Что такое диаметр ступицы винта

Что такое диаметр ступицы винта

Не существует универсального лодочного винта, подходящего под все типы корпусов лодок, но есть способ, нахождения что вам нужно. Как правило, правильно подобранный винт позволяет достичь вашему лодочному мотору максимальное количество оборотов при полностью открытой заслонке дросселя, без недобора и превышения их. Например, если ваш подвесной двигатель имеет максимальные обороты 5000-6000 об./мин., вам нужен винт, который попадет в диапазон между 5700 и 6000 об/мин. при средней нагрузки в судне.

Обязательно учитывайте такие переменные, как запас топлива, число пассажиров и вес всего оборудования с учетом якоря, цепи, аккумулятора и так далее.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Как изменяются обороты от шага винта

Правильный подобранный винт позволить вашему двигателю достичь максимальных оборотов заданных производителем мотора. Каждый дюйм шага равен приблизительно 150 +/- 50 об/мин.

Диаметр

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Диаметр лодочного винта

Количество лопастей

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Кол-во лопастей лодочного винта

Трех-лопастные винты наиболее распространенные и популярные, так как имеют наивысшую скорость и слаженную работу. Четырех-лопастные имеют более быстрое ускорение, лучшую тягу, плавную работу, но меньшую максимальную скорость, по сравнению с 3-х лопастным, также на 4-х лопастном можно достичь экономии топлива в крейсерском режиме.

Площадь межлопастной поверхности

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Межлопастная поверхность в гребно лодочном винте

Площадь межлопастной поверхности относится к общей поверхности лопасти винта. Чем больше данной площади, тем лучше упор, ускорение. Но также может создать избыточное сопротивление на двигатель и ограничить его обороты. Недостаточная межлопастная поверхность грозит кавитацией и недостаточной тягой.

Геометрия лопастей

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Геометрия лопастей в лодочном винте

Загиб кромки лопасти

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Загиб кромки в лодочном винте

Угол увода лопастей

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Угол увода лопасти гребного винта

Угол увода лопасти – это угол поворота кромки лопасти относительно основания. Угол увода позволяет изменять ход и подъем вашего катера, а также обеспечивать отличную устойчивость при волнении и при высокой установке мотора. Угол увода выражается в градусах. Высокий угол лучше подходит для скоростного применения, особенно при высокой установке двигателя, где есть риск проскальзывания и кавитации. Помогает поднять нос судна и уменьшить смачиваемую поверхность. Однако, для некоторых легких и быстрых катеров слишком большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде, в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти. Низкий угол вызывает меньшую нагрузку на двигатель. Помогает удержать нос лодки в низу. Является более распространенном и универсальным.

Передаточное число

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Передаточное число в лодочно моторе

Вентиляция

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Увод воздуха или выхлопных газов в гребном винте

Кавитация

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Кавитация в гребном винте

Кавитацию гребного винта обычно рассматривают как явление вскипания воды в потоке, вызванном винтом, при снижении местных давлений до давления насыщенных паров. Давление понижается настолько, что вода, обтекающая лопасть, вскипает, выделяя пузырьки пара. Пузырьки, лопаясь, создают огромное местное давление, отчего поверхность лопастей выкрашивается и повреждается. Кавитацию винта можно обнаружить по тому, что скорость лодки перестает расти, несмотря на дальнейшее повышение числа оборотов; гребной винт при этом издает специфический шум, на корпус передается вибрация, лодка движется скачками. Кавитацию часто путают с вентиляцией.

Проскальзывание

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

«Проскальзывания» в гребно лодочном винте

Быстрый старт

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Быстрое старт, когда лодка из «состояния покоя» (стоит на месте или медленно передвигаться) за короткое время резко ускоряется и достигает режима глиссирования с максимальной рассчитанной для лодки скорости.
Это достигается когда винт подобран правильно по отношению к лодке и к мотору и они оба работают вместе.

Источник

Выбор геометрических характеристик гребного винта

Вопросам работы, расчета и изготовления гребных винтов (далее — ГВ) для малых судов в «Катерах и яхтах» прошлых лет выпуска было посвящено немало статей. Среди них можно упомянуть, в частности, статьи А. А. Оскольского «Расчет основных элементов катерных ГВ», №1, 1963 г.; Л. М. Кривоносова «О выборе положения ГВ», №3, 1964 г.; «Подбор элементов ГВ», сборник №24; Л. Л. Хейфеца «Особенности расчета катерных ГВ», сборник №16 и «Испытания катера и доводка ГВ», сборник №31; В. В. Вейнберга «ГВ спортивных судов», сборник №21; «Потерянные силы» (На мерной миле «КиЯ»), сборник №41; Н. В. Корытова «Суперкавитирующие ГВ», сборник №53 и «Частично погруженные ГВ», сборник №62; В. А. Баснина «Натурные испытания: лодка-мотор-винт», сборник №54. Наконец, вышел и целый ряд полезных пособий, таких как книжка Л. М. Кривоносова «Гребной винт к твоей лодке» (1970 г.) и два издания книжки Л. Л. Хейфеца «Катерные гребные винты» (1972 и 1980 гг.).

Основные понятия о геометрии ГВ, скольжении, кавитации и т. п. рассмотрены в статье «Что надо знать о винте?», опубликованной в сборнике №16 (1968 г.), а также в книге «300 советов по катерам, лодкам и моторам» (1973 и 1974 гг.). Однако, судя по редакционной почте, многих читателей интересуют практические рекомендации по изготовлению ГВ наиболее доступными методами — в условиях ремонтных мастерских при лодочных стоянках и даже на дому. Этот интерес вполне оправдан возросшим вниманием к экономичности эксплуатации прогулочных и туристских судов.

В предлагаемой вниманию читателей «КиЯ» серии статей рассматриваются специфичные особенности геометрии ГВ малых судов, которые необходимо учесть при самостоятельном изготовлении винтов. Учитывая перечисленные выше опубликованные материалы, в данных статьях не освещаются ни элементарные определения и понятия, считая их уже известными широкому кругу читателей, ни тонкости расчета основных элементов ГВ. Поэтому в публикуемых ниже статьях вопрос о выборе диаметра и шага ГВ считается решенным.

Попутно заметим, что даже самый сложный расчет, основывается на ряде допущений и только в редких случаях дает точные результаты. Поэтому даже в практике конструкторских бюро предусматривают возможность доводки ГВ при испытаниях построенного катера: либо заранее изготовляют несколько вариантов винтов с различными параметрами (например, шагом), либо изготовляют один винт несколько большего диаметра, чем выбранный по расчету (т. е. заранее «утяжеляют» винт), и доводят его диаметр до оптимального путем последовательной подрезки лопастей во время ходовых испытаний (см. упомянутую статью Л. Л. Хейфеца).

В общем случае, оптимальный вариант ГВ может быть получен только после анализа результатов ходовых испытаний. Поэтому в большинстве случаев, и в частности — и любительских условиях, целесообразно отказаться от сложных расчетов и, выбрав элементы ГВ при помощи приближенного расчета, «доводить» его на построенном судне.

Шаг винта

Нередко на малых судах вследствие расположения ГВ вблизи поверхности воды возможно явление аэрации — проникновения атмосферного воздуха на засасывающую сторону лопастей □о воронкам, которые образуются при работе винта.

При аэрации упор на винте резко падает, происходит внезапное падение скорости лодки, резко возрастает частота вращения двигателя. Аэрации способствуют такие явления, как случайное оголение винта, резкое повышение сопротивления судна, например, при ударе о волну, образование каверны перед или близко за винтом при отрывном обтекании кронштейнов, угловых передач или рулей. Все эти явления, вероятно, знакомы многим владельцем катеров и лодок.

Предотвратить аэрацию винта можно, увеличив погружения его оси, изменив шаг винта по радиусу. Последнее мероприятие является наиболее эффективным. В этом случае ГВ имеет переменный шаг, т. е. шаг винтовой поверхности в различных сечениях лопасти будет разным в для характеристики такого винта приходится проводить кривую зависимости шага от радиуса г.

Для ГВ подвесных моторов, работающих при почти осевом обтекании и имеющих шаговое отношение 1 1,4) иногда уменьшают шаг и на концевых сечениях лопасти на те же 15—20%, начиная с того же радиуса r = 0,6—0,7R, на котором шаг винта принимается равным расчетному. Иногда, наоборот, шаг увеличивают на 15—20% в тех же сечениях. Второй способ является более эффективным.

Аэрации подвержены и суперкавитирующие гребные винты, хотя и в значительно меньшей степени. Для предотвращения этого явления при шаговых отношениях 1,6—2,0 достаточно уменьшить шаг лопасти на 25—20%, но только у ступицы.

Количество лопастей

Наибольшим КПД обладают двухлопастные винты; к тому же, они значительно проще в изготовлении, чем многолопастные. Однако при работе в неравномерном потоке, например, за обтекателем редуктора ПМ или при косом обтекании при установке ГВ на наклонном гребном вале, двухлопастной винт подвержен вибрации, что может вызывать поломки гребных валов и кронштейнов, разбивать концевые подшипники гребного вала. Поэтому в таких случаях предпочитают трехлопастные гребные винты.

Толщина лопастей выбирается, исходя из условия обеспечения прочности.

Дисковое отношение 0 представляет собой отношение суммарной площади лопастей А к площади диска винта Аd:

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

где D — диаметр ГВ; π = 3,14.

Величина дисковою отношения во многом определяет форму лопастей: чем больше и, тем шире лопасти ГВ. Винты с малым дисковым отношением — с узкими и длинными лопастями — имеют более высокий КПД, чем широколопастные. Однако для обеспечения необходимой прочности толщину поперечных сечений узкой лопасти приходится увеличивать, что приводит к повышенным гидродинамическим потерям на профильное сопротивление и раннему возникновению кавитации. При наступлении же второй стадии кавитации происходит существенное падение КПД и упора ГВ. На практике винты с дисковым отношением менее 0,3 не применяют, так как лопасти получаются излишне толстыми и эффективность ГВ падает. Опасность возникновения кавитации появляется на скоростях свыше 40—45 км/ч (особенно на катерах с наклонным гребным валом — из-за влияния косого обтекания ГВ). Для того, чтобы избежать кавитации, дисковое отношение приходится иногда увеличивать до Θ = 0,8÷1,0.

Выбрать дисковое отношение ГВ. исходя из условия отсутствия кавитации, можно по графику (рис. 1). Меньшие значения Θ относится к ГВ подвесных моторов и угловых колонок, большие — к ГВ катеров с наклонными гребными валами. На скоростях более 60 км/ч оказывается выгодным применение суперкавитирующих винтов, имеющих специальный профиль поперечного сечения лопасти.

Для таких винтов оптимальное значение Θ составляет 0,3—0,5, а КПД мало отличается от КПД винтов с увеличенной площадью лопастей. Обычно у суперкавитирующих ГВ значение Θ не превышает 0.7—0,8. так как при большой ширине лопасти происходит падение КПД.

Иногда приходится увеличивать дисковое отношение ГВ по другим причинам. Например, существует ограничение максимального диаметра ГВ, который может быть размещен на стандартной подводной части подвесного мотора или под днищем катера. В этом случае для достижения достаточно высокою КПД необходимо либо увеличить шаг винта, либо дисковое отношение. Второе является предпочтительным, так как при переходе на большие шаговые отношения увеличивается относительное скольжение и КПД винта падает.

Форма лопасти

Распределение ширины лопасти по радиусу обычно задается плавной кривой (рис. 2) и может быть определено для конкретного винта на каждом радиусе r=r·R по формуле

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Иногда встречающиеся вариации распределения ширины лопасти на пропульсивные характеристики винта не оказывают существенного влияния (рис. 3).

Форма лопасти в плане (по спрямленному контуру) зависит от саблевидности — положения линии середин сечений относительно осевой линии. Саблевидность задается как смешение (обычно по ходу вращения винта) средней линии лопасти от ее оси. Умеренная саблевидность лопастей, не оказывая существенного влияния на гидродинамические характеристики ГВ, обеспечивает снижение вибрации благодаря более плавному входу лопастей в воду, несколько улучшает характеристики ГВ в условиях кавитации и позволяет повысить местную прочность лопастей близ входящих кромок, что имеет особое значение для ГВ быстроходных судов.

Геометрия лопастей характеризуется также профилем радиальных сечений лопасти, толщиной сечений и ее распределением вдоль лопасти. Обычно указывают относительную толщину сечений лопасти. которая равна максимальной толщине профиля, отнесенной к ширине сечения.

Максимальные толщины вдоль лопасти обычно распределяются по линейному закону, уменьшаясь от значения до 1,5—2 мм на конце лопасти.

Для ГВ спортивных судов значение можно уменьшить до 4—5, а толщину кромок — на 30%.

Профилировка сечений

Для винтов относительно тихоходных судов и винтов, изготовляемых из материалов с пониженными прочностными характеристиками, рекомендуется использовать плоско-выпуклый сегментный профиль (табл. 1).

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Лопасти ГВ быстроходных судов (развивающих скорость более 45 км/ч), желательно выполнять возможно более тонкими, чтобы предотвратить кавитацию. Для повышения их эффективности обычно применяют выпукло-вогнутый профиль («луночка» — см. ту же табл. 1). Стрелка вогнутости профиля (f) принимается равной около 2% хорды сечения. Обеспечить прочность таких винтов можно, только применяя для их изготовления латунь, бронзу или сталь.

Для лопастей суперкавитирующих винтов рекомендуются клиновидные с максимальной толщиной, смещенной к выходящей кромке (табл. 2). Такие винты изготовляют только из высокопрочных материалов.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Наклон образующей лопасти — отклонение, откидка лопасти в корму от теоретической плоскости диска винта. Для полностью погруженных ГВ образующая лопасти наклона обычно не имеет — она перпендикулярна оси винта. Однако придавать наклон целесообразно лопастям ГВ, перед которыми находятся кронштейны гребных валов либо плохообтекаемые части ахтерштевней. вызывающие возмущения и неравномерность в потоке, набегающем на винт. Благодаря откидке увеличивается расстояние между концевыми сечениями лопастей и элементами, вносящими завихрения, что способствует улучшению условий работы ГВ и уменьшению вибрации. Но для обычных ГВ наклон образующей не должен превышать 15% чтобы не уменьшались упор и КПД.

Источник

Гребной винт и его основные характеристики. Определение шага винта.

Любой современный гребной винт — лопастной, и состоит из ступицы и лопастей, установленных на ступице радиально, на одинаковом расстоянии друг от друга и повёрнутых на одинаковый угол относительно плоскости вращения, и представляющих собой крылья среднего или малого удлинения.

Гребной винт насаживается на гребной вал, приводимый во вращение судовым двигателем. При вращении гребного винта каждая лопасть захватывает массу воды и отбрасывает её назад, сообщая ей заданный момент импульса, — сила реакции этой отбрасываемой воды передаёт импульс лопастям винта, лопасти, в свою очередь, — гребному валу посредством ступицы, и гребной вал, далее, — корпусу судна посредством главного упорного подшипника.

Двухлопастной гребной винт обладает более высоким КПД, чем трёхлопастной, однако при большом дисковом отношении весьма трудно обеспечить достаточную прочность лопастей двухлопастного винта. Поэтому наиболее распространены на малых судах трёхлопастные винты (двухлопастные винты применяют на гоночных судах, где винт оказывается слабо нагруженным, и на парусно-моторных яхтах, где гребной винт — вспомогательный движитель). Четырёх- и пятилопастные винты применяют сравнительно редко, — в основном на крупных моторных яхтах и крупных океанских судах для уменьшения шума и вибрации корпуса.

Диаметр винта — диаметр окружности, описываемой концами лопастей при вращении винта — современных винтов колеблется от десятков сантиметров до 5 метров (такие крупные винты характерны для крупных океанских судов).

Интерцептор — загнутая исходящая кромка — на гребных винтах способствует увеличению способности винта к захвату воды (особенно это важно на лодках с высоко установленным мотором и большими углами ходового дифферента). Интерцептор также обеспечивает дополнительный подъём носа катера в случае установки на линиях угла наклона лопасти. Применение интерцептора на исходящей и внешней кромках лопасти увеличивает шаг. Применение стандартного интерцептора обычно выражается в снижении оборотов на 200—400 об./мин. (это означает, что в случае замены обычного винта на винт с интерцептором потребуется снижение шага на 1-2 дюйма).

Скорость вращения гребного винта выгодно выбирать в пределах 200—300 об/мин или ниже — на крупных судах. Кроме того, при низкой скорости вращения существенно ниже механический износ нагруженных деталей двигателя, что весьма существенно при их больших габаритах и высокой стоимости.

Гребной винт лучше всего работает, когда его ось вращения расположена горизонтально. У винта, установленного с наклоном, и в связи с этим — обтекаемого «косым» потоком, коэффициент полезного действия всегда будет ниже, — это падение КПД сказывается при угле наклона гребного вала к горизонту большем чем 10°.

Ось гребного винта на глиссерах расположена сравнительно близко к поверхности воды, поэтому нередки случаи засасывания воздуха к лопастям винта (поверхностная аэрация) или оголения всего винта при ходе на волне. В этих случаях упор винта резко падает, а частота вращения двигателя может превысить допустимый максимум. Для уменьшения влияния аэрации шаг винта делается переменным по радиусу — начиная от сечения лопасти на r = (0,63—0,7) R по направлению к ступице шаг уменьшается на 15

Для передачи большой мощности часто применяют двух- и трехвальные установки, а некоторые большие корабли (например авианосцы, супертанкеры, атомные ледоколы) оснащаются четырьмя симметрично расположенными гребными винтами.

Гребные винты морских ледоколов арктического класса всегда имеют повышенную прочность, так как их вторая функция — дробление льда при движении ледокола задним ходом.

Гребные винты различаются по:

Шагу — расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения;

Диаметру — окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра концами лопастей;

Дисковому отношению — отношению суммарной площади лопастей к площади круга с радиусом равным радиусу винта;
количеству лопастей — от 2 до 7 (изредка больше, но наиболее часто 3—4 лопасти);

Конструкционному материалу — углеродистая или легированная (напр. нержавеющая) сталь, алюминиевые сплавы, пластики, бронзы, титановые сплавы;

Конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти;

Прохождению выхлопа — выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой;

Количеству шлицов втулки.

Преимущества и недостатки

Работает как движитель только при непрерывной или возрастающей скорости вращения, в остальных случаях — как активный тормоз.
Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта
КПД винта

30-50 % (теоретически максимально достижимый — 75 %). «Идеальный» винт невозможно сделать из-за постоянного изменения условий его работы — условий рабочей среды.

Гребной винт все же проигрывает веслу (КПД

В сравнении с гребным колесом у гребного винта выше КПД и гребной винт очень компактен и легок. Но поврежденное гребное колесо может быть легко отремонтировано, гребные винты же чаще всего неремонтопригодны, и повреждённый гребной винт заменяют новым. Также, гребной винт наиболее уязвимый в сравнению с другими судовыми движителями и наиболее опасный для морской фауны и упавших за борт людей. Вместе с тем, гребные колеса обеспечивают бо́льшую тягу с места (что удобно для буксиров, а также позволяло им иметь меньшую осадку). Однако при волнении они очень быстро оголяются (колесо одного борта вхолостую вертится в воздухе, тогда как колесо противоположного полностью погружается под воду, до предела нагружая ведущую тяговую машину), что делает их практически непригодными для мореходных кораблей (вплоть до конца третьей четверти XIX веке их использовали по большому счёту лишь ввиду отсутствия альтернативы, а также вспомогательной роли парового двигателя на парусно-паровых кораблях тех лет).

Особенно преимущества винтового движителя перед колесным несомненны для военных кораблей — снималась проблема расположения артиллерии: батарея вновь могла занимать все пространство борта. Также исчезала и очень уязвимая цель для неприятельского огня, — гребной винт находится под водой.

Определение шага винта.

Источник

Как подобрать правильный винт к мотору

Прежде всего, нужно понимать, где лодка будет ходить, в каких активностях участвовать и с какой загрузкой передвигаться. Если нужна скорость и маневренность, то подбираем винт увеличенного шага и меньшего диаметра. Для буксировщиков, когда нужна хорошая тяга, отдаем предпочтение винтам большего диаметра — как колесам с более широкой резиной. Диаметр и шаг — два показателя, которые необходимо сбалансировать, подбирая наиболее оптимальный винт под необходимые вам условия. Кроме того, винты отличаются количеством и формой лопастей, материалом, из которого изготавливаются, диаметром ступицы, разной шлицевой посадкой. Чтобы использовать винт для разных моторов, делают съемную втулку, а вот если вы подбираете несколько винтов под один мотор, то диаметр ступицы и количество шлицов должно совпадать.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Основные показатели нанесены маркировкой на каждый винт. Более подробные значения, например, 3×10–3/8×11 R, поясняют количество лопастей (3), диаметр винта (10 3/8), шаг (11) и правостороннее движение (R). Некоторые производители указывают тип винтов и ступицы. Но главное — определить диаметр и шаг. Если на самом винте заводская маркировка вроде такой — 323-101-14, то полная расшифровка обязательно будет в прилагаемой инструкции.

Материал: нет хороших и плохих, есть подходящий именно вам

При выборе материала нужно взвесить все за и против, понимая, где и как будет эксплуатироваться искомый винт. Как правило, выбор встает между алюминиевым и стальным винтами. Но на рынке также имеют место менее популярные пластиковые, а также производные из различных сплавов и соединений.

Алюминий

Сталь

Поэтому, если вы любите погонять и радеете за скорость, ускорение и эффективность, если ваш маршрут — это знакомый фарватер и хорошая глубина, стальной винт оправдает все надежды. Не боящийся коррозии, он также будет идеален для гуляющих по морю. Если же риск наткнуться на подводную неприятность велик, а показатели скорости в несколько километров в час — всего лишь личные амбиции, алюминиевый винт будет более разумным решением. Все-таки винт — это, хоть и дорогой, но расходник. И всегда, имея на борту запасной вариант с ремкомплектом, несложно самостоятельно заменить внезапно сломавшееся устройство. Это дешевле, проще и быстрее, чем ремонт редуктора. Главное, не забудьте при замене смазать вал и убедиться в наличии сетки.

Размер имеет значение

Количество лопастей

Определившись с материалом, необходимо решить, какое количество лопастей станет для вас наиболее оптимальным. Это напрямую влияет на эффективность и плавность хода. Чем больше лопастей, тем меньше скорость, меньше вибрация и больше тяга.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Двухлопастные винты используются очень редко. Их область применения — это, как правило, болотоходы и электромоторы. Самые распространенные и оптимальные по своим свойствам — трехлопастные винты.

По мере увеличения площади упора увеличивается и площадь действия толкающих сил, и трение. Если нужна скорость налегке — выбирайте три лопасти. Это обеспечит вам высокий КПД, максимальную скорость и шанс, что, воткнувшись в песок, винт ляжет на две продольные лопасти, а третья будет торчать сверху, без повреждений.

Четырехлопастной винт считается грузовым, от него не стоит ждать максимальной скорости. Но зато более быстрый старт и уменьшение скорости выхода на глиссер вам обеспечены — и это хороший бонус для увлекающихся водными видами спорта. Очень важный момент, который часто становится решающим — большая площадь лопастей сэкономит расход топлива на крейсерском ходу. Благодаря четному числу расположенных друг напротив друга лопастей вибронагрузка снижается и ход лодки становится более плавным. Все эти плюсы актуальны, пока вы используете двигательную установку на 70–80% от полной мощности. Стоит достичь максимальной скорости — и четырехлопастной винт теряет все свои преимущества. Поэтому важно понимать, какую из ваших целей можно назвать первоочередной. Если вы — тягач, если вам не важна скорость и экономия топлива для вас — решающий фактор, то четыре лопасти в помощь. В остальных случаях лучше взять скоростной трехлопастной винт.

Диаметр винта

Также переменным значением является диаметр винта, измеряемый по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр — и, соответственно, площадь — тем выше тяговые свойства мотора, тем — как следствие — ниже скорость.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Самые часто встречающиеся: «круглое ухо» и эллипс, обеспечивающие оптимальное соотношение тяги и скорости. Для скоростных судов обычно ставят лопасти, сужающиеся к кончикам — такое строение уменьшает трение и увеличивает скорость перемещения легких судов. Для движения в заросших водоемах идеально подойдут косые винты, лопасти которых закручены по направлению движения и не имеют привычки накручивать водоросли.

Выше скорость — больше шаг

Самый важный показатель, который часто приходится подбирать опытным путем — шаг винта. Это расстояние в дюймах, которое проходит лодка за полный оборот винта в 360 градусов. Поменяв шаг винта на одну единицу, мы получим разницу в 150–200 оборотов двигателя в ту или иную сторону. При изменении шага винта действует простое правило: больше шаг — выше скорость, меньше шаг — больше груза. Несмотря на кажущуюся простоту, очень важно подбирать винт под конкретный мотор, конкретную лодку и среднюю планируемую загрузку, так как и размер, и вес — имеют значение. Задача состоит в том, чтобы у загруженной лодки на полном газу максимальные обороты двигателя стремились к значениям, рекомендованным в мануалах производителя мотора.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Чтобы подобрать шаг винта опытным путем, необходим обычный тахометр и загруженная под обычную эксплуатацию, прошедшая двенадцатичасовую обкатку лодка. Представим, что рабочий режим работы двигателя, установленного на лодку, составляет 5800–6000 об/мин. Выводим загруженную лодку на максимальные обороты и смотрим показания тахометра. Если значение выше диапазона работы двигателя — значит, винт перекручивает и на мотор идет повышенная нагрузка. Необходимо занизить обороты, повысив шаг из расчета 1 шаг — 200 оборотов.

Если обороты достигают 6000 — значит, увеличилась максимальная скорость, это лучший выход на глиссирование, мотор работает ровно — винт подобран оптимально.

Если тахометр показывает 5700–5800 — максимальная скорость увеличится еще на несколько показателей, но выход на глиссирование станет более затяжным, а работа мотора будет ощущаться с натягом. Но если избавиться от груза в виде пары-тройки человек, то показатели сразу войдут в оптимальную норму.

Сильно заниженные обороты — 5400 и ниже — говорят о слишком тяжелом винте: упадет максимальная скорость, выход на глиссер станет сильно затруднителен, повысится расход топлива и нагрузка на двигатель. Обороты повышаются посредством уменьшения шага винта. При этом значения разных винтов одного и того же диаметра и шага будут отличаться. Например, обороты четырехлопастного винта за счет большого упора будут на 100 единиц меньше, чем трехлопастного — аналогичного размера. А если мы поменяем алюминиевый винт на стальной, то значение шага у второго должно быть ниже на единицу.

Если шаг подобран правильно, вы получите хорошее значение максимальной скорости, быстрый выход на глиссер, а также убережете двигатель от чрезмерного износа, а себя — от лишних хлопот. Для тех, кто любит разнообразие и эксперименты, ходит с разной загрузкой лодки и меняет цели путешествия от буксировки лыжника до спокойной рыбалки и перевозки тяжелых грузов с режимом экономии топлива, стоит иметь на борту сменный винт с ремкомплектом, предназначенным для решения разных задач.

Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть фото Что такое диаметр ступицы винта. Смотреть картинку Что такое диаметр ступицы винта. Картинка про Что такое диаметр ступицы винта. Фото Что такое диаметр ступицы винта

Либо подобрать винт с переменным, изменяемым шагом, что, безусловно, дороже, но менее хлопотно и позволяет менять характеристики винта в зависимости от условий. Шаг винта меняется простым движением руки — вращением кнопки, расположенной непосредственно на винте.

Выбор производителя остается за личными предпочтениями. Но если вы решили сэкономить на неоригинальном китайском винте, обязательно обратите внимание на края лопасти (они могут быть изначально кривыми), размер ступицы с одной и другой стороны, толщину лопасти (чем толще, тем хуже работает). Так же маркировка может отличаться от действительности, то есть — не удивляйтесь, если вдруг, купив винт на шаг больше, вы не получите необходимого снижения оборотов.

Выбор винта — важный аспект будущей качественной эксплуатации судна, поэтому подходить к процессу лучше со всем вниманием и заботой о двигателе. Правильно подобранный винт позволит получить оптимальные ходовые показатели, сэкономить бензин и главное — продлить срок службы мотора. Поэтому лучше не экономить ни на времени, ни на средствах. Дешевле выйдет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *