Что такое депутатский фонд
Депутатский фонд: зачем он нужен и кто им распоряжается?
На что тратят деньги народные избранники?
Судя по комментариям в соцсетях, в Новочеркасске всё ещё немало людей, не отличающих органы власти друг от друга, а местных парламентариев – от их федеральных коллег. Специально для них – наша новая рубрика «Часто задаваемые вопросы». И сегодня мы поговорим о том, как и куда думцы тратят средства депутатского фонда.
Что это вообще такое?
Хотя словосочетание «депутатский фонд» часто употребляется в СМИ, с формальной точки зрения оно не совсем правильное. Городская Дума является представительным органом местного самоуправления, который принимает и планирует бюджет, но не распоряжается им. Фактически деньги, называемые депутатским фондом, берутся из резервного фонда главы администрации – части средств городской казны, подлежащей обособленному учёту и управлению. Однако – и это важный момент – расходуются эти деньги исключительно по заявкам и под контролем народных избранников.
Как это работает?
Когда народный избранник хочет воспользоваться закреплёнными за ним средствами, он обращается в администрацию города с просьбой выделить необходимую сумму на те или иные объекты или работы. «На руки» деньги резервного фонда не выдаются, думцы могут только письменно координировать их движение. Как именно тратить деньги, депутаты решают самостоятельно – но только в рамках бюджетного кодекса. Допустим, заменить окна в приватизированной квартире избирателя за счёт городской казны нельзя; все траты в таких случаях народные избранники оплачивают исключительно из собственного кармана. Зато можно поставить спортивную или детскую площадку, отремонтировать сети уличного освещения, реконструировать дороги или вложиться в будущее округа, оплатив проектно-изыскательские работы по общественно важным проектам.
Обратимся к статистике. Самая частая статья расходов среди парламентариев – помощь школам и детским садам, второе место по тратам у сферы жилищно-коммунального хозяйства. Замыкает тройку лидеров здравоохранение. Также в числе популярных направлений – поддержка физкультуры и спорта, дорожное хозяйство, адресная помощь учреждениям культуры.
Будучи инициаторами выделения бюджетных средств, депутаты тщательно контролируют их расходование. Участие думцев значительно повышает эффективность трат и нередко позволяет выполнить изрядный объём работ на относительно скромную сумму.
Что бывает, когда депутат не спешит расходовать закреплённые за ним средства на нужды округа?
Иногда горожане обращаются за помощью к коллегам нерадивого парламентария. Конечно, каждый народный избранник предпочитает тратить свою часть резервного фонда именно на своих избирателей, но в отдельных случаях, когда речь идёт о социально значимых объектах, может сделать исключение. Что касается средств, которые были заложены, но не израсходованы, то в конце бюджетного года администрация самостоятельно принимает решение перенаправить их на то или иное направление. Впрочем, такое встречаются крайне редко, а большинство парламентариев полностью расходует депутатский фонд на нужды своих округов.
Депутатский фонд: зачем он нужен и кто им распоряжается?
На что тратят деньги народные избранники?
Судя по комментариям в соцсетях, в Новочеркасске всё ещё немало людей, не отличающих органы власти друг от друга, а местных парламентариев – от их федеральных коллег. Специально для них – наша новая рубрика «Часто задаваемые вопросы». И сегодня мы поговорим о том, как и куда думцы тратят средства депутатского фонда.
Что это вообще такое?
Хотя словосочетание «депутатский фонд» часто употребляется в СМИ, с формальной точки зрения оно не совсем правильное. Городская Дума является представительным органом местного самоуправления, который принимает и планирует бюджет, но не распоряжается им. Фактически деньги, называемые депутатским фондом, берутся из резервного фонда главы администрации – части средств городской казны, подлежащей обособленному учёту и управлению. Однако – и это важный момент – расходуются эти деньги исключительно по заявкам и под контролем народных избранников.
Идею резервирования части бюджета для выполнения наказов избирателей новочеркасские депутаты позаимствовали у Законодательного собрания Ростовской области. С 2011 года за каждым парламентарием начали закреплять определённую сумму на решение проблем избирательных округов – сперва в размере 300 тысяч рублей на каждый округ, а с 2012 года – по 350 тысяч. В 2017 году шестой созыв городской Думы увеличил лимит «депутатских фондов» до двенадцати с половиной миллионов рублей – по 500 тысяч на каждого парламентария.
Как это работает?
Когда народный избранник хочет воспользоваться закреплёнными за ним средствами, он обращается в администрацию города с просьбой выделить необходимую сумму на те или иные объекты или работы. «На руки» деньги резервного фонда не выдаются, думцы могут только письменно координировать их движение. Как именно тратить деньги, депутаты решают самостоятельно – но только в рамках бюджетного кодекса. Допустим, заменить окна в приватизированной квартире избирателя за счёт городской казны нельзя; все траты в таких случаях народные избранники оплачивают исключительно из собственного кармана. Зато можно поставить спортивную или детскую площадку, отремонтировать сети уличного освещения, реконструировать дороги или вложиться в будущее округа, оплатив проектно-изыскательские работы по общественно важным проектам.
Обратимся к статистике. Самая частая статья расходов среди парламентариев – помощь школам и детским садам, второе место по тратам у сферы жилищно-коммунального хозяйства. Замыкает тройку лидеров здравоохранение. Также в числе популярных направлений – поддержка физкультуры и спорта, дорожное хозяйство, адресная помощь учреждениям культуры.
Будучи инициаторами выделения бюджетных средств, депутаты тщательно контролируют их расходование. Участие думцев значительно повышает эффективность трат и нередко позволяет выполнить изрядный объём работ на относительно скромную сумму.
Что бывает, когда депутат не спешит расходовать закреплённые за ним средства на нужды округа?
Иногда горожане обращаются за помощью к коллегам нерадивого парламентария. Конечно, каждый народный избранник предпочитает тратить свою часть резервного фонда именно на своих избирателей, но в отдельных случаях, когда речь идёт о социально значимых объектах, может сделать исключение. Что касается средств, которые были заложены, но не израсходованы, то в конце бюджетного года администрация самостоятельно принимает решение перенаправить их на то или иное направление. Впрочем, такое встречаются крайне редко, а большинство парламентариев полностью расходует депутатский фонд на нужды своих округов.
Если вы хотите задать свой вопрос о работе городской Думы и входящих в её состав депутатов – пишите нам на электронный адрес dumanovoch@mail.ru, указав в теме письма название нашей новой рубрики «Часто задаваемые вопросы». Мы также ждём ваших комментариев в наших аккаунтах в социальных сетях Facebook и Instagram.
Видео
FAQ. Депутатский фонд.
Ликбез для запорожцев: что такое депутатский фонд и как на нем могут зарабатывать депутаты
Мы написали об этом новости, почитали комментарии, и поняли: многие читатели не понимают, что вообще такое депутатский фонд и уверены, что это деньги, которые избранники кладут себе в карман. Поэтому 061 решил написать простую и максимально понятную статью о том, что же это за зверь, откуда в фонде берутся деньги, на что они тратятся и как, при желании, депутаты могут на них зарабатывать.
Чем не является депутатский фонд
Так что же это такое?
Конечно, потратить эти деньги на машину для себя любимого, или поездку на Гоа он не может. Целевое назначение средств депутатского фонда тоже строго регулируется законом и множеством правил (об этом дальше). Как правило, депутаты тратят свои фонды на «хотелки» избирателей из своего округа: выделяют матпомощь заболевшим и нуждающимся, меняют окна в садиках или ремонтируют крыши в многоэтажках. То есть, выполняют свои нехитрые обещания, которые они дали, когда баллотировались.
Сколько составляют депутатские фонды и кто определяет их размер
На что можно потратить депутатский фонд
Как мы уже писали выше, депутат не может выделить деньги на стрижку любимой собачки или покупку машины. А вот на что может:
Как получить денег от депутата
Чтобы депутат узнал о вашей проблеме, надо ему о ней сообщить. Для этого у каждого из них есть личные приемы. Расписание и адреса запорожских городских депутатов можно посмотреть ТУТ.
Обращаться лучше всего к тому депутату, который отвечает за ваш округ.
Как выглядит процедура раздачи денег
Не думайте, что если вы придете на прием к депутату, то уже завтра получите желаемые деньги. Все намного сложнее. Вся процедура выглядит так:
В случае с финансовой помощью, то депутат обращается в управление соцзащиты, передает туда все документы заявителя и подтверждение, что человеку действительно нужны деньги, а тот уже получает средства из бюджета и передает вам.
Этим в Запорожье активно пользуются. К примеру, вот такие листовки развешивает депутат от «Оппозиционного блока» Нина Гурская на тех домах, где планируют сделать ремонт за счет ее фонда.
Как депутаты могут зарабатывать на своих фондах
Депутатский фонд: Мало денег — никчемный депутат
09:00, 19 октября 2017
Депутаты вновь избранного состава Саратовской областной думы оказались в основном «бессребрениками». Это, назовем их так, социальные депутаты — работники соцсферы, бывшие чиновники или мелкие предприниматели. У них нет финансовой возможности оказывать материальную помощь своим избирателям за свой счет. Они могут рассчитывать лишь на депутатский фонд (точнее – квоту в резервном фонде правительства области). Сейчас она составляет 1 млн рублей. Сумма не велика, если понимать, что у каждого депутата в округе более 80 тысяч избирателей, не считая детей.
Мало того, новые депутаты оказались с пустым «кошельком». Их депутатский фонд на текущий год исчерпали предшественники еще к июлю. Те депутаты, которые вновь баллотировались в думу, наверняка, использовали его в своей предвыборной кампании. Причем некоторые в этот раз баллотировались в других округах, то есть деньги, предназначенные избирателям одного округа, передавались жителям другого. А новые депутаты вошли в думу с пустыми карманами. Они не смогут до нового года оказывать материальную помощь своим избирателям. Такая несправедливость происходит после каждых выборов. И никто не додумался законодательно ее отрегулировать.
Так что депутат облдумы сможет использовать свою квоту только со следующего года. Но и она очень мала. В начале 2000-х депутатский фонд составлял 3-5 млн рублей. Теперь эту сумму высушили до одного млн рублей. Видимо, руководство области исходило из того, что областной бюджет дефицитный, а в думу преимущественно избираются богачи. Ее иногда журналисты иронично называли «боярская дума» из-за засилья в ней местных олигархов: директоров крупных компаний и предприятий, фермеров-помещиков. Они имеют возможность оказывать помощь избирателям за счет своих ресурсов. Но на нынешних выборах политическая линия была изменена. Помещики и фабриканты в думе остались, но их число сократилось. Была сделана ставка на социальный состав. В областной парламент прошло много руководителей соцсферы и даже рабочей среды, которые живут на одну зарплату. Так от КПРФ прошел печатник Александр Нараевский — пожалуй, самый бедный депутат. А вот скажем, депутат от «Единой России» Сергей Харьков, директор сельской школы вынужден добираться в думу из Алгая на рейсовом автобусе — у него нет даже пригодного для далеких переездов автомобиля. Естественно, у таких депутатов, у них не то, что нет свободных собственных средств, они сами нуждаются в материальной помощи. У директоров школ или главврачей (например, Юлии Ермаковой или Анастасии Ребровой — обе из фракции «ЕР») зарплаты выше, но они не могут выделить средства для избирателей из бюджета своих учреждений.
Как же тогда они могут полноценно исполнять свои депутатские обязанности, если вынуждены размазывать по десяткам тысяч людей в течение года жалкий миллион? А ведь большинство депутатов являются представителями сельских районов, жители которых, надо прямо сказать, составляют беднейшие слои населения губернии. И, соответственно, таким округам нужно больше денег, так как страждущих там больше.
К депутатам, как правило, идут те, кто не может получить поддержку иным способом. К примеру, те же погорельцы, многодетные, тяжело больные. А народный избранник не может им дать больше 10 тысяч.
Очевидно, что депутатский фонд нужно увеличивать. Со следующего года хотя бы в два раза. Тем более, что минфин заявляет, что в 2018 году областной бюджет перестанет быть дефицитным, а в 2019 году и вовсе станет профицитным. То есть деньги у правительства есть. И они могут поделиться ими с депутатами, помочь им в реализации своих функций.
Однако в правительстве сложилось мнение, что депутатам хватит и миллиона. А основные средства по социальным статьям нужно направлять на развитие социальной сферы и приведение ее в должное состояние. Но участвовать в этом могут и депутаты, если увеличить их квоты. Сейчас парламентарий может потратить свой фонд преимущественно на оказание адресной помощи конкретным людям. В редких случаях денег хватит на коллективы. А бывали времена, когда народные избранники участвовали в рамках своего фонда в ремонтах школ, клубов, покупке оборудования.
Руководство облдумы и депутаты должны понимать, что нужно повышать свое политическое влияние — тем более, что это новый тренд, реализуемый федеральной властью. Пример тому — Госдума, влияние которой за год сильно выросло. А без денег никакого влияния добиться нельзя. Депутаты, а не чиновники принимают областной бюджет. И в силах первых внести поправку в статью о резервном фонде, в которой увеличить квоту до 2 млн руб на одного депутата.
Разговоры о том, что бюджет дефицитный, поэтому повышать депутатский фонд нет возможности, абсолютно не состоятельны. Депутаты участвуют в финансировании той же социальной сферы и среды обитания людей. Но здесь есть еще и преимущество — представитель народа лучше знает, кому нужно оказать помощь в его округе в первую очередь, чем чиновник из правительства.
К тому же депутатский фонд почти полностью подконтролен. Чтобы оказать помощь конкретному человеку, скажем на лечение, надо собрать кипу документов, предоставить в министерство соцзащиты, где ее проверят и утвердят, а уже затем казначейство выделит деньги. Процедура абсолютно прозрачная с точки зрения закона. Так что потратить на себя любимого или родственников – не получится. Так же депутат может лучше проконтролировать смету расходов на социальное учреждение, которое будет финансироваться по его линии. Всем прекрасно известно, как завышаются сметы на ремонты школ, больниц, дорог, цены на оборудование, если они проводятся через соответствующие ведомства. Так что эффективность расходования средств через депутатский фонд на порядок выше.
Это еще и вопрос парламентского контроля.
Поэтому депутатский фонд — это не столько финансовый, сколь политический вопрос. Еще раз повторимся — это вопрос повышения уровня влиятельности областной думы как второй власти, так и персонально депутата.
Вот они и должны принять решение — хотят ли усиления своего влияния, хотят ли более эффективно помогать избирателям и соцсфере своего округа и области в целом.
Что думают депутаты облдумы об увеличении и расходовании депутатского фонда
Леонид Писной, гендиректор «Саратовоблжилстрой», фракция «Единая Россия»:
«Депутатский фонд так называемый в юридическом понятии – это право на использование части резервного фонда правительства в рамках своей территории, поэтому этих денег мало всегда. Если судить из моего опыта, то там не только материальная помощь. Мне как руководителю крупного предприятия проще сделать это за счет других доходов. Это в том числе адресная поддержка социальной сферы, иногда бывает, что нужно что-то детскому саду. Поэтому хоть миллион, хоть два – все равно будет мало. Вопросов, конечно, ежегодно таких текущих, которые невозможно учесть при формировании бюджета, их масса. Для тех депутатов, которые в силу отсутствия бизнеса не имеют возможности оказания материальной поддержки избирателей, конечно, фонд нужно увеличивать. Если депутат идет куда-то на встречу, возникает вопрос, он говорит, что решит этот вопрос, а для этого нужны какие-то материальные средства, а депутат не имеет возможности их изыскать, то поддержка такого депутата у населения будет снижаться. И в этом нет ничего зазорного, потому что при формировании бюджета невозможно предусмотреть все жизненные ситуации. Давайте возьмем такую вещь, как пожары. Все, тупик, сгорают дома, людям просто некуда идти. Если есть возможность сейчас при принятии бюджета вот эту квоту так называемую увеличить, то, конечно, ее надо увеличивать».
Дмитрий Пьяных, председатель комитета по спорту, туризму, молодежи, фракция ЛДПР:
«Поддержка наших избирателей, безусловно, важна. Об увеличении фонда сейчас говорить не могу. В областной думе я пока не сталкивался с депутатским фондом. Все много о нем говорят, но я депутат молодой и не совсем еще разобрался, что это такое и с чем его едят. Я слышал, что это через казначейство проходит, это сложный процесс. Поэтому затрудняюсь ответить, а нужно ли его увеличивать, потому что не сталкивался с его тратами».
Алла Лосина, председатель комитета по культуре, общественным отношениям, информационной политике, фракция «Единая Россия»
«Я согласна. Раньше так и было, было 3 миллиона рублей. Но, учитывая, что у нас сейчас есть в области проблемы с бюджетом, поэтому, я думаю, вряд ли правительство области изыщет возможность, чтобы увеличить вот этот депутатский в 2, в 3 раза, хоть на сколько. Хоть на 200 тысяч – уже было бы полезно. Но такой возможности, видимо, нет».
Сергей Харьков, директор сельской школы Алгайского района, фракция «Единая Россия»:
Александр Анидалов, фракция КПРФ:
«Влияние областных депутатов вообще бы могло быть определяющим, если бы была воля правящей партии. Потому что депутаты принимают бюджет, депутаты принимают основные кадровые решения правительства. Если бы у правящего круга поднять авторитет органа, который избирает народ, а соответственно, и избирателей, это можно было бы сделать нормальными способами. Через нормальное обсуждение бюджета, через нормальное обсуждение кадровых вопросов, а не буратинное голосование. Депутатский фонд — это инструмент для помощи, инструмент для бедных. Для тех, кто другими способами не может это сделать по политическим причинам. Для них вот сделали эту подачку – миллион. Конечно, учитывая, что к нам обращаются люди, мы и этой подачке будем рады, и будем настаивать даже на ее увеличении. Но по большому счету у депутатов должно быть больше механизмов для принятия решений».
Зинаида Самсонова, гендиректор «ТЦ Поволжье», «Справедливая Россия»:
«Я думаю, что сегодня стратегическая задача перед субъектом стоит в том, чтобы привести бюджет в соответствие. На сегодня у нас дефицитный бюджет. При дефицитном бюджете, я считаю, что увеличивать этот фонд депутатов нельзя. Я думаю, те депутаты, которые состоятельные, они помогают, как я, не только из этого фонда. Мы помогаем уже дополнительно из бюджета своего. На сегодня ситуация такая, что этого делать пока что нельзя. Вчера были слушания по бюджету, планируется, что в 2018 году он будет бездефицитный, в 2019 году будет уже чуть-чуть профицитным. Вот когда эта ситуация наступит, тогда можно будет эту ситуацию рассматривать. Я согласна, что последнее время пожаров очень много. В основном это от проводки и так далее. Население беднеет, они не в состоянии проверить проводку, где-то подремонтировать. И это не из-за того, что такие люди, просто в плане финансовом не могут себе это позволить. Ситуация, действительно, очень сложная, но, я думаю, что в период 2 лет нужно подождать с депутатским фондом».
Дмитрий Чернышевский, проректор СГТУ, фракция «Единая Россия»:
«Во-первых, вот сейчас мы пришли в думу, а фонд будет только в следующем году, в этом он уже истрачен. А в следующем году по бюджетному процессу к марту месяцу только деньги придут. То есть до марта реальных денег люди не получат. Второй момент – ограничения там очень жесткие, потому что фонд очень маленький. Обращений очень много, даже погорельцам больше 10 тысяч рублей не имеем права выдать. Ну что такое 10 тысяч? Приходится вот этот фонд кроить, каждому понемножку раздать. Ты понимаешь, что ты не поможешь, но ты хотя бы символически этим жертвам какое-то сочувствие окажешь. Это не то, что на самом деле ждут люди. Там все до копейки расходится. Никогда не было случаев, насколько я знаю с той думы, чтобы этот фонд возвращался. Только думают, как бы еще помочь сверх этого фонда, у кого есть такая возможность. Конечно, было бы хорошо, но это все опять упрется в финансы. Есть ли у области такая возможность? Вот сейчас будем бюджет принимать, посмотрим. А так было бы неплохо, потому что там каждая копеечка на счету идет именно на помощь самым бедным и обездоленным. У них нет другого выхода, они обращаются, а тут им мы по большому счету помочь не можем».
Александр Санинский, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, фракция «Единая Россия»:
«Раньше был депутатский фонд, сейчас его нет. Я уже провел два приема в Ртищевском и Аркадакском районах, в основном все идут с этими проблемами погорельцы, которые лишились крова и имущества. Все зависит от того, сколько будет таких несчастных случаев. А миллиона, конечно, не хватает, потому что ущерб, который приносят пожары, не совместим с той помощью, которую может оказать областной депутат. С увеличением депутатского фонда согласен, но пока бюджет Саратовской области не позволяет. На следующей бюджетной комиссии я могу такой вопрос задать министру финансов, но бюджет сформирован, вряд ли они добавят 45 депутатам еще по миллиону. Но проблема эта есть. Наша задача помогать людям, которые попали в сложную ситуацию. И, может быть, некоторым и миллиона не хватит. Если вот полностью дом сгорает – это примерно миллион рублей. То есть это нужно, чтобы одному помочь, чтобы он восстановил дом и то имущество, которое он потерял».
Михаил Ткаченко, председатель облсовпрофа, фракция «Единая Россия»:
Анатолий Ципящук, главврач глазной клиники, фракция «Единая Россия»:
«Если мы вот определяем фонд депутата, то его надо распределять на наиболее социально значимые направления: культуру, медицину и образование. Вот и все направления. Хотелось бы, конечно, иметь больше. Я уже шестой год работаю и понимаю, что на самом деле это очень мало. Мы видим, что нужно ремонтировать ФАПы, школы, клубы».
Юлия Ермакова, директор Музыкально-эстетического лицея, фракция «Единая Россия»:
Владимир Писарюк, председатель комитета по госсстроительству и местному самоуправлению, фракция «Единая Россия»:
«Мы всегда просим нам увеличить фонд, но мы понимаем прекрасно ситуацию с бюджетом Саратовской области, поэтому наглеть мы, естественно, не наглеем. На мой взгляд, нужно более рационально подходить к расходованию этих средств. Потому что мы понимаем, есть случаи, к примеру, связанные с лечением и так далее. И зачастую обращаются за помощью с лечением, помощь в сборе к школе в малоимущих семьях, детей-сирот и зачастую погорельцы. Мое мнение, что здесь нужно подходить не то чтобы дифференцированно, но есть люди, которые приходят ко всем на прием абсолютно депутатам, в зависимости от ситуации. Если это погорельцы, то тут даже думать нечего, если эти вопросы связаны с лечением, к примеру, то я считаю, что каждый депутат областной думы имеет возможность помочь с лечением в той или иной клинике даже просто по договоренности с главным врачом, если это экстренная ситуация. Или, тем более, если это плановая ситуация. Все, что связано с дорогостоящими лекарствами, по крайней мере, я еще ни разу не встречался со случаями, когда министерство отказывало в покупке дорогостоящего лекарства или обеспечении больных лекарствами. Там, где лекарства не входят в перечень обеспечиваемых министерством, то, наверное, есть смысл рационально помогать. Что касается погорельцев, я думаю, им вообще нельзя отказывать. И тогда нужно изыскивать возможности, может быть, другие, чтобы помочь этим людям».
Ольга Алимова, заместитель председателя облдумы, руководитель фракции КПРФ:
Как видим, подавляющее число депутатов высказывается за увеличение депутатского фонда. Но хватит ли у них силы воли поставить этот вопрос перед областным правительством и добиться его реализации? В этом и проявится степень их влиятельности. Смогут ли они быть слугами народа или прислужниками чиновников?