощью суф. уч от дремати … Этимологический словарь Ситникова
Почему лес называют дремучим
Ткачук Лилия Александровна,выпускница факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», г. Москваliliya.tk@rambler.ru
«В дрёме чудится, во снах видится»: почему лес называют дремучим
Аннотация. В статье рассматривается одно из возможных значений устойчивого словосочетания «дремучий лес», раскрывающееся черезоднокоренное слово «дрёма». В качестве фактического материала, подтверждающего не только лингвистическую, но и историческую связь «дремучего леса» и «дрёмы», приводятся выдержки из работы В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», где автор подробно рассматривает отражение в фольклоре обряда инициации и его специфику.Ключевые слова: дремучий лес, дрёма, обряд, инициация, волшебная сказка.
Словосочетание «дремучий лес» давно стало привычным для нашего восприятия. Называя лес дремучим, обычно имеют в виду его непроходимость, дикость, недоступность. Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» четко обозначил антиномию лесной чащи и освоенного человеком пространства как своеобразное противостояние структурированного (адаптированного для условий проживания) и хаотичного (неведомого, чуждого). Эту базовую антиномию обозначил ещё Елеазар Моисеевич Мелетинский. В её основе лежит принципиально иное понимание пространства и времени, отличное от мировосприятия современного человека. В общем, космогоническом, смысле, речь идет о противопоставлении хаоса (то есть среды вне осознания и контроля человека) и космоса (освоенного пространства с четкой структурой). В рассматриваемом нами случае, это выражается в бинарной оппозиции «дом –лес». Итак, нами будет предпринята попытка рассмотреть происхождение устойчивого словосочетания «дремучий лес».Предположив, что слова «дремучий» и «дрема» являются однокоренными, обратимся к значению последнего.
В одноименной словарной статьеВ.Даль дает объяснение дрёме как состоянию полусна, указывая на то, что в некоторых регионах это понятие также употребляется как синоним непроходимого места, мёртвого болота[1]. Это –дрёма лесная, дрёма болотная. Следующей в статье дается трактовка дремучего леса как непроходимой чащи, трущобы, векового недоступного леса. Здесь же Даль приводит поговорку: «В дрёме чудится, во снах видится».Смысловая разница здесь очевидна: если видеть –это воспринимать объект с известной долей уверенности в его существовании,то глагол «чудиться» выражает определенную степень сомнения в реальности происходящего. Чудится –значит мерещится, кажется.Соотнося в едином смысловом пространстве «дремучий лес» и «состояние дремы», мы получаем образ некоего леса, в котором «чудится, кажется, мерещится». Попробуем описать этот лес также при помощи ближайших по смыслу синонимов: лес полусна, забытья, забвения, дремоты[2]. Добавим к получившемуся образу то, как Владимир Пропп описывает «волшебный лес» (и его специфическое, всегда конкретноеназначение) в своей работе: «Обряд инициации всегда совершается в глубине леса, в строгой тайне[3].
Лес никогда не описывается ближе. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный». Особое назначение этого леса становится ясно из дальнейшего знакомства с работой Проппа. Это –место инициации, обряда посвящения юношества, непременный этап в жизни каждого, символизирующий собой «временную смерть», реалистичное переживание смерти прежнего человека и рождение его в новом качестве –воином, полноправным члена социума. Инициации, как одному из социальных институтов прошлого (или «обряду перехода» по формулировке Геннепа), посвящено значительное количество трудов. Формулируя назначение обряда, мы можем отнести его к символическомувзрослению подростка, его «второму рождению» в качестве взрослого. Обряд завершался своеобразной школой, «хитрой наукой», по результатам которой молодые воины получали и сакральные, и практические знаниями своей социальной группы (племени, рода и т.д.). Следы этого обряда несут в себе сказки (и особенно –так называемые «мифологические сказки») многих культур. «Многие (сказочные) мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение», так Пропп комментирует эту взаимосвязь[4]. Возвращаясь к нашей теме, проследим, как «дремучий лес» и потенциально связанный с ним обряд отражаются в сказках.
«Необходимо отметить, что обряд посвящения производится именно в лесу. Это –постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник»[5]. Пропп акцентирует внимание на том, что лес является непременным атрибутом «иного царства» (пребывание и возвращение из которого подразумевает обряд инициации), а дорога в подземный мир (другими словами –мир смерти, дислокация которого у каждого народа –специфична) лежит сквозь лес. Истоки этого явления Пропп видит ещё в античности, цитируя Рошера: «Большей частью входы в подземный мир были окружены непроницаемым девственным лесом. Этот лес был постоянным элементом в идеальном представлении о входе в Аид»[6]. Обратим внимание на тот факт, что непременным атрибутом пребывания в «волшебном» лесу и обряда посвящения в частности было состояние так называемого «временного безумия». Это состояние сознания в корне отлично от нашего будничного, повседневного способа мышления и восприятия. Неофит как бы пребывал в забытьи, или трансе, что вызывалось разными способами: особыми болевыми пытками (вплоть до отрубания конечностей либо выбивания зубов), инсценировки каннибалистических трапез с участием демонов и духов, также широко применялись одурманивающие средства.
Иными словами, «некогда святое и страшное превратилось в полугероический, полукомический гротеск»[8]. Осознавая этот процесс, исследователь должен с особой тщательностью работать с материалом, содержащим в себе потенциально архаичный материал.Выдвинем предположение о том, что родство векового непроходимого леса и состояния дрёмы, забытья, строится на некоей общенародной памяти, коллективном архетипе одного из обрядов жизненного цикла.«Забвение корня в сознании народном отнимает у всех образовавшихся от него слов их естественную основу, лишает их почвы, а без этого память уже бессильна удержать всё обилие словозначений», –так Александр Николаевич Афанасьев описывает неизбежный процесс забвения изначального смысла слова, что приводит, в итоге, к известной доле автоматизма его употребления[9]. Одушевлять слова заново, противостоять потере изначальных смыслов –это та задача, с которой лингвистика и фольклористика могут справиться в своем живом и непосредственном взаимодействии.
Ссылки на источники
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.Т.2. –СПб.,1863–1866.
2. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/Под общим рук. акад. Ю. Д. Апресяна. – М., 1997.
3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. –М.:«Лабиринт», 2000.
4.Там же.
5.Там же.
6. Там же
7. Там же.
8. Там же.
9. Афанасьев А.Н. Древо жизни: избранные статьи. –М.: Современник, 1982. –464 с.
Рекомендовано к публикации: Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук.