Что такое догматика в православии

Основные догматы христианства

Что такое догматика в православии. Смотреть фото Что такое догматика в православии. Смотреть картинку Что такое догматика в православии. Картинка про Что такое догматика в православии. Фото Что такое догматика в православии

Что такое догматы христианства?

Догматы христианства — это вероучительные истины, которые определяют и исповедуют верующие люди, как неизменные и непререкаемые правила. В науке такие истины называются аксиомами.

В Священном Писании содержатся правила и аксиомы Церкви. Уже в первые века существования христианства стали появляться и неверные трактовки Писания. Распространение ереси поставило Церковь перед необходимостью раскрыть и уточнить веру Церкви, установить пределы истины. Греческое слово horos (предел) и было первым наименованием догмата.

История религиозных догматов

Само же слово «догмат» в переводе с греческого — это «мнение, решение, постановление». Первоначально это слово не имело ничего общего с религией. Например Цицерон под словом dogma подразумевал общеизвестные, не подлежащие сомнению истины. Слово «догмат», пришедшее из античной литературы, затем стало употребляться и в христианской литературе. Постепенно появилось понятие «религиозные догматы».

Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Всего было 7 Вселенских Соборов.

На Первом Вселенском Соборе, который состоялся в 325 г. в Никее, отлучили от Церкви Александрийского пресвитера Ария. Его учение, в котором Бог Сын признавался не единосущным Богу Отцу, посчитали еретическим. На Соборе установили, что Бог — это единство трёх ипостасей, и Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. На этом Соборе утвердили пять первых членов Символа Вера.

На Втором Вселенском Соборе, который прошел в 381 г. в Константинополе, утвердили единый Символ Веры, состоящий из двенадцати членов. Также на этом Соборе осудили различные еретические учения.

Седьмой Вселенский Собор, который также называют Вторым Никейским, состоялся в 787 г. Решения, принятые на этом Соборе, были призваны покончить с иконоборчеством.

Три христианских догмата

Верующие должны знать три основополагающих правила, которые воплощены в христианских догматах:

Догматы Православной Церкви

Что такое догматика в православии. Смотреть фото Что такое догматика в православии. Смотреть картинку Что такое догматика в православии. Картинка про Что такое догматика в православии. Фото Что такое догматика в православии

Основные догматы христианства определили в двенадцати членах Символа веры. Их перечисление — основная православная молитва.

Символ веры

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.5. И воскресшаго в третий день по Писанием.И воскресшего в третий день согласно Писаниям.6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Признаю одно крещение для прощения грехов.11. Чаю воскресения мертвых,Ожидаю воскресения мертвых,12. и жизни будущаго века. Аминь.и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Двенадцать основополагающих христианских догматов в Православии:

Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.

В католицизме и протестантизме признаются такие вероучительные истины, которые отвергает Православие. Именно это в свое время и привело к разделению Церквей.

Читайте также:

Источник

Зачем нужны догматы?

Догматизм против догматов

Что такое догматика в православии. Смотреть фото Что такое догматика в православии. Смотреть картинку Что такое догматика в православии. Картинка про Что такое догматика в православии. Фото Что такое догматика в православии

Слову «догмат» (и производным от него) в нашем языке очень не повезло. Для светских людей это слово имеет отчетливо негативный характер. В бытовом языке оно уже вошло в речевые штампы, такие как «наука опровергла религиозные догматы» или «христианские догматы сковывают современного человека». Люди, которые употребляют подобные штампы, обычно затрудняются назвать догматы, о которых идет речь, и указать, в чем их суть. Что же такое догматизм для нецерковных людей? Насколько можно понять, под ним понимается отказ думать, отказ принимать участие в рассмотрении чего-либо, что может поколебать устоявшиеся мнения, то есть интеллектуальная нечестность и закрытость.

В этом понимании догматизм, несомненно, дурное качество: это одно из проявлений гордыни — отказ признать свое мнение ошибочным, даже когда эта ошибочность совершенно очевидна. Людям свойственно ошибаться, а людям нерассудительным — настаивать на своих ошибках. Догматизм такого рода никак не связан ни с Православием, ни с религией вообще — атеизм в этом смысле всем догматикам догматика; хотя, конечно, и люди верующие от него не застрахованы. Однако такой «догматизм» в лучшем случае очень слабо соотносится с догматикой Церкви. Это хотя и однокоренные слова, но, пожалуй, общий корень — это все, что у них есть общего. Мы живем в парадоксальной культуре, которая восхваляет разум — и отказывается думать; превозносит знания — и не желает знать; настаивает на интеллектуальной открытости — и игнорирует все, что не вписывается в ее систему воззрений. В этой культуре принято считать, что духовность менее всего нуждается в четких определениях. Так ли это? Для того чтобы понять, почему Церковь так настаивает на своих догматах, нужен отказ от догматизма; нужна определенная степень свободы и открытости. Нужна готовность усомниться в общих мнениях; нужно — употребим это слово — свободомыслие, чтобы не соглашаться с телевизором. Итак, давайте попробуем разобраться, что же такое догматы и почему они так важны.

Догматом в Церкви называется соборно принятое вероучительное положение; важнейшие догматы приведены в Символе веры, который поется за каждой Литургией и ежеутренне читается христианами. Догматы обязательны для всех членов Церкви; если человек не разделяет их, он не является православным христианином. Многим людям это кажется непонятным. Почему у веры должны быть четкие и обязательные рамки?

О различиях между ангелами и эльфами

Есть разные способы, которыми можно изобразить эльфов — в виде мудрых и прекрасных существ, как эльфы Толкина; в виде существ глуповатых и некрасивых, как домашние эльфы у Роулинг; в виде остроухих девочек с луками, как в японских комиксах, или как-то иначе. Любой человек, который станет горячо уверять, что подлинные эльфы такие и только такие, а любые попытки изобразить их как-то иначе есть гибельное заблуждение, покажется просто сумасшедшим.

Большинство людей согласны, что эльфов не существует — какой смысл спорить о форме ушей вымышленных существ? Даже если человек в определенном смысле верит в эльфов — то есть его согревает мысль о том, что где-то в глухих местах или в иных измерениях эльфы существуют — какая-либо догматика в этой вере покажется ему неуместной. Вера в эльфов — совсем не вопрос жизни и смерти: даже если сам человек относится к ней очень трепетно, он понимает, что другие люди без нее отлично обходятся. Если у них тоже есть какие-то мечты, согревающие душу, то это могут быть совсем другие мечты. Если вы впали в неправильные воззрения относительно эльфов — вам это ничем не грозит; если с верностью держитесь правильного — вам это ничего не обещает. Да и имеет ли вообще смысл говорить о правильных или неправильных взглядах на эльфов? Каждый волен выбирать, что ему больше нравится. Вера в эльфов адогматична.

Когда мы говорим не об эльфах, а, скажем, о токе высокого напряжения, наши взгляды становятся гораздо более жесткими; как известно, инструктор по технике безопасности есть зануднейший из людей. Относительно тока вы не можете верить в то, что вам больше нравится. Есть правильные и неправильные взгляды на ток, и неправильные взгляды могут стоить вам жизни.

Почему можно позволить себе адогматичный подход к эльфам, но не к электричеству? Дело в том, что электричество существует на самом деле. Оно относится к реальному миру. В отношении вымышленных существ всякий волен фантазировать, реальность же такова, какова она есть, независимо от того, что мы о ней думаем. Как говорит школьный учебник физики, «реальность — это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом». У реальности есть некая упрямая «несговорчивость» — она никак не зависит от наших верований. Это означает, что некоторые представления о реальности верны, некоторые — ошибочны. Когда нам приходится действовать в реальном мире, мы прекрасно понимаем, что руководствоваться неверными представлениями опасно. Не стоит разубеждать человека, который неправильно мыслит об эльфах, но нам определенно стоит попытаться переубедить человека, который неправильно мыслит о токе высокого напряжения. Если люди придерживаются разных представлений о таком месте, как Москва, то некоторые из этих представлений истинны, некоторые — нет. Если человек уверен, что по заснеженным улицам Москвы белые медведи ходят в поисках развесистой клюквы, он ошибается. В реально существующей Москве белые медведи по улицам не ходят, а клюква — кустарник стелющийся и развесистой не бывает, да и на асфальте не растет.

Реален ли Бог? Если правы атеисты и Бог не более реален, чем эльфы или Дед Мороз, а вера — просто мечтание, вымысел, сказка, которая может принести немного утешения и, может быть, нравственного наставления, то в догматах действительно нет никакого смысла. Но если Бог реален — и, как полагает Церковь, более реален, чем что бы то ни было, то некоторые утверждения о Нем истинны, а некоторые — ложны. Одни люди придерживаются глубоко ошибочных представлений о Нем, другие — менее ошибочных, взгляды третьих при возможных непринципиальных ошибках в целом истинны. Признавая это, мы не впадаем в узость; мы просто признаем, что Бог существует на самом деле. Вера как мечтание адогматична; вера как определенные взаимоотношения со сверхъестественной реальностью неизбежно предполагает некое знание и некие правила — догматы.

Есть ли у нас надежда?

Много раз за последние примерно двести лет нам предлагали очищенное, адогматичное христианство. Известным, хотя далеко не единственным его проповедником был Лев Толстой. Да и в наше время популярная писательница Людмила Улицкая говорит в своем романе «Даниель Штайн, переводчик»:

«Достойно и правильно вести себя важнее, чем соблюдать обряды. “Ортопраксия”, правильное поведение, важнее, чем “ортодоксия”, правильное мышление. Это и есть острие разговора. Признание или непризнание Иисуса Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения, вся церковная философия не имеют никакого значения, если мир продолжает жить по законам ненависти и эгоизма».

Она озвучивает очень популярный в наше время тезис. Этические заповеди — это более-менее понятно, а вот «Троица, Искупление… вся церковная философия» — это что-то непонятное и, по-видимому, ненужное, что только затуманивает «простое учение Христа». Популярность этой точки зрения связана с частичной истиной, которая в ней есть, — религиозность, которая тщательно хранит обряды, исповедует на словах правую веру, но попирает своих ближних, много раз обличена еще пророками. И правильно, по всей форме совершаемое богослужение, и правильное вероучение может быть тщетным перед Богом, если при этом человек «обижает сироту и не вступается за вдову».

Зачем же тогда нужна вера в Божество Христа и другие догматы? Вопрос о том, зачем нужны догматы, как и любой вопрос «зачем», предполагает какую-то цель, которой мы хотим добиться. Зачем нужна карта? Чтобы путешествовать. Зачем нужен номер рейса? Чтобы улететь туда, куда мы хотим, а не на другой конец земли. Зачем нужен телефон друга? Чтобы разговаривать с ним. Если мы не собираемся никуда отправляться и не собираемся поддерживать отношений с друзьями, нам все это не нужно.

Церковное христианство и то «христианство без догматов», которому симпатизируют многие наши современники, отделяет друг от друга именно вопрос о надежде. Если нам предстоит смириться с тем, что никакой вечной надежды у нас нет, что никакое небесное спасение нас не ожидает — мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую уже нельзя собрать (2 Цар 14:14), тогда все, о чем стоит позаботиться, — это по возможности не причинять друг другу боли в те краткие годы, которые у нас есть между рождением и смертью — между небытием и небытием. «Дедогматизация» христианства, сведение Иисуса к учителю доброты означают отказ от надежды: ты состаришься, изветшаешь и умрешь, как и все, кого ты любишь; все, что тебе может дать Иисус, — это немного человеческого тепла и поддержки в общине тех, кто последует его моральному учению всерьез. Фраза из романа Людмилы Улицкой «веруйте, как хотите, только заповеди соблюдайте, ведите себя достойно» прекрасно выражает суть дела — никакой реальной надежды у вас нет, поэтому можете фантазировать как угодно — не имеет значения как.

Впрочем, с человеческим теплом тоже в итоге оказывается небогато: мы, люди, существа эгоистичные и склочные, и нередко беда тех, кто мечтает о бездогматичном христианстве, — в том, что они не могут вписаться ни в одну реально существующую общину.

Низведение Христа до уровня Джона Леннона с его песней Аll you need is love («Все, что тебе нужно, — это любовь») делает христианскую веру столь же бессмысленной, как вера в Джона Леннона, который может лишь напомнить вам, в чем вы нуждаетесь, но не может вам этого дать.

Почему это так? Давайте обратимся к самым, наверное, известным словам Писания — Бог есть любовь. Множество людей, которые никогда не открывали Библию, знают эти слова; немногие знают, кому они принадлежат, — их приписывают то Льву Толстому, то каким-то индийским учителям, то еще кому-то. На самом деле их произносит апостол Иоанн: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин 4:8-10). О том же говорит и апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:8).

Еретики прошлого оспаривали либо Божество Христа, либо Его человеческую природу; для докетистов (и позже катаров) человеческая природа Христа была иллюзорной; ариане, хотя и признавали Христа сверхъестественным Сыном Божиим, отказывались видеть в нем Бога, совечного Отцу.

Человек, который отказывается признавать догматы, не может разделить нашей надежды — отнюдь не потому, что мы ему этого не позволяем, но потому, что вся наша надежда держится на том факте, что Бог облекся в человека и страдал ради страдающего, был умерщвлен ради умерщвленного и погребен ради погребенного [2] .

Если вы действительно отправляетесь в путь

Открывая Евангелие, мы оказываемся в ситуации выбора — дверь открыта, нас зовут, мы можем отозваться и отправиться в путь. И тут догматы оказываются предметом не теоретического рассуждения, а повседневной практики. Простейшее и самое очевидное проявление веры — молитва — уже догматична. Вы можете говорить, что «признание или непризнание Иисуса Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения, вся церковная философия не имеют никакого значения» только до определенного момента: до тех пор, пока не попробуете помолиться. Как только вы приступите к молитве, перед вами неизбежно встанет вопрос — обращаться ли к Иисусу как к Господу и Спасителю или нет; произносить слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу или нет. При этом отказ исповедать Иисуса Господом будет выбором никак не менее догматическим — только выбором других догматов. Любая молитва и любой акт поклонения Богу требуют определенного вероисповедного выбора — и избежать его можно, только отказываясь от молитвы. Пока мы не собираемся никуда идти и только рассуждаем о путешествиях, мы можем считать неважным, каким путем идти, или полагать все пути одинаковыми; но как только мы решаемся идти, мы выбираем вполне определенный путь и отказываемся от других.

Невозможно лукавить в молитве; невозможно обращаться к Иисусу как к Господу и Сыну Божию и в то же время не верить в это или полагать это неважным. Однако речь идет не только о том, какими словами мы обратимся — и какими не обратимся — к Богу. Личное отношение христианина к Богу, его личное доверие и надежда неразрывно связаны с верой в определенные истины о Боге. Доверие и надежда — и как жизненная позиция, и как эмоциональное переживание — стоит на определенном, догматически четком представлении о Боге; если мы разрушаем это представление, мы разрушаем все — доверие, надежду, духовную жизнь и этику.■

Догматические определения, принятые на Вселенских Соборах, не создавали какую-то новую веру, но облекали изначальную веру Церкви в четкие формулировки, которые должны были защитить ее от искажений. Все такие формулировки принимались в ответ на выступления лжеучителей-еретиков.

Основная часть догматов сосредоточена в Никео-Цареградском Символе Веры, составленном из решений Первого (Никейского) и Второго (Константинопольского) Вселенских Соборов.

Мы исповедуем, что Церковь создана Господом Иисусом и именно в ней Он совершает наше спасение.

На последующих Вселенских Соборах православная догматика была дополнена тремя важнейшими определениями, которые не вошли в текст Символа Веры, так как были приняты Церковью уже после его формирования.

На Четвертом Вселенском Соборе был сформулирован догмат о двух природах Христа: Божественной и Человеческой, которые соединились в воплотившемся Спасителе неслитно, неразлучно, нераздельно и неизменно. Этот догмат также называют Халкидонским, по названию города, в котором проходил Вселенский Собор.

На Шестом Вселенском Соборе был принят догмат, утверждающий, что в Иисусе Христе есть две воли и два естественных действия — Божественное и Человеческое. Они соединены неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, подобно двум природам Спасителя. При этом воля человеческая во Христе полностью подчинена воле Божественной.

На Седьмом Вселенском соборе Церковь приняла догмат о почитании святых икон. Смысл его заключается в том, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней».

[1] Из Последования ко Святому Причащению. Молитва 1-я, Василия Великого. — Ред.

[2] Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе. — Ред.

Источник

До́гматы

До́гматы – бого­от­кро­вен­ные, веро­учи­тель­ные истины о Боге и Его отно­ше­нии к миру, хра­ни­мые, про­по­ве­ду­е­мые и объ­яс­ня­е­мые Цер­ко­вью, име­ю­щие зако­но­обя­за­тель­ную силу для всех хри­стиан.

Крат­кий свод основ­ных дог­ма­тов – Символ веры – состоит из 12-ти пред­ло­же­ний.

Что такое догматика в православии. Смотреть фото Что такое догматика в православии. Смотреть картинку Что такое догматика в православии. Картинка про Что такое догматика в православии. Фото Что такое догматика в православии

Свой­ствами дог­ма­тов явля­ются:

Дог­маты, опре­де­лен­ные Все­лен­скими собо­рами:

Среди дог­ма­тов, не обсуж­дав­шихся на Все­лен­ских собо­рах, можно назвать: догмат о Бого­дух­но­вен­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния, догмат вос­кре­се­ния, догмат искуп­ле­ния, догмат о Церкви, догмат о прис­но­дев­стве Бого­ро­дицы и др.

Дог­маты – веро­учи­тель­ное опре­де­ле­ние Пра­во­слав­ной Церкви, вво­дя­щее чело­ве­че­ский ум в позна­ние Бога. «Все дог­маты или о Боге гово­рят, или о види­мых и неви­ди­мых тво­ре­ниях, или о явлен­ном в них про­мысле и суде», – ука­зы­вает св. Максим Испо­вед­ник. Догмат есть пре­вос­хо­дя­щая разум Бого­от­кро­вен­ная истина, обла­да­ю­щая, по слову св. Иоанна Лествич­ника, неис­сле­ди­мой глу­би­ной. Будучи итогом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, дог­маты явля­ются непре­ре­ка­е­мыми и неиз­мен­ными опре­де­ле­ни­ями спа­си­тель­ной хри­сти­ан­ской веры.

Дог­ма­ти­че­ские собор­ные опре­де­ле­ния Пра­во­сла­вия обо­зна­ча­ются гре­че­ским словом «орос» (oros). В бук­валь­ном смысле оно озна­чает «предел», «гра­ницу». Исполь­зуя дог­маты, Цер­ковь опре­де­ляет чело­ве­че­ский ум в истин­ном Бого­по­зна­нии и огра­ни­чи­вает его от воз­мож­ных ошибок. Фор­му­ли­ровка дог­ма­ти­че­ских опре­де­ле­ний в исто­рии Церкви, как пра­вило, свя­зана с отве­том на ере­ти­че­ские иска­же­ния смысла хри­сти­ан­ства. При­ня­тие дог­ма­тов не озна­чает вве­де­ния новых истин. Дог­маты всегда рас­кры­вают изна­чаль­ное, единое и целост­ное учение Церкви при­ме­ни­тельно к новым вопро­сам и обсто­я­тель­ствам.

Нали­чие стро­гого и отчет­ли­вого веро­ис­по­вед­ного созна­ния – харак­тер­ная черта Пра­во­сла­вия. Эта осо­бен­ность цер­ков­ного учения вос­хо­дит уже ко вре­ме­нам апо­столь­ской про­по­веди. Именно апо­сто­лам при­над­ле­жит первое упо­треб­ле­ние слова «догмат» в зна­че­нии веро­учи­тель­ного опре­де­ле­ния. «Про­ходя же по горо­дам, они пере­да­вали верным соблю­дать опре­де­ле­ния (греч. – ta dogmata), поста­нов­лен­ные апо­сто­лами и пре­сви­те­рами в Иеру­са­лиме», – сви­де­тель­ствует св. Еван­ге­лист Лука ( Деян.16:4 ). У апо­стола Павла в посла­ниях к Колос­ся­нам ( Кол.2:14 ) и Ефе­ся­нам ( Еф.2:15 ) слово «догмат» упо­треб­ля­ется в зна­че­нии хри­сти­ан­ского учения во всей пол­ноте. В таком же смысле слово «догмат» исполь­зо­ва­лось во II, III и начале IV веков, упо­треб­ля­лось свя­тыми Игна­тием Антио­хий­ским, Иусти­ном Фило­со­фом, Кли­мен­том Алек­сан­дрий­ским. Древ­ней­ший, пред­ше­ство­вав­ший пери­оду Все­лен­ских собо­ров, дог­ма­ти­че­ский памят­ник Пра­во­сла­вия – символ веры св. Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского (Чудо­творца), напи­сан­ный им около 260–265 гг.

С IV века слово «догмат» при­об­ре­тает более опре­де­лен­ный смысл. Непре­рыв­ная систе­ма­ти­за­ция хри­сти­ан­ского веро­уче­ния ведет к отде­ле­нию веро­учи­тель­ных и нрав­ствен­ных истин. С веро­учи­тель­ными исти­нами догмат отож­деств­ля­ется у святых Кирилла Иеру­са­лим­ского, Гри­го­рия Нис­ского, а на гра­нице IV‑V вв. и у Иоанна Зла­то­уста. В эпоху Все­лен­ских собо­ров зна­че­ние дог­мата опре­де­ля­ется окон­ча­тельно. Под дог­ма­тами стали пони­мать веро­учи­тель­ные истины, кото­рые обсуж­да­лись и утвер­жда­лись на Все­лен­ских Собо­рах.

Дару­ю­щие, по словам св. Мак­сима Испо­вед­ника, свет веде­ния Боже­ствен­ные дог­маты Пра­во­сла­вия могут быть све­дены к двум основ­ным. «Предел Пра­во­сла­вия есть чисто ведать два дог­мата веры, – Троицу и Двоицу», – ука­зы­вает св. Гри­го­рий Синаит. Почи­та­ние нес­ли­ян­ной и нераз­дель­ной Пре­свя­той Троицы, еди­ного Бога в трех Лицах, в Кото­ром Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь хри­сти­ан­ского упо­ва­ния. Почи­та­ние Троицы необ­хо­димо свя­зы­ва­ется с почи­та­нием Двоицы, то есть испо­ве­да­нием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух есте­ствах и волях, боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской, нес­ли­янно и нераз­дельно соеди­нен­ных. «Ска­зан­ное об этом в Еван­ге­лии слово можно разу­меть так, – учит св. Гри­го­рий Синаит. – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога в трех ипо­ста­сях, и послан­ного Тобою Иисуса Христа в двух есте­ствах и хоте­ниях ( Ин.17:3 )».

«Только злоба ере­ти­ков вынуж­дает нас совер­шать вещи недоз­во­лен­ные, вос­хо­дить на вер­шины недо­сти­жи­мые, гово­рить о пред­ме­тах неиз­ре­чен­ных, пред­при­ни­мать иссле­до­ва­ния запре­щен­ные. Сле­до­вало бы доволь­ство­ваться тем, чтобы с искрен­ней верой выпол­нять то, что нам пред­пи­сано, а именно: покло­няться Богу Отцу, почи­тать с Ним Бога Сына и испол­няться Святым Духом. Но вот мы вынуж­дены поль­зо­ваться нашим слабым словом для рас­кры­тия тайн неиз­ре­чен­ных. Заблуж­де­ния других вынуж­дают нас самих ста­но­виться на опас­ный путь изъ­яс­не­ния чело­ве­че­ским языком тех Тайн, кото­рые сле­до­вало бы с бла­го­го­вей­ной верой сохра­нять в глу­бине наших душ».
свт. Иларий Пик­та­вий­ский (О Святой Троице. 2:2).

Дог­маты – это незыб­ле­мые акси­омы, спо­рить с кото­рыми – себе во вред. Эти акси­омы есть везде: в мате­ма­тике, в меди­цине, в тех­нике, в физике. “Если вы попы­та­е­тесь оспо­рить закон зем­ного тяго­те­ния прыж­ком с само­лета без пара­шюта, то шею вы в конеч­ном итоге свер­нете себе, а не закону тяго­те­ния”…
Любая теория зиждется на некоем наборе догм (кото­рые в свет­ской науке стыд­ливо име­ну­ются акси­о­мами).
Тот, кто не при­ла­гает усилий к изу­че­нию пра­во­слав­ной мысли (мне, мол, не нужны догмы), ока­зы­ва­ется в плену у без­мыс­лия. Он под­чи­няет себя неуло­вимо-туман­ным и логи­че­ски бес­связ­ным соб­ствен­ным «ощу­ще­ниям» и обще­при­ня­тым «мне­ниям». Отка­зав­шись от изу­че­ния мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции хри­сти­ан­ской мысли, он … ока­зы­ва­ется один против леги­о­нов неоязы­че­ских и сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков.
диакон Андрей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *