Что такое доминанта беременности

Что такое доминанта беременности

Нервная система матери играет ведущую роль в восприятии многочисленных импульсов, поступающих от плода. При беременности рецепторы матки первыми начинают реагировать на импульсы, поступающие от растущего плодного яйца. Матка содержит большое количество разнообразных нервных рецепторов: сенсорных, хемо-, баро-, механо-, осморецепторов и др. Воздействие на эти рецепторы приводит к изменению деятельности центральной и автономной (вегетативной) нервной системы матери, направленных на обеспечение правильного развития будущего ребенка.

Значительные изменения во время беременности претерпевает функция центральной нервной системы (ЦНС). С момента возникновения беременности в ЦНС матери начинает поступать возрастающий поток импульсации, что вызывает появление в коре большого мозга местного очага повышенной возбудимости — гестационной доминанты. Вокруг гестационной доминанты по физиологическим законам индукции создается поле тормо-жения нервных процессов. Клинически этот процесс проявляется в некотором заторможенном состоянии беременной, преобладании у нее интересов непосредственно связанных с рождением и здоровьем будущего ребенка. В то же время другие интересы как бы отходят на второй план. При возникновении различных стрессовых ситуаций (испуг, страх, сильные эмоциональные переживания и др.) в ЦНС беременной могут наряду с гестационной доминантой возникать и другие очаги стойких возбуждений. Это в значительной степени ослабляет действие гестационной доминанты и нередко сопровождается патологическим течением беременности. Именно исходя из этого всем беременным необходимо гго возможности создать условия психического покоя как на работе, так и в домашних условиях.

Что такое доминанта беременности. Смотреть фото Что такое доминанта беременности. Смотреть картинку Что такое доминанта беременности. Картинка про Что такое доминанта беременности. Фото Что такое доминанта беременности

На протяжении беременности состояние ЦНС изменяется. До 3—4-го месяца беременности возбудимость коры большого мозга в целом снижена, а затем постепенно повышается. Возбудимость нижележащих отделов ЦНС и рефлекторного аппарата матки понижена, что обеспечивает расслабление матки и нормальное течение беременности. Перед родами возбудимость спинного мозга и нервных элементов матки повышается, что создает благоприятные условия для начала родовой деятельности.

Во время физиологически протекающей беременности изменяется тонус вегетативной нервной системы, в связи с чем у беременных нередко наблюдаются сонливость, плаксивость, повышенная раздражительность, иногда головокружения и другие вегетативные расстройства. Эти нарушения обычно характерны для раннего периода беременности, а затем постепенно исчезают.

Источник

Что такое доминанта беременности

Важнейшей проблемой акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика осложнений беременности и родов, разработка и внедрение новых передовых технологий в области охраны здоровья женщин и новорожденных детей [9,с.3]. В последние годы отмечено, что ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов, ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения не приводят к желаемому снижению осложнений беременности и родов, и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности [2,с.6; 6,с.437]. Одной из причин данной ситуации считается то, что из внимания акушеров-гинекологов нередко выпадают психологические аспекты состояния беременной: её начальный психоэмоциональный статус, отношение к беременности, предстоящим родам и к ребенку, взаимоотношения в семье, на работе. Психоэмоциональное состояние беременной, по данным клинических психологов и психотерапевтов, может явиться этиологическим фактором возникновения различных акушерских осложнений [1,с.286; 2,с.98; 3,с.110; 5,с.54; 8,с.266; 10,с.5].

Во время беременности в организме женщины происходят многочисленные физиологические изменения, способствующие правильному функционированию фетоплацентарного комплекса, развитию плода, подготовке к родам и лактации [7,с.63]. В 1960-е годы И. А. Аршавский применил принцип доминантности для объяснения изменений, происходящих в организме беременной, возникающего после оплодотворения яйцеклетки и имплантации её в слизистую матки, и впервые ввел термин «материнская доминанта». Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности (гестационная доминанта), родов (родовая доминанта) и лактационная доминанта. Гестационная доминанта имеет два компонента: физиологический и психологический [8,с.40]. Они оказывают влияние друг на друга, причем эти воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными. Доминанта беременности трансформирует характер, поведение, эмоциональной фон будущей матери, определяя её психическое состояние, которое, в свою очередь, влияет на течение беременности, развитие плода, а также на течение родов и лактационного периода, возникновение родовой боли [1,с.224; 4,с.47].

Цель исследования: оценить особенности психо-эмоционального статуса беременных и формирование психологического типа гестационной доминанты в третьем триместре беременности.

Материалы и методы. Обследовано 150 женщин, которые были разделены на 3 группы:

1 основная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и начавшие посещать специальные медико-психологические тренинги с 30 недель беременности.

2 основная группа – 50 беременных в сроке 36–39 недель, состоящие на учете, но не посещающие дородовую медико-психологическую подготовку.

3 контрольная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающие специальные медико-психологические тренинги для беременных с ранних сроков в течение всей беременности.

Все беременные, участвующие в исследовании, наблюдались участковыми врачами акушерами-гинекологами ГБУЗ НО «Женская консультация №20 ГЦ ПЛАСИР» г. Нижнего Новгорода. Они обследовались в динамике гестации по стандартам, общепринятым в акушерстве (приказ № 808 от 02.02.2003) и стандартам оказания акушерско-гинекологической помощи на территории Нижегородской области.

Для определения психо-эмоционального состояния беременных в третьем триместре (30–39 недель), степени тревожности были использованы индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование среди беременных, которые начали подготовку к родам в сроке 30 недель, а также среди пациенток в сроке 36–39 недель без подготовки к родам. Для сравнения показателей тревожности мы использовали исходные показатели тревожности личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) в ранние сроки беременности. В исследовании применялись следующие методики: тест Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина и клинико-психологический метод определения типа психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД) И. В. Добрякова.

Возраст обследованных женщин колебался от 20 до 39 лет (средний возраст – 27,26±3,64 года в 1 группе, 27,78±4,82 года в 2 группе и 26,40±3,46 года в контрольной). Группы по данному показателю сопоставимы, разница недостоверна (р>0,05). Среди беременных, посещавших занятия, были преимущественно первородящие. Подготовке к родам уделяли большее внимание беременные с высшим образованием (р

Источник

Что такое доминанта беременности. Смотреть фото Что такое доминанта беременности. Смотреть картинку Что такое доминанта беременности. Картинка про Что такое доминанта беременности. Фото Что такое доминанта беременности

Особенности гестационной доминанты женщин, не встающих на учет по беременности

Хазова С.А., Золотова И.А.

Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, гестационная доминанта, психологический компонент гестационной доминанты, депрессивный тип, тревожный тип, оптимальный тип гестационной доминанты

Статья посвящена проблеме психологической готовности современных женщин к материнству. Показано, что женщины, имеющие низкий социальный статус, часто не встают на учет по беременности, игнорируют интересы будущего ребенка. Описаны наиболее распостраненные причины, по которым женщины не встают на учет по беременности, а также типы психологического компонента гестационной доминанты женщин, оставляющих новорожденных на попечение государства.

Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнствования и материнствования несовершеннолетних (Н.Н. Авдеева, 1993; В.И. Брутман, 1994; С.Ю. Мещерякова, 1993); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В.И. Брутман, 1994; А.А. Северный, 1994; О.А. Копыл, 1993; Г.Г. Филиппова, 2002); в филогенетическом аспекте (Г.Г. Филиппова 1999, 2002). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери (Slade P., MacPherson S., 1993; О.В. Баженова, Л.Л. Баз, 2002), разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку (Condon J., 1993; Г.Г. Филиппова, 2002), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klous M., Jerauld R.1993, С.Ю. Мещерякова, 2005).

По словам ряда авторов, вопрос о готовности женщины к материнству остается весьма проблематичным, поскольку достаточно большое количество женщин рожает детей не потому, что они счастливы в жизни и хотят передать это счастье и любовь детям, а потому, что роль женщины предписывает им иметь детей (Спиваковская, 2005, Филиппова 2002). Степень психологической готовности к материнству отражает психологический компонент гестационной доминанты.

Принцип доминанты как один из основных принципов деятельности центральной нервной системы был сформулирован еще в тридцатые годы А. А. Ухтомским (1932). Согласно этому принципу, под влиянием какого-либо возбуждения, вызванного внешними или внутренними раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способствующий оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому. В шестидесятые годы И. А. Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Именно Аршавский предложил термин «материнская доминанта» или гестационная доминанта (Аршавский, 1967). Гестационная доминанта опирается на создание новой и принципиально другой констелляции звеньев в ЦНС, что обеспечивает определенный гормональный профиль и соответствующий ему уже другой гомеостаз и форму поведения во время беременности.

Гестационная доминанта включает в себя физиологический и психологический компоненты. Физиологический компонент отвечает за перестройку в работе различных систем органов. Так, например, Hurst выделяет изменения в восприятии звуков, запахов, вкуса определенных продуктов, повышении кинестетической чувствительности, снижении темпа движений. С помощью гестационной доминанты направляются и поддерживаются на соответствующем уровне все физиологические процессы, совершающиеся в организме беременной, в том числе и в процессе родов.

Таким образом, для нормального течения родов, послеродового периода и хорошей адаптации новорожденного необходима своевременная и благоприятная смена гестационной доминанты на доминанту родов и доминанту вскармливания. Если женщина сознательно отказывается от грудного вскармливания и говорит, что не будет кормить ребенка грудью, значит, у нее не сформирована поддоминанта вскармливания, а это вносит отрицательные моменты в течение беременности и является ответом на вопрос: «Почему ребенок не берет грудь?» (при исключении причин, связанных с состоянием здоровья новорожденного). Возможен вариант, когда женщина готова вынашивать ребенка, но у нее не сформирована доминанта родов, и приходится заканчивать беременность операцией Кесарево сечение в результате развившейся вторичной слабости родовых сил.

Оптимальной является ситуация, когда гестационная доминанта сформирована правильно еще до момента зачатия и характеризуется доминирующими идеями беременности, т.е. острым желанием иметь ребенка. При нечаянной незапланированной беременности психологический компонент гестационной доминанты формируется вслед за физиологическим компонентом. Такая беременность может застать организм «врасплох», не в лучшей его форме. Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это тем, что именно этот период многие женщины считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к 25-30 годам большинство женщин заканчивает свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное положение, т. е. являются социально адаптированными. Но не всегда высокий показатель доминанты является благоприятным фактором для ее течения. Многое зависит от качественных особенностей ПКГД. Добряков выделяет пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков, 1997).

Оптимальный тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя.

Гипогестогнозический тип характеризуется недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины, имеющие данный тип ПКГД, не склонны менять жизненный стереотип. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило передоверяется другим лицам (бабушкам, няням ), так как сами матери очень заняты. Нередко этот тип ПКГД встречается у многодетных матерей.

Эйфорический тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и в ближайшем будущем. Беременность может быть очень желанной, однако, убедившись, что зачатие произошло, «беспечная женщина» добровольно одевает «розовые» очки. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, их тяжесть преувеличивается. Эти женщины притенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания.

При тревожном типе причины повышенной тревожности, которые определяют все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т. д. Гестационная доминанта подавляется доминантой нерешенных социальных проблем. Кроме того, «…каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее и пытается понять, что же именно…»- пишет профессор Томас Верни в своей книге « Скрытая жизнь ребенка». А значит, тревожась, мать наносит вред своему малышу.

Депрессивный тип ПКГД предполагает максимальную выраженность тревожных состояний, что в свою очередь может привести к развитию невротических реакций. Могут обнаруживаться бредовые, ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, намерения « освобождения от ребенка».

Опыт экспериментального клинического акушерства на сегодняшний день подтверждает огромную роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении. Однако, количество женщин, не встающих на учет по беременности, неуклонно растет. Будущая мать, исходя из своих интересов, предпринимает действия, которые наносят вред и ущерб плоду, лишая его элементарной помощи в выявлении и санации очагов внутриутробной инфекции, своевременной диагностике врожденных пороков развития плода. Неудивительно, что 70% детей, имеющих заболевания специфические для периода новорожденности, это дети, рожденные матерями, не встающими на учет по беременности, по какой-либо причине, скрывающими свою беременность от окружающих. 35% таких женщин страдает алкоголизмом, наркоманией, употребляют психотропные препараты. Часть женщин в дальнейшем отказывается от своих детей (Савельева, 2000).

Все это позволило сформулировать проблемы исследования: Какой тип гестационной доминанты выявляется у женщин, не встающих на учет по беременности? Что влияет на формирование гестационной доминанты у данной категории женщин?

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе Перинатального центра Костромской областной больницы и центра психотерапии и практической психологии. В нем на разных этапах участвовало 50 женщин. В конечном итоге были сформированы три группы женщин. Экспериментальная группа – 20 женщин, не встающих на учет по беременности, 10 из них впоследствии отказавшихся от ребенка. Контрольная группа 10 женщин, регулярно наблюдавшихся в женской консультации и посещающих курсы «Школа будущих мам».

Предварительно были подробно описаны социально-демографические характеристики женщин, не стоящих на учете по беременности. Методом полуструктурированного интервью было опрошено сорок респондентов.

Девять женщин являлись первобеременными, тринадцать женщин уже были многодетными матерями, восемнадцать женщин имели повторные беременности, но ждали второго ребенка. Возраст женщин находится в интервале от 17 до 38 лет. 13 женщин являются жительницами города Костромы, 23 женщины жительницами Костромской области, 1 – уроженка республики Армения, 3 ведут кочующий образ жизни. У двух женщин имеется регистрация брака, у 38 женщин брак не регистрирован. Имеют работу 9 женщин. Перечень профессий включает в себя следующие профессии: диспетчер такси; продавец-кассир в кафе; повар; техническая служащая в школе; помощник воспитателя детского сада; кухонная рабочая; полевод; доярка. Как видно, это в основном малоквалифицированная и малооплачиваемая работа. 31 (72%) женщина не работает, представляются как «домохозяйка». Среднее образование имеет 19 женщин; среднее специальное – 4 женщины; неполное среднее – 9; начальное – 2 женщины; не учились в школе – 3 женщины; незаконченное высшее – 2. Три женщины состоят на учете в Центре иммунологии, две женщины в Областном кожно-венерологическом диспансере, три женщины в наркологическом диспансере.

Девять женщин впоследствии отказались от ребенка.

Состояние детей на момент рождения: 22 новорожденных в удовлетворительном состоянии; 8 новорожденных имеют среднюю степень тяжести; 10 новорожденных родились в крайне тяжелом состоянии, находились в отделении реанимации.

В таблице 1 представлены причины, по которым женщины не встали на учет по беременности.

Таблица 1. Причины, по которым женщины не встали на учет по беременности.

Источник

Что такое доминанта беременности

Личностные черты как предикторы типа психологической компоненты гестационной доминанты в связи с опытом материнства *

Корниенко Дмитрий Сергеевич
доктор психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой общей и клинической психологии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: dscorney@gmail.com
ORCID: 0000-0002-6597-264X

Радостева Анна Геннадьевна
ассистент кафедры психологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
614990, Пермь, ул. Сибирская, 24;
e-mail: batagen@gmail.com
ORCID: 0000-0002-6245-1064

Исследования психологии беременных являются актуальными в силу социально-экономических изменений и необходимости обоснования психологического сопровождения женщин в этот период. Беременность является кризисным периодом, который проявляется как на физиологическом, так и психологическом уровнях. Многочисленные исследования показали, что для благополучного протекания беременности и рождения ребенка важными являются: социальное окружение, наличие семейной поддержки, отношение женщины к своему состоянию. Среди личностных свойств особое значение для физиологического и психологического состояния женщины имеет тревожность. Одним из центральных понятий, характеризующих психологический облик беременных, является тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). В данном исследовании предпринята попытка изучить базовые свойства личности (пятифакторной модели) как предикторы ПКГД. Кроме того, исследуются различия в чертах личности в связи с доминирующим типом ПКГД. Выборку исследования составили женщины имеющие (233 чел.) и не имеющие (203 чел.) опыта материнства (беременные первым ребенком). В результате было установлено, что тип ПКГД связан прежде всего с нейротизмом, доброжелательностью и открытостью опыту. Обнаружено, что чем менее адаптивным является тип ПКГД, тем в большей степени проявляется эмоциональная нестабильность и негативное взаимодействие с другими людьми. В целом статус женщины (с опытом материнства или без) не оказывает значимого влияния на тип ПКГД. На основе результатов исследования возможно формирование программы психологической поддержки и сопровождения женщин с разным опытом материнства.

Ключевые слова: беременность, гестационная доминанта, личность, нейротизм, экстраверсия.

Проблема материнства на современном этапе развития общества является одной из актуальных задач как психологии, так и смежных отраслей научного знания, что обусловлено как негативными демографическими тенденциями, как следствием социально-экономической ситуации, так и изменением семейных ценностей и стереотипов в обществе.

Психологические особенности женщин в период беременности

Период беременности является критическим с точки зрения динамики не только физиологических, но и психологических процессов, а поведение матери во время беременности и отношение к вынашиваемому ребенку имеют решающее значение и для протекания самой беременности, и для формирования и развития ребенка. В многочисленных работах беременность рассматривается как нормативный или развивающий кризис, имеющий определяющее значение для развития личности женщины и перехода к новой социальной роли [Бибринг Г.Л., 2005; Филиппова Г.Г., 2018]. Специфика положения женщины приводит к дестабилизации личности и социально-психологического окружения, а необходимость решения жизненных задач в краткие сроки усиливает стрессогенность ситуации [Петров В.С., Авакян М.М., 2001]. Психологические изменения связаны не только с глобальным изменением мировоззрения, в частности, с переосмыслением Я-концепции и жизненного пути и становлением новых отношений в системе «мать–дитя», но и с внутриличностными и ситуативными изменениями. Так, психологическими характеристиками, которые имеют значение для благоприятного протекания беременности, являются тревожность [Pluess M. et al., 2010], внешний локус контроля [Радостева А.Г., 2017], социально-психологические свойства, особенности саморегуляции [Айвазян Е.Б., Павлова А.В., 2003]. Среди факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на личность женщины в период беременности, по мнению ряда исследователей, является поддержка семьи [Захарова Е.И., Булушева Е.А., 2009], а также осведомленность женщины об объективной ситуации собственного здоровья и здоровья плода [Canals J. et al., 2002], которые выступают как основа для выстраивания картины будущего и как фактор профилактики дистресса. Показано, что социальные факторы, такие как несчастливый брак [Da Costa D. et al., 1999], низкий социально-экономический уровень [Galler J.D. et al., 1999], отсутствие работы и/или плохие внутрисемейные отношения [Paarlberg K.M. et al., 1999], связаны с проявлениями тревожной симптоматики, тогда как положительные отношения в паре родителей снижают тревожность женщины [Galdiolo S., Roskam I., 2017]. По мнению некоторых авторов, анализ личностных и социально-психологических факторов не позволяет полностью раскрыть картину психологических особенностей. Так, женщина в период беременности испытывает влияние не самого по себе того или иного фактора, а еще и своего отношения к нему [Кулешова К.В., 2013]. Важным фактором отношения женщины к беременности является «осмысленность жизни», который усиливает формирование оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты [Харламова Т.М. и др., 2017].

На сегодняшний день результаты исследований свойств личности беременных женщин следующие. Имеется значительный объем данных относительно исследования тревожности женщин во время беременности и ее роли в процессе вынашивания и родов [Larsson C. et al., 2011]. Уровень тревожности матери имеет существенное значение для состояния плода и может отражаться на разных характеристиках организма ребенка, а также провоцировать преждевременное рождение [Johnston R.G., Brown A.E., 2013]. Противоречивость результатов, получаемых разными исследователями, проявляется в том, что нет единства в динамике показателей тревожности. Так, одни показывают, что начиная с первого триместра тревожность повышается, а в третьем триместре и после рождения происходит ее снижение [Da Costa D. et al., 1999]; другие, наоборот, говорят о снижении тревожности во втором и о повышении в третьем триместре [Lubin B. et al., 1975].

В отношении черт личности установлено следующее. Первородящие женщины независимо от возраста различаются по «эмоциональной лабильности» [опросник MMPI], которая повышается у женщин более старшего возраста, что рассматривается как следствие позднего материнства [Жаркова О.С. и др., 2013]. В исследовании Дж. Каналс показано, что высокий уровень личностной тревожности связан с высоким уровнем нейротизма [Canals J. et al., 2002]. Личностные черты связаны и с особенностями протекания беременности и родов. Так, низкие эмоциональная стабильность и экстраверсия связаны с показаниями к экстренному кесаревому сечению и не связаны с плановым кесаревым сечением или естественными родами. Аналогичная связь обнаруживается и у матерей с негативными ожиданиями в отношении процесса рождения. Другие свойства пятифакторной модели личности [открытость опыту, доброжелательность и сознательность] не обнаруживают значимых связей с состоянием здоровья матери или плода, а также с особенностями вынашивания и рождения [Johnston R.G., Brown A.E., 2013]. Социальная ситуация, складывающаяся вокруг женщин, и опыт материнства приводят к различиям в личностных характеристиках, снижаются проявление эмоциональности и повышаются проявления открытости, самоконтроля у беременных. Вероятно, это является следствием необходимости сосредоточения на своем состоянии и концентрации на беременности [Корниенко Д.С., Радостева А.Г., 2017].

Рассматривая развитие личности женщины в зависимости от успешности решения таких психологических задач кризиса беременности, как достижения материнской идентичности, принятия аффективно-смысловых перестроек личности и изменения социальных ролей, обретения личностного самоопределения и статуса зрелой личности, Кулешова Л.В. выделяет три направления, характеризуемых моделями здорового, адаптивного и дезадаптивного развития [Кулешова Л.В., 2013, 2017]. Спецификой каждого направления является выраженность таких характеристик, как активное отношение к жизненной ситуации, психологическое и социальное благополучие, ориентация на будущее, внутренняя перестройка ценностей, а также эмоциональное отношение женщины к своему состоянию и условиям протекания беременности. При этом дезадаптивный тип развития проявляется в прерывании беременности и связан с переживанием беременности как стрессовой ситуации.

Психологический компонент гестационной доминанты

Одной из тенденций в исследовании психологии беременных является изучение материнской доминанты [Гарданова Ж.Р. и др., 2017], которая выступает как комплексная характеристика состояния женщины и окружающей ее среды, включающая четыре аспекта: медицинский, психологический, социальный и культурологический. В таком понимании понятие гестационной доминанты является составной частью материнской доминанты.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) И.В. Добрякова [Добряков И.В., 2001, 2010] традиционно исследуется в перинатальной психологии, он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, формирующих отношение женщины к своей беременности, материнству, изменяющих её отношения с окружающими людьми, направлен на создание условий для развития будущего ребенка и обусловленной формированием материнской идентичности. Тип ПКГД имеет значение как для женщины, так и для будущего ребенка и связан с особенностями протекания беременности. Так, по исследованиям обнаруживается положительная взаимосвязь между готовностью женщины к материнству и ее возможностью выносить плод, при этом среди женщин с угрозой прерывания беременности только 40 % имеют оптимальный тип гестационной доминанты [Сидорович О.В., 2017], что подтверждает важность положительной гестационной доминанты для здоровья матери и ребенка. Тип гестационной доминанты также определяет репродуктивные мотивы и установки, при этом у женщин с гипогестогнозическим типом в наибольшей степени проявляется противоречивость мотивации и ценностей, что свидетельствует о наличие кризиса материнской ролевой идентичности [Магденко О.В., 2014].

Анализ различий женщин, отличающихся по типу психологического компонента гестационной доминанты, показывает, что при оптимальном типе гестационной доминанты у женщины разрешен кризис идентичности, более высокие показатели самоактуализации, осмысленности и ценности материнства. При этом у женщин с другими типами гестационной доминанты проявляется акцентирование целей и смыслов жизни только на текущем периоде, ценность материнства также концентрируется в отношении актуального состояния, без выстраивания дальнейшей перспективы [Кулешова К.В., 2013].

Изучение тревожности, депрессивности и невротической симптоматики у женщин с различными типами психологического компонента гестационной доминанты показывает, что за исключением женщин с оптимальным типом представители других типов демонстрируют симптомы тревожности, депрессивности и невротизации. Обнаружено, что при большей выраженности тех или иных симптомов поведение и эмоциональное состояние изменялось, все больше усиливая проявления какого-либо типа гестационной доминанты [Добряков И.В., 2014].

Несмотря на большое число исследований в области перинатальной психологии, остается открытым вопрос о базовых личностных свойствах как факторах, определяющих поведение женщины в период беременности. Вместе с тем понимание роли базовых личностных черт позволит выявить основу для проявления более частных свойств и, таким образом, рассматривать личность женщины в совокупности большего числа характеристик, связанных с периодом беременности. В качестве практического результата появляется возможность рассматривать базовые свойства как фундаментальную основу личности и тем самым подойти к психологическому сопровождению беременных с большим основанием.

Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение роли базовых личностных свойств пятифакторной модели как факторов психологического компонента гестационной доминанты. В качестве основного предположения рассматривается следующее: базовые свойства личности могут выступать как предикторы типа психологического компонента гестационной доминанты и определять личностные различия между представителями разных типов. Основываясь на предшествующих исследованиях [Canals J. et al., 2002; Johnston R.G., Brown A.E., 2013], можно полагать, что наибольшую роль будут играть экстраверсия и нейротизм.

Методы

Выборка. Выборку исследования составили 436 женщин, представляющих две подгруппы: женщины, не имеющие опыта материнства (203 чел.) — беременные первым ребенком (М = 24,8; SD = 4,4); женщины с опытом материнства (233 чел.) — имеющие ребенка возрастом до 5 лет (М = 26,2; SD = 4,6). Возраст испытуемых в общей выборке от 18 до 40 лет (М = 24,7; SD = 4,5).

Методами статистического анализа являлись: корреляционный, регрессионый, кластерный и дисперсионный анализы.

Результаты и их обсуждение

Результаты корреляционного анализа

В результате корреляционного анализа между показателями типов психологического компонента гестационной доминаты и базовыми личностными чертами в группах беременных женщин и женщин с детьми были обнаружены следующие взаимосвязи.

В группе беременных женщин Оптимальный тип положительно связан с Экстраверсией, Доброжелательностью и Сознательностью. Гипогестогнозический, Тревожный и Депрессивный типы отрицательно связаны с Доброжелательностью; кроме того, Депрессивный тип положительно связан с Нейротизмом. Эйфорический тип обнаружил отрицательную взаимосвязь с Экстраверсией.

Таблица 1. Взаимосвязи личностных черт и показателей типов психологического компонента
гестационной доминанты в группах женщин, не имеющих опыт беременности, и женщин с детьми

Женщины,
не имеющие опыта беременности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *