Что такое депутатский индемнитет
ДЕПУТАТСКИЙ ИНДЕМНИТЕТ
Смотреть что такое «ДЕПУТАТСКИЙ ИНДЕМНИТЕТ» в других словарях:
Депутатский индемнитет — см. Индемнитет депутатский … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ИНДЕМНИТЕТ — см.: Депутатский индемнитет … Энциклопедический словарь конституционного права
Индемнитет депутатский — Особое вознаграждение депутатов. Депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и затем принятые парламентом меры, которые он поддерживал своим голосованием … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ДЕПУТАТ — лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа. Д.… … Энциклопедический словарь конституционного права
Депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном… … Большой юридический словарь
МАНДАТ — (лат, mandatum поручение) юридическое отношение представительства, а т.ж. документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. документ, удостоверяющий законность полномочий депутата к. л. представительного учреждения,… … Энциклопедический словарь экономики и права
МАНДАТ — (представительский, депутатский) (лат. mandatum поручение) документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата какого либо представительного учреждения, а также публичную функцию, которая возлагается на депутата выборами и содержание… … Энциклопедия юриста
Вознаграждение депутатов — см. Индемнитет депутатский … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
МАНДАТ — (лат. mandatum поручение) юридическое отношение представительства, а тж. документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. документ, удостоверяющий законность полномочий депутата к. л. представительного учреждения, объем … Юридическая энциклопедия
ИНДЕМНИТЕТ
1) вознаграждение депутатов за парламентскую деятельность, включая заработную плату, содержание вспомогательного аппарата, оплату проезда, пользование средствами связи и так далее
Размер индемнитета достаточно высок и, как правило, соответствует заработной плате государственного служащих высших категорий. При этом депутат лишён права заниматься предпринимательской и иными аналогичными видами деятельности. Во многих странах действует требование «финансовой прозрачности» (обязательное периодическое представление деклараций об имущественном положении депутата) и тому подобное
2) Привилегия депутатов парламента, заключающаяся в недопустимости привлечения депутата к ответственности за его парламентскую деятельность, его неответственности за любые действия, совершённые при исполнении депутатских обязанностей.
Член парламента не несёт ответственности за публичное выражение мнения при обсуждении законопроектов и голосовании по ним, за критику политики исполнительной власти и так далее. Парламентский индемнитет, как правило, закреплён либо в конституции страны (Испания, ФРГ, Япония и других), либо в специальном законодательстве (в РФ действует Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», 1994 год).
3) Возмещение ущерба, компенсация (обычно в международном праве).
Гарантии депутатской деятельности. Иммунитет и индемнитет парламентария
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.
Помощник парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации). Им является лицо, привлекаемое депутатом как на общественных началах, так и по трудовому договору для оказания ему содействия в осуществлении полномочий на весь период избрания. Для осуществления своих полномочий депутат вправе иметь до пяти помощников, привлекаемых по трудовому договору (контракту), и помощников, работающих на общественных началах. Помощникам выдаются удостоверения установленного образца. Обязанности между ними распределяются депутатом. Помощники, привлекаемые по контракту, работают в палате (один из помощников) и в избирательном округе. Закон обязывает исполнительные органы власти выделять для этих лиц специально оборудованные помещения. Депутаты (члены Совета Федерации) могут иметь помощников, работающих на общественных началах. Деятельность помощников регулируется Положением, утвержденным палатой Федерального Собрания.
Глава 27 Законодательный процесс в Российской Федерации
125. § 1. Понятие, стадии и субъекты законодательного процесса
126. § 2. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, процедуры реализации
127. § 3. Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона
128. § 4. Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон
129. § 5. Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента
130. § 6. Конституционные способы устранения разногласий в законодательном процессе
131. § 7. Официальное опубликование федерального закона
Социальные гарантии депутата государственной думы (индемнитет)
Стремоухов А.В., доктор юридических наук, профессор.
См.: Югов А.А., Карасев А.Т. Народный депутат: понятие и основные черты // Советское народное представительство: Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1984. С. 46.
См.: Зиновьев А.В. Депутатский иммунитет // Актуальные проблемы юриспруденции в условиях становления правовой системы России. Учен. зап. юрид. фак. Вып. 4. СПб., 1999. С. 13.
См.: Зиновьев А.В. Депутатский иммунитет // Актуальные проблемы юриспруденции в условиях становления правовой системы России. Учен. зап. юрид. фак. Вып. 4. СПб., 1999. С. 13.
См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. С. 180.
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:
Трудо-правовые гарантии. К этим гарантиям Закон от 8 мая 1994 г. относит:
Пункт «а» ч. 3 ст. 2 Закона о статусе депутата в качестве трудо-правовых гарантий устанавливает денежные выплаты депутату, связанные с его государственной службой:
б) выплаты на материальное обеспечение деятельности. Депутату Государственной Думы выделяются средства в целях обеспечения их деятельности, предусмотренного Федеральным законом. Объем выплат определяется на основании перечня расходов на материальное обеспечение депутата Государственной Думы, устанавливаемого ежегодно постановлениями Государственной Думы согласно регламенту в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы (ч. 3 ст. 27 Закона от 8 мая 1994 г.);
д) единовременное денежное пособие депутату Государственной Думы в случае неизбрания его в Государственную Думу нового созыва. Начисляется и выплачивается в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата не позднее дня следующего за днем истечения срока его полномочий (ч. 10 ст. 27 Закона о статусе депутата);
е) единовременное денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции РФ депутат Государственной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий (ч. 1 ст. 26 Закона о статусе депутата);
ж) депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне их постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 т) к постоянному месту жительства депутата (ч. 2 ст. 26).
Гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы. Они закреплены в ст. ст. 25, 28 Закона о статусе депутата и включают в себя следующее:
Так, например, депутаты Палаты общин Парламента Великобритании получают ежегодное жалование в размере 30,854 фунтов стерлингов (67 тыс. долл.). Члены Палаты представителей Конгресса США получают жалованье 133,6 тыс. долл. Помимо устанавливаемого жалованья депутаты имеют различные компенсационные выплаты.
См.: Парламенты мира: Сб. М., 1991. С. 412.
См.: Шеховцов В.А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток, 2002. С. 229.
В России в этом отношении Закон о статусе ограничивается скупой фразой, что депутату Государственной Думы устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Но депутатское жалование не единственная гарантия эффективной деятельности депутатов. К примеру, доходы канадских парламентариев фактически не облагаются налогом, доходы членов итальянского парламента облагаются подоходным налогом лишь в 4/10 всей суммы. В российском Федеральном Собрании подобной льготы нет.
На отечественном фоне совершенно неправдоподобно выглядят установленные канадским законодательством меры, защищающие депутатов, которые проиграли выборы или решили больше не баллотироваться. Они не только получают солидные компенсационные выплаты, но и пользуются услугами финансируемой парламентом особой службы трудоустройства. Работа службы сугубо конфиденциальна; учитывая психологические сложности «переходного периода», она консультирует круглосуточно в течение 7 дней в неделю. Для облегчения поисков нового места работы в течение года после выборов бывшему депутату возмещаются расходы на междугородные телефонные переговоры, почтовые расходы, секретарские услуги, приобретение канцелярских принадлежностей, а в связанных с трудоустройством поездках даже выплачиваются парламентские суточные.
Обязательное государственное страхование депутата. Депутат Государственной Думы подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае:
а) гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью депутата. В случае причинения депутату Государственной Думы увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
В случае смерти депутата Государственной Думы материальное обеспечение членов семьи умершего депутата Государственной Думы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о материальном обеспечении членов семьи умершего депутата.
Собр. законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
Собр. законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных ч. 3 ст. 29 при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.
Ежемесячная доплата к государственной пенсии не устанавливается гражданину Российской Федерации, являвшемуся депутатом Государственной Думы, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается по заявлению гражданина, имеющего право на эту доплату, решением руководителя федерального органа исполнительной власти по социальной защите населения.
Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы. Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии указанному гражданину осуществляется в соответствии с порядком, которым устанавливается такая доплата.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 комментируемого Закона депутату Государственной Думы, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии со статьей 29 Закона о статусе депутата.
А ведь для депутатов пенсионная проблема особенно важна, ибо в парламент избирают людей, находящихся в зените профессиональной карьеры; очень часто избрание означает потерю работы или, по меньшей мере, резкое замедление продвижения по службе.
Другая, не имеющая российских аналогов, канадская льгота распространяет особое пенсионное обеспечение на ближайших родственников бывшего депутата в случае его кончины. В нашей стране особый подход к членам депутатского семейства гарантирован лишь в случае гибели или смерти народного избранника в период исполнения депутатских полномочий.
В соответствии с пенсионным законодательством Великобритании депутаты после прекращения их полномочий и по достижении установленного возраста имеют право на пенсию при условии, что они к моменту назначения пенсии не занимают и не занимали ранее определенные государственные должности. Устанавливаются также пенсии для вдов и детей лиц, являвшихся депутатами и имевших право на назначение пенсии до их смерти. Кроме того, предусматривается выплата пособия на похороны депутатов, умерших при исполнении или после прекращения исполнения депутатских обязанностей.
Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение. Депутату Государственной Думы в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о статусе депутата предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для федерального министра. Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, которым причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления ими своих полномочий, сохраняется за ними и после прекращения их полномочий на условиях, установленных ст. 29.
Жилищно-бытовое обеспечение депутатов. Право депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в г. Москве регулируется ст. 34 Закона о статусе депутата в редакции от 9 мая 2005 г. В соответствии с нормой ст. 34 депутату Государственной Думы, не имеющему жилой площади в городе Москве, на период осуществления им своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
До предоставления служебного жилого помещения депутату Государственной Думы предоставляется отдельный номер в гостинице. Депутат Государственной Думы обязан освободить занимаемый номер в гостинице в течение семи дней со дня предоставления ему служебного жилого помещения.
Прекратившие исполнение полномочий депутаты Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение, предоставленное в соответствии с ч. 1 ст. 34, не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.
Оплата жилья, определенного ст. 34, производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы, в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона от 8 мая 1994 г. Оплату коммунальных услуг депутат Государственной Думы осуществляет за счет собственных средств.
В отношении проблем депутатского жилья российские парламентарии чувствуют себя увереннее зарубежных коллег. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. вполне безупречен. В отличие от России в большинстве демократических государств понятие «служебная жилая площадь» подразумевает лишь резиденции высших государственных чиновников, депутатам же выплачиваются деньги, предназначенные для найма жилья.
Завершая рассмотрение социальных гарантий деятельности депутата Государственной Думы, следует подчеркнуть, что на основе ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 8 мая 1994 г. действие положений этого Федерального закона, устанавливающих гарантии социальной защиты депутата Государственной Думы, распространяется также на депутатов Государственной Думы первого и второго созывов, за исключением депутатов Государственной Думы первого созыва, являвшихся одновременно членами Правительства Российской Федерации.
Исследование социальных гарантий деятельности депутатов Государственной Думы позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы России не сопоставимо с уровнем обеспечения их коллег из развитых демократических стран.
Во-вторых, экономическое процветание общества явно «смягчает» нравы, сглаживая антагонизм между избирателями и избранными.
В-третьих, поскольку жизненный уровень и уровень политической, гражданской культуры в России по-прежнему невысок, дебаты, посвященные важнейшим аспектам депутатского быта, носят подчас излишне эмоциональный характер. Для начала не мешает выяснить, покрывает ли вознаграждение депутата Государственной Думы все издержки нелегкого и действительно уникального труда добросовестно работающего депутата.
Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий: