Что такое дискурсивная компетенция
Что такое дискурсивная компетенция
Автор: Сатюкова Татьяна Владимировна, Парфенова Ирина Анатольевна
Организация: МБОУ Гимназия №2
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Саров
Дело в том, что до сих пор нет единства в научных кругах и в определении самого термина дискурс, и в трактовке структуры дискурсивной компетенции, и в подходах к измерению сформированности дискурсивной компетенции.
Дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании. Она предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.
Для любого говорящего человека дискурс – это процесс передачи информации, учитывающий все лексические, грамматические, синтаксические нормы языка, а также обращающий внимание на стилистические, жанровые, социокультурные, эмоциональные и иные факторы. При этом используются средства когезии и когеренции для того, чтобы добиться коммуникативной цели – донести информацию до реципиента.
Дискурс – понятие комплексное. Это единство процесса языковой деятельности и ее результата, то есть текста. Но дискурс – не просто текст, а текст, погруженный в реальную жизнь, то есть «живой» текст. Он, как правило, не воспроизводится, а создается в речи.
Дискурсивная компетенция означает качество использования языковых умений и навыков в речевой деятельности, корректность и правильность говорения на иностранном языке, логичность и информационную насыщенность высказываний, что также означает уважение и понимание чужой культуры.
В гимназии была разработана рабочая программа факультативного курса, которая предназначена для учащихся 10-11 классов школ с углублённым изучением иностранного языка. Она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При обсуждении специально отобранных текстов и заданий во время занятий у выпускников гимназии формируется умение рассуждать и доказывать, предполагать, выдвигая различные гипотезы, и прогнозировать, анализировать тексты, находить сходства и различия, обсуждать и по- своему интерпретировать как языковые, так и культурные явления.
Мы считаем, что формирование дискурсивной компетенции должно начинаться с самого начала обучения иностранному языку в школе. Тогда при подготовке учащихся к сдаче ГИА будет возникать значительно меньше трудностей. Это будет касаться и написания эссе, и описания и сравнения картинок. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устной коммуникации имеет свою специфику, обусловленную психологическими, психолингвистическими и лингвистическими характеристиками данной формы речи.
Перед нами стояла задача определить степень сформированности дискурсивной компетенции у учащихся и подобрать критерии, которыми можно было бы измерить качество живого устного речевого продукта, создаваемого прямо на наших глазах.
Мы воспользовались результатами пробного экзамена по АЯ в формате ГИА 15 учащихся 9-х классов и проанализировали их как стартовую диагностику сформированности коммуникативной компетенции в устной речи у учащихся 9 классов.
Сначала мы проанализировали сформированность коммуникативной компетенции в целом. Мы исходили из определения Е.В. Шумана, что коммуникативная компетенция состоит из 6 структурных компонентов: лингвистического, социолингвистического, дискурсивного, социокультурного, стратегического и социального. Эти составляющие и стали критериями для оценки коммуникативной компетенции.
Получили следующий результат.
Максимальное количество баллов – 17.
16б – 1 уч. (высокий уровень) – 6,6%;
14б – 7 уч. (повышенный уровень) – 46, 6%;
12б и 11 б – 2 уч. (базовый уровень) – 13, 3%;
10б и 9 б – 3 уч. (удовлетворительный уровень) – 20%;
Максимальные уровни сформированности по отдельным компонентам КК:
— лингвистический – 11 уч. (73,3%);
— социолингвистический – 12 уч. (80%);
— дискурсивный – 2 уч. (13,3%);
— социокультурный – 10 уч. (66,6%);
— стратегический – 15 уч. (100%);
— социальный – 13 уч. (86, 6%);
Затем мы проанализировали отдельно уровень сформированности дискурсивной компетенции в монологическом и диалогическом высказывании. Для этого использовали реально существующие экзаменационные критерии (Критерии оценивания задания С2 «Говорение. Монологическая речь» и задания С3 «Говорение. Диалогическая речь») и постарались вычленить в них признаки дискурсивности, а именно:
– умение распознавать и продуцировать различные типы устных текстов с учетом их коммуникативных функций, функциональных стилей и др.;
– умение использовать правила построения текстов для достижения их связности, последовательности, целостности на основе композиционно-речевых форм;
– умение использовать потенциал языка для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия (выражение мнения, согласия/несогласия, желания, просьбы и т.д.)
Максимальное количество баллов – 6 (3 монолог и 3 диалог).
6 б – 2 уч. (13,3%) творческий уровень;
5 б – 1 уч. (6, 6%) творческий уровень;
4 б – 7 уч. (46, 6%) поисково-исполнительный уровень;
3 б – 1 уч. (6,6%) репродуктивно-подражательный уровень;
2б – 4 уч. (26,6%) репродуктивно-подражательный уровень;
Для справки: уровни развития дискурсивной компетенции: элементарно-интуитивный, репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Эти уровни отражают различную степень готовности ученика к осуществлению коммуникативной деятельности.
Поскольку уровень развития дискурсивной компетенции отражается в сбалансированном соотношении ее структурных компонентов, то их целенаправленное развитие позволяет оптимизировать процесс обучения АЯ. Наличие проблемных моментов в развитии какого-либо компонента требует его коррекции посредством соответствующих заданий.
Трудности коммуникации, обусловленные недостаточным уровнем развития дискурсивной компетенции
Основные проявления трудностей
Неполное или неправильное понимание:
а) текста сообщения
б) контекста конкретной речевой ситуации
Низкий уровень владения языковыми средствами; неразвитая способность к анализу и синтезу; недостаточное количество общих знаний; недостаточная информированность по конкретной теме
Неумение правильно использовать языковые и речевые средства ИЯ
Низкий уровень обученности учащихся в области ИЯ
Анализ устных ответов учащихся говорит о среднем уровне сформированности дискурсивной компетенции у учащихся гимназии, тогда как владение ею помогает выбирать учащимся адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению.
Что же нужно для формирования дискурсивной компетенции учащихся? В основе формирования дискурсивной компетенции учащихся лежит изучение ими средств когезии и речевых формул, наиболее часто используемых носителями английского языка в самых разных коммуникативных ситуациях:
— приветствие, обращение, прощание;
— согласие, несогласие, запрещение;
— удивление и сомнение;
— поздравления и пожелания.
В целях развития дискурсивных умений целесообразно предложить учащимся выполнить языковые, условно-речевые и речевые упражнения со следующей формулировкой задания:
1) соединить две части сложного предложения в единое целое с помощью языковых средств логической связи;
2) расположить отдельные высказывания в логической последовательности так, чтобы получить связный диалог;
3) собрать из разрозненных частей текста логически организованное повествование;
Становлению дискурсивной компетенции учащихся во многом способствуют групповые формы организации учебно-познавательной деятельности: дискуссии, ролевые игры, дебаты. Подобные виды образовательной деятельности развивают навыки логической организации речи, умения последовательно и доказательно излагать собственное мнение. Кроме того, в процессе совместного обсуждения проблем формируется не только дискурсивный, но и социальный аспект коммуникативной компетенции, который подразумевает готовность и желание вести продуктивный диалог с партнером по общению. Помимо этого, стремясь построить убедительное высказывание, ученик неизбежно столкнется с необходимостью выбора языковых форм, адекватных цели высказывания, что способствует становлению социолингвистической компетенции учащихся.
Педагогические возможности развития дискурсивной компетенции в формировании у учащихся значимых качеств определяются ее универсальным метапредметным характером: дискурсивные навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека. Ее специфика (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне привычного внутреннего действия, крайне необходимого для специалиста любого профиля, и является показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и профессионального самосознания. В таком контексте дискурсивная компетенция является важным элементом общей образовательной компетенции, представляющей собой единство теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению образовательной деятельности, готовности и способности учиться всю жизнь.
ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Смотреть что такое «ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» в других словарях:
КОМПЕТЕНЦИЯ ДИСКУРСИВНАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ ДИСКУРСИВНАЯ. См. дискурсивная компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИСКУРС — понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Понятие Д. особенно популярно в поструктурализме и деконструкции. Как правило, применяется в философии, социологии, когнитивных анализах, семиотике … Современный философский словарь
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… … История Философии: Энциклопедия
Языковая личность — (англ. linguistic personality) когнитивно коммуникативный инвариант, обобщенный образ носителя культурно языковых и коммуникативно деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения. Предпосылки понятия Я. л. заложены идеями Л.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ХАБЕРМАС Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований… … История Философии: Энциклопедия
Что такое дискурсивная компетенция
В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной компетенции, т.е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции. Понятие коммуникативной компетенции многоаспектно и включает несколько субкомпетенций. Одной из наиболее значимых считается дискурсивная компетенция, которая представляет собой знание различных типов дискурсов и правил их построения, а также умение их создавать и понимать с учетом ситуации общения.
Статья рассматривает проблемы создания в вузах профессиональной академической среды для подготовки выпускников бакалавриата по иностранным языкам. Основное внимание уделяется понятию «дискурс» и необходимости формирования у студентов дискурсивной компетенции, поскольку она влияет на успешность процесса коммуникации.
Статья рассматривает пути решения проблем, связанных с формированием у студентов четвертого курса неязыкового вуза умений академического письма, а также публичных выступлений. Компетенция такого рода приобретает особое значение в процессе обучения иностранным языкам, который характеризуется переходом к личностной парадигме в образовании. В этом смысле дискурсивная компетенция является одним из критериев определения уровня развития языковой личности. Описывается формат государственного экзамена по дисциплине «Английский язык» в НИУ ВШЭ Нижний Новгород.
В работе рассматривается понятие «дискурс» с позиции разных наук и авторов, даются основные характеристики и виды дискурса, определяется специфика дискурсивной компетенции и подчеркивается ее важность в процессе обучения иноязычному общению в условиях новой парадигмы российского образования.
Дискурсивная компетенция в устной речи учащихся
МБОУ Октябрьская СШ-учитель английского языка Харчева Виктория Николаевна
Дискурсивная компетенция в устной речи учащихся на уроках английского языка
дискурсивный иностранный язык школа
В связи с тем, что в последние годы школа, общество и государство уделяют все большее внимание интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, умению коммуникации в широком социальном плане), появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
При этом актуальной задачей в обучении иностранному языку является необходимость формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции.
Актуальность проблемы формирования дискурсивной компетенции у учащихся средней школы обусловлена, с одной стороны, ее значимостью как одного из компонентов межкультурной коммуникации и, с другой стороны, недостаточной разработанностью методики ее формирования, как в теоретическом, так и в практическом плане.
1. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка
Согласно современной концепции образования, система обучения и воспитания должна ориентироваться на формирование мыслящего, нацеленного на решение проблем человека, готового к сотрудничеству с другими людьми, обладающего в достаточной мере знаниями, толерантного и социально ответственного человека [Амонашвили, 2009: 288]. Процесс обучения иностранному языку также опирается на концепцию развивающего обучения и направлен на развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в осваиваемой деятельности. В данный момент реформа образования направлена на преодоление консервативности образовательных систем, на преодоление разрыва между уровнем подготовки и потребностями общества. Так, с этой целью было осуществлено уточнение целей и задач обучения иностранным языкам и обозначение доминирующих компетенций в соответствии с современными тенденциями в обществе и образовании, пересмотрено содержание обучения. Остается открытым вопрос о целесообразности применения тех или иных технологий в рамках существующих подходов к обучению.
1.1 Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции
Конечной целью обучения иностранному языку является потребность формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции. Межкультурная коммуникативная компетенция – это способность добиться взаимопонимание с представителями разных культур даже при посредственном владении иностранными языками на основе понимания, знания и соблюдения универсальных правил и норм поведения, которые составляют международный этикет общения. Межкультурная коммуникативная компетенция позволяет личности устанавливать взаимоотношения с представителями других культур – признавать их культурные ценности, толерантно относиться к выявляющимся различиям в манерах общения, стилях поведения, образе жизни, обычаях, традициях. Межкультурная коммуникативная компетентность может быть представлена в виде идеализированной концептуальной модели и представляет собой интегративное образование, состоящее из подмножества компетенций. В основе данной модели лежит коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция является одной из базисных категорий современной теории и практики преподавания иностранных языков и, в частности, немецкого языка, как иностранного. В научной литературе существует множество определений понятия коммуникативной компетенции.
Термин «коммуникативная компетенция» создал Делл Хаймс (1972) на основе определенного Н.Хомским понятия «языковая компетенция», которым ученый называл внутренней ментальной грамматики индивида, и утверждал, что именно здесь представлен язык в виде абстрактных наборов правил, наиболее ясно отражающих в подсознательных интуитивных представлениях индивида о языке [Хомский, 1999: 124]. Коммуникативную компетенцию Д. Хаймс определял как внутреннее знание ситуационной уместности языка. Коммуникативная компетенция обладает вполне четкой структурой, основными составляющими которой являются различные компетенции, характеризующие ее с разных точек зрения и дающие в совокупности общую, достаточно полную характеристику понятия «иноязычная коммуникативная компетенция». Обогащение компонентного состава коммуникативной компетенции дополнительной составляющей — межкультурной — порождает качественно новое психологическое образование в процессе обучения — межкультурную коммуникативную компетентность как особую способность человека осуществлять продуктивное межкультурное общение и готовность воспринимать культурное и языковое многообразие.
Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность взаимно обусловливающих друг друга компетенций. Д. Хаймс выделял в структуре коммуникативной компетенции грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции. Однако составляющие коммуникативной компетенции могут определяться и иначе. Наиболее упоминаемыми в методической литературе являются следующие компетенции, составляющие оптимальный набор компонентов коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, стратегическая и дискурсивная. Все другие в терминологическом отношении части коммуникативной компетенции, выделяемые в литературе, так или иначе, характеризуют указанные шесть частных компетенций.
Однако особое внимание хотелось бы обратить на дискурсивную компетенцию, которая играет значимую роль в обучении иностранному языку и выступает в качестве цели обучения.
В настоящее время, по мнению большинства учёных, дискурсивная компетенция является одной из наиболее важных. Данная методология детерминирует выведение на первый план социальной сущности языка. Н.И. Алмазова считает, что дискурсивная компетенция – это то, к чему должно стремиться современное образование в области обучения иностранным языка [Алмазова, 2010: 213].
Дискурсивная компетенция изучается многими исследователями, такими как M. Swain, М. Canale, S. Moirand, Н. П. Головина, И. Ф. Ухванова-Шмыгова, Л. П. Каплич, О. И. Кучеренко, достаточно широко.
Дискурсивная компетенция — это не только создание целостных и связных текстов, но также знание разных типов дискурса и правил их построения, умение интерпретировать их в соответствии с коммуникативной ситуацией и продуцировать эти дискурсы с учетом экстралингвистических особенностей ситуации общения, ролей участников коммуникации и способов взаимодействия коммуникантов в рамках единого кортежа [Шадурский, 2009: 252].
Е.В. Шуман является первым в отечественной лингвистике исследователем, предложившим определение дискурсивной компетенции. Дискурсивная компетенция, основываясь на определении Е.В. Шумана, представляет собой умение учащегося понимать и самому создавать логичные и связные речевые высказывания, представленные в устной или в письменной форме [Шуман, 2006: 4].
Соответственно дискурсивная сторона коммуникативной компетенции означает качество использования языковых умений и навыков в речевой деятельности, корректность и правильность говорения и письма на иностранном языке, логичность и информационную насыщенность высказываний, что также означает уважение и понимание чужой культуры.
В связи с вышесказанным в составе дискурсивной компетенции можно выделить следующие умения:
— умение использовать лексические ресурсы иностранного языка для создания текста и применять их для интерпретации текста;
— умение прогнозировать ход коммуникативной ситуации и коммуникативную уместность средств речи в соответствии со стилем текст;
— умение описывать и объяснять факты с помощью средств иностранного языка;
— умение логически выстраивать высказывания на иностранном языке;
— умение строить коммуникативное поведение в соответствии с основной темой коммуникации;
— умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно социокультурной специфике страны изучаемого языка;
— умение выявлять тему и проблему в тексте;
— умение анализировать устный и письменный текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
— умение планировать текст на иностранном языке;
— умение выделить мотивы и цели общения на иностранном языке;
— умение контролировать коммуникативную ситуацию;
— умения выражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала;
— умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности;
— навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи;
— навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.
Четкого и общепринятого определения понятия «дискурс», охватывающего все случаи его употребления, не существует.
В 80-х годах под дискурсом понимали «коммуникацию, передачу мыслей посредством слов» или просто речь, лекцию, проповедь, трактат. В современной лингвистике понятие дискурса расширяется до «коммуникативного события, происходящего между говорящим и слушающим в процессе коммуникативного действия» [Чернобров, 2007: 94 – 98].
Понятие дискурса возникло в связи с выходом лингвистических исследований за пределы предложения – в область сверхфразового синтаксиса. Поэтому с точки зрения лингвистики, дискурс – это, прежде всего, комплексная единица, состоящая из последовательности предложений, находящихся в смысловой связи [Борботько, 2011: 25].
Термин «дискурс», как он понимается в современной лингвистике, близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности.
Другими словами, дискурс – речевое произведение, которое наряду с лингвистическими характеристиками, присущими тексту, обладает и экстралингвистическими параметрами (участники коммуникации, их коммуникативные цели, фоновые знания, об условиях общения – о собеседнике, времени, пространстве) [Сазонова, 2007: 32].
Кроме основной своей функции восприятия и порождения дискурсов, дискурсивная компетенция также способствует выполнению ряда учебных задач:
а) определяет соответствие речевой деятельности характеру и типу общей деятельности;
б) обеспечивает процессу формирования речевых навыков и умений упорядоченность, систематичность, преемственность и логичность;
в) формирует мотивы иноязычного речевого общения в процессе обучения, поскольку является выражением личностного начала коммуниканта;
г) обусловливает успешность обучения видам речевой деятельности, обслуживающим общение, в том числе говорению, аудированию, чтению и письменной речи;
д) подготавливает учащегося к тому, чтобы использовать иностранный язык в качестве орудия речемыслительной деятельности.
Существует прямая зависимость между уровнем развития дискурсивной и коммуникативной компетенций: чем выше уровень дискурсивной компетенции, тем полнее выбор средств коммуникации соответствует ее целям, что определяет успешность коммуникативной деятельности.
Учащиеся с достаточно развитым уровнем дискурсивной компетенции знают, насколько прагматическая, грамматическая, лексическая и фонологическая правильность речи влияет на результат коммуникативного действия; они осознают возможности изучения языка через его непосредственное использование и как компенсаторные стратегии могут им помочь справиться с текстами, содержащими незнакомые элементы. При прямом контакте с носителями изучаемого иностранного языка такие учащиеся способны вступить в коммуникативное взаимодействие, используя имеющиеся в их распоряжении ресурсы и стратегии. Школьники учатся наблюдать язык и стратегии, используемые более опытными собеседниками и таким образом накапливать собственный языковой багаж, как продуктивный, так и рецептивный. В области аудирования и чтения, они умеют воспринимать, запоминать и записывать слова и выражения, которые им прежде не встречались, обращая внимание на их ситуативный контекст, функциональное и общее значение, умеют использовать компенсационные стратегии и стратегии исправления ошибок, замечая, выучивая и используя новые языковые явления, используемые их собеседником.
В конечном итоге учащиеся, обладающие дискурсивной компетенцией, приобретают способность интегрировать знания, полученные в других предметах и на уроках немецкого языка и создавать самостоятельный продукт на этом языке. В таком качестве дискурсивная компетенция способствует развитию умений, входящих в понятие информационно-коммуникативной деятельности учащихся, что является необходимым условием их развития, поскольку только при определенном уровне развития дискурсивной компетенции учащийся сможет провести информационно-смысловой анализа текста, необходимый для адекватного восприятия устной речи.
— умения выражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала;
— умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности;
— навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи;
— навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.
Развитие дискурсивной компетенции приобретает особое значение в современном процессе обучения иностранным языка, который характеризуется переходом к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в проектировании образовательных процессов. В первую очередь это связано с тем, что на достигнутом сейчас уровне научных представлений базовым понятием в дидактике обучения иностранным языкам является понятие языковой личности, которое включает в себя многокомпонентный структурно упорядоченный набор языковых способностей, умение производить и воспринимать речевые сообщения. В данном контексте дискурсивная компетенция является одним из критериев диагностики уровня развития языковой личности, т.к. включает в себя такие качества, как использование средств общения, владение приемами организации текстовой информации, определенную степень овладения жанрово-структурными элементами языка. Кроме того, поскольку дискурс возможно рассматривать как реализацию в речи личностных смыслов, обеспечивающих необходимую мотивацию общения, связанную с личностной потребностью самовыражения [Седов, 2004: 213], то можно утверждать, что дискурсивная компетенция способствуют формированию наивысшего мотивационно-прагматического уровня владения языком. В таком качестве уровень дискурсивной компетенции является отражением (и выражением) особенностей языковой личности.
«Дискурс – это новая черта в облике Языка, каким он предстал перед нами к концу XX века» [Степанов, 2011: 35-73]. Анализ дискурсивной компетенции как одного из основных компонентов коммуникативной компетенции показал необходимость тщательного отбора технологий и приемов, учитывающих психологические особенности порождения дискурсов в процессе общения. В связи с этим нам представляется необходимым обращение к психологии и психолингвистике с целью изучения психолингвистического аспекта порождения дискурсов и выделения особенностей данного процесса.