Что такое дфр в беларуси

История органов финансовых расследований

Что такое дфр в беларуси. Смотреть фото Что такое дфр в беларуси. Смотреть картинку Что такое дфр в беларуси. Картинка про Что такое дфр в беларуси. Фото Что такое дфр в беларуси5 августа 1992 г. – в Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь создано управление налоговых расследований (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1992 г. № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы»).

2 декабря 1992 г. – на управление налоговых расследований Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь и соответствующие подразделения налоговых расследований в государственных налоговых инспекциях возложена функция дознания по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогам и другим делам, отнесенным законом к их ведению (Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1992 г. № 1995–XII «О возложении на управление налоговых расследований и его подразделения функции дознания»).

18 января 1994 г. – органам налоговых расследований Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь предоставлено право осуществлять оперативно–розыскную деятельность (Закон Республики Беларусь от 18 января 1994 г. № 2710–XII «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «Об оперативно–розыскной деятельности»).

11 февраля 1998 г. – на базе главного управления налоговых расследований Государственного налогового комитета образован Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г. № 71 «Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь»).

22 декабря 1998 г. – утвержден текст Присяги рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1998 г. № 614 «Об утверждении текста Присяги рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований Республики Беларусь»).

4 июня 2001 г. – принят Закон Республики Беларусь № 30–З «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь».

24 сентября 2001 г. – Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь присоединен к Комитету государственного контроля Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»).

2 ноября 2001 г. – на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).

20 декабря 2007 г. – утверждены Положение о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, Дисциплинарный устав и текст присяги рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований Комитета государственного контроля (Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 660 «О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»).

16 июля 2008 г. – принят Закон Республики Беларусь № 413–З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь».

11 февраля 2009 г. – утверждены Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, Положение о геральдическом знаке – эмблеме органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, его описание и изображение, Положение о нагрудном знаке Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля «Выдатнiк фiнансавай мiлiцыi» и его описание (Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»).

1 января 2012 г. – в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь» из системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля выделены подразделения предварительного расследования.

6 февраля 2013 г. – Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля вручено знамя, учрежденное Указом Президента Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 328 «Об учреждении официальных геральдических символов Комитета государственного контроля».

5 августа 2014 г. – учреждены флаг Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, форма одежды и знаки различия по специальным званиям работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля (Указ Президента Республики Беларусь от 5 августа 2014 г. № 395 «Об учреждении официальных геральдических символов органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»).

Источник

Компетенция органов финансовых расследований как органов дознания

Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля осуществляют дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях и преступлениях, предусмотренных статьями 209, 211, 216, 427, 428 и 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь, выявленных в экономической сфере при выполнении возложенных на них задач, а также о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Статья 225. Невозвращение из-за границы валюты;
Статья 226. Незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг;
Статья 226-1. Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг;
Статья 226-2. Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями;
Статья 226-3. Манипулирование рынком ценных бумаг;
Статья 227. Подлог решения о выпуске либо проспекта эмиссии ценных бумаг;
Статья 233. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии);
Статья 235. Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем;
Статья 237. Незаконное получение кредита или субсидии;
Статья 238. Ложная экономическая несостоятельность (банкротство);
Статья 239. Сокрытие экономической несостоятельности (банкротства);
Статья 240. Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство);
Статья 241. Препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам);
Статья 242. Уклонение от погашения кредиторской задолженности;
Статья 243. Уклонение от уплаты налогов, сборов;
Статья 243-1. Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов;
Статья 243-2. Налоговое мошенничество;
Статья 243-3. Уклонение от уплаты страховых взносов;
Статья 245. Установление или поддержание монопольных цен;
Статья 252. Коммерческий подкуп;
Статья 261-1. Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь.

Источник

Система органов финансовых расследований

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (центральный аппарат)

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Брестской области
В состав управления входят межрайонные отделы:
Барановичский, Кобринский и Пинский

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Витебской области
В состав управления входят межрайонные отделы:
Новополоцкий и Оршанский

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Гомельской области
В состав управления входят межрайонные отделы:
Жлобинский и Мозырский

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Гродненской области
В состав управления входят межрайонные отделы:
Волковысский, Лидский и Слонимский

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и городу Минску
В состав управления входят межрайонные отделы:
Борисовский, Городские №№ 1-4, Минский, Молодечненский и Солигорский

Управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области
В состав управления входят межрайонные отделы:
Бобруйский и Кричевский

Источник

Проверка органами финансовых расследований: что нужно знать о ней субъекту хозяйствования

Уведомление о проведении проверки с участием представителей Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь способно навести страх на любого субъекта хозяйствования. Однако такая проверка проводится по единым правилам, установленным законодательством, поэтому и не соглашаться с ее выводами, и оспаривать результаты субъект хозяйствования может точно так же, как и при проверке, проводимой иными органами.

Компетенция органов финансовых расследований в отношении проведения проверок

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, его управления по областям и г. Минску и межрайонные отделы управлений (далее – ОФР) формируют систему органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК) и являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность нашего государства.

Руководство единой централизованной системой органов финансовых расследований осуществляет в соответствии с подп. 6.5 п. 6 Положения о ДФР Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФР).

Документ:

Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (далее – Положение о ДФР).

К основным функциям ОФР в числе прочих относятся организация и осуществление проверок (ревизий) деятельности государственных органов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан, вынесение в соответствии с законодательными актами обязательных для исполнения решений (предписаний, постановлений) (подп. 8.1 п. 8 Положения о ДФР).

ОФР вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Перечень статей, предусматривающих административные правонарушения, дела о которых рассматриваются органами КГК, установлен ч. 1 ст. 3.7 ПИКоАП. Из них к компетенции ОФР относятся административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, против порядка управления, против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – ПИКоАП).

Кроме того, органы финансовых расследований относятся к государственным органам, уполномоченным осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности (ст. 37 УПК).

Документ:

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК).

Таким образом, в силу указанных выше положений нормативно-правовых актов ОФР компетентны проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью установления оснований для привлечения к административной или уголовной ответственности (уголовная ответственность применяется только к должностным лицам субъекта хозяйствования или индивидуальным предпринимателям). Проверка может быть осуществлена как по заявлению (сообщению, информации) об административном правонарушении или преступлении, так и в случае непосредственного их выявления ОФР, а также в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (плановая проверка).

Проведение ОФР проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (п. 22 Положения о проведении проверок).

Документ:

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение о проведении проверок).

На проведение проверки выдается предписание за подписью должностного лица ОФР, в котором должны быть указаны наименование органа финансовых расследований, проводящего проверку, и субъекта хозяйствования (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого будет проводиться проверка, ФИО сотрудника ОФР, проводящего проверку, его должность (состав ревизионной группы, ее руководитель), тема проверки и срок ее проведения. Общий срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 30 рабочих дней. Однако ввиду значительного объема материалов проверки или особенностей проверяемого лица срок проверки может быть продлен должностным лицом ОФР, о чем в предписание должна быть внесена дополнительная запись.

Рекомендация

При проведении проверки представители ОФР должны представить вам предписание для ознакомления. Обращайте внимание на правильность заполнения данного документа, тщательно проверяйте наличие в нем всех предусмотренных законодательством положений и реквизитов, а также печати (п. 24 Положения о проведении проверок). Неправильности в оформлении или содержании могут служить основанием признания предписания, а значит, и полномочий представителей ОФР на проведение проверки недействительными.

Перечень прав работников ОФР, включая права при проведении проверок, установлен ст. 14 Закона. Так, работники органов финансовых расследований имеют среди прочего право осуществлять осмотр и обследование территорий и помещений, сейфов и других мест хранения ценностей, денежных средств и документов, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. ОФР также вправе истребовать у третьих лиц необходимые для проверки информацию и (или) документы, в т.ч. истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости проводить встречные проверки*.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон).

Как фиксируются результаты проверки

ОФР через своих должностных лиц вправе выносить обязательные для исполнения в установленный срок решения (предписания, постановления) (ст. 13 Закона). Достаточно распространены ситуации, когда при проведении проверки ОФР выносят постановления о наложении ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и граждан (в случае невыполнения проверяемым субъектом обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей) или постановления о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации*. В случае приостановления операций ОФР при наличии разрешения данных органов, полученного на основании письменного заявления владельца счета, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе пользоваться расчетным счетом только в порядке и для целей, предусмотренных законодательством.

На практике чаще всего операции по счетам приостанавливают, если субъект хозяйствования представил документы, содержащие недостоверную информацию о его деятельности, либо не представил для проведения контрольных мероприятий документы бухгалтерского и (или) налогового учета, специальные разрешения (лицензии) и др., а также если в ходе проверки были выявлены факты неуплаты или неполной уплаты суммы налога, сбора (пошлины) и других обязательных платежей либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляют акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляют справкой проверки.

Рекомендация

Что может предпринять должностное лицо субъекта хозяйствования (или индивидуальный предприниматель), если оно не согласно с выявленными нарушениями или их оценкой?

Рекомендуем строго соблюдать порядок, предписанный Положением о проведении проверок, и действовать следующим образом:

1) при подписании акта сделать запись о несогласии с результатами проверки (перед подписью);

2) не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде возражения в ОФР, проводившие проверку.

Обратите внимание, что по истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются!

При соблюдении данного порядка работники ОФР, проводившие проверку, должны проверить обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и составить по ним письменное заключение не позднее 1 месяца со дня поступления возражений.

Административная ответственность субъекта хозяйствования по результатам проверки ОФР

Основанием для привлечения субъекта хозяйствования к административной ответственности по результатам проведенной ОФР проверки (ревизии) является совершение лицом административного правонарушения. Дело об административном правонарушении рассматривают в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом ОФР, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Справочно:

юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо ОФР выносит одно из следующих постановлений:

– о наложении административного взыскания*;

До вступления постановления ОФР по делу об административном правонарушении в законную силу оно может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, а также может быть опротестовано прокурором.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Как правило, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ОФР налагают административные взыскания в виде штрафа. Штраф (за исключением штрафа, взимаемого на месте) должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, физическим лицом или индивидуальным предпринимателем – не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа. В случае обжалования (опротестования) такого постановления штраф уплачивают не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения. При неуплате штрафа субъектом хозяйствования в установленный срок копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Что необходимо помнить при проведении проверки ОФР

При проведении проверки деятельности субъекта хозяйствования рекомендуем должностным лицам проверяемого лица следовать нижеизложенным правилам.

1. Ознакомиться со служебным удостоверением работника ОФР, проводящего проверку, предписанием на проведение проверки, удостовериться, что оно подписано уполномоченным должностным лицом ОФР, получить копию предписания. При этом проверяемое лицо вправе отказать работникам ОФР в допуске на свою территорию в случае отсутствия у них предписания, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.

2. Удостовериться во внесении определенных законодательством сведений о проведении проверки в книгу учета проверок. Проверяемый субъект вправе не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок.

3. Предоставить работникам ОФР, проводящим проверку, беспрепятственный допуск на территорию и в помещения субъекта хозяйствования.

4. Выполнять требования должностных лиц ОФР, касающиеся представления документов, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий). При этом необходимо помнить, что проверяющие обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (п. 6 гл. 2 Положения о проведении проверок). В случае предъявления проверяющим требований, не относящихся к вопросам, подлежащим проверке, субъект хозяйствования вправе не выполнять их. Невыполнение требований работников ОФР, препятствование проведению проверки может негативным образом отразиться на размерах административного взыскания или даже привлечении соответствующих лиц к уголовной ответственности.

5. Указывать сведения, факты (условия для их реализации), дающие основания к освобождению субъекта хозяйствования от привлечения к ответственности.

6. При наличии оснований представлять мотивированные возражения как против самого факта совершения правонарушения, так и в отношении недостатков в ведении административного процесса.

7. Ознакомиться с результатами проверки, указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами. В случае несогласия с результатами проверки, представить мотивированные возражения в течение 5 рабочих дней от даты подписания акта. Незаявление возражений на стадии составления акта проверки или пропуск указанного срока может впоследствии негативным образом сказаться на результатах рассмотрения дела об административном правонарушении.

Мария Родич, магистр права

старший юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»

* В случае необходимости на основании предписания может проводиться встречная проверка контрагентов проверяемого субъекта хозяйствования. При проведении целевых проверок нескольких субъектов хозяйствования по отдельным вопросам предписание выдается на проведение проверок нескольких лиц, занимающихся определенным видом деятельности.

* Операции по счетам субъекта хозяйствования могут быть приостановлены органами финансовых расследований не только в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности.

* Административное взыскание может быть наложено в пределах сроков, установленных ст. 7.6 КоАП.

* * Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП, с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем должно быть сообщено заявителю.

Источник

Что проверяет финансовая милиция?

Что такое дфр в беларуси. Смотреть фото Что такое дфр в беларуси. Смотреть картинку Что такое дфр в беларуси. Картинка про Что такое дфр в беларуси. Фото Что такое дфр в беларуси

Органы финансовых расследований обладают широкими полномочиями и вправе контролировать исполнение практически всех норм национального законодательства независимо от сферы его применения.

У читателей нашего издания возникло много вопросов, связанных с порядком проведения проверок такими органами. Эти вопросы они смогли задать в ходе «Прямой линии», которая состоялась 12 ноября 2015 г. в редакции журнала. Нашим гостем был начальник сектора правовой работы УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску Виталий Александрович Прибытко.

Предприятие в 2013 г. совершило несколько сделок с организацией, которая в октябре 2015 г. была включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Какие последствия ожидают предприятие?

* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY

Итак, данный Указ предусматривает:

– ведение реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр подозрительных организаций) и вопросы, связанные с порядком включения в него (исключения из него) субъектов;

– 5 исчерпывающих оснований, позволяющих включить субъект хозяйствования в такой реестр;

– налоговые последствия для субъектов хозяйствования, которые не смогли обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Необходимо отметить, что сам факт включения субъекта в такой реестр непосредственно не влечет ни для субъекта, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий. Кроме разве что вреда для деловой репутации, поскольку реестр имеет публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.

Неблагоприятные налоговые последствия, установленные подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488, возможны только при наличии у проверяющих доказательств мнимости хозяйственной операции.

При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в реестр подозрительных организаций. Правовые последствия зависят:

– от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в реестр подозрительных организаций;

– от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.

Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

– стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налого обложении;

– предъявленные суммы НДС не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов (подп. 1.11 п. 1 Указа № 488).

В случае установления фактов неуплаты или неполной уплаты субъектом хозяйствования налогов решается вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Организация осуществляет работы сезонного характера. Юридический адрес зарегистрирован на арендованную площадь. В настоящее время организация приостановила свою деятельность до весны и расторгла на этот период договор аренды.

Могут ли быть какие-либо претензии в отношении нашей организации со стороны контролирующих (надзорных) органов, особенно в случае, если кто-то из них примет решение провести встречную проверку, а нас нет по юридическому адресу?

Могут.

В изложенной ситуация организация может быть включена в реестр подозрительных организаций по одному из оснований, определенных подп. 1 п. 1 Указа № 488.

В частности, это возможно:

– неуведомлении в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующего органа об изменении места нахождения;

– непредставлении руководителем коммерческой организации или иным уполномоченным в установленном порядке действовать от имени организации лицом без уважительных причин документов, запрашиваемых органами, либо игнорировании вызовов (приглашений) этих органов.

В январе – феврале 2015 г. организация имела финансово-хозяйственные отношения с предприятием, которое в октябре этого же года было включено в реестр подозрительных организаций. В настоящее время специалисты органов финансовых расследований потребовали от организации представить все документы по сделкам, совершенным с этим предприятием.

Правомерны ли такие требования?

Правомерны.

* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного «ГБ»

В организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, проводилась плановая проверка. В период проверки главный бухгалтер заболела и была госпитализирована.

Может ли проверяющий орган приостановить проверку до выздоровления главного бухгалтера?

Может.

Проведение такой проверки приостанавливается по решению руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев, с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом).

При этом период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. В случае приостановления проверки проверяющие должны в предписании сделать об этом отметку и ознакомить с ней представителя проверяемой организации.

– проведения исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

– восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

– направления запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств.

В случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 6 месяцев;

– получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь.

Проверка также может быть приостановлена по причине временной нетрудоспособности проверяющего либо наличия у проверяемого субъекта обоснованных причин (помимо болезни).

Орган КГК Республики Беларусь по результатам проверки организации вынес решение о приостановлении ее расходных операций по расчетному счету.

Может ли организация в этом случае производить уплату налогов в бюджет?

Может.

Действительно, в период действия имеющегося в банке решения о приостановлении операций по расчетным счетам в банке, принятого (вынесенного) органом КГК, расходные операции по счетам прекращаются. Однако это ограничение не распространяется на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены и (или) на находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах) денежные средства которого наложен арест.

Органы финансовых расследований в ходе проверки изъяли компьютеры, на которых работали главный бухгалтер и директор организации. По истечении 3 месяцев после их изъятия организация обратилась с письменным запросом к руководителю органа финансовых расследований с просьбой вернуть компьютеры, но получила отказ с пояснением, что компьютеры находятся в стадии исследования.

На какое время могут быть изъяты такие компьютеры?

Ограничительный срок отсутствует.

Работники органов финансовых расследований в пределах своей компетенции вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З).

При этом срок, на который предметы могут быть изъяты, законодательством не регламентирован. Как правило, предметы и документы изымаются на срок проведения экспертизы (исследования) в рамках проводимых проверочных мероприятий.

Проверка приостановлена, а специалисты органа финансовых расследований продолжают опрашивать людей и постоянно требуют от организации представить те или иные документы.

Правомерно ли это?

Правомерно.

Указанные действия проверяющих не противоречат нормам, определенным ст. 13 Закона № 414-З: органы финансовых расследований КГК вправе требовать и получать в установленные ими или законодательством сроки необходимые сведения, документы (их копии) и объяснения, иную информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан.

Специалисты органа финансовых расследований проверили организацию на соблюдение налогового законодательства. По результатам проверки установлены недоплата земельного налога и налога на недвижимость, а также иные нарушения. По истечении 3 месяцев главного бухгалтера привлекли к административной ответственности.

Какие сроки предусмотрены для привлечения к административной ответственности?

Не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и
6 месяцев со дня его обнаружения.

Административным правонарушением признают противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Соответственно основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено Особенной частью КоАП (ст. 2.1 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания предусмотрены ст. 7.6 КоАП. Так, за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59 Положения).

Соответственно орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки соблюдения налогового законодательства предприятия.

Организация выполнила данное требование, представила в налоговый орган уточненные налоговые декларации и доплатила налоги в бюджет. В октябре т.г. она узнала, что ее контрагент – организация «Х» исключен из Реестра подозрительных организаций.

Как поступить организации в этом случае?

Однозначного разъяснения законодательства на сей счет не существует.

В данном случае можно учесть то обстоятельство, что на основании ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату.

Налоговый орган производит:

зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей – самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) (п. 4 ст. 60 НК);

возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени – по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) в случае отсутствия у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Такое заявление может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченных сумм производится в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате (пп. 8–9 ст. 60 НК).

Однако в описанной ситуации необходимо иметь в виду, что представленные организацией уточненные налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган фактически являются признанием отсутствия финансово-хозяйственных отношений с контрагентами.

Можно ли заключать сделки с коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр подозрительных организаций?

Это законодательством не запрещено.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Включение субъекта в Реестр подозрительных организаций непосредственно не влечет ни для него, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий, кроме разве что вреда деловой репутации субъекта, поскольку реестр носит публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.

К тому же установленные в подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488 |*| неблагоприятные налоговые последствия возможны только при наличии доказательств мнимости хозяйственной операции. При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в Реестр подозрительных организаций.

* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY

Правовые последствия зависят от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в Реестр подозрительных организаций, а также от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательного запрета на заключение сделок с организациями, включенными в Реестр подозрительных организаций, нет. В то же время представляется логичным сделки с данными субъектами, включенными в реестр, не заключать.

В организацию на проверку пришли специалисты органа финансовых расследований. Часть вопросов, которые они планируют проверить, проверялась ранее налоговыми органами в ходе выездной проверки.

Возможна ли перепроверка организации за аналогичный период и по тем же вопросам?

По общему правилу проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается. Это определено п. 12 Указа № 510.

Однако это правило предусматривает исключения. К таковым относят проверки:

– проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

– дополнительные и встречные проверки;

– проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в отношении проверяемых субъектов, которые ранее проверялись в рамках ведомственного контроля.

Учредители ликвидированной организации обнаружили, что предприятие, с которым их организация имела финансово-хозяйственные отношения в прошлом году, включено в 2015 г. в реестр подозрительных организаций.

С учетом того что организация ликвидирована, существует ли в таких случаях возможность доначисления налоговых платежей и их взыскания (например, с учредителей)?

Не существует.

Проверка – это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (п. 2 Положения № 510).

Понятие «проверяемый субъект» определено в п. 1 Указа № 510. Это организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

На основании вышеизложенного проведение проверки соблюдения налогового законодательства субъекта хозяйствования, исключенного из ЕГР, невозможно.

* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного «ГБ»

На каком основании милиция требует налоговые документы? И что будет, если мы откажемся их представить? Вправе ли такие структуры проводить проверки, если эти вопросы находятся в компетенции финансовой милиции?

Основания и права предусмотрены законодательством. За их невыполнение предусмотрен административный штраф или арест.

Данный вопрос не относится к компетенции органов финансовых расследований, однако, учитывая формат «Прямой линии», выскажу свое мнение по данному вопросу.

Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, а также их права установлены ст. 24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», права их сотрудников – ст. 25 этого Закона.

Данными статьями определено следующее:

органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции вправе требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы и т.д.;

сотрудники органов внутренних дел вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами, а также вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Кроме того, различным оперативным подразделениям, в т.ч. органам внутренних дел, предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Таким образом, требования, предъявляемые управлением экономической безопасности МВД к организации, правомерны.

Отказ организации исполнить официальное требование сотрудников органов внутренних дел влечет применение административной ответственности, предусмотренной ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В случае установления нарушений законодательства, относящихся к компетенции органов финансовых расследований, материалы проверки будут направлены по подведомственности.

Справочно: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.

У компании много поставщиков, и ей сложно на стадии заключения договора определить, является ли ее партнер добросовестным налогоплательщиком.

Какие способы по проверке сведений о контрагенте могут порекомендовать проверяющие?

– выбирать контрагентов с устойчивой репутацией, долго работающих на рынке, отдавая приоритет организациям с государственной долей собственности;

– пользоваться сведениями Реестра подозрительных организаций;

– заключать сделки при личной встрече с руководителем организации (покупателя/продавца), исключая отправку договора по почте;

– применять иные способы определения добросовестности партнера (банковская гарантия, письма поручительства и др.).

Можно ли обжаловать действия работников органов финансовых расследований?

Можно.

При этом необходимо учитывать, что в случае обжалования, например, административного решения должен быть применен обязательный административный (внесудебный) порядок обращения с соответствующей жалобой в вышестоящий орган (при его наличии), установленный п. 3 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

Иными словами, обращение в суд возможно только после обращения с административной жалобой в вышестоящий орган финансовых расследований.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Справочно: объектом обжалования по правилам гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) может быть:

– ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного управления и самоуправления;

– действия государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица;

– бездействие государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица.

Отметим, что при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и обжаловании действий (бездействия) в первую очередь применяются нормы гл. 25 ХПК, а во вторую – иные нормы ХПК.

Заявления, рассматриваемые в порядке, установленном гл. 25 ХПК, могут быть поданы в экономический суд в срок, установленный актами законодательства (часть вторая ст. 227 ХПК). Так, частью третьей ст. 78 Положения № 510 предусмотрено, что жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.

Специалисты органов финансовых расследований изъяли у организации оригиналы документов по финансово-хозяйственной деятельности.

В каких случаях производится изъятие оригиналов документов и каким документом оно должно быть оформлено?

Актом изъятия (актом приема-передачи).

Работники органов финансовых расследований |*| вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З * ).

* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон № 414-З).

Как правило, изымаются копии документов.

Оригиналы документов, иные носители информации изымают:

– если отсутствует возможность снять с них копии (представить выписки из них);

– если организация отказалась представить проверяющим копии документов (выписки из них);

– при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды;

– при использовании их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;

– для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.

Такое изъятие производится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее 2 понятых (п. 40 Положения * ).

* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение).

Факт изъятия (передачи) документов (оригиналов или копий) в рамках проводимой работниками органов финансовых расследований проверки оформляют актом изъятия (актом приема-передачи документов), в котором указывается следующая информация:

– название организации, у которой происходит изъятие (передача) документов, ее УНП;

– дата составления акта;

– причины изъятия (с указанием законодательной нормы);

– ФИО должностного лица организации, у которой изымаются документы;

– ФИО должностного лица финансовых расследований, производящего изъятие документов;

– перечень изымаемых документов, их краткое описание, количество страниц.

Такой акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается должностному лицу организации, где проводилось изъятие документов.

Подлежат ли изъятию документы, не относящиеся к проверяемому периоду?

Не подлежат.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к нормам Положения, из которого следует, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие:

– в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения);

– обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 6 Положения).

Если организация считает, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий, она вправе обжаловать его действия в порядке, определенном гл. 9 Положения.

Какие проверочные мероприятия проводятся с целью документирования преступной деятельности «лжеструктур»?

Проверочные мероприятия, проводимые с целью документирования преступной деятельности «лжеструктур» и их клиентов, можно разделить на 2 группы.

1. Сбор доказательств виновности «лжеструктуры» и их клиентов.

С этой целью проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 289-З): наблюдение; слуховой контроль; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

2. Сбор объективных доказательств неосуществления «лжеструктурой» уставной и предпринимательской деятельности.

Для этих целей в офисах «лжеструктур» проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона № 289-З: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наблюдение; слуховой контроль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *