Что такое деталь в литературе
деталь художественная
Смотреть что такое «деталь художественная» в других словарях:
деталь художественная — см. художественная деталь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
деталь — [де], и, ж. 1) Мелкая подробность, частность. Изложить все в деталях. Оживить рассказ деталями. Уточнить детали военной операции. Синонимы: обстоя/тельство, то/нкость 2) Мелкая часть механизма, машины, прибора. Запасные детали … Популярный словарь русского языка
Деталь (литература) — У этого термина существуют и другие значения, см. Деталь (значения). Художественная деталь (фр. detail часть, подробность) особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении,… … Википедия
художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка. Рубрика: композиция и сюжет Целое … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Пояс (деталь одежды) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пояс. Пират с красным поясом Пояс полоса ткани или другого материала, шнур или в … Википедия
АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (от лат. abstractio отвлечение) способ худож мышления и по строения образа реальности в иск ве Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенно… … Эстетика: Словарь
ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто … … Литературный энциклопедический словарь
Луккано-пизанская школа живописи — Деталь «Креста», нач. XIII в. Мастерская Маргаритоне д Ареццо(?). Кастильон Фьорентино, Пинакотека. Пизанская (луккано пизанская) школа живописи одна из художественных школ Итал … Википедия
Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия
Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия
Деталь
Деталь — значимая подробность в художественном произведении. Позволяет показать социальное положение, психологическое состояние, уникальные черты характера персонажа и передать читателям мотивацию его действий.
Детали платья Наташи Ростовой
Ниже представлены виды детали. Если в тестовом задании Вам необходимо ответить «деталь» — уточнения с ней (ее вида) не требуется. Данную таблицу можно смело использовать при написании сочинений 8,9,15,16,17.
Деталь бывает: | |
---|---|
Предмета | Балахон с кистями у Базарова в «Отцах и детях» И. С. Тургенева; Драдедамовый платок Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского; Книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне» М. Горького; Желтый цвет в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского; Синий цвет в повести «Митина любовь» И.А.Бунина |
Интерьера | Открытые книги, ковры в пятнах, паутина на картинах и тарелка со вчерашнего стола с обглоданной костью в «Обломове» И.А. Гончарова; Сломанный стул и часы с остановившимся маятником в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя; Старый дуб в «Войне и мире» Л.Н.Толстого; Небо и земля Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохова |
Портрета | «. человек лет тридцати двух‑трех. «, «. среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами, » Илья Ильич в романе «Обломов» И.А.Гончарова; «. он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. » «. невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире [. ] это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим. » Андрей Болконский в «Войне и мире» Л.Н.Толстого. |
Действия | Прощание Базарова с Одинцовой (последний и откровенный разговор, осознание жизненных ценностей) в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева; Движения рук лирической героини в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью. » А.А.Ахматовой; Расставание лирического героя с возлюбленной в стихотворении «Объяснение» Б.Л.Пастернака |
Состояния (психологическая) | Метания Мелехова и его попытки отыскать истину («мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить») в «Тихом Доне» М.А.Шолохова; Чувства Татьяны Лариной «Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны сердце жгла!» в романе «Евгений Онегин», Терзания Раскольникова после убийства старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского |
Речевая | Объяснение в любви Пьера на французском языке в «Войне и мире» Л.Н.Толстого; Частое использование цитат Актером в пьесе «На дне» М.Горького; Речь оратора Стародума в пьесе «Недоросль» Д.И.Фонвизина |
Деталь может относиться сразу к нескольким ее видам. |
Задание ЕГЭ с использованием детали
С термином «деталь» мы обычно сталкиваемся в тестовых вопросах без выбора ответа. Цитата Вам может быть дана как развернутая, так и краткая:
Деталь. Символ. Подтекст
Содержание:
Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.
В рассказе Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов несколько раз снимает шинель, надевает вновь, запахивается в нее. Эта деталь показывает изменение поведения в зависимости от обстоятельств. Гоголь почти незаметно дополняет образ Плюшкина деталью – его часы с остановившимся маятником, затянутые паутиной, можно воспринимать как остановившееся для героя время
Символ – это изображение или предмет, который обозначает что-то еще. Это может быть буква, которая является символом звука. Флаги являются символами наций. В литературе это художественный образ, раскрывающийся через сравнение с другими понятиями. Символы добавляют многослойность и глубину в историю. Они похожи на метафору или аллегорию, но имеют безграничное количество значений. Слово «весна» в произведении часто обозначает не только конкретное время года, но и начало жизни или наступление нового этапа, пробуждение симпатии или любви. Символ уводит читателя за пределы материального, стремясь постичь «высшую» сферу.
Сравнение, художественная деталь, пейзаж и даже заголовок и литературный герой может быть символом. Так, название пьесы Островского «Гроза» стало символом отчаяния и очищения. Плюшкин – символ крайне скупого человека: «Прореха на теле человеческом».
Подтекст — скрытый, не выраженный явно смысл текста. Это огромный жизненный опыт, знания, размышления писателя, которые расшифрует каждый вдумчивый читатель. Для этого иногда достаточно соотносить фрагменты текста друг с другом, обращать внимание на ассоциации, повторы и реминисценцию. Эрнест Хемингуэй, который опирался на подтекст в своем минималистском подходе к письму, даже придумал для него термин: теория айсберга. Он полагал, что более глубокие линии сюжета должны находится под поверхностью текста, как большая часть айсберга под водой.
Хемингуэй, однако, не первооткрыватель подтекста – Чехов широко его использовал в своих рассказах, у Льва Толстого подтекст улавливается в «Анне Карениной». У американского же автора подтекст настолько важен, что образовывает второй, не менее весомый план повествования, не совпадающий с первым, но даже противоречащий ему. И в то же время подтекст не существует без основного текста, с этой целью специально и очень точно организованного.
Внеурочное занятие по литературе «Художественная деталь в художественном произведении»
Внеурочное занятие по литературе
Тема Художественная деталь в художественном произведении
Цели: напомнить учащимся о литературоведческом понятии «художественная деталь» и познакомить с её разновидностями; научить находить художественную деталь в тексте; учить определять семантическое значение художественной детали в тексте; развивать умение логически мыслить; побудить учащихся к размышлению о том, что даже самая обыкновенная вещь может рассказать очень многое о человеке как в реальной действительности, так и в художественном произведении.
Оборудование: раздаточный материал, текст рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Если хочешь насладиться целым,
то ты должен видеть целое в мельчайших деталях.
2.Актуализация темы. Мотивация
Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Что же такое деталь? Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность.) Художественное произведение – это тоже система, единство, а художественная деталь – часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор.
И мы с вами сегодня на занятии будем учиться находить такие детали, которые зачастую становятся очень полезными как для писателя, так и для читателя.
Прочитайте внимательно фрагмент рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» (приложение,текст 1)
· Почему рассказчик решил, что Федя – мальчик из богатой семьи? (новый армячок, собственные сапоги).
· Скажите, а если бы автор не подсказал нам, мы бы догадались о том, что этот ребёнок из богатой семьи? Аргументируйте свой ответ. (Конечно, ведь в то время у крестьянских детей не было своих сапог, разве что лапти).
· Как называется такой приём, когда даже крохотная вещь может нам многое поведать о своём владельце?
4.Объяснение материала и коллективная работа
Художественная деталь. Запишите тему сегодняшнего занятия. Что же такое художественная деталь в литературе?
Как же отличить художественную деталь от подробности? Взгляните на этот текст, записанный на доске, внимательно прочитайте и попробуйте найти художественную деталь (Приложение,текст 2 ).
· Скажите, какое впечатление на вас произвела эта комната?
· Правда ли, что в ней никто не живёт?
· Какой предмет говорит нам об обратном?
· Каким образом автору удаётся выделить его? (Цвет, расчехлённая, блестела, находится у кровати).
То есть каждое слово помогает нам понять, что владелец гитары, безусловно, играет на ней.
5.Знакомство с разными видами художественной детали
Попробуем вместе с вами найти в следующих текстах художественные детали и разделить их на группы (РМ с фрагментами текстов А),Б),В, Г))
А) Из какого произведения взят этот фрагмент? (А.И.Куприн «Белый пудель»)
Попробуйте представить себя известными детективами и попытайтесь выяснить, что произошло с Арто? Какой предмет обнаруживает Мартын Лодыжкин? (Огрызок колбасы) Можем ли мы эту вещь назвать художественной деталью? Почему? (Мы знаем о том, что именно дворник приманивал Арто колбасой, поэтому наверняка можем сказать, кто является похитителем и где сейчас находится собака).
· Как мы можем назвать такую деталь, которая воплощена в предмете, вещи?
Б) Какое сравнение в этом тексте кажется нам необычным?
(глаза, словно присыпанные пеплом)
· Как мы назовём этот вид детали, который помогает нам понять что-то о человеке по его внешнему облику? (портретная)
В) Какое значение в контексте сказки-были вообще и этом фрагменте в частности приобретает «одно облако»? (Намёк на ссору детей)
· С чем его сравнивает автор? (с «холодной синей стрелкой»)
· Как меняется состояние природы в этот момент?
· Для чего это нужно? (Автор показывает, что природа предвещает что-то недоброе, к чему приведёт размолвка брата и сестры).
· Как вы думаете, какая деталь перед нами? (пейзажная)
Г) Вы узнали этот рассказ? Кто его написал? (А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»)
· Попробуйте прочитать рассказ с выражением. (Прокомментировать, у кого удалось передать подобострастие тонкого). Что изменилось в его речи? (Интонация, появились услужливые обращения)
(Можно разыграть мини-диалоги Толстого и Тонкого так, чтобы собеседники передали манеру речи героев) работа в парах
6.Работа с художественной деталью, обучение навыку нахождения её в разных текстах и умению её истолковать
1) Прочитайте выразительно текст.
2) Найдите (назовите) художественную деталь.
3) Какие чувства вызывает отрывок?
4) Что хотел показать (выразить, подчеркнуть) автор, используя именно эту
5) С какой целью использует автор данную деталь?
• Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться маленький подсолнечник у забора. (Одинокое теплое маленькое солнышко на фоне серого и черного цвета. На него похожа последняя обитательница мемориального дома. Подобно тому, как доцветал и никак не мог доцвесть этот маленький подсолнечник, доживала свой век Катерина Петровна, одинокая, маленькая, беззащитная).
• Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. (Вздрагивающий ночник скрашивает долгие бессонные ночи хозяйки дома. Он тоже слаб, одинок и беззащитен и может погаснуть («умереть») в любой момент. Так же внезапно может оборваться и жизнь Катерины Петровны).
• Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас оно стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи. (Старый клен, облетевший, озябший, был так же одинок, как Катерина Петровна. Ему, как и ей, не хватает тепла, участия. Но он терпелив, как и посадившая его когда-то девчонка-хохотушка).
• Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась,- сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг («солнечный путь») за русые волосы и большие холодные глаза. (Солнце не может быть холодным. Если глаза – зеркало души, то душа Насти холодная, неживая. Настя помогает чужим людям, а про родную мать вспоминает с раздражением, мысли о ней причиняют неудобство, отвлекают от карьеры).
— Что является общим для всех этих деталей? (Они являются средством раскрытия образа.)
— А как они влияют на нас, читателей? (Воздействуют на чувства, эмоции, формируют наше отношение к героям)
Работа с эпиграфом.(Учащиеся высказываются о том, как они понимают слова И.В.Гёте, ставшие эпиграфом )
8.Д.З. 1. Найти в тексте рассказа «Подснежник» И.А.Бунина художественные детали и попытаться истолковать их.
2.как вариант: «Живые картинки»: прочитать произведения (на выбор), найти художественную(-ые) деталь (-и) и нарисовать их)
1.«В дурном обществе» В. Г. Короленко.
2. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.
3. «Дубровский» А. С. Пушкина.
4. «Светлана» В. А. Жуковского.
5. «Лапти» И. А. Бунина.
6. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина.
7. «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева
1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
И. С. Тургенев «Бежин луг»
2. В комнате был лёгкий беспорядок. На полках огромных шкафов покоилось бесчисленное множество книг, на столе страдал от одиночества пожелтевший цветок. Серые от времени обои морщились, стоило солнечному лучу пробежать по их хмурым лицам. У кровати блестела расчехлённая синяя гитара, а напротив неё располагался торшер, покрытый толстой пыльной тканью.
Но вдруг он остановился, нагнулся низко к дороге и присел на корточки.
На дороге в белой пыли валялся довольно большой недоеденный огрызок колбасы, а рядом с ним во всех направлениях отпечатались следы собачьих лап.
А.И.Куприн «Белый пудель»
Б) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
М. А. Шолохов. «Судьба человека»
В) Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
Г) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь. Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах. лютеранка. А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо. Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе. А это моя жена, урожденная Ванценбах. лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое. ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.
— Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте. Что вы-с. — захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом.
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Что такое деталь в литературе
Если ружьё висит на стене, оно должно выстрелить.
Это слегка перефразированная фраза Чехова относится к законам драматургии. Но если рассматривать её в контексте прозы, то ей можно отлично иллюстрировать такой инструмент писателя, как деталь.
Ружьё на стене – это деталь. Если оно висит – оно должно встрелить. То есть, если деталь вытащена на свет, она должна сработать. Не должно быть деталей проходных, просто так, для мусора и воды – все они, исходя из авторского замысла, должны, как муравьи, выполнять каждая свои уникальные задачи.
Если давать короткое определение детали, то получится так: это писательский инструмент в виде мелкой подробности, которая призвана дать характеристику образу или событию и подчеркнуть их особенности.
Это не совсем полно, но зато понятно.
Цели детали я тоже упрощу до безобразия, тоже с целью доступности для осознания.
Детали, таким образом, получим следующие:
Информационно-сюжетные
Предметно-описательные
Психологические
Символические
Сейчас по всем пробежимся, а потом обсудим какие должны быть оптимальные условия для использования.
А они должны быть. Деталь – это мелочь, подробность. Если этого будет мало – будет голо, будет скучно, будет пусто, и ветер будет свистать в пустых углах наших страниц.
Если их будет много, будет тесно, будет пестринка глазам, будет нечем дышать и сложно пробираться сквозь текст, как сквозь кусты.
Пример предметно-описательных деталей, когда просто перечисляются какие-то особенности – в данном случае – внешности.
Хозяин ресторана – живописный итальянец: на груди цепочки и бусы в шесть рядов. Волосы стянуты сзади в пучок и висят седым хвостиком. Худой. Значит, правильно питается.
А ниже пример «психологических» деталей – когда подробности рисуют и подпитывают эмоциональный уровень образа.
Увидев Евгения в раме ветрового стекла, она замахала ему рукой, как во время первомайской демонстрации, и устремилась навстречу. Глаза её на улице были яркие, как аквамарины, а дублёнка солнечная и пёстрая, расшитая шёлком, как у гуцулов.
Она отворила дверцу и рухнула рядом на сиденье, и в машине сразу стало светлее и запахло дорогими духами.
В отрывке очень компактно и кратко, но максимально выразительно подан образ женщины.
Детали здесь: цвет глаз, солнечная, пёстрая, расшитая шёлком дублёнка, дорогие духи. Вся эта кучка непринуждённо подана, одним пакетом – на зимней, скудной на цвета улице – вдруг такой яркий всплеск красок и запахов – словно букет, зимний яркий букет, похожий на заснеженный куст рябины. И слово «солнечная» придаёт всей картине мажор и положительную, энергичную экспрессию.
Кстати, тут и отличная работа с эпитетом: Вместо «жёлтая» или «рыжая», как просится сказать о дублёнке, она названа солнечной. Именнно само солнце вдруг ввалилось в машину – и всё теперь будет по-солнечному – весело, буйно, молодо..
И так именно и будет, потому что мы читаем дальше следующее:
— Ну, как живёшь? — спросил Евгений, ревнуя её по обыкновению ко всему и вся.
— Плохо! — счастливо улыбаясь, ответила Касьянова. И это значило, что сегодня опять начнутся выяснения отношений: они снова поссорятся, снова помирятся, — будет полная программа страстей.
Для примера символических деталей полезу к себе. Их есть у меня ))
«Розовый снег, фиолетовый дождь», отрывок.
По сюжету героиня приехала в дом, где 17 лет назад прошёл её медовый месяц, кончившийся печально и перевернувший всю её жизнь.
Смотрим, какими деталями всё насыщено.
Казалось бы, всего лишь описание интерьера. Но давайте смотреть, как работают детали.
Сначала просто приметы другого времени, практически другой эпохи: ковры в советском союзе висели на стенах и были признаком зажиточности. Одновременно придавали уют и теплоту. Всё, кончилась эпоха, кончился уют и тепло, всё это в прошлом, всё – растоптана, всё под ногами.
Точно так же растоптанной оказалась любовь героини, которую она сейчас вспоминает и держит в подсознании.
Картины. Они даны для атмосферности, но они, как и ковёр на полу – для неё странны. Чужды. Непонятны. То ли девушка, то ли статуэтка. То есть, непонятно – живое это или неживое. А это тоже относится к состоянию героини, которая живёт в морозе ноября словно замершая, застывшая статуэтка, не в силах расправить себя изнутри.
Все детали, описанные на картинах – для неё не родные, не тёплые, чужие. Особенно удручительна последняя, где она в безмятежном пейзаже вдруг обнаруживает тень акулы.
Какая тут символика? Оранжевый мяч – символ солнца и детства. Море – символ безбрежности жизни. Акула – символ опасности.
Героиня – мама девочки-тинейджера. Она только что нанервничалась, потому что дочь пропала несколько часов назад после ссоры. Мать чувствует вину и бегает в поисках. Дочь нашлась, но страх у матери не прошёл. И вот созвучно этому страху работает деталь картины.
Неизвестно, что там на картине произошло. Может никакой трагедии. Как и никакой трагедии не произошло с девочкой. Но материнское чувство так и будет считывать эту возможную опасность, так и будет теперь до конца дней с ней эта тень акулы, тень угрозы, тень потери…
Поэтому картина, как деталь интерьера, поднимается тут до глубокого символического образа, который можно обсуждать, над которым можно думать.
(Сознаюсь, что пока писала, ничего такого не задумывала. Вот полезно иногда себя поанализировать. Рекомендую: интересные вещи можно обнаружить! )
Ну и наконец, об условиях использования.
Самое простое правило: чем длиннее произведение, тем больше у автора прав на использование цветистых кустов деталей. Читатель будет доволен и только спасибо скажет.
и соответственно, наоборот: чем короче наш шедевр, тем чётче и компактнее должны быть детали. Так что в рассказе, миниатюре держим ухо востро, иначе мы затянем восприятие читателя, и он устанет продираться к цели. В малых жанрах деталь должна быть меткой и цепкой.
Например, в «Хамелеоне» Чехова масса подробностей, но все они максимально выверены на объём и цвет. Двери лавок. Шинель, которую то снимает, то надевает Очумелов, в зависимости от того, куда его кидает страх – в жар, или в холод. Укушенный собакой палец. Н это всё чётко на своих местах, и невозможно убрать ни одну деталь, чтобы не разрушить всю ткань рассказа.
В заключение, в качестве домашнего задания предлагаю побегать по своим новоиспечённым текстам в погоне за деталями.
посмотрите, все ли они нужны? Все ли они говорящи? И если они говорят, то о чём?
Поговорите с ними )) Они иногда знают что-то лучше нас. У них свои секреты ))
С вами была Лариса Ритта, и у нас в рамках осеннего практикума осталось последнее занятие, на котором мы помузицируем ))