Что такое деревянное зодчество
Деревянное зодчество
ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО — область архитектуры, определяемая спецификой строит. материала — деревом. Распространение в России обусловлено обилием строевого леса. Первые свайные поселения относятся к эпохе неолита (Вологодская обл.). Остатки деревянных построек 10—15 вв. сохранились в Старой Ладоге и Новгороде. Из дерева на Руси строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан и крестьян, хоз. постройки. Гл. конструктивная система построек — срубная. К архаичной форме жилья относятся курные избы, отапливаемые беструбными печами. Тип избы с печами сохраняется и в 20 в. Характерны избы с подклетом, двором, вход в к-рый на 2-й этаж осуществляется по особому пандусу (Архангельская, Вологодская обл., Карелия, Сибирь). Многообразны производств. постройки: амбары, бани, риги. Вокруг жилых и хоз. построек, княж. и бояр. хором, крупных монастырей возводились крепостные сооружения. Наивысший расцвет Д. З. — культовые сооружения. В осн. планов церк. зданий заложены геометрич. формы — квадрат, прямоугольник, восьмигранник, реже — шестигранник. Простейшие культовые сооружения — часовни. Их основу составляет клеть, покрытая двускатной крышей. Близки к часовням клетские церкви, широко распространенные на Руси (Костромская, Вологодская, Владимирская и др. обл.). Основой композиции шатровых церквей служил центральный объем в виде столпа и завершение с шатровым покрытием (церковь Николы, Архангельская обл., 1600). Мн. шатровые храмы отличались значит. высотой (до 50 м, Успенская церковь в с. Кондопога, 1774). Особую группу церквей составляют ярусные церкви, встречающиеся в ср. полосе России. Наиб. распространен был тип церкви, где на четверик ставились два яруса восьмериков, верхний завершался главкой, или на четверик водружали три уменьшавшихся кверху восьмерика (Рождественская церковь в с. Холмы Костромской обл., 1652).
Вершиной др.-рус. Д. З. стали многоглавые церкви. Известно, что в 10 в. в Новгороде был возведен 13-главый Софийский собор. Уникальным пам. многоярусной и многокупольной церкви является 22-главая Преображенская церковь в Кижах (1714). Для культового Д. З. Др. Руси характерны и отдельно стоящие колокольни. Они подразделяются на четвериковые и восьмериковые. Колокольни в осн. венчают шатры и главки. В пам. Д. З. ярко проявились нац. черты рус. культуры. Кон. 19 — нач. 20 вв. знаменует новый этап в развитии Д. З. России, связанный с неорус. направлением в архитектуре и стилем модерн. Во 2-й пол. 20 в. Д. З. ограничено типами жилого стр-ва и хоз. построек, заметно снижается уровень строит. мастерства. В 1980—90-х гг. расширение садоводства и огородничества вызывает к жизни интерес к Д. З., освоению опыта стр-ва прошлого.
Лит.: Маковецкий Н. В. Архитектура рус. нар. жилища. М., 1962; Рус. деревянное зодчество: (Альбом). М., 1966; Ильин М. А. Рус. шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. М., 1980; Ополовников А. В. Рус. деревянное зодчество. М., 1983; Лисенко Л. М. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987.
Деревянное зодчество. Никольская церковь в селе Лявле Архангельской обл. 1589
Деревянное зодчество. Схема конструкции рубленой избы
Деревянное зодчество
Памятники деревянного зодчества таят в себе много загадок. Как зодчим удавалось построить храм без единого гвоздя? Почему при многократно повторяющихся элементах не найдёшь двух одинаковых построек? Интересно поближе познакомиться с деревянными «жемчужинами» Древней Руси.
_
На Руси самым доступным материалом для строительства было дерево. Храмы, боярские терема, крестьянские избы – всё было деревянное. Это неудивительно, ведь лесные чащобы тянулись на много вёрст вокруг каждого селения. Удивительно другое: русские мастера при помощи одного топора создавали настоящие произведения искусства. Даже не создавали, а рубили. Поэтому дома называли срубами. А строители – «рубленниками» или «топорниками».
Деревянное зодчество зародилось в Древней Руси на Севере, богатом хвойными и лиственными лесами. В XV веке на берегах Онеги и Печоры появились деревянные церкви. Тогда же в Пскове и Новгороде были построены первые колокольни. Но самые удивительные памятники возводились в эпоху «русского барокко» в XVI-XVII вв. Они отличались сложной композицией и обилием архитектурных деталей. Мастера никогда не дублировали свои творения, каждая постройка обладала индивидуальностью. Поэтому можно говорить не просто о строительстве, а о настоящем творчестве.
_
«Топорники» с одинаковым уважением рубили крестьянскую избу для человека и храм – дом для Бога. Найти нужное дерево для постройки – целая наука. Лучше всего подходит трёхсотлетняя сосна, выросшая на сухой возвышенности. Отдавали предпочтение сосне-конде, которая в обхвате была не менее полуметра, а высотой до 20 метров. Сразу не рубили, а делали затеси – узкие полоски на стволе, по которым стекала смола. Мастера не торопились, на пять лет оставляли дерево спокойно расти и пропитываться смолой для прочности. Рубить дом из кондовой сосны – одно удовольствие.
Самая простая форма деревянных построек – клетская. Это два или три сруба, соединённых друг с другом общей крышей. Обычно в церкви было три таких клети-пристройки: храм, алтарь и трапезная. Традиционно украшала постройку затейливая резьба по дереву. Мастера не использовали железных гвоздей, считая, что от них дерево гниёт. Бревна в срубе связывали особым способом в форме квадрата, прямоугольника или шестигранника.
Древние постройки можно было разобрать, перевезти и собрать в другом месте. Уже в наше время по этому принципу наполнялись современные музеи деревянного зодчества. Самые интересные экспонаты свозились из разных уголков страны в экспозиции под открытым небом. Например, на остров Кижи в Карелии, в Малые Корелы под Архангельском, в этнографическую слободу в Костроме.
_
Деревянные храмы, сохранившиеся до наших дней, радуют глаз своим неповторимым обликом. Так в Костромском музее можно увидеть Церковь Собора Пресвятой Богородицы из галичского села Холм – один из старейших памятников деревянного зодчества в Центральной России, срубленный ещё в 1552 году. Этот храм изначально венчал купол в форме шатра, позднее было пристроено пятиглавие. Век спустя шатровые церкви запретит Никон, считая их бесовскими. Но зодчие продолжат бесстрашно их возводить.
Пример русского барокко – многоярусная церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году на острове Кижи. Поражает её высота – 37 метров. Храм венчают 22 главы разной формы и размера. Предполагают, что церковь возведена в честь победной Полтавской битвы. Чтобы передать торжественность события, была выбрана необычная форма сруба – восьмигранник.
В селе Кушерка Онежского района есть необычная Воскресенская церковь, которую возвели в 1669 году. Это образец кубоватого храма. Такая форма кровли, напоминающая четырёхгранную луковицу, была распространена на берегах Белого моря.
Дерево – хрупкий и недолговечный материал. Нам повезло, что ещё не все памятники деревянного зодчества сгорели в пожарах или сгнили от старости. Погрузитесь в очарование древней архитектуры, пока это возможно.
Этнодвор «Музей русской печи»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник». Такие заповедники мы называем этнодворами.
«Музей русской печи» – комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.
В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.
Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки.
Резонанс души. На Руси дерево использовали для переговоров с духами. Как из него создавались архитектурные шедевры?
Деревянное зодчество — самобытное и уникальное архитектурное направление, которое часто называют «квинтэссенцией всего русского». Веками деревянные города горели и отстраивались вновь, церкви разрушались по велению царей и вождей. Сейчас памятники архитектурного наследия раскиданы по всей России — знакомые силуэты храмов с куполами-маковками, изб с покатыми крышами и наличниками можно увидеть и в Мурманске, и в Оренбурге, и в Иркутске. О том, как зодчество пришло в Россию, где увидеть самые знаковые шедевры и как расшифровать резьбу, — в материале «Ленты.ру».
Все начинается со сруба
На Руси дерево было единственным материалом для строительства, а топор — единственным инструментом. Мастера относились к дереву не только как к сырью для строительства, но и как к материалу для создания предметов искусства. Его теплоемкость, легкость в обработке и доступность давали резчикам простор для творчества.
Далеко не каждое дерево подходило для строительства — зодчие обращали внимание на его породу, толщину и мифологическое значение. Например, крышу часто делали из тонкоствольной ели — в дохристианских верованиях она соотносилась с миром усопших, поэтому через ель люди вели диалог с умершими родственниками.
Любое строение, будь то изба или храм, начиналось с обычного сруба. Самые простые деревянные церкви относились к шатровому типу построек и представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Первые упоминания о шатровых храмах в летописях датируются XII веком.
Более сложные храмы имели ярусный тип конструкции. Их начали возводить в Центральной России в XIV веке, они представляли собой поставленные друг на друга четверики и восьмерики, постепенно уменьшающиеся к куполу. Как правило, церкви венчались нарядными большими куполами и маленькими маковками, формой напоминающими луковицы, — с ювелирной точностью они покрывались маленькими чешуйками из осинового лемеха.
Все функциональное делалось одновременно архитектурно-художественным. Конструктивные приемы оттачивались веками, мастера передавали секреты искусной резьбы ученикам. Именитыми творцами были, как правило, свободные земледельцы и ремесленники. Такая преемственность позволила реставраторам воссоздавать утраченные памятники XII-XIII веков.
В XVII-XVIII веках приверженцы древнерусских религиозных обрядов подвергались гонениям, а вместе с ними разрушались бревенчатые храмы и часовни под предлогом обновления. Указами Петра I коренным образом менялся уклад жизни, но западноевропейские ценности и эстетика не обошли стороной и деревянное зодчество.
Стены церквей обшивали и красили, тесовые кровли стали делать из железа, а шатровые крыши увенчивали шпилями. Декоративные элементы упрощались до самых примитивных форм, навыки обработки дерева постепенно терялись. Реформы не коснулись лишь самых труднодоступных территорий — просторов Русского Севера и Сибири.
Интерес к самобытной крестьянской народной культуре начал возрождаться только к концу XIX века. Архитекторы и искусствоведы отправлялись в Карелию, Архангельскую область и Сибирь, чтобы сделать обмеры и зарисовки старинных деревянных построек.
Азбука резьбы
Как писал религиозный философ Павел Флоренский, основной принцип русского деревянного зодчества можно охарактеризовать фразой «неповторяемость повторяемого». Любое строение из дерева, будь то изба, купеческий дом или храм, можно собрать, как конструктор, и расшифровать, как послание. Арсенал декоративных приемов ограничен, однако комбинаций — бесконечное множество, как в музыке из семи нот.
В Древней Руси через символы на фасаде дома люди обращались к могучим светлым силам с просьбой защитить жилище от темных начал. Они играли роль посредников между земным и потусторонним. В качестве главных «переговорщиков» обычно выступали наличники, карнизы и крыльцо.
Например, самым распространенным элементом считается «солнышко», или солярный знак: круглая розетка в виде небесного светила олицетворяла бога Солнца, способного отогнать нечисть. Ее можно было встретить в любой части дома — программа минимум обычно включала от шести элементов: восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное и предвосходное солнце.
Изображение конской головы трактовалось как путь к бессмертию, петух обозначал защиту от молний, утки и гуси — материальное благополучие. Еще один элемент, пришедший из древней славянской мифологии, — образ Берегини. Изображавшаяся с раскинутыми в стороны руками и ногами, она олицетворяла богиню-мать, дарующую жизнь.
Еще один женский образ — богиня плодородия Мокошь — представляет собой фигуру с поднятыми к солнцу или опущенными к земле руками. Постепенно, по мере забвения исходного символического смысла, Мокошь приобретала черты растительного и зооморфного орнамента.
Оконный проем воспринимался как мир в миниатюре. В верхней части небо, которое в славянских верованиях делилось на две части. С верхней «небесной тверди» стекают в виде волнистых линий и капель «хляби небесные» — символы живительной влаги и плодородия. Нижняя часть наличника — «твердь земная» — изображалась в виде вспаханного и засеянного поля. Ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование сулили сытую жизнь и достаток.
В украшении домов использовались также изображения мифических зверей. Фигуры драконов на коньках крыши, заимствованные у норвежского стиля, воплощали просьбы о благосостоянии и мире.
Со временем декоративные приемы утратили первоначальный сакральный и охранительный смысл, мастера XVIII, XIX и ХХ веков использовали резьбу в качестве украшения, исходя из моды на определенный орнамент или пожеланий заказчика.
«Бревенчатый Иерусалим»
Самым большим сосредоточением шедевров деревянного зодчества принято считать территорию нынешней Республики Карелии. Земли в бассейне Онежского и Белого моря, рек Северной Двины, Онеги, Сухоны, Мезени и Вычегды осваивались новгородцами с XI века.
Здесь же расположена Преображенская церковь в Кижах, которую считают самой нарядной и сложной среди себе подобных и называют вершиной плотницкого искусства. Построенный в 1714 году храм стоял на месте старинного Спасского погоста, он был духовным центром для 130 деревень, раскиданным по ближайшим островам.
«Этот храм есть последний этап на пути развития национальной русской архитектуры. Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое новшество современной ему эпохи и богатое наследие созданных народом форм», — отмечали реставраторы.
Интерес к северному зодчеству возродил советский архитектор и реставратор Александр Викторович Ополовников. Ученый лично собрал около ста объектов деревянного зодчества Карелии и Заонежья. Одержимый подвижник своего дела и идейный вдохновитель 47 лет жизни посвятил сохранению Кижского архитектурного ансамбля.
Ополовников проводил активное исследование памятников деревянного зодчества в разных районах Карелии, был автором проектов реставрации. Как писала его дочь, архитектор Елена Ополовникова, «с учетом того, что настоящих древнерусских бревенчатых памятников на обширной территории России почти не осталось, правомерность их образного воскрешения в современном строительстве сомнений не вызывает». Кроме того, наследница известного культурного деятеля в своей книге «Бревенчатый дом: архитектурное причастие к русской вечности» упоминала, что среди архитекторов деревянное русское зодчество, которому в мире нет аналогов, называлось «Бревенчатым Иерусалимом».
Помимо Карелии, сегодня уникальные деревянные храмы можно встретить в деревнях соседней Архангельской области. Например, церковь Василия Блаженного в Чухчерьме — один из пяти крупных сохранившихся приходов Русского Севера. Некогда ансамбль Чухчемско-Ильинского погоста украшал еще и девятиглавый Ильинский храм, сейчас здесь остались шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году.
Подобных бревенчатых башен в регионе много. Еще одним музеем под открытым небом считается исторический город Каргополь на левом берегу Онеги. В его окрестностях церкви XVII-XVIII веков сохранились почти в первозданном виде. Церковь Богоявления в Ошевенске и церковь Иоанна Златоуста в Саунино — примеры классических шатровых храмов с колокольней, поражающие сдержанностью и лаконичностью форм. А церковь Богоявления в Лядино, наоборот, знаменита круглым, широко раскинутым шатром — его поддерживают резные стойки, а изнутри он расписан под синее звездное небо.
«В какую сторону ни отправились бы вы от Каргополя по разбегающимся от города дорогам, везде вас ждет находка, открытие», — писал исследователь Русского Севера Генрих Павлович Гунн.
Деревянное зодчество Древней Руси и России
Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.
Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.
8 характеристик русского деревянного зодчества
Отношение к дереву русских зодчих
Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.
Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)
Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.
Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)
Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.
Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества
Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, церкви в Кижах без гвоздей реставрируют с использованием металлических гвоздей.
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье Почему в России гибнут старинные города разбираются причины такого удручающего положения.
Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.
Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.
План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье Ведические храмы древних славян. (Кликайте на картинку для просмотра.)
Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.
Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.
Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.
Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви ( 1774 год ), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)
Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71673040
Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308
Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml
Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.
Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.
Основная форма деревянной постройки
Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.
Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)
Что такое горница, хоромы, изба
Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.
Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.
Клетский верх и крещатые бочки
«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Строители: Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. 1667-1668; 1681. Старинный рисунок. Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/russkaya-arhitektura-xvii-veka/
Чем крыли крыши в Древней Руси
Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.
Почему говорят «срубить избу»
Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потму что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.
Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».
Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.
За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева
Деревянная церковь XIV века в Кижах.
Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)
Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.
Вышгороды и оборонительные постройки
«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.
Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».
Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Братский острог (1654 г.) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.
Памятники деревянного зодчества Руси
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.
Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)
Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)
Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521
Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)
Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях