Что такое дазайн хайдеггера
Что такое дазайн хайдеггера
«Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: дазайн объективно существует, — это существо, «вовлечённое в мир»» Из Википедии
Какое-то корявое высказывание. Если дазайн не субъект, то сразу объект? Объективно существует? Дазайн экзистирует, а не существует, и оно вне объекта и вне субъекта, т.к. его конституирующей основой является бытие-в-мире
«Дазайн — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще» тоже иp Вики
ps. вообще, было бы неплохо переписать все статьи википедии о Хайдеггере. По-моему, там мало верного
а дас ман может быть дазайном?
дазайн может иметь неподлинный модус бытия и слиться с дас маном 🙂 наверное, так. впрочем, мне эта тема не особо интересна 🙂
в дазайн присутствует фиксация структурной взаимосвязи между существованием человека и «миром» как онтологической целостностью
Эта коллективная монография в целом оставляет странное впечатление, она неровная, но указанная глава (в 5 параграфов) достаточно информативна на тему «экзистенциалов».
Кстати, экзистенциалы «расположение», «понимание» и «речь» в каком-то аналитическом условном разложении можно, наверное, истолковать как Дазайн в 3-х гегелевских модусах: в-себе, для-себя и в-себе-и-для-себя
поясняя термин Dasein, Хайдеггер в одной из своих работ пишет следующее:
кстати, экзистенциалы, видимо, как раз и являются характеристиками вовлеченности человека в эту самую открытость(или внутримирность). Если у Гуссерля человек конституирует «жизненный мир», то у Х. скорее дазайн через экзистенциалы конституируется миром.
Человек никогда не был животным | Часть №4
Оригинал взят у andeadd
Хайдеггер так объяснял это студентам:
— Мы можем сказать, что делает мел, которым я пишу на доске, белым, можем сказать, что делает его пишущим, можем сказать, что делает его хрупким и плотным. Но мы не можем сказать, что делает его СУЩЕСТВУЮЩИМ. Мы не можем указать пальцем на то, что даёт ему бытие, что даёт ему его «ЕСТЬ».
По Хайдеггеру, не только наука, но и философия увязли в сущем, они пытаются ответить на вопросы «Что есть отдельное сущее? или как одно сущее соотносится с другим? или (в лучшем случае) что такое всё сущее в целом?».
• Привычный всем нам термин «субъект» у Хайдеггера отсутствует.
• Бытие человека Хайдеггер обозначает термином dasein (дазайн).
Объекты, на которые наше сознание направлено, всего лишь некие КОНСТРУКЦИИ этого самого сознания. То есть нам недоступно, например, яблоко «в его истинном виде». Нам доступен некий фантом, который создаёт наше сознание, накручивая на объект (который неизвестно существует ли вообще) различные смыслы и ассоциации. Эту конструкцию каждый из нас и называет «яблоком».
То есть каждый интенциональный акт СОЗДАЁТ объект в нашем сознании.
Интенциональный акт создаёт не только объект, но и СУБЪЕКТ.
То есть интенциональный акт «девушка видит дерево» создаёт не только конструкцию «дерево», но и конструкцию «девушка».
Совершенно понятно, что во всех этих случаях ваши «Я» будут ДИЧАЙШЕ отличаться друг от друга. Именно потому, что это РАЗНЫЕ «Я», разные ИНТЕНТОРЫ.
Каждый интенциональный акт создаёт и воспринимаемое, и воспринимающего С НУЛЯ.
Одноразовый объект и одноразовый субъект.
Закономерный вопрос: если в КАЖДОМ отдельном интенциональном акте создаётся НОВЫЙ субъект, то откуда у нас СТАБИЛЬНОЕ, непрерывное ощущение своего «Я»?
Помнится, Пелевин объяснял это весьма доходчиво: давайте представим, что у человека ежесекундно меняется голова, но ШАПКА, которая на неё надета, остаётся одной и той же. Соответственно, ЖМЁТ она все эти сменяющие друг друга головы одинаково, в одних и тех же местах. Именно это постоянное ощущение и создаёт иллюзию постоянного «я».
Что именно является ШАПКОЙ?
Память + особенности нашего МАТЕРИАЛЬНОГО тела, то есть нейроны, аксоны, гормоны и прочее, что к интенциональным ВСПЫШКАМ в сознании имеет такое же отношение, как шапка к голове, то есть НИКАКОГО.
• Что же такое дазайн?
Можно предположить, что если время течёт бесконечно, то неизбежно возникнет ситуация, когда в результате неких ФЛУКТУАЦИЙ и ПЕРЕСЕЧЕНИЙ прошлого, настоящего и будущего возникнет, скажем так, особым образом структурированный СГУСТОК времени, который функционирует по совершенно иным законам, чем всё остальное окружающее время, то бишь то «нулевое», «невидимое» время, в котором живут камень, вода, лава, амёба, собака, лемур, сова и прочие живые и неживые конструкции.
Живое существо реагирует, прежде всего, на динамику материальной окружающей среды.
То бишь «ожившие» атомы реагируют на состояние других атомов: амёба ищет, где посвежее вода, где поменьше врагов, где пожирнее водоросли и т.д.
Соответственно, «сгусток времени», о котором мы говорили выше, прежде всего, реагирует на. что?
На время, естественно.
То бишь он рассматривает себя и мир вокруг себя через призму времени. Он ощущает, что его бытие временится, ощущает свою конечность, СМЕРТНОСТЬ, чувствует перспективу слияния с мёртвым, НУЛЕВЫМ временем.
Итак, реально существует только сгусток времени, зацикленный на своей временности (но классической декартовской субъектности в нём примерно столько же, сколько в волчке, «зацикленном» на том, чтобы не упасть).
• Хайдеггер много говорил об аутентичном и неаутентичном экзистировании дазайна.
То бишь о ПРАВИЛЬНОМ и НЕПРАВИЛЬНОМ модусе существования человека.
Дазайн
Даза́йн (в русской терминологии используется и в оригинальном написании нем. Dasein ) — философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция» так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «существование здесь», «присутствие». Также встречается перевод «сиюбытность». Иногда используются транслитерация (как в настоящей статье) и немецкое написание.
Содержание
Общий смысл понятия у Хайдеггера
В своей статье «Временность дазайн и время бытия» Херрманн даёт следующее указание:
Решающим для понимания фундаментально-онтологического начинания в «Бытии и времени» является разница, царящая между раскрытостью бытия-вообще и способом, каким Дазайн раскрыто для себя самого в качестве трёхчленной заботы, в исполнении которой открыта раскрытость бытия-вообще
Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: дазайн объективно существует, и дазайн — это существо, «вовлечённое в мир».
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Дазайн» в других словарях:
Дазайн-анализ — (Dasein анализ) один из современных психотерапевтических подходов, совмещающий традиции психоанализа, философии и феноменологии. Впервые он появился в Швейцарии, опираясь на опыт семинаров, которые Мартин Хайдеггер на протяжении ряда лет… … Википедия
Dasein — Дазайн (нем. Dasein) философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот бытие», «здесь бытие». Обычный его философский и обиходный … Википедия
Вот-бытие — Дазайн (в русской терминологии используется и в оригинальном написании нем. Dasein) философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот… … Википедия
Здесь-бытие — Дазайн (в русской терминологии используется и в оригинальном написании нем. Dasein) философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот… … Википедия
Присутствие (философия) — Дазайн (в русской терминологии используется и в оригинальном написании нем. Dasein) философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот… … Википедия
Босс, Медард — Медард Босс (Medard Boss; 4 октября 1903, Санкт Галлен, Швейцария 21 декабря 1990) швейцарский психиатр и психолог, один из известных представителей экзистенциальной психотерапии. Содержание 1 Биография … Википедия
Экзистенциальная психология — Экзистенциальная психология направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная… … Википедия
Экзистенциальная психотерапия — (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия
Присутствие — Присутствие нахождение в том же месте и в то же время, что и некоторое событие. Присутствие (также присутственное место) государственное учреждение в Российской империи. Также присутствием назывались часы работы этих учреждений.… … Википедия
Dasein
Даза́йн (нем. Dasein ) — философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция» так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «се-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия». Также встречается перевод «сиюбытность». Иногда используются транслитерация (как в настоящей статье) и немецкое написание.
Содержание
Общий смысл понятия у Хайдеггера
В своей статье «Временность дазайн и время бытия» Херрманн даёт следующее указание:
Решающим для понимания фундаментально-онтологического начинания в «Бытии и времени» является разница, царящая между раскрытостью бытия-вообще и способом, каким Дазайн раскрыто для себя самого в качестве трёхчленной заботы, в исполнении которой открыта раскрытость бытия-вообще
Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: дазайн объективно существует, — это существо, «вовлечённое в мир».
Литература
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Dasein» в других словарях:
Dasein — es un término que en alemán combina las palabras «ser» (sein) y «ahí» (da), significando «existencia» (por ejemplo, en la frase „Ich bin mit meinem Dasein zufrieden“ «Estoy contento con mi existencia»). Es usado por varios filósofos alemanes,… … Wikipedia Español
DASEIN — (нем.) существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь бытие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
Dasein — Dasein: Der substantivierte Infinitiv der nhd. Fügung »da sein« »gegenwärtig, vorhanden sein« bedeutete im 17./18. Jh. zunächst »Anwesenheit«. Im 18. Jh. wurde es als Ersatz für das Fremdwort Existenz (↑ existieren) in die philosophische… … Das Herkunftswörterbuch
Dasein — ♦ Dasein В немецком разговорном языке это слово означает «существование». В философском контексте, обеспечившем ему международное употребление, оно переводится по разному: как «существование» (в частности, у Канта), как «наличное бытие» (в… … Философский словарь Спонвиля
Dasein — Dasein, s. Sein … Meyers Großes Konversations-Lexikon
dasein — ● dasein nom masculin (mot allemand signifiant existence) Existence humaine conçue comme présence au monde. (Le terme est issu de la philosophie de Heidegger.) … Encyclopédie Universelle
dasein — ↑existieren … Das große Fremdwörterbuch
Dasein — ↑Existentia, ↑Existenz … Das große Fremdwörterbuch
Dasein — See also: Heideggerian terminology To be or not to be, Casa das Ciencias, A Coruña Dasein (German pronunciation: [ˈdaːzaɪn]) is a German word famously used by Martin Heidegger in his magnum opus Being and Time … Wikipedia
Dasein — Der Begriff Dasein wird häufig in der Philosophie synonym zur Existenz gebraucht. Eine besondere Wendung erhielt dieser Begriff durch den Existentialismus und verwandte philosophische Richtungen. Hier wird Dasein als grundlegenderer Begriff dem… … Deutsch Wikipedia
Dasein — Leben; Existenz; Bestehen; Beisein; Präsenz; Anwesenheit; Gegenwart; Vorhandensein; Sein; Vorliegen * * * Da|sein [ da:zai̮n], das; s: das menschlic … Universal-Lexikon
Понятие dasein у Хайдеггера
Такой вещи как человек, являющейся человеком только благодаря самому себе не существует.
Мартин Хайдеггер (1889-1976). Немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является одним из крупнейших философов XX века. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.
Само слово «бытие» Хайдеггер писал: старинное «Seyn» вместо «Sein». «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие».
Основной вопрос всей философии Хайдеггера – есть вопрос о смысле бытия. Причем в первую очередь это вопрос “экспликации (разъяснение, объяснение) бытийного смысла жизни как того самого предмета, каковой есть мы сами”. (Хайдеггер, 1993 б, с.74) Способ проработки этого вопроса для Хайдеггера феноменологический. Поскольку только феноменология не запродает себя ни какой точке зрения, ни какому направлению, «поскольку феноменология никогда не бывает и некогда не может стать ни тем, ни другим пока не понимает сама себя. Выражение феноменология выражает, прежде всего, методическое понятие. Оно характеризует не содержательное ч т о предметов философского исследования, но их к а к». (Хайдеггер, 1993 б, с.27).
Однако феноменологический метод Хайдеггера далек от традиционно понимаемой феноменологии Канта и Гуссерля (в существе своей философии Хайдеггер продолжает феноменологическую традицию своего учителя Гуссерля, однако делает он это столь специфично, что иногда говорят о противоположности их подходов). Расхожее понятие феномена, берущее свои истоки у Канта через эмпирическую наглядность – не есть согласно Хайдеггеру феноменологическое понятие феномена. По Хайдеггеру Феномен есть то, что «кажет себя, то, что выводит на свет и приводит к ясности». Сущее может казать себя разным способом. Существует также возможность того, что сущее будет казать себя как то, что оно на самом деле, не есть, такое состояние есть
Феномен – себя в себе самом показывание – означает особый род встречи чего-то. Сокрытость – есть антоним феномену… Себя-само-так-по-себе-кажущее есть феномены феноменологии. (Там же, с.31)
Вторая часть феноменологии как науки о феноменах есть Логос. Логос дает чему-то видеться для говорящих друг с другом. В допущении внять сущее Логос выступает как основание, отношение и пропорция. Логос Хайдеггера есть истинность – открывание, то, что выводит вещи из сокрытости – в явленность. Логос феноменологии бытия, которое есть мы сами (Dasein) имеет характер герменевтики, через которую само это бытие извещается о своем смысле и своих основосруктурах. Феноменология тогда означает: дать увидеть то, что себя кажет, из него самого так, как оно само от себя кажет. (Там же, с.34). Взятая предметно-содержательно феноменология, есть наука о бытии сущего, т.е. онтология.
Таким образом, в лозунге «К самим вещам» Хайдеггер идет еще дальше своего учителя Гуссерля. Точка отсчета его мысли смещается с человека на сами феномены, на бытие вещей как они есть. Не вещи рассматриваются с точки зрения, что они есть для человека, а человек рассматривается как то, что он есть для бытия вещей, а точнее сказать каким образом есть человек в своей неразрывной связи с вещами, с
миром. Именно этот пункт дает право определять подход Хайдеггера как онтоценрический (от греч. Онтос – бытие), в противоположность антропоцентрированному подходу его предшественников, современников и даже некоторых последователей (Летуновский, 2001).
По словам А.А. Михайлова “Заслуга Хайдеггера заключается в том, что он сумел противопоставить произвольности оснований, обуславливающих многообразие существующих в философской традиции концепций», точек зрений и теорий – одно предельно изначальное и фундаментальное» (Михайлов А.А., 2001, с.18). Этим основанием (Dasein) являемся мы сами. Существование человека, а не его интерпретация, редуцирующая (гл. редуцировать; сокращение, уменьшение в размерах либо упрощение) представление о человеке к мышлению, сознанию или инстинкту является исходным пунктом для философского вопрошания. В первых набросках своих идей, предшествующих публикации «Бытия и времени», Хайдеггер говорит о «фактической жизни», как понятию предшествующему понятию Dasein. При этом жизнь понимается им близко к традиции связанной с именами Ницше, Дильтея и Бергсона. Жизнь – есть нечто предельно
изначальное, всеохватывающее и конечное, по отношению к чему все остальные возможные формы ее манифестации являются производными.
Согласно Хайдеггеру уже неверна сама традиционная постановка вопроса о человеке, т.е. «Что есть человек?». Хайдеггер вопрошает «Каким образом есть человек?».
Чтобы избежать предвзятости умозрительных интерпретаций человеческой реальности, Хайдеггер формально обозначает человека термином Dasein (Бытие-вот, Присутствие), а затем пытается дать тщательное феноменологическое описание этого явления предельно изначально в том виде, в котором оно всегда имеет место до возможного теоретического постижения. Фундаментальной особенностью, которая изначальна присуща человеческому существованию, является по Хайдеггеру его отношение к собственному бытию. Подчеркнем не рацио, не социальность, а именно отношение к собственному бытию. Dasein существует таким образом, что для него его собственное бытие всегда является проблемой. Dasein есть сущее, которое, понимая в своем бытии, относится к своему бытию (Хайдеггер, 1993 б, с.53).
В своем бытии, Dasein всегда определенным образом относится к бытию в целом и тем самым пребывает в модусе понимания бытия. Таким образом, человек не просто присутствует, наличествует в мире вместе с другими сущими. В своей жизни он сталкивается с проблемой исполнения, реализация своего бытия, к которому он относится как к своей собственной возможности. Однако исполнение и реализация своего бытия согласно Хайдеггеру возможна лишь в состоянии открытости. Человек сам есть «просвет бытия», открытость, через которую вещи переходят в состояние явленности, исполняются.
Слово Dasein традиционно обозначает наличествование (Vorhandensein), существование. В «Бытии и времени» Dasein однако понимается по другому… Это «Da» не имеет ввиду указания места для сущего, но должно обозначать открытость, в котором сущее может быть присутствующим для человека, а также он сам для себя самого. (Хайдеггер, 1992, с.87).
По Хайдеггеру Dasein ни сознание и ни вещь, также неверно было бы говорить о нем, как о субъекте, которого можно поставить на место сознания. Скорее наоборот, словом Dasein названо такое, в чем впервые только и можно иметь опыт места, а именно место истинности бытия, чтобы потом соответственно осмыслить его. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире, выступает не как противостоящая нашему сознанию предметность, но всегда определенным образом воздействующая на нас реальность. При этом в определении Хайдеггеровского Dasein не субстанциональный, а предикативный подход является решающим. По Хайдеггеру неверна сама постановка вопроса «Что такое Dasein?».
Для Хайдеггера также неприемлемо использование термина сознание, которое является производным от дуалистической умозрительной установки,
фиксирующей разорванность тела и духа. Хайдеггер утверждает, что бытие нас самих может быть обозначено с помощью другого термина – «Бытие-в-мире». По словам В.В.Бибихина «В основной мелодии своей жизни человек не другое, чем мир» (Бибихин, 1995). Мы существуем, находясь в мире. Существование человека имеет место лишь там и тогда, где и когда мир задан этому существованию. Между человеком и миром существует неразрывная глубинная связь.
Существование (экзистенция) по Хайдеггеру является не данностью, не субстанцией, а скорее возможностью, открытостью, проектом. Иными словами, человек представляет проект, который находится в постоянной динамике, в постоянной открытости и еще подлежит реализации.