Что такое доброта философия
Добро (философия)
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.
Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.
Содержание
Добро в христианстве
В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.
Христианство рассматривает зло не как самостоятельная сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел Люцифер (слав. Денница), ставший в результате Сатаной (Диаволом). Увлечённые им в падение ангелы стали демонами, которые видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро.
Люди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность совершить покаяние, уверовать в Единородного и вернуться в послушание Богу.
Евангельское добро
В Евангелии добро — прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36), и милости духовной – обратить грешника от его ложного пути — спасти душу (Иак.5:20).
Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41).
Добро в индуизме
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару
Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой. [1]
Понятие добра в культуре
Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.
Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Добро (философия)» в других словарях:
ДОБРО И ЗЛО — нормативно оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно положительное, благо, а с другой нравственно отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия
ДОБРО — в широком смысле слова, как благо, означает, во первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч. л. в его отношении к некоторому стандарту, во вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово «Д.» употребляется для обозначения… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия
Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде.[1] Название… … Википедия
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ — ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия
Философия в Башкортостане — философские воззрения башкир и философская наука в Башкортостане. Содержание 1 … Википедия
ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ — представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история
Философия религии — значимая составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории. Конкретное содержание этой составной части постоянно обогащалось, сама разработка проблем Ф. р. осуществлялась с различных мировоззренческих позиций. Проблематика Ф … Русская Философия. Энциклопедия
ДОБРО — важнейшее этическое и метафизическое понятие, предельное основание нравственной деятельности человека, высшая и наиболее общая положительная ценность. По происхождению понятие «Д.» тесно связано с онтологической идеей наличия объективного благого … Православная энциклопедия
Философия добра
Что такое добро и что такое зло
Досье
Рубен АПРЕСЯН – российский философ, доктор философских наук (тема диссертации – «Идея морали и базовые нормативно-этические программы»), профессор. Заведующий сектором этики Института философии РАН с 1994 года по настоящее время. Почетный доктор Упсальского университета. Эксперт в области истории и теории моральной философии, происхождения морали, нормативной и прикладной этики, философских проблем войны, образования, ненасилия, толерантности, любви.
Что такое доброта, добро?
Наверное, вы не случайно поставили эти слова рядом: они воспринимаются как близкие по смыслу, да и грамматически они родственны. Вроде бы доброта – это черта характера человека, выражающаяся в том, что он совершает добрые поступки, «делает добро». Правда, близость этих слов не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. В чем мы видим доброту? В любезности, душевности, доброжелательности, готовности помочь, проявить заботу и так далее. То есть речь идет об определенного рода действиях, которые направлены на благо другого человека. Добро – более общее, если не сказать абстрактное по значению слово. Оно содержит в себе ряд смыслов. В обычной речи слово «добро» нередко синонимично сливается со словом «благо». В исторически-этимологическом плане добро и означало благо, то есть положительную ценность вообще. В более строгом значении слово «добро» указывает на положительное соответствие чего-либо в отношении к стандарту, а также сам этот стандарт.
Как в таком случае относиться к распространенному мнению, что у каждого свое понимание добра и зла?
В лучшем случае как к печальному недоразумению, и хорошо, если только мыслительному, а не мотивационному и поведенческому. У каждого может быть свое понимание блага, в том числе блага чужого. Однако по поводу понимания чужого блага уже надо объясниться с тем, о чьем благе идет речь. Также надо разъяснять другим, в чем вы видите свое благо. Чтобы естественное стремление другого к своему благу не приходило в противоречие с вашим естественным стремлением к своему благу. В обществе существует немало механизмов, призванных не допустить столкновения разных и тем более конкурирующих частных интересов, смягчить такое столкновение, если оно неизбежно, гармонизировать интересы различных лиц (не важно, частных или публичных, физических или юридических). Одним из таких механизмов является мораль, в арсенале которой имеются, наряду с другими, такие мыслительные инструменты, как понятия «добро» и «зло».
Вы говорите, «в обществе существуют механизмы». Но разве мы не видим, что в разных обществах и даже в одном обществе в разные периоды его развития существуют различные представления о добре и зле?
Отчасти это так. Но добро – это понятие довольно общее по своему содержанию, посредством этого понятия мы проверяем, оцениваем людей и их поступки, события в индивидуальной и общественной жизни, политики, проводимые различными общественными силами и государством, соотнося их с нравственным идеалом…
Что вы имеете в виду, говоря о нравственном идеале – Нагорную проповедь Иисуса, Прощальную проповедь Пророка Мухаммада или, скажем, «Моральный кодекс строителя коммунизма»?
В «Моральном кодексе» были светлые идеи, но в целом это идеологический документ. Что касается названных проповедей, они, несомненно, содержат возвышенные нравственные ценности и принципы. Однако я имею в виду более лаконичное выражение морального идеала: не вреди, помогай, будь милосерден (заботлив). Сомневаюсь, что вы можете назвать хотя бы одно общество, в котором не утверждались бы эти принципы или утверждалось что-либо противоположное.
Пожалуй, не назвать. Но эти довольно общие принципы могут пониматься в разных обществах по-разному.
Действительно, принципы довольно общие, они вроде бы не говорят, что именно надо делать, но они элементарные, и в этом смысле вполне конкретные. Человек телесен, он испытывает потребности, без удовлетворения которых его жизнь не- возможна, у него есть родные и любимые, он обладает каким-то имуществом, у него есть образ своего Я. Вот уже и ясно, в чем может заключаться требование «не вреди». Для начала, по крайней мере, не причинять боли, не наносить вред здоровью и так далее, не препятствовать другому в удовлетворении потребностей, от которых зависит его выживание, не наносить ущерб его родным и близким, его имуществу, не унижать его в собственных глазах и в глазах родных и близких. Подчеркиваю, это элементарное. И эти требования действительны во всех обществах, во всех слоях населения. Более того, как показывают этологические наблюдения, ограничения такого рода так или иначе действуют и в популяциях животных, в особенности животных социальных…
Можно ли сказать, что мораль уходит корнями в биологическую эволюцию, и у человека лишь озвучено то, что у бессловесных животных действительно на уровне инстинкта?
Можно сказать, что на данном элементарном уровне моральные ценности и требования по своему содержанию отчасти совпадают с тем, что на зоологическом уровне работает благодаря инстинкту, а также благодаря научению и дисциплине, поддерживаемой социальной организацией, как правило строго иерархичной. Но если бы было так просто, не было бы потребности в морали. Мораль – и этим она отличается от выработанных эволюцией механизмов регуляции поведения – воплощает в себе ценности и принципы, которые вменяются человеку как существу, способному на своеволие. Посредством морали человек утверждается как свободное существо.
Начиная с открытий Дарвина мы наблюдаем периодические всплески интереса к так называемым эволюционным, генетическим, нейропсихологическим предпосылкам морали. И поскольку на эту тему высказываются главным образом ученые, в том числе психологи, то они задают тон в этих обсуждениях. Здесь возникает внутридискурсивное напряжение: ученые думают, что благодаря науке знают про мораль достаточно, чтобы ее объяснить без философов, которые «витают в эмпиреях», а философы с сожалением наблюдают, как ученые, будь то эволюционные генетики или этологи, в суждениях о морали редко выбираются за пределы своих обыденных представлений или упрощенных схем. Наиболее распространенной является схема морали как альтруистического поведения. При этом под «альтруизмом» будут пониматься действия, направленные на повышение репродуктивных способностей другой особи в ущерб себе.
Элементарные по своему смыслу требования «невреждения», помощи и заботы не существуют сами по себе. Они включены в межличностные и социальные отношения, актуализируются в контексте коммуникативного и социального взаимодействия. Взаимодействие складывается в прагматических целях: для удовлетворения каждым своих потребностей и интересов. Каковы бы ни были эволюционные предпосылки морали, предполагаемое ими содержание вменяется человеку культурными средствами. Оно артикулировано, вплетено в процессы воспитания, закреплено в разнообразных текстах (начиная с крылатых выражений, пословиц, санкционируемых повторением афоризмов и продолжая священными, художественными, нормативными текстами). Причем человеку предписывается не просто исполнение базовых ценностей и принципов. Ему надлежит быть таким, чтобы он мог понимать эти ценности и осуществлять эти принципы. Человеку вменяется быть добрым в значении добродетельным.
Иди и познай
Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться в зло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Можно ли сделать вывод, что человек не рождается добрым, а становится?
В истории мысли этот вопрос формулировался несколько иначе: является ли человек от природы добрым или злым? Одни мыслители говорили, что человек по природе добр, другие – что он зол, а третьи – что человек по природе ни добр, ни зол. Те, кто говорили, что человек по природе добр, видели в обществе только конкуренцию, конфликты, войны, в межчеловеческих отношениях – коварство; а если и видели любовь, то относили ее к проявлениям природы, поскольку в «природе» нет коварства, конкуренции и войн. Настаивавшие на том, что человек по природе зол, имели в виду человека как носителя индивидуальных интересов, побуждающих его в условиях ограниченности ресурсов бороться за свою возможно большую долю и, вследствие этого, вступать в конкуренцию с другими индивидами, стремящимися к тому же.
Заслуживают внимания новейшие данные нейропсихологии, говорящие о том, что в мозгу человека есть области, отвечающие за восприимчивость к эмоциям и состояниям других людей. Однако данные такого рода пока недостаточно определенны. Мне, к сожалению, не известно о достоверных экспериментальных исследованиях человека, построенных на основе философских представлений о морали. Нередко родители видят, что младенцы как будто от рождения проявляют характер: кто-то улыбчив и благодушен, кто-то хмур и хитер. Но эти наблюдения разрозненны и их мало для научного изучения.
Так что же, человек по природе – по ту сторону добра и зла?
Думаю, что так оно и есть. От природы или по рождению индивид не добр и не зол. Можно с определенностью сказать, что начальная стадия морального развития индивида имеет длительную латентную стадию. Я исхожу из понимания морали как системы ценностей, побуждающих людей стремиться к содействию благу других и делать это, ориентируясь на идеал совершенства. Эта стадия примечательна тем, что индивид своеобразным образом осваивает опыт удовлетворения своих потребностей, получения благ. Его потребности обеспечиваются взрослыми, в первую очередь матерью. Ребенок при этом относительно пассивен, рецептивен; он всего лишь объект чужой активности. Но это активность, в которой непосредственным образом утверждаются моральные ценности невреждения, помощи, заботы, пусть и реверсивным, с этической точки зрения, образом.
Благо, которое предполагается моральными ценностями, ребенок поначалу «эгоцентрически» ассоциирует со своим собственным благом. Он «пользуется» заботливостью других, при этом переживая моральные ценности как «ценности для меня самого»: «невреждение мне», «помощь мне», «забота обо мне». В процессе личностного развития, в результате наращивания опыта общения и воспитания индивид начинает «делиться» этими ценностями: невреждение – в отношении меня, как и в отношении другого, помощь – мне, как и другому, забота – обо мне, как и о другом.
По степени, с какой моральные ценности ассоциируются индивидом не только с самим собой и своим благом, но и с другими людьми и их благом, можно судить о его моральной зрелости. Перенос действенности ценностей с себя на других – показатель не только доброй воли человека, но и того, насколько принята им логика самих моральных ценностей. Они утверждают благо именно другого, они обращены к человеку с призывом не вредить другому, помогать другому, заботиться о другом. В той мере, в какой человек деятельно отзывается на этот призыв, и обнаруживается его способность к добру.
Подробнее об этом
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика : Учебник. М. : Гардарики, 2000.
Что Такое Доброта, И Почему Она Так Важна?
На первый взгляд, объяснить, что такое доброта, несложно. Это очевидное качество человека, которое объясняет его хорошие поступки, отзывчивость и человечность. Предлагаю поговорить про то, что такое доброта в более широком понимании. Что заставляет людей делать добрые поступки, может ли доброта приносить выгоду, и как она влияет на отношения — эти и другие вопросы обсудим в статье.
Что такое доброта в человеке?
Доброта – это качество, которое проявляется в контакте человека с окружающим миром — с природой, животными, растениями, другими людьми.
Доброта с эмоциональной точки зрения — положительный знак, она как сканер сопричастности человека к окружающему миру.
Вот простой пример из жизни, как добро привлекает добро.
Однажды, возвращаясь вечером с работы, человек останавливается на обочине, чтобы помочь другому сменить колесо на его машине. Оказывается, что тот, другой, — пожарный, у которого по дороге с работы случилась небольшая проблема с машиной. Несколько часов назад, на службе пожарный, рискуя жизнью, спас целую семью из горящего дома… Два добрых человека встретились на дороге не случайно, два человека привыкли делать добро, и оно к ним возвращается. Сила и энергия доброты безграничны.
Мы используем термин «доброта», описывая отзывчивость и внимательность других людей. О доброте мы говорим, когда призываем людей стать более человечными, терпимыми и справедливыми. Слово «добро» является частью названия благотворительных организаций и объединений.
А что значит доброта для самого человека? С точки зрения морали, доброта — это нравственная характеристика человека. Считается, что добро идёт от сердца. Радость и тепло во всём теле — это маркеры, которыми проявляет себя доброта.
Посмотрим, что религии говорят про добро и добрые поступки.
5 признаков доброты человека
Проявление доброты человек начинает чувствовать с первых дней жизни — во взгляде, прикосновениях и заботе матери. Взрослея, люди вынуждены приспосабливаться, они трансформируют чувство доброты под действием внешних сил и обстоятельств. Доброта — это внутренняя потребность каждого.
Есть люди, вокруг которых буквально «разлита» доброта. С ними легко, комфортно, спокойно и надёжно. К ним окружающие испытывают неосознанное влечение. Добрые люди излучают вокруг себя гармонию, спокойствие и уверенность, что «всё идёт как надо» и «всё будет хорошо».
Дело не только в том, в каких поступках человека проявляется доброта. Дело в общем ощущении от общения с добрым человеком.
Ниже я перечислю признаки доброты, которые объединяют людей с добрым сердцем:
1. Доброта человека — в его глазах, в душе, в поступках. Поступки доброго человека бескорыстны и не нацелены на обязательное вознаграждение.
* Установки «что такое хорошо и что такое плохо» — это часть внутреннего кодекса доброты. Добрые люди мыслят и поступают в соответствии с этими установками. Они, как правило, быстро принимают решение о помощи. Добрые люди терпимы к мнению других людей, и к критике в свой адрес они относятся терпимо. Понимание «добра» является главным критерием при оценке ими тех или иных событий.
2. Добрые люди не делят людей на плохих и хороших, на своих и чужих.
* Добрый руководитель справедлив к каждому, не ищет и не выделяет «любимчиков». Воспитательница в детском саду, если в группе детей находится её сын, никогда его не выделяет и относится одинаково с любовью и вниманием ко всем детям.
3. Добрые люди добры при любых обстоятельствах.
* Добрым быть легко, когда вокруг тебя достаток и успех. Но если условия и ситуация меняются, то по-настоящему добрые люди таковыми и останутся. Их стиль поведения и отношение к людям не изменятся.
4. Добрый человек всегда придёт на помощь. Но не будет навязывать свои «услуги» и пичкать советами, если в его помощи другие люди не нуждаются.
* Доброта — это чуткость и признак развитой натуры. Как правило, добрые люди хорошо чувствуют людей. И прежде чем подбегать и хватать коляску с инвалидом, чтобы перевезти его через дорогу, они обязательно спросят, могут ли помочь или требуется их помощь.
5. Добрый человек не зависит от отношения к себе других людей.
* Если под влиянием каких-то злобных сил в коллективе все вдруг стали относиться к какому-то одному сотруднику плохо, то доброго человека этим не испугаешь. Добрый человек относится ко всем по-доброму. Как результат — разгорающийся конфликт затухает.
И ещё один пункт касается того, как проявляется доброта по отношению человека к самому себе. Искренне добрые люди не обязательно стоики и «страдающие за других». Настоящая доброта не работает «на показуху», она проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Часто люди с добрым сердцем не заявляют громогласно о своём желании изменить мир и людей вокруг, тем более — в ущерб себе.
Добрый человек имеет высокие моральные устои и силу быть великодушным по отношению к другим людям. Он готов приходить на помощь, но лишь в случае, когда это обоснованно, не причиняя вред себе. Добрые люди с любовью, вниманием и теплотой относятся к себе, заботятся о своих близких, о своём доме. Работать с добрым человеком — сплошное удовольствие. Его аура и отношение формируют среду, где всё у всех получается и ладится.
В чём истинный смысл доброты?
Смысл слова доброта выражается в хороших и полезных делах, в чувстве согласия с окружающим миром, в поддержке окружающих и так далее. Доброта в человеке — это особенное состояние, которое полезно в первую очередь для того, кто её излучает.
Что даёт человеку доброта?
Главное, для чего нужна доброта человеку, — помочь ему выжить и сохраниться как разумной сущности на планете. Энергия и сила добра бесконечны. Социологи считают, что доброта — это признак здорового общества.
Делая добро, люди наполняются радостью и начинают излучать положительную энергию на других людей, делая их радостнее и счастливее. Недаром говорят, что наградой за доброе дело является само его свершение.
Доброта – это полезное качество человека, которое располагает окружающих, помогает выстраивать отношения и притягивать других людей. Доброта обезоруживает. Не каждый человек может искренне проявлять доброту к окружающим. Отчасти это является признаком силы. Добрый человек вызывает уважение, о нём с почитанием и благодарностью говорят: «У него такое доброе сердце!»
Показательно, что неважно, делаете ли вы добрые поступки или наблюдаете, как кто-то другой делает это. В обоих случаях будут схожие ощущения.
Доброта — удивительное качество, её много не бывает. Пропорции здесь прозрачны. Доброта к людям всегда взаимна. Чем больше человек отдаёт доброты, тем больше у него её становится. Чем больше добрых дел сделано, тем больше радости получено.
Доказано, что свою доброту человек может «прокачать». Наш мозг в ответ на сделанные добрые дела реагирует «поощрением» — соответствующими приятными ощущениями. Впоследствии можно сформировать своего рода «зависимость» от добрых дел.
Для всех, кто искренне настроен на творение добра и хороших дел для других, важно поддерживать «уровень добра» между отношением к себе и к другим. Важность доброты заключается в том, что доброе отношение человека к самому себе делает его добрее к окружающим. Быть добрым к себе — это любить и беречь себя, заботиться о себе, ценить и прощать себя. Если с этим не складывается, то появляются перепады настроения, раздражительность, ощущение постоянной усталости, снижается концентрация внимания и уровень вовлечённости в окружающие жизненные процессы.
Ответы на популярные вопросы о доброте
Очевидно, что находиться рядом с добрым человеком очень комфортно. Но что такое качество, как доброта, даёт самому «доброму» человеку?
Доброта как человеческое качество не является абсолютно альтруистической. На самом деле, делать добрые дела — выгодно. Даже если у человека нет ожидания «награды», то совершать добрые поступки во благо других людей, ему выгодно.
Во-первых, делающий добро переводит акцент с себя и получает много положительных эмоций. Из отношений постепенно уходят страхи, социальные тревоги, снижается уровень депрессии.
Доказано, что добрые дела синтезируют окситоцины-гормоны любви, серотонины — гормоны счастья и гормоны радости — эндорфины.
Во-вторых, добрые дела уменьшают количество накопленного негатива вокруг вас. Накопленный негатив приводит к стрессу, стресс — к болезням. Отвлекаясь на совершение добра, человек приближается в гармоничному состоянию, он меньше болеет и дольше остаётся молодым.
Исследования среди людей старше 60 лет показали, что более высокая продолжительность жизни отмечается у тех, кто живёт социально-активной жизнью, состоит в различных «помогающих» фондах и организациях, занимается волонтёрской деятельностью.
Доброта – это проявление силы или слабости?
Всем свойственно делать добрые дела. В окружении каждого из нас можно найти человека, который совершает добрые поступки гораздо чаще, чем остальные. Отношение к нему со стороны разное. И у многих вопрос: его доброта — проявление силы или слабости?
Настоящая искренняя доброта — это всегда признак силы и духовно развитого человека. Настоящие добрые дела люди делают не время от времени, а постоянно. Сила доброты в том, что в ответ на свои хорошие поступки на сознательном уровне человек не ждёт и не надеется на какую-то выгоду для себя. То, что добро вернётся и окупится — многие это знают, чувствуют, понимают по собственному опыту. Но порыв сделать что-то хорошее всегда идёт от сердца.
Иногда человек пытается сделать что-то полезное для собственного успокоения. Таким образом, он как будто старается искупить вину за свой неблаговидный поступок. Бывает, что своими добрыми делами человек буквально «пробивает» себе дорогу к намеченной цели. Здесь не может быть однозначного ответа — это сила или слабость человеческая.
Настоящее добро — это разумный баланс действий, поступков, слов, ощущений, которые приносят пользу всем. Чтобы быть добрым человеком, принимающим решение сердцем, безусловно, мы должны быть сильными.
Если чувствуете, что хотите сделать добро людям, необязательно совершать какие-то «адресные» действия в отношении кого-то конкретного.
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Частый вопрос касается того, может ли доброта причинить вред человеку и разочарование.
Мы делаем добрые дела от чистого сердца. Если хорошие поступки совершаются бескорыстно, то человек обязательно получает свою порцию счастья в ответ.
Вместе с тем, отдавая что-то, человек затрачивает энергию и силы. На подсознательном уровне человек ждёт «поощрения» — адекватной реакции, как вознаграждения за то, что отдал.
К сожалению, часто люди принимают как должное добрые бескорыстные поступки в их адрес: забывают поблагодарить или улыбнуться в ответ, невнимательно относятся к людям, от которых что-то получили.
Приведу простой пример. Мы все любим получать подарки: на праздники, дни рождения или просто так. И среди нас немало тех, кто любит дарить подарки, радуя своих близких и любимых. И когда те, кому мы дарим, остаются довольны и благодарят нас за подарок, тогда у нас на душе становится тепло и радостно, мы получаем свою порцию «поощрения». И, напротив, когда наш подарок воспринимается как должное, и в наш адрес не звучат слова благодарности, мы чувствуем себя разочарованными.
Отданное добро, тепло и внимание остаются не принятыми, не нужными или не важными. После этого у человека может появиться разочарование и пропасть желание помогать, дарить, радовать других.
И хотя считается, что настоящая доброта бескорыстна, необходимо быть внимательным и благодарным к хорошим светлым поступкам других людей. Тем более — если эти поступки адресно направлены на нас.
Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
Добро и зло — две противоположные категории. Философия определяет тесную взаимосвязь хорошего и плохого в жизни. Зло традиционно относят к категории, которая связана с отрицательными эмоциями и нанесением вреда другим людям.
Нет худа без добра — не простая русская пословица, а в какой-то мере жизненная мораль. В каждом злом действии можно отыскать частичку добра. И наоборот — в добрых делах можно найти то, что для кого-то является злом.
Один и тот же поступок мы оцениваем по-разному. Кто-то находит в нём доброе начало, а кто-то связывает с абсолютным злом.
Приведу пример, вполне безобидный. Однажды к моей знакомой на оживлённой улице подошла незнакомая женщина и тихонько шепнула, что у неё на видном месте порвались колготки. А у моей знакомой через пару минут намечалась важная встреча. Ни времени, ни возможности что-то сделать у неё не было. Итог — важная встреча оказалась неудачной. Моя знакомая винит во всём ту женщину, которая не вовремя «влезла» со своим «добрым» замечанием, испортила настроение, лишила уверенности и так далее. Хотя женщина, указавшая на проблему, явно руководствовалась добрыми мотивами.
Лечит ли доброта от одиночества?
В последнее время много говорят про проблему одиночества. Несмотря на то, что одиночество — это субъективное чувство, основанное на личных переживаниях самого человека, наличие проблемы следует признать.
Специалисты говорят, что доброта лечит от одиночества. Доброта — это открытость и готовность отдавать. Добро вокруг вас сокращает «раскол» с внешним миром. Добро, полученное от других, повышает значимость самого человека. Доброта, которую мы отдаём другим людям, возвращается к нам теплом и радостью, повышает самооценку, усиливает взаимопонимание, заставляет увидеть хорошее в жизни.
В любом новом месте, в незнакомом городе легко завести отношения и наладить социальные и дружеские контакты через добрые дела и поступки. Нужно также позволять другим людям делать добро для вас. Психологи давно доказали, что человек подсознательно привязывается к тому, для кого он сделал доброе дело. Согласно яркой цитате Сент-Экзюпери, мы «в ответе за тех, кого мы приучили».
Чем отличается доброта от милосердия?
Можно сказать, что доброта — это лучшее, что есть в человеке. Добрые дела человек делает по велению души и зову сердца. Добрый человек проявляет заботу и сострадание к другим людям. Добрый человек проявляет милосердие по отношению к другому человеку.
Доброта и милосердие крепко связанные между собой качества. Желание оказать помощь, выразить поддержку, проявить милосердие идут от доброго сердца.
Доброта — это прекрасное чувство, которое делает душу человека наполненной. А милосердие является действием доброй души.
Как связаны между собой любовь и доброта?
Искренняя доброта – это то, что открывает, притягивает, связывает между собой и наполняет чувствами сердца людей. Предвестником любви к человеку всегда является доброта.
Нет любви без доброты. И то и другое нужно не только брать, но и отдавать. Когда любишь, то искренне желаешь добра любимому человеку. Совершить добрый поступок, проявить внимание к любимому, помочь, разделить с ним его радость или печаль — всё это естественно по отношению к тем, кого любишь.
Доказано, что длительные отношения между двумя людьми строятся на любви, взаимном уважении и добром отношении друг к другу. Рядом с добрым человеком другие люди чаще чувствуют себя счастливыми.
Добро формирует любовь к человеку, к людям и к жизни. Доброе отношение к себе и окружающим характерно для гармоничных и нравственно высокоразвитых людей, способных на настоящие глубокие чувства.
Заключение
В мире много добрых людей. Каждый день они совершают полезные дела, проявляют терпение, понимание, сострадание, оказывают помощь. Каждый человек способен быть добрым. Повод для проявления доброты найти легко.
- Доброту в себе нужно прокачивать и развивать. Старайтесь делать добрые поступки ежедневно, маленькие и большие, но обязательно — каждый день. Будьте добрее и терпимее к поступкам и ошибкам окружающих. Не проходите мимо, когда кому-то нужна помощь. Проявите понимание и сострадание, но не переусердствуйте. Не лезьте с советами, если вас не спрашивают. Не проявляйте «навязчивую» доброту и чрезмерную заботу изо всех сил.
Главным мотиватором для совершения добрых дел может стать тот факт, что доброта, проявленная в отношении других людей, приносит ещё больше доброго и светлого в жизнь человека, делая его счастливым.
В этой статье мы рассмотрели очень важную тему — о доброте и её значении для человека и человечества. В последнее время растёт интерес людей к теме доброты. Многие, испытывая её недостаток, желают сами стать добрее и улучшить жизнь вокруг себя. Было бы интересно узнать, как вы, дорогие читатели, понимаете значение слова доброта…
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».