Что такое депрессивные регионы

«Бегите отсюда!» Как люди живут в городах, вошедших в список самых депрессивных регионов России

Что такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионы

О депрессии сейчас не пишет только ленивый, но в этом есть и свои плюсы: людям легче диагностировать признаки заболевания и обратиться за помощью. Причиной болезни далеко не всегда становятся внешние факторы, но они, безусловно, могут повлиять. Недавно появился рейтинг самых депрессивных регионов страны, согласно которому самый высокий уровень заболеваемости депрессией зарегистрирован в Сибирском федеральном округе, самый небольшой — в Северном Кавказе.

Нужно понимать, что в этом рейтинге речь идет только о тех людях, диагноз которых был зафиксирован, на самом же деле больных депрессией может быть в три-четыре раза больше. Эксперты считают, что влияние оказывают самые разные факторы, начиная от доступности психологической помощи, уровня жизни в регионе и экологии. Итак, какие же самые депрессивные регионы страны и почему именно они попали в этот антитоп? Мы составили свой условный рейтинг — для этого мы выбрали города из депрессивных регионов, которые традиционно считаются плохими для жизни.

Кемерово, Сибирский федеральный округ

Норильск, Сибирский федеральный округ

Норильск — город, мягко говоря, не подходящий для жизни. Экстремальный мороз, отсутствие солнца, сложности с попаданием на материк. Да и вообще, по весне, когда тает лед, можно найти кости рабочих ГУЛАГа. Добавьте к этому плохую экологию, и город смело можно назвать депрессивным. Всплески суицида в Норильске не редкость. Поэтому вместе с витаминами и фруктами с материка надо завозить и хороших психотерапевтов.

Омск, Сибирский федеральный округ

Шахты, Южный федеральный округ

Крупный промышленный город, расположенный недалеко от Ростова-на-Дону, нельзя назвать самым прекрасным местом для жизни. Об этом говорят хотя бы цифры — с 2010 года из города постоянно уезжают люди. Если в российском городе есть заводы, значит, с экологией не очень. А недавно Шахты признали самым небезопасным городом России. В общем, неудивительно, что люди здесь часто страдают от депрессии.

Волгоград, Южный федеральный округ

Волгоград занимает 21-е место (из 37) по качеству сферы здравоохранения и обеспечения безопасности, по качеству сферы образования – 36-е, по состоянию и качеству обслуживания жилого фонда – 34-е, по состоянию дорожного хозяйства – 37-е, последнее, место. Уже этих цифр достаточно, чтобы сделать выводы об уровне жизни в городе. С 2014 года в Волгограде отмечается отрицательный прирост населения.

Астрахань, Южный федеральный округ

Население Астрахани составляет чуть больше 530 тысяч человек. По качеству сферы образования город занимает 34-е место, по состоянию и качеству обслуживания жилого фонда – последнее, 37-е, место, а по состоянию дорожного хозяйства – 16-е место. Есть проблемы и с экологией — промышленные предприятия и большое количество автомобилей являются причиной высокой загазованности воздуха. Уровень безработицы в Астраханской области немного выше, чем в среднем по России (11%). Ну и нельзя не отметить преступность — по статистике, область находится на 5-м месте по уровню преступности. Сами местные жители жалуются на низкие зарплаты, криминал и ветхое жилье. Неудивительно, что депрессия — болезнь распространенная.

Кострома, Центральный федеральный округ

Статистика по Костроме тоже весьма удручающая, хотя сам город интересный и с богатой историей. По качеству сферы здравоохранения и обеспечения безопасности город занимает 15-е место, по качеству сферы образования – 18-е, по состоянию и качеству обслуживания жилого фонда – 33-е место, по состоянию дорожного хозяйства – 32-е. В городе есть проблемы с чистой питьевой водой, хотя в целом с экологией все в порядке. Количество суицидов колеблется от 135 до 165 случаев в год.

Липецк, Центральный федеральный округ

У Липецка проблемы похожие. По качеству сферы здравоохранения и обеспечения безопасности он занял 11-е место, по качеству сферы образования – 28-е. По состоянию и качеству обслуживания жилого фонда Липецк на 30-м месте, а по состоянию дорожного хозяйства – на 21-м. Подводит и экология — Липецк входит в двадцатку самых грязных городов России. Местные жители жалуются на климат, проблемы с ЖКХ и зарплаты. Так что многие стараются перебраться поближе к столице.

Источник

Что такое депрессивные регионы

Что такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионы

В условиях пространственного развития региональной экономики особое внимание уделяется развитию территорий, которое должно быть устойчивым и сбалансированным, направленное на улучшение качества жизни населения и ускорение темпов экономического роста по регионам. Устойчивое развитие территорий нарушается из-за ряда географических, демографических и экономических особенностей территорий, что приводит к существенным межрегиональным различиям. Межрегиональное различие приводит к формированию следующих типов регионов: регионы-лидеры; ресурсно- и инфраструктурно-развитые регионы; депрессивные регионы. Особый интерес представляют депрессивные регионы, которые не имеют возможности к самостоятельной стабилизации и приведению экономики в стадию роста, поэтому данные территории необходимо своевременно выявлять с помощью критериев оценки с целью предотвращения кризисной ситуации.

Цель исследования заключается в выборе критериев отнесения регионов к депрессивным территориям.

Материал и методы исследования

Теоретической и методической основой исследования являлись отечественные научно-аналитические материалы по теме развития и оценки депрессивных территорий в отечественной и зарубежной практике. Основной упор был сделан на исследования отечественных авторов, описывающие критерии и показатели оценки депрессивных территорий. Методы, применяемые при данном исследовании, являлись сравнительный анализ работ отечественных авторов и методы систематизации и обобщения полученных результатов при определении критериев оценки депрессивных территорий.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодняшняя политика Правительства РФ направлена на сокращение межрегиональной дифференциации, с помощью обеспечения экономического роста и улучшения качества жизни населения в регионах, где наблюдается кризисная ситуация. Кризисная ситуация наблюдается в депрессивных регионах, под которыми понимают такие территории, в которых зафиксированы низкие показатели социального и экономического развития на протяжении нескольких лет и данные показатели ниже средних показателей по стране. В депрессивных регионах экономический кризис составляет более 12 лет [2]. Особенностью данных территорий является отсутствие самостоятельной возможности в преодолении кризисной ситуации, поэтому данным районам оказывается финансовая поддержка со стороны государства на федеральном и региональном уровнях.

Для обеспечения сбалансированного и устойчивого развития регионов необходимо своевременно отслеживать динамику социально-экономических показателей, которые отражают существующую ситуацию в регионе и показывают на каком стадии находится уровень экономики в данном регионе. Если происходит снижение показателей на протяжении 5 лет, то данное снижение говорит о кризисной ситуации, что может привести данный регион в стадию «депрессии», поэтому данный процесс необходимо своевременно выявить и предпринять меры на региональном уровне для улучшения экономической и социальной ситуации в данном регионе. Для отнесения региона к депрессивным территориям необходимо определять критерии отнесения к данному типу на основе социально-экономических показателей [3].

При рассмотрении отечественных методик отнесения регионов к типу депрессивных территорий авторы предлагали различные критерии отнесения на основе выбранных ими социально-экономических показателей. Особый интерес представляет методика отнесения регионов, разработанная А.К. Асаубаевым [1]. Автор определил в своей методике набор показателей, которые распределил их по критериям и определил их значения. Выбранные показатели позволяют:

1) придать конкретное обоснование существующей кризисной ситуации в регионе;

2) наиболее точно отразить существующую тенденцию и динамику кризиса;

3) оценить с разных сторон риски и угрозы, которые могут быть в течении и после кризисной ситуации в регионе.

Данная оценки производится с помощью ранжирования факторов, производящие дестабилизацию экономики на данной территории.

Для оценки депрессивности территорий и отнесения регионов к ним рассматриваются определенные отрасли социальной и экономической сферы [4]. К данным отраслям относятся: производство; строительство; транспорт и т.д.

Критерии, используемые для отнесения регионов к депрессивным территориям представлены в таблице 1 (таблица).

Данные критерии и показатели наиболее отражают существующую ситуацию в регионе и выявить наличие/отсутствие кризисной ситуации в рассматриваемых территориях. Некоторые исследователи добавляют экологические и правоохранительные критерии.

Критерии отнесения регионов к депрессивным территориям

Фактический уровень спада производства, производства, направления изменения отраслевой структуры хозяйства территории, ее промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта, текущее состояние основных производственных фондов, сравнительную величину и динамику производственных инвестиций в сочетании со сравнительными темпами проводимых преобразований

Показатель спада (выраженное в процентных пунктах снижение объемов):

1) промышленного производства;

3) строительного производства

4) объема перевозок

50% от объема промышленной и строительной продукции, объема перевозок в базисном году, кризисное состояние – 60%, с/х производства – 60 и 70%

Текущий уровень официально зарегистрированной безработицы; доля незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, в общей численности экономически активного населения; соотношение количества незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, и заявленной предприятиями, организациями потребности в работниках; уровень скрытой безработицы; доля специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности зарегистрированных безработных; доля лиц не старше 30 лет в общей численности зарегистрированных безработных

Уровень официально зарегистрированной безработицы

7% – для предкризисной ситуации.

10 % к численности экономически активного населения территории для кризисной ситуации

Финансовая устойчивость территорий

Доходы местного бюджета (без дотаций) надушу населения; доля региональных дотаций местному бюджету в общей величине его доходов, включая дотации; расходы местного бюджета на душу населения; общий объем прибыли предприятий по всем отраслям экономики; темпы роста прибыли предприятий по всем отраслям экономики; общий объем убытков предприятий по всем отраслям экономики; доля убыточных предприятий по всем отраслям экономики; разность между общими объемами прибыли и убытков на одного занятого; средняя рентабельность промышленных, с/х, строительных и транспортных предприятий; доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности; доля просроченной дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности; соотношение общих объемов кредиторской и дебиторской задолженности; просроченная задолженность по выдаче средств на потребление предприятий и организаций промышленности, строительства и сельского хозяйства

Среднедушевой уровень его бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов

по региону уровню для кризисных ситуаций;

70% – для предкризисных

Коэффициент рождаемости; коэффициент смертности; коэффициент естественного прироста населения; количество беженцев и вынужденных переселенцев на 10 000 человек постоянного населения; средняя продолжительность жизни

Относительный уровень естественной убыли населения

7 человек на 1 000 человек населения для кризисных ситуаций;

4 человека – для предкризисных

Для отнесения региона к депрессивной территории данные показатели ранжируются по 3-х балльной системе [5]. Выделяют три группы территорий, в которых наблюдается кризисная ситуация: 1 группа – территории, в которых показатели превышают значение предкризисного уровня, но меньше значения кризисного уровня; 2 группа – территории, в которых показатели достигли кризисного уровня; 3 группа – территории, в которых социально-экономические показатели имеют значения кризисной ситуации и по сравнению с другими территориями имеют самый низкий уровень значений [7].

Преимущество данной методики заключается в том, что в ней представлены наиболее необходимые показатели, которые отражают полноту наличия/отсутствия кризисной или предкризисной ситуации [8]. Определение принадлежности региона к тому или иному типу определяется с помощью шкалы ранжирования. Предложенные критерии автором являются наиболее информативными и отражают суть отнесения регионов к депрессивным территориям [9]. Представленная выше методика имеет сложность расчётов, так как необходимо рассчитать большое количество показателей, что является трудоёмким процессом [10].

Существует методика отнесения региона с помощью расчёта внутреннего потенциала региона. В данной методике используются такие критерии отнесения, как:

1) рост ВРП на душу населения региона составляет ниже, чем среднероссийский темп;

2) существенно низкая доля ВРП в общем ВРП по всем регионам;

3) низкое качество жизни населения (высокая доля людей, имеющие доход ниже прожиточного минимума).

Методика расчёта по внутреннему потенциалу региона позволяет провести расчёт на основе показателей, представленных в таблице 2.

Рассмотренная методика предполагает классифицировать регионы с помощью вычисления интегрального показателя, на основе которого субъекты РФ распределяются на типы: регионы-лидеры; ресурсо- и инфраструктурно- развитые регионы; депрессивные регионы. Данная классификация позволила наиболее верно отнести субъекты РФ к тому или иному типу, найти схожие субъекты, в которых наблюдается аналогичная сиутация (таблица 3) [6].

Представленные методики имеют свои преимущества и недостатки, так как в каждой из них используются различные критерии отнесения к депрессивным территориям.

Для оценки и отнесения регионов к депрессивным территориям необходимо увеличивать критерии отнесения, так как существующие методики не рассматривают в полной мере социальные, экологические, культурные аспекты регионов, что не даёт осуществить пространственный анализ рассматриваемой территории. Расширение критериев отнесения к депрессивным территориям позволит сделать более тщательный анализ и явно выявить проблемы развития депрессивных территорий, используя пространственный подход оценки.

Показатели методики расчёта по внутреннему потенциалу

Отношение стоимости основных фондов на единицу площади территории, (млн.руб./км2)

Источник

Депрессивные регионы России и типичные проблемы их социально-экономического развития

Содержание:

Предмет:Экономика
Тип работы:Дипломная работа
Язык:Русский
Дата добавления:05.06.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Что такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионы

Если вы хотите научиться сами правильно оформлять дипломные работы, то на странице оформление дипломной работы я подробно написала.

Что такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионы

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Социально-экономическое пространство Российской Федерации неоднородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни населения. На территории государства расположено множество крупных и малых территориальных образований, в которых наиболее остро стоят экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории обычно называют проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особой стратегической важности.

Создание стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения проблемы межрегиональных различий и отставания в развитии отдельных регионов. В связи с этим особую актуальность приобретает задача стабилизации экономики регионов, которые оцениваются как депрессивные, и определения путей перехода их экономики в стабильное состояние.

Объектом данной дипломной работы являются сами депрессивные регионы.

Предметом исследования являются проблемы и перспективы развития депрессивных регионов.

Целью данной работы является раскрытие понятия депрессивный регион, рассмотрение проблем депрессивных регионов и перспектив их развития.

Цель исследования:

Понятие «депрессивный регион». Причины перехода региона в депрессивное состояние

Для российской науки понятие депрессивного региона является относительно новым, так как в советский период существование таких регионов в экономике страны не признавалось. Первые работы российских экономистов по проблемам депрессивных регионов России были опубликованы в 1994-1995 годах.

В то же время депрессивными, по определению В. Лексина, являются такие пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим причинам перестают действовать стимулы к саморазвитию. То есть в депрессивном регионе нет возможностей для всех видов воспроизводства и нет условий для самостоятельного разрешения сложившейся кризисной ситуации. В таких регионах кризисные явления имеют мультипликативный эффект и блокируют возможности воспроизводственного процесса в целом и отдельных его элементов: происходит деградация ресурсного, экономического, социального и экологического потенциала территории.

Некоторые ученые связывают понятие депрессии с отклонениями в экономической жизни региона от среднероссийских значений. Причины такого отставания объясняются двумя факторами, расслоением структурных диспропорций на территориальные диспропорции и тяжелым наследием регионального развития. Эти отклонения приводят к тому, что регион автоматически перестает уважать права и гарантии проживающих в нем граждан, что определяет необходимость проведения антидепрессивной политики.

Таким образом, обобщая все вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод, что основными признаками проблемных регионов являются:

Существует 4 уровня депрессивных и отсталых людей:

В условиях спада, когда темпы развития во всех регионах отрицательные, а также динамика основных социально-экономических показателей, большинство субъектов Российской Федерации будут отнесены к депрессивным в трактовке этой категории в понимании Л. В. Смирнягина и Г. В. Былова. Введение термина депрессивные регионы в современных условиях несколько аналогично введению понятия инфляционные регионы во время инфляции. Можно даже найти объективные доказательства необходимости введения такой категории, поскольку рост цен неравномерен по регионам РФ и наиболее пострадавшие объективно нуждаются в некоторой компенсации.

Структурные диспропорции в развитии регионов, низкая экономическая эффективность национальной экономики в целом и ее отдельных составляющих нередко обуславливают формирование депрессивных территорий с постоянной отрицательной динамикой социально-экономических показателей. Причины, создающие диспропорции в развитии регионов, могут быть самыми разными.

Они могут выражать естественные различия:

Однако наряду с естественными причинами существует целый комплекс причин, возникших в результате неадекватных политических и экономических решений, противоречащих социальным целям реформы.

Методы и критерии выделения депрессивных регионов

При выделении депрессивных регионов может использоваться один из следующих методических подходов.

При статистическом подходе необходимо задать единые формализованные критерии, на основе которых должен производиться отбор депрессивных регионов.

В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах (административных районах и городах) целесообразно использовать:

При структурном подходе выделение депрессивных регионов проводится не на базе сопоставления формально-статистических параметров, а путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса депрессивных регионов.

При этом предварительно будут выделены по единой методике депрессивные подотрасли и сферы производства (текстильная, угольная, ВПК и т.д.). Достаточно широкий круг потенциально депрессивных регионов будет определен на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. Особо будут выделены промышленные узлы и районы моноотраслевой специализации экономика и социальная сфера которых зависит от 1-2 крупных предприятий и/или предприятий одних и тех же депрессивных подотраслей.

На втором этапе силами федеральных ведомств (прежде всего, Министерства экономики с участием Федерального агентства по делам несостоятельности предприятий) или местных органов власти и управления планируется провести более детальный анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий (городов, промузлов) с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Территории с концентрацией неблагополучных предприятий получат статус депрессивного региона.

Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Статистический метод менее трудоемок и субъективен, однако при его использовании трудно добиться выделения реально (а не формально) депрессивных регионов, более других нуждающихся в поддержке. Структурный подход требует значительно больших усилий и трудозатрат, чреват обвинениями в субъективизме и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает, при должной организации и контроле, более точное выделение структурно уязвимых регионов и, соответственно, большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения точечной структурной перестройки экономики.

Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях регионов, путем внутренней реструктуризации предприятий находящихся на их территории (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.

Типология депрессивных регионов России

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона.

По этому признаку депрессивные регионы делятся на:

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

Пути преодоления кризиса и перспективы развития депрессивных регионов

В современных российских условиях не всегда удается полностью реабилитировать депрессивные территории, в одних случаях не хватает ресурсов (финансовых и административных), в других нет необходимости в полномасштабном восстановлении прежней докризисной роли некоторых из них в связи с изменением парадигмы территориального развития страны. Поэтому в настоящее время речь идет лишь о снятии ненормальной остроты проблем, чреватых социально-политическими катаклизмами как для самих кризисных территорий, так и для всей страны. В то же время такая ограниченная по масштабам задача не может быть решена только с использованием простейших средств государственной поддержки, например, путем предоставления федеральных грантов. Нам нужны принципиально системные механизмы, способные одновременно влиять на ситуацию в экономике и в социальной сфере конкретных территорий. Причем поддержка последних должна быть индивидуальной (с точки зрения целей, форм и методов). Варианты поддержки должны быть столь же разнообразны, как и причины депрессии, что требует специально разработанных программ индивидуального оздоровления ситуации на конкретных территориях.

Это не исключает возможности или даже необходимости применения однотипных мер по улучшению своего здоровья в каждом отдельном случае: п

Под улучшением понимается реализация системы мер административного, финансового и социально-экономического характера, направленных на приведение в структурное и количественное соответствие ряда ключевых параметров жизнедеятельности территорий, рабочих мест, численности населения, социальной инфраструктуры, населенных пунктов. При этом участие государства должно быть включено, прежде всего, в содействие социальной разгрузке территорий, то есть в освобождение их от излишних социальных объектов и организацию выезда незанятого населения. Переход к развитию этих территорий должен быть основан на привлечении эффективных предпринимателей и связанных с ними экономически самодостаточных работников, которые будут осваивать территориальные ресурсы на принципиально иной основе, рыночной. Такой подход к решению проблем улучшения социально-экономической ситуации особенно актуален для депрессивных регионов российского Севера. Здесь должны быть созданы предпосылки для тех форм сосуществования современного рыночного производства и традиционной экономики коренных малочисленных народов, которые адекватны неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности. Это единственный возможный путь в краткосрочной перспективе для их экономически эффективного и социально приемлемого функционирования. Примером тому может служить развитие депрессивной ситуации в Чукотском автономном округе.

Прошедшее десятилетие было периодом стихийной саморазряжения района, связанной с огромными социальными, экономическими и бюджетными потерями. В 1991-2000 годах каждый второй житель был вынужден покинуть эту территорию. Спад в одной из основных отраслей ее экономики-горнодобывающей промышленности, оказался оползневым, полностью ликвидированы предприятия по добыче олова и вольфрама, а добыча золота сократилась в 2,5 раза. Выработка электроэнергии упала вдвое, а добыча угля, почти втрое. Износ основных фондов отрасли достиг 90%. Объем грузоперевозок сократился в 2,5 раза, количество перевезенных морем пассажиров-в 7 раз, а пассажирских перевозок общественным транспортом, почти в 10 раз. Количество занятых в сфере транспортных услуг сократилось в 3 раза. Регулярное внутреннее авиасообщение, ранее связывавшее национальные села и города и оказывавшее квалифицированную медицинскую помощь их жителям, практически прекратилось. При отсутствии сухопутного сообщения с другими регионами многократное повышение тарифов на авиаперевозки сделало Чукотку самым недоступным регионом России.

В жизненно важной отрасли традиционного земледелия коренного населения оленеводство сократилось более чем в 4 раза. Рыболовство как отрасль промышленности прекратило свое существование. Сформировалась этническая безработица: доля безработного населения в два раза превысила его долю в общей структуре населения.

Низкая отдача налогового потенциала региона не привела к адекватному сокращению бюджетных расходов. Их среднедушевые объемы по всем статьям расходов превышали аналогичные показатели в Дальневосточном регионе и в целом по России (в 2000 году соответственно в 1,5 и 2 раза). Это превышение обусловлено главным образом объективными условиями жизни на самой северной и отдаленной территории России, дополнительным повышением стоимости доставки и производства продуктов питания, топлива, энергии, повышением заработной платы. Несбалансированность бюджета округа увеличила потребность в финансовой поддержке из федерального бюджета, доля которой в бюджете Чукотки превысила 75% (субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии на северные поставки, субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию и ряд других ассигнований).

Такие сценарии развития депрессивных ситуаций, при всем многообразии конкретных причин и последствий, характерны в своих основных чертах для большинства северных регионов России. И из-за этого их возможности разгрузить свои территории от экономического и инфраструктурного балласта, создать условия для ухода незанятого населения весьма ограничены, хотя такие меры позволили бы привести направления и объемы бюджетной деятельности в соответствие с собственными доходами региональных и местных бюджетов. Только в таком очищенном социально-экономическом пространстве можно рассчитывать на приход новых эффективных предпринимателей и возрождение региональной экономики.

Предлагаемый подход к улучшению социально-экономической ситуации на депрессивных территориях путем их социальной разгрузки включает в себя три направления:

Регулирование миграции населения предполагает, с одной стороны, облегчение выезда незанятого населения из депрессивных регионов, в первую очередь пенсионеров, путем оказания финансовой помощи выезжающим для приобретения или строительства жилья в других регионах России и организации самого выезда, с другой стороны, установление ограничительного режима въезда в эти регионы на постоянное место жительства.

Мировая практика показывает, что депрессивные территории не способны самостоятельно выйти из кризиса. В настоящее время механизмы предоставления и объем финансовой поддержки со стороны государства таким территориям в России еще не установлены, как и не существует законодательно принятого способа их отбора. Согласно проекту ТАСИС, официальный статус депрессивной территории сам по себе не является точным основанием для получения помощи от федеральных властей. Для этого депрессивным районам необходимо разработать и официально утвердить программу социально-экономического развития, которая должна пройти экспертизу. Без такой программы государственная помощь не предоставляется, потому что опыт показывает, что простое пополнение бюджета депрессивных территорий не устраняет депрессию. Стратегия социально-экономического развития любой территории должна предусматривать не только яркое выделение целей и приоритетных направлений развития, но и создание условий для достижения поставленных целей.

Для получения официального статуса депрессивной территории и оказания ей помощи она должна быть инициирована федеральными, региональными и местными органами власти на основании заявления депрессивной территории. Именно она предоставляет все необходимые статистические данные, гарантирует их достоверность и определяет возможные пути возрождения региона.

Для большинства депрессивных территорий, исходя из международного подхода, мы можем предложить несколько возможных путей выхода из депрессии.

Ситуация в этих сферах во многом будет определяться их инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью выпускаемой ими продукции. Иными словами, если на данной территории нет уникальных природных ресурсов, то мало шансов на возрождение прежнего производства (уникальность понимается прежде всего как наличие спроса). Поэтому уже сейчас необходимо провести своеобразную инвентаризацию таких предприятий и определить их судьбу. В дальнейшем некоторые населенные пункты придется ликвидировать вместе с их градообразующими предприятиями, поэтому сейчас необходимо систематически выселять жителей.

В штате Теннесси была создана крупнейшая энергосистема для ликвидации значительного отставания в социально-экономическом развитии по сравнению с другими районами страны. Его дешевая электроэнергия стала одной из важнейших предпосылок ускорения процесса индустриализации.

Основным направлением антидепрессивной стабилизационной политики в Германии было государственное вмешательство, главным образом путем предоставления стимулов и субсидий новым фирмам, работающим в передовых отраслях промышленности, государственных инвестиций в инфраструктурные системы, создания совместных организаций с частными фирмами и технологических центров.

Первоначально основной формой поддержки депрессивных регионов может стать концентрация уже предусмотренных правовыми актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, стимулирования инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров, депрессивные регионы. Это позволит предприятиям, расположенным здесь, и людям, живущим в депрессивных районах, легче получить доступ к существующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи. В связи с этим при разработке программы необходимо будет провести полную инвентаризацию таких механизмов, оценить их эффективность и определить возможность концентрации их использования преимущественно (или исключительно) в депрессивных регионах.

В связи с этим мы можем предложить:

Если будут введены новые формы поддержки структурной перестройки, то они также будут ориентированы на их первичное применение (развитие) в депрессивных регионах (с акцентом, прежде всего, на сохранение и создание новых рабочих мест).

В дальнейшем из федерального бюджета может быть создан целевой фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предназначены в основном для совместного (с участием негосударственных структур и региональных органов власти) финансирования деятельности на территории депрессивных регионов и прямого оказания помощи (инвестиционные субсидии и др.) предприятиям депрессивных регионов.

Наряду с оказанием финансовой помощи, при поддержке депрессивных регионов должны применяться организационные и правовые меры. Можно, в частности, ввести особый (более жесткий) режим ликвидации государственных (казенных) предприятий, расположенных в депрессивных регионах. Например, государственная оборонная промышленность, если у нее есть выбор, должна избегать сокращения занятости на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, расположенных в депрессивных регионах. А также приоритетность в распределении государственных заказов(особенно оборонных), помощь предприятиям в проведении инвестиционных аукционов и организации новых выпусков акций.

Заключение

В ходе данной дипломной работы был проведен анализ экономического и социального состояния депрессивных регионов Российской Федерации, методов и критериев их выделения, типологии депрессивных регионов и перспектив их развития. Рассмотрены пути выхода регионов из кризиса.

Анализ нормативно-правовой базы регионального развития на федеральном и региональном уровнях (например, правового статуса субъектов Федерации) наглядно показывает, что в настоящее время невозможно решить проблему сокращения диспропорций в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации только правовыми средствами. Отчасти этим объясняется провал усилий правительства по снижению различий в уровне развития российских регионов.

Необходимо глубокое переосмысление нормативно-правовой базы регионального развития с точки зрения создания взаимосогласованной и внутренне непротиворечивой законодательной базы, обеспечивающей равные возможности развития и статус регионов.

Радикально решить проблему сокращения диспропорций регионального развития без внесения ряда изменений в Конституцию Российской Федерации невозможно. Необходимо изменить статьи, фиксирующие региональные различия. Эту работу можно было бы начать уже сейчас. В случае принятия этих поправок в соответствии с ними необходимо внести дополнения и изменения в ряд федеральных законов.

Федеральный закон, специально разработанный для решения этой проблемы, который уже разработан, мог бы оказать сильное влияние на сокращение диспропорций в развитии регионов Российской Федерации.

Эффективность предлагаемого законопроекта может быть повышена, если Государственная Дума предварительно примет разрабатываемый комитетом проект рамочного закона в области региональной политики.

В дальнейшем из федерального бюджета может быть создан целевой фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предназначены в основном для совместного (с участием негосударственных структур и региональных органов власти) финансирования деятельности на территории депрессивных регионов и прямого оказания помощи (инвестиционные субсидии и др.) предприятиям в депрессивных регионах.

Следует также отметить, что проблема развития депрессивных регионов актуальна сегодня не только для России, но и для всего мира в целом. Недостаточное знание этого вопроса в сочетании с некомпетентной региональной политикой может не только затруднить решение этой проблемы, но и усугубить ситуацию, привнеся еще больший кризис в регионы.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионыЧто такое депрессивные регионы. Смотреть фото Что такое депрессивные регионы. Смотреть картинку Что такое депрессивные регионы. Картинка про Что такое депрессивные регионы. Фото Что такое депрессивные регионы

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *