Что такое домоводство в школе
ДОМОВОДСТВО
Расстановка ударений: ДОМОВО`ДСТВО
В объяснительных записках к программам дореволюционных рус. гимназий подчёркивалась необходимость обучения девочек различным женским работам. Указывалось, что «цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье». В основном девочкам давались знания по шитью, вязанию и вышиванию. Рукоделие преподавалось почти во всех женских уч. заведениях.
В зарубежных странах так же, как и в России, дифференциация трудового обучения для мальчиков и девочек началась с того, что девочкам стали преподавать шитьё и другие виды рукоделия. В дальнейшем в различных странах в Д. включаются разнообразные работы: из кожи, раковин, рисовой соломы и др. материалов (в Бирме, напр., в рукоделие включено гончарное дело, в Гондурасе девочки учатся делать шляпы и т. д.). В подавляющем большинстве стран содержание труда дифференцировано для мальчиков и девочек. Во многих странах Д. представлено преимущественно шитьём (ручное шитьё, шитьё на машине, вязание, вышивание, черчение выкроек, кройка), кроме того, в программу входят гигиенич. навыки: соблюдение чистоты в доме, чистоты одежды и белья, а также уход за ребёнком.
В сов. трудовой школе 20-х гг. преподавалось шитьё, а также давались навыки по нек-рым другим видам хоз.-бытового труда. Позднее содержание ручного труда стало одинаковым для мальчиков и девочек.
С 1957/58 уч. г. Д. было введено как факультативный курс (170 часов) для девочек старших классов. В содержание этого курса входили вопросы рациональной организации семейного х-ва и быта: благоустройство жилища и усадьбы; уход за мебелью и домашним хоз. инвентарём; кройка и шитьё, уход за одеждой и её ремонт; приготовление и хранение пищи и организация домашнего питания, заготовка продуктов; охрана здоровья членов семьи, в особенности уход за ребёнком. Факультативный курс был рассчитан на известную профориентацию. В программе указывалось, что курс Д. может помочь и в подготовке к выполнению обязанностей общественного домоводства. Строятся новые школы-интернаты, детские сады. С каждым годом расширяется сеть пионерских лагерей и др. детских учреждений. В каждом из них требуются руководители общественного детского бытового х-ва. Курс Д. должен помочь школьницам подготовиться к выполнению кулинарных и других работ или к управлению х-вом детского учреждения.
В 5-м классе начинается также изучение приготовления пищи. Девочки знакомятся с оборудованием кухонь, кухонной и столовой посудой и учатся готовить простейшие овощные блюда, бутерброды и сервировать стол к завтраку. В 6-м классе они получают сведения об основных продуктах питания и приготовлении простейших блюд из крупяных, макаронных изделий, из молока. В 7-м классе девочки знакомятся с основами рационального питания, с составлением меню и приготовлением простейших мясных и рыбных блюд. На этом заканчивается их подготовка по кулинарии. В 8-м классе выделено 4 часа для краткого ознакомления девочек с элементами ухода за жилищем, с бытовой техникой и её рациональным использованием в домашнем х-ве.
Необходимые теоретич. объяснения на занятиях сопровождаются показом и демонстрацией изделий, различных наглядных пособий и приёмов работы. За кратким теоретич. объяснением следует инструктаж. Далее, в зависимости от содержания и характера занятий уч-ся могут выполнять задания учителя индивидуально или коллективно. Так, напр., занятия по приготовлению пищи, в зависимости от количества имеющегося в школе оборудования, проводятся, как правило, звеньями. Для рецептуры ученицы должны иметь спец. тетради. На занятиях по Д. учитель объясняет также правила техники безопасности.
Программа по Д. предусматривает ряд экскурсий на предприятия общественного питания или пищевой пром-сти (столовая, фабрика-кухня, консервный завод; маслозавод, хлебозавод), а также на швейную фабрику или в комбинат бытового обслуживания. Нек-рые учителя после экскурсии предлагают девочкам составить альбомы, изготовить наглядные пособия, написать статью в школьную стенную газету, предлагают ученицам заранее ознакомиться со схемами, устройством и действием тех машин, к-рые они увидят. Проводится беседа, подытоживающая знания уч-ся по целому разделу.
Для проведения занятий по Д. в школе организуется уч. кабинет, в состав к-рого входят кухня-столовая и швейная мастерская (см. Домоводства кабинет). Однако ещё не все школы могут выделить отдельные помещения для занятий по кулинарии и шитью. В таких школах, как правило, есть только швейная мастерская. Занятия же по кулинарии ведутся в школьном буфете или в специально оборудованном для этой цели помещении.
Большое значение имеет внеклассная работа по Д. В различных кружках (кройки и шитья, вышивания, вязания, плетения и др.) готовят разнообразные работы для школьных выставок; уч-ся, проявляющие особый интерес к данному виду работы, совершенствуют свои знания и навыки.
А. Г. Дубов, Г. С. Саплина. Москва.
Почему домоводство — это не каменный век. И его даже стоит вернуть в школу
Если бы я сейчас вернулась преподавать в школу, то выбрала бы домоводство. Потому что в пространстве одного лишь предмета можно изучать почти всё. На каждом этапе домашнего хозяйства объяснять материал, давать задания, и всё это — для пользы дела, а не ради оценки или какого-то умозрительного будущего успеха. Попробую это доказать.
Вот, например, обычное утро. Ребёнку, допустим, лет 9-11.
Зарядила стиральную машинку. Тут вам химия – как работает стиральный порошок, почему одни пятна отстирываются с ферментами, а другие требуют кипячения, почему мыло мылится и как его изготовить в походных условиях. условиях. История – как стирали наши предки, кто такие «китайские прачки», что такое дискриминация по профессиональному признаку, как жили мы сами ещё каких-то 30 лет назад. Физика – электричество, заземление, безопасность, как влияет форма дырочек в барабане на качество стирки. Биология – почему белье надо развешивать сразу после стирки, чем полезно/неполезно сушить его на солнце, гигиена, инфекции.
Достаточно? Это всего лишь 40 минут прошло. Один урок фактически.
Не за партой, а руками, носом, языком. Включены все каналы восприятия
«Слышишь, молоко зашумело. Пора всыпать манку тонкой струйкой — а почему так, а зачем надо постоянно мешать? Не обожгись, возьми прихватку. Понюхай настоящую ваниль, а вот её синтетический аналог, чувствуешь разницу? Бери сливки, только сначала попробуй, не скисли ли».
Ребёнок рядом, всё происходит в ситуации полного покоя, расслабления и удовольствия. Чудесное утро, никто никуда не спешит. Это те самые золотые моменты радости и любви, которые потом будут вспоминаться. Особенно ценны и важны они в подростковом возрасте, когда ребёнку кажется, что он абсолютный неудачник, полное ничтожество, слабак и лузер.
Это ещё мы не брали книгу рецептов. Так бы дополнительно прокачали навык «прочти и пойми сложный текст, переведи термины и незнакомые слова, вычлени главное, делай по схеме, не отвлекайся, держи в голове план работы, отслеживай процессы».
Если это не самый лучший тренинг всех будущих рабочих задач, то готова съесть свой фартук.
9 необычных предметов, которые хотели видеть в школьной программе в 2017 году
Целый год можно заниматься просто по списку «любимые блюда семьи». Так дополнительно прокачиваем навыки:
Сколько удовольствия и похвал получает ребёнок, когда блюдо готово, и можно звать к столу. В современной действительности бонусом идёт «сфотографировал — выложил в инстаграм — собрал восторги сверстников».
Сшил, связал, собрал, починил — все эти занятия записываются в огромную базу данных под названием «Я умею». Чем больше у нас навыков, тем устойчивее, увереннее мы чувствуем себя в жизни. Как я уже писала в статье «3 главных навыка самостоятельной жизни, которым нужно научить ребёнка», один из самых страшных страхов молодых людей на пороге родительского дома — «А кто будет обо мне заботиться там, на воле?».
Подскажите, кому и в какое министерство надо написать, чтобы в школы вернули уроки домоводства во всём его разнообразии
Только надо брать за образец не наш «совковый» вариант «девочки налево/ мальчики направо» с пошаговым описанием «разработка выкройки ночной сорочки» или «вытачивание детали на токарном станке», а так, чтобы это можно было сразу применять и использовать.
Иллюстрации: Shutterstock (Dlinnychulok, Mironova Iuliia, Nataliia Pavliuk)
Девочки – к плите, мальчики – думать. Должна ли школа возвращаться к домострою
После разгневанного поста в фэйсбуке родителю позвонил директор школы и подтвердил, что общая информатика для девочек и мальчиков начнется только с седьмого класса Два года до этого девочкам будут преподавать, по его словам, «технологию материальную» (рукоделие и готовка пищи), мальчикам – «технологию информационную», что включает изучение моделирования, алгоритмики и языков программирования.
Директор, однако, заверил поднявшего шум отца, что если дочь желает изучать программирование, то по заявлению родителей ее могут зачислить в мальчишеский класс. Такой возможности, по словам Артема Субботтина, девочка очень обрадовалсь. В классе есть еще несколько родителей, которые не согласны с политикой гендерного разделения касательно уроков труда и тоже подумывают написать заявление о переводе. Точно также и мальчики, пожелавшие изучать кройку и шитье, могут перейти на уроках труда в класс к девочкам, отметил директор в разговоре с родителем. Но в любом случае нужно определиться окончательно и бесповоротно. Одному ученику нельзя ходить сразу на оба курса.
Директор московской школы № 141 Виталий Худошин, комментируя инцидент, заявил, что встревоженные члены родительского комитета либо не так его поняли, либо решили хайпануть. Информатика, по его словам, через два года будет для всех, а «изменения в программе коснутся учеников, независимо от их пола».
Школа № 141 им. Героя Советского Союза, разведчика Рихарда Зорге уже прославилась в прошлом году историей с учительницей рисования, которая попросила ученицу стереть культю и костыль у воина-инвалида и нарисовать ему «нормальную ногу».
Оправдываясь по ситуации с уроками технологии, дирекция школы ссылается на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), однако никаких даже косвенных указаний на гендерную спецификацию специалисты в этих документах не нашли. Для учеников всякого гендера рекомендовано выстраивать преподавание таким образом, чтоб развивать в детях способность к инновационной и творческой деятельности. На этом точка. Но администрация, по-видимому, по-разному трактует документ, ориентируясь в первую очередь на половую принадлежность подопечных. Девочки – к плите, мальчики – думать.
При унифицированных рекомендациях Минспросвещения (а они позволяют сегодня проводить даже совместные программы по технологии для мальчиков и девочек), каждой школе, тем не менее, предстоит самостоятельно утвердить организацию этой дисциплины. Поле для маневра министерство оставляет учебным заведениям с оглядкой на разную степень их материально-технической оснащенности, укомплектованности кадрами, сложившиеся традиции и атмосферу.
В идеале уроки технологии должны бы стать таким предметом, который дает ученику представление о мире профессий и помогает сориентироваться, к какому роду деятельности есть наклонности, способности и интерес. На деле же в большинстве российских школ девочки всё еще идут варить суп, мальчики – пилить и рубить.
Переломить ситуацию, полагают эксперты, можно только активными действиями родителей. Чем чаще взрослые будут задавать вопросы о гендерных стереотипах и бороться с дискриминацией, тем выше шанс на более быстрый переход на совместное обучение, на забвение образовательных методик 80-х годов.
Занятие по домоводству «Секреты домоводства»
Цель: Создание условий для формирования у воспитанниц компетентностей в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Образовательные: Углублять и расширять знания воспитанниц об основных составляющих домоводства. Познакомить с понятием «бутерброд» и их видами. Совершенствовать умения и навыки самостоятельно делать бутерброды.
Коррекционные: Способствовать развитию и коррекции логического мышления, через игры, выполнение заданий, рефлексию. Формировать словесно- логическую память через запоминание понятий. Развивать внимание через данную воспитателем установку. Активизировать и пополнять словарный запас воспитанниц. Развивать диалогическую через вопросно-ответную форму и монологическую речь через выступления детей.
Развивать эстетический вкус,пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, творческие способности через выполнение практической работы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, умение работать в парах,проявляя уважение друг к другу; любовь к труду, ведению домашнего хозяйства.
Оформление и оборудование: электронная презентация к занятию, музыкальное сопровождение, плакат со словом «Домоводство» для составления кластера, маркер, указка, карточки по 2штуки со словами: помидор, огурец, хлеб, масло для игры «Бутерброрд», 4 фартука, 4 косынки, влажные салфетки, скатерть, набор посуды, пищевых продуктов: хлеб, батон, булочки, майонез, масло,колбаса, сыр, огурец, помидор, зелень, паштет, маслины для выполнения практической работы, Плакат разделенный на 8 частей для игры «Крестики-нолики».
Предварительная работа: Разучивание материала о статистике по домоводству, стихотворений. Помощь в подборе информации «Все о бутербродах».
1.1 Психолого-педагогический настрой:
Воспитанницы заходят в игровую комнату и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые гости и дорогие девочки!
Воспитанница: «Здравствуйте»,-ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,-улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Девочки, давайте произнесем это вечное и доброе слово и поздороваемся с гостями. Мы начинаем наше открытое занятие. Сегодня начнем его не совсем обычно- с упражнения.
1.2 Упражнение «Спасибо, что ты рядом!»
Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг. Я начну, назову имя соседки справа,возьму её за руку и произнесу: «Спасибо, что ты рядом!». Так будет выполнять каждая, пока очередь не дойдет снова до меня. Выполнение задания.
Как вы видите у нас образовался круг-это самая «мирная, добрая фигура», символизирующая единение, общность, поддержку друг друга.
Так пусть эта поддержка поможет нам хорошо провести наше занятие.Всем спасибо! Занимайте свои места!
Воспитатель: Готовясь к открытому занятию, я прочитала в литературе, то о чем мы сегодня будем говорить многие называют целой наукой, а другие-искусством. Но я знаю, что это важно и интересно для всех девочек нашей группы независимо от возраста. Это пригодится и для жизни после выпуска и сегодня, завтра и через год пока вы живете в детском доме.
А о чем идет речь вы узнаете если выполните следующее задание.
1.3 Введение в тему: Игра «Составь слово» (слайд№ 1)
Программа «Домоводство»( дополнительное образование)
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
педагога дополнительного образования Ю. В. Колосовой
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 2 года
Оглавление
Планируемые результаты освоения программы……………………………………………….……. 12
1.2. Новизна программы. Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа была написана с целью проведения занятий в ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета РФ им. А. Невского» (далее – Кадетский корпус). В данной программе представлен особый, более широкий комплексный подход к реализации целей и задач обучения в условиях распорядка в Кадетском Корпусе. Программа «Домоводство» разработана для кадет 8-11 классов в возрасте 14-18 лет с учетом их возрастных возможностей и способностей. Обусловлена переработкой и адаптацией уже существующих программ к условиям кадетского корпуса. Впервые вводится как обязательный предмет для девочек. На занятиях по программе «Домоводство» они получают необходимые навыки и знания для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
1.3. Актуальность программы. в том, что она направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение культуры питания, приобщение кадет к декоративно-прикладному искусству, навыкам самообслуживания. Так как кадеты проживают круглогодично и не имеют возможность на практике увидеть, как строиться домашний быт. Эти знания являются важной составляющей для дальнейшей социализации. А также кадет должен уметь работать при необходимости на швейной машине, произвести ремонт своей одеждой и правильно за ней ухаживать.
1.4. Педагогическая целесообразность программы данной программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам кадет и родителей. Применяемые на занятиях формы и методы обучения, содержание программы в полной мере отвечают возрастным особенностям.
1.5. Цель программы. Создать условия для социальной адаптации кадет к семейному строительству, быту и нормам жизни.
1.6. Задачи программы.
— ознакомить с организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчётами,
— ознакомить с общими вопросами экологии, экономики, культуры общения и поведения, эстетики, дизайна, косметологии, народными традициями и обычаями, видами прикладного творчества.
— воспитать уважение к своему труду, аккуратность, усидчивость, терпение,
— умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы,
— экономичного отношения к используемым материалам,
— привитие основ культуры труда;
— воспитать ответственность за порученное дело;
— воспитать желание работать в коллективе,
— привитие навыков вежливости, умения вести себя в обществе;
— формирование культуры общения;
— воспитание нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
— привитие военного этикета.
— развить навыки самоорганизации, самоанализа и самооценки;
— включение кадет в общественно– полезный, производственный труд,
— развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе,
— развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер,
— развитие у кадет способность работать руками.
1.8. Возраст кадет: 13–18 лет с 8–11 классы.
1.9. Срок реализации программы: 2 года.
1.10. Этапы образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется на двух уровнях образовательного процесса. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Это позволяет строить занятия с учетом подготовленности кадет, правильно сочетать теорию с практикой. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий.
1.11. Формы и режим занятий : – групповые. Занятия в группах проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Количество часов в год 8-10 классы на группу – 32 ч, 9-11 классы – 31 ч. В связи с особенностями материального обеспечения рекомендуемое количество человек в группе 4-8. Методика реализации программы предусматривает использование таких форм занятий, как практические занятия в учебном кабинете «Декоративно – прикладного творчества и домоводства».
Занятия в учебном кабинете могут быть тематические, празднично-игровые, итоговые или комбинированные.
В ходе тематического учебного занятия изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Примерная структура такого занятия включает несколько этапов:
1 этап – организационная часть (сбор кадетов, подготовка кадетов к занятию, контроль педагогом наполняемости учебной группы по журналу);
2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, вводный инструктаж, заполнение инструкционной карты). Сделать данную часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности помогут технические средства обучения, дидактические пособия и раздаточный материал.
3 этап – практическая часть. Практико-ориентированная направленность занятия требует четкой определенности в содержании и организации практической подготовки кадет.
1.12. Описание форм занятий. Практическое занятие, теоретическое занятие и творческие отчеты.
информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный (обеспечивает первичное усвоение знаний);
информационно-репродуктивный (способствует развитию навыков и умений);
проблемного изложения (способствует накоплению опыта творческой деятельности);
практико-ориентированный (обеспечивает связь теории с практикой);
рефлексивный (самостоятельное осмысление своей деятельности)
Домашние задания в системе дополнительного образования носят необязательный, но желательный характер выполнения. Чаще всего кадетам предлагается приготовить блюдо в домашних условиях или доделать работу.
1.14. Место проведения занятий. Занятия проводят в кабинете «Декоративно- прикладного творчества и домоводства».
1.15. Форма одежды кадет. На занятия кадеты приходят в повседневной одежде, во время практических занятий кадеты одевают фартуки.
1.16. Материально-техническое обеспечение программы.