Что такое дека для скейтборда
КАК ВЫБРАТЬ СКЕЙТБОРД
Как выбрать скейтборд? Дело абсолютно несложное, но к нему надо подходить серьезно, от этого зависит, сколько продержится ваша доска, а, возможно, и ваше здоровье.
Сейчас в магазинах представлено такое разнообразие скейт-оборудования, что глаза разбегаются. Абсолютно каждый скейтер выбирает для себя определенные фирмы, производящие доски и прочие части скейтборда, которым он доверяет или которые ему просто нравятся.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СКЕЙТБОРДА
1) ДОСКА ДЛЯ СКЕЙТБОРДА (ДЕКА)
Доска скейтборда называется декой. Её загнутые концы называются ноуз (nose) и тэйл (tail) – перед и зад соответственно.
Доска для скейтборда (дека) производится из нескольких слоев клена (от 6 до 9 слоев), которые склеены и спрессованные между собой. Для скольжения по перилам иногда наносят специальный слой, так называемый пластиковый слик. Чем качественней клей при изготовлении дек, тем дольше дека не расслаивается. Ширина дек варьируется от 19 до 21 см, а длина в среднем составляет – 80 см. Чем шире деки, тем удобнее приземляться после трюка, но на узких легче закручиваются флипы.
Доска для скейтборда (Дека)
Также у дек имеется так называемый конкейв (concave) – это боковые загибы, облегчающие выполнение выше упомянутых флипов. Глубина этих загибов так же различается от доски к доске.
Каждая доска имеет разную упругость, что влияет на высоту прыжка на ней (при выполнении любого трюка делается т.н. “щелчок” краем доски об землю, вследствие чего доска как бы пружинит от земли).
Самые популярные и надежные фирмы: Zero, Toy Machine, Zoo York, Santa Cruz, World Industries и многие другие.
Так же важно не купить «сухую» деку, которая очень долга лежала на складе/в магазине. Такие доски очень быстро ломаются. И еще – чем дека меньше весит, тем, опять же, легче делать трюки на скейтборде.
На деку клеится шкурка – гриптэйп (griptape). Это обыкновенная наждачная бумага, только более стойкая к износу и на самоклеющейся основе. Необходима она, что бы ноги не «гуляли» по доске.
2) ПОДВЕСКИ ДЛЯ СКЕЙТБОРДА
Подвеска для скейтборда – металлическое сооружение, с помощью которой доска имеет возможность поворачивать. В подвесках не много характеристик, но к выбору стоит подойти серьезно. Все подвески выполнены из алюминия. Подвеска состоит из двух составляющих: базовая часть и хэнгера (часть, которая прикручивается к доске).
Подвеску для скейтборда лучше покупать уже после того, как вы определились с доской. Они ни в коем случае не должны быть шире деки. В крайнем случае, подвески и доска могут быть одинаковой ширины, а желательно, чтобы траки были чуть уже. Иначе у вас буду проблемы с поворотами.
Многие производители стремятся к облегчению своей продукции и вырезают отверстия в тех частях подвесок, где нагрузки минимальны. Опасаться траков с дырками на хэнгере не стоит, эксплуатация показала, что при меньшем весе такие подвески обладают практически такой же прочностью. Главное чтобы эти железки не выглядели слишком уж хрупкими.
3) КОЛЕСА ДЛЯ СКЕЙТБОРДА
При выборе колес для скейтборда стоит обратить свое внимание на жесткость. Чем мягче колесо, тем больше сцепление с поверхность, но меньше скорость и наоборот. На мягких колесах приятно ездить, так как они меньше передают вибрацию, но они быстрее стираются.
На жестких с точностью до наоборот, на них скорость выше, вибраций столько, хоть отбавляй. Стоит определиться Вам самостоятельно, какие колеса для скейтборда необходимы Вам? Стоит отметить то, что для рампа — необходимо взять мягкие колеса, для катания в паке или на улице – идеальный вариант жестких колес.
4) ПОДШИПНИКИ ДЛЯ СКЕЙТБОРДА
Колеса на подвеске вращаются за счет подшипников. В каждое колесо вкладывается по 2 подшипника. Стандарт подшипников — ABEC.
Точно такие же используются в роликовых коньках. Маркировка и точность обработки такая же. Самые распространенные ABEC 3, ABEC 5 и ABEC 7. Чем выше маркировка, тем выше скорость.
Если захотите максимальную скорость, то можно поискать и ABEC 9, справедливости ради, можно сказать, что они достаточно редкие.
ОБУВЬ ДЛЯ СКЕЙТБОРДА
Для того чтоб минимизировать риск травм при катании на скейтборде, необходима обувь для скейтборда. Специальная обувь продается в магазине вместе с доской. Это кеды, которые очень удобны и они послужат гораздо дольше, чем обувь другого формата.
Обувь для скейтборда – это кеды на толстой подошве, большим поролоновым язычком и специальной защитой на носовой и боковых частях кеда. Самая популярный материал – это замша. Бывают, конечно и другие материалы, типа ноубука, но как правило скейтеры отдают предпочтения замше.
Такие кеды обеспечивают оптимальное удобство и контролем доски. При покупке кед, не стоит вдаваться в крайности. Не стоит покупать самые дорогие для катания или слишком дешевые в надежде, что прослужат подольше. Обидно будет порвать свои новые кеды через три дня. Поэтому, выбирайте что-то среднее. И самое главное, при выборе кед учитывайте удобство, прочность и защиту.
Все эти составляющие формируют единый комплект, который при правильном подборе существенно облегчит постижение навыков скейтбординга.
Рекомендуем для просмотра видео «Как собрать скейтборд».
КАК СОБРАТЬ СКЕЙТБОРД
Разнообразие видов и форм скейтборда.
Виды и формы скейтбордов и досок
*Обратите внимание, что вне зависимости от вида или формы, на любую деревянную деку НЕОБХОДИМО клеить шкурку! На пластиковые скейтборды шкурка не обязательна.
Виды скейтбордов
Скейтборд с конкейвом считается трюковым. И сам “скейтбординг” считается именно трюковым катанием. (Но многие уверенные райдеры могут выполнять трюки и на деках без конкейва, но это скорее показатель уровня мастерства, так как научится трюкам на такой доске с нуля очень трудно.)
Формы досок в трюковой скейтбординг входят очень разнообразные, но главным их отличием все равно остается наличие конкейва. Также, существует трюковой лонгборд, но о нем мы поговорим позже.
Доски для лонгборда отличаются большей длинной и шириной, чтобы на нем спокойно можно было поместить обе ноги, приседать и наклоняться, маневрируя на поворотах. Вопреки популярному заблуждению, лонгборд это не городская дека, он слишком громоздкий и его преимущество именно в возможности набрать высокую скорость при крутом съезде.
Также, в настоящее время набирает популярность трюковой лонгборд. Доски для него также очень длинные, но при этом имеет вогнутые части (конкейвы) которые расположены иначе, чем на трюковом скейте. Трюковая база лонгборда в основном строится на вращательных трюках, шоитах и флипах.
Обратите внимание, что для катания на лонгборде по горным серпантинам или трассам, даунхилам и т.д. необходимо приобретать ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ МОТОЗАЩИТЫ! Обычная скейтовая для такого катания не подойдет.
Сверху сноускейт имеет резиновое водонепроницаемое покрытие, для лучшего сцепления с ногами. На таких досках можно выполнять шоит трюки, развороты и скользить по перилам и граням.
Формы досок
От разнообразия видов скейтбордов, плавно переходим к разнообразию форм самих дек. Форма ≠ виду катания, а скорее зависит от стиля самого райдера и от удобства. Все трюковые деки в теории могут делать трюки, но кому-то удобнее кататься на широких олдскульных досках, а другие предпочитают узкие деки правильной формы и так далее.
Нос и тейл у такой деки задраны вверх. Эту форму иногда называют popsicle (эскимо). Это универсальная дека, которая подходит и для обычной езды по городу, для выполнения трюков и катания в рампе.
Эта форма имеет множество подвидов, уникальных для разных брендов производителей. Например, компания Welcome Skateboards имеет собственную линейку форм, со сквадраченым носом или тейлом.
Многие круизеры и пуловые доски делают на основе олдскульных скейтбордов. Такая дека хорошо управляется и многие профессиональные скейтеры выбирают олдскульную форму, в том числе и для трюковых скейтов.
Фристайл-деки почти не имеют конкейвов и сами очень узкие, а колесная база у них более смещена к центру, чем на современных деках.
Трюковые лонгборды более широкие и имеют вогнутые линии, для более стабильного выполнения трюков.
Помимо всех перечисленных форм, бывают также скейтборды с уникальной формой. Как правило, это редкие экземпляры, которые делают различные бренды производители. На них также можно кататься, но чаще всего, такие скейты предназначены исключительно для езды по городу.
Процесс изготовления дэки для скейтборда
Дэка скейтборда – это, собственно, доска, на которой стоят ноги. Чаще всего дэка сделана из дерева и с виду выглядит как обычная фанера. Однако, хоть дэка и действительно является фанерой, делается она особенным образом из специальных пород дерева. Сегодня мы вам расскажем несколько интересных фактов о процессе производства дэк для скейтбордов.
Климат – это главное!
Дэки для скейтборда, как правило, делают из клёна. При этом предпочтение отдаётся деревьям, которые растут в центральной северной америке – вокруг Великих Озёр. Вообще, клён растёт и южней, но северный, более холодный климат подходит лучше. Дело в том, что в холоде деревья растут медленней. Поэтому такая древесина плотней.
Канадский клён
Благодаря большему количеству годичных колец, древесина становится прочней. Это положительно сказывается на щелчке доски (у трюковых скейтбордов ценится “щелчок” доски, то есть степень, на которую доска отскакивает от поверхности во время прыжков).
Этот сорт клёна называется канадским, но также известен под названием белого клёна, сахарного клёна или просто твёрдого клёна. На самом деле, это всё названия одного и того же вида деревьев, которые на латыни называют acer saccharum.
Дэки для скейтборда изготавливают из шпона
Как мы уже говорили, подавляющее большинство скейтбордических дэк является фанерой. Это значит, что они состоят из нескольких слоёв шпона (тонких слоёв древесины) склееных друг с другом. Но та фанера, которую ты можешь купить в хозяйственном магазине, будет невыгодно отличаться от скейтовой.
Дело в том, что дешёвая фанера изготавливается из мягких сортов дерева, например из сосны. И часто один слой такой фанеры состоит из нескольких кусков шпона, скленных вместе. Такая конструкция негативно сказывается на прочности материала.
Путь скейтовой дэки начинается в лесу. Сначала дерево спиливают. До того, как бревно попадает на лесопилку, его хранят в условиях оптимальной влажности. На лесопилке с брёвен снимается кора, а затем их пилят либо пополам, либо на четвертинки, в зависимости от необходимого размера. Распиленые брёвна затем нагревают до температуры в 93 градуса по цельсию, чтобы размягчить волокна. Это необходимо для того, чтобы процесс лущения (основной способ “срезания” шпона с дерева) был проще и эффективней. Нагревают древесину или путём распаривая, или в водяных ваннах.
Шпон
Для изготовления дэки скейтборда используют одни из самых тонких слоёв шпона. Как правило толщина слоёв составляет около 1.5 мм (1/16 дюйма).
Завершающий этап – сушка. Скейтбордический шпон сушат до 8-процентов влажности. Такое условие необходимо для использования особого вида эпоксидной смолы, которой склеивают слои между собой.
Залог прочности дэки для скейтборда
Во время склеивания слои шпона кладут друг относительно друга следующим способом: для верхнего и нижнего слоя дэки выбирают шпон без сучков, и кладут во время склейки так, чтобы волокна дерева располагались вертикально вдоль длины дэки.
Слои, которые находятся в центре дэки, сердцевина, уже могут быть с сучками. При этом, укладывают их так, чтобы у одного слоя волокна шли вдоль дэки, а у следующего – поперёк. Таким образом выстраивается структура, которая позволяет дэке быть максимально прочной.
Окраска дерева
Скейтбордические дэки могут быть разных цветов. И красят их особых образом ещё до склеивания дэки. Окраска происходит под давлением в специальной камере. Благодаря такому методу прокрашивается не только поверхность – краска полностью пропитывает слои шпона.
Такой способ окраски используется для долговечности цвета. Если шпон покрасить обычным способом, то краска довольно быстро сойдёт. А благодаря окраске под давлением, цвет держится на протяжении всей жизни дэки – его видно даже тогда, когда графика на дне дэки уже давно сошла на нет.
Специальный клей
Перед склейкой слои шпона шкурят со всех сторон и покрывают специальным клеем. Формула этого клея позволяет ему сохранять свои свойства даже во время нагрузок, которым подвергается дэка во время катания.
Большинство производителей используют один из сортов клея ПВА на водной основе. Этому виду клея для ускорения процесса высыхания требуется катализатор.
Как только клей наносят на слои, их укладывают в пресс.
Склейка в прессе
Для того, чтобы слои шпона приклеились друг к другу прочно, и чтобы придать необходимую форму доске, используют специальные прессы. Именно на этом этапе доска приобретает все изгибы, включая конкейв и киктэйлы.
Нынче стандартом индустрии являются горячие прессы, которые позволяют придать доске необходимую форму быстрее. Небольшие фирмы до сих пор используют холодные прессы, мотивируя это тем, что якобы дэка будет лучше склеена в этом случае. Но разница, скорей всего, невелика.
Фабрика по производству скейтов
В любом случае, во время прессовки дэка подвергается давлению в 40 тонн, которое удерживается на протяжении нескольких часов (при использовании горячих прессов необходимо меньше времени).
После склейки в прессе с доски срезают лишние углы, придавая ей окончательную форму. Для этого, однако, надо дождаться, чтобы клей высох до конца.
Форму придают нескольким декам сразу. И тогда же сверлятся отверстия для подвесок. После этого пачку дэк разъединяют и каждую уже отдельно шкурят.
Наложение графики
Этот этап является финальным.
Когда-то давно, когда скейтборды изготавливали в гаражах вручную, для нанесения графики использовали трафареты. При таком процессе необходимо было наносить каждый цвет отдельно, дожидаясь полного высыхания предыдущего слоя. Этот способ медленный и требует значительных трат сил. При всём это такой рисунок ещё и легко соскрести. Поэтому данный способ больше практически никто не использует.
Сегодня используется процесс под названием термоаппликация (или термотрансфер). Он заключается в том, что каждый рисунок наносится на специальный виниловый слой. Этот слой затем прикрепляют на дно дэки и пропускают через специальную машину, которая одновременно прилагает высокую температуру и давление. Благодаря температуре краска с винилового слоя “переплавляется” прямиком на дерево, оставаясь там навсегда.
Заключение
Практически каждая скейтбордическая дэка проходит через этот процесс: канадский клён распиливают на брёвна, изготавливают из них шпон, красят, склеивают в прессе и наносят графику.
Иногда для изготовления дэк используются другие материалы (наши скейты мы изготавливаем из бамбука), но процесс, всё равно, плюс-минус схож.
Как видите, дерево вашего скейтборда проделало долгий путь и пережило немало, чтобы оказаться у вас под ногами. Поэтому, уважайте скейты и не относитесь к ним, как в фанерке из хозмага 🙂
Технологии производства досок для скейтборда
Технологии производства досок (конструкции досок)
Оглавление (ссылки кликабельные, для облегчения поиска по статье):
photo: google.com
В производстве трюковых скейтбордов такая технология также используется.
В этой конструкции также используются классические 7 слоев клена, однако они делаются гораздо тоньше обычных. При этом, используется очень прочный затвердевающий клей (strong hardening glue) поэтому, несмотря на легкость, дека сделанная по такой технологии остается очень прочной и прыгучей.
Деки, сделанные по такой технологии, можно встретить, например, у Element.
Слой из этого уникального материала помогает лучше распределить нагрузку на скейтборд при приземлении трюков, увеличивает срок службы и улучшает щелчок.
Деки с такой конструкцией встречаются у Creature, Santa Cruz, Flip и Plan B.
Вариация классической технологии 7-ми слойных дек, но с важным отличием.
Вместо обычного клея на водной основе, в этой конструкции используется эпоксидная смола и все слои скрепляются ей отдельно. Такие деки, как правило, легче и крепче.
У Mob Skateboarding эта конструкция называется “ Toughcats ”.
Такие деки, так же, можно встретить у Zero, Enjoy, Blind, Darkstar и Almost.
Для досок этой конструкции используют смесь из обычного канадского клена и канадского “Хард-Рок клена”. Такие деки отличаются долговечностью.
Технологию Resin Hybrid Maple используют Almost, Enjoi, Zero, Darkstar и Blind.
Для нее слои древесины дополнительно ничем не окрашивают, а это уменьшает количество используемых химических веществ и делает процесс переработки гораздо более экологичным.
Еще одна уникальная конструкция, созданная умельцами из Plan B для повышения качества и продуктивности каток.
“ It’s harder and poppier than a pit bull on Viagra.”
Эта технология была создана уже ребятами из Mob Skateboards и используется преимущественно в их досках.
Heavyweights это достаточно узкая линейка настоящих танков мира скейтбординга от Real.
Продолжаем знакомиться с уникальными конструкциями бренда Real.
Этот тип конструкции относится к такому параметру, как форма доски.
В деках Full-SE нос и тейл не сужаются в сторону внешних болтов, а остаются той же ширины. Это дает больше места, чтобы стоять на носу и тейле.
Говоря простыми словами, что такие деки более короткие и с более короткой колесной базой. А еще у них одинаковый размер носа и тейла.
Такие доски вы можете встретить у Real, Anti-Hero и Krooked.
Это еще один вариант деки для слайдов (скольжений), только на этот раз от компании Element.
Очередная технология для слайд-трюков, теперь уже от Real.
С этой технологией ребята действительно отличились от других похожих слайд-покрытий.
Деки сделанные по этой технологии, значительно тоньше и легче, но при этом прочнее классических 7-ми слойных.
Технология VX от Santa Cruz разработана с целью повышения долговечности скейтборда, снижения его веса и увеличения ее срока службы. В общем, работа велась по всем фронтам, чтобы сделать один из самых качественных скейтбордов в мире.
Эта технология была разработана специалистами NHS и используется в таких деках, как Creature и Santa Cruz.
Эта технология используется в производстве досок компании GIRL.
ПРОФАКультатив
В этой небольшой статье мы дадим Вам советы как выбрать комплектующие для своего идеального скейта.
Если вы хотите начать кататься и вам позволяет бюджет, мы советуем Вам покупать не комплит, а собрать свой скейт, в котором при необходимости в дальнейшем можно будет заменить любую деталь, начиная с самой деки и заканчивая всеми винтами и гайками.
Комплит также является отличным решением как для новичка, так и для любителя.
ВАЖНО! Данные советы помогут Вам сориентироваться в разнообразии комплектующих для скейта, но они не являются единственно верным руководством к сборке скейтборда. Необходимо с самого начала понимать, что в скейтбординге мы постоянно прогрессируем и экспериментируем. Процесс сборки скейта “под себя” занимает не один год, а многие профессионалы всю свою скейтерскую карьеру меняют доски и комплектующие под свой уникальный стиль катания.
Чем больше Вы будете кататься и пробовать новое, тем лучше Вы будете понимать устройство скейтборда и что нужно конкретно Вам.
Данные советы помогут Вам сделать первые шаги в этом.
Деки отличаются друг от друга рисунком, фирмой производителя, и, самое главное, размером: длиной и шириной. Важный для нас параметр: ширина доски. Она варьируется от 7 дюймов до 9-10 дюймов, также есть детские скейты и лонгборды\круизеры.
1 дюйм= 2.54 сантиметра
Стандартным и самым распространенным для новичков является размер 8”.
Но именно с размера 8” легче всего начать, так как такие деки и не узкие, и не сильно широкие.
Для простоты понимания на что влияет размер деки:
Рассмотрим их по порядку:
Высота подвесок выбирается исходя из, в первую очередь, Вашего стиля катания и во вторую из размера Ваших колес. Чем больше колеса, тем выше должны быть подвески, чтобы колеса не цепляли деку и не создавали дискомфорт при катании.
Есть низкие, средние и высокие подвески. Стандартными считаются средние, так как они подходят и для парка и для улицы. Низкие подвески предназначены в основном для маленьких колес на которых проще делать флип трюки, а высокие для лонгбордов и круизеров, так как рассчитаны на очень большие колеса.
Вот стандартная таблица, которая поможет вам с выбором подвесок (взята тут)