Что такое дневник рефлексии
Ведение дневника- рефлексии как форма речевого развития обучающегося
Дневник –рефлексия как форма работы над собой и практика речевого развития
Важно приучать ребёнка к осмысленности. Познавательный процесс только тогда будет успешным, когда понятно, для чего и с какой целью осуществляется какая- либо деятельность. Когда цели и задачи формулируются самим ребёнком. Но для этого надо приучить ребёнка осмысливать свою деятельность, задавать вопросы и правильно их формулировать.
Одной из форм работы над собой, приучающей ребёнка размышлять, строить рассуждение и формировать точку зрения, а следовательно – способствующей развитию речи и мышления, является работа с дневником –рефлексией.
Важно отбирать материал, соответствующий возрасту и интеллектуальному развитию ребёнка. От классических тетрадей для сочинений эта тетрадь отличается тем, что, приучая ребят к данной работе, учитель даёт установку на свободный стиль и умение формулировать свои мысли. В ней появляются размышления контекстные, связанные с жизнью ребёнка, отношениями в классе, а также значимыми в культурном контексте событиями, способствующими личностному и духовному росту ребёнка. Орфографические и пунктуационные ошибки, хотя и исправляются, и учитель фиксирует своё внимание на них, чтобы при дальнейшей работе с ребёнком помочь ему их не совершать, не являются первостепенной задачей. Приоритет остаётся за умением самостоятельно мыслить и осмысливать информацию. Число людей, плохо читающих и имеющих проблемы с письмом, к сожалению, растёт. Но эта проблема не связана напрямую с проблемой интеллекта. И в данном случае акцент переносится на другие умения. А научившись осмысливать свои действия и работать над собой, ученик, возможно, более успешно будет справляться и с другими проблемами, в том числе связанными с орфографическими и пунктуационными ошибками.
Можно научиться грамотно писать и переписывать чужие мысли, но куда более важно научиться самостоятельно мыслить, соотносить написанное другими с собственным опытом, размышлять над прочитанным, чувствовать и уметь выразить свои переживания. А также отбирать нужную и полезную информацию, встраивая её в свой мир.
О том, насколько важно умение осмысливать и работать с информацией, говорит и замечательный учёный лингвист, специалист по когнитивным процессам Т.В. Черниговская: «Если мы купаемся в море информации, но не умеем отобрать нужную для нас, пользы от неё никакой. Все сенсорные системы – не более чем окна и двери в мозг. Речь организует мышление, а язык помогает справиться с потоком сенсорной информации».
Работа с дневником-рефлексией – это своеобразный тренинг, формирующий привычку проговаривать и осмысливать события своей жизни через предлагаемые ситуации, в данном случае – умело подобранные учителем.
Небезынтересно давать одни и те же или похожие цитаты в разные временные отрезки, чтобы сравнивать и наблюдать над тем, как ментально, интеллектуально двигается и меняется ребёнок.
Это и подготовка (а не просто натаскивание) детей к сочинению-рассуждению, которое они должны научиться писать к моменту итоговой аттестации, и работа, помогающая вырастить ребёнка, способного самостоятельно мыслить, выражать себя через слово, способного к рефлексии, а значит готового всё время учиться, меняться, расти над собой, своими ошибками, эволюционировать и созидать.
Описание работы на этапе формирования умений самопознания с помощью рефлексивного дневника
Функцию знакомства с дневником выполняет «Обращение автора к ученикам и их родителям». Обращение к детям построено в форме диалога и отражает направленность, назначение дневника.
Ученикам предлагается сформулировать и записать вопросы, которые появляются у них при прочтении названия – рефлексивный дневник. С первой страницы начинается формирование умения искать ответы на свои вопросы в справочной литературе, других источниках, делать целенаправленный запрос к источникам информации.
Приведём краткие выдержки из текста, предлагаемого школьникам:
Справка: Рефлексия – это умения самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Дневник – это самостоятельные записи по дням, по порядку.
Вы уже увидели главное?
Рефлексивный дневник – это странички развития вашей самостоятельности.
Если вы не нашли ответов на все свои вопросы, подумайте у кого или где их можно узнать!
С помощью самостоятельных размышлений дети узнают, что такое рефлексивный дневник и для чего он предназначен, т.е. цель своей работы с дневником. (Рефлексивный дневник поможет вам учить себя, то есть учиться!)
Им предлагается выяснить, что значит «уметь учиться».
Учить-ся – это значит учить себя! Возвратная частица «ся» означает направленность действия на себя. Например: умывать-ся – умывать себя, одевать-ся – одевать себя, причёсывать-ся – причёсывать себя, тренировать-ся – тренировать себя, следовательно, учиться – учить себя.
Ученики узнают ещё об одной функции дневника – это «друг». На страничках дневника они смогут записывать свои мысли, рисовать, беседовать с учителем, родителями, друзьями и … самим собой!
В обращении к родителям как заинтересованным участникам учебного процесса объясняется назначение дневника, его особенная актуальность при работе в условиях безотметочного обучения.
Знакомство с дневником и его предназначением продолжается на страничке: «Я учусь учить+ся». В чём мне должен помочь рефлексивный дневник».
«Я учусь учить+ся» – я учусь учить себя, т.е. приобретаю умение учиться. Эта страничка знакомит начинающего ученика с теми умениями, которые он будет приобретать в процессе работы с рефлексивным дневником. Эти умения помогут ему организовывать свою самостоятельную учебную деятельность и учебную деятельность на уроке.
– «видеть» свои «открытия», успехи, проблемы в познавательной деятельности;
– делать целенаправленный запрос о помощи – в чём мне нужна помощь и где, у кого я могу её получить;
– оценивать свою работу на уроке – проводить интеллектуальную, эмоциональную, физическую рефлексию;
– оценивать работу другого ученика на уроке;
– планировать свою познавательную деятельность.
Семь умений, которые будет приобретать начинающий школьник, представлены ему в виде ребуса 7Я, в котором зашифрован важный смысл: «во всём мне помогает моя семья», так как родители младших школьников являются заинтересованными участниками процесса обучения своего ребёнка.
Функцию знакомства с учеником выполняет страничка «Визитная карточка ученика». Предоставляет ребёнку возможность учиться, осознавать себя личностью, индивидуальностью: Какой Я? Что мне нравится в себе, жизни, школе? Что хотелось бы изменить? Что для этого нужно? Ребёнок учится задавать вопросы самому себе, другу, искать и получать ответы.
Визитная карточка позволяет учителю и родителям «открыть», лучше узнать внутренний мир ребёнка, оценить глубину его вопросов и ответов самому себе, степень его принятия себя.
После знакомства с содержанием первых двух страничек учитель предлагает детям заполнить визитную карточку ученика. (Этой работе можно посвятить тематический классный час «Что такое рефлексия и рефлексивный дневник?» или предложить ученикам заполнить страничку-визитку дома, познакомив своих родителей с дневником.) На эту работу нужно отвести 2–3 дня, затем собрать дневники, чтобы «познакомиться заново» со своими учениками и обязательно дать положительную оценку первым «откровениям» учеников: «Спасибо!», «Очень интересно!», «Очень приятно с тобой познакомиться!», «Ты оказывается очень интересный человек, спасибо!», «Какие у тебя глубокие мысли, спасибо!» и т.д.
В дневнике представлена также страничка «Секретная информация»: «Мои вопросы к учителю. Мои проблемы в жизни, учёбе» (последняя страница дневника). Здесь ребёнок по желанию может задавать волнующие его вопросы учителю и получать ответы в устной или письменной форме. (При этом учителю необходимо соблюдать право ребёнка на тайну переписки.) Страничка «Секретная информация» сгибается пополам по пунктирной линии, чтобы «секрет» был спрятан внутри страницы.
4.4. Описание работына этапе формирования конструктивных (прогностических, проективных) умений с помощью рефлексивного дневника
Страничка «Мои учебные возможности. Прогноз» предназначена для развития прогностических умений ученика (умений целеполагания). Ученику предлагается справка: прогноз – моя цель, моя мечта, моё предположение. Ребёнок делает прогноз, т. е. ставит для себя цель – учиться не ниже того уровня, который он сам определил, следовательно, ему необходимо прикладывать усилия для достижения обозначенного уровня.
В рамочках-прямоугольниках учащимся предлагаются условные обозначения уровней возможностей. Ученики закрашивают клеточки в таблице тем цветом, который соответствует их уровню возможностей по предметам:
– высокий уровень – жёлтый цвет (золотой, солнечный);
– повышенный уровень – зелёный цвет;
– средний уровень – синий цвет;
– низкий уровень – красный цвет (тревожный).
Этот выбор цветов соответствует цветовой памятке: «Моё настроение», которая в дальнейшем будет применяться при работе по рефлексивной карте.
Единство требований помогает избежать в дальнейшей работе путаницы в цветовых обозначениях.
Учитель не должен советовать, тем более навязывать выбор уровня возможностей ученику. Ребёнку необходимо самому выявить совпадение или несовпадение его уровня притязаний (желания) с уровнем возможностей по данному учебному предмету.
Страничка «Мои учебные возможности. Результат. Рефлексия – совпал ли мой прогноз с результатом» предназначена для формирования рефлексивных умений. По окончании наблюдаемого периода (в конце каждого месяца) необходимо подвести итоги: достиг ли ребёнок той «планки», которую себе определил. Для этого необходимо в таблице закрасить соответствующую клеточку в соответствии с тем уровнем возможностей, который был в течение прошедшего времени.
Снова ученику предлагается справка: результат – реализованные (реальные возможности). Ученик проводит сопоставление: совпал ли прогноз с результатом, и осуществляет корректировку уровня возможностей при составлении прогноза на следующий месяц.
Страничка «Итоговая самооценка уровня возможностей по учебным предметам. Оценка родителей. Оценка товарища» предназначена для развития самооценки. По окончании наблюдений (в конце триместра) ученику предлагается зафиксировать итоговую самооценку уровня возможностей по учебным предметам с помощью «волшебных линеечек» (уровневых шкал).
Далее предлагается оценить уровень возможностей ученика родителям и товарищам (по выбору самого ученика). Это служит выработке объективности суждений и у того ребёнка, которому доверено оценить возможности друга, и у родителей ученика, и у самого оцениваемого. В случае несовпадения мнений есть повод для размышлений и обсуждения причины разногласий.
Работа учащихся на страничке «Мои интересы» предназначена для выявления и осознания собственных познавательных интересов (целеформирование – я желаю). Начинающим ученикам можно сказать, что самостоятельный человек должен уметь ставить цели, определять, что ему необходимо в жизни, интересно.
Ученики заполняют таблицу «Мои интересы». Перед заполнением таблицы учитель знакомит детей с учебным недельным планом – количеством часов в неделю, отведённым на каждый предмет по программе. Например: русский язык – в неделю 5 ч, математика – 5 ч, литературное чтение – 5 ч, окружающий мир – 1 ч и т. д. Дети заполняют графу «Положено в неделю». Затем в графе «Я желаю» им предлагается проставить то количество часов, которое им хотелось бы по собственному индивидуальному плану. Ниже таблицы, на специально отведённых линеечках под заголовком «Какие ещё предметы желаю изучать» дети пишут названия других, интересных им предметов, может быть даже тех, о которых они только слышали или знают, что они существуют, но не входят в план начальной школы, или которыми они увлечены, имеют отдельные сведения, или занимаются ими вне школы.
Таким образом, ребёнку предоставляется возможность осознать свои познавательные интересы на данный момент. Родители и учитель получают информацию о кругозоре ученика, направленности его интересов. Это позволит организовать успешную индивидуальную самостоятельную работу каждого. Ученики начальных классов демонстрируют достаточно широкий кругозор интересов. Среди называемых ими предметов – тригонометрия, алгебра, геометрия, история, астрономия, химия, физика, анатомия, биология, география, иностранные языки, танцы, домоводство. На данном этапе нужно сообщить детям, что планы начальной школы не предусматривают возможности изучения всех предметов, которые им интересны, но самостоятельный человек должен уметь «добывать» знания сам. Эти знания обязательно помогут стать ему умным, интересным, успешным в жизни.
С работы на страничке «Я учусь планировать! Планирование самостоятельной познавательной деятельности. Я – взрослый, я – работаю сам!» начинается формирование проективных умений младших школьников (умений планировать) – целереализация.
Самостоятельный человек должен уметь не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Для этого ему нужно уметь планировать (предвидеть, знать свои действия по достижению цели). Дети обучаются прежде всего через собственные действия. Задача учителя – показать ребёнку алгоритм, порядок действий по достижению познавательных целей, научить его действовать самостоятельно. Ребёнок должен понимать что ему интересно, зачем ему это и как достичь того, что он желает.
Самостоятельное планирование индивидуальной познавательной деятельности начинается с определения для себя учебного предмета, знания по которому ученику хотелось бы получить в данный период. Следующее действие – конкретизация интересующей темы по выбранному предмету.
Например, ребёнок осознал, что ему хочется узнать об ископаемых животных или о Жанне д’ Арк, или о планиметрии и т.д. Он записывает это в своём дневнике, например:
Интересующая тема по предмету: Жанна д’ Арк.
Общая познавательная потребность ученика «опредметилась» в исторических знаниях. Последние стали теперь мотивом поведения ученика, позволили поставить цель: поиск необходимой информации и самостоятельное изучение интересующей темы по предмету.
Следующее действие – «сбор информации». Ученик определяет, к каким источникам информации ему необходимо обратиться для достижения своей цели. В этом ребёнку помогает составленная нами памятка: «Я – взрослый, я работаю сам!». Источником информации может стать: 1. Изучение книг, справочников, энциклопедий, словарей, учебников, хрестоматий (ребёнок учится правильно оформлять запись литературного источника – указывать название, автора, выходные данные книги, статьи и т.д.). 2. Просмотр познавательных передач, посещение музеев, выставок, информация из Интернета (указать источник). 3. Другой источник знаний (назвать источник) (например: рассказ компетентного для ребёнка взрослого – бабушки, мамы, знакомого и т.д.).
Зафиксировав в дневнике необходимые ему источники информации, ученик переходит к следующему шагу – выбору формы отчёта. В этом ему снова поможет памятка «Я – взрослый, я работаю сам!», в которой начинающему исследователю предлагаются 17 вариантов различных форм отчёта, среди которых предусмотрена и своя, оригинальная форма.
Следующим действием становится планирование формы деятельности – будет ли он работать индивидуально, в паре или в группе (решает с кем).
Далее ребёнок приступает к осуществлению запланированных действий. После выполнения запланированной «научной работы» наступает момент выбора «экспертов» и «защита» работы. «Экспертов» (2 человек – мальчика и девочку) назначает выступающий. «Эксперты» и слушатели при оценивании представляемых работ обращаются к страничке рефлексивного дневника«Рекомендации экспертам», где представлены критерии самооценивания и взаимооценивания научно-познавательных работ. Критерии для оценивания предлагаются следующие: 1. Оформление работы. 2. Соответствие заявленной теме. 3. Полезность информации. 4. Научность. 5. Занимательность. 6. Использование различных форм отчёта. 7. Использованные источники знаний.
Эксперты оценивают работу с помощью «волшебных линеечек».
Критерии оценивания – от «очень плохо» внизу шкалы до «замечательно» на самом верху. Поставив условный значок на шкале, эксперты ставят и свои подписи, что очень нравится детям и воспитывает в них ответственность за выставляемую ими оценку. Экспертную оценку можно ставить на самой работе или в рефлексивном дневнике на данной страничке.
Самооценкусвоей работы ученик записывает на страничке рефлексивного дневника «Я – взрослый, я работаю сам», самостоятельно решая при этом, каким образом оценить свою работу: дать оценочную характеристику по тем же критериям или записать оценку в целом, отмечая недоработки или удачные моменты в работе, или выставить отметку и прокомментировать, обосновать её.
На данном этапе выявляются учебно-познавательные интересы учащихся, стимулируется их самостоятельная работа по интересующим их темам, предметам. Дети включаются в квазинаучную работу, учатся работать в паре, группе, а также индивидуально заниматься поиском интересующей их информации, учатся представлять свою работу в различных формах, оценивать самостоятельно и с помощью одноклассников-«экспертов» по определённым критериям: оформление работы, соответствие заявленной теме, полезность информации, научность, занимательность, использование различных форм отчёта, использованные источники знаний.
Представим в виде циклического алгоритма стадии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (см. рисунок).
Стадии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся
1. «Опредмечивание» познавательной потребности
ученика. Возникновение мотива и цели
3. Выбор формы отчёта
4. Выбор «экспертов» и «защита» работы
5. Самооценка, взаимооценка
Первоначально можно предложить детям заполнять страничку самопланирования познавательной деятельности один раз в две недели, чтобы ученики могли продумать тему, поработать над ней, определиться с формой отчёта, оформить работу. В структуре дневника именно такая частота и предусмотрена – в каждом месяце по две такие странички.
В дальнейшем можно отказаться от регламентации частоты заполнения странички рефлексивного дневника «Я – взрослый, я работаю сам». Ученики получают возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность.
При этом дети с более развитым познавательным интересом могут заполнять страничку планирования самостоятельной познавательной деятельности два-три раза в неделю по разным предметам, по мере возникновения познавательной потребности. Для этого страничку можно ксерокопировать и вклеивать в дополнительную рефлексивную тетрадку или вкладывать вместе с выполненной работой (если позволяет выбранная форма отчёта) в «Портфель достижений» ученика. Если форма отчёта более объёмна, то после презентации можно приложить фотографию выполненной работы.
Ученики с менее развитым познавательным интересом придерживаются или установленной ранее частоты, или немного реже представляют свои работы, но в целом все дети продолжают активно заниматься самостоятельной познавательной деятельностью.
Периодически необходимо предлагать ученикам с целью стимулирования выбора разных форм отчёта провести, например, «Неделю кино», когда работы должны быть представлены в виде рисованных диафильмов с краткими комментариями (отметим творческое разнообразие полученных диафильмов, «киноплёнок» – совершенно уникальных по оформлению, дизайну и содержанию) или «Неделю тестов, викторин и познавательных игр», составленных детьми по интересующей их теме.
Задания, планируемые и выполняемые учениками, составляют содержательную основу данного этапа. В нашем опыте, помимо многообразия видов игр, викторин, тестов, придуманных учащимися, появился ещё один результат детского творчества: изобретение детьми поощрительно-призовой системы. Разработчики игры, викторины или теста устанавливали баллы за ответы, выдавали жетоны, разнообразные карточки, вводили «дисконтные карты» для нескольких познавательных игр, проводили опросы одноклассников (и учеников других классов) в устной или письменной форме, подводили итоги, объявляли победителей, вручали награды победителям (рисовали медали, писали пожелания, готовили призы).
Единственная трудность, возникающая при такой организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, – нехватка учебного времени для презентации огромного количества «научных» работ всех желающих в классе. Для решения проблемы можно предложить ученикам представлять свои работы (в виде кратких сообщений, тестов, познавательных игр, докладов с прилагающимися викторинами, загадками по тексту, рисованных диафильмов и т.д.) на уроках по теме выбранного ими предмета, на тематических классных часах. Кроме того, отводились целые уроки под названием «Хочу всё знать»; был организован сменный стенд с таким же названием, где размещались работы учащихся. В результате была создана «Книга знаний» класса. Любые файлы из этой огромной папки дети могли брать домой, читать в классе на переменах и после уроков.
По желанию учащихся учитель может выставлять отметку в журнал за предоставляемые ими исследовательские работы. Таким образом, появляется «добровольная» оценка – оценка, выставляемая ученику по его просьбе или желанию.
На этом же этапе учащимся предлагаются странички творчества в двух вариантах: «Что хочу, то и рисую, что хочу, то и пишу!», «Мои мысли, мои рисунки». На этих страничках дневника младшие школьники рисуют, записывают оригинальные мысли, рассуждения, фантазии, понравившиеся им стихи, сказки, рассказы (или сочиняют свои). Можно назвать их и страничками релаксации, где ребёнок может выплеснуть свои чувства, эмоции через творчество.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Копилка приёмов рефлексии (более 70 приемов)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Яркульская средняя общеобразовательная школа
Копилка приёмов рефлексии
(более 70 приемов проведения рефлексии)
Таскаева Татьяна Васильевна,
учитель немецкого языка,
первой квалификационной категории
Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Показ большого пальца вверх или вниз
«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто.
«Радостный снеговик» – всё хорошо, «грустный снеговик» – грустно.
во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).
Здравствуй ( всей ладонью ),
удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
Прием «Эмоционально-музыкальная концовка».
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Поляна» . На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Стихи для эмоционального настроя.
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного.
Игра: «Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь?».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Ракета, самолёт и машина»
Картинки я использую в течении всего урока: ракета – я уверен в себе и готов к путешествию.
самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе.
машина – мне тревожно, я не хочу.
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
Приём «Знаки» можно использовать в 1 классе на уроках обучения грамоте, математики. Подчеркнуть самую красивую букву, слово, цифру.
«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
1) Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
2) Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
-Сегодня меня порадовало…
-Сегодня меня огорчило…
3) На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
-Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
-Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«SMS» — Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.
Игра «Вершина успеха». Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.
Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.
«Самоанализ работы». Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Можно использовать мимику и жесты.
« Калейдоскоп успешных дел». Каждое утро учащиеся, заходя в класс, начинают с того, что ставят перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха и записывают свои цели на стенд «Сегодня я хочу сделать отлично..» А потом в конце дня записывают свой результат в «Калейдоскоп успешных дел».
Рефлексия «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
«Чемодан, мясорубка, корзина», который я применяю в 3—4 классах. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.
Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.
Корзина – выброшу, это мне не нужно.
«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:
— первая строка – название темы (одно существительное);
— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
«Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
o было интересно узнать, что…
o мне захотелось… и т.д.
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
«Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку»
— комар носа не подточит
— держать ухо востро
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«А напоследок я скажу»
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. А.де Сент-Экзюпери
Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
«Выберите 1 фразу для соседа по парте»:
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
«Запустите корабль в море Знаний». Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
МОРЕ ЗНАНИЙ
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Приём «Оценка своих ответов»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
Кластер (гроздь ) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.
Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
«Текст с пропусками »
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься