Что такое дирекционный угол в кадастровой выписке
Как определить, требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
Александр, Оренбургская область 31 октября 2017 года, 08:17 просмотров: 18545
Как определить, нужно ли уточнять границы моего земельного участка?
Актуальный ответ на вопрос на дату 15.06.2021 Вы можете найти в посте: «Для чего необходимо межевание земельного участка?»
Мы уже писали в своей рубрике «Вопросы ответы», о том что с 01.01 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации будет введен запрет на любые операции с земельными участками, которые не имеют установленных по закону границ. Их нельзя будет продать, подарить, завещать и т.д. Даже имея на руках свидетельство, подтверждающее право собственности на землю, ею нельзя будет распоряжаться без предварительного проведения процедуры установления границ земельного участка, то есть межевания.
В процессе работы, кадастровые инженеры и менеджеры нашей компании зачастую сталкиваются с вопросом от заявителей: «А надо ли проводить межевание моего участка?»
Есть три простых признака, по которым каждый может ответить на вышеуказанный вопрос, единственное условие – наличие перед собой выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках на рассматриваемый земельный участок. Данную выписку может запросить и получить любое лицо в многофункциональном центре (МФЦ) – для этого необходимо знать кадастровый номер (или точный адрес) и оплатить государственную пошлину (для физического лица стоимость государственной пошлины составляет 400 рублей (Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»).
1 Признак:
На первой странице выписки из ЕГРН в 1 разделе в строке «Площадь» значение указано точной цифрой: (как ниже на рисунке)
Это говорит о том, что координаты границ земельного участка либо совсем не определены, либо определены декларировано – значение площади взято из правоустанавливающего или правоудостоверящего документа, выданного ранее – до начала ведения государственного кадастра. Земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН на основании таких документов имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (раздел 1 выписки из ЕГРН, строка «Статус записи об объекте недвижимости»: (как ниже на рисунке)
В случае если границы у земельного участка уточнены и не требуют межевания, то сведения о площади указываются с данными о погрешности: (как ниже на рисунке)
2 Признак:
В 1 разделе выписки из ЕГРН в строке «Особые отметки» присутствует предложение «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Это говорит о том, что межевание необходимо: (как ниже на рисунке)
3 Признак (дополнительный):
В случае если в имеющейся у Вас выписке из ЕГРН в разделе 3 «Описание местоположения земельного участка» присутствует подраздел 3.2 «Сведения о характерных точках границы земельного участка», то столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» должен быть заполнен числовым значением.
Причем значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков должны соответствовать действующему законодательству:
(Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» ).
В случае если у земельного участка границы не установлены, раздел 3 будет отсутствовать полностью. Это будет подтверждаться данными в строке «Особые отметки» раздела 1:
Однако, в случае если у земельного участка границы декларированные, то подраздел 3.2 будет заполнен, однако столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» будет иметь значение «данные отсутствуют». Межевание требуется:
Если у Вас под рукой не оказалось выписки из ЕГРН на земельный участок, то с помощью публичной кадастровой карты, зная кадастровый номер земельного участка можно получить первичную информацию о необходимости установления границ земельного участка. В случае если границы требуют уточнения, то тогда в отобразившемся окне будет присутствовать фраза «Без координат границ» и/или площадь будет прописана как «декларированная».
Компания «Региональный кадастровый центр» рекомендует делать выводы о необходимости проведения уточнения границ земельного участка исходя из сведений, имеющихся в выписке из ЕГРН.
Дирекционные углы земельного участка в кадастровом паспорте
В настоящее время существуют типовые формы кадастровых паспортов (Приказ Минюста от 18.02.2008 №32 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ КАДАСТРОВЫХ ПАСПОРТОВ ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОМЕЩЕНИЯ, ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА). В данной форме не указано на то, что в кадастровом паспорте должны содержаться дирекционные углы.
Дирекционные углы должны содержаться в кадастровом плане и иных документах.
Если вы сделали межевание, то дирекционные углы будут отображены в кадастровой выписке (форма с КВ.1 по КВ.6), именно в выписке дополнительно отображается план земельного участка в масштабе, дирекционные углы и горизонтальные положения, координаты поворотных точек границ земельного участка и другие характеристики.
Площадь земельного участка указана в каком-то странном формате 1537+/-27 кв.м. Этот формат надо переделывать?
Ничего переделывать не надо, +- 27 кв.м. это так называемая максимальная погрешность при межевании (на это указывается в Инструкции по межеванию земель от 1996 года).
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»:
Согласно положениям Приказа Минюста РФ от 18.02.2008 N 32
«Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»:
Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
При этом Приказ Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 утверждена форма кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории, в раздел КВ.5 которой описывает местоположение границ участка, что включает в себя, в том числе указания сведений о дирекционных углах, номерах смежных участков, горизонтальное положение, описание закрепления на местности.
Дирекционные углы не относятся к сведениям, которые должны содержаться в кадастровом паспорте.
В соответствии со статьей 7 частью 1 указанного закона, под уникальными характеристиками объекта недвижимости (если это земельный участок) понимаются: вид; кадастровый номер и дата внесения в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ земельного участка; площадь.
То есть дирекционные углы содержатся в межевом (землеустроительном) деле постольку, поскольку они необходимы для расчетов инженеров.
В то время как согласно действующему законодательству, координаты отражаются в метрах и характеризуют положение конкретной точки на местности.
Дирекционный угол характеризует направление линии-границы участка. Т.е. направление линии от конкретной точки к следующей. По дирекционным углам и мерам линий можно построить план участка. Но система координат будет условной.
Если Вы желаете получить сведения о дирекционных углах, Вам следует заказать кадастровую выписку, которая, в отличие от кадастрового паспорта, содержит запрашиваемые сведения (часть 3 статьи 14 вышеуказанного закона).
Что такое дирекционный угол в кадастровой выписке
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и «Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности»
Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.
В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);
границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.
либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;
либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.
Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
Положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.
Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.
предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка;
заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В случае если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.
разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ);
обеспечить согласование местоположения границ (в том числе с учетом положений части 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), оформление и включение в межевой план разделов «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения;
в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением лесных участков в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований N 921), в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контуре(ах) или одном (нескольких) обособленном(ых) участке(ах) в составе единого землепользования, в сведения о котором(ых) необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.
Законодательством установлены различные случаи, в которых границы земельных участков считаются согласованными как при наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц (часть 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ и часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), так и при отсутствии таких подписей (часть 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что в настоящее время положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ не распространяются на случаи выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков).
В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН соответствующих сведениях отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, при котором была допущена реестровая ошибка.
Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
Как отмечено выше, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется. Орган регистрации прав одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и (при необходимости) площади смежных земельных участков.
Если в ходе кадастровых работ уточнено (требуется изменение) местоположение границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком земельном участке включены в состав межевого плана, в отношении несмежного земельного участка необходимо представление собственником такого земельного участка отдельного заявления о его государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.
Если при проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, выявлено несоответствие сведений о правообладателе смежного земельного участка, указанных в акте согласования, актуальным сведениям о правообладателе данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (например, в период между согласованием местоположения границ земельного участка и представлением в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете осуществлена государственная регистрация перехода права на смежный земельный участок), данное несоответствие не является нарушением требований законодательства Российской Федерации к содержанию документа, представленного для государственного кадастрового учета (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), а также не означает нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) при соответствии данных о лице, с которым осуществлено согласование местоположения границ, сведениям о правообладателе смежного земельного участка, содержавшимся в ЕГРН или в документе, устанавливающем либо удостоверяющем ранее возникшее право на земельный участок, на дату согласования, и в силу положений пунктов 1 и 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 11 и 12 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, статьи 26 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для государственного кадастрового учета (основанием приостановления такого учета).
Обзор документа
— как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;
— в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;
— какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;
— как составить межевой план по итогам кадастровых работ.