Что такое дипломатический этикет

Дипломатический этикет

Во время общения или решения каких-либо вопросов люди должны соблюдать определенные нормы поведения. Это закрепилось не только на общественном уровне, но и на дипломатическом. Действительно, очень важно вести себя подобающе и уважительно относиться к представителям разных стран и народов, иначе последствия могут быть необратимыми. Итак, какие же нормы должен соблюдать каждый дипломат?

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Понятие дипломатии

Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно разобраться в определении дипломатии.

Дипломатия должна по мере надобности откладывать, предупреждать или вызывать войну, — говорил великий немецкий канцлер Отто Фон Бисмарк. Но что он имел в виду?

Дипломатия – это деятельность государства в сфере внешней политики и международных отношений. Следовательно, Бисмарк полагал, что главная функция дипломатии – переносить или разжигать войну. Но тогда была другая эпоха, другие ценности и приоритеты. Поэтому данную функцию в современном мире принимать за главную точно нельзя.

Дипломатический протокол: что это такое

Дипломатическим и дипломатичным протоколом (что, по сути, одно и то же) называют некий свод норм и правил, направленных на уважение ко всем государствам. Его обязаны соблюдать представители всех стран. В противном случае игнорирующая страна попадет в международную изоляцию, а соответственно, впадет в экономический и политический кризис.

Дипломатический протокол складывался столетиями и до сих пор развивается. Он хоть и не входит как отдельная категория международного права, но является обязательным условием успешной внешней политики.

Также стоит отметить, что не надо путать понятия дипломатического протокола и церемониала. В основы дипломатического протокола входят два пункта: этикет и вышеупомянутый церемониал.

Первый представляет собой совокупность правил и норм, которые должны соблюдать официальные лица государств во время приемов и других встреч.

Последний же является установленным порядком проведения официальных мероприятий.

Дипломатические приемы и правила поведения на них

Дипломатические приемы – торжественные встречи лиц высшего класса, связанные едиными экономическими или политическими интересами.

Подобные мероприятия могут устраиваться по любому поводу: в честь широкомасштабной выставки, национального/международного праздника и т.п. Зачастую такие встречи посещают видные политические или культурные деятели.

Организатору дипломатических приемов нужно заблаговременно начать подготовку к торжеству. Он должен выслать приглашения для гостей минимум за 10 дней до его начала, тщательно проработать официальную часть мероприятия.

Приглашенные, в свою очередь, должны позаботиться о своем наряде (о том, как именно стоит одеваться, речь пойдет чуть позже).

Также важно помнить, что среди верхов очень ценится пунктуальность, так что у гостей, однозначно, нет нужды опаздывать.

Виды дипломатических приемов

Разделяет две основных категории дипломатических приемов: официальные и неофициальные.

Официальные встречи

характерны для людей, связанных одной профессией. Часто схожие мероприятия устраивают политические деятели, коллеги по работе, партнеры по бизнесу и т.д. На таких приемах важно выглядеть презентабельно, но не очень вычурно.

Официальные дипломатические приемы в свою очередь подразделяются на дневные и вечерние. Дневные приемы начинаются, как правило, около 12 часов они непродолжительны, гостям предлагаются легкие закуски и напитки:

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Вечерние приемы начинаются после 17:

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Неофициальные встречи

могут быть устроены для людей, которых связывают только общие торжества и праздники. Ярким примером такого мероприятия может послужить банкет в честь дня рождения именинника. Ведь на нем могут одновременно собраться и коллеги по работе виновника торжества, и его давние друзья, и его семья. Безусловно, строгого соблюдения дипломатичного этикета здесь ждать не стоит, но общепринятые нормы поведения никто не отменял.

Внешность и поведение

Как уже отмечалось выше, на дипломатических встречах очень важно выглядеть соответствующим образом.

На официальных встречах мужчины должны надеть костюм темных тонов, черные классические туфли, неяркий галстук и белую рубашку. На неофициальных выбор уже больше: можно надеть рубашку или поло разных тонов, темные брюки, туфли или мокасины, надеть галстук или бабочку.

Женщинам же стоит надеть однотонное не вульгарное платье или костюм. Но на неофициальные мероприятия можно одеваться свободнее: тут все зависит от фантазии и гардероба.

Помимо презентабельного вида, важно вести себя культурно и уважительно по отношению к окружающим, соблюдать определенные обычаи и правила поведения. При встрече следует поздороваться со всеми приглашенными рукопожатием (если Вы мужчина), либо же обниманием с поцелуем в щеку (если Вы представительница прекрасного пола).

Во время приема пищи нельзя чавкать, брать еду руками, тянуться за далеко стоящей едой. Следует пользоваться приборами и салфетками, вежливо попросить рядом сидящего передать нужное кушанье.

Во время торжественной/официальной части следует слушать говорящего внимательно, не выкрикивать и не смеяться во весь зал.

По окончанию церемонии нужно не забыть попрощаться со всеми гостями.

Почему дипломатический этикет нужно соблюдать всем?

Прежде всего, дипломатический этикет – свод правил, который показывает уважение к другим участникам определенного мероприятия. Если человек неуважительно относится к другим гостям встречи, то, получается, что он не уважает свою персону.

Соблюдение дипломатического этикета показывает окружающим воспитанность, культурность и вежливость человека. С такими людьми гораздо приятнее иметь дело, чем с грубиянами и невежами.

Таким образом, дипломатический этикет необходимо знать и соблюдать не только лицам высшего класса и профессий, но и каждому из нас. Он ассоциируется с хорошими манерами, образованностью и широким кругозором человека. Ведь трудно не согласиться, что с такими людьми намного приятнее разговаривать и сотрудничать.

Источник

Правила дипломатического этикета

Постоянное расширение международных связей привело со временем к созданию особого свода норм, которыми необходимо руководствоваться во время общения с иностранными дипломатами. Эти нормы и правила являются основой так называемой протокольной практики, которая существует в каждом государстве. В диппрактике наиболее ярко демонстрируются принципы обязательности, которых должны придерживаться все члены официальных переговоров. Строгость норм, существующих порядков и законов, а также возможность грамотно сочетать абсолютно полярные методы разрешения конфликтов (убеждение, угрозу и компромисс) – вот отличительные правила дипломатического этикета . Обладать этими знаниями необходимо для того, чтобы грамотно применять их на практике и не допускать возникновение конфликтных ситуаций между странами либо их представителями.

Правила дипломатического этикета

21 век – время развития делового сотрудничества на мировом уровне. Если внутри государства действуют определенные правила поведения, традиции и культура, то в процессе взаимодействия на глобальном уровне происходит их смешение. Рождается понятие международного этикета со своим набором нравственных и поведенческих установок. Дипломатический протокол и этикет должны соблюдаться всеми государствами без исключения. Их знание и безукоризненное применение является залогом успешного и продуктивного международного сотрудничества. Истинный дипломат должен не только оперировать специфическими понятиями и быть представителем государства (народа), но и уметь находить верные пути решения, сглаживать конфликты, убеждать окружающих в своей правоте. Способность такого человека грамотно и четко выстраивать линию защиты или аргументации отражается на имидже целой страны, представителем которой он является. Вот почему к выбору дипломатов подходят с особой тщательностью.

Источник

Нормы дипломатического этикета

Основные нормы и правила дипломатического этикета

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикетНормы дипломатического этикета сформировались под влиянием различных культур. В результате многовекового общения между представителями разных народов возникли правила поведения и условности, соблюдение которых призвано поддерживать взаимоотношения между народами.

Основой этих норм является принцип закрепления за каждым участником современной дипломатии представляемого им государства. Каждая страна является суверенной и пользуется одинаковыми правами, поэтому избегать выполнения этих правил нельзя.

Одной из главных норм дипэтикета является взаимность. Официальным лицам в процессе мирового общения необходимо подчеркивать свою почтительность по отношению к другим странам. Недопустимо делать акцент на национальных различиях и прочих дискриминирующих признаках (в том числе религиозном). При нахождении в стране пребывания необходимо неукоснительно следовать местным правилам и обычаям, знать законы и действующие порядки. Нарушить принцип международной вежливости – значит нанести ущерб авторитету и престижу представляемого государства и внести разлад в отношения с другими странами.

Но это не означает безусловное следование правилам международного этикета. Дипломатический протокол отличается гибкостью, а потому здесь допускается немного отступать от норм, которые приняты в международной практике. Учитываются различные обстоятельства, среди которых числятся особенности отношений между государствами, характер поставленных задач и пр. Например, протокольным правилам можно придавать различные оттенки, учитывая уровень торжественности, сокращая или увеличивая численность участвующих в церемонии лиц, повышая или понижая уровень представительства. Но делать это нужно с осторожностью, поскольку подобные отступления не останутся незамеченными и нередко истолковываются неверно.

Встречаясь с иностранными партнерами, членами других конфессий, народов, культур, дипломаты обязаны знать и выполнять правила дипломатического этикета . Несмотря на возможность внесения незначительных дополнений/поправок в этикет (в зависимости от общественного строя страны, ее исторического строения, национальных традиций), общепринятые правила необходимо знать и выполнять всем. Даже мелкие, казалось бы, детали и небольшое отклонение от правил может быть воспринято остальными партнерами как грубое нарушение правил приличия. Правила дипломатического этикета отличаются строгостью к деталям. Так, возмутительным может быть выбор кем-то из участников деловой встречи неподобающего наряда, отсутствие или, напротив, наличие головного убора (в зависимости от обстоятельств), позы, жестов, прикосновений. Мировая практика помнит немало случаев, когда официальные лица вели себя на светских и деловых приемах крайне непристойно (жевали жвачку, опаздывали на переговоры, дремали во время проведения конференций и т. д.).

Источник

10 привычек дипломата, которые помогут тебе правильно говорить с людьми

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Когда от твоих слов и действий буквально зависит жизнь и благополучие миллионов человек, у тебя вырабатываются особые привычки, манера общения, мимика и ещё много чего. Они помогают тебе не упасть в грязь лицом и не потащить за собой целое государство. И пусть дипломатия — это сложнейший процесс, в котором могут преуспеть только лучшие из лучших, попытаться развить в себе некоторые из навыков будет весьма полезно каждому человеку.

1. Не показывать своих желаний

Умение скрывать свои истинные намерения у дипломатов почти в крови. Если твой оппонент знает твои цели и желания, то он с лёгкостью может надавить на тебя. Эта аксиома работает абсолютно во всех случаях, даже когда тебе необходимо что-то приобрести или продать.

Когда ты сможешь убедить продавца или покупателя в том, что им самим выгодно работать именно с тобой, то уже ты будешь владеть ситуацией и устанавливать свои правила. Если ты продаёшь, то пусть знают, что покупателей у тебя полно, и они должны поспешить с оплатой. А если покупаешь — пусть знают: ты можешь позволить себе выбирать сколько угодно, ведь вариантов полно, и пусть они сами покажут, что их товар лучше. И делать так нужно, даже если выбора у тебя нет. Особенно если выбора нет.

2. Вести себя соответственно своему статусу

Полностью оказаться от стереотипов человечество не сможет никогда. Плохо это или хорошо — неважно. Важно уметь пользоваться стереотипами и соответствовать своему статусу, если ты хочешь добиться от человека желаемого. Статус в социуме есть у всех — на его основе у людей появляется к тебе уважение или, наоборот, неуважение.

Помни, что все думают, будто они хорошо разбираются в людях, а это значит, что они будут не готовы к неожиданному ответу или поведению, которое бы не соответствовало твоему статусу. Используй это для достижения своей цели.

3. Соблюдать установленные правила

В любой социальной группе есть свои правила поведения. И прежде чем войти в новый круг общения или начинать взаимодействовать с людьми из разных групп, было бы неплохо узнать, как и почему именно так они ведут себя с другими.

Чтобы зайти за своего, подстраиваться придётся часто — для этого дипломаты для начала наблюдают и только потом начинают действовать. Выясни, что люди обсуждают, над какими шутками смеются и как относятся друг к другу, и только потом начинай вливаться в коллектив. Так ты никогда не станешь изгоем или же объектом насмешек и издёвок.

4. Правильно реагировать на неприятности

У всех бывают тяжелые моменты в жизни: неудачи на работе и учёбе, разрыв отношений да и просто банально плохие дни. Но все эти трудности не должны выбивать из колеи, а если быть более точным — не должны отражаться на нашем общении с другими.

Умение скрывать свои эмоции при неудаче — это тонкое искусство, но весьма полезное. Пусть окружающие знают, что тебя ничто не может сломить, все неудачи ты переносишь стойко да и вообще не считаешь их серьёзными.

5. Не ставить себя выше других

Суть любых переговоров — умение договориться, а высокомерие этому никак не способствует. Все дипломаты без исключения относятся к оппонентам с уважением, даже если в глубине души они их недолюбливают или откровенно презирают.

Пытаясь всем вокруг доказать свою исключительность, ты только покажешь, что на самом деле ничем не лучше других. Пусть за тебя говорят твои поступки и личные достижения, а пустое чванство никому не нужно.

6. Вести себя сдержанно

Люди бывают разные — как умные, так и невежды, как воспитанные, так и совсем отморозки. Но их поведение и слова не должны тебя задевать и тем более выводить из себя. Агрессия порождает агрессию и показывает, что ты ничем не лучше своего оппонента. Помни: правда за тобой. И как бы тебя ни выводили, ты прав, а значит, и злиться незачем.

7. Меньше говорить — больше слушать

Ну это уже самый заезженный совет из всех, но он самый рабочий, так что не упомянуть его было бы преступлением. Длинные речи никому не нравятся, людям сложно на них сфокусироваться и понять, что же ты хочешь им сказать. Старайся сам задавать больше наводящих вопросов и лучше давай комментарии к чужим словам. Так ты будешь контролировать беседу, а значит, сможешь направлять её в нужное русло.

8. Обращать внимание на детали

Для удачных переговоров важна каждая мелочь, ведь любое неправильное слово или неловкий жест уже может настроить собеседника против тебя. Следи за своими словами и обращай внимание на то, как говорит с тобой оппонент, на то, как он держит руки, как смотрит на тебя и на чём он делает акцент. Всё это поможет выработать правильную тактику в беседе и добиться желаемого без конфликтов.

9. Учиться новым и не забывать старые уловки

Ты не всегда будешь лучше, чем твой соперник. Проиграть достойному человеку не зазорно, а вот не вынести ничего нового из своего проигрыша — это позор.

Помни: знать всё на свете — невозможно, а учиться — никогда не поздно. Для карьеры дипломата остановиться в развитии подобно смерти, а значит, ты не должен бояться получать новый опыт, пусть даже процесс будет не самым приятным.

10. Оценивать ситуацию

Сбор информации и составление полной картины происходящего — одна из важнейших аксиом в дипломатии. Если ты знаешь о ситуации больше оппонента, то с легкостью сможешь убедить его в своей правоте. И наоборот: когда информации не хватает, очень сложно составить полную картину и сделать необходимые выводы.

Источник

Этикет

Этикет

Дипломатические приёмы

Дипломатические приемы — одна из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности правительств, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств и дипломатов. Приемы проводятся как в ознаменование важных событий (национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, а также по случаю пребывания в стране высокого гостя или делегации), так и в порядке повседневной деятельности министерств иностранных дел и посольств. Приемы, организуемые дипломатическим представительством, способствуют установлению, поддержанию и развитию контактов посольства со страной пребывания. На таких приемах иностранные дипломаты разъясняют политику своих стран, собирают информацию о стране пребывания, обмениваются мнениями по важным международным проблемам. Поэтому любой дипломатический прием имеет большое политическое значение как для тех, кто его устраивает, так и для присутствующих на нем гостей. Еще более важный политический характер имеют приемы, организуемые руководящими органами страны в честь высоких иностранных гостей или делегаций. Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности. Традиции русского гостеприимства и поныне отмечают иностранные гости. В прошлом в России гостей встречали с почетом и уважением:

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

. чтите гостя, откуда бы к
Вам ни пришел; если не можете
почтить его подарком, — то
пищей и питьем.
(Из поучений Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим.)

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются участники приемов. Протокольная практика в России обладает некоторыми особенностями в организации приемов, но в целом она совпадает с международной, В нашем дипломатическом протоколе, как это имеет место и в других странах, приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

К дневным относятся приемы типа «бокал шампанского», «бокал вина», завтраки. «Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание делегации в стране, открытие выставки (фестиваля). Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Напитки и закуски разносят официанты. С точки зрения организации это наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки.

Аналогичным является прием типа «бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

Завтрак устраивается между 12 и 15 часами. Обычно завтрак начинается в 12.30 или 13.00. Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. При организации завтрака с российской стороны меню состоит из одной-двух холодных закусок, одного рыбного или мясного блюда и десерта. Не исключается подача за завтраком первого блюда и (или) горячей закуски.

Перед завтраком гостям предлагаются соки. В.ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая.

Завтрак продолжается обычно час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 30 минут — за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной). Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды специально не указана в приглашении.

Завтрак — один из наиболее распространенных видов дипломатических приемов. Завтраки устраиваются по случаю приезда и отъезда послов, годовщины договоров и других юбилейных дат, в честь высоких иностранных гостей, в порядке поддержания контактов МИД с иностранными дипломатическими представительствами. В международной протокольной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

Вечерние приемы бывают нескольких типов.

«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Во время приема официанты разносят напитки и холодные закуски (в виде канапе — небольших бутербродов). Возможна подача горячих блюд. Иногда устраивается буфет, где желающим официанты предлагают напитки.

Прием «а ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако на фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти и другим присутствующим.

Приемы типа «коктейль» и «а ля фуршет» проводятся стоя, В обоих случаях, чтобы подчеркнуть особую торжественность приема, к его концу возможна подача шампанского, мороженого, кофе. Если прием устраивается по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, в конце приема возможны организация небольшого концерта или показ фильма. Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием особой формы одежды в приглашении.

Обед считается наиболее почетным видом приема. Он обычно начинается в 20 часов или 20.30, но не позднее 21 часа. По российской протокольной практике обед может начинаться и в более раннее время.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Меню обеда в соответствии с национальными традициями включает две-три холодные закуски, первое, горячее рыбное, горячее мясное блюда и десерт. Подача напитков та же, что и на завтраке. Обед длится обычно два-три часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно час, все переходят в гостиные для беседы; сюда подаются кофе, чай. В некоторых случаях кофе, чай могут быть поданы за обеденным столом. Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак — для мужчин, вечернее платье — для женщин), Ужин начинается в 21 час и позднее. От обеда отличается лишь временем начала. В некоторых странах в особо торжественных случаях в связи с пребыванием в стране главы государства или делегации во главе с государственным деятелем самого высокого уровня устраиваются подряд два приема: сразу же после обеда для высоких гостей проводится прием типа «коктейль» или «а ля фуршет».

Обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столами по четыре—шесть человек. Так же как на «фуршетом» приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. Такого рода прием часто организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. В тропических странах такого рода прием нередко проводится на открытом воздухе — на веранде или в саду. Обед-буфет менее официален, чем обед.

К вечерним приемам относится также «чай», устраиваемый между 16 и 18 часами, как правило, для женщин. Супруга министра иностранных дел приглашает «на чай» супруг послов, других женщин. Такая форма приема используется и при нанесении прощальных визитов супругами глав дипломатических представительств супруге министра иностранных дел. Для «чая» накрываются один или несколько столов с учетом числа приглашенных. Подают конфеты, печенье, фрукты, напитки. Не исключаются канапе. В международной практике все реже встречается прием типа «жур фикс». Супруга министра иностранных дел или супруга посла назначает на весь сезон день и час каждой недели, когда она ожидает гостей. В начале осенне-зимнего сезона один раз рассылается приглашение, действительное на весь период, если не последует особого уведомления. Этот прием, называемый иногда «средами», «четвергами», «пятницами», по форме и содержанию такой же, что и «чай».

Есть и другие виды дипломатических приемов: музыкальные, литературные, танцевальные вечера, встречи дипломатов во время спортивных соревнований. Любопытно, что в Канаде, например, устраивается прием по случаю «музыкального выезда на лошадях».

Проведению каждого приема предшествует тщательная подготовка. Нужно определить вид приема с учетом цели, ради которой он организуется, место проведения, составить список приглашенных, заблаговременно заполнить и разослать приглашения, составить меню и план рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде, ужине. Если прием организуется в резиденции посла или в посольстве, то супруга посла должна уделить особое внимание подготовке помещений, сервировке столов, инструктажу официантов, которые будут обслуживать прием.

Ответное мероприятие со стороны гостя не предусматривается. Разнообразна практика дипломатического корпуса в Москве при организации приемов. По случаю национальных праздников своих стран главы дипломатических представительств организуют приемы типа «коктейль», «а ля фуршет», «бокал шампанского», «бокал вина». В порядке повседневной дипломатической деятельности посольства в Москве часто приглашают на завтраки, обеды, кинопросмотры и т.п.

Такого же типа приемы устраиваются и российскими посольствами в зарубежных странах, При определении даты приема следует исходить из того, что приемы не организуются в праздничные и нерабочие дни, а в мусульманских странах — в религиозный праздник «рамадан», Приемы не проводятся и в дни национального траура, а назначенные ранее отменяются.

Составление списка приглашаемых — один из важнейших элементов подготовительной работы. На прием в честь высокого гостя или иностранной делегации, находящихся с официальным визитом, помимо сопровождающих лиц, членов делегации приглашаются посол страны гостя и старшие дипломатические сотрудники посольства.

С российской стороны на приеме присутствуют руководители государства, министры, другие официальные лица, участвовавшие в переговорах или осуществляющие сотрудничество со страной гостя по экономическим, научно-техническим, культурным и другим направлениям. Если гость прибыл с супругой, то на приеме с российской стороны участвуют супруги официальных лиц. Определяется общее количество приглашаемых на прием. Принимается во внимание деловая необходимость контакта с тем или иным приглашенным. Размеры помещений, где устраивается прием, должны соответствовать числу приглашенных и возможностям обслуживания. Следует избегать тесноты на приеме.

На прием, устраиваемый посольством Российской Федерации, приглашаются руководители страны, официальные лица ведомств и общественных организаций, представители культурных и научных кругов. Если прием посвящен юбилейной дате в двусторонних отношениях, то приглашение дипломатического корпуса не предусматривается. Иностранные дипломаты присутствуют на приемах, посвящаемых национальным праздникам стран, а также на представительских мероприятиях посольств, проводимых в порядке их повседневной деятельности. Особую осторожность посольству следует иногда проявить к приглашению представителей оппозиционных партий в некоторых странах, Даже при самой тщательной проработке списка нельзя избежать того, что кто-то из приглашенных по различным причинам не сможет присутствовать на приеме. Этот так называемый «процент отсева» учитывается при составлении сметы расходов на прием.

Современная международная протокольная практика свидетельствует о стремлении стран делать дипломатические приемы скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих блюд.

Меню на дипломатическом приеме должно иметь национальный колорит. Принимаются, однако, во внимание вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции. Заранее следует подумать о тех, кто употребляет только вегетарианскую пищу или не ест свинины. Не подается на приеме дичь в период запрета охоты на нее в стране. На приеме в посольстве супруга посла должна проследить за тем, чтобы в меню были включены национальные блюда. Будут ли это пироги или блины, мясо или рыба, приготовленные особым, специфическим для данной страны способом, или десерт из фруктов, которыми славится страна, — это дело вкуса и учета местных условий, Сложилась международная тенденция делать завтраки, обеды, «а ля фуршеты» скромными. Ушли в историю «лукулловы пиры», когда «вино лилось рекой, сосед поил соседа».

Но при этом устроители приемов стремятся придать им национальный колорит. Особенно это заметно в Китае, Японии, странах Южной и Юго-Восточной Азии.

Всякий, кто хотя бы раз побывал, например, в Китае, навсегда запомнил «китайскую кухню»: «суп из ласточкиных гнезд», «плавники акулы», «жареный бамбук» и т.п. В 50-х годах в Китае побывала писательница Ванда Василевская. Она с юмором заметила: «В Китае все едят: все, что летает, кроме самолетов, все, что ползает, кроме танка, все, что плавает, кроме подводной лодки». И можно лишь с уважением относиться к народу, сумевшему столь бережно сохранить древние традиции, а если и «осовременить» их, то отнюдь не в ущерб национальным особенностям.

А вот как угощали Ее Величество Елизавету II, Королеву Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и Его Королевское Высочество Принца Филиппа, Герцога Эдинбургского, в Кремле, в Грановитой палате, на обеде, данном в честь высоких гостей Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным и его супругой 18 октября 1994 г.

Икра зернистая
Кулебяка слоеная с рыбой
Судак, фаршированный шампиньонами
Ростбиф из вырезки, фаршированный паштетом
Суп-крем из спаржи
Лосось в шампанском
Котлеты де-воляй из цыпленка с фруктами
Парфе малиновое
Пирожные ассорти
Фрукты
Кофе, чай

Все блюда должны быть вкусными и красиво поданы. На приемах принято использовать посуду хорошего качества: хрусталь, фарфор, серебро. Живые цветы на столах и в гостиных придают помещениям праздничность и уют. Цветы иногда подбираются таким образом, чтобы они соответствовали цветам флага гостя.

Перед зданием, где проходит прием, иногда выстраивается почетный караул, который отдает воинские почести при приезде и отъезде главного гостя.

На прием гости приглашаются специальными письменными приглашениями. Бланки приглашений печатаются типографским способом, а от руки вписываются фамилия приглашенного, его должность, указываются вид приема, день, час и место проведения. Все эти данные могут быть напечатаны на машинке, однако в прошлом это считалось менее вежливым.

Если прием устраивается по случаю пребывания высокого гостя в стране, юбилейной даты, национального праздника, то приглашения имеют характер изготовленных типографским способом специальных бланков.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Приглашения принято направлять за одну-две недели до приема. Это позволяет надеяться, что гости сумеют так спланировать свое время, чтобы иметь возможность прибыть на прием. Для рассылки приглашений используются нарочные или курьеры, реже приглашения посылаются по почте.

Получив приглашение, следует с ним внимательно ознакомиться. Это убережет от ошибок и неловких ситуаций, в которых может оказаться человек, не разобравшийся в полученном приглашении. Независимо от того, на каком языке написано приглашение, следует иметь полную ясность в отношении следующего: кто, по какому поводу, где, когда, форма одежды, нужен ли ответ на приглашение. Уточненная в результате такого анализа информация поможет принять правильное решение.

На приглашение, где стоят буквы RSVP и они не зачеркнуты, ответ следует дать без промедления. Задержка ответа и тем более его отсутствие — свидетельство неучтивости. Лучше вежливо отказаться заранее, чем оттягивать ответ. На приглашение с «просьбой ответить» желательно давать письменный ответ независимо от его характера — положительный или отрицательный.

Ответ составляется от имени получивших приглашение в третьем лице, без подписи. Не будет ошибкой, если ответ будет дан по телефону.

В некоторых странах существует порядок, по которому обязательно направление письменного ответа (положительного или отрицательного) на приглашение на прием, устраиваемый главой государства.

Образец такого ответа:

«Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации и М.И.Петрова имеют честь подтвердить получение любезного приглашения господина Президента и госпожи К. на обед (или завтрак) во вторник, 10 марта, в восемь часов вечера, которое они с удовольствием принимают».

Образец отрицательного ответа:

«Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации и М.И. Петрова в связи с отъездом в ближайшие дни в отпуск, к сожалению, не смогут принять любезное приглашение Чрезвычайного и Полномочного Посла Финляндии и его супруги на завтрак

в пятницу, 21 июня с.г.»

О рассадке за столом

На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самое почетное место — справа от хозяйки (на приеме с участием женщин) и справа от хозяина (на мужском приеме). Далее идут места слева от хозяйки, слева от хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными.

На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю может быть предложено место за столом напротив хозяина. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. Отступление от этого правила может быть расценено как умышленное нанесение ущерба престижу гостя и престижу представляемого им государства.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Трудностей при рассадке не возникает в том случае, если при составлении списка приглашаемых учитывается и примерная рассадка за столом. При этом помимо указанного основного правила следует учитывать, что на приемах с участием женщин нужно избегать сажать женщину рядом с женщиной, лучше чередовать — мужчина, женщина; не сажают рядом супругов; женщине неприлично сидеть в конце стола. Следует подумать и о том, чтобы гости за столом могли общаться без переводчика. В противном случае потребуется пригласить переводчиков или поручить их функции младшим дипломатическим сотрудникам своего посольства.

Не исключено, что составление такой предварительной рассадки вынудит внести изменения и в первоначальный список приглашенных.

Старшинство среди дипломатов определить несложно. Ориентир для этого — дипломатические ранги. Старшинство среди дипломатов одного ранга определяется по времени пребывания в стране. Сложнее определить старшинство среди политических и общественных деятелей, представителей деловых кругов, прессы. Возникающие сомнения может помочь рассеять протокольный отдел страны пребывания. Таким образом будут предотвращены ошибки при рассадке.

Следует помнить и о том, что супруге присваивается старшинство супруга. Это правило помогает сделать правильную рассадку на приеме, на котором присутствуют женщины, или на чисто женском приеме.

На смешанных приемах при отсутствии супруги у хозяина приема он может предложить место за столом напротив себя старшему гостю или супруге старшего дипломата своего посольства. В протокольной практике переводчики чаще всего сидят за столом.

По мере поступления ответов от приглашенных рассадка уточняется.

В день приема или накануне составляется общий список участников завтрака, обеда, ужина — иностранных гостей и со стороны посольства в порядке протокольного старшинства.

В дипломатическом протоколе сложилась техника обозначения мест за столом. Печатаются рассадочные и кувертные карточки — небольшие белые прямоугольники из плотной бумаги с написанными от руки или напечатанными на машинке фамилиями всех участников приема.

В зале, где собираются гости и где подаются напитки (или перед входом в зал), на небольшом столике выставляется план рассадки.

Строго в соответствии с планом каждое место за столом обозначено кувертной карточкой. Приглашенные на прием знакомятся с планом рассадки, находят свое место, уточняют фамилии соседей справа и слева. Если позволяют обстановка и время, знакомятся предварительно, так как за столом это делать менее удобно.

На приемах с большим количеством приглашенных используются специальные карточки с указанием места за столом.

Рассадка на дипломатическом приеме в настоящее время хотя и не вызывает, как это бывало в прошлом, бурного недовольства, но по-прежнему требует к себе большого внимания, ибо может привести к осложнениям в личных контактах. Приходится иногда даже учитывать такие «мелочи», как коммуникабельность отдельных гостей, их совместимость, другие личностные качества. Правильная рассадка — одно из слагаемых успешного проведения приема.

Ознакомившись с планом рассадки, гость быстро находит свое место за столом, обозначенное кувертной карточкой. Войдя в зал, приглашенные стоя дожидаются, когда хозяйка подойдет к своему месту и предложит всем садиться. Мужчины помогают дамам, отодвигая немного стул. Официанты начинают разносить угощение с главной гостьи и гостя. В последнюю очередь они подходят к хозяйке и хозяину. Этикет предполагает, что гости не приступают к еде, пока официант не предложит блюдо хозяйке, и она дает «сигнал»: можно начинать.

Прием пройдет успешно в том случае, если заранее продумана схема его проведения. Говорят, что «театр начинается с вешалки». Это же можно сказать и о дипломатическом приеме. Но, не забывая о вешалке, посол должен, если ожидается много гостей, побеспокоиться в первую очередь о том, чтобы через дипломатический протокол страны пребывания уведомить милицию (полицию) о прибытии большого количества автомобилей и необходимости обеспечить их стоянку. Схема или план приема должны предусматривать место, где хозяйка и хозяин встречают гостей. Одному из сотрудников необходимо поручить провожать гостей в залы. С ними должны заниматься другие дипломаты и их супруги, На приеме по случаю национального праздника или другой важной даты посол ожидает приезда почетного гостя, встречает его, провожает в главный зал к столу. Это служит сигналом и для всех остальных к тому, что официальная, торжественная часть приема началась, В случае, если прием устраивается по какому-то особому поводу и предполагается выступление посла с тостом, об этом посольство заранее информирует Министерство иностранных дел страны пребывания, если оно рассчитывает на ответное выступление. Иное дело, когда правительство страны устраивает прием в честь высокого иностранного гостя. На такого рода приеме (завтрак, обед. фуршетный прием) программой пребывания гостя в стране предусматривается обмен речами. Текст речи высокого гостя заранее переводится на язык страны пребывания, а ответная речь — на язык страны гостя. В этом случае отпадает необходимость устного перевода.

Тосты предусматриваются и на приемах типа завтрак, обед, ужин.

Обычно это делается в конце приема, когда подано шампанское. Текст тоста может быть заранее подготовлен в письменном виде и зачитан. Нередко хозяин произносит тост без письменного текста, но это не означает, что текст не был заранее подготовлен. Дипломатический протокол России допускает произнесение тоста и в начале приема (завтрак, обед, ужин).

Дипломатические приемы дают хорошую возможность их участникам вести беседы по различным вопросам, а на приемах без рассадки («коктейль», «а ля фуршет» и др.) возможны беседы с большим кругом собеседников.

За завтраком (обедом, ужином) хозяйка и хозяин, уделяя основное внимание главному гостю и его супруге, тем не менее стремятся вовлечь в разговор всех гостей. Поэтому за столом, как правило, говорят о событиях, которые могут представлять интерес для всех гостей: новостях литературы, искусства, кино, живописи или каком-то особом сообщении прессы, вызвавшем интерес во всем мире. Гости стараются избегать говорить за столом о спорных проблемах и о вопросах, которые по различным причинам могут быть неприятными для кого-либо из гостей.

На небольших приемах у посла за кофе (чаем) в гостиной, где, как правило, мужчины и женщины образуют раздельные группы, не исключается обмен мнениями и по важным политическим вопросам, Прием нередко используется хозяином, чтобы выполнить поручение своего правительства и передать информацию официальному представителю страны пребывания. Может использовать такой случай и гость, чтобы проинформировать посла по какому-то важному вопросу, поинтересоваться его мнением. Поэтому при подготовке приема важно хорошо продумать план бесед, с кем и о чем говорить, кому и что сказать.

Хорошо подготовленный и в деталях продуманный прием может быть омрачен неквалифицированным обслуживанием. К обслуживанию приема привлекаются опытные метрдотель и официанты. Они без подсказок должны знать, когда, что и как подать, что и когда убрать, с кого начинать подачу блюд и кем заканчивать, как вести себя, когда произносят тосты. Короче говоря, они должны обеспечить безукоризненное проведение приема от начала до конца. Дипломатический этикет как норма поведения дипломата имеет специфические черты. По поведению дипломата судят о стране, которую он представляет. Неправильным поведением дипломат может нанести ущерб престижу своего государства.

Азбучной истиной стало правило, согласно которому дипломат, будучи за границей, не должен пытаться навязать свои обычаи и манеры, а обязан с уважением относиться к обычаям страны пребывания. Нет большей невоспитанности, чем опрометчивое суждение или критика того, что может показаться на первый взгляд необычным или непривычным.

И хотя дипломатический этикет неизбежно отражает социальные и нравственные устои общества, представителем которого выступает данный дипломат, в результате многолетнего общения дипломатов разных стран в этикете сложились общие правила хорошего тона. Первая заповедь дипломата — точность. Дипломат придет вовремя на прием и пробудет на приеме не дольше, чем этого требуют правила приличия. Считается невежливым появляться на приеме за несколько минут до его окончания. Лучше прийти в начале приема, а затем уехать, предварительно извинившись перед хозяйкой и хозяином. Уход гостя с приема через 15-20 минут после прибытия на него без объявления причин может быть расценен как недружественная демонстрация.

Ни о каком опоздании не может быть и речи, если имеется приглашение на прием с рассадкой (завтрак, обед, ужин), Гости на такого рода прием съезжаются в течение 3-5 минут и после небольшой паузы, используемой для взаимных приветствий и знакомств, приглашаются к столу. Если все же обстоятельства вынудили гостя немного опоздать, и он приезжает, когда прием уже начался, ему следует подойти к хозяйке и хозяину, объяснить, не вдаваясь в детали, причину своего опоздания, приветствовать их, поклониться присутствующим и занять отведенное ему место.

На прием первыми являются младшие сотрудники, затем — старшие, посол как бы замыкает приход своих сотрудников. Уход с приема осуществляется в обратном порядке: вначале старшие, затем младшие. Не следует уходить гостям всем сразу, лучше расходиться постепенно. Гости расходятся таким образом, чтобы ко времени окончания приема, обозначенному в приглашении, с хозяином и хозяйкой прощались последние из присутствующих.

Задерживаться на приемах не рекомендуется, так как затягивание приема становится обременительным для хозяев. При приходе на прием и уходе с него не обязательно пожимать руку каждому из присутствующих. Здороваться (или прощаться) за руку нужно с хозяином и хозяйкой, а остальным можно лишь поклониться.

В знак особого уважения к гостю на вечерних приемах (обед, ужин) форма одежды может быть указана в приглашении. В этом случае в нижнем правом углу может быть написано «Black tie» —«черный галстук», что подразумевает костюм типа «смокинг», реже «white tie» — «белый галстук», то есть фрак. В странах с жарким климатом в торжественных случаях гости приходят в праздничной одежде национального стиля.

ОБ ОДЕЖДЕ НА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ

1. Для мужчин

Костюм. На завтрак, «чай», «коктейль», а также на другие приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно надевать костюм любого цвета, если только эти приемы не устраиваются по случаю национального праздника или в честь (или от имени) главы государства, главы правительства или министра иностранных дел по официальному поводу.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Подразумевается, что костюмом любого цвета не будет костюм яркого тона. На приемы, устраиваемые по случаю национального праздника или в честь (или от имени) главы государства, главы правительства или министра иностранных дел по официальному поводу, а также на приемы, начинающиеся в 20.00 часов и позднее, рекомендуется надевать черный костюм или, в крайнем случае, костюм темного цвета (темно-синего, темно-серого, темно-коричневого). Костюм должен быть всегда тщательно выглаженным. Предпочтительнее надевать свежий костюм.

О случаях, когда следует надевать смокинг, специально указывается в приглашении, Так на обеде у королевы Великобритании Елизаветы II Президент Российской Федерации В.В.Путин впервые надел фрак.

На все виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку с крахмальным или мягким воротничком и с любым галстуком (но не яркого тона). Не рекомендуется надевать цветных рубашек, в особенности трикотажных, а также черных галстуков, Черный галстук надевается только в знак траура.

Обувь. Рекомендуется надевать полуботинки или ботинки черного цвета. В летнее время к не темному костюму можно надевать цветную обувь, но не сандалеты или сандалии. Лакированные ботинки надеваются только к смокингу (и фраку). Обувь должна быть тщательно начищена.

Носки должны быть в тон обуви.

Шляпа. В зависимости от времени года рекомендуется надевать шляпу: светлого тона весной и летом, темного (но не обязательно черного) тона осенью и зимой. Предпочтительнее надевать шляпу в один тон с цветом пальто или костюма. Не рекомендуется надевать черную шляпу с пальто или костюмом другого (не темного) цвета. Желательно, чтобы шляпа была из фетра, а не из велюра.

2. Для женщин

На дипломатические приемы рекомендуется надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных, не ярких тонов. На завтрак, «чай», «коктейль», а также на другие приемы, начинающиеся до 20.00 часов, рекомендуется надевать короткое платье, платье-костюм или костюм.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

На приемы, устраиваемые до 20.00 часов, по случаю национального праздника или в честь (или от имени) главы государства, главы правительства или министра иностранных дел по официальному поводу, рекомендуется надевать более нарядные платья, платья-костюмы обычной длины, На обеды и приемы, начинающиеся в 20.00 часов и позднее, надеваются вечерние платья. Они бывают двух видов: полудлинное, длина его не достигает пола на 15-20 см. и длинное, достигающее пола. В последнее время на вечерние приемы чаще надеваются полудлинные платья.

Шляпа. На приемы, начинающиеся до 20.00, рекомендуется надевать небольшую шляпу из фетра, перьев, бархата или другого материала. На таких приемах шляпа не снимается.

На вечерние приемы (после 20.00 часов) шляпа не надевается. Обувь. На приемы, начинающиеся до 20.00 часов, надеваются туфли на любом удобном каблуке. К вечернему платью надеваются легкие туфли на высоком каблуке из замши, парчи, кожи золотого или серебряного цвета и т.п.

Перчатки и сумочки. К вечернему платью можно надевать шелковые, кружевные и другие перчатки; причем чем короче рукав платья, « тем длиннее перчатки, и наоборот. Если рукава вечернего платья длинные, перчатки не надеваются. Сумочка должна быть небольшого размера из бисера, парчи и т.п.

Материал одежды. Для пошива одежды на приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно использовать шерсть, шелк, крепы и другие виды материи; для вечернего платья — шелк, тафту, крепы, муары, органди и другие виды материй.

Украшения. Не рекомендуется надевать много ювелирных украшений.

Еще немного о женской одежде в обществе

Женщина пользуется большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина, одежда которого в большинстве случаев бывает однообразного покроя.

Это предоставляет женщине более широкие возможности подобрать такие фасоны одежды и такое ее выполнение, которые наиболее соответствуют ее индивидуальным вкусам и подходят к особенностям ее фигуры. При этом нужно помнить, что хороший фасон одежды должен подчеркивать соответствующую красоту форм и исправлять имеющиеся недостатки фигуры. Это соображение нужно учитывать также при подражании новой моде, когда в поисках современных форм одежды нередко прибегают к уродливым и чрезмерно вычурным образцам. При этом нужно иметь в виду, что все элегантное в большинстве случаев является простым.

В дипломатическом обществе сохранились некоторые традиции в отношении женской одежды, которые должны соблюдаться. В частности, принято, чтобы на торжественные приемы, обеды, а в некоторых случаях для посещения театра женщины надевали вечернее платье, более нарядное, чем обычное повседневное. Вечерние платья делаются более открытыми и обычно имеют большую длину юбки, придающую стройность фигуре.

Основное правило, которое нужно соблюдать при выборе одежды, — соответствие ее времени и обстановке. Поэтому, например, не принято принимать гостей или ходить в гости в каком-либо роскошном, нарядном платье в дневное время. Для этого вполне достаточно иметь простое элегантное платье или костюм.

Обычное дневное платье для приема — это короткое платье простого строгого фасона, закрытое или с небольшим вырезом и рукавами в ѕ длины или на полную длину. Материал платья может быть любой расцветки, гладкий или с цветами, В летнее время предпочтительны светлые цвета материала, осенью и зимой — более темные. Для теплого климата допустимы платья с большим вырезом и короткими рукавами. Для украшения платья допустимо употребление воротничков, манжет и кружевных жабо.

На обычных платьях в дневное время (с 13.00 до 20.00) не принято носить большого количества золотых украшений. В крайнем случае можно надеть одну-две скромные золотые вещи (брошь, заколку), если они идут к платью.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Есть мнение специалистов по этикету, которые считают, что женщина не надевает драгоценности ранее 18 часов вечера. Общие соображения, какими принято руководствоваться при выборе фасона повседневного платья и материала для него, — скромный, строгий и удобный вид платья, учитывая, что оно используется в дневное время, когда обычно все люди заняты работой.

К этому платью надеваются удобные туфли с любым каблуком, подходящая к фасону платья и сезону шляпа, а также перчатки — матерчатые или лайковые.

Цвет обуви, перчаток и сумочки должен гармонировать между собой и с платьем.

Дневное платье из материала хорошего качества (шелка, шерсти и т.д.) пригодно для приемов как днем от 13-00, так и для «коктейлей» и приемов «а ля фуршет» от 17.00 до 20.00, Костюм является разновидностью женской одежды и состоит из жакета, юбки из такого же материала и блузки. Для жакета и юбки употребляются обычно материалы гладкие или в полоску. Цвет и качество материала должны соответствовать времени года: летом обычно употребляются более легкие материалы светлых тонов, осенью и зимой — плотные материалы темных тонов. Обувь надевается любая, но элегантная.

На приемы к костюму всегда надевается шляпа или шапочка с соответствующей костюму отделкой.

Костюм является женской одеждой для визитов и для приемов от 13.00 и от 17.00 до 20.00; костюм особенно пригоден для приемов на открытом воздухе.

Вечернее платье в зависимости от характера и торжественности приема делается нарядным, из относительно дорогих материалов, Характерной особенностью вечернего платья является длинная юбка. К разряду вечерних платьев может быть отнесено также и так называемое бальное платье, с большим вырезом и короткими рукавами. На официальных дипломатических приемах принято носить вечернее платье более строгого покроя из хорошего материала. Платье может быть сшито из шелка, кружев, крепов и т.п. Выбор плотности материала зависит от времени года, климатических условий, фасона. К вечернему платью желательно надевать перчатки большей или меньшей длины в зависимости от фасона рукава платья. Цвет перчаток должен гармонировать с цветом платья, К платью с длинным рукавом перчатки не обязательны.

К вечернему платью надеваются туфли на высоких каблуках.

Пожилые женщины могут носить туфли и на низком каблуке. Вечерние туфли имеют специальную форму. Обычные туфли нельзя надевать под вечернее платье, Вечерние туфли могут быть из плотных шелков (черного и светлого), парчи и цветной кожи. Сумочка к вечернему платью должна быть маленькой. Она может быть сделана из шелка любого цвета, кожи золотого или серебряного цвета, расшита бисером.

Для парадных приемов вечернее платье принято делать более нарядным, применяя различные виды кружевных, тюлевых или шелковых отделок, С вечерним платьем уместны золотые и ювелирные украшения, соблюдая при этом чувство меры и хорошего вкуса. Молодые женщины могут носить вечерние платья более светлых тонов, с большим вырезом и короткими рукавами.

Вечернее платье надевается на дипломатические приемы, начинающиеся в 20,00 часов и позднее. В настоящее время введена новая мода, которая пользуется успехом. Вместо вечернего платья носят полудлинное, или, как принято называть, «платье (длина) 3/4». Длина этого платья не достигает пола на 15-20 см. Такое платье удобно для театров, балов, приемов «а ля фуршет», танцев, приемов на открытом воздухе и т.д. Такое платье шьется из тех же материалов, из которых шьется и вечернее. Добавляются те же самые украшения, что и к вечернему. Правила их ношения те же. Иногда можно к этому платью надеть обычные туфли, если они подходят по цвету и фасону.

Все начинается со знакомства

В современном обществе ритуал знакомства, понятно, не так сложен, как это бывало в давние времена. Тем не менее, и тут существуют определенные правила, которых следует придерживаться. Вот некоторые из них.

Перед тем как идти в гости, на прием, в театр, на выставку, следует хотя бы в общих чертах получить представление о том обществе, в котором будете находиться. Если речь идет о встрече с одним определенным лицом, то о нем полезно иметь какие-то сведения. Общим правилом является то, что при встрече младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину. Но если вы вошли в помещение, где собралось несколько человек, то первым здороваетесь с присутствующими, независимо от вашего пола. Уходящий же первым прощается с остающимися.

Войдя, полагается прежде всего поздороваться с хозяйкой, хозяином дома, а затем со всеми остальными. Здороваясь с мужчиной, следует первым подать ему руку, с женщиной же можно ограничиться поклоном, если, конечно, она сама не подаст руки. Пожимать в таком случае женщине руку или целовать? Последнее, кажется, начинает робко возрождаться, и не только в дипломатическом мире. Провозгласив в свое время это буржуазным пережитком, мы постепенно возвращаемся к мысли, что женщине все-таки нужно оказывать особые знаки внимания. И сейчас видишь все больше мужчин, которые не стесняются целовать женщине руку (конечно, в тех случаях, когда это уместно). Но и здесь необходимо знать меру. Находясь в обществе, мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых), когда к нему приближается женщина. Она же, в свою очередь, здороваясь с мужчиной, продолжает сидеть, но встает, если перед ней другая женщина. Хозяйка дома, встречая гостей, тоже всегда встает. И если, поприветствовав гостя, она продолжает стоять, то мужчине не следует садиться.

Ну а кто здоровается первым при равном возрасте, одинаковом служебном и общественном положении? Ответ, видимо, знает каждый, его часто приводят в печати: первым здоровается тот, кто более воспитан и вежлив. Известно и другое: не пожать протянутую руку — значит обидеть человека, нанести ему оскорбление.

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

Здороваясь, мужчины, если у них на руках перчатки, снимают их, женщины этого не делают.

Нередко бывает, что с кем-то нужно познакомиться, а представить вас некому. Это поправимо. Вы подходите к интересующему вас человеку, называете себя (фамилию, должность и организацию, которую представляете) и сообщаете, что хотите установить и поддерживать контакт. Если есть визитная карточка, уместно вручить ее собеседнику. При этом можно рассчитывать на аналогичный ответ. И еще несколько деталей.

У вас на голове шляпа. Приветствуя того или иного человека, нелишне слегка приподнять ее. Это не относится к беретам, спортивным шапочкам. Здороваясь, вынимают руку из кармана и — обязательно — сигарету изо рта. Обмениваясь рукопожатием, особенно с женщиной, не следует жать руку до боли, но нельзя и расслаблять ее до желеподобного СОСТОЯНИЯ. Наконец, такая «мелочь»: здороваясь, не стесняйтесь слегка улыбнуться. Помимо того, что улыбка всегда украшает человека, она к тому же располагает к вам собеседника.

Как обращаться друг к другу?

До недавнего времени мы нередко воспринимали окружающий мир в примитивном двухмерном измерении. Одна часть человечества рассматривалась как «товарищи», другая — как «господа». Но вот и среди нас появилось обращение «господа». В наш лексикон входят слова «ваше преосвященство», «ваше святейшество», «ваше величество» и другие забытые обращения, которые звучат с телеэкрана, употребляются при официальных встречах, в частных беседах. Но, естественно, особенное значение приобретает обращение к другому человеку, когда кто-то из нас оказывается за рубежом. Ведь тут можно легко допустить ошибку. Сложности иногда возникают в силу языковых несоответствий. Некоторые принятые за границей формы обращений звучат с точки зрения русского языка слишком вычурно, что приводит к различным казусам.

Вообще же, вступая в контакт с иностранцем, надежнее всего обращаться к нему по фамилии, например «господин Вильсон», Нельзя допускать фамильярности, и если находящиеся рядом два американца называют друг друга «Боб», «Пит», это не значит, что и вам следует поступать так же.

При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, религиозное звание, как правило, обходятся без упоминания имени. Говорят: «господин президент», «господин премьер-министр», «господин генерал» (не называя полного чина, скажем, «генерал-майор», «генерал-лейтенант» и т.д.). Если перед вами научный деятель, то уместно сказать просто «доктор Ватсон», «профессор Келлер». Этикет предусматривает и такую примечательную деталь: обращаясь к официальному лицу, обычно его немного «повышают» в должности. Так, заместителя министра именуют «господин министр», подполковника — «господин полковник», посланника — «господин посол».

К женщине предпочтительно обращаться по фамилии мужа: «госпожа Харт». В труднопроизносимых и сложных именах можно обойтись и без этого, употребив международную форму «мадам». Следует быть особенно внимательным при обращении к мужчинам и женщинам в странах, где сохраняются дворянские титулы, обязательные при разговоре с тем или иным лицом. На этот счет в зарубежной литературе по этикету до сих пор можно найти немало подробностей.

Беседа

В данном случае нас интересует этикет беседы, то есть как себя держать, когда приходить на встречу, куда посадить гостя.

Большое значение имеет точность. Она уже давно перестала быть «вежливостью королей», как говаривали когда-то. Точность нужна всем, она помогает создать хорошую деловую атмосферу. И тут важна даже такая, казалось бы, мелочь. Допустим, встреча назначена на 11.00. Собеседник должен так все рассчитать, чтобы к этому времени быть у дверей самого кабинета, а не подъезжать к зданию. Ведь во втором случае опоздание, хоть и маленькое, все же неизбежно, а это будет воспринято как неуважение к партнеру.

От принимающего также требуется пунктуальность. Не перевелись еще люди, которые считают, что, заставляя ожидать посетителя в приемной, они придают себе значительность. Глубокое заблуждение! Если и возникают какие-то непредвиденные задержки, а предупредить посетителя уже поздно, то, принеся извинения, следует сделать все, чтобы скрасить ему ожидание приема. Можно, например, предложить свежие газеты, журналы.

Деловая беседа — это не «театр одного актера». Собеседники участвуют в ней на равных основаниях.

Беседа иногда складывается достаточно остро. Возникает вопрос: спорить или нет, а если да, то до какой степени? Спор возможен, а подчас даже необходим. Ведь недаром говорят, что в спорах рождается истина. Но нельзя спорить по пустякам, допускать личные выпады. Нередко возникают вопросы: как лучше встретить гостя, куда посадить, чем угощать? Если возможно, то стоит предложить ему место на диване, а самому сесть так, чтобы он находился от вас по правую руку (при любой рассадке правая сторона предпочтительнее левой). Но иногда собеседники располагаются за столом напротив друг друга. При этом, однако, считается невежливым оставаться на своем рабочем месте, лучше сесть рядом в стороне.

В ходе беседы уместно предложить чай, кофе, минеральную воду. Если встреча затянулась, собеседник вправе попросить разрешения закурить. Но лучше все же этого не делать.

На каком языке вести беседу и кто должен позаботиться о переводчике, если собеседник не знает языка партнера? Принято, что беседа ведется на языке страны пребывания. Забота о переводчике ложится на плечи того, кто этого языка не знает. Говорить на иностранном языке следует лишь в том случае, если абсолютно уверен в своих знаниях. Иначе возможны серьезные недоразумения.

Застольный этикет

Сидеть надо так, чтобы было удобно есть: не очень близко к столу, но и не слишком отдаляться. Локти на стол не ставят. Салфетку кладут на колени. Окончив еду, ее оставляют слева от тарелки, не расправляя и не складывая. Салфетку можно прикладывать к губам, но вытирать ею губы, лицо не следует.

Немного о напитках

Что такое дипломатический этикет. Смотреть фото Что такое дипломатический этикет. Смотреть картинку Что такое дипломатический этикет. Картинка про Что такое дипломатический этикет. Фото Что такое дипломатический этикет

В различных странах сложились свои традиции употребления спиртного. Но в данном случае речь идет о некоторых общих правилах, об этикете, связанном с этой процедурой, во время приемов, встреч, визитов. Должен заметить, что, имея возможность на протяжении многих лет в силу служебных обязанностей посещать и роскошные, обильные приемы, и скромные «коктейли», «фуршеты», ни разу не видел пьяных дипломатов. Эти люди умеют держать себя в обществе, и это достойно подражания. К сожалению, не все бывают на высоте. Случается, выпивкой злоупотребляют, забывая, что культура человека проявляется и в том, насколько он стоек перед этим соблазном.

В архиве МИД хранится любопытный документ. В 1923 году в нашей стране находилась группа политических и общественных деятелей Швеции во главе с профессором Энгстремом. Делегация имела целью установить связи с различными представителями Советского Союза. После возвращения делегации на родину с Энгстремом встретился первый секретарь советского полпредства Аросев и поинтересовался у профессора впечатлениями от пребывания в нашей стране. Вот что доложил затем в Москву советский дипломат: «. попробовал я Энгстрема спросить, какое впечатление произвел на него СССР. Но Энгстрем чистосердечно сознался, что, будучи в СССР, он все время пребывал в состоянии опьянения, поэтому никого не помнит, за исключением разве Демьяна Бедного, и то только потому, что с ним он выпил, по его собственным словам, так много, что стал даже как будто трезветь, и тут же, как в обоснование своего поведения, он мне привел шведскую поговорку: «Не то жалко, что писатели пьют, а то жалко, что не все, кто пьют, — писатели»».

Как видим, оба участника приемов — иностранец и наш соотечественник — держались не лучшим образом.

Иногда приходиться наблюдать довольно грустные сцены. Например, в посольстве устраивается прием по случаю национального праздника. Посол и его супруга встречают приглашенных. В зале накрыты столы с закусками, напитками. Ждут того, кто именуется «почетным гостем». Казалось бы, долг каждого — не торопиться брать тарелку, накладывать пищу, наливать рюмку. Но кто-то явно не хочет с этим считаться. Едва поздоровавшись с хозяевами, он спешит к столу, быстро начинает есть и пить, будто опаздывает на поезд. Случается, что таких «спешащих» оказывается много, и когда хозяева вместе с почетным гостем входят в зал, их взорам предстает весьма неприглядная картина.

Редко, но на приемах случается обмен небольшими речами. Этикет требует; в такие минуты надо прекратить есть, пить, разговаривать, следует повернуться лицом к выступающему и выслушать речь до конца. Но если на первое выступление такого терпения у многих хватает, то на ответное слово подчас нет. Разговоры, звон бокалов, бряцание вилок и ножей — вот аккомпанемент, под который произносится ответный тост. Конечно, это достойно сожаления. На небольших приемах типа «коктейль», «фуршет», когда гости в основном обслуживают себя сами, следует помнить, что к столу хотят подойти и другие. Поэтому, наполнив тарелку, надо отойти от стола, предоставив и другим такую же возможность.

Этикет также требует во всех случаях приходить на прием ко времени, указанному в приглашении, и уходить, не задерживаясь сверх разумно определенного времени. Уходящим последними — «тройка» по поведению.

Вообще неплохо, готовясь к приему, поставить перед собой, скажем, шесть вопросов и найти на них четкие ответы: кто приглашает, по какому поводу, когда, куда (адрес), какова форма одежды, нужен ли ответ? Казалось бы, элементарно. Но, как ни странно, случается, что человек приезжает на прием, который состоялся вчера, едет в посольство, а прием назначен в ресторане, приходит на обед, где предусмотрена рассадка гостей на определенные места, а ему за столом не находится места, поскольку он не удосужился заранее сообщить, что принимает приглашение. А этикет строг, его требования должны соблюдаться неукоснительно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *