Что такое длиннофокусный объектив
Что такое длиннофокусный объектив и для каких жанров фотосъемки он идеально подходит?
Приветствую вас на моем блоге. С вами на связи, Тимур Мустаев. Сегодня расскажу про длиннофокусные объективы – один из видов фотооптики. Что это такое? Правда ли они искажают и легко смазывают изображение при неумелом обращении? Все выясним. По пути нашего обзора также рассмотрим примеры фото. Приступим.
Определение и синонимы
Длиннофокусный объектив – оптика, которая имеет фокусное расстояние более 70 мм, откуда и получила свое название, и угол обзора от 39 и меньше градусов. Длиннофокусные объективы также называют телескопическими, поскольку приставка «теле» означает «далеко».
Подвиды
Жанры съемки
1. Портретная съемка
При применении 85 мм существует ряд преимуществ:
2. Съемка спортивных мероприятий
Поскольку часто фотографам мешают ограждения, то расстояние получается слишком большим до основных движущихся объектов. В этом случае на помощь приходит телевик. Следует помнить, чтобы не получить смаза, необходимо устанавливать короткую выдержку 1/1000 сек. или устанавливайте фотоаппарат на устойчивый штатив или монопод.
У меня есть детальная статья, как фотографировать спортивные мероприятия, обязательно ознакомьтесь.
3. Съемка дикой природы
Часто фотографы «охотятся» за мелкими дикими птичками и животными. Чтобы сфотографировать их незаметно и быть на безопасном расстоянии поможет длиннофокусная оптика.
Отличительные черты и особенности контроля при съемке
Длиннофокусная оптика напоминает бинокль. Если сравнить масштаб фотографии при съемке телеобъективом, к примеру, с фокусным расстоянием 250 мм и нормальным – «полтинником», то масштаб изображения будет отличаться в 5 раз, поскольку 250/50 = 5.
Что такое аберрации? Все очень просто. Это отклонения изображения от нормы. Будем точнее, в данном случае встречается один из видов аберрации – дисторсия. Замучились появлением новых терминов? А без них никуда! Стараюсь объяснять, как можно проще.
Это искривление геометрии изображения. То есть масштаб фотоснимка изменяется, удаляясь от центра к краям. Все прямые линии или становятся выпуклыми, или стремятся к краям фотографии («бочкообразная» дисторсия), или вогнутыми – к центру («подушкообразная» дисторсия).
Также могут возникнуть хроматические аберрации – проявление эффекта в виде чужих цветных очертаний у объектов. Их можно позже устранить в фотошопе, особенно если снимаете в RAW-формате.
При малых значениях диафрагмы, выдержки будут длительными и возникают следующие нюансы:
Что же делать? Я посоветую следующее:
Поскольку длиннофокусная оптика применяется для съемки объектов, которые находятся на разных позициях от фотографа, то нужно контролировать глубину резкости. Данная возможность помогает визуально выделить объект, при этом размыв фон.
Примеры оптики топовых производителей
1. Оптика для Nikon
Nikon 70-200 мм f/4G ED VR AF-S
Если позволяет кошелек, то лучше приобрести, белее светосильный объектив для Никон, это Nikon 70-200 мм f/2.8G ED-IF AF-S VR
2. Оптика для Сanon
Телеобъектив Canon EF 70-200 мм f/2.8L IS II USM.
Особенности при съемке портрета
Перечислю критерии, которым должен отвечать ваш «телевик» перед съемкой портрета крупным планом:
Ниже приведена фотография, сделанная на «телевик» с фокусным расстоянием 200 мм с учетом всех требований
В ближайшее время я проведу детальный обзор вышеуказанный длиннофокусных объективов, рассмотрим их преимущество и недостатки, а также рассмотрим фотографии, сделанные этими линзами.
Объективы к фотоаппарату всегда нужны, если вы уже хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате. Если вы новичок, прежде изучите свой фотоаппарат и на что он способен. Рекомендую следующие курсы:
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для сторонников фотоаппарата зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для сторонников фотоаппарата зеркального CANON.
На этом я с вами прощаюсь. Желаю вам отличных успехов при съемке телеобъективом. Зная все плюсы и минусы, вы сможете использовать его правильно, делая упор на сильные стороны. Делитесь статьей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы узнать все об иных типах объективов.
Какие виды объективов для зеркальных фотоаппаратов существуют?
Вновь я приветствую вас, читатели моего блога. С вами, Тимур Мустаев на связи. Многие начинающие фотографы, не задумываясь, покупают фотоаппарат уже с китовым объективом. Спустя время, фотограф понимает, что данный вид оптики не может помочь ему во всех претворениях его идей в жизнь. Поскольку, чем выше профессионализм фотографа, тем выше и запросы к технике для работы.
Возникает обычный вопрос: «А что приобрести взамен китового?» Ведь имеется огромный выбор оптики. Поэтому сегодня я затрону тему «Какие виды объективов для фотоаппаратов бывают».
Определение
Чтобы хорошо понять тему, обратимся к основному простому определению. Объектив – глаз фотоаппарата, используя который фотограф устанавливает фокус и доступный угол зрения при фотографировании.
Обратимся непосредственно к классификации оптики. Но уточню, что я расскажу только о самых распространенных. Чтобы не забивать голову лишь теорией, то я буду к каждой группе оптики приводить представителей двух топовых фирм: Nikon и Canon.
Китовый
Я упомянул во введении о китовой оптике, но ведь не все аспекты данной оптики могут быть известны вам. Попробую шире раскрыть это понятие!
Китовый объектив – оптика, при продаже идущая вместе с телом фотоаппарата. Ее угол обзора выстроен так, что совпадает с углом обзора глаза человека, не беря в расчет периферическое зрение.
Фирменные производители в качестве штатных выдвигают оптику с переменной фокусной дистанцией – 18-55 mm. Наибольшие значения диафрагмы – f/3.5 – f/5.6.
Другие названия: штатный, комплектный, обычный.
Более подробнее можете ознакомиться в статье — Что такое китовый объектив.
Широкоугольный
Широкоугольный – объектив, обладающий большой видимостью (от 60°).
Иные наименования: короткофокусный, «ширик».
Итак, выделим главные особенности:
Фотосъемка при помощи данного типа требует определенных знаний, поскольку для нее характерны неприемлемые линейные искажения и искажения перспективы.
Если вы хотите узнать про данный объектив подробнее, то ознакомьтесь с моей статьей – Для чего нужен широкоугольный объектив.
Рыбий глаз
Рыбий глаз – объектив, имеющий угол видимости в 180 градусов и неисправленную дисторсию. Что это такое? По-простому, дисторсия – это искажение, при котором горизонт превращается из ровной линии в полудугу. Фокусное расстояние находится в рамках от 4,5 до 15 мм.
Другие названия: fisheye, «фишай».
В свою очередь, рыбий глаз подразделяется на два подвида:
Про данный тип, у меня тоже в запасе есть детальная статья – Объектив рыбий глаз.
Макрообъектив
Макрообъектив – оптика, предназначенная для съемки небольших объектов большим планом с маленького расстояния. Их фокусное расстояние колеблется от 50 до 180 mm. f/2/8 – наибольшее значение диафрагмы.
Другие названия: «макрушник».
Хотите узнать подробнее, тогда моя статья, что такое макрообъектив, вам на помощь.
Длиннофокусный
Длиннофокусный – объектив, имеющий большую фокусную дистанцию – от 70 до 200-300 мм. Угол видимости колеблется от 39 градусов и меньше.
Другие названия: телеобъектив, «телевик».
Длиннофокусные объективы, в свою очередь, делятся на 2 типа:
Но в данное время все это спутано, поэтому длиннофокусные = телеобъективы.
Иногда выделяют третий подвид – сверхдлиннофокусные, которые отличаются фокусным расстоянием больше 300 мм и углом обзора лишь 9 градусов!
Более подробнее про данный тип можно узнать в статье – Длиннофокусный объектив, что это такое.
Портретный
Портретный – объектив, обладающий неизменным фокусным расстоянием и в основном предназначенный для съемки людей.
Другие названия: «портретник», «фикс», «полтинник».
Рассмотрим особые подвиды, отличающиеся фокусной дистанцией:
Почему существует такое четкое разграничение? Если вы сфотографируете лицо человека при помощи оптики 50 мм, то получите сильные искажения лица (преувеличение и перспектива).
Поэтому определенная фокусная дистанция имеет свое назначение и погрешности.
С помощью данной статьи мы выяснили, что в наше время рынок фототехники предлагает огромный выбор специализирующихся объективов.
Я рекомендую вам первоначально выбрать китовую оптику, поскольку она универсальна в назначении, а после выбрать оптику, которая ближе вам, руководствуясь своими предпочтениями на будущее.
Если вы не знаете, как чистить ваши линзы, ознакомьтесь со статьей, как почистить объектив зеркального фотоаппарата.
Большинство начинающих фотографов оценили возможности этих курсов. Научитесь полностью понимать свой зеркальный фотоаппарат и вы начнете делать изумительные фотографии на зависть всем вашим друзьям! Очень рекомендую эти курсы.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого зеркальная фотокамера NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого зеркальная фотокамера CANON.
До новых встреч! Подписываемся на мой блог, вместе мы шире раскроем все глубины фотографического творчества! Делитесь со своими друзьями статьей в социальных сетях!
Съёмка на длиннофокусную оптику
Фокусное расстояние 800 мм
При съёмке диких животных (как правило, очень пугливых и осторожных) без длиннофокусной оптики никак не обойтись. Я обычно пользуюсь супертелеобъективами AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Часто помогают зумы. Вот модели, которые у меня есть: AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR. И в моей работе они незаменимы.
В дикой природе часто всё происходит очень быстро — успеть переставить оптику невозможно. Зумы позволяют моментально менять фокусное расстояние, выстраивать кадр. Качество картинки, получаемое с современными зум-объективами Nikon, не так сильно уступает качеству картинки «фиксов».
Мой стандартный набор объективов: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. А дальше при необходимости беру ещё 600 либо 800 мм. Это оптимальный комплект, который позволяет перекрыть все возможные фокусные расстояния.
Каждой линзе — своя задача
Я снимал всеми длиннофокусными объективами Nikon и могу сказать, что преимущество каждого из них проявляется в зависимости от задач, места и времени съёмок. Например, сейчас я работаю над большим проектом «Русская Арктика». Там открытые пространства, очень пугливые животные, так что я часто использую самый длиннофокусный объектив. У Nikon на данный момент это AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Если и его мне не хватает, беру камеру с кроп-матрицей.
Новый объектив AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR я использовал всего несколько раз и был поражён его качеством. У него отличный VR, очень хорошее стекло, картинка получается резкой. Единственный недостаток — на полном зуме он становится очень длинным и начинает немного «клевать», держать его в руках непросто. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. А ещё для меня оказался не самым удобным длинный ход фокусировочного кольца: приходится перехватываться, тогда как на AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II достаточно одного движения руки. Это не так критично, но иногда возникают ситуации, где требуется быстро реагировать, крутить кольца.
Весной я начал работу над проектом «Тайга» и для него приобрёл объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Честно говоря, впечатлён тем, насколько красивую, качественную картинку он даёт. Картинка на f/2.8 — загляденье. Снимать с ним можно практически в любых условиях освещённости! В тайге всегда темно и сумрачно, там нужен светосильный объектив.
Мне много приходится работать в Африке. Если я еду в Танзанию, беру с собой AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR или AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, если в ЮАР или Ботсвану, хватит AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это самый универсальный объектив, один из моих любимых.
Если бы я мог взять с собой всего одну линзу, это однозначно был бы AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Африке обычно снимаешь из машины и никогда не знаешь, где начнут развиваться события, а с зумом ты всегда готов работать. Кроме того, я стараюсь постоянно не снимать на одном фокусном расстоянии. Во-первых, картинка должна быть разнообразной, а кадры — разноплановыми. Во-вторых, бывает, поменяешь 600 мм на 70–200, и уже совсем другие кадры получаются, более интересные.
Фокусное расстояние 380 мм
Телевиками не стоит увлекаться, объективы нужно комбинировать. У меня всегда 2–3 камеры с разными линзами, так что я могу снимать один и тот же сюжет разной техникой, с разными фокусными расстояниями. Это позволяет лучше раскрыть момент, и в дальнейшем, если съёмка попадает в книгу, такой подход даёт возможность выбрать самые цепляющие кадры и ракурсы.
Если вы только начинаете снимать и раздумываете о покупке длиннофокусника, хорошо подойдут 80–400 мм, 200–500 мм, они оптимальные. Следующий шаг — это AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, топовый объектив, который закроет все основные потребности фотографа. Если человек хочет продолжать снимать дикую природу, развиваться, то ещё один шаг вперёд — дальнобойные объективы с фиксированным расстоянием.
Аксессуары для длиннофокусных линз
Очень важны штатив и хорошая штативная голова, которая позволит избежать «шевелёнки» и получить резкие, чёткие кадры. Обычно я подвешиваю на штатив какой-нибудь камень для большего веса. Когда-то я возил с собой в такие поездки обычную советскую авоську: накидал в неё камней, подвесил на штатив за крючок, получил неубиваемую конструкцию. И в багаже она места совсем не занимала.
Ещё при съёмке «дальнобойной» оптикой всегда нужно использовать тросик, а если в кадре нет движения, то, возможно, и подъём зеркала, потому как вся эта конструкция очень чувствительна и к ветру, и к любому внешнему воздействию. Съёмка животных обычно происходит рано утром либо поздно вечером, когда освещённости не хватает, приходится работать на достаточно длинных выдержках.
Конверторы на длиннофокусной оптике я использую редко. Всё-таки качество, которое так важно для меня, с ними чуть уходит. Впрочем, у меня есть AF-S Teleconverter TC-17E II, и я всегда его вожу с собой. Редко, но приходится его использовать. У AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR есть родной конвертор 1,25. Замечательный! С ним я не заметил снижения качества, а фокусное расстояние увеличилось до 1000 мм.
Транспортировка «монстров»
Зимой я ездил по острову Врангеля на снегоходе в поисках берлог белого медведя. В таких условиях, как правило, объектив лежит где-то сзади на багажнике, привязан и укутан. Возишь камеру и объектив отдельно друг от друга, ведь ситуации разные бывают. Во-первых, в собранном виде на ходу техника может сломаться от тряски. Во-вторых, по дороге можно заметить что-то интересное: для таких ситуаций у меня всегда наготове камера с зумом 200-400 либо 200-500 мм.
Кейсы для длиннофокусной оптики — большая проблема, потому что в обычный рюкзак они не помещаются, нужно быть готовым покупать специальные большие рюкзаки. У меня есть товарищ в Словакии, который шьёт такие кофры. Он мне сделал рюкзак, куда входят 400 и 800 мм — немаленькая, довольно тяжёлая конструкция, зато удобная, всё лежит на своих местах, можно нести оборудование на себе. Объективы весят килограммов 14, плюс всякую мелочь туда набиваешь, выходит 20–25 килограммов.
Выживание в суровом климате
Объектив NIKON AF-S 600MM F/4G ED VR
Когда снимаешь в суровых природных условиях, перепад температур — серьёзное испытание для техники. Например, однажды на Камчатке мы летели на вертолёте и вдруг увидели волков. Я моментально извлёк технику из сумки. В вертолёте было тепло, и объектив тут же запотел. Мы зависли прямо над волками, они совершенно не обращали на нас внимания, бегали, прыгали и резвились, а я не мог сделать ни кадра, упустил момент! Нужно следить за тем, чтобы температура оптики совпадала с температурой окружающей среды, не выносить в тепло из холода.
Иногда я храню оптику на улице, а если снаружи очень холодно, то укутываю технику, заношу сначала в тамбур, затем в помещение. И так оставляю, чтобы температура выравнивалась постепенно. Но если есть возможность, лучше всё-таки объектив оставить в прохладном тамбуре (ничего с ним не произойдёт), а вот камеру нужно забирать в тепло.
Бывало такое на острове Врангеля: заходишь с мороза в тепло, вдруг медведь идёт, выскакиваешь обратно на улицу, а техника уже запотела. Это, наверное, самая большая проблема при съёмке в холодных условиях.
Был у меня случай много лет назад на Таймыре (у нас с друзьями есть давняя традиция: мы уже 18 лет ездим в тундру встречать весну). Однажды я попал под проливной дождь. Укрыть камеру не было возможности, и когда я вернулся в дом, с техники вода лилась ручьями. Я всё просушил, но через пару дней снова попал в точно такую же ситуацию. По уже накатанному пути дома повесил камеру на крючок в стороне от печки и ждал, пока всё просохнет. В конце концов, на объективе (это был AF-S NIKKOR 600mm) осталось внутри одно влажное пятнышко конденсата. Я придвинул его чуть ближе к печке, просушил до конца и отложил в сторону. В этот момент в дом зашёл мой товарищ и сказал, что недалеко от нас олени переходят реку. А дело было к вечеру, на улице здорово похолодало. Я взял камеру с просушенным объективом, вышел на улицу… И от резкого перепада температуры самая большая линза на объективе лопнула! Природу не обманешь. И тут я, конечно, сам, виноват.
Фокусное расстояние 280 мм
А иногда технике угрожает не климат, а звери. У меня был забавный случай, когда я снимал в Ботсване, правда, не на длиннофокусный объектив, а на широкоугольный. Моя любимая точка съёмки — с земли. Установил низко на штативе камеру (у меня для этого есть специальные приспособления), и к камере вплотную подошёл молодой леопард и заметил в линзе своё отражение. Сначала он начал строить гримасы, трогать объектив лапой, а потом схватился зубами за бленду и попытался что-то отгрызть. Чтобы спасти ситуацию, я дёрнул за штатив. Леопард испугался и убежал.
Вообще, профессиональная техника редко подводит, и, как правило, неприятности случаются из-за твоей собственной ошибки. Сам уронил, сам утопил — всякое бывает. Обидно, но никто от этого не застрахован.
Фокусное расстояние 400 мм
Съёмка дикой природы: погоня или ожидание?
Когда снимаешь белых медведей в Арктике, подходишь к ним на то расстояние, на которое они позволяют к себе приблизиться. У каждого животного своя дистанция. Съёмка зверей в дикой природе — это искусство, ведь надо знать их повадки, расписание, когда и куда они ходят, где живут, чем и в какое время заняты. Надо подстраиваться под их «график» и пытаться жить в их ритме, чтобы всё запечатлеть. Большинству людей не суждено этого увидеть. Можно сказать, это особая привилегия — наблюдать, снимать дикую природу и показывать её зрителям.
Фокусное расстояние 500 мм
Первое время я пытался бегать за животными: медведь идёт — и я за ним, с рюкзаками и фотоаппаратом наперевес. Быстро понял, что это бесполезно. Зверь тебя всё равно услышит, учует и уйдёт. Поэтому я пошёл по другому пути.
Фокусное расстояние 400 мм
Благодарю Алексея Маслова за те уроки, которые он преподнёс мне на Камчатке. Он научил: хочешь снять медведя на определённом камне — сиди и жди. День, два, три. И ты его обязательно снимешь. Он придёт.
Тут не только везение. Надо учитывать, что, например, там, где живут медведи, есть места, которые они обязательно обходят. Тебе остаётся выбрать кадр и дождаться момента. Так везде, даже в Африке. У каждого животного своя территория. Хочешь снять на дереве леопарда — поезжай, посмотри, где они бывают и когда. Если ты увидел зверя в каком-то месте однажды, он обязательно туда вернётся: придёт проверять местность, ставить свои метки. И вот тут главное, чтобы к его возвращению ваш надёжный супертелевик уже был наготове.
Длиннофокусный объектив: для чего он нужен преимущества и недостатки
Длиннофокусный объктив, области применения | Уроки фотографии
Каждый профессиональный фотограф имеет в своём наборе объектив с длинным фокусным расстоянием. Оптика с большим фокусным расстоянием имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые помогут получить интересные фотографии.
Для чего нужен длиннофокусный объектив
Объективы имеющие фокусное расстояние от 85 мм могут оказаться очень эффективными для портретной фотосессии, для фотосъемки домашних животных и пейзажей.
Объектив с большим фокусным расстоянием позволяет сделать задний план менее резким, что позволит зрителю сосредоточить внимание на переднем плане фотографии.
Чтобы получить размытый задний план на длинных фокусных расстояниях нет необходимости иметь светосильную оптику. Этот эффект будет получен даже на прикрытой диафрагме.
Помимо красиво размытого заднего плана, у фотографа будет другое восприятие модели и будет иная форма общения с ней. Фотографу нет необходимости снимать на близкой дистанции, это позволит модели чувствовать себя боле свободно и непринуждённо. Фотосессия на улице получиться очень интересной.
На большом фокусном расстоянии очень интересно получаются портреты крупного плана. Находясь на определённом удалении от модели, фотограф соблюдает дистанцию личного пространства.
Объективы с большим фокусным расстоянием в отличие от стандартной оптики, более интересно способны передать перспективу пространства, что их делает незаменимыми на портретной фотосессии.
Если взгляд фотографа выделил интересный кадр находящийся на большом удалении, а приблизиться к сюжету нет возможности, в такой ситуации нужно применять телеобъектив. Он позволит сделать снимок более крупным планом.
Снимая пейзаж необходимо проверить диафрагменное число, для фотосъемки пейзажа, его значение должно быть не менее F11. Прикрытая диафрагма объектива позволит получить большую глубину резко изображённого пространства.
Ещё одно неоспоримое преимущество длиннофокусной оптики – за счёт увеличения можно убрать посторонние предметы и лишнее пространство в кадре.
Если перед фотографом стоит задача снять не широкоугольную панораму здания, а отдельные фрагменты, которые широкоугольный объектив передать не сможет, в этой ситуации без объектива с длинным фокусом не обойтись.
Снимая архитектуру на большое фокусное расстояние, следует помнить про «шевелёнку». Чтобы избежать риска получения смазанных фотографий, нужно использовать монопод или штатив.
Использование точки опоры позволит фотографу прикрыть диафрагму до более высоких значений и получить чёткие фотографии с высокой детализацией.
Всю прелесть объектива с длинным фокусом можно по достоинству оценить при фотосъёмке диких животных. Порой это может спасти жизнь фотографу. Попробуйте сфотографировать льва или медведя у реки с близкой дистанции! Объектив с фокусным расстоянием в 400-600мм позволит фотографу наблюдать за объектом, находясь на безопасной дистанции.
Трудно переоценить длиннофокусную оптику и при съёмке в горах. Огромные пространства, которые порой невозможно преодолеть, чтобы сфотографировать орла с птенцами. Главное преимущество объективов с большим фокусным расстоянием при фотосъёмке диких животных; они позволяют фотографу оставаться незамеченным.
Неважно, какой вид спорта предстоит снимать фотографу, без длиннофокусного зум-объектива с поставленной задачей фотографу не справиться. Фотографии не отражающие элемента спортивной борьбы за первенство, будут скучными и не интересными.
Если у репортёра есть оптика с нужным длинным фокусным расстоянием по этому случаю, редакция получит интересные и зрелищные фотографии спортсменов.
Согласитесь, ведь фотограф физически не имеет возможности находиться в гуще спортивного состязания.
Бесплатные уроки фотографии для начинающих фотолюбителей от Ушакова Михаила.
Объектив. Типы объективов. Zoom объективы
Нормальные объективы.
Нормальными объективами называются такие объективы, у которых фокусное расстояние равняется, либо на 10 – 20 процентов превышает длину диагонали кадра. Угол поля изображения у данных объективов почти всегда находится в пределе от 45 до 55 градусов.
Оптическая схема нормального объектива.
Обычно фокусное расстояние 35-мм камер в среднем составляет около 50 мм. Для цифровых же камер данное расстояние намного меньше, это связанно с достаточно маленькими, по сравнению с 35-мм стандартным кадром, размерами цифровых матриц. Выполните операцию zoom-in или zoom-out на вашей камере.
В каждой модели цифровой фотокамеры предусмотрен свой способ проведения таких действий. Очень часто для этого применяется специальный рычажок или две отдельные кнопки.
При активации действия (zoom-in) производится выдвижение объектива, увеличивая фокусное расстояние, и в LCD мониторе мы видим, как изображение увеличивается в размерах, как бы «наезжает» на нас.
В то же время, напротив, при активации действия (zoom-out) происходит уменьшение длины объектива, уменьшая при этом, его фокусное расстояние, а в LCD мониторе мы наблюдаем, как изображение, уменьшаясь, отдаляется от нас.
Немного поэкспериментировав, мы можем добиться того, что соотношение размера объектов на нашем экране LCD монитора будет соответствовать фактическим пропорциям снимаемой нами сцены. В данном случае можно будет сказать, что фокусное расстояние нашей цифровой фотокамеры соответствует фокусному расстоянию нормального объектива.
Уменьшенное (zoom-in) и увеличенное (zoom-out) изображение одного и того же предмета.
Нормальные объективы называются именно так, потому что пропорции на получаемых при их помощи изображениях соответствуют тем пропорциям объектов, которые существуют в реальном мире, т.е. именно так, как они воспринимаются человеческим глазом.
При всем при этом, нормальные объективы не являются наиболее популярными у профессиональных фотографов. Многие из них пользуются широкоугольными объективами, которые имеют более широкий угол обзора и большую глубину резкости.
Эти жирафы выглядят одинаково, и когда вы смотрите на них невооруженным взглядом, и на снимке, полученном при помощи фотокамеры с нормальным объективом. В этом случае данный тип объективов не вносит никаких искажений при отображении реального мира.
Широкоугольные (короткофокусные) объективы.
Широкоугольными, или короткофокусными, называются такие объективы, у которых главное фокусное расстояние меньше, а угол поля изображения больше, чем у нормальных объективов, то есть фокусное расстояние у них будет меньше диагонали матрицы.
Из линейки широкоугольных объективов можно выделить следующие подгруппы – сверхширокоуголъные объективы, которые характеризуются большим углом поля зрения, он может быть равным двум или даже более нормальным углам (в литературе это значение – более 83 градусов) и подгруппа линейки объективов типа «рыбий глаз», которые имеют угол поля зрения 120 градусов и более.
Оптическая схема короткофокусного объектива.
Короткофокусные объективы применяются при съемке в тесных помещениях, в тех случаях, когда невозможно удалится на достаточное расстояние в целях получения изображения выбранного пространства. Так же они применяются и для съемок в помещении или на природе, когда объективом с нормальным фокусным расстоянием невозможно изобразить в кадре всю выбранную композицию.
Чтобы полностью охватить снимаемое пространство (в данном случае сценка в помещении музея), необходимо использовать короткофокусный (широкоугольный объектив).
Широкоугольники применяются также и при проведении съемок под водой. Кроме всего прочего, этот вид объективов дает наибольшую глубину резкости.
Именно это делает их наиболее популярными при проведении репортажных съемок уличных событий и отображения демонстраций.
Следовательно, если вы решили провести такого рода съемку, то выполните операцию (zoom-out) для того, чтобы увеличить угол обзора, таким образом, мы получим в своем распоряжении фокальное расстояние, которое будет соответствовать широкоугольному объективу.
При этом, короткий фокус позволит нам наиболее близко приблизится к объекту съемки, позволив получить нам на результирующем изображении эффект необходимой перспективы, который сможет придать нашему снимку большую художественную ценность. Объект, который находится непосредственно перед объективом, получится много большим, чем остальные объекты на заднем плане.
Подобное искажение сможет придать сцене некоторый сюрреализм, который наверняка привлечет к себе внимание вашего зрителя. Вместе с широкоугольными и zoom – объективами иногда применяются еще и специальные насадки, которые позволяют еще больше увеличивать угол обзора.
Удивительный мир под углом 180 градусов: сверхширокоугольный объектив «рыбий глаз» глобально превосходит возможность человеческого зрения.
Длиннофокусные объективы и телеобъективы
Длиннофокусными или телеобъективами называется такие объективы, у которых главное фокусное расстояние больше, а угол поля изображения меньше, чем у нормальных объективов.
По виду объектив, который имеет переменное фокусное расстояние после проведения операции zoom-in, будет напоминать телескоп (потому данные объективы еще называются и телескопическими). В данном положении zoom – объектив будет обладать всеми преимуществами и недостатками телескопического объектива.
AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G VR — удобный и экономичный объектив, его охват позволит снимать практически любые объекты, находящиеся как вблизи, так и вдалеке.
Телеобъективы применяются в случаях, когда для получения крупного масштаба изображения нет возможности приблизиться к объекту съемки на необходимое расстояние, это к примеру может быть репортаж спортивных событий, фотоохота или портретная фотосъемка.
Известно, что птицы не подпускают фотографа на близкое расстояние, поэтому, чтобы сделать удачный снимок, необходима камера с длиннофокусным объективом.
Эффект от применения длиннофокусного объектива можно сравнивать с эффектом от применения бинокля. Если вместо объектива с нормальным фокусным расстоянием в 50 мм сделать съемку объективом с большим фокусным расстоянием в 300 мм, то масштаб изображения на кадре получится в 6 раз крупнее – 300/50.
Глубина резкости у телеобъективов будет гораздо меньше, чем у нормальных и тем более короткофокусных объективов, поэтому при съемке данным видом объектива необходимо более тщательно подходить к наводке фокуса на объект съемки.
Более того, при «наезде» камеры, пространство отображаемой сцены визуально сжимается и расстояния между объектами уменьшается, в итоге они кажутся расположенными намного ближе друг к другу, чем это есть в реальности.
Как видно на этом снимке, сделанном длиннофокусным объективом, при большой удаленности, что расстояние между людьми и самолетом скрадывается, и создается впечатление, что они находятся на одном расстоянии от нас.
Главное неудобство при съемке с помощью телеобъектива заключается в необходимости установки малых диафрагм.
При этом приходится иметь дело с длительной выдержкой, то есть с малой скоростью срабатывания затвора, а при условии значительного увеличения снимаемых нами объектов даже самое малое дрожание камеры будет вызывать эффект смазывания изображения.
Поэтому рекомендуется использовать специальный компактный штатив, который позволит оперативно провести съемку методом упора его в пояс.
Обращайте внимание при применении телеобъективов или zoom – объективов выступающих в их качестве, при проведении портретной съемки, то есть при фотосъемке лица человека крупным планом. На следующие требования:
При съемке портрета преимущество телеобъектива заключается в том, что он позволяет сфотографировать человека не постановочно, а спонтанно. При этом человек живет своей жизнью, выражает чувства, порой даже не догадываясь, что его фотографируют. Получается очень искренне.
Всем этим требования как раз соответствуют длиннофокусные объективы с фокусным расстояниям от 80 до 200 мм для кадра размером 24 х 36 мм.
Мягкость рисунка в объективах достигается специально внесенными или неисправленными остаточными аберрациями.
Довольно часто для данных целей, особенно при использовании объектива с большой разрешающей силой, могут применяться дополнительные насадки, увеличивающие светорассеяние.
Очень удобно использовать длиннофокусный объектив в тех случаях, когда человек неуютно чувствует себя в присутствии камеры или когда она его просто раздражает.
Вы сами это поймете, если вам придется столкнуться с проблемой фотосъемки капризных детей.
Несмотря на большое удаление, результат получится точно таким же, словно вы делали съемку человека с близкого расстояния камерой с нормальным объективом.
Все, что нужно знать о качестве объектива
Понимание природы света даёт большое преимущество в производстве отличных фотографий. То как свет взаимодействует с объективом – пожалуй наиболее важная отправная точка. В этой статье мы рассмотрим конструкцию фотообъективов, что позволит вам в частности понять какими составляющими определяется их цена.
Выбор объектива для покупки может быть нелегкой задачей, ведь есть столько факторов для оценки: качество сборки, стоимость, диафрагма, стабилизация изображения, но чем же на самом деле один объектив отличается от другого?
Группы, элементы и какое это имеет значение
Каждый объектив состоит из отдельных линз, называемых «элементы». Смысл использования многих элементов в том, чтобы уменьшить аберрации, чтобы изображение было лишено недостатков.
Линзы различных размеров и форм сгруппированы вместе чтобы по-разному преломлять свет различной длины волн и позволять свету сводиться, и, таким образом, уменьшать аберрации. Представьте себе прохождение света через призму, когда он входит под одним углом, преломляется стеклом, и затем выходит в другом направлении.
Каждый стеклянный элемент различной формы по-разному преломляет свет, что позволяет дизайнерам объективов управлять прохождением света. Группировка элементов, складывание линз различной формы одна на другую, дает возможности лучшего контроля света и уменьшения искажений.
Типы элементов
Большинство линз имеют изогнутую поверхность и называются сферическими поскольку они соответствуют небольшому участку поверхности сферы. Исторически они были недороги и просты в изготовлении простым шлифованием, но их конструкция допускает искажения световых волн и приводит к несовершенствам изображения.
Эти дисторсии уменьшены в более высококачественных объективах с использованием асферических линз, о которых я расскажу позже.
Апохроматические (APO) элементы используются в основном в телеобъективах. Длиннофокусные объективы особенно восприимчивы к хроматическим аберрациям, которые приводят к снижению контрастности и резкости изображений. Апохроматический элемент сводит свет трех цветов – зеленый, синий и красный в одной плоскости, что снижает искажения.
Топовые объективы также содержат «плавающие» внутренние элементы, перемещающиеся в зависимости от фокусного расстояния чтобы уменьшить кривизну поля, вызывающего потерю резкости по краям кадра.
Литые и шлифованные линзы
Способ производства оптических элементов объективов также оказывает влияние на качество изображений, которые они способны создавать. Существуют три основных способа производства, первый из которых – шлифование и полировка асферических линз.
Процесс шлифовки и полировки стекла является трудоемким и дорогим, поэтому такие линзы встречаются только в профессиональных объективах.
Canon использует такие элементы большого диаметра для своих объективов L-серии чтобы обеспечить высокую разрешающую способность при падении света под любым углом.
Элементы следующего уровня – это литые асферические линзы, или в терминологии Nikon – линзы точной формовки (PGM). Стекло нагревается до такой степени, что может быть сформована асферическая поверхность. Это делается с помощью штампа или формы.
Nikon утверждает, что высокая степень точности таких линз несомненна в связи с тем, что каждый элемент измеряется в микронах – это 1/1000 мм.
Линзы этого типа менее дороги в изготовлении и, в следствии этого, могут быть найдены в объективах для продвинутых любителей и энтузиастов.
Третий из наиболее распространенных методов изготовления оптических элементов – это гибрид из стеклянной линзы, покрытой асферическим пластиком для придания формы. Эти линзы чувствительны к изменениям окружающей среды, таким как влажность и температура и потому не очень подходят для профессионального применения и используются в любительской технике.
Покрытие линз
Возможно вы не знали, но обычно линзы теряют часть света из-за отражения от поверхностей. В некоторых случаях каждый элемент может терять порядка 5% света, в результате чего количество света, попадающего в объектив с 10 элементами будет уменьшено примерно на 50%.
Покрытия линз были разработаны для уменьшения отражений света и облегчения прохождения света через линзы. Примерно так же, как покрытие на солнцезащитных очках отражает часть спектра света, позволяя остальному свету проходить к вашим глазам.
Материалы, такие как фторид магния и моноксид кремния, используют в качестве покрытий в виде очень тонких слоев на поверхности, причем каждая линза обычно покрывается несколькими слоями чтобы уменьшить отражения световых волн различных частей спектра.
Например, самые лучшие из линз Canon имеют более 10 слоев покрытий, что обеспечивает светопропускание на уровне 99.9% в диапазоне от ультрафиолетового до ближнего инфракрасного света.
Искажения и аберрации
В идеальном мире объектив должен отображать любую прямую линию как идеально прямую.
Однако в реальности любой объектив, имеющие изогнутые поверхности, не способен сводить параллельные лучи в одной точке, так что они искажаются и искривляются.
Эта кривизна является особенностью любого объектива сконструированного из сферических элементов, но она может значительно отличаться в зависимости от конкретного объектива и используемого фокусного расстояния.
Это искажение наиболее заметно при работе с параллельными линиями и объектами, расположенными у края кадра, где эффект максимален. Большинство зум-объективов страдают «бочковыми» искажениями на широком конце, когда в середине изображения образуется «выпуклость».
Они также могут быть подвержены «подушечным» искажениям на длинном конце, которое является противоположным случаем и сопровождается «втягиванием» изображения в центре. Тем не менее, как правило существует некое среднее положение зум-объектива, в котором прямые линии окажутся прямыми и которое несомненно стоит найти!
Искажение зависит не только от объектива. Оно также варьируется в зависимости от вашей близости к объекту съемки.
Для ландшафтных и архитектурных фотографов искажения объектива – серьезная проблема, поскольку они хотят получать изображения с прямыми линиями и правильными пропорциями.
В то же время портретные фотографы обычно не работают с прямыми линиями и поэтому искажения для них не так страшны.
Большинство производителей оптики сегодня создают объективы с использованием асферических элементов, созданных для уменьшения искажений и аберраций.
В отличие от сферических линз, асферические имеют изогнутую поверхность, способную исправить аберрации.
Это достигается благодаря тому, что свет, проходящий через линзу, собирается в одной точке, так что единственный поток света попадает на матрицу, что уменьшает искажения, вызываемые прохождением через линзу нескольких лучей.
На иллюстрации ниже представлены 2 фотографии, которые я недавно снял на свадьбе, при этом изображение слева покрыто бликами и искажениями света, а на правом получилось теплое свечение.
Диафрагма
Одна из главных характеристик, на которые обращают внимание фотографы при выборе объектива – это максимальная диафрагма, поскольку она определяет потенциал объектива в плане глубины резкости и работы в условиях слабого освещения. Диафрагма обозначается в виде дроби с фокусом в числителе и стопами в знаменателе и означает размер зрачка (открытой диафрагмы) объектива, который пропорционален квадрату фокусного расстояния объектива.
Например, 50мм объектив может иметь максимальную диафрагму f/1.2, но объективу с фокусным 100 мм потребуется в 4 раза большее отверстие для получения такой диафрагмы. Так что светосила объектива определяется не только диаметром отверстия, а зависит от фокусного расстояния.
Также необходимо учитывать, что 50 мм объектив имеет более широкое поле зрения и, следовательно, ему проще пропустить больше света.
Большие телеобъективы компенсируют это очень большим диаметром переднего элемента, что в свою очередь приводит к увеличению сферических аберраций, для борьбы с которыми и обеспечения резкости изображений требуются дополнительные группы линз, а это существенно удорожает производство.
В фотографии термином боке называют способ отображения объективом расфокусированного света. Это наиболее заметно на небольших фоновых бликах, которые часто выглядят на фотографиях в виде световых кружков.
Каждый объектив имеет разное боке в зависимости от его конструкции. Термином боке часто неправильно описывают малую глубину резкости с резким объектом на сильно размытом фоне.
На самом деле этот термин относится лишь к тому, как выглядит зона нерезкости.
Способность объектива корректировать сферические аберрации способствует боке, поскольку дает светлым пятнам увеличиваться в размерах при удалении от фокуса с равномерным распределением света по кругу. Профессиональные объективы имеют великолепные возможности уменьшения искажений света через комбинацию групп элементов.
Однако наибольшее влияние на боке оказывает конструкция ирисовой диафрагмы. Важнейшим фактором является количество лепестков диафрагмы, что позволяет делать отверстие более округлым, создающим более привлекательное для глаза боке.
Профессиональные объективы как правило имеют больше лепестков и потому создают лучшее боке, как изображено на фотографии ниже, где сравниваются боке объектива Canon EF 50mm слева и более приятное боке объектива Canon L 24-105mm справа.
Конструктив объектива
На рубеже XIX и XX веков компанией Цейс был создан целый ряд объективов, ставших стандартами конструктива на многие годы. Их оптические схемы используются и сегодня с немного модернизированным дизайном.
Планар (Planar)
Объектив Планар изобрел сотрудник Carl Zeiss Пол Рудольф, в 1896 году. Его шестиэлементный симметричный дизайн имел диафрагму f/4.
5 и создавал чрезвычайно резкое изображение, но страдал засветкой в результате большого количества переходов воздух-стекло, на сегодняшний день решенной просветляющими покрытиями. Самый знаменитый Планар –пожалуй 110мм f/2.0.
Он был популярным выбором для владельцев среднеформатных камер Hasselblad серий 2000 и 200.
Тессар (Tessar)
Тессар – еще один объектив, разработанный Полом Рудольфом во время работы на Цейс.
Впервые представленный в 1902, Тессар получил название от греческого слова, означающего четыре, благодаря конструкции из четырех элементов. С оригинальной диафрагмой f/6.
3, Тессар был компактным объективом, обеспечивающим высокое оптическое качество по доступной цене. Многие 50мм объективы построены на его оптической схеме.
Соннар (Sonnar)
Соннар появился чуть позже и был запатентован Цейсом в 1929 году. Его разработчиком был доктор Людвиг Бертеле. Первый Соннар был 50мм объективом, состоящим из пяти элементов и предназначенным для дальномерок Zeiss Contax. Его название происходит от немецкого слова «Sonne», означающего «солнечный», благодаря диафрагме f/1.5.
Соннар смог победить конструктивные недостатки предыдущих объективов, предлагая лучшую контрастность и меньшие засветы, чем Планар и гораздо лучшую диафрагму, и меньшие хроматические аберрации, чем Тессар.
Стабилизация изображения
Если говорить о качестве изображений, которое может обеспечить объектив, то системы стабилизации изображения (IS) или уменьшения вибраций (VR) играют исключительно важную роль, позволяя получать резкие фотографии на выдержках до четырех раз длиннее, чем при обычной съемке с рук.
Как Canon, так и Nikon используют чрезвычайно умные технологии с применением датчиков движения для обнаружения нежелательных подвижек, способных размыть изображение. Этот сигнал затем обрабатывается микропроцессором, управляющим мотором, регулирующим положение группы линз с точностью в доли секунды.
Вращающиеся передний элемент
Ряд объективов имеют вращающийся передний элемент, что не является большой проблемой пока не начинаешь пользоваться некоторыми видами фильтров, например –поляризатором.
Проблема в том, что когда вы поворачиваете фильтр в нужное положение, а затем изменяете фокусировку, поляризатор сдвигается, что может затруднить съемку. Решением может быть покупка квадратного держателя фильтров.
В общем этот момент следует учитывать при покупке таких объективов если вы пользуетесь светофильтрами.
Выдвижение зума
Я обнаружил, что некоторые объективы, даже среди L-серии Canon, имеют тенденцию к раздвижению если они опущены вниз. Это, конечно, вызвано тяготением, но может раздражать при съемке, когда вы несете камеру сбоку у пояса, а затем подносите к глазам с полностью выдвинутым зумом.
Некоторые объективы имеют встроенный фиксатор, который ограничивает движение зума и блокирует его на нужном фокусном расстоянии, что решает проблему, но также может быть помехой если требуется работать быстро и зуммировать не теряя каждый раз время на переключение фиксатора.
Заключение
Это чистая правда, что именно объектив определяет качество изображения. Для тех, кто хочет приобрести объектив, такие аспекты, как стоимость, максимальная диафрагма и качество сборки будут наиболее важны. Тем не менее важно знать конструктив объективов и материалы, используемые в них чтобы понимать за что вы реально платите.
В следующий раз используя камеру вы может быть задумаетесь на минуту о природе света и невероятных технических достижениях, которые позволяют вам создавать фотографии.
Особенности короткофокусных и длиннофокусных объективов
Линзы не просто приближают или удаляют предметы. Они влияют на манеру фотографировать, способ общения окружающего мира и фотографа.
Съемка широкоугольным (короткофокусным) объективом имеет массу особенностей и преимуществ. Фотографии с ним получаются по-настоящему волшебными. Но прежде чем приступить к созданию шедевров, разберемся, что такое короткофокусный объектив.
Чтобы объектив считался широкоугольным, он должен иметь угол зрения от 64° и фокусное расстояние менее 35 мм. Самого знаменитый широкоугольник – фишай – имеет показатели, равные 180° и 8 мм.
Выстраивать композицию с такими объективами следует очень аккуратно. Детали, которые мы видим невооруженным глазом в видоискателе покажутся очень незначительными или вообще пропадут.
Также такие линзы придают значимость объектам по краям кадра, что тоже не стоит забывать.
Один из самых излюбленных приемов фотографов – использовать в съемке пейзажей или архитектуры широкоугольный объектив. Он идеально подходит для запечатления интересных деталей первого плана на фоне остального сюжета. Выделение близких к камере предметов происходит из-за эффекта перспективных сокращений.
Проще говоря, линза делает далекие объекты меньше, а близкие – крупнее. Этот прием делает фотографию объемной и живой. В то же время перспектива играет злую шутку с фотографами. Если при съемке камера расположена хоть чуть-чуть не горизонтально, то завал будет очень заметен.
Хотя это можно исправить в редакторе, лучше сразу делать качественные кадры.
Еще один важный момент, который следует принимать во внимание при съемке передних элементов композиции – глубина резкости. Обычно для пейзажей используются диафрагмы размером f/16 и f/22. Это обеспечивает оптимальную глубину резкости.
Конечно, в короткофокусных объективах есть свои недостатки. Например, на фото появляются бочкообразные искажения (дисторсия) по краям. Обратите внимание на то, чтобы по периферии кадра не находились никакие важные детали, иначе они могут изогнуться. Такими линзами снимают даже портреты. Главное – убедиться, что пропорции лица не искажены.
Блики на фотографиях – одно из слабых мест широкоугольников. Невозможно использовать глубокие бленды из-за широкого захвата обзора линз. Можно подобрать специальную бленду, но она будет стоить недешево.
В идеале выстраивают композицию так, чтобы источник света не попадал в камеру. Чтобы хоть как-то избежать бликов, достаточно просто прикрыть линзу «козырьком» ладони.
Потом ее можно обрезать при дальнейшей обработке.
Объектив
Статья честно стырена отсюда просто чтобы не потерять и немного отредактирована, где это было нужно. Информация, как мне кажется, полезная и нужная, хотя в некоторых, пока еще незначительных моментах устаревшая. Картинки оттуда же.
ОБЪЕКТИВЫ И РАЗМЕРЫ ОБЪЕКТА
Угол съемки — это размер объекта, включенного в кадр при любом положении фотокамеры. Все три снимка слева были сделаны с одной точки, что и показано на рисунке ниже, объективами 28 мм, 50 мм и 135 мм. По ним видно, как решительно влияет на размер объекта, попавшего в кадр, смена объективов.
При съемке объективом 50 мм (центральный снимок) угол съемки примернотот же, что у глаз человека. При работе с короткофокусным объективом (верхний снимок) 28 мм сцена как бы раздвинулась, но уменьшилась в размере. Нижний снимок сделан длиннофокусным объективом 135 мм, здесь увеличивается основной объект, зато уменьшается зона его окружения.
Разные объективы помогают менять по желанию линейную перспективу снимков. Глаз оценивает расстояние по тому, как объект уменьшается в размере, оценивает он и угол, при котором сходятся линии и плоскости. Это и называется линейной перспективой.
Если правильно сочетать расстояние до объекта и тип объектива, снимок получится глубоким или мелким, что хорошо заметно на трех фотографиях справа. Ощущение глубины чисто иллюзорное, но оно является важным композиционным средством. Например, можно круто свести линии и плоскости и направить внимание на центральный объект снимка.
Короткофокусный объектив при съемке вблизи придает снимкам большее ощущение глубины, чем обычный. Элементы второго плана отступают, как бы уменьшаясь в размере. Линии и плоскости резко сходятся в кадре, что и придает снимку глубину. Длиннофокусные объективы дают обратный эффект, съемка ведется с дальней точки.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА
Эти снимки сделаны тремя разными объективами — 28 мм, 50 мм и 135 мм. В каждом случае расстояние до объекта менялось, в результате сильно менялась и перспектива. Но благодаря разным фокусным расстояниям объективов размер статуи остался неизменным. При съемке широкоугольным объективом (верхний снимок) возникает сильное ощущение глубины, предметы второго плана кажутся маленькими и далекими. Частично глубина теряется при съемке с удаленной точки объективом 50 мм (снимок в центре), а предметы фона становятся ближе.
При съемке объективом 135 мм (нижний снимок) фон оказывается почти в одной плоскости с передним планом. Изменение фокусного расстояния в действительности сказывается только на увеличении. Перспектива же (отношение размера ближних и дальних объектов) меняется с изменением расстояния до объекта. Широкоугольный объектив позволяет получить гораздо большую глубину поля.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
Использование объектива с малым фокусным расстоянием всегда ведет к увеличению глубины поля даже тогда, когда диафрагма не меняется. Частично это объясняется тем, что у короткофокусных объективов диафрагма меньше. Например, при объективе 28 мм и диафрагме f 8 отверстие ее составит лишь одну восьмую от 28 мм, а при объективе 135 мм и той же диафрагме оно равно одной восьмой от 135 мм. У объективов с коротким фокусным расстоянием элементы переднего и заднего планов фокусируются внутри фотоаппарата гораздо ближе друг к другу. В результате при указанном отверстии диафрагмы приемлемо резкой оказывается большая часть изображения.
Как известно, шкала глубины поля на объективе показывает ту величину, при которой объект выглядит резко при данном положении фокусировочного кольца и кольца диафрагмы. Величина эта меняется с изменением фокусного расстояния объектива.
Поскольку короткофокусные объективы дают увеличенную глубину поля, они удобны, когда наводку на резкость надо производить очень быстро, скажем, при съемке динамичных сюжетов. Длиннофокусные объективы хорошо передают детали только в главной зоне съемки. Но поскольку глубина поля мала, широта экспозиции по обе стороны объекта невелика, как невелика и вероятность ошибок при фокусировке.
ДЛИННОФОКУСНЫЕ И ШИРОКОУГОЛЬНЫЕ ОБЪЕКТИВЫ
Длиннофокусный объектив: особенности, характеристики, достоинства и недостатки
Технологии 22 июля 2018
Длиннофокусный объектив – отличный инструмент, который позволяет получить прекрасные кадры там, где другие объективы просто бессильны. Каковы его особенности, достоинства и недостатки? Давайте разбираться.
Что это такое?
Длиннофокусный объектив – это устройство для фотоаппарата, фокусное расстояние которого значительно превышает диагональ кадра. В этом случае угол поля зрения может быть от 10° до 39°.
Назначение объективов с таким фокусным расстоянием – это съемка удаленных объектов, ведь они способны значительно приблизить объект съемки и заметно увеличить изображение.
Они незаменимы в случае, если у фотографа нет возможности подойти вплотную к объекту съемки, а сделать фото необходимо в крупном масштабе, сделать акцент на небольшом нюансе или крупном плане.
Увеличение объекта съемки будет тем ощутимее, чем большую разницу составляют между собой параметры фокусного расстояния стандартного и длиннофокусного объективов, а перспектива фотографии будет казаться более сжатой. То есть расстояние до далеких предметов будет казаться намного меньше.
Для чего применяются?
Съемка длиннофокусным объективом незаменима в фотоохоте за крупными и мелкими животными. Еще одна сфера применения такого устройства – портретная съемка, однако здесь имеются свои особенности.
Чтобы на фото не были искажены пропорции лица, фотографу необходимо снимать с достаточно большой дистанции (1.5-2 м).
Широкоугольные и стандартные объективы при съемке с такого расстояния дают мелкое изображение.
Видео по теме
Первая особенность
В чем же особенности длиннофокусной оптики?
Во-первых, она увеличивает изображение. К примеру, оптика с параметром фокусного расстояния в двести миллиметров почти в четыре раза будет превышать фокусное расстояние стандартного объектива (50 мм).
Соответственно, масштаб изображения будет крупнее в четыре раза. Из этого следует, что выяснить кратность можно путем деления фокусного расстояния на 50.
Например, у советского длиннофокусного объектива МТО-1000А фокусное расстояние составляет почти 1100 мм, соответственно, кратность равна 22.
Возможность существенного приближения объекта съемки – одно из самых ценных свойств таких объективов для фотографов, потому что только так можно сделать прекрасные кадры дикой фауны или любых других объектов, к которым по каким-либо причинам невозможно приблизиться.
Однако из этого следует и один из главных недостатков такой оптики – размер. “Мощные” объективы с большой кратностью увеличения тяжелы и громоздки, ими практически невозможно пользоваться в отсутствие хорошей опоры. Ею чаще всего служит штатив.
Еще одна отрицательная особенность, которую следует учитывать, состоит в том, что длиннофокусная оптика делает заметными все недостатки, вызванные и качеством самого объектива, и вибрациями фотоаппарата.
Ее практически невозможно избежать при большом весе устройства. Из-за этого многие длиннофокусные объективы не могут сравниться с обычными по степени резкости изображения, но стоят гораздо дороже последних.
Вторая особенность
Еще одна важная черта длиннофокусной оптики, за которую ее так любят фотографы, – это возможность выделения объекта съемки на фоне, то есть красивое размытие. Это очень полезно если, например, животное стоит на фоне растительности.
За счет чего получается сильное размытие фона? Дело в том, что у длиннофокусного объектива небольшой угол зрения (к примеру, для устройства, фокусное расстояние которого равно 400 мм, это всего 5°), а глубина резкости меньше, чем у стандартных образцов.
Таким образом, если диафрагма полностью открыта, то глубина резкости представляет собой узкую полоску, поэтому все пространство, кроме самого объекта, находится в фокусе.
Третья особенность
Есть еще одна особенность, которая тоже связана с небольшой глубиной резкости. Она имеет особое значение при фотографировании фауны. Объекты, как сзади, так и спереди, будут не в фокусе и получатся размытыми. Это означает, что различная тонкая растительность, которая будет четко видна на фотографии со стандартного объектива, будет практически не видна на фото с длиннофокусной оптики.
Аберрации
Аберрациями называются отклонения фото от нормы. В случае с длиннофокусными объективами мы говорим о конкретном виде аберраций – дисторсии, то есть искривлении геометрии.
Это значит, что масштаб фото будет изменяться от центра к краям. Прямые линии могут становиться выпуклыми или стремиться к краям фотографии, в таком случае это так называемая бочкообразная дисторсия.
Если линии становятся вогнутыми и стремятся к центру, то это подушкообразная дисторсия.
В некоторых случаях могут возникать и хроматические аберрации, которые проявляются как эффект цветного очертания у объекта. Это можно устранить после съемки, воспользовавшись графическими редакторами. Процесс будет проще, если фотограф снимает в RAW-формате.
Жанры съемки
Остановимся подробнее на сфере использования длиннофокусных объективов.
Для Nikon
Примером популярной модели длиннофокусного объектива Nikon является Nikon 70-200 мм f/4G ED VR AF-S. Фотографы называют его одним из лучших объективов по многим параметрам, в которые, однако, не входит цена. На данный момент минимальный ее порог составляет 90 тысяч рублей.
Это отличная длиннофокусная оптика, имеющая постоянную диафрагму, параметр которой равен 4. Его огромный плюс – это резкость изображения.
То есть кадры, сделанные им, не уступают по резкости стандартным объективам с аналогичными параметрами.
По сравнению с “собратьями” имеет небольшой вес, а этим могут похвастаться немногие представители такого вида оптики. Имеется превосходный стабилизатор изображения, а фокусировка работает тихо.
Более бюджетный вариант – Nikon 70-200 мм f/2.8G ED-IF AF-S VR.
Для Canon
Пример длиннофокусного объектива Canon – это в первую очередь Canon EF 70-200 мм f/2.8L IS II USM. Этот телеобъектив весьма тяжел, вес составляет 1.5 кг, что сильно сказывается на физическом состоянии фотографа при продолжительных съемках. Он поместится далеко не в каждую сумку, поэтому ее придется или подбирать специально, или носить камеру в руках или на шее.
Нижний порог стоимости на данный момент составляет 125 тысяч рублей.
Эта качественная оптика имеет два режима работы стабилизатора, практически бесшумный и очень быстрый автофокус. Защита его достаточно высока, поэтому фотограф имеет возможность делать фото в плохих погодных условиях, таких как снег и дождь.
На фото присутствуют хроматические аберрации, однако они на низком уровне, а вот на открытой диафрагме будет появляться виньетирование, что может немного испортить кадр. В комплекте к этому длиннофокусному объективу Кэнон идет штативная нога.
Для чего нужна длиннофокусная и короткофокусная линза?
Понятия короткофокусная и длиннофокусная линза тесно связаны с понятием “проекционное расстояние”. Если говорить простым языком, то проекционное расстояние – это расстояние объектива проектора до экрана.
Чем больше проекционное расстояние проектора, тем больше размер изображения. Своего рода стандартом является ситуация, когда на каждый 1 метр проекционного расстояния ширина изображения увеличивается на 50 см.
Для того, чтобы сократить или увеличить проекционное расстояние проектора как раз и применяются короткофокусные или длиннофокусные объективы.
Преимущества короткофокусных объективов
«Короткофокусность» проектора подразумевает больший размер картинки при том же расстоянии между проектором и экраном. Некоторые ультра короткофокусные проекторы могут отображать изображение диагональю в 150см с расстояния 10 см.
Короткофокусные проекторы полезны людям, которым требуется портативность, гибкость установки, либо тем, кому нужен проектор в небольшом помещении: дома, в гостинице, в переговорной, в классе.
Короткофокусный объектив идеально подходит для использования с интерактивными досками и не слепит выступающего.
Преимущество длиннофокусного объектива
Телеобъектив позволяет проецировать с большого расстояния небольшое, четкое изображение.
Длиннофокусный объектив предпочтителен, если вы собираетесь использовать проектор в больших помещениях, таких, как конференц-залы и выставочные павильоны, где проекторы по той или иной причине необходимо расположить далеко от проекционной поверхности. В этой ситуации изображение, проецируемое через обычный объектив, не только выступало бы за границы экрана, но и было бы нечетким.
Почему проекционное расстояние и проекционный коэффициент так важны?
Если нам заранее известен требуемый размер изображение, то мы можем легко узнать, каким будет расстояние от проектора до экрана.
Другой пример — если мы заранее знаем, в какой точке помещения будет установлен проектор, то, рассчитав проекционное расстояние, мы будем знать, где будет возможно установить экран.
Если перемещение проектора и экрана невозможны (например, проектор установлен в классе и должен быть расположен на задних полках), то может потребоваться другой объектив, либо другой проектор, чтобы увеличить проекционное расстояние.
Если проектор расположен слишком близко к экрану, то может потребоваться короткофокусный объектив. Некоторые проекторы специализированы под небольшое (короткофокусные), либо большое проекционное расстояние и в них изначально установлены соответствующие объективы.
Съемка телеобъективом: свойства оптики и их применение
Возможно, вы уже слышали, что съемка телеобъективом приближает фотографируемый объект. Тем не менее, это не единственное достоинство длиннофокусного объектива.
С его помощью также можно сократить расстояние между объектами и добиться малой глубины резкости. Таким образом, съемка телеобъективом применяется не только в фотографиях дикой природы, но и для пейзажной фотографии.
В этой статье мы поговорим о том, как пользоваться техническими свойствами телеобъективов для получения хороших снимков.
Объектив принято считать длиннофокусным, если его фокусное расстояние составляет около 70 мм (на полнокадровой матрице). Тем не менее, некоторые фотографы считают телеобъективами только те линзы, угол обзора которых составляет не менее 135 мм, или менее 15 градусов видимого пространства. В цифровых мыльницах телеобъективом является крайнее положение зума 3-4Х.
Тем не менее, чем больше фокусное расстояние, тем сильнее заметны технические эффекты, к которым приводит съемка телеобъективом.
На схеме, приведенной выше, изображен максимальный угол, под которым лучи света попадают на матрицу камеры. Угол пересечения лучей необязательно соответствует фокусному расстоянию, но всегда ему пропорционален.
Какие преимущества дает фотографу съемка телеобъективом? Главный миф состоит в том, что телеобъективы могут быть использованы только для увеличения объектов. Тем не менее, это не всегда оправдано. В ряде случаев, отдаленные объекты выглядят лучше, если к ним подойти поближе.
Съемка телеобъективом приводит к отображению предметов в их реальных пропорциях. Иными словами, телеобъектив оказывает влияние на перспективу изображения: предметы на переднем плане уже не кажутся большими, как мы привыкли их видеть. На восприятие влияет угол обзора объектива:
Несмотря на приблизительно одинаковый размер цилиндров, при съемке широкоугольным объективом они сильно различаются по размера на фотографии, а съемка телеобъективом делает их примерно одинаковыми.
Эта особенность объясняется не устройство телеобъектива, а устройством человеческого глаза – чем дальше человек от снимаемых объектов, тем они более пропорциональны.
Например, на этой фотографии люди и здание на их фоне сохраняют пропорции своих реальных размеров. Однако, если фотограф подошел бы к ним ближе и снял эту сцену при стандартном фокусном расстоянии, люди казались бы больше:
Соблюдение пропорций хоть и делает фотографию пропорциональной, но не всегда интересной. Помимо размера объектов, телеобъектив также сближает расстояние между ними, и сцена выглядит сжатой. Это актуально только тогда, когда фотограф хочет создать ощущение толпы или многочисленности объектов.
Например, на этой фотографии лодки выглядят так, как будто они находятся вплотную друг к другу, хотя на самом деле между ними несколько метров:
А на этой фотографии аллея деревьев кажется густой, как и цветы, хотя видно, что на переднем плане цветы растут реже, чем на заднем:
Съемка телеобъективом также применяется для того, чтобы фотограф остался незамеченным. Не всякому человеку нравится, когда его фотографируют, и чем ближе фотограф подходит к незнакомой модели, тем больше вероятность, что его заметят, и изначально замеченные эмоции тут же пропадут.
Съемка телеобъективом требует особенного подхода. Поскольку гораздо больше объектов попадает в кадр, нужно следить за их количеством и включать в композицию только самые необходимые.
Что касается пейзажей, в них телеобъектив следует применять с еще большей осторожностью и только на больших, просторных ландшафтах.
Например, в этой фотографии объема удалось достичь за счет того, что на переднем плане оказался холм с деревом, на среднем плане – другие холмы, выделенные светом, а на заднем – холмы на горизонте, уходящие в небо:
Съемка телеобъективом также актуальна для туманных пейзажей, поскольку длиннофокусный объектив сгущает туман и делает его более выразительным.
При большом расстоянии от объекта длиннофокусный объектив сильно размывает как фон, так и передний план, если на нем что-то есть. Например, в этой фотографии размыта как листва на заднем плане, так и бревно на переднем, хотя оно лежит совсем недалеко от кота.
Съемка телеобъективом на таких расстояниях требует большой точности фокуса. Если бы объектив навелся на лист перед котом, глаза животного оказались бы в нерезкости. Тем не менее, эта проблема не так выражена у длиннофокусных объективов, как при съемке широкоугольным объективом, где любой промах может привести к сильной нерезкости.
Чтобы навестись на нужный объект, можно использовать центральную точку фокусировки – прижать кнопку спуска, навести объектив на резкость, а затем, не отжимая кнопки, сформировать кадр.
Съемка телеобъективом обязывает фотографа использовать более короткие выдержки. Например, для телеобъектива 300 мм должна использоваться выдержка не длиннее 1/300, более длинные выдержки могут привести к смазу.
Необходимость в таких коротких выдержках можно объяснить на примере лазерного фонарика.
Если подойти к стене поближе, и поводить по ней точкой лазера, то колебания будут минимальны, однако если отойти от стены на несколько метров, красная точка будет колебаться гораздо сильнее.
Удачная съемка телеобъективом при максимальном качестве фотографий возможна при достаточно короткой выдержке, либо при установке камеру на какую-то опору, либо при обоих условиях сразу.
Чтобы получить короткую выдержку, нужно использовать открытую диафрагму (от f2.8 до f8.0) либо поднять светочувствительность. У этих параметров есть и недостатки, поскольку при открытой диафрагме уменьшается глубина резкости, а при большой светочувствительности увеличивается цифровой шум.
Чтобы стабилизировать камеру, можно использовать в качестве опоры вторую руку либо опереться на твердый объект, либо использовать штатив или монопод (последние – самый надежный способ).
Телеобъективы и глубина резкости
Несмотря на то, что съемка телеобъективом уменьшает глубину резкости, сам по себе телеобъектив не обеспечивает малой глубины резкости – это ошибочное предположение.
Если фотография снята крупным планом, то фон будет хорошо размыт не только с помощью телеобъектива, но и с помощью любой другой линзы. Малую глубину резкости обеспечивает не сам объектив, а большое увеличение.
Кроме того, телеобъектив, благодаря своим характеристикам, обычно увеличивает объекты, размытые на фоне, из-за чего боке (размытый фон) смотрится более выразительно:
При подготовке статьи использованы материалы сайта Cambridge in Colour