Что такое деловой туризм
Что собой представляет бизнес туризм
Бизнес туризм или деловой туризм – это поездки сотрудников компании или организации так или иначе связанные с ее деятельностью. Как отдельная отрасль туристического бизнеса деловой или бизнес туризм заявил о себе сравнительно недавно, но развитие его происходит нарастающими темпами.
Бизнес туризм условно можно разделить на три сегмента:
Последний еще называют мотивационным. Такие поездки организовывают корпорации для своих сотрудников с целью поощрения и стимулирования для интенсивной дальнейшей деятельности по продвижению продукции компании.
Деловые поездки совершаются представителями компаний с целью проведения различных встреч и переговоров с другими предпринимателями. Происходит поиск новых партнеров, заводятся новые знакомства, устанавливаются деловые связи с целью развития бизнеса. Также сюда относится проведение различных встреч и совещаний с представителями филиалов фирм и проверка их работы.
Участие в тематических конференциях, совещаниях, симпозиумах позволяет обмениваться передовым опытом и быть в курсе всех новых достижений в интересующей области. Также участие в международных выставках, всевозможных ярмарках позволяет как презентовать свою деятельность, так и перенимать чужой опыт.
К деловым поездкам относятся поездки сотрудников с целью обучения и повышения квалификации. Часто представители организаций направляются для обращения в государственные структуры других стран с целью получения различных разрешающих документов.
Деловой туризм приносит огромную пользу как самой корпорации, сотрудники которой совершают деловые контакты, так и экономике страны в целом. Деловая деятельность совершается не только в экономической отрасли, но и в культурных, научных и других отраслях деятельности человечества. Она способствует налаживанию и развитию тесного взаимовыгодного сотрудничества между различными странами.
На сегодняшний день существует несколько основных агентств делового туризма, которые на высоком профессиональном уровне организовывают этот туризм. Они осуществляют транспортное обеспечение, в частности авиа перелеты, гостиничное обеспечение, финансовый сервис, оформление страховых полисов и другие услуги, необходимые бизнес туристу.
Деловой туризм
Деловой туризм — это поездки (командировки) сотрудников компаний/организаций с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. Роб Девидсон в своей книге описал это понятие следующим образом: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями». Деловой туризм объединяет корпоративную трэвел-индустрию (англ. сorporate travel industry ) и индустрию встреч (MICE). Деловой туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм, проведение событийных мероприятий.
Содержание
Статистика
Цели совершения деловых поездок
К основным целям совершения деловых путешествий относится:
Понятие «агентство делового туризма» (TMC)
Организацией деловых поездок занимаются профессиональные агентства делового туризма (Travel Management Company, TMC).
Примеры и краткая история крупнейших TMC
В международной индустрии делового туризма в последние годы наблюдается высокая глобализация и концентрация бизнеса — 90 % всего мирового рынка делового туризма обеспечивают только 10 % игроков. И хотя в каждой крупной европейской стране насчитывается достаточно много компаний, работающих в сфере деловых поездок и корпоративных мероприятий (TMC), безоговорочных лидеров в Европе, Азии и Америке всего пять. В «большую пятерку» входят American Express, Carlson Wagonlit Travel, Kuoni Group, Hogg Robinson Group и BCD Holdings. Эти компании характеризуют много миллиардные обороты, глобальные филиальные сети, география деятельности, охватывающая несколько десятков стран и философия бизнеса. На российском рынке представлено несколько крупных международных агентств индустрии делового туризма.
American Express
Carlson Wagonlit Travel
Carlson Wagonlit Travel имеет более, чем столетнюю историю. В 1872 году бельгиец Джордж Нагельмакерс основал новую компанию Wagons-Lit по обслуживанию туристов. Суть его бизнеса заключалась в присоединении к европейским поездам с традиционными сидячими пассажирскими вагонами новых вагонов со спальными местами. Позже Нагельмакерс изобрел люксовые туристические поезда Orient Express. Развитие Wagon-Lits шло очень динамично в 1950—1960 гг. прошлого века компания стала крупнейшей travel компанией в Европе. А в 1994 году произошло слияние концерна Wagonlit Travel и крупной американской корпорации (с более, чем 100 филиалами в США) Carlson Companies. Новая объединенная компания получила имя Carlson Wagonlit Travel. На сегодня CWT в равных долях владеют международная гостиничная сеть Accor Group (Novotel, Mercury, Ibis) и американская группа Carlson Companies. CWT занимает первое место в секторе делового туризма в Европе и Латинской Америке и второе место в Северной Америке и Азии. Годовой оборот CWT (включая все ее филиалы) составил в прошлом году 22$ млрд. CWT представлена в 151 стране, в том числе в 40 странах, включая Россию, собственными дочерними компаниями. Во всех подразделениях CWT работает 17 тыс. человек. В CWT гордятся, что 60 крупнейших компаний мира из рейтинга top-100 журнала Fortune являются ее клиентами. Считается, что глобального успеха CWT позволила добиться грамотная бизнес-стратегия. В настоящее время компания развивается по 3-хлетнему стратегическому плану. Он базируется на 7 ключевых принципах. Среди них: быть лидером по автоматизации и on-line бронированиям, расширять консалтинговые и аутсорсинговые услуги, усиливать присутствие в среде малого и среднего бизнеса.
Kuoni Group
Компания Kuoni Group основана в 1906 г. В Цюрихе молодым швейцарцем Альфредом Куони. В начале компания занималась организацией экскурсий по городу и его окрестностям. В 1908 г. Kuoni Reisen стало предлагать поездки на поездах во Францию и Италию. Год спустя — в Египет. С самого начала Альфред Куони стал внедрять революционные идеи в свой бизнес. Он ввел принцип персональной заботы о каждом клиенте, понятие туров all inclusive, открыл в агентстве обмен валюты, стал выпускать каталоги с описанием маршрутов, продавать билеты на поездах и страховые полисы от несчастных случаев в поездке. Настоящий расцвет компании пришелся на послевоенное время, когда в середине 1950-х наступило время массового туризма. Сегодня холдинг Kuoni Group имеет представительства в 26 странах мира, в том числе с 2006 года и в России (по состоянию на 2010 владеет компанией «Мегаполюс Турс». Ежегодный оборот составляет 3,6 млрд швейцарских франков, из которых четверть генерирует швейцарский рынок. Штат составляют 6,5 тыс. сотрудников. Два главных направления бизнеса — leisure travel и destinations management, 83 и 17 % оборота. Направление destinations management включает обслуживание индивидуальных путешественников и групп деловых туристов, конгрессов, конференций и т. д. Среди клиентов Kuoni Group в Европе Manchester United, Chelsea, Liverpool. Работа по обслуживанию бизнес-туристов ведется через DMC-офисы (Destination Management Company) и дочерние компании в США (Allied TPro), Южной Африке (Private Safaris Africa) и Индии (SITA). Kuoni неоднократно признавалась ведущим туроператором в мире и отмечалась престижной наградой World’s Leading Tour Operator. При этом если по показателю финансового оборота Kuoni Group шестая в мире, то по инвестиционной привлекательности и эффективности вложений в Европе занимает в своем секторе первое место.
Hogg Robinson Group
BCD Holdings
Понятие «индустрия встреч MICE»
Индустрия встреч MICE является одним из двух секторов делового туризма наряду с корпоративной трэвел индустрией. Аббревиатуру образуют первые буквы английских слов: M — Meetings (Встречи), I — Incentives (Инсентив, поощрительные поездки), C — Conferences (Конференции), E — Exhibitions (Выставки). MICE формируется на базе индустрии гостеприимства и творческих индустрий, хотя охватывает в рамках своей деятельности все отрасли мировой экономики. В MICE-индустрии работают специалисты, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечения. Также отрасль привлекает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе, и прежде всего, туристическом, в области финансов, юриспруденции.
К основным задачам в MICE-индустрии относится организация отраслевого и межотраслевого сотрудничества на городском, региональном, межрегиональном и международном уровне. В то же время индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи. Институциональное строение индустрии встреч (MICE) можно разделить на 2 составляющие — обслуживающую и идейно-содержательную. Первая объединяет управляющие миллиардными бюджетами компании, обслуживающие встречи (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения (конгрессно-выставочные комплексы и залы). Вторая включает малобюджетные компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч.
Условно можно выделить 4 основные группы компаний, профессиональных организаторов встреч, работающих на международном рынке MICE.
Специалистов, выполняющих проектирование и проведение MICE-мероприятий, обозначают общим термином «специалисты по связи или коммуникаторы». Однако специфичность работы этих специалистов позволила четко зафиксировать и уже законодательно закрепить в США и Европе профессиональные категории. В их числе meeting planners — распорядители встреч, match-maker — менеджер, осуществляющий поиск делового партнера, facilitator — специалист, стимулирующий работу группы или подгруппы при выполнении того или иного задания в процессе организации и проведения MICE мероприятия.
Понятие выставочный бизнес в деловом туризме
В мире ежегодно проходит большое количество крупных и средних профессиональных выставок туриндустрии, а также узкоспециализированных семинаров и workshops. В сфере делового туризма есть знаковые выставки и ярмарки, которые собирают сотни профессионалов туристического бизнеса, чьи интересы лежат в сфере организации международных конгрессов, встреч, конференций, проведения масштабных событий и оказании услуг в сфере инсентив-туризма Крупнейшими выставками являются IMEX и EIBTM
IMEX — международная выставка в области поощрительных путешествий и конгресс-менеджмента. Выставка проводится во Франкфурте-на-Майне и считается центральным выставочным событием в сфере делового туризма последних лет. IMEX стала первой в Германии выставкой, чья тематика целиком и полностью посвящена инсентив-туризму и конгресс-менеджементу. В IMEX ежегодно принимают участие представители делового туризма из 150 стран. При этом выставку посещают сотни специалистов компаний, которые являются потребителями услуг в сфере делового туризма. Свои представительства на IMEX имеют десятки ассоциаций, союзов и профессиональных объединений. IMEX во Франкфурте важен не только с точки зрения демонстрации отраслевых достижений и представлении новых направлений. Выставка дает возможность специалистом делиться опытом на многочисленных семинарах, мастер-классах, workshops, где можно познакомиться с опытом ведущих специалистов в области организации деловых туров. Отличительной особенностью выставки IMEX во Франкфурте является большое число так называемых Hosted Buyers. Hosted Buyers — это особый тип покупателей, которые представляют, как правило, менеджмент корпораций. Hosted Buyers приглашаются на выставку для организации встреч с потенциальными партнерами. Для Hosted Buyers организаторы IMEX готовят специальное приглашение к участию в мероприятии на особых привилегированных условиях.
EIBTM
EIBTM проводится ежегодно с 1988 года — это ведущий туристический форум, тематикой которого традиционно является организация конференций, семинаров и деловых встреч, корпоративного туризма и специальных мероприятий. Проведение Организаторами выставки программы «Профессиональный покупатель» направлено на установление прямых деловых контактов и расширение сотрудничества между компаниями, специализирующимися на данном направлении. EIBTM 2009 в цифрах: Экспонентов 3300 из 80 стран Приглашенных посетителей 3994 из 71 страны Предварительно зарегистрированных посетителей 6500 Заранее назначенных встреч 54255 С 2011 года аналогичная выставка будет проходить в США (CIBTM), в марте и сентябре 2010 года выставка проходит в Дубаи и Китае соответственно.
Образовательная программа «MICE: Условия, концепция и практика организации деловых мероприятий в России и за рубежом»
Учебная программа ориентирована, в первую очередь, на управляющих корпоративных путешествий, а также на специалистов по MICE, и включает разделы:
При изучении теоретической части курса MICE дается система знаний: лекции, примеры, контрольные вопросы, практические занятия и задания, тесты. При выполнении практических заданий формируются стандарты и технология работы по организации мероприятий различного формата с разным количеством участников независимо от его места проведения.
Виды делового туризма
Хотя путешествия с целью бизнеса не очень популярны, виды и направления делового туризма в мире вызывают неподдельный интерес. Кто сказал, что такие туры интересуют только предпринимателей?
Виды делового туризма распространенные в мире и в России. Такой отдых подходит для молодых и амбициозных людей, которые всегда в движении – хотят получать новые знания, бесценный опыт и навыки за границей, в других городах. И получать их они планируют с удовольствием, совмещая приятное с полезным.
Что такое деловой туризм?
Деловой туризм — это относительно новое направление туристической отрасли. Деловые поездки позволяют не только путешествовать, но и обрастать новыми связями, приобретать навыки в процессе участия в обучающих программах. Бизнесмен вовлеченный в деловой туризм всегда будет успешным руководителем, так как мобильность — ключевой фактор успешного ведения дел.
А вы знали, что деловой туризм это разновидность путешествий, благодаря которому изучение интересных мест можно совместить с повышением уровня деловых компетенций в несколько раз? Показываем секреты и виды делового туризма только сейчас и больше никогда.
История развития делового туризма
Основы делового туризма были заложены еще тысячи лет назад – когда не было обычных путешествий и развлечений, деловой туризм уже процветал. Торговцы тканями, специями, пушниной, экзотической одеждой и другими вещами совершали походы по всему миру. Россия не стала исключением – здесь успешно продавали заграничные товары, а в петровские времена – уже отправлялись в Европу на обучение, совершенствование военных навыков. Это было престижно, поэтому перед соблазном не устоял и будущий император – Петр I учился в Голландии.
География делового туризма в мире значительно расширилась с появлением транспорта. Если раньше дальняя поездка занимала несколько недель и была утомительной, то теперь дорога не казалась столь пугающей. Чужестранцы ехали в Россию, чтобы открыть свое дело или завести партнеров. Дворяне из России тоже отправлялись за рубеж – для получения знаний, обычно – иностранных языков. Долгие годы деловые поездки не пользовались популярностью только в африканские страны, хотя сейчас тенденции меняются.
Сегодня цели делового туризма остались практически неизменными:
Сущность делового туризма осталась прежней – люди хотят работать, изучать новые рынки сбыта своей продукции, быть в курсе мировых тенденций бизнеса. Особенности делового туризма заключаются в том, чтобы ехать в другие страны или города не для праздного отдыха и развлечения, а в практических целях. Хотя никто не запрещает после успешно проведенных переговоров понежиться на пляже какого-нибудь курорта или поиграть с партнерами в гольф.
Структура делового туризма
Сегодня о деловом туризме знает каждый, но люди, далекие от бизнеса, редко задумываются о том, чтобы отправиться на такой практичный и полезный отдых. Объектами делового туризма являются выставки, конференции, показы мод, форумы, работа и обучение, направленное на то, чтобы перенять опыт. С такой целью едут не только в командировки по инициативе работодателя, но и по собственному желанию, чтобы чему-то научиться, узнать новое, освоить широкие горизонты. Деловой и научный туризм интересен, в первую очередь, любознательным людям.
Классификация делового туризма позволяет выделить несколько популярных направлений:
Сфера делового туризма охватывает все отрасли бизнеса, хотя чаще в командировки специалистов отправляют только крупные компании. Но и самостоятельно можно отправиться в город, где проходит важная встреча или интересное событие – посещение престижной выставки или участие в аграрном форуме не будет лишним, если вы работаете фирме аналогичного профиля.
Отдельной сферой корпоративного и делового туризма являются поездки с целью поощрения работников. В России такой отдых не распространен, а вот в Штатах и Европе успешно применяется уже более 60 лет. Особенностей организации делового туризма несколько:
Специфика делового туризма заключается еще и в том, чтобы поддержать корпоративный дух. Люди едут на выставки и мероприятия, чтобы обзавестись важными связями или хотя бы узнать, чем занимаются конкуренты, какие разработки были проведены в мире. Характеристика делового туризма предполагает, что спрос на это направление будет только повышаться, ведь мир развивается, а связи – расширяются.
Роль делового туризма в международном туризме
Деловой туризм развивается в Европе и США уже не первый год, неудивительно, что сформировалось несколько мест, которые больше других притягивают путешественников и бизнесменов. Мировые центры делового туризма, это:
Кроме того, востребованными странами делового туризма являются: Иордания, Южная Корея, Беларусь, Россия и Франция. Самые популярные события этой сферы путешествий:
Особенно остро ощущается связь делового туризма с развитием экономики, так как многие события, форумы и встречи связаны с получением финансовых результатов, прибыли, с развитием бизнеса.
Тенденции развития делового туризма в мире следующие:
Перспективы развития делового туризма весьма радужны, это направление пользуется популярностью, интересует даже небольшие фирмы и самостоятельных путешественников.
Развитие делового туризма в России
Хотя наши соотечественники долго не признавали путешествия с целью работы, исторический аспект развития делового туризма в России уходит корнями в глубокое прошлое. Развитие этого направления заметно затормозилось в годы советской власти и «железного занавеса», но после смены режима россияне охотно отправлялись в другие страны, чтобы купить диковинные товары, продать что-то свое.
Из Европы до сих пор пригоняют автомобили, привозят технику, одежду. Деловой туризм в России процветает и на более высоком уровне – люди едут на выставки, международные встречи, фестивали. Неподдельный интерес представляют путешествия и внутри страны – большинство конференций имеет практическую цель, связанную с бизнесом, АПК, финансами, экономикой и другими направлениями.
Туроператоры делового туризма готовы предложить десятки городов, являющихся центром притяжения бизнеса. Так, самыми крупными субъектами в России стали:
Статистика делового туризма в России свидетельствует – ежегодно в 50 городах проводится свыше полутора тысяч выставок, привлекающих бизнес. Этот показатель был бы значительно больше, если учитывались локальные мероприятия, где участниками являются только представители одного предприятия или холдинга.
Особенностью российского рынка делового туризма является использование самолетов для передвижения. Это обусловлено немалыми размерами страны, поэтому предпринимателя дорога каждая минута – поезда и автомобили часто нецелесообразно использовать. И если деловой туризм за рубежом уже активно развит, в России это направление недостаточно изучено, поэтому имеет следующие тенденции:
Российский и мировой деловой туризм – это уникальное направление, которое будет интересно профессионалам, стремящимся сделать отличную карьеру, а также другим любознательным людям. Деловой туризм — еще и чрезвычайно перспективное направление отдыха, так как позволяет туристу путешествовать с выгодой для себя в аспекте профессиональной деятельности.
Деловой туризм: что это такое и какая его история развития?
Деловой туризм (Бизнес-туризм) – это путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей международного туристского обмена.
К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также с целью проведения переговоров и заключения контрактов.
В число деловых туристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды.
История развития делового туризма
Чтобы четко представить алгоритм развития делового туризма и выделения из него отдельного направления — MICE, приглашаю заглянуть в прошлое. Практически вся дальнейшая история человечества напрямую связана с деловым туризмом. В VII-X вв. суда арабских купцов бороздили воды морей и океанов. Среди купцов было много образованных людей. Серьёзно рассчитывающий на успех купец должен был знать грамоту и счёт, иностранные языки, иметь представление о законах и обычаях других стран, разбираться в юриспруденции и морском деле. Средневековые купцы были первыми бизнесменами, заключавшими торговые сделки, налаживая международные связи, обменивая товары своей страны на изделия чужестранцев, таким образом развивая и влияя на мировую политику и экономику. Необходимость и любопытство толкали к деловым путешествиям: например, торговыми караванами из Западной Европы в Китай, так возник Великий Шелковый путь, или благодаря морским походам Христофора Колумба, Васко Де Гама и Марко Поло были открыты новые земли, проложены новые маршруты, наведены торговые мосты между континентами.
Именно в это время зарождаются первые, робкие предвестники современной системы туризма – постоялые дворы, караван-сараи, корчмы-где путешественнику предлагали отдых, питание, размещение.
Как нельзя лучше, об этом написал профессор Роб Девидсон, преподаватель Лондонского университета Гринвич: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями».
Виды делового туризма и его отличительные черты
В настоящее время каждый четвертый ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок.
Деловой туризм — понятие обширное. Наиболее емко специфику этого вида туризма дает аббревиатура «MICE», образованная первыми буквами английских слов:
M — мeetings (встречи),
I — incentives (стимулирующие или поощрительные поездки),
C — сongresses (конгрессы)
E — еxibitions (выставки).
На деловые встречи приходится:
— 70,8 % – Индивидуальные деловые поездки
— 12,6 % – Конференции и семинары
— 3,3 % – Конгрессный туризм
Большая часть потоков делового туризма направляется в Европу. Основной деловой турист в Европе – немцы. Среди европейских государств, принимающих потоки выделяются Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия (в Брюсселе — штаб-квартира Евросоюза).
В Американском макрорегионе бизнес-туризм развивается бурными темпами. Основные потоки идут в США, Канаду и Мексику. Сюда совершается каждая восьмая поездка со служебными целями (Парагвай, Гватемала, Коста-Рика, Перу)
В странах ЮВА каждая третья служебная поездка осуществляется в Сянган, Сингапур и Тайвань.
В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Очень многое зависит от геополитической обстановки в макрорегионе. На африканском континенте деловой туризм развивается быстрыми темпами в Конго, Зимбабве и Эфиопии. Но по абсолютному количеству прибытий лидируют Египет, ЮАР и Марокко. На Ближнем Востоке в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Израиле и Иордании.
С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль.
По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза — с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз. А по сведениям американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.
Ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.
Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.
Типичный турист, путешествующий со служебными целями, – мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.
Основные мотивации: профессиональная необходимость, а вспомогательная мотивация: желание отдохнуть; увидеть что-то новое; наладить дружественные контакты с коллегами.
Средняя продолжительность деловой поездки – 12-13 дней – в страны на другом континенте, 5-6 дней – внутри региона, 3-4 дня – внутри страны.
Организация деловых туров
Не секрет, что организация деловых туров обладает специфичностью. Деловые люди, обычно, планируют поездки заранее, иногда даже за полгода. Поэтому в бизнес-туризме можно выделить так называемый «высокий сезон», который, в отличие от обычного туризма, приходится на сентябрь-ноябрь и февраль-май.
При этом организация бизнес-поездок должна сопровождаться правильным подбором авиарейсов с короткой стыковкой, удобным трансфером и отелем, который будет находиться максимально близко к выставке. То есть, все должно быть по высшему классу, за что бизнесмены готовы платить хорошие деньги.
Деловые люди, отправляющиеся в деловую поездку, ставят перед собой целью спланировать и выполнить насыщенную программу, включающую в себя всевозможные встречи и мероприятия. Турфирмы при этом должны понимать специфику деятельности клиента, для чего с бизнесменом проводится предварительная кропотливая работа, результатом которой является разработка вышеуказанной программы, помогающей достичь деловых целей бизнес-туриста. Помимо посещения деловых мероприятий, бизнес-туризм предполагает полную экскурсионную и культурную программу. Стандартный бизнес-тур включает себя проживание, трансферы, завтраки, оформление визы. Среди дополнительных услуг можно выделить входные билеты и аккредитации на выставки, переводчиков, гидов, переезды, аренда машины и другие услуги, которые могут понадобиться в рамках определенного мероприятия. Бизнес-туристы могут пользоваться льготными тарифами на авиаперелеты в бизнес-классе, а в аэропортах их ожидает VIP обслуживание.
Еще раз отметим, что бизнес-туризм – перспективнейшее направление туризма из всех существующих на сегодняшний день. Его развитие отличается высокими темпами, что обуславливается общими глобализационными процессами в мировой экономике. Все чаще бизнесмены стремятся найти бизнес-партнеров не у себя на родине, а за границей. Однако цель бизнес-поездки – не просто посещение конференций, семинаров и выставок. Главная цель – поиск новых бизнес-возможностей.
Деловой туризм в России
Понятие Business Travel — достаточно новое. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е годы XX века. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.
Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления «индивидуальный туризм», но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно. Основные ТО в России — ВАО «Интурист», КМР Group, «Эпик трэвел», ВТI, UTS, «Элиос тревел», Concord, «Компания МОСКО», «Академсервис ДМС», «Спутник Тревел Клаб», «Бизнес-центр Планета Тур», а также представительства крупных западных сетевых концернов American Express, Rosenbluth, Euro Lloyd, Carlson Wagonlit. Отдельный сектор составляют компании, специализирующиеся на бронировании билетов и отелей для бизнес-поездок — «Аэро Клуб», «Инна Тур», Andrews Travel House, Infinity Travel и др.
В создании инфраструктуры въездного бизнес-туризма в России в последние годы делаются определенные шаги — в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий.
Во многих крупных промышленных и культурных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах — с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.
Гораздо хуже обстоит ситуация в регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного так называемой «русской экзотикой».
Бизнес-туризм в России напрямую зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно быть заинтересовано в развитии внутреннего туризма.
Конгрессно-выставочный туризм
Конгрессно-выставочный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. Ученым и бизнесменам интересны самая последняя информация, общение с коллегами из других стран, переговоры, культурная программа.
Бизнесмены и ученые принимают участие в различных формах встреч, чтобы:
1) Получить последнюю информацию в данной области;
2) Налаживание профессиональных контактов;
3) Перевести переговоры;
4) Отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к культурной программе;
5) Потребность в обучении.
Формы встреч:
1) Конгресс – совещание международного характера, формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере деятельности для обслуживания различных вопросов.
2) Конференция – подразумевается формальный обмен мнениями на встрече или собрании для обсуждения общих для всех участников вопросов.
3) Самет – это конференция, но с участием высших лиц вплоть до руководителей государств.
4) Съезд – это встречи людей, в частности собрание делегатов политических партий с целью формирования политики, выборов в руководящие органы.
5) Симпозиум — это совещание по каким-либо научным вопросам, сопровождается беседами в непринужденной обстановке или формальной встрече, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему.
6) Семинары и тренинги – организуются для специалистов самых различных отраслей, могут проходить в форме лекций, сопровождаются обменом мнениями участников круглого стола.
Основная характеристика встречи, по которой ее можно считать частью рынка туризма то, что она употребляет услуги индустрии туризма.
К началу 3-го тысячелетия число конгрессных мероприятий достигло 8,5 тыс. в год. Около 80 % этих мероприятий проводится в Западной Европе и на Северо-Американском континенте (США, Франция, Великобритания). Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, Париж, Страсбург, Давос, в США – Нью-Йорк и Вашингтон. Все более и более при строительстве зданий прививается американская идея центра съездов. Это специально возводимые здания, состоящие из больших залов. Они могут быть использованы как для участников конференции, так и под выставки.
Выставки и ярмарки
В качестве сектора делового туризма проведение выставок в каком-либо регионе является хорошим средством для местной экономики в качестве вливания денежных средств за счет местных и иностранных гостей.
Выставки считаются частью индустрии делового туризма т. к. они стимулируют 2х разных категории людей:
1) Обслуживающие выставку (путешествующих в качестве рекламы, продажи своей продукции);
Выставки повышают спрос на различные сектора индустрии туризма: средства размещенич, питание, туристские потребности.
Иностранных гостей выставок и ярмарок считают самыми расточительными.
Самыми крупными в мире считаются: Международная туристская биржа в Берлине (ITB); Международная туристская выставка – биржа Фитюр (FITUR) в Мадриде; Всемирная туристская выставка (WTM) в Лондоне; Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT).
Кроме того, в настоящее время проводятся специализированные выставки гостиничного бизнеса, ресторанного хозяйства, спортивного, экологического, познавательного, конгрессного туризма, выставки-ярмарки спортивного, туристско-альпинистского инвентаря и оборудования.
Инсентив-туризм
Понятие «incentive» (англ.) — побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, школы.
Инсентив-туризм преследует несколько целей:
— презентация и продвижение нового продукта или услуги;
— повышение производительности и качества;
— создание дилерской и агентской сети;
— формирование лояльной и сплоченной команды.
В зависимости от целей выделяют три вида инсентив-программ:
1) поощрительные программы для сотрудников;
2) поощрительные программы для клиентов;
3) сплочение коллектива (team-building).
Организация интенсив путешествий
С расширением рынка инсентив-туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору с администрацией компании туристская фирма планирует и организует инсентив-туры. Для организации интенсив туров для своих сотрудников компания пользуется услугами специалистов в этой области.
Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам.
Рост интенсив-поездов явился толчком к расширению тематики конгрессно-выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму, способствовал образованию ассоциаций, обществ.
Отличительной особенностью инсентив-программ является то, что они разрабатываются индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.
Требования для интенсив путешествия:
1) уникальность – не одно путешествие не должно повторяться, маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов;
2) фантазия и экзотика – деловые туристы должны попробовать что-то необычное и экзотическое;
3) исключительность – по окончание путешествия его участники должны быть уверены, что посетили необычное место и встретились с интересными людьми;
4) оригинальность – особо ценятся инновационные идеи.
Критерии выбора местности для организации интенсив туров:
1) размещение с высокими стандартами обслуживания и предложениями развлекательных услуг, хорошее обслуживание в ресторанах и барах. Важно наличие конференц-залов для проведения встреч;
2) Эксклюзивный имидж – мало кто из организаторов захочет отправлять свою группу в места массового отдыха;
3) Доступность плюс возможность прибытия различных транспортных средств;
4) Достопримечательности должны быть разными по мере возможности.
В инсентив-туризме около 80 % поездок приходится на Европу (Франция, Испания, Швейцария, Австрия), 10 % – на США, 6 % – на страны Юго-Восточной Азии (Гонг-Конг, Тайланд), 4 % – на другие направления (Ямайка, Кипр, Бразилия). Рейтинг инсентив-направлений у европейских туристов возглавляют, а также острова Карибского бассейна.
По данным Европейской ассоциации по инсентив-туризму, среди основных стран – поставщиков поощряемых туристов — США (около 60 %), Великобритания (20 %) и Германия (11 %). В последние годы выросло число инсентив-посетителей из Японии. Российских инсентив-групп в Европе единицы.
Размещение и транспортное обслуживание в бизнес-туризме
На рынке могут использоваться различные средства проведения встреч: от крупных конгрессных центров до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, тематических парков и т. д. В последнее время международные мероприятия все чаще проходят в зданиях, имеющих историческую значимость, замках. Наибольшая часть встреч проходят в отелях, способных комфортабельно разместить туристов.
Требования, предъявляемые деловыми туристами к отелю:
1) Высокий стандарт обслуживания;
2) Наличие средств видения бизнеса (компьютера, факса, интернета и т. д.);
3) Наличие оздоровительных средств (бассейн, сауна, спорт площадка, массажный кабинет и т. д.);
4) Высокие требования к организации питания (обслуживание в номерах 24 часа).
Требования к транспортному обслуживанию:
1) Скорость – люди совершающие деловые поездки требуют быстрой транспортировки;
2) Комфорт – бизнес пассажиры стараются использовать время в дороге для работы, либо для отдыха;
3) Надежности и пунктуальность транспортных услуг;
4) Удобство графиков рейсов;
География делового туризма:
1) Европа – Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария, Бельгия;
2) Америка – США, Канада, Мексика;
3) Латинская Америка – Парагвай, Гватемала, Коста-Рика;
4) ЮВА – Гонконг, Сингапур, Тайвань, Индонезия, Таиланд;
5) Африка и Ближний Восток – Израиль, Республика Конго, Зимбабве, Эфиопия, Египет, ЮАР, Марокко, Саудовская Аравия, Иордания.
Что такое MICE-туризм?
Как же расшифровывается англоязычная аббревиатура MICE? Все очень просто:
Мероприятия, проводимые в рамках MICE, направлены на обслуживание корпоративной деятельности предприятий, будь то организация поощрительной поездки сотрудникам, презентация продукции или обмен опытом в виде мастер-классов, круглых столов, технических визитов на производство.
В отличие от обычной классической командировки (в международной классификации business travel), целью которой, например, является заключение новых контрактов, работа на «выезде», либо презентация продукции предприятия, индустрия MICE- это объемный набор возможностей, имеющий своей целью предложить полный спектр коммерческих услуг компаниям, или услуги на перспективу(поощрительные поездки), таким образом специфика организации классической командировки (business travel) и мероприятий MICE будет принципиально отличаться.
Структура индустрии MICE довольно гибкая и зависит от многих факторов, в том числе от особенностей рынка делового туризма в конкретном регионе, экономической ситуации в стране. Мероприятия MICE могут принимают самые разные формы, сочетаться между собой, прекрасным примером может служить интеграция научной и деловой сферы, выставочно-конгрессная деятельность, когда каждая выставка сопровождается конгрессными мероприятиями, выгоду от такого сочетания получают все участники мероприятия: выставочные операторы и экспоненты от потока посетителей, организаторы конгресса от уменьшения затрат, посетители – от огромного объема информации, приглашенные спикеры от возможности представить свои доклады коллегам.
Гостиничному рынку России имеет смысл уделить особое внимание MICE направлению, так как такая ориентация на бизнес-туристов обеспечивает стабильную загрузку в течение всего года, а не только на протяжении достаточно короткого туристического сезона.
Безусловно сотрудничество между участниками индустрии MICE и отельерами может оказаться плодотворным при соблюдении необходимых условий:
Укрепление позиций России на международной арене ведет к увеличению потока объемов «делового туризма», причем не только внутреннего, но и въездного, Стабильность экономики, повышение доходов населения приводит к тому, что международные и российские компании вкладывают средства в своих сотрудников, организуя им поощрительные и ознакомительные поездки. Таким образом деловой туризм способствует расширению сферы бизнес-контактов и развитию экономики России, является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности.
- Что такое деловой текст
- Что такое деловой цикл