на чем основан метод экспертных систем

Экспертные системы (Разработка)

Разработка экспертных систем существенно отличается от создания обычного программного продукта. В технологии создания экспертных систем нельзя использовать принятые в традиционном программировании методики, так как это либо чрезмерно затягивает процесс создания ЭС, либо вообще приводит к отрицательному результату. Вообще же, использовать экспертные системы следует только тогда, когда их разработка возможна, оправдана и методы, на которых она построена, соответствуют решаемой задаче.

Содержание

Требования по созданию

Чтобы разработка ЭС была возможной для конкретного приложения, минимально необходимо одновременное выполнение следующих требований:

Оправданность использования

Бывают случаи, когда использование экспертной системы возможно, но не оправдано. А оправданным использование ЭС может считаться при наличии следующих факторов:

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

Соответствие приложения методам ЭС

Созданное приложение соответствует методам ЭС, если решаемая задача обладает совокупностью некоторых характеристик, а именно:

Концепция быстрого прототипа

Концепция быстрого прототипа, как правило, используется при создании экспертных систем. Суть концепции состоит в том, что разработчики не имеют целью сразу построить конечный продукт. Сначала происходит создание одного или нескольких прототипов ЭС. Прототип должен удовлетворять двум противоречивым требованиям: с одной стороны, они должны решать типичные задачи конкретного приложения, с другой стороны, время и трудоемкость их разработки должны быть весьма незначительны. Последнее требование необходимо, чтобы можно было максимально совместить процесс накопления и отладки знаний, осуществляемый экспертом, с процессом разработки программных средств. Для соблюдения этих требований при создании прототипа используются разнообразные средства, ускоряющие процесс создания.

Методы прототипа экспертной системы, кроме того, должны подходить для конкретной программы. В случае успеха знания прототипа о проблемной области подвергаются расширению. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа, или принимается решение о непригодности методов ЭС для данного приложения. По мере расширения базы знаний прототип может достигнуть такого состояния, когда все задачи данного приложения решаются успешно. Преобразование прототипа в конечный продукт обычно связано с перепрограммированием системы на языках низкого уровня, обеспечивающих как увеличение быстродействия ЭС, так и уменьшение требуемой памяти. Трудоемкость и время создания ЭС в значительной степени зависят от типа инструментов создания.

Этапы разработки

В ходе многолетних работ по созданию ЭС сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть последовательных этапов:

На этапе идентификации определяют задачи, подлежащие решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.

В ходе концептуализации проводится подробный анализ проблемной области, выявляются понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.

Формализация подразумевает выбор инструментов и способов представления всех видов знаний. На этом этапе формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления знаний и управления ими.

На этапе выполнения происходит наполнение системы знаниями. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, этот этап превосходит все остальные по своей важности и трудоемкости. Процесс наполнения базы знаний делится на «извлечение знаний» из эксперта, их организацию, обеспечивающую эффективную работу системы, и интерпретацию знаний в понятном ЭС виде. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач.

Источник

Экспертные системы

Экспертная система (ЭС, Expert system) — предиктивная система, включающая в себя знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения. Экспертная система состоит из базы знаний, механизма логического вывода и подсистемы объяснений. Экспертная система включает в себя большое число структурных составляющих меньшего размера.

Содержание

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

Развитие ЭС

В начале восьмидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление, получившее название «экспертные системы» (ЭС). Целью исследований в этом новом направлении была разработка программ, которые при решении задач, сложных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом. Для обозначения этой дисциплины также часто используют термин «инженерия знаний», введенный Е.Фейгенбаумом как «привнесение принципов и инструментария исследований из области искусственного интеллекта в решение трудных прикладных проблем, требующих знаний экспертов». На протяжении 1960—1985 гг. успехи в деле освоения искусственного интеллекта (ИИ) касались в основном исследовательских разработок, которые демонстрировали пригодность ИИ для практического использования. В 1988—1990 гг. экспертные системы стали активно применяться в коммерческих приложениях. На заре появления используемые для их создания языки программирования, технологии разработки приложений и используемого делали интеграцию ЭС с традиционными программными системами довольно сложной, а порой даже невыполнимой задачей. Однако в настоящее время средства разработки ЭС используются в полном соответствии с современными технологическими тенденциями традиционного программирования, что решает проблемы, возникающие при создании составных приложений.

Место в ИТ-инфрастрктуре

Назначение

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

Само название «Экспертные системы» подразумевает возможность замены эксперта-человека программным решением. Это позволяет предприятиям сокращать затраты на оплату труда специалистов, а самим специалистам обращаться при решении любых вопросов в рамках своей деятельности непосредственно к программе. Такие возможности сокращают время решения проблемы и позволяют молодым специалистам обучаться прямо на своем рабочем месте. Примером простейшей экспертной системы могут служить виртуальные «помощники» в пакетах ПО операционных систем компьютеров. Такие алгоритмы решения типовых вопросов избавляют разработчиков от излишней, непомерной и неоправданной нагрузки по общению с конечным пользователем.

Экспертные системы и системы искусственного интеллекта имеют основное отличие от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решения. Экспертные системы предназначены для решения только сложных практических задач. По качеству и эффективности решения экспертные системы не должны уступать решениям эксперта-человека. Решения экспертных систем. могут быть объяснены пользователю на качественном уровне, то есть обладают прозрачностью. Прозрачность экспертных систем обеспечивается их способностью рассуждать о результатах своей работы и базах знаний. Важным свойством экспертных систем является и то, что они способны обучаться. ЭС решают задачи:

Такие задачи возникают в самых разных областях научных, деловых и промышленных областях. Программные средства, основанные на технологии экспертных систем, получили значительное распространение в мире. Важность экспертных систем состоит в следующем:

Неформализованные задачи

Особое внимание следует уделить неформализованным задачам, потому что именно для их решения и создавались экспертные системы. Неформализованные задачи обычно обладают следующими свойствами:

Неформализованные задачи представляют большой и очень важный класс задач. Задачи такого плана являются наиболее массовым классом задач, решаемых ЭВМ.

Архитектура клиент-сервер

Существуют инструментальные средства искусственного интеллекта, поддерживающие распределенные вычисления по архитектуре клиент-сервер. Это предоставляет следующие преимущества:

Преимущества

Существует ряд преимуществ экспертных систем как перед человеком-оператором, так и перед обычными алгоритмическими базами данных:

Перспективы развития

По мнению ведущих специалистов в области программирования, в недалекой перспективе ЭС будут играть важную роль в таких сферах, как:

Источник

Кому нужны экспертные системы

Что такое экспертная система (ЭС)? Все слышали этот термин, он часто воспринимается как устаревший, немодный, далекий от мэйнстрима и в науке, и в технике. «Это очень специальная область программирования, не имеющая широкого применения». ЭС проходят в институте и потом благополучно забывают.

Они появились в конце 60-х годов как самое многообещающее, практичное направление развития науки об искусственном интеллекте. Несмотря на множество интересных разработок, ЭС не только не получили широкого распространения, но нет даже ни одной коммерчески успешной разработки.

Если анализировать концепции этого направления информатики – ЭС, становится ясно, что, хотя направление не получило заметного развития, проблемы здесь лежат в самой основе развития компьютеров.
на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

Когда появились первые электронный вычислительные машины (ЭВМ), их называли электронным мозгом и с опаской ожидали скорого прихода машин, заменяющих человека. Машин стало много, их мощность возросла в миллионы раз, но человека они заменить не смогли. Появление «электронного мозга» в ближайшие годы не прогнозируется, несмотря на то, что уже прошло более 60 лет со времени появления первых вычислительных машин.

Одна из основных причин слабого развития ЭС – алгоритмическая парадигма мышления разработчиков прикладных программ. Эта парадигма настолько глубоко проникла во все, что касается компьютеров, что мы этого не замечаем. Кажется, все замечательно – человек дает команды (нажимает мышкой нужные кнопки на экране) – машина исполняет, чего еще желать? Если же копнуть глубже – какие команды отдает человек? Вместо того, чтобы давать машине задание – сказать ЧТО надо сделать, что хочет пользователь, человек дает инструкции – КАК делать, какую последовательность операций выполнить машине, чтобы получить нужный результат.

Первая проблема в общении пользователя с машиной – надо учиться, обучиться пользованию нужными прикладными программами – т.е. выучить, когда и какие кнопки в программе нажимать, чтобы получить нужный результат. Как и любую машину, ее надо освоить, понять как с ней обращаться, запомнить способы управления и освоить их, так же как с автомобилем или кофеваркой.

Противоречивость этой ситуации никто не замечает. Компьютер – не просто очередная машина для облегчения жизни человеку, компьютер – машина для усиления интеллекта, для выполнения умственных операций. (Как то уже забылось, что арифметические операции и процедуры – умственные операции, которые существуют только в сознании человека). Поскольку современные компьютеры выполняют только алгоритмизованные операции, вся остальная часть умственной деятельности остается за человеком.

В результате, чем больше программ должен применять человек, тем больше он должен запомнить и выучить. Компьютер не «разгружает», а «нагружает».

Вместо квалифицированного, умного, знающего «помощника», которому можно поручить работу, не беспокоясь о результате, мы имеем сильного и неумного «раба», который сделает только то, что прикажут и ни на йоту больше, который не имеет ни усердия, ни знаний, ни творческой устремленности на результат.

Чтобы добиться от него результата, человек – пользователь должен хорошо потрудиться — выучить программу, постоянно ею управлять, готовить исходные данные для программы и еще обрабатывать результаты работы.

Возьмем, для примера, электронную бухгалтерию. Бухгалтерские программы можно сравнить со счетоводом – специалистом низшей квалификации в иерархии бухгалтерских специальностей. Бухгалтерская программа не может заменить бухгалтера, она заменяет лишь счетовода – заполняет графы в журналах и подсчитывает итоговые суммы. Электронная бухгалтерия имеет много полезных свойств, но без бухгалтера она бесполезна.

Какой может быть интеллектуальная программа – бухгалтерская ЭС? Такая программа полностью заменяет специалиста-бухгалтера – автоматически и безошибочно классифицирует и кодирует денежные операции, знает, автоматически собирает и применяет все необходимые нормативные и правовые акты и может консультировать директора по текущим операциям и по общим бухгалтерским вопросам.

Если взять наши текстовые редакторы – они облегчают труд машинисток, избавляя от необходимости перепечатывать страницу при обнаружении ошибок. В результате мы перестали писать ручкой и сами стали машинистками. Есть ли от этого выигрыш в производительности труда?

Интеллектуальный текстовый редактор должен сам создавать тексты документов по указаниям пользователя. Например: «На это письмо надо ответить согласием», «На эту претензию надо подготовить возражение», «Вот это письмо надо переписать в более мягкой форме».

А если взять электронные таблицы – сама по себе мощная парадигма электронных таблиц могла бы быть намного более массовой и эффективной, если бы не сложность ее освоения. Большинство пользователей не используют и половины функций электронных таблиц и текстовых редакторов из-за трудностей полного освоения этих программ.

Всякая современная прикладная программа может быть дополнена или заменена ЭС для кардинального повышения эффективности использования компьютера. Если перейти от обработки символов и чисел к обработке смысловой информации, можно получить настоящего помощника – семантический компьютер.

Достаточно заменить традиционный хелп на базу знаний по использованию программы, чтобы значительно повысить эффективность и освободить пользователя от напряжения, которое возникает при работе с новой программой.

Одно из важных отличий ЭС – ориентация на язык пользователя, поскольку в ЭС пользователь формулирует описание своей задачи – ЧТО он хочет, а не инструкции машине – КАК выполнить его задание.

Существует один пробел в современном программировании из-за которого в сознании программистов нет установки на смысловую обработку информации – нет формальной основы – языков программирования для представления и обработки смысловой информации, хотя все необходимые языковые средства описаны в соответствующих публикациях. Система концептуального программирования разрабатывается в НПФ «Семантикс Рисеч».

Созданию прикладных ЭС массового применения мешает инерция алгоритмического подхода. Многое можно сделать и на существующей технологической базе. Надо лишь вспомнить, что машина является средством усиления интеллекта человека и может выполнять не только арифметические операции.

Замена существующих прикладных программ экспертными системами кардинально повысит эффективность компьютеров и улучшит современный мир. Приведем лишь несколько возможных примеров.

Создание ЭС массового применения могли бы сильно повысить производительность труда во всех областях деятельности человека.

ЭС для юриста могла бы помогать ему в составлении и анализе документов, консультировать по текущему законодательству.

ЭС может принципиально изменить природу школьного и вузовского образования, а также значительно улучшить полезность системы электронного правительства. ЭС налогового инспектора могла бы автоматически проверять налоговые декларации и другие документы.

В не очень далекой перспективе развития ЭС, можно представить, что каждый человек сможет получить неограниченные возможности заинтересованного и активного персонального общения, которые сегодня обеспечивают коммерческий успех социальный сетей и поисковых программ Интернет. Общение с виртуальными интеллектуальными личностями кардинально изменят не только парадигму общения человека с компьютером, но и сами основы экономической деятельности общества.

Источник

Представления знаний в интеллектуальных системах, экспертные системы

Введение

Экспертная система (далее по тексту — ЭС) — это информационная система, назначение которой частично или полностью заменить эксперта в той или иной предметной области. Подобные интеллектуальные системы эффективно применяются в таких областях, как логистика, управление воздушными полетами, управление театром военных действий. Основною направленной деятельностью предсказание, прогнозирование в рамках определенного аспекта в предметной области.

Экскурс в историю экспертных систем

История экспертных систем берет свое начало в 1965 году. Брюс Бучанан и Эдвард Фейгенбаум начали работу над созданием информационной системы для определения структуры химических соединений.

Результатом работы была система под названием Dendral. В основе системы формировалась последовательность правил подобных к «IF – THEN». Информационная система не перестала развиваться и получила множество наследников, таких как ONCOIN – информационная система для диагностики раковых заболеваний, MYCIN – информационная система для диагностики легочных инфекционных заболеваний.

Следующим этапом стали 70-е годы. Период не выделялся особыми разработками. Было создано множество разных прототипов системы Dendral. Примером служит система PROSPECTOR, областью деятельности которой являлась геологические ископаемые и их разведка.
В 80-ых годах появляются профессия – инженер по знаниям. Экспертные системы набирают популярность и выходят на новый этап эволюции интеллектуальных систем. Появились новые медицинские системы INTERNIS, CASNE.

С 90-ых годов развитие интеллектуальных систем приобретает новые и новые методы и особенности. Нововведением становится парадигма проектирования эффективных и перспективных систем. Гибкость, четкость решения поставленных задач дало новое название – мультиагентных систем. Агент – фоновый процесс который действует в целях пользователя. Каждый агент имеет свою цель, «разум» и отвечает за свою область деятельности. Все агенты в совокупности образуют некий интеллект. Агенты вступают в конкуренцию, настраивают отношения, кооперируются, все как у людей.

В 21 век, интеллектуальной системой уже не удивишь никого. Множество фирм внедряет экспертные системы в области своей деятельности.

Быстродействующая система OMEGAMON разрабатывается c 2004 года с IBM, цель которой отслеживание состояния корпоративной информационной сети. Служит для моментального принятия решений в критических или неблагоприятных ситуациях.

G2 – экспертная система от фирмы Gensym, направленная на работу с динамическими объектами. Особенность этой системы состоит в том, что в нее внедрили распараллеливание процессов мышления, что делает ее быстрее и эффективней.

Структура экспертной системы

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

1. База знаний
Знания — это правила, законы, закономерности получены в результате профессиональной деятельности в пределах предметной области.
База знаний — база данных содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. Другими словами, это набор таких закономерностей, которые устанавливают связи между вводимой и выводимой информацией.

2. Данные
Данные — это совокупность фактов и идей представленных в формализованном виде.
Собственно на данных основываются закономерности для предсказания, прогнозирования. Продвинутые интеллектуальные системы способные учиться на основе этих данных, добавляя новые знания в базу знаний.

3. Модель представления данных
Самая интересная часть экспертной системы.
Модель представления знаний (далее по тексту — МПЗ) — это способ задания знаний для хранения, удобного доступа и взаимодействия с ними, который подходит под задачу интеллектуальной системы.

4. Механизм логического вывода данных(Подсистема вывода)
Механизм логического вывода(далее по тексту — МЛВ) данных выполняет анализ и проделывает работу по получению новых знаний исходя из сопоставления исходных данных из базы данных и правил из базы знаний. Механизм логического вывода в структуре интеллектуальной системы занимает наиболее важное место.
Механизм логического вывода данных концептуально можно представить в виде :
А — функция выбора из базы знаний и из базы данных закономерностей и фактов соответственно
B — функция проверки правил, результатом которой определяется множество фактов из базы данных к которым применимы правила
С — функция, которая определяет порядок применения правил, если в результате правила указаны одинаковые факты
D — функция, которая применяет действие.

Какие существуют модели представления знаний?

Распространены четыре основных МПЗ:

Продукционная МПЗ

Пример

ДиагнозТемператураДавлениеКашель
Грипп39100-120Есть
Бронхит40110-130Есть
Аллергия38120-130Нет

Пример продукции:
IF Температура = 39 AND Кашель = Есть AND Давление = 110-130 THEN Бронхит

Продукционная модель представления знаний нашла широкое применение в АСУТП

Среды разработки продукционных систем(CLIPS)

CLIPS (C Language Integrated Production System) — среда разработки продукционной модели разработана NASA в 1984 году. Среда реализована на языке С, именно потому является быстрой и эффективной.
Пример:

Подобное правило будет активировано только тогда, когда в базе данных появится факт симптома с подобными параметрами.

Семантическая сеть МПЗ

В основе продукционной модели лежит ориентированный граф. Вершины графа — понятия, дуги — отношения между понятиями.
Особенностью является наличие трех типов отношений:

По количеству типов отношений выделяют однородные и неоднородные семантические сети. Однородные имею один тип отношения между всеми понятиями, следовательно, не однородные имею множество типов отношений.

Все типы отношений:

Пример

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем
Недостатком МПЗ является сложность в извлечении знаний, особенно при большой сети, нужно обходить граф.

Фреймовая МПЗ

Предложил Марвин Мински в 1970 году. В основе фреймовой модели МПЗ лежит фрейм. Фрейм — это образ, рамка, шаблон, которая описывает объект предметной области, с помощью слотов. Слот — это атрибут объекта. Слот имеет имя, значение, тип хранимых данных, демон. Демон — процедура автоматически выполняющаяся при определенных условиях. Имя фрейма должно быть уникальным в пределах одной фреймовой модели. Имя слота должно быть уникальным в пределах одного фрейма.

Слот может хранить другой фрейм, тогда фреймовая модель вырождается в сеть фреймов.

Пример

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем

Пример вырождающейся в сеть фреймов

на чем основан метод экспертных систем. Смотреть фото на чем основан метод экспертных систем. Смотреть картинку на чем основан метод экспертных систем. Картинка про на чем основан метод экспертных систем. Фото на чем основан метод экспертных систем
На своей практике, мне доводилось встречать системы на основе фреймовой МПЗ. В университете в Финляндии была установлена система для управления электроэнергией во всем здании.

Языки разработки фреймовых моделей (Frame Representation Language)

FRL (Frame Representation Language) — технология создана для проектирования интеллектуальных систем на основе фреймовой модели представления знаний. В основном применяется для проектирования вырождающихся в сеть фреймовой модели.

Запись фрейма на языке FRL будет иметь вид:

Существуют и другие среды: KRL (Knowledge Representation Language), фреймовая оболочка Kappa, PILOT/2.

Формально логическая МПЗ

В основе формально логической МПЗ лежит предикат первого порядка. Подразумевается, что существует конечное, не пустое множество объектов предметной области. На этом множестве с помощью функций интерпретаторов установлены связи между объектами. В свою очередь на основе этих связей строятся все закономерности и правила предметной области. Важное замечание: если представление предметной области не правильное, то есть связи между объектами настроены не верно или не в полной мере, то правильная работоспособность системы будет под угрозой.

Пример

A1 = A2 = A3 = ; IF A1 AND A2 THEN
Банальней примера и не придумаешь.
Важно: Стоит заметить, что формально логическая МПЗ схожа с продукционной. Частично это так, но они имеют огромную разницу. Разница состоит в том, что в продукционной МПЗ не определены никакие связи между хранимыми объектами предметной области.

Важно

Любая экспертная система должна иметь вывод данных и последовательность «мышления» системы. Это нужно для того чтобы увидеть дефекты в проектировании системы. Хорошая интеллектуальная система должна иметь право ввода данных, которое реализуется через интеллектуальный редактор, право редактора на перекрестное «мышление» представлений при проектировании системы и полноту баз знаний(реализуется при проектировки закономерностей предметной области между инженером по знаниям и экспертом).

Заключение

Экспертные системы действительно имеют широкое применение в нашей жизни. Они позволяют экономить время реальных экспертов в определенной предметной области. Модели представления знаний это неотъемлемая часть интеллектуальных систем любого уровня. Поэтому, я считаю, что каждый уважающий себя IT-специалист, должен иметь даже поверхностные знания в этих областях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *