Что такое обида в исламе
Как должен относиться к своим обидчикам настоящий мусульманин
Читать «Новости Югры» в
Не раз горячие джигиты становились героями журналистских триллеров. Масс-медиа создали и внушили нам образ эдакого кровавого мстителя, карающего всех на своем пути. Но есть ли в исламе такое понятие, как месть? Как относится к ней шариат? Что на самом деле религия рекомендует вспыльчивым людям, и как советовал поступать Пророк?
— Прощение является великим нравом, потому что это нрав самого Всевышнего, — считает заместитель имама пос. Белый Яр Джабраил Хазрат Лагабов. — Как бы человек ни грешил, если он искренне прибегнет к прощению Всевышнего, он его прощает. Такое качество, как умение прощать близкого или любого другого человека, — это одно из самых восхваляемых черт и нравов. И, конечно, если человек прощает обиду, он получает за это большое воздаяние.
«. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. »
О чем речь? Если мы заглянем в историю Пророка и великих людей ислама, каждый из них испытывался такими трудностями, испытывалось их умение прощать. Причем как обидой, так и личной утратой.
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд».
В этом Аяте Всевышний не просто говорит, обращаясь к Пророку: «Будь снисходителен», он даже приказывает творить добро и отвернуться от невежд.
— Когда этот Аят был ниспослан ангелом Пророку, то Он обратился к нему с вопросом: в чем же смысл этих слов? На что ангел сразу ему не ответил и попросил разъяснить самого Всевышнего. И Всевышний ответил: «Господь приказывает, чтоб ты наладил отношения, связи с теми, с кем ты их прервал или кто их с тобой прервал: дружеские, родственные. И дай тому, кто тебя лишил, — объяснил имам. — Даже если он тебя лишил имущества, но если ему это нужно, то дай ему это. То, что человек проявил к тебе вероломство, не должно тебя останавливать в добре. Всевышний говорил простить того, кто тебя притеснил, кто сделал зло. Подобного Аята, который объединял бы в себе самые великие человеческие качества, мы больше не найдем в Коране.
«Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».
В этом Аяте Всевышний описывает качества, которыми должен обладать настоящий мусульманин. Верующий человек должен сдерживать гнев, уметь прощать и творить добро.
— Если тебя ударили, что-то забрали, то ты начинаешь гневаться, но нужно проглотить этот гнев, сдержать его, а после простить этого человека… — советуют священнослужители.
Однажды почитаемый мусульманами Пророк Муса, который мог общаться напрямую со Всевышним, спросил у Него: «Какое самое почтенное богослужение для тебя?». И Всевышний ответил: «Для Меня почтенным является, когда человек может ответить на зло прощением».
— То есть, Аллах обратил внимание не на молитву, паломничество, милостыню, хотя это тоже все хорошо и правильно. Но самое важное для Всевышнего — это не ответить на зло, когда ты можешь это сделать, а проявить терпение и снисходительность, — объясняет Джабраил Лагабов.
— Свобода для раба — в те времена свобода была ценнее золота, ее нельзя было купить. Они не просто убили дядю Пророка, но расчленили его тело, и Пророк, когда увидел это, то сказал, что эти минуты для него были самыми тяжелыми, — рассказал имам.
Но он просто отпустил этого человека — убийцу своего дяди. Он простил его.
— Пророк говорил: если к кому-то пришел брат, друг, прося прощения и приводя причины, почему он так поступил, почему совершил зло, и если этот брат его не простил, то он лишается возможности испить из моего источника. У Пророка есть источник в раю, которого удостаиваются только те, кто стремился быть похожим на Него и жил, как Он, — объяснил священнослужитель.
Такого понятия, как кровная месть, в исламе не существует. Это был языческий обычай, когда люди в отместку лишали жизни родственников убийцы. Священнослужители говорят, что нужно прощать своих врагов. Самое же суровое наказание — смертную казнь — шариат предусматривает для террористов и убийц. Именно поэтому ислам учит сохранять жизнь — свою и других людей.
Материал подготовлен при поддержке администрации Сургутского района.
Обида с точки зрения Ислама
Всевышний Аллах предопределяет нашу жизнь, но все же Он нам всегда дает выбор, за который будет спрос, и качество нашей жизни определяет наша психика. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит, что дал разум человеку и тем самым он отличается от животных:
«Поистине, в творении небес и Земли, в том, что ночь сменяется днем, есть знамения для обладающих разумом» (3:190).
Это и есть психика, сознание и подсознание. Хотите изменить качество своей жизни? Выходите из «зоны комфорта», из позиции жертвы:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
Рептильный мозг — это самый древний мозг, который есть и у животных. Этому мозгу более ста миллионов лет, то есть это наши инстинкты, они обеспечивают нашу безопасность в сложных условиях выживания. Его реакция обретает необыкновенную скорость, когда жизнь в опасности или, что-то нам угрожает. Несмотря на то, что этот мозг отвечает за реакции, которые гарантируют нашу мгновенную безопасность, порой он путает воображаемую опасность с реальной угрозой. Вот в чем все дело, это наши переживания, тревоги. Произошла какая-то ситуация, наш рептильный мозг среагировал, чтобы защитить нас и изменил наше энергетическое состояние. Причем при разных видах опасности мы испытываем разные эмоции. Поэтому мы можем перепрограммировать свой головной мозг и изменить реальность вокруг себя. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11)
А эмоция обиды возникает, когда мозг считает, что другой человек сильнее вас, но все же вы хотите на него повлиять.
Обида – это чувство, замешанное на злости и беспомощности.
Принято считать, что обида – это детское чувство, а взрослым обижаться как-то глупо, несерьезно. Но это такая сильная эмоция, с которой даже будучи взрослыми мы не всегда можем справиться. Все дело в том, что эмоции, это энергия, которые живут своей жизнью.
Для эмоций нет времени.
Заметьте, когда вы что-то вспоминаете, произошедшее лет 10-20 тому назад это продолжает оставаться мощным эмоциональным событием. Другими словами, даже если травмирующее событие, сопровождавшееся сильными эмоциями, произошло 50 лет назад, – для психики это ровным счетом ничего не значит. Эмоции не подвержены распаду, как это происходит в материальном мире.
Обида в психологическом смысле обладает очень сильной энергией … Иногда обида настолько захватывает внутреннее пространство человека, что он становится вообще не способным воспринимать мир хоть с какой-нибудь другой позиции, кроме как поделив его на «обидчиков» и «нормальных людей». Наш «обиженный ребенок» в недрах психики вырастает до огромных размеров, заслоняя собой другие аспекты жизни.
Многие люди годами не могут справиться с болезнью, причина которой лежит в переживаниях раннего детства. Тело несет в себе память о ней, и заболевает каждый раз при новом «воспоминании» о старой травме.
Именно поэтому очень важно научиться прощать, освобождаться от того негативного, что происходило в жизни и тем самым очистить место как для позитивных эмоций и ощущений, так и для радостных событий в жизни. Посланник Аллаха, мир ему, говорил:
«Помирись с тем, кто обидел тебя, отобрал у тебя что-либо и прости того, кто поступил с тобой несправедливо!» (Ахмад)
Для того чтобы двигаться дальше, изменить качество своей жизни в лучшую сторону, открыть потоки это и в личной жизни и финансовом состоянии. Прежде всего мы налаживаем связь с Всевышним Аллахом, потом прощаем себя, ведь если мы не можем прощать других, то носим эти обиды в себе, а значит мы не прощаем себя. Делаем дуа (мольбу) за всех, кого мы обидели, и кто обидел нас, желаем им блага этой жизни и следующей … Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Я никогда не видел, чтобы пророк стремился наказать человека, причинившего ему зло, напротив, он призывал быть милостивыми и прощать обидчика» (Абу Давуд)
Мы не можем изменить прошлое, но мы можем перестать за него цепляться, освободиться от его деструктивного влияния на наше настоящее и будущее, ведь во всем есть воля Творца … Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Что хотел Аллах, то и было, что не хотел, – не было».
Умение отпускать обиды – одно из самых важных умений в жизни. … Но правильно прощать умеют не все. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил:
«Аллах возвеличивает того, кто прощает других ради Аллаха» (Муслим)
«Прощайте и будете прощены» (Ахмад)
«Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».
Прощать нельзя мстить: где вы поставите запятую?
Каждый из нас встречал в своей жизни людей, которые, совершая действия, причиняющие нам боль, или поступая вразрез с нашим понятием о правильном, обижают нас. Такая обида заставляет человека волноваться и приносит беспокойство.
Несомненно, эта обида причиняет немалый вред тому, кто обижается, а также самому обидчику. Человек обычно не успокаивается, пока не отомстит за эту обиду или не простит обидчика от всего сердца. В противном случае подвешенное состояние будет мешать ему жить и приводить к гнетущим мыслям.
Как решить эту проблему, как выйти из этого состояния, зависит от нас самих. Каждый человек сам решает, куда ставить запятую в заголовке этой статьи. Прощать нельзя мстить – где всё-таки поставить запятую?
Каждый человек имеет право на месть и может причинить своему обидчику соразмерный вред, но не более. Конечно, есть случаи, которые предусматривают компенсацию и другие виды возмещения причинённого вреда. Шариат регулирует все эти случаи, и в каждой ситуации должен применяться индивидуальный подход.
Всевышний даёт человеку право на месть, но в то же время побуждает прощать того, кто обидел его или причинил ему вред, вне зависимости от тяжести обиды и размера причинённого вреда. Поэтому для искреннего верующего решение всех этих бед очень просто – прощение.
Священный Коран призывает нас проявлять терпение и прощать тех, кто причиняет нам обиду:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
(смысл): «Тех, кто расходует своё имущество ради довольства Аллаха и в радости, и в горе, сдерживает свой гнев, имея возможность отомстить, и прощает людей, которые причиняют обиду – поистине, Аллах любит благодетелей, которые обладают перечисленными здесь качествами». («Сафват ат-тафасир», сура Алю Имран: 133-134)
Представьте себе, Всевышний Творец любит тех, кто сдерживает гнев и прощает обиды. Поэтому верующему следует остерегаться мести и прощать всех людей, особенно родных, близких и соседей.
Из-за притеснений мекканцев Пророк ﷺ был вынужден оставить свою родину и переселиться в Медину. Но когда Пророк ﷺ вернулся в Мекку победителем, он не стал мстить никому из них, хотя и имел возможность.
Ещё одним примером великого прощения Пророка ﷺ является его прощение жителей Таифа. Когда он с Зайдом ибн Харисой отправился в Таиф и призвал там людей к Исламу, на них натравили детей и сумасшедших. Они кричали на него, издевались и закидывали его камнями, и его ноги окрасились кровью – с такой жестокостью и грубостью выгнали их из Таифа. Когда они возвращались, к Пророку ﷺ явился ангел, ведающий горами, который предложил поднять горы и сбросить их на Таиф, жители которого только что причинили ему боль и страдания, но он отказался и сказал:
بَلْ أَرْجُو أَنْ يُخْرِجَ اللَّهُ مِنْ أَصْلَابِهِمْ مَنْ يَعْبُدُ اللَّهَ وَحْدَهُ، لَا يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا
«Нет, не надо губить их, я надеюсь, что Аллах сделает так, что среди их потомства окажутся те, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и не будет придавать Ему в сотоварищи никого». (Бухари, 3231; Муслим, 1795; Ибн Хиббан, 6561)
Любимец Всевышнего ﷺ не стал мстить тем, кто отверг его призыв, оскорбил и причинил ему столько боли и страдания. Он с лёгкостью простил их и выразил надежду, что если они сами не примут истину, то хотя бы кто-то из их потомства станет верующим.
Как научиться прощать?
Помните, что для гнева и ненависти не требуется особого ума, а для прощения и понимания человеку нужна мудрость. На самом деле очень трудно простить обидчика и обуздать желание мстить. Не всегда прощение даётся легко, но верующий стремится понять положение того, кого он не может простить.
Всевышний Творец прощает наши грехи, а кто мы такие, чтобы ставить себя выше Него и не прощать людей? Те, кто прощает своих обидчиков, стремятся к довольству Всевышнего. Ведь тот, кто прощает, будет прощён и сам.
Всевышний Аллах милостив и любит, когда мы проявляем милость. Если в сердце верующего есть милость, он обязательно простит того, кто притеснил его или поступил с ним несправедливо, но не мстит ему, даже когда у него появляется возможность. Такое поведение раба, несомненно, станет причиной довольства Всевышнего.
Тот, кто стремится к довольству Всевышнего, не будет таить зла и желать плохого другому. Прощение – это добродетель, за которую записывается большое вознаграждение. Поэтому у нас не должно быть сомнений, как ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи и где поставить запятую.
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Что такое обида в исламе
Почему в Исламе нельзя обижаться на человека более 3-х дней?
Почему верующим запрещено обижаться именно более 3-х дней?
Человеку свойственны различные чувства, в том числе и обида. Когда нам кажется, что с нами обошлись несправедливо, в чем-то притеснили, мы можем не только затаить в себе обиду, но и прекратить любые отношения с этим человеком.
По словам Пророка (мир ему), мусульманин не должен обижаться на ближнего более 3-х дней и 3-х ночей. Почему? Потому что на пике столкновения хочется дать волю эмоциям, а это может обидеть в ответ другого человека, испортить отношения и выставить вас не в лучшем свете. Поэтому 3 дня даны нам для того, чтобы дистанцироваться от «очага» воздействия, успокоиться, осознать и пересмотреть ситуацию, дабы не совершить ошибок, о которых придется потом сожалеть.
Однако если есть религиозная или шариатская причина, то в таком случае данные рамки могут быть растянуты. Верующие, в первую очередь, должны руководствоваться следующими хадисами:
1) «Не разрывайте связь между друг другом, не поворачивайтесь спиной, не питайте ненависть по отношению и не завидуйте друг другу. О, рабы Аллаха, будьте братьями. Не дозволено мусульманину сердиться на своего брата по вере более 3-х дней» (Бухари, Адаб, 57, 58, 62; Муслим, Бирр, 23, 24, 28, 30-32).
2) «Мусульманину, запрещено сердиться на своего брата по вере более 3-х дней: Встречаются два мусульманина и, обидевшись, один из них отворачивается в одну, а другой – в другую сторону. Однако лучшим из них является тот, кто первым из них пойдет на примирение (заговорит)» (Бухари, Адаб, 62, Исти’зан 9; Муслим, Бирр 23, 25, 26).
3) «В понедельник и четверг Аллах прощает каждому мусульманину, кроме придающих Аллаху сотоварищей и поссорившихся…» (Муслим, Бирр, 36).
Ислам – религия, предполагающая сплочение, дружбу и хорошие отношения между людьми. Не нужно обижаться на ближнего целыми днями и месяцами, ибо помните, что шайтан бесконечно рад тому, что верующие ссорятся и обижаются! Не забывайте: лучший тот, кто первым пойдет на примирение.
Прощайте людей так же, как вы бы хотели, чтобы Аллах простил вас! Прощайте людей ради Аллаха! Не обижайте никого и не обижайтесь сами, ведь мирская жизнь так скоротечна.
Как побороть обиду: простые правила
Обида, поглотившая человека, превращает его в неуправляемое орудие мести. Опираясь на хадисы и принципы Ислама, хотелось бы предложить в этой статье несколько правил, помогающих побороть обиду и превратить этот большой минус в не менее большой плюс.
• Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если ты обижен, то лучше замолчи, ничего не говори. Если ты обидишься повторно, еще раз замолчи».
• Обида от шайтана, а шайтан создан из огня. Поэтому самым лучшим способом потушить огонь обиды является омовение.
Исследование ученых показали, что именно вода помогает избавлению организма от различных химических соединений, возникающих в организме человека в момент обиды и вредящих его здоровью.
• Пророк (ﷺ): «Если кто-то из вас в момент обиды стоит на ногах, то пусть сядет, а если не пройдет обида, то пусть ляжет».
Как доказали ученые, адреналин в крови стоящего на ногах человека в разы больше, а если еще принять во внимание обиду, то показатели порой просто зашкаливают.
• Также, одним из эффективных способов побороть обиду является контакт с почвой.
Именно земля благодаря своим химическим свойствам служит неким громоотводом, и забирает лишнюю энергию из организма. Даже Гиппократ в свое время говорил, что: «Лучшая обувь для человека, это ее отсутствие».
Согласно исследованиям американских ученых во время молитвы мозг человека перепрограммируется и запускает в действие определенные процессы, благодаря которым человек принимает правильное решение.
• Посланник Аллаха разделил людей, испытывающих чувство обиды на определенные категории:
1. Тяжело поддающийся обидам и легко забывающий о ней;
2. Быстро обижающийся и быстро отходящий от обид;
3. Тяжело поддающийся обидам, но при этом также тяжело отходящий от обид;
4. Быстро обижающийся и также тяжело отходящий от обид;
К тому же стоит отметить, что обида опасна для здоровья.
А о моральной стороне вопроса говорить просто не приходится.