Что такое домовина с новопреставленным
Что такое домовина?
Домовинами на современном ритуальном рынке называют гробы самого большого размера. Но само понятие пришло в современный язык из древнеславянского, и в те далекие времена оно имело немного другое значение.
Исторически домовинами назывались не гробы, а надмогильные сооружения. Впрочем, частью этой конструкции было и ложе, где хранился прах кремированных умерших, либо их тела. Так что ассоциации с гробом вполне очевидны. И все-таки домовина больше напоминала склеп, нежели гроб. К тому же, она имела для наших предков особое ритуальное значение.
Домовина в славянском фольклоре
На самом деле, вы с детства слышали об этих сооружениях, только не знали об этом. Домовина постоянно упоминается в русских народных сказках. В ней живет Баба-Яга.
А для наших предков это и вовсе была не метафора.
Конструкция и ритуальное значение домовины
Древние славяне считали, что могила — это не просто место, где хранятся останки, а последний дом. Соответственно, они и строили дома в миниатюре для усопших. За околицей выстраивали небольшой сруб, внутри которого размещалось ложе для останков или праха. Его вырезали из цельного куска дерева и устилали стружкой, соломой и березовыми ветвями. А листьями березы набивали подушку. На ложе было принято класть различные предметы, которые, по мнению наших предков, могли пригодиться умершему в загробной жизни: орудия труда, предметы обихода, посуду и различную утварь.
Крыльцом сруб был повернут к лесу. А на западной стороне прорубали оконце, чтобы через него душа могла общаться с живыми. И это оконце использовали в ритуальных целях. В дни поминовения через них приносили дары умершим: женщинам — нитки и кусочки ткани, мужчинам — орудия для охоты и рыбной ловли. Также члены семьи могли приносить сюда ценные вещи, украшения и деньги. Как правило, эти запасы никто не трогал. Но иногда в голодные времена они могли спасти семью от смерти.
Вот так выглядел домик мифической Бабы-Яги. Но откуда же взялись курьи ножки? В современной интерпретации избушка стоит на настоящих куриных ногах. Но историки и литературоведы предполагают, что это ошибочное представление, и определение «курьи» произошло от слова «окуривать», а не от слова «куриные». Дело в том, что в Восточной Сибири многие поселения располагались в болотистой местности. Чтобы домовины не проваливались в землю, их ставили на деревянные сваи, предварительно сняв с дерева кору. Чтобы защитить сваи от гниения и насекомых, их окуривали дымом. Вероятнее всего, поэтому ножки и стали «курьими». Впрочем, есть версия, что к курам они все-таки могут иметь отношение. Иногда в качестве свай селяне использовали пни, и разветвленные корни напоминали куриные лапы.
В домовинах редко хоронили одного человека. Ставить сруб для каждого покойника было затруднительно, поэтому на ложе могли покоиться останки целого рода. Археологи находили захоронения, где были похоронены более десятка человек.
Надмогильные сооружения в разных регионах отличались. Иногда останки опускали в землю, а наверху оставалась только двускатная крыша. Бывало, что и крышу засыпали сверху землей — получался своеобразный курган. Если крыша оставалась снаружи, на ее коньке ставили столбики — по числу захороненных в могиле.
Рядом со срубом также было принято ставить столбик с двускатной крышей, вроде скворечника.
Домовины в современном мире
Когда на Русь пришло христианство, традиция устраивать для умерших срубы исчезла, их стали хоронить в гробах. Но над могилами все еще продолжали ставить столбики с крышей. Только теперь их делали в форме крестов и украшали иконами.
Такие необычные кресты по-прежнему можно встретить на кладбищах, особенно в сельской местности. Как правило, их ставят над могилами старообрядцев.
Домовины как памятники истории сохранились в некоторых регионах России. Особенно много их в Архангельской области, Карелии, Республиках Марий Эл и Коми. Немногочисленные старообрядческие общины по-прежнему практикуют такой способ захоронения.
В Кировской области сохранился своеобразный говор вятичей. Некоторые слова трудно понять без перевода. Устав, кировчанин может пошутить: «Я сейчас только для домовины гожусь». Непосвященный человек, узнав корень «дом», может подумать об уютном жилище. Но шутник пояснит, что домовина – это гроб. Сделанный из дерева, как изба.
Кроме этого значения есть еще одно, устаревшее. Так называли обрядовые сооружения, установленные на высоких подпорках. Их находят по местам селений финно-угорских племен.
Голбец – что это такое?
Вам будет интересно: Вступление США во Вторую мировую войну: причины, дата, последствия, исторические факты
«Голбец» – еще одно слово кировчан. Так называют подпол, где хранятся припасы на зиму. Вход в голбец обычно делают, вырезая лаз в кухонном полу. Иногда делают еще одно отверстие в комнате. Оно уже поменьше и человек в него не пролезет. В него засыпают овощи (картофель, морковь, свеклу). Под отверстием расположены деревянные короба, и урожай сразу складируется на место. Перед засыпкой яблок голбец белят известью, чтобы не распространялась гниль плодов. Поэтому потолок в нем белый. Это еще и сохраняет доски пола от гниения.
Но это слово имеет еще одно значение. Так в Коми называют дохристианские похоронные столбы, установленные на могилах. В селе Усть-Цильма на Печоре с шестнадцатого века живут староверы. Они тщательно охраняют свои традиции и особенно о них не распространяются. Но туристам не возбраняется посещение кладбища, хоть местные жители и предупредят о том, что туда ходить нельзя.
На кладбище стоят современные кресты с двускатными крышами и старинные голбцы также с крышами. В столбе выдолблено окошечко, куда приносят и кладут еду, чтобы задобрить мертвых.
На этом кладбище стоит домовина – это склеп из бревен, где лежат самосожженцы. Был и такой факт в жизни села – несколько семей сгорели заживо, протестуя против новых порядков Синода. Их почитают как мучеников.
Древний обычай финно-угорских племен
В Музее Москвы есть необычный экспонат, очень похожий на домовину. Это «домик мертвых», как его назвали. Он был найден при раскопках под Москвой около Звенигорода. Могильник датируют 750 годом нашей эры. В то время здесь жили финно-угры, предки племен мери и веси. В подобных срубах находили обожженные останки людей разного возраста. Предполагают, что трупы сжигались в отдаленном от городища месте (кремация на стороне) и переносились в деревянный склеп, который стоял в глухом лесу.
Склеп представляет собой сруб высотой около двух метров, без окон, но с очагом у входа. Видимо, для ритуальных приготовлений пищи. Этот обычай – хоронить в деревянном склепе – был распространен по всей Европе и частично в Азии. Такие домовины ставили на столбы и обкуривали дымом, это предотвращало гниение и отпугивало насекомых.
Славянские захоронения
Внешний вид домовин различается. Есть дома мертвых на уровне земли, в которые ведет вогнутый вход. Есть курганы, стоящие на столбах и имеющие прямоугольное основание. В одном из захоронений обнаружили вещи, датированные 1150 годом. Это позволяет сделать вывод о том, что для славян домовина была привычным способом захоронения.
Избушка Бабы Яги
С детства все помнят описание жилища Бабы Яги: избушка без окон и дверей, на курных (окуренных дымом, а не куриных) ножках. Это домовина, деревянный гроб. Места в нем мало – нос в потолок врос. Когда славяне пришли на земли финно-угров, они увидели в лесах такие домики. Это стало пищей для сказок и легенд. На самом деле, бояться было нечего – в домике никто не жил. Финские домики мертвых ставили на столбы, а более южные племена не ставили. Суть от этого не меняется.
Наличие очага у входа наводило на мысль о том, что всех погребенных в домике проводили через огонь. Отсюда сказки о стремлении Бабы Яги зажарить пришедшего живого человека.
Сохранился письменный источник – повесть о начале заселения Москвы. Он содержит сообщение о князе, скрывавшемся от сыновей боярина Кучки. В чаще леса он нашел сруб с погребением какого-то человека и укрылся в нем.
Как менялось значение слова
В переводе с украинского «домовина» означает гроб в современном его понимании – деревянный ящик для покойного. В белорусском языке слово трактуется аналогично. В Сербии домовиной называют родину. В Боснии тоже.
Раньше домовину делали из колоды. Выдалбливали в ней место для покойника. Сейчас гроб сколачивают из досок. Способ захоронения тоже изменился. Если раньше устраивали сруб, то сейчас этого не делают. На могилах ставят памятники. Только в некоторых местах еще сохранился обычай ставить высокие деревянные кресты с окошечком для приношений. Но даже в селе староверов для этого используют тарелки, которые оставляют на могилах.
Идет время, меняются люди, их обычаи претерпевают трансформацию. Какие-то совсем исчезают, оставив только след в сказках. Какие-то сохраняются до наших дней. Все это – история.
Заключение
Существует много слов, обозначающих человека в гробу, большинство из них образные. Многочисленные исследования и раскопки позволяют нам лучше понимать историю родных мест.
Домовина
Древнерусское слово «домовина» вновь входит в обиход современного человека. Только сейчас оно стало обозначать не простой гроб, а рассчитанный на усопшего крупной комплекции. В языках южных славян под Домовиной подразумевается Родина или Отчизна. В прежние времена и в русском языке данное слово могло иметь несколько омонимов – толкований.
Домовина = Дом смерти
Домовина в значении «домик смерти» была распространена у северных народов, где мёрзлая земля не давала хоронить умерших на глубине. Для усопших сооружали небольшой домик в глубине леса, окнами и дверями выходивший на пущу, чтобы покойник на житие родных не заглядывался, не приходил. Сейчас бы такое сооружение назвали усыпальницей или склепом.
Во время погребения в такой домик устанавливали ложе-гроб с почившим, рядом клали личные вещи скончавшегося, еду, крупы, прочие продукты долгого хранения. В подобном обряде имелась и своя практическая цель. Когда наступали голодные годы, или кочевники приходили в селение грабить люд, то укрывались в лесу в таких домиках-домовинах. Умершие родственники не обидят своих потомков, приютят, дадут кров и пищу на первое время. Естественно, в знак памяти доброты предков запасы провизии упокоенного пополнялись после того как беда для живых уходила прочь.
В христианские времена таким домовинам в лесу нашли иное предназначение. Их убогость и аскетичность приглянулась монахам-отшельникам. Существование в таких домиках заведомо было показательным – человек ушёл от всего мирского, живёт в молитвах, ест, что Бог подаст да люди добрые. В фильме «Монах и бес» (2016) достаточно реалистично изображена подобная избушка. В ней, по замыслу режиссёра Николая Досталя, избывал греховных мыслей послушник Иван, Семёнов сын.
Домовина = Домик-надгробие
Когда у родственников скончавшегося не было времени, средств или возможности обустраивать домик-домовину, то смертный одр с мертвецом попросту относили в лес, ставили на землю и заваливали еловыми ветками. Устраивая таким образом «шалашик» для умершего, домочадцы надеялись уберечь тело от происков диких зверей. Несколько позже вместо лапника по верху гроба устраивали сбитую из досок крышу. Такая вот имитация жилья для умершего и называлась домовиной.
Уникальные домики надгробия можно наблюдать на кладбищах Карелии, Архангельской области, Аляски. Последний вариант наиболее примечателен. Оторванные от своих корней российские поселенцы на северных землях сохраняли свои исконные традиции. Конечно, со временем обычаи всё равно претерпевали некоторые изменения. Например, на американском континенте после упокоения домовины раскрашивали. Оригинальные домики с белоснежными стенами, нарисованными охрой или кармином окошками, синей крышей становились по сути памятниками усопшему.
Домовина = Домик на курьих ножках
Болотистая местность также влияла на методы упокоения. Во-первых, смотреть на то, как гроб с телом умершего погружается в болотную тину – зрелище не для слабонервных. Это всё равно, что почившего буквально окунать в грязь. Во-вторых, торфяные болота имеют в своём составе дубильные вещества, препятствующие разложению трупов. При таких обстоятельствах вполне реальным оказывается увидеть тело скончавшегося лет 20 отца в неизменном состоянии. В таких случаях гроб попросту устанавливали на пеньке того самого дерева, из ствола которого делался гроб. Если такового не обнаруживалось, то в зыбучий грунт вбивались деревянные подпорки. Чтобы сваи не гнили, их окуривали над огнём. Отсюда и второе название таких домовин – «домик на курьих ножках». Прилагательное в данном сочетании образовано смешением понятий. С одной стороны, у сооружения имелись «курные» или окуренные в дыму ножки. С другой – сами сваи порой напоминали тонкие ноги куриц, над которыми возвышается крупное тело птицы, или, в данном случае, домовина.
В Скандинавских странах по сей день такие домики на высоких ножках используются в качестве сараев, овинов или других хоз. построек. Хранимое в них зерно, сено или провизия за счёт высокого расположения было избавлено от нашествия крыс зимой и в половодье по весне.
Домовина = Домик-скворечник
Наконец, четвёртый вариант «домовины» – это установленный на место погребения домик-скворечник. Условного типа надгробие представляло собой привычный нам скворечник на высоком шесте с обязательной поперечиной, используемой птицами как насест. Существует версия, что современные кресты с навершием, которые устанавливают староверы на могилах своих близких, являются прототипом такой вот домовины. Сам же скворечник преобразовался в небольшую планку, куда помещают иконку Богоматери, Николая Угодника или святого с именем почившего.
На вполне логичный вопрос, для чего использовались такого рода домики-скворечники у этнологов есть несколько ответов.
Вопрос и ответ
Вам помогут специалисты Городской Ритуальной Службы, которые не ошибутся благодаря своему многолетнему практическому опыту.
По ширине и высоте гроб не должен быть больше 80 и 65 см, а по длине — 218 см. Рекомендуется предварительно проконсультироваться в крематории.
Проблему решают с использованием специального ритуального лифта (сингуматора). В нашей службе такое оборудование имеется.
Домовина
Этимологии слова «домовина» различны. В современном русском языке данным словом обозначают смертный одр. Также его именуют в украинском и белорусском языках. А вот у южных славян Домовина – это синоним Родины. Далее в статье будут описаны наиболее вероятные варианты происхождения домовины-гроба.
Домовина = Дом смерти
После летального исхода каждому из умерших готовили отдельный домик-сруб в лесу. Подобное сооружение в нынешних терминах скорее назвали бы усыпальницей или склепом. Когда строили, то окнами и дверью обращали его к лесу, чтобы у покойника не было соблазна прийти к живущим. Сам домик был небольшим, чтобы только вместить тело усопшего и одного посетителя. Славяне-язычники почитали своих предков и часто навещали домовины.
При погребении рядом с мёртвым укладывали личные вещи, предметы быта и некоторый запас еды которая могла долго храниться. Ведь почившему на том свете тоже нужно хорошо питаться. В такой традиции был и практический смысл. Если наступали голодные годы или кочевники делали набег на селение, то семьи старались схорониться под крышей у предков. Там была еда и можно было худо-бедно пережить напасть.
С приходом христианства в подобных домовинах жили монахи-отшельники. Они словно умирали для мирской жизни, уходили в скиты, чтобы посвятить свой остаток лет Богу. В фильме «Монах и бес» (2016, режиссёр – Николай Досталь) в подобную избушку игумен сослал провинившегося послушника Ивана, Семёнова сына, чтобы тот избывал там свои грехи.
Домовина = Домик-надгробие
Подобные домовины представляют собой вкопанный в землю гроб, накрытый небольшой крышей из досок. Высказываются предположения, что вначале место упокоения забрасывали лапником от диких зверей. Подобные захоронения характерны для северных широт, где промёрзшая земля не давала вырыть глубокую яму для могилы.
По древней традиции смертное ложе выдалбливали из ствола дерева. При этом старались смастерить изделие впору – чтобы покойник не жаловался на тесноту и на свободное место не прибрал ещё одного члена семьи.
Кладбища из таких домиков-надгробий до сих пор можно встретить в Карелии, Архангельской области и на Аляске. Пусть вас не удивляет подобное на американском континенте. Ещё пару веков назад переселенцы со славянских земель таким образом хоронили своих умерших, и традиция в некоторых регионах жива до сих пор.
Домовина = Домик на курьих ножках
Для защиты от хищников применялся и другой способ упокоения: гроб водружался на высокий пенёк, откуда дикие звери не могли достать останки умерших на поживу. Подобный вариант характерен был для влажного климата и болотистой почвы. Вместо пеньков также использовались высокие деревянные подпорки, обожжённые снизу для противодействия гниению. Отсюда и два варианта происхождения названия «домик на курьих ножках»:
В Скандинавских странах (Норвегии, Финляндии) подобные домики на сваях или высоких пеньках до сих пор используются как хозпостройки. В них хранят зерно, крупы, сено, таким образом защищая запасы от весеннего половодья и нашествия грызунов зимой.
Домовина = Домик-скворечник
Небольшой домик-скворечник, установленный на месте погребения, также назывался домовиной. Представлял он собой высокий шест с домиком для птиц, крыша у которого была с покатыми скатами. Обязательно устанавливалась поперечина-насест, на которой могли бы отдыхать пернатые твари. Современные христианские кресты с навершием являются дальним прототипом подобного сооружения. До сих пор только такую форму креста устанавливают на могилах старообрядцев.
Существует несколько версий возникновения подобных надгробий:
Позднее домик преобразовался в небольшую досточку, куда устанавливалась иконка святого, Богоматери или распятие.
Домовины: намогильные сооружения древних славян
Баба Яга является одним из древнейших персонажей славянского фольклора, который объединил в себе множество разных мифов, забытых обычаев и традиций народов Восточной Европы и не только. Образ вещей старухи-колдуньи в сказке может быть как отрицательным, так и положительным, но всегда тесно связан с потусторонним миром. В современном представлении она охраняет границу загробного мира, стоя одной ногой в мире живых (Явь), а другой, костяной – в мире мертвых (Навь).
В этом контексте этнографы обращают особое внимание на ее жилище – знаменитую избу на курьих ножках. Она изображается стоящей на ногах курицы и обращена лицевой стороной к лесу. Ее внутреннее помещение настолько мало, что Баба Яга лежит в ней «из угла в угол», а ее нос «врос в потолок». Когда герой входит в избу, ведьма не замечает его, пока не почувствует «русский дух». Важным атрибутом ее избы также является печь, где старуха жарит похищенных детей.
Откуда взялось такое своеобразное описание?
Гроб и домовина
В представлении древних людей могила являлась не просто местом хранения человеческих останков, но последним пристанищем покойного, его вечным жилищем в потустороннем мире. Чтобы облегчить переход души в мир мертвых, для усопшего на некотором удалении от села выстраивали маленький сруб с деревянным ложем внутри, куда приносили личные вещи и необходимые в загробной жизни предметы повседневного обихода. Здание было повернуто в противоположную от поселения сторону, крыльцом к лесу. Зачастую, особенно на болотистой местности с влажной почвой, такие избы ставились на сваи, с которых снимали кору, после чего окуривали их дымом, чтобы защитить дерево от гниения и насекомых-вредителей. Иногда в качестве свай использовали цельные высокие пни, и их корни по форме могли напоминать куриные лапки.
В большинстве из обнаруженных погребальных сооружений такого типа хранились кремированные останки от нескольких до нескольких десятков человек. Однако археологические раскопки на территориях проживания балтийских славян показывают, что захоронение трупом также практиковалось.
Такую избу называли словом «домовина», производным от слова «дом». До сих пор этот термин сохраняется во многих славянских языках: в русском и украинском языках домовина является синонимом слову «гроб», а, например, в сербском значит «родина» или «отечество».
Конструкция домовины и намогильных сооружений
Большие срубы могли служить не только усыпальницей, но и убежищем для заблудившихся в лесу людей и охотников – в основном такое практиковалось в глухих северных лесах Восточной Европы и Сибри. В таких избах впоследствии иногда селились монахи в затворе, посвящая свою жизнь молитвам и соблюдению аскезы. Таким образом они «умирали» для мирского, приближаясь к богу.
Конструкция и размер домовин могли различаться. Иногда могила опускалась под землю, а над гробом устанавливалась дощатая крыша, а иногда сооружение было полностью опущено в землю и закрыто земляным курганом. У основания сруба в землю вбивали специальный столбец с двухскатной кровлей, напоминающий теремок или скворечник. На родственных захоронениях на коньке такого надгробия устанавливались небольшие столбики по количеству погребенных тел. Позднее конструкция упростилась и вместо целого сруба остался только намогильный столбик. Под влиянием христианства более поздние столбцы выполнялись в виде крестов под крышей и украшались иконками. Такие надгробия преимущественно отмечали могилы старообрядцев.
Деревянное ложе для покойного обычно вырезали из цельного ствола, а его дно выстилали стружкой, соломой и березовыми ветками. Листьями березы также набивали подушку для мертвеца. Зачастую гроб изготавливали задолго до смерти и хранили дома на чердаке. Чтобы мертвец не «притянул» к себе в загробный мир живого, гроб наполняли зерном, которое впоследствии использовали для посева.
Происхождение и распространение намогильных сооружений
Существуют разные предположения относительно происхождения традиции хоронить мертвецов в срубах, однако территориальное распространение погребальных конструкция такого типа склоняет этнографов к тому, что они в той или иной степени были позаимствованы у финно-угорских народов. Большинство сохранившихся намогильных домиков находятся на территории Русского Севера: Карелии, Архангельской области, республиках Коми и Марий Эл, а некоторые. Надгробные столбцы в форме закрытого крышей креста до сих пор устанавливаются в некоторых сообществах староверов.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: