Что такое день восьмой
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
Церковь бережно охраняет свою идентичность. Две тысячи лет не состарили Евангелие — оно остаётся всё той же свежей новостью и радостным посланием Бога человекам. Иногда нам кажется, что обряд закрыл собою веру, что мы запутались в «преданьях старины глубокой», что жизнь Церкви потемнела, как лик на чудотворной иконе, да ещё и покрылась сверху тяжёлым окладом. Но приходит Пасха и выгоняет вон сомнения и страхи. Как вурдалаки от пения петуха и от первых утренних лучей спешат в свои норы и подземелья, так и всякая раздвоенность души и всякая хула на Истину исчезают в пасхальном трезвоне и победном «Христос Воскресе!».
Пасхальной радостью нужно жить не одну неделю в году. Её нужно ловить и удерживать, как поймал и удержал упавшую милоть* Илии его ученик Елисей. Для того чтобы мы были способны исполнить завет апостола Павла «всегда радуйтесь», Церковь протягивает пасхальную нить сквозь целый год обычной жизни, и узелками на этой нити завязан воскресный день. Это — малая Пасха, антипасха, не в смысле «против», а в смысле «вместо». Когда были живы Пётр и Павел, у Церкви, конечно, не было праздника Первоверховных Апостолов. Пока была жива Богородица, не было грустного и величественного успенского торжества. А что же было у Церкви, когда не было Успения и Покрова, Введения и памяти Апостолов? У Церкви был воскресный день. Это первый праздник нового человечества, благодаря которому наша связь с первенствующей Церковью и с колыбелью благодати сохраняется и не рвётся.
* Милоть — верхняя одежда из овечьей кожи.
В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь — напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь — ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять власти над творением — копать, рубить, разжигать огонь. Молитва, отдых и богомыслие должны были наполнять субботу. Но поскольку человек согрешил и попал под власть соблазнителя, его нужно было спасать, а вместе с ним и всю Вселенную. Суббота не исцеляла человека, но лишь поддерживала в нём духовную жизнь. Христос исцелил человека и сделал это в первый день недели — в воскресенье.
Искупление мира — дело большей любви, нежели сотворение мира. То, что Бог, не утомляясь, создал чудный мир, говорит о Его всемогуществе и разуме. А то, что Он послал Единородного Сына, чтобы в Нём спасся мир, говорит о Его любви. Что же нам делать? За что нам больше Бога благодарить? За всемогущество — или за любовь к нам, падшим? Церковь говорит: за любовь. Церковь не отменяет субботу, называет её праздником, наполняет молитвой. Но выше субботы Церковь поставляет первый день — воскресенье. Его мы празднуем больше, и оно для нас — вечное напоминание о Полюбившем нас и Отдавшем Себя за нас.
Воскресенье — одновременно день первый и день восьмой. Первый — внутри седмеричного цикла, восьмой — как разрыв кольца и выход за пределы. В тот первый день, день творения, Господь сотворил свет и отделил свет от тьмы. Как радостно заметить сходство с днём воскресным. Ведь и Воскресший Христос победил тьму, сделал её явной и дал возможность человеку выйти из неё на свет. Что касается дня восьмого, то литургическое празднование воскресного дня делает нас общниками блаженной вечности, того вечно длящегося брачного пира, о котором говорит Евангелие. Именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения, в который Бог ничего нового не создаёт, но управляет уже созданным, длится до сих пор. С пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день — восьмой — и Царство Христово, ему же не будет конца. Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории — её творческое начало и её грандиозное завершение. И вся роскошь этой богословской трапезы доступна всякому человеку, участвующему в воскресной молитве.
Лишь в нашем языке первый день носит имя главного христианского догмата. У всех на свете это или день Солнца, или просто первый день. А у нас — воскресенье. Знаете, какое можно подобрать однокоренное с ним слово? Искра. И там, и здесь корень — скр. Этот корень говорит о вспышке, преодолении тьмы, творческом начале. В других языках Воскресшего Христа называют Восставшим, и только у нас есть для этого особое слово. Так и о ломающемся льде на оживающей по весне реке в украинских сёлах говорят: «крига скресла».
Наш «крестьянин» — это изменивший звучание «христианин». Наше «спасибо» — это пожелание от Господа спасения: «Спаси Бог». И главный день нашего отдыха — это вечное напоминание о победе над смертью. Осталось только привести нашу повседневную жизнь в соответствие с нашим языком, хранящим в себе множество напоминаний о христианской вере. И если соответствие состоится — мы будем самый евангельский народ на планете.
«День восьмой»
«День восьмой»
Церковь ожидает «воскресения мертвых и жизни будущего века». Этот мир тления и смерти завершат однажды свой жизненный цикл не для того, чтобы погрузиться во мрак изначального небытия, но чтобы явиться «в ином образе», чтобы воскресшая плоть Христова предстала в своем универсальном, космическом масштабе и мир открылся бы как плоть Бога,
«да будет Бог все во всем»
Речь идет о «восьмом дне» творения: в противоположность «неделе, погруженной в поток времени», день восьмой «напоминает об образе бытия, внеположном природе и времени» [13]. На смену времени, образованному последовательностью преходящих мгновений, придет иное время-время всеохватного единения в любви, совершающееся в бесконечном динамичном преображении
(2 Кор. 3, 18). Как бы мы ни пытались сейчас описать эту будущую славу, слова наши останутся лишь бледным намеком на эту реальность, ибо
«теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу»
Именно в пространстве «восьмого дня» проявляется реальность Воскресения, единения Бога со «вселенским Адамом» — со всеми людьми без исключения. Но и тогда это единение, уничтожающее естественную дистанцию между Богом и человеком, ни в коем случае не нарушит свободы человеческой личности. Так, по словам святого Максима, соединение с Богом явится для «достойных» (то есть для принимающих любовь Бога) «божественной и непостижимой радостью», в то время как для «недостойных» (отвергающих возможность любви) оно обернется «невыразимым мучением» [14]. Там, в «пространстве восьмого дня», не будет иного жизненного качества, кроме любви судящей и любви оправданной.
В лоне Церкви нам дано заранее отведать хлеба «восьмого дня», закваска для которого ставится в день сегодняшний. Тело Церкви — не что иное, как «начаток» и «залог» будущей славы; здесь мы приобщаемся к жизнетворной пище, преобразуя (в Евхаристии, аскезе, богослужении) индивидуальное выживание в общение любви. Мы существуем благодаря имени, дарованному нам Церковью, — имени, являющему нашу личную ипостась и привлекающему любовь святых, Богоматери, Христа. Не отделяя ныне живущих от усопших, мы совместно приносим наше благодарение («Евхаристию») Господу, ибо на Его любви основано наше бытие. Не только в день всеобщего воскресения мертвых, но и сейчас любовь Божия есть источник существования и жизни всех людей, живых и умерших:
«Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни»
Читайте также
Восьмой день
Восьмой день Поучение 1-е. Св. преподобная Пелагия (Польза от размышления о будущем суде) I. Св. преп. Пелагия, память коей совершается ныне, была сначала известной плясуньей в Антиохии и вела жизнь, полную беззакония. Привел ее к покаянию и христианской вере св. епископ
Восьмой день
Восьмой день Поучение 1-е. Собор св. архистратига Михаила и прочих бесплотных сил (Св. ангелы посылаются Богом в помощь нам и содействуют нам во спасении) I. Беседуя с христианами в день, посвященный Церковью в честь бесплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такие
Восьмой день
Восьмой день Преподобный Патапий (Нужно избегать внешней и земной славы и искать внутренней и небесной) I. Блаженный Патапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI в. и начале VII. Он происходил от родителей-христиан и был воспитан в благочестии.
Восьмой день
Восьмой день Поучение 1-е. Свт. Нифонт, еп. Новгородский (О христианском мире с ближними и средствах к достижению его) I. Преп. Нифонт, память коего совершается ныне, в мире Никита, воспитанный среди благочестивой семьи, в молодых еще годах решился посвятить себя на служение
Восьмой день
Восьмой день Поучение 1-е. День св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Христианская любовь есть надежнейшее средство к огопознанию и истинное начало деятельности христианина) I. В честь лиц, для которых устрояют какие-либо торжества в нарочитые дни, обыкновенно
Восьмой день
Восьмой день Св. великомученик Феодор Стратилат (О повиновении властям) I. Ныне память св. великомученика Феодора Страстилата. Св. Феодор был страстилатом (военачальником) в г. Ираклии (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав об этом, император
Восьмой день
Восьмой день Поучение 1-е. Св. Емилиан Исповедник (Пребывайте в вере) I. Св. Емилиан Исповедник, память которого ныне празднуется св. Церковью, был епископом Кизическим. Жил он в царствование императора иконоборца Льва армянина, в IХ веке. Лев не один раз принуждал его вместе
Восьмой день
Восьмой день Враг искушает тебя, мир прельщает тебя своими соблазнами, страсти не дают тебе покоя. Если ты не станешь поступать так, как поступает слабодушный воин, изменяющий своему долгу, если ты твёрдо решишься не отдаваться в плен и ратоборствовать, жертвуя самой
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ «О дитя пробужденного рода, слушай, не отвлекаясь. Мирное бардо уже являлось тебе, но ты не распознал его, а потому блуждаешь здесь до сих пор. Ныне, на восьмой день, явятся гневные божества, пьющие кровь. Узнай их, не отвлекаясь. О дитя пробужденного рода!
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ Дать имя – когда Народная мудрость гласит: «С именем – Иван, а без имени – болван». Согласно Уставу Православной Церкви младенца приносят в храм для наречения имени на восьмой день по рождении. Восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому
«День восьмой»
«День восьмой» Церковь ожидает «воскресения мертвых и жизни будущего века». Этот мир тления и смерти завершат однажды свой жизненный цикл не для того, чтобы погрузиться во мрак изначального небытия, но чтобы явиться «в ином образе», чтобы воскресшая плоть Христова
Восьмой день
Восьмой день Св. великомученик Феодор Стратилат (О свойствах христианской кротости) I. Когда св. Феодор, память коего совершаем ныне, бывший стратилатом (т. е. военачальником) и правителем города Ираклии, объявил себя пред правителем римской империи Ликинием
Восьмой день
Восьмой день Преп. Феофилакт, исповедник еп. Никомидийский (О служении больным) I. Св. Феофилакт, память коего совершается ныне, был некоторое время иноком в обители близ Черного моря в самое время иконоборческой ереси. Когда при императрице Ирине ересь была осуждена
День восьмой
День восьмой Хорошенько запомнив место погребения, женщины ушли домой. Иисус был казнен в пятницу, поэтому весь следующий день женщины соблюдали священный субботний покой. А утром в воскресенье они снова собрались вместе и отправились к гробнице.В принципе умащать
День восьмой
День восьмой Хорошенько запомнив место погребения, женщины ушли домой. Иисус был казнен в пятницу, поэтому весь следующий день женщины соблюдали священный субботний покой. А утром в воскресенье они снова собрались вместе и отправились к гробнице.В принципе умащать
Фильм «День восьмой» смотрим вместе с психологом
Наверное, это неправильно – начинать рецензию на фильм «День восьмой» (Бельгия, Франция, Великобритания, 1996) с описания сцены из другого фильма. Но если так получается – что уж поделать.
Этот самый «другой» фильм – фильм отечественный. Он называется «Две стрелы: детектив в каменном веке». Я даже затрудняюсь назвать год его создания: кажется, что-то вроде конца восьмидесятых – начала девяностых. Режиссер – Алла Сурикова. Действие там происходит действительно в каменном веке. Только вот люди – точно такие же, как и сейчас, и отношения между ними тоже точно такие же, как и в современности.
К чему это я? Почему так подробно описываю совсем другой фильм? Почему именно этот? Да по той же причине, по которой могла бы привести в пример и повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди», и более известное произведение – «Маугли» Редьярда Киплинга: помните, как волки стаи, спровоцированные Шерханом, кричат: «Он не такой, как мы, пусть уходит!»
И там, и там, и еще много где – и в художественной литературе, и даже в школьных учебниках истории – можно найти этот повторяющийся лейтмотив инакости, деления всего по принципу «свой/чужой». А «чужой» – это «непонятный», а «непонятный» – значит «опасный». И пылали костры инквизиции, на которых сжигали таких вот «иных», и африканцы, как «недочеловеки», вкалывали на плантациях Нового Света, гордящегося своей высокой цивилизованностью. Да примеров множество. Наверное, это связано с глубоким и древним инстинктом сохранения вида.
Наверное, это идет из глубин человеческого бессознательного. Но мы по замысловатой спирали эволюции все-таки ушли от животных довольно далеко. Или нет?
Фильм «День восьмой» – как раз фильм о таком «ином». Даже об «иных»: ведь герой фильма – не единичный случай на этой голубой планете. И он не выдуманный «терминатор» или «супермен», не герой комикса – он взят из реальной жизни.
Он – даун. Человек с врожденным дефектом. С дефектом, обусловленным генетически, – и с ним ничего уже не поделаешь. У него умственное недоразвитие.
Он живет в специальном интернате с ему подобными. Но вот он уходит оттуда на поиски матери и попадает в реальную жизнь, к которой он не приспособлен, и она к нему тоже.
Как только люди замечают его дефект – они пугаются, у них возникает отторжение. Хотя реальных поводов для испуга он не дает: ведет себя более чем дружелюбно. Но срабатывает древний инстинкт: иной – непонятный – опасный. Так он пытается подарить официантке подарок, она благосклонно улыбается, но вот он снимает очки – болезнь Дауна видна – и девушка в ужасе убегает.
Единственные, кто его принимают, – это дети. А ведь считается, что именно дети наиболее нетерпимы и жестоки. Но нет – они играют с ним, зовут на праздник. Интересно, почему? Потому, что по своему развитию он ближе к ним, или потому, что это самое «отвержение» – продукт не биологический (тогда он проявился бы в детях, с их непосредственностью, в полной мере) или социальный?
Второй герой – полная противоположность Джорджу (так зовут героя с болезнью Дауна). Это, конечно, интересный режиссерский ход – создать образы героев по принципу контраста. Итак, второго героя зовут Анри. Он – преуспевающий бизнесмен, уверенный в себе и в завтрашнем дне. Он улыбается всем коллегам и своему отражению в зеркале. Но наступает момент, когда от Анри уходит жена с детьми.
Возникает некое раздвоение. Анри автоматически продолжает улыбаться, когда общается с людьми, а когда приходит домой, с него спадает маска благополучия, он с грустью вспоминает жену, дочерей. Анри попадает в ловушку собственного девиза «Всегда улыбайся». Он сам не понимает, что ему в жизни надо, чего не надо, где выход из тупика.
И жизненные дороги таких вот совершенно противоположных героев волею случая (вернее – волею сценария) пересекаются. Вначале их отношения кажутся «односторонними»: Анри заботится о Джордже, а тот доставляет ему кучу неприятностей.
Но постепенно все меняется: Анри тоже начинает нуждаться в Джордже. Тот открывает «дружку Анри» новые стороны жизни: они вместе смотрят на букашек в траве, «сливаются» с деревом. К Анри возвращается утерянная им давно непосредственность – а значит, и правдивость в восприятии как внешних событий жизни, так и своих чувств.
Джордж открывает ему путь к себе, к своим чувствам. Анри понимает, что карьера, бизнес – не столь уж важные вещи по сравнению с любимыми людьми, и он вместо очередного совещания устраивает праздничный салют дочери. Джордж сильно меняет Анри, его мировоззрение – причем в лучшую сторону. Анри становится человечней, гуманистичней.
Возможно, кому-то слова «гуманистичность», «альтруизм», «терпимость к другим» покажутся пафосными или заезженными. Если это так – очень жаль. И подобные симптомы являются сигналом для немедленной психотерапии в виде просмотра фильма «Восьмой день».
И в самом деле – эта кинокартина учит терпимости к другим. Показывает, что, если человек – не такой, как все, это еще не значит, что он хуже других. Он просто другой, и он тоже имеет право на жизнь.
Существенным является и то, что этот фильм – не слезливая мелодрама. Больные с синдромом Дауна показаны не с жалостью – а с сочувствием, не сверху вниз – а на равных. Жалость действительно унизительна. И взгляд «свысока» неправилен. Да, людям с подобным дефектом недоступны некоторые области деятельности, но зато им открыто многое другое. Пускай Джордж живет в мире фантазий, где ему являются мать и любимый певец.
А что, так называемые «нормальные люди» не фантазируют, что ли? Для многих писателей созданные ими миры реальней действительности – и что, им ставить соответственные диагнозы?
У Гете было раздвоение личности, он видел себя со стороны – и это не помешало ему написать «Фауста». Границы нормы и патологии зыбки, и нужно уметь быть терпимым к другим, принимать людей такими, какие они есть.
Неслучайно фильм носит такте странное название – «День восьмой». Согласно Библии, Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой отдыхал. И люди, подобные Джорджу, оказываются как бы сотворенными отдельно, на восьмой день…
Так, название фильма еще раз подчеркивает, что люди с синдромом Дауна не вписываются в привычную картину мира. Они даже не совсем «люди»: Бог творит отдельно людей, отдельно их… И это противоречие между социумом и людьми с дефектами проходит, что называется, красной линией через весь фильм.
Хотелось бы остановиться еще на одном моменте. На выборе самой тематики – проблемы людей с болезнью Дауна. Почему-то так исторически сложилось, что слепых, глухих, немых еще жалеют, а вот к людям с нарушением умственных способностей относятся гораздо более резко. Сколько ругательных слов связано с этой темой!
Слова «дебил», «идиот» и прочие тому подобные звучат довольно часто и являются оскорбительными. Но кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы кого-то обзывали «эпилептиком», «язвенником», «сердечником»? Ведь это тоже болезни, в которых сам человек не повинен. Ладно, лексические моменты – моменты культуральные, с ними ничего не поделаешь. Поэтому и отрадно смотреть на подобный выбор режиссера и сценариста, тем более что героя играет человек, в действительности наделенный болезнью Дауна.
Увы, пока современный мир мало приспособлен для социализации инвалидов, лиц с врожденными или приобретенными дефектами. Потому и концовка фильма трагична: герой разбивается насмерть.
Но, наверное, все не так уж и плохо – об этом говорит сам факт существования подобного фильма. А ведь есть и другие фильмы, в которых тоже затронута подобная тематика.
Возможно, вскоре к «иным» – будь то инвалиды, или люди другой веры, или люди другой национальности – отношение станет более терпимым не только у отдельных представителей человечества, но и у всего вида гомо сапиенс в целом. А то иначе непонятно, чем этот самый гомо сапиенс отличается от предыдущих творений эволюции.
День Восьмой
Торнтон Уайлдер
11 декабря 2020 г. 00:19
5 “Это всё — нити и узлы человеческой жизни. Узор, который они образуют, скрыт от вас»
Американский классик Торнтон Уайлдер уверенно идёт к тому, чтобы попасть в список моих любимых писателей. Спасибо подкасту «Книжный базар» за то что своим упоминанием «Мартовских ид» открыли для меня его творчество.
«День Восьмой» – это семейная сага, опубликованная Уайлдером в 1967 году после 19-летнего перерыва. Начало 20 века, шахтёрский городок на юге штата Иллинойс. Объёмы добычи угля сократились, но разработка нескольких шахт ещё продолжается. От выстрела в грудь погибает один из жителей, в его смерти обвиняют другого. Вина кажется неоспоримой, и семья подсудимого подвергается остракизму. По пути к месту казни обвиняемому удаётся бежать. Нет, это не детектив и не дотошное описание судебного процесса: всё вышесказанное становится известно на первых же страницах.
Пишу для себя, память подводит
26 декабря 2020 г. 08:58
Что-то не в настроение попала книга. Очень тяжеловесной показалась. Возможно, наложилась острая нехватка времени и то, что эту книгу надо читать медленно и вдумчиво. Да и аннотация обманула. Ожидала я книгу взросления, а начало несколько обескуражило. Я оказалась растерянной до такой степени, что когда началось непосредственно взросление и становление героев, уже потеряла интерес к этой истории. Финальная глава все объяснила и растолковала. И даже такой прием с экскурсами в будущее, как я люблю, оставил меня равнодушной. Возможно, стоит перечитать эту книгу более размеренно и вдумчиво.
15 августа 2020 г. 11:44
Аннотация, которая обещает, что роман о пути к успеху братьев и сестры из провинциального городка, — сплошной обман. Конечно, становлению личности и обретению некой финансовой стабильности, а также поиску любимого дела уделено внимание, но история совсем не об этом. Начинается она с того, что Джона Эшли обвинили в убийстве своего начальника и друга Брекенриджа Лансинга и приговорили к смертной казни. Однако некие неизвестные организовали побег, так что смерти Джону удалось избежать. Можно подумать, что сюжет будет сосредоточен на поиске истинного преступника или разоблачении таинственных благодетелей Джона, но снова нет. Это будет рассказ о двух семьях, члены которых оказались в очень непростых ситуациях, о неразрывной связи прошлого и настоящего, о том, как родители и воспитание во…
по аморфности и рефлексии
17 октября 2020 г. 21:52
У меня был один опыт чтения другой его книги, «Мартовские иды», которая отличалась от этого романа во всем, тогда она не сильно большое впечатление произвела, было любопытно, и только.
Тем, затрагиваемых в книге, немало и почти все каким-либо образом перекликаются и с моими мыслями, но вот некоторые даже показались откровением. Например,как мы порой «обожествляем» людей, что рядом или же «обожаем». И наоборот
Мы передаем другим многое, чего сами не можем оценить во всем его значении.
И пару слов скажу, наконец, о самих Эшли. Между собой…
13 июля 2020 г. 18:10
11 сентября 2020 г. 22:03
5 Неспешная череда эволюции
Время идёт, и все меняется. Один день творения мира, сменяется другим. На шестой день Бог сотворил человека, на седьмой отдохнул и как и у нас у него наступила новая рабочая неделя. Наступил день восьмой и настала пора разобрать ошибки предыдущих дней и определиться куда двигаться дальше. Что ваять из человека, бездушного дельца и приспособленца, или творить творца и созидателя? Бескорыстно делающего мир лучше. Создавать людена.
Данное произведение имеет весьма затейливый рисунок сюжета, через который автор ведет наши мысли. Он заставляет нас мыслить и рассуждать о окружающей нас действительности. Параллельно с этим перед нами развивается детективная история от которой сложно оторваться.
Книга очень неоднородна по своей структуре и разные части порой являются лоскутами в единой картине…
29 января 2020 г. 17:08