Что такое дегустация продукции

Дегустация как метод продвижения продовольственных товаров

Не боясь сильно ошибиться, можно утверждать, что в мире найдется не очень много людей, которые верят собственным ощущениям меньше, чем чужим впечатлениям и рассказам. В данной статье речь пойдет о методе стимулирования сбыта, в основе которого лежит объективный фактор психологии человека – доверие своим собственным ощущениям. Производители и сбытовики продовольственных товаров называют данный метод продвижения продукции – дегустациями, специалисты по маркетингу не продовольственных товаров называют его – распространением образцов.

Очевидно, в группу таких товаров попадает почти все, что потребляется в пищу. По этой причине далее подробно будут рассматриваться особенности проведения именно дегустаций. При этом будут даны ответы на традиционный перечень вопросов: какова цель?, где и когда проводятся акции?, что должны дегустировать покупатели?, как и кто их должен проводить?

Какую цель преследуют при проведении дегустаций?

Дегустации и распространение образцов гармонично вписываются в коммуникационную стратегию в канале сбыта называемую – втягиванием [1…4]. Основные усилия производителей в этом случае сосредоточены на конечном спросе. Цель: создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к товару, побуждающее посредников к вынужденному сотрудничеству с производителем. Ценность стратегии втягивания для фирм состоит в том, что ее успех нейтрализует возможность давления со стороны посредников в канале распределения и обеспечивает их широкомасштабное сотрудничество и лояльность.

Где и когда целесообразно проводить дегустации?

Дегустации различных видов продовольственной продукции чаще всего проводятся в сети розничной торговли: крупные универмаги и универсамы, гастрономы, специализированные магазины. Как правило, это регулярные еженедельные акции по три или два дня в неделю. Чаще всего их организуют в дни и часы наибольшей активности покупателей. Для большинства торговых точек по данным многолетних наблюдений это четверг и/или пятница с 16.00 до 20.00 и суббота с 13.00 до 17.00.

Подобным образом организованные дегустации призваны: ознакомить по возможности как можно большее число потребителей с дегустируемыми видами продукции и увеличить объемы их реализации.

Что надо выставлять на дегустации?

Такой подход позволяет учитывать интересы и производителя и организаций розничной торговли, гибко реагировать на конъюнктуру рынка и своевременно принимать меры исходя из поставленных задач и складывающейся ситуации.Требования к нарезке продукции в приложении 2.

Кто должен проводить дегустацию и как она должна быть организована?

Дегустационные группы могут включать от 6…7 до 10…11 человек демонстраторов, включая и руководителя группы. Все демонстраторы обязательно проходят необходимую подготовку, проводимую главным технологом предприятия и специалистом психологом. Подготовка демонстраторов на крупных предприятиях все чаще проводится специализированными фирмами по целевым (заказываемым предприятием) программам. Так в Санкт-Петербурге 18-20 часовой курс тренинга обходится примерно 100$ на 1 обучаемого.

Сотрудниц, проводящих дегустации, в больших компаниях обычно держат в постоянном штате.Требования, предъявляемые к демонстратору, находятся в приложении 1. Их количество зависит от интенсивности и продолжительности различных кампаний по продвижению, запланированных фирмой. Их месячная зарплата, как правило, довольно низкая: от 2000 до 4000 рублей. Это обусловлено тем, что кроме руководителя группы демонстраторов все остальные работают 2…3 дня в неделю.В приложении 3 дается вступительная речь дегустатора.

По результатам проведения акций ежемесячно руководитель дегустационной группы предоставляет начальнику отдела маркетинга отчет. В него включается первичная информация, собранная дегустаторами для маркетологов по заранее разработанным для этого форматам. Кроме того, информация о динамике объемов продаж, как правило, за 4…5 недель: за неделю до проведения дегустации, о динамике объемов во время проведения дегустации и их изменении через две недели после акции. При правильно спланированных акциях и бесперебойном подвозе полного ассортимента дегустируемой продукции объемы продаж в среднем увеличиваются от 2 до 4 раз. Несмотря на существенный эффект от бесплатных проб продукта, после прекращения кампаний последний в течение нескольких месяцев, а то и недель начинает плавно падать, к стати сказать равно как и после любых других рекламных акций.

Расходы

Расходы на организацию и проведение дегустаций состоят из двух основных статей: инвестиционные одноразовые вложения и переменные расходы непосредственно на проведение акций. Первые связаны с обеспечением бригад демонстраторов всем необходимым, включая теоретическую подготовку и тренинг. Вторые возникают при доставке продукта в точки проведения акций и его расходования во время дегустаций.

Ориентировочная смета инвестиционных и переменных расходов на дегустации представлена в таблице 1

Источник

Дегустация – «вкусный» инструмент маркетинга

Сегодняшнего покупателя довольно трудно удивить дегустацией продуктов в «местах продаж»: супермаркетах, универсамах и магазинах. Производители и дистрибьюторы стараются использовать данный вид продвижения как метод стимулирования сбыта, повышения лояльности покупателей к торговой марке, для знакомства потребителей с новинками, а также в качестве реакции на активность конкурентов.

Главная задача промодегустации — представить наиболее выгодные стороны товара, заставив покупателя запомнить товар и впоследствии (или сразу же) приобрести его. Преследуемые цели при этом различны — «сток» складских запасов, стимулирование сбыта, первичное знакомство покупателя с новой маркой, повышение узнаваемости марки или лояльности к компании.

Продукт, выбранный для дегустации, должен обладать несколькими, на наш взгляд, очень важными характеристиками:

Дегустация является механизмом «втягивания» клиента в процесс оценки вкусовых достоинств продукта, стимулом и мотивацией к покупке.

Грамотно спланированная и технически верно проведенная дегустация в торговой точке способна увеличить продажи в несколько раз (обычно в 1,5 — 2,2 раза). К сожалению, довольно часто этот эффект «всплеска продаж» непродолжителен и обычно через несколько месяцев или даже недель «затухает». Несмотря на это, дегустация — это достаточно эффективный, востребованный метод продвижения, который по праву считается долговременной инвестицией в развитие торговой марки, создание положительного имиджа производителя.

Для того чтобы промодегуста-ция была максимально эффективной, необходимо правильно выбрать объект дегустации, разработать регламент, спланировать четкую работу всей команды от начальника маркетингового отдела до супервайзера акции и промоутера. Необходимо ясно представлять преследуемую цель, четко ставить задачу, заранее определять точки контроля и методику расчета эффективности дегустации.

Цель проведения дегустации — не только ознакомить покупателя с вкусовыми достоинствами продукта, но, прежде всего, создать позитивное впечатление о продукте, «подтолкнуть» покупателя к мысли совершить покупку и стать «приверженцем» продукта в дальнейшем. Стоит, конечно, помнить и о том, что промодегустация — это своего рода маленькое шоу, которое покупатели должны вспомнить, увидев этот товар на полке магазина.

Разрабатывая регламент промодегустации, недостаточно владеть знанием только маркетинговых коммуникаций, необходимо представлять сенсорные ощущения покупателя. В этом неоценимую помощь могут оказать профессиональные дегустаторы.

Слово «дегустация» произошло от латинского слова degusto, что означает: «пробую на вкус». Дегустация основана на опробовании, то есть покупатель оценивает вкусовые характеристики продуктов с помощью своих органов чувств. Эта оценка может варьироваться в зависимости от: настроения покупателя и степени его усталости, погодных условий (зима/лето), температуры окружающего воздуха в помещении, где проводится дегустация, формы используемой посуды, температуры предлагаемого продукта, освещения.

Начала сенсорики

Общеизвестно, что человек способен различать четыре основных вкуса и три второстепенных. К основным вкусам относятся сладкий, горький, соленый, кислый.

К второстепенным — терпкий (ощущение, остающееся во рту при употреблении крепкого чая), щелочной (вкус, остающийся во рту от раствора питьевой соды) и вкус, называемый в западной литературе «umami» — это приятное ощущение во рту, вызываемое нуклеотидами (глутаматом натрия, например).

Вкусовые ощущения возникают с различной скоростью, наиболее быстро возникает соленый вкус, затем сладкий, кислый и, в последнюю очередь, горький вкус. Рецепторы вкуса расположены на языке неравномерно: кончик языка отвечает за сладкий вкус, боковые края передней части языка — за соленый вкус, боковые края задней части языка — за кислый вкус, корень языка — за горький вкус. Поэтому если человек попробует кончиком языка, например, классический горьковатый напиток «Тоник», то он попросту может не ощутить горького вкуса.

Язык человека является его органом вкуса, механизм его функционирования состоит в том, что вещество, растворенное в воде или слюне, через поры попадает на вкусовые луковицы, в которых химические раздражения превращаются в нервные импульсы, передающиеся в центральную нервную систему. Ощущение вкуса может меняться в зависимости от массовой доли вещества, так раствор поваренной соли ниже пороговой концентрации воспринимается сладким.

Важным фактором формирования потребительского мнения о продукте при оценке его вкуса является послевкусие, которое может быть продолжительным или коротким, приятным или неприятным, резким или округлым. Послевкусие — сильнейший фактор в формировании общего восприятия продукта. В качестве примера можно привести промодегустацию таблеток са-харозаменителя, проходившую в ряде магазинов г. Екатеринбурга. Дегустацию сопровождали красивые промостойки, нарядные активные промоутеры, но дегустация в прямом смысле слова «провалилась». В результате дегустации производитель не только не достиг цели по стимулированию сбыта, но, наоборот, потерял часть целевой аудитории и пострадал финансово.

Причина негативной реакции покупателей была в следующем: таблетки содержали в своем составе активные подсластители — сахарин натрия, цикламат натрия, пищевую соду и винную кислоту. Это стандартный, достаточно популярный состав для данной продукции. Особенностью данных подсластителей является то, что они дают стойкое горько-металлическое послевкусие, которое вызывает ощущение сухости во рту.

Следовательно, при дегустации необходимо было принять все меры, чтобы скрыть эту особенность. Производитель же предложил дегустировать данный продукт, растворяя его в горячем чае. Вкус чая, несмотря на терпкость, не может скрыть послевкусие такого рода. Если бы менеджер, разрабатывающий регламент данной дегустации, знал особенности сенсорного восприятия, то не сделал бы такую явную ошибку. Оптимальным было бы предложить покупателю не чай, а кофе с молоком. Острая горчинка кофе и округлое послевкусие молока отлично бы замаскировали данную особенность продукта. Вообще дегустация продуктов такого рода сомнительна и следует тщательно продумать все «за» и «против».

Основным источником наслаждения при приеме пищи является, как это ни странно, не вкус, а обоняние. Причина этому — ограниченность вкусовых ощущений человека (как мы говорили — сладкий, горький, кислый и соленый). Все остальные вкусовые ощущения нам дарит обоняние. Обоняние позволяет нам оценить вкусовые нюансы и пикантность продуктов. Если у покупателя насморк или заложен нос, ему бесполезно рассказывать о нюансах вкуса и аромата — он физически не может их прочувствовать.

К сожалению, многие BTL-агентства, полностью отдаваясь организационным моментам, зачастую забывают о самом главном — о классических правилах дегустации.

Мы неоднократно сталкивались с грубыми ошибками при проведении промодегустаций, результат которых оказался плачевным именно из-за незнания менеджерами BTL-агентств основ сенсорного восприятия.

Например: дегустация пикантных соусов для мяса и рыбы, кетчупов рядом с автоматом, производящим поп-корн, дегустация 10(!) наименований тортов, дегустация зерненого творога на сладком песочном печенье, дегустация печеночных паштетов на хлебе с маслом, дегустация голубого сыра перед мягким сыром «Бри Бланшетт» и т. д.

Основные правила подготовки промодегустации

Менеджер, разрабатывающий регламент промодегустации, должен свободно ориентироваться в факторах, влияющих на восприятие продукта, — влиянии цвета на восприятие вкуса продукта, влиянии возраста покупателя на восприятие вкуса, подбор промоутеров в соответствии с целевой аудиторией, влияние стереотипов и авторитетов на восприятие продукта покупателем.

При подготовке промодегустаций необходимо помнить несколько важнейших правил, приведенных ниже.

Правило температурного режима. Разогретый продукт обладает более интенсивным запахом и вкусом. Следовательно, если вы хотите скрыть необычайно яркий аромат (например, избыток ароматизатора), нужно представлять продукт холодным, если это не противоречит традиционным правилам его употребления (например, бессмысленно подавать холодными пельмени). Варьируя температуру продукта можно получать большую отдачу от дегустации, так как правильно подобранная температура продукта положительно скажется и на его вкусовых качествах. Пример: неэффективна дегустация теплых газированных напитков в летний июльский день или дегустация остывшего кофе в зимнюю стужу.

Правило уместности. Дегустировать нужно продукт, уместный в данное время года, суток, употребимый в данной местности. Например, нет смысла дегустировать свиную тушенку в мусульманских странах, квас зимой, сало летом и т. п.

Правило выбора посуды. Дома, употребляя пищу или вино, мы стремимся подобрать максимально подходящую по форме посуду. Большой бокал — для красного вина, бокал-флейту для шампанского. Почему же при проведении дегустации посуда очень часто не соответствует требованиям? Конечно, на дегустации должна использоваться только одноразовая посуда, в ассортименте которой практически невозможно найти большие пластиковые винные бокалы, но можно постараться выбрать максимально подходящую посуду, подчеркивающие оттенки вкуса и аромата.

Правило усиления вкуса. Необходимо знать, что после употребления кислого вкуса, сладкий будет более ярким, и наоборот, после сладкого кислый покажется более кислым (яблоко после конфеты), после горького вкуса требуется довольно длительное время, чтобы восстановить рецепторы. Поэтому если дегустируется несколько продуктов в одном торговом зале, лучше располагать их от наименее к наиболее насыщенному вкусу.

Правило очередности. Очередность представления образцов должна быть хорошо продуманной. Начинать дегустацию следует с наиболее слабого по вкусовым свойствам продукта (если покупатель не указал на конкретный образец) к наиболее вкусному. Последний продукт дарит покупателю послевкусие, с которым он отойдет от стойки промоутера. Вкус именно этого продукта покупатель запомнит лучше всех предшествующих.

Правило «носителя». В последнее время очень часто можно наблюдать, как BTL-агентства, работая в условиях жесткой конкуренции, идут навстречу клиентам, настаивающим на проведении «сложной» дегустации. Так, при дегустации повидла предлагается представлять его на свежеобжаренных тостах, соусы предлагают опробовать с пельменями, плавленые сыры с сырным печеньем и т. д. При использовании такого яркого и выигрывающего по вкусу «носителя», как пельмени, сырные палочки или свежие тосты, дегустируемый продукт зачастую проигрывает. Если покупатель задает вопрос «а где можно купить такие вкусные сырные палочки?», вместо того чтобы заинтересоваться покупкой дегустируемого плавленого сыра, можно считать, что цель дегустации не достигнута. «Носитель» должен оттенять вкус продукта, но не затмевать его. Так, для дегустации сыра было лучше использовать пресные крекеры или галеты, для дегустации соуса — пресные регитоны. «Носитель» должен обладать нейтральным вкусом.

Правило «визуализации» продукта. Человек выбирает понравившийся ему кусочек глазами, а потом показывает на него рукой. Продукция должна выглядеть аппетитно.

Правило участия. Если покупатель сам участвует в дегустации (выбирает кусочек колбасы на вилочке, выбирает напиток), то он лучше запоминает эту дегустацию. Он чувствует себя хозяином положения.

Правило фиксации. Промоутер может говорить о продукте довольно много (конечно, если он хорошо подготовлен), но до покупателя он должен довести ту единственную мысль, которую покупатель должен запомнить. Это тот «штамп», который будет всплывать в его голове, когда он увидит на полке или в рекламе продукт, который он продегустировал. Этот «штамп» позволяет покупателю чувствовать себя сопричастным к товару. Понимание, что товар ему знаком, рождает отношение к товару как к «другу».

Повышение эффективности промо дегустации за счет оптимизации процесса

Используя классические методы дегустационного анализа, можно значительно повысить эффективность промодегустации. Ниже описывается метод оптимизации, разработанный специалистами образовательно консалтингового центра «Дегустатор» (Екатеринбург).

Методика выбора объекта промодегустации

Если торговая компания имеет обширный портфель продуктов, необходимо выявить из ассортиментного перечня те позиции, дегустация которых будет наиболее эффективна. Для этого — опираться прежде всего на анализ вкусовых характеристик и себестоимость продукта, а не на уровень его продаж. Последний учитывают при детальной разработке промоакции, когда определяется ее бюджет и прогнозируется эффективность. На первом же этапе необходимо определить, какие ассортиментные единицы наиболее оптимальны для проведения дегустации. Оценка проводится по нескольким критериям, данным в порядке значимости:

Далее следует определить список позиций, которые максимально подходят для дегустации. Для этого, используя 5-балльную шкалу оценки, необходимо заполнить таблицу 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика возможных объектов дегустации

Что такое дегустация продукции. Смотреть фото Что такое дегустация продукции. Смотреть картинку Что такое дегустация продукции. Картинка про Что такое дегустация продукции. Фото Что такое дегустация продукции

Позиции, которые не вошли в таблицу, следует продвигать с использованием иных методов (акции с призами, лотереи, сэмплинг, подарок за покупки и т. п.).

Продукты, предоставляемые для дегустации, должны иметь безупречный вкус.

Итак, основные позиции для промодегустации выбраны с помощью детального анализа органолептических свойств каждого продукта.

Оценка конкурентных преимуществ выбранных позиций

После того как объект дегустации определен, необходимо оценить его фактические достоинства и недостатки.

К явным относятся те недостатки и достоинства, которые могут быть определены при первом опробовании продукта (аромат, вкус, внешний вид, послевкусие), к скрытым относятся те недостатки и достоинства, которые потребитель замечает с течением времени при совершении нескольких покупок (например, изменение цвета в процессе хранения, появление ломкости, помутнение, появление постороннего запаха и т. п.). Для этого необходимо заполнить таблицу 2.

Таблица 2. Достоинства и недостатки выбранного для дегустации продукта

Что такое дегустация продукции. Смотреть фото Что такое дегустация продукции. Смотреть картинку Что такое дегустация продукции. Картинка про Что такое дегустация продукции. Фото Что такое дегустация продукции

Следующим шагом будет — сравнить явные достоинства и недостатки собственной и конкурентной продукции. Оптимально учитывать мнение потребителей, а не личное. В графы «достоинства» и «недостатки» необходимо вносить только явные достоинства и явные недостатки конкурентной продукции, так как скрытые, не зная хорошо продукцию конкурентов, оценить довольно трудно. В качестве образца можно взять таблицу 3.

Таблица 3. Достоинства и недостатки конкурентных продуктов, на примере пива

Что такое дегустация продукции. Смотреть фото Что такое дегустация продукции. Смотреть картинку Что такое дегустация продукции. Картинка про Что такое дегустация продукции. Фото Что такое дегустация продукции

Теперь вы имеете четкий сравнительный анализ органолептических достоинств и недостатков вашего и конкурентного продуктов. Такой наглядный метод значительно упрощает задачу оптимизации промодегустации.

Далее следует детально проработать регламент проведения дегустации с целью усиления акцента на достоинствах пищевого продукта и уменьшения акцента на недостатках. Следует заметить, что продукты с явными недостатками лучше все-таки на дегустацию не представлять. В BTL-агентства довольно часто обращаются клиенты, которые настаивают на проведении промодегустации заведомо проигрышного продукта. В таком случае в силах агентства провести промодегустацию данного продукта с наименьшими потерями, оптимизировав сам процесс дегустации.

Методика усиления преимуществ, ослабления недостатков

Пример: Анализ органолептических характеристик вареной колбасы «Молочная» выявил недостатки и достоинства, приведенные в таблице 4.

Таблица 4. Анализ достоинств и недостатков колбасы «Молочной»

Что такое дегустация продукции. Смотреть фото Что такое дегустация продукции. Смотреть картинку Что такое дегустация продукции. Картинка про Что такое дегустация продукции. Фото Что такое дегустация продукции

Одним из решений может быть представление на дегустацию колбасы в двух вариантах: обычной и отварной. Отварную колбасу нужно предложить последней, так как при отваривании колбасы часть соли уйдет в отвар и послевкусие не будет слишком соленым.

Колбасу необходимо резать очень острым тонким ножом или предварительно лишать оболочки, чтобы покупатель не видел некрасиво обрезанной упаковки. В брифе промоутеров необходимо подчеркнуть отмеченные достоинства колбасы.

Сегодня, в век все возрастающей конкуренции и агрессивного маркетинга, когда ведется борьба буквально за каждого покупателя, когда брэнд-менеджеры продукта вынуждены придумывать все более изощренные методы борьбы за покупательский спрос, не стоит забывать об очень простом и эффективном методе продвижения — о дегустации в местах продаж. Профессионально используя основные правила дегустационного анализа и законы сенсорного восприятия, эффект от такой промодегустации может быть чрезвычайно высок, а сама дегустация станет отличным орудием в конкурентной борьбе.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Дегустация как цена качества

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 3

В различных изданиях и публикациях, адресованных бухгалтеру, достаточно подробно освещены особенности учета и налогообложения расходов на рекламные дегустации. При этом дегустации, проводимые производителем в целях контроля качества готовой продукции, незаслуженно обделены вниманием. Мы решили несколько восполнить этот пробел и рассмотреть вопросы о том, с какой периодичностью проводятся дегустации, нацеленные на «выходной» контроль качества продукции, в каком количестве может расходоваться дегустируемая продукция, как документально оформляются подобные дегустации.

Дегустационные комиссии

В производственной сфере формируются и функционируют комиссии нескольких уровней. Цеховая дегустационная комиссия проводит органолептическую оценку качества готовой продукции, выработанной за смену. С меньшей частотой проводятся дегустации заводской дегустационной комиссией: комиссия этого уровня осуществляет систематический контроль (как правило, несколько раз в месяц, а также при наличии замечаний ответственных за качество подразделений). Дегустационные комиссии производственных объединений собираются еще реже и осуществляют выборочный контроль качества продукции, производимой предприятиями объединения, оценивают новые виды продукции при внедрении новой техники и технологии; контролируют качество партий продуктов, предназначенных для поставки на экспорт, выставки и конкурсы, а также поступающих по импорту; разрешают спорные вопросы в случае жалоб от покупателей, торгующих и других организаций.

Инструкция о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания, утв. Госкомсанэпиднадзором России 21.07.1992 N 01-19/9-11.

Нюансы проведения и документального оформления

Нормативная документация на различные виды продукции не ограничивает частоту проведения дегустаций в целях контроля ее качества. При этом в такой документации, как правило, оговаривается минимальное количество дегустаций или их периодичность, с тем чтобы производитель обеспечил контроль качества своей продукции. Например, в п. 12.35 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» прописано, что на предприятиях, вырабатывающих детские молочные продукты, должны проводиться их ежедневные дегустации с сохранением образцов до окончания сроков годности.

Запрета проводить дегустации чаще определенного количества раз в нормативной базе не найти. По нашему мнению, периодичность дегустаций может устанавливаться на основе технической документации на вырабатываемую продукцию приказом по предприятию с приложением графика проведения дегустаций.

Если пробы предназначаются для внешней дегустации (в дегустационной комиссии ведомства или организации, контролирующей качество продукции), отбор образцов и проб продуктов оформляется соответствующим актом. При текущем технологическом дегустационном контроле акты отбора проб не составляют, а в протоколе дегустационного совещания указываются наименование образцов продукции, цех-изготовитель, дата выработки, сведения о нормативной или технической документации, регламентирующей качество продукта, приводятся сведения о товарном сорте (или марке), массе нетто образца, дается краткая характеристика с указанием лабораторных показателей качества, сообщаются результаты дегустационной оценки.

Для проведения дегустации могут потребоваться дополнительные продукты, называемые технологами нейтрализаторами вкуса. Это хлеб, чай, сахар, минеральная вода, печенье, колбаса, сыр и т.д. Расходы обычно нормируются в расчете на одного дегустатора. Так, в уже упоминавшемся ГОСТе 26664-85 (п. 2.3.8) говорится, что для нейтрализации вкуса при органолептических испытаниях консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов подают хлеб из расчета по 20 г на каждый вид продукции на одного дегустатора и теплый черный чай с сахаром из расчета 0,25 г чая и 5 г сахара на одного дегустатора при дегустации каждого вида продукции. Если в нормативной базе нормы расхода дополнительных продуктов для органолептической оценки продукции, выпускаемой предприятием, не находятся, оно вправе, по нашему мнению, утвердить их для внутреннего применения самостоятельно.

В связи с проведением дегустации у предприятия необходимость приобретения образцов продукции конкурентов. Включение таких образцов в число дегустируемых позволяет в первую очередь повысить сенсорную чувствительность дегустаторов и, кроме того, оценить сенсорное качество продукции конкурентов.

Расход дополнительных продуктов на проведение дегустации оформляется соответствующим актом, который подписывается председателем дегустационной комиссии и членами комиссии, утверждается руководителем предприятия и сдается в бухгалтерию.

Результаты дегустации заносят в протокол или специальный журнал, содержащие сведения о дате и месте проведения дегустации, список членов дегустационной комиссии, информацию о пробах, представленных для оценки (наименование продукта, кем произведен, данные о партии продукта, дату отбора пробы и т.д.), результаты статистической обработки оценок дегустаторов, заключение о качестве продукта, подписи председателя и секретаря дегустационной комиссии.

Бухгалтерский и налоговый учет

Если дегустация продукции проводится работниками сразу после ее выработки (цеховая дегустация), до того момента, как на счете учета готовой продукции сформировалась ее себестоимость в количественном и стоимостном выражении, выделять стоимость израсходованных при дегустации образцов, по нашему мнению, нет ни возможности, ни необходимости: она и без того будет включена в себестоимость произведенной продукции (поскольку количественное выражение продукции на счете 43 (40) окажется меньше на стоимость отобранных для контроля качества образцов, при этом стоимостная оценка произведенной продукции не изменится, то есть расходы на отобранные образцы распределятся на оставшееся на счете 43 (40) количество продукции).

Считаем, что в рабочем плане счетов к счету 43 можно предусмотреть открытие такого субсчета.

Всем известна позиция налоговиков о том, что продукция, передаваемая на рекламную дегустацию, должна квалифицироваться как безвозмездная передача имущества, в связи с чем стоимость такой продукции не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ) и, кроме того, поскольку безвозмездная передача имущества приравнивается к его реализации, подлежит обложению НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Понятно, что для целей налогообложения качественную дегустацию продукции нельзя сравнивать с дегустацией продукции в рамках рекламного мероприятия. Однако при анализе арбитражной практики автору попалось дело (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 N 09АП-447/2008-АК ), в котором налоговики настаивали на том, что расходы на внутреннюю дегустацию должны рассматриваться как безвозмездная передача продукции. Налоговыми последствиями такого подхода стали доначисление налога на прибыль и начисление НДС к уплате в бюджет. К счастью, суд не согласился с абсурдными утверждениями инспекции. Судьи оценили соответствующий пункт технических условий на колбасные изделия, где указывалось, что каждую партию вареных колбасных изделий сопровождают удостоверением о качестве и безопасности, в котором в обязательном порядке указываются результаты текущего контроля, информация о подтверждении соответствия, органолептические показатели, причем органолептические показатели в режиме текущего контроля подлежат определению в каждой партии и производятся в виде рабочей дегустации технологами и работниками технохимлаборатории налогоплательщика в обязательном порядке на протяжении всего технологического цикла на каждый вид продукции ежедневно, так как каждая партия продукции закладывается и производится в течение дня. Кроме того, из пояснений представителя производителя следовало, что ввиду неоднородности поставок сырья, специй и вспомогательных материалов для производства колбасных изделий каждая партия готовой продукции выпускается в соответствии с ГОСТом Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Контроль за органолептическими показателями позволяет снизить количество брака, привести каждую партию к стандартным показателям, обеспечить ее единообразие и максимальную безопасность для потребителя. Проанализировав нормативную базу, суд пришел к выводу, что налогоплательщик вправе самостоятельно определять периодичность дегустаций, направленных на контроль качества, что целиком соответствует ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В итоге арбитры сделали выводы, с которыми трудно поспорить: расходы на внутреннюю дегустацию продукции направлены на контроль качества, помогают снизить затраты на списание и выявление брака, уменьшают возврат продукции покупателями, являются экономически обоснованными, и предприятие вправе учесть их в целях налогообложения прибыли. А поскольку безвозмездной передачи при качественных дегустациях не происходит, НДС на стоимость израсходованной на дегустации продукции не начисляется.

Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 02.06.2008 N КА-А40/4667-08.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *