Что такое диканька у гоголя
Вся правда о Диканьке Николая Гоголя
Об этом сказочном месте написано немало, но особенное впечатление о Диканьке, несомненно, сформировано благодаря культовому произведению Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Так что же такого необычного есть в Диканьке, что быль, а что вымысел?
Об этом сказочном месте написано немало, но особенное впечатление о Диканьке, несомненно, сформировано благодаря культовому произведению великого русского писателя Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором он мастерски передал местный колорит украинского хутора и его обитателей. Так что же такого необычного есть в Диканьке, что быль, а что вымысел? Ведь неспроста Гоголь воспел именно этот самобытный поселок Полтавской области.
Сказка ложь, да в ней намек.
Оказавшись неподалеку от гоголевских мест, где писатель родился и провел свои юношеские годы, оказываешься приятно удивлен существованием той самой Диканьки и того самого хутора, в котором развивались мистические события, легшие в основу самой известной в России рождественской сказки. Тем более что местные жители говорят, что у их села особенная энергетика, и до настоящего времени пересказывают старые истории о чертях и ведьмах.
Они считают, что все, что написал их земляк Гоголь, действительно происходило. «Сказка ложь, да в ней намек…» – повторяют украинцы.
Да, многие писатели выдумывают своих героев, но прототипы гоголевского Пацюка, который глотал летающие вареники, кузнеца Вакулы и его матери Солохи, а также возлюбленной Оксаны действительно существовали. Потомки Солохи, Вакулы и Оксаны до сих пор живут в селе и с удовольствием рассказывают о своих вошедших в литературную историю предках. Их фамилия — Вакуленко. А прототипом казака Пацюка исследователями официально признан живший тут когда-то казак Пащенко. Конечно, магией он не владел, но мужчиной все равно был завидным. Дело в том, что, имея совсем небольшой рост, он обладал богатырской физической силой.
Есть логическое объяснение и тому, почему Гоголь приписал своим героям колдовские способности. Он искренне верил, что все диканьские казаки и их жены могут перемещаться во времени и пространстве, а значит, наделены и другими колдовскими дарами, а разгадка его веры кроется в старинной легенде.
Таинственные исчезновения
Когда-то в селе жили не только обычные местные крестьяне, но и сечевые казаки, которые возвращались сюда на зимовье. И эти казаки славились тем, что во время неожиданных набегов врагов умели внезапно исчезать вместе с женами и детьми. Эту легенду Гоголь узнал от матери и вроде как даже убедился в ее правдивости лично.
Миру разгадка сей тайны открылась совсем недавно — около десяти лет назад. Все началось с жалоб жителей села: якобы на их огородах проваливается земля, особенно в дождевые годы и весной, когда бывает много талых вод. По конфигурации направления провалов стало очевидно, что все они ведут прямо к Троицкой церкви, возведенной в свое время казаками.
Начались раскопки, и тут вскрылось, что под Диканькой лежит целый рукотворный город, коридоры которого тянутся на многие десятки километров. Кто его построил – неизвестно, но в XVI веке он был обнаружен казаками, которые расширили и усовершенствовали проходы, держа находку в строжайшем секрете. Именно в этом подземном городе они прятали жен и детей, а в самые лихие набеги укрывались сами. Их таинственные исчезновения и стали основой легенды, что в селе живут черти-казаки и их жены – настоящие ведьмы. А Троицкая церковь, к которой ведут ходы, в свою очередь стала для Гоголя тем таинственным местом, в которым чудесным образом переплелись благочестивость и чертовщина: именно на ее стенах кузнец Вакула нарисовал нечистого и именно ее он описывал в своих любовных рассказах Оксане.
КАК ДОБРАТЬСЯ: самолетом или поездом до города Полтава (Украина). Из Полтавы на автобусе или автомобиле 29 км по главной дороге до Диканьки.
Чудесное рождение
Рождение Николая Гоголя тоже покрыто ореолом таинственных событий. Его мать Мария Гоголь-Яновская верила, что над родом Гоголей висит проклятье, ведь все мальчики, которые должны были появиться на свет, умирали практически сразу после рождения. Когда женщина окончательно отчаялась родить наследника, диканьские казаки посоветовали ей сходить в еще одну местную церковь – Никольскую и поклониться там иконе Николая Чудотворца. Гоголь-Яновская прислушалась к совету, и вскоре на свет появился здоровый малыш и единственный сын в семье — Николай.
В гости к Гоголю. Диканька
Путь был не долгий, и вот мы въезжаем в легендарное село. Извините, ныне это поселок городского типа Диканька.
Первым делом мы свернули к Николаевской церкви. Она стояла в самом начале местечка. Кстати, ради удобства путешественников везде имелись указатели к ближайшим памятным местам, причем, указатели были с профилем Николая Гоголя.
Что такое Диканька, если не вспоминать знаменитые «Вечера»? А это, прежде всего, вотчина князей Кочубеев. Здесь у них расположилось имение, были земли, сады, дубравы и много чего еще. Здесь они рождались, жили, женились, рожали детей, умирали.
Обе церкви, Николаевскую, где мы сейчас находимся, и Свято-Троицкую, которую Гоголь описал непосредственно в «Ночи перед Рождеством», были построены за счет Кочубеев. В Николаевской церкви находился фамильный склеп Кочубеев, в который мы не попали, да особо и не стремились.
Именно сюда, в Николаевскую церковь, мать Гоголя пешком ходила из своей Васильевки и просила сохранить ей ребенка. Ведь у нее первые двое мальчиков родились мертвыми. Почему она в эту церковь она приходила? Говорили люди, что на одном из дубовых пней являлся чудодейственный лик святого Николая.
Позже на том самом месте, где стоял пень, в семнадцатом веке возвели церковь. Вот поэтому Мария Гоголь-Яновская сюда и ходила. И ребенка своего, как в народе до сих пор говорят, она себе здесь вымолила! А сына и нарекли Николаем, как же иначе.
Давняя история, но только представьте себе: молодая женщина в течение полугода, пешком, в любую погоду – а это, между прочим, тридцать километров в одну сторону – идет в церковь! И, честно говоря, я в этом не вижу ничего удивительного. Не только одной ей, а и всем страждущим да во всякие времена вера помогала. Я же не оголтелый атеист, хотя в церковь хожу не часто…
Когда выезжали от музея Полтавской битвы, приветливая девушка из сувенирного магазинчика нас напутствовала:
— И про Кочубеевские дубы не забудьте, сходите посмотреть!
Мы подивились ее предложению, поскольку ничего раньше о них не слышали, но в памяти информация отложилась. А тут гляди-ка, рядом с церковью стоит указатель – «550 м Кочубеївські дуби». И стрелочка направлена в зеленую чащу леса или парка, кто там знает, как эти заросли правильно называются. Значит, придется идти. Тем более что жара донимает прилично, а под зеленым шатром можно чуть отдышаться.
В сени деревьев неплохо пройтись и по грунтовой дороге, ибо другой не наблюдается. Деревья высокие, где-то несмело чирикают птички, если не сказать, что в лесу вообще тишина стоит.
Навстречу попадаются туристы из автобуса, которые волею случая проехали с нами в соседстве почти по всем гоголевским местам: то мы их догоним, то они нас. Но мы-то люди самостоятельные, путешествуем сами и от гида с водителем не зависим.
Наконец, все туристы закончились, и мы остались одни, а перед нами возникла некая поляна, на которой друг за другом действительно стояли четыре старых дуба. Настолько старых, что некоторых из них пришлось спасать цементными пломбами, чтобы не развалились. Да, век у них долгий. Но чтобы восемьсот лет простоять.
Дубы эти воспел Пушкин в своей «Полтаве».
«Цветет в Диканьке древний ряд
дубов, друзьями насажденный.
Они о праотцах казненных
доныне внукам говорят…»
Это четверостишье выставлено возле одного из дубов. И тут же туристическая памятка услужливо напоминает:
— «По легенде возле этих дубов Мотря Кочубей встречалась с гетьманом Мазепой».
Даже допуская некую лукавость туристических справочников, завлекающих туристов хоть чем-нибудь, все-таки надо признать: место было действительно романтичным. И воображение нарисовало знаменитую украинскую ночь, которая, как известно, тиха. Звезды мерцают, тренькают сверчки, поет соловей, пахнет душистой травой. И как тут без нее, Мотри там, или какой-нибудь другой девушки. Верю Пушкину!
К своему Фольксвагену мы вернулись чувствительно посвежевшими и, не мешкая, поехали дальше, через всю Диканьку. С удивлением увидел стоявшую в центре местечка на постаменте «Катюшу»! Оказывается, здесь в сорок первом был совершен первый залп из реактивных минометов по наступавшим немцам. С маленьким добавлением – первый на Украине.
Не перевелись еще у нас энтузиасты! Кто-то же нашел и автомобиль, и реставраторов, и организовал строительство мемориала, честь им и хвала. Добавлю, здесь в Диканьке даже свой краеведческий музей есть. Неслыханно…
Но мы стремились увидеть церковь, которую расписывал кузнец Вакула. Ту самую Свято-Троицкую церковь, построенную Кочубеями. Нашли. Церковь стоит на берегу ставка, со стороны которого она выглядит очень живописно. Но подъехали к центральному входу, вошли вовнутрь и, понятное дело, никакой росписи от Вакулы не увидели…
Надо прямо сказать, что обе диканьские церкви сильно пострадали в тридцатые годы, когда все, связанное с церковью и панами, крушили с яростью неописуемой. Да, стены сохранились. Фамильные склепы разгромили не все, ну, а середину храмов ободрали до кирпичной кладки. Ушел труд Вакулы в небытие.
А после разгрома церковь использовалась как склад райпотребсоюза. Что там говорить, такая судьба у большинства храмов по всей территории бывшей общей страны.
Слава Богу, что настали другие времена. Церкви восстановлены, проводятся службы, у каждой из них есть свои прихожане. Конечно, убранство Свято-Троицкой церкви не то, что мне хотелось бы увидеть. Не увидишь на стене тех мук ада и самого черта, которых Вакула изобразил в своей росписи. Остается удовлетвориться тем, что роспись там все-таки была, и Гоголь эту церковь несомненно посещал, а мы это помним. Прощай, Диканька!
Что такое диканька у гоголя
Довольно неплохое описание Васильевки (Яновщины) времен детства Гоголя дал русский географ А. Н. Овсянников в работе «Очерки и картины Малороссии»:
«При въезде в село по одну сторону тянется огромный густой сад, пр уд, через который проложен мостик, будто разрезающий его на две части. С другой стороны открывается большой зеленый выгон, на одной стороне которого стоит маленькая церковь, обсаженная деревьями и ослепительно сияющая зеленой крышей.
Напротив церкви через дорогу находилась усадьба Гоголей, в центре которой стоял одноэтажный дом с деревянными бревнами и красной металлической крышей. На территории усадьбы стояло много сооружений хозяйственного значения, конюшня, каретный сарай, амбар и другие здания. ».
Уже, будучи взрослым, и находясь вдали от родительского дома, Николай Васильевич никогда не забывал о матери. Он постоянно переписывался с ней. Отсюда она присылала ему многочисленные материалы о народных поверьях, обычаях, быте, использовавшихся писателем в его произведениях. Сюда он приезжал отдыхать от суеты столицы, здесь работал над многими своими произведениями.
Сам факт появления Гоголя на свет во многом связан с иконой Николая Чудотворца, которая находилась в церкви Диканьки. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь сам попал в плен собственной мистики. В этот период он пишет: «Я стою в бездействии, малого не хочется, большое не придумывается». С Петербурга он пишет письма домой и прости мать собирать для него мистические верования и различные легенды крестьян. Мать отправляет ему по несколько писем в месяц.
Именно на основе собранных матерью легенд Гоголь пишет свои страшные рассказы. В названиях постоянно фигурирует Диканька. Но только Николай Васильевич Гоголь и его мать знают тайный смысл этих названий. Ведь именно Диканька и икона Николая Чудотворца, согласно легенде, помогла Гоголю появиться на свет.
После революции об этой легенде узнали Петербургские ученые, и к месту сооружения кургана была направлена экспедиция для обнаружения рукописи. К их величайшему удивлению и разочарованию на месте кургана они застали ровное поле. Через полвека после сооружения загадочного кургана он также загадочно исчез. Точно также мистически исчезла и коллекция предметов быта, которые еще его мать собирала в Диканьке и отсылала писателю во время написания ним «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
После Диканьки Гоголь написал еще одну мистическую сборку «Миргород» и в своих книгах больше никогда не возвращался ни к истории, ни к мистике. За свою жизнь Гоголь так и не дописал историю Украины, а все черновики сжег вместе со вторым томом «Мертвых душ».