Что такое дават в исламе

Что такое дават в исламе

Слово «даават» переводится с арабского как «призыв» или «приглашение». Суть даавата — проповедь, цель которой привлечь человека в исламскую веру. Мусульманина, занимающегося дааватом, можно ассоциировать с миссионером.

Три вида даавата

В Коране даават упоминается как призыв к умершим восстать в День Суда, но чаще как призыв жить в согласии с Божьей волей. Первым мусульманином, занимавшихся дааватом, был пророк Мухаммад. Этой деятельностью великий пророк занимался среди своих соплеменников около двадцати трех лет. Результатом его тяжкого труда стало перемирие, которое было заключено в 628 году между мусульманами Медины и многобожниками Мекки. Этот исторический момент стал настоящим плацдармом в распространении ислама — тогда мусульманские проповедники смогли обратить в ислам огромное количество людей. Чтобы не вызвать огромного непонимания в обществе, в самом начале посланник Аллаха призывал тайно. Продолжалось так три года. Говорил он о своей миссии, об откровениях с самыми близкими ему людьми. Его супруга Хадиджа, самые близкие друзья и соратники Абу Бакр и Али были первыми, кто принял ислам и поверил в великую миссию своего супруга и друга.

В жизни сталкиваешься с разными ситуациями, когда говорить о религии открыто небезопасно, но делать это следует. Поэтому исторический пример пророка Мухаммада говорит нам о том, что даже в наше время можно действовать и таким образом.

В широком трактовании даават является способом для информирования как мусульман, так и немусульман о поклонении Господу и жизни великого пророка Мухаммада. Конечной целью является приглашение принять ислам как истинную и единственную веру. С дааватом можно столкнуться и в наш информационный век. Все чаще и чаще на интернет-форумах и в социальных сетях можно встретиться с молодыми людьми, которые призывают к религии. Нет никаких сомнений в том, что это положительное явление. Однако многое зависит от глубины знаний человека, занимающегося дааватом. Нередко в интернете можно встретить людей, которые активно призывают обратиться к исламу, но совершенно не владеют вопросом. Ведь даават — это не просто «призыв». Это целая наука, от владения которой зависит результат.

Условно даават можно разделить на три вида.

Первый — это даават, который проводится для мусульман. В данном случае работу проводят те люди, которые считают себя правоверными. Они призывают соблюдать законы ислама и возрождать старинные духовные ценности, поясняют необходимость тщательного изучения священного писания и неуклонного выполнения заповедей пророка Мухаммада.
Второй — это даават, который проводится для немусульман. В рамках этой работы людей знакомят с исламом: рассказывают о единстве Бога, поясняют уклад жизни мусульманина, говорят о священной книге мусульман.

Третий — это даават, который проводится для атеистов. В этом случае ведется работа, целью которой является восхваление Единого Бога, разъяснение, в чем преимущества веры перед неверием и что ждет неверующего в конце его жизненного пути.

Как правильно призывать родственников к исламу?

Когда посланнику Аллаха был ниспослан аят: «Предостереги своих ближайших родственников» (Шуара 26/214), он собрал всех членов своей семьи и родственников на холме Абу Кубайс и обратился к ним со следующими словами: «О, сыны Абдульмутталиба! О, сыны Фихра! О, сыны Луайа! Если я вам скажу, что у подножия противоположной стороны этой горы ожидает конница, собирающаяся напасть на вас, вы поверите мне?» Люди ответили: «Да, поверим. Мы не слышали от тебя ничего, кроме правды». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я вас предупреждаю о предстоящем мучительном страдании». И тогда Абу Ляхаб, который был дядей посланника Аллаха, сказал: «Да пропади ты пропадом, прожигатель жизни, ты только для этого позвал нас сюда?» И в ответ на это была ниспослана сура «Масад (Пальмовые волокна)» в качестве утешения для посланника Аллаха, который, несмотря на все трудности и помехи, создаваемые такими, как Абу Ляхаб, выполнил повеление Аллаха и при каждой возможности призывал членов своей семьи и своих родственников к истине (Тирмизи). Поэтому призыв к исламу является также и нашей обязанностью. И этот призыв мы должны начинать с наших супругов, детей, братьев и сестер, то есть с наших ближайших родственников, рассказывая им о нашем Господе, о Его посланнике, о Коране, о цели нашего сотворения, и о тех обязанностях, которые на нас возложены.

Да, призыв к религии является для нас долгом перед нашими родными. Пока наш язык шевелится, пока у нас есть силы и возможности, выполнение этой обязанности является ваджибом для нас. Пренебрегать своей семьей и родственниками не уделяя им никакого внимания и не разъясняя им религию, в то время как заводим дружбу с совершенно незнакомыми людьми, противоречит естественному положению дел и представляет собой большое бедствие и опасность. Противоречие естественному положению дел состоит в том, что в Раю человек захочет оказаться вместе со своей семьей и родственниками. Поэтому невозможно представить себе, чтобы человек, который хочет этого, не предпринял никаких действий.

При выполнении призыва очень важно то, каким способом это делается и каким тоном. В соответствии с Кораном, призывая других людей к исламу, мусульманин должен быть терпимым, терпеливым, вежливым и приветливым. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (ан-Нахль 16/125).

Призывать к религии Всевышнего — важное дело, но не следует забывать, что все наши деяния должны исходить из одного намерения — ради Аллаха. Ни в коем случае даават не терпит грубости, навязчивости, силы, насилия. Призывать следует только посредством красивых слов, через любовь к Аллаху и Его посланнику.

Источник

Дагват. Как правильно его делать?

Даават (дагват) ‒ один из аспектов религиозной практики мусульман, которому в повседневной жизни мы, увы, уделяем не столько внимания, сколько хотелось бы.
Показать полностью. Причины тому разные: занятость насущными проблемами; стереотипы в отношении Ислама; непонимание и отторжение людьми всего нового, когда пытаешься им это новое преподнести; боязнь выйти из своей зоны комфорта; элементарное «я стесняюсь» и много прочих…

Однако даавату (дагвату) в религии Ислам

отводится очень значимая роль.

Вкратце напомню, что же такое даваат (дагват):

Даават (дагват) ‒ это призыв, приглашение в Ислам (араб. دعوة ‒ призыв).

Даже самые первые ниспосланные пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) аяты Священного Корана содержали призыв к проповеди:

Читай [о, Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал.

Священный Коран, 96:1-5

«اقْرَ» по смыслу еще переводится и как «провозглашай», т.к. пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не умел читать и писать.

В последующих аятах 96 суры «Аль-Аляк» («Сгусток») также упоминается призыв к богобоязненности:

Видел ли ты того, кто мешает рабу, когда тот молится? Как ты думаешь, а вдруг он был на правом пути или призывал к богобоязненности? Как ты думаешь, а вдруг он счел ложью истину и отвернулся? Неужели он не знал, что Аллах видит его?

Священный Коран, 96:9-14

Даават в зависимости от того, в отношении кого он ведется можно условно разделить на:

Даават для мусульман

В центре внимания этой работы те, кто считает себя правоверным. К этим людям обращаются с призывом соблюдать законы ислама, возрождать утраченные духовные ценности, разъясняют различия между обычаями и шариатом, а также объясняют необходимость углубленного изучения священных писаний и более точного выполнения заповедей пророка.

Даават для немусульман, представителей других религий

Эта работа обращена на верующих из других конфессий. Общаясь с немусульманами, следует больше внимания уделить аспектам о единстве Бога; объяснять истинные ценности религии Ислам, а не стереотипы, навязываемые большинством СМИ; знакомить со священными книгами мусульман и т. д.

Даават для неверующих (атеистов)

Для этой категории людей первостепенным является объяснение преимущества веры перед неверием, а также направление умов на размышление о смысле жизни, а затем уже разъяснение основ веры и религии Ислам.

В отличие от проповедников других религий мусульманам запрещается навязывание своих взглядов кому бы то ни было, ибо сказано в Священном Коране:

Нет принуждения в религии! Верный путь очевидно и явно отличается от заблуждения (от пути греха). Кто не верит Сатане [его соблазняющим обещаниям, смертоносным фантазиям], а [всем сердцем] верит Богу (верует в Него), тот ухватился за надежное, оно не оборвется (не подведет). Всевышний все слышит и обо всем знает.

Священный Коран, 2:256

Истинные дааватчики никогда не будут призывать к Исламу без того, что к ним не будут обращаться с вопросами и не будет хоть какой-то заинтересованности в аудитории.

У многих даават ассоциируется с людьми, оставившими семью и занимающимися исключительно проповеднической деятельностью, но это очередной наш стереотип!

Для того чтобы призвать кого-то к религии Ислам не надо становится «странствующим монахом», делать даават можно даже стараясь быть примером во всем благо

Источник

Призыв к исламу: правила и типичные ошибки

В арабском языке призыв к исламу обозначается словом «да’ва» (дагват). Его буквально можно перевести как «приглашение», «предложение поделиться чем-либо». По сути, речь идёт о призыве немусульман к исповеданию ислама, следованию исламской системе ценностей.

Сами идея призыва к исламу внешне выглядит просто. Однако в его основе лежит много трудностей. Связаны они как с необходимостью преобразования личности самого призывающего, так и наличием многих факторов, в которых ему приходится разбираться и выбирать линию действий.

Исламские богословы выделяют 2 вида дагвата: призыв посредством совершения какого-то дела и через словесную аргументацию. Оба этих метода практиковал Пророк Мухаммад (с.г.в.). Личность Заключительного посланника Всевышнего является для мусульман примером во всём, в том числе и в призыве к исламу.

Типичные ошибки в дагвате

Проблема в вопросах распространения ислама заключается не в самом факте приглашения людей к исповеданию новой системы ценностей, а в том, как это делается. Некоторые современные мусульмане не принимают во внимание множество моментов, на которые человек, не знакомый с исламом, будет обращать внимание и выносить своё суждение. Имеется ввиду, в частности, манера говорить, внешность, излишняя настойчивость, переходящая в навязчивость. Мудрость, благожелательность, а также акцент на логическом обосновании религиозной системы очень часто не берутся так называемыми «дагватчиками» в расчёт.

В качестве негативного примера призыва к исламу можно назвать «фейковые» вбросы в информационное пространство о каких-то чудесах, связанных с исламом, но не упоминаемых в Священном Коране и сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.). Например, в Германии какое-то время назад активно продвигалась новость о том, что деревья под влиянием ветра стали произносить слова свидетельства-шахады на арабском языке. Из российского Дагестана периодически появляются информационные заметки о нахождении коров либо других животных, на теле которых красуется слово «Аллах» на арабском или другие важные для мусульман символы. Такие вещи сложны для восприятия, они находятся за гранью реальности. Подобными «доказательствами» в истинности исламского вероучения тяжело кого-то наставить на прямой путь, особенно в период распространения так называемого «фактчекинга» (проверки достоверности фактов).

Правила ведения дагвата

В процессе дагвата важная роль должна быть уделена объяснению значения слова «ислам», его глубинному смыслу как поклонению Всевышнему, покорности Его воле. Далее следует говорить о самом Боге, Его сущности, Его словах, которые мы можем изучать и следовать им благодаря Священному Корану. Если есть желание рассказать о каких-то чудесах, связанных с исламом, то лучше говорить не о сложных и не для всех очевидных феноменах, типа дерева, произносящего шахаду, а о том, что в настоящее время в мире насчитывается более 9 миллионов человек, знающих Коран наизусть. Какая из книг может похвастаться тем, что она буквально живёт в сердцах такого большого числа людей?! Более того, 75 процентов современных мусульман не являются арабами, что, казалось бы, должно стать препятствием для распространения ислама. Однако именно это и является настоящим чудом, в достоверности которого тяжело усомниться, и остаётся только по-хорошему удивляться любви мусульман к своему образу жизни и стремлению непрекословно следовать этой системе ценностей.

В процессе призыва всегда следует делать акцент на различии между исламом как таковым и мусульманами, которые в силу разных обстоятельств могут совершать иногда не совместимые с исламом поступки. Равно как плохие люди из числа христиан, не представляют подлинное христианство, так и ориентация исключительно на состояние современной мусульманской уммы и поведение некоторых мусульман, включая политиков и знаменитостей, не должно вводить в заблуждение людей, ищущих истину. Ислам – это не то, что делают мусульмане, а то, что они ДОЛЖНЫ делать.

Мусульманин, желающий призвать в свою веру близких или друзей, должен помнить о кораническом аяте, в котором Создатель дал наставление Своему Пророку (с.г.в.) как правильно вести дагват:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.), в свою очередь, отмечал, что мягкость, с которой ведётся призыв к исламским ценностям, делает взаимоотношения между людьми более благожелательными, атмосфера в этой ситуации становится более разряженной, не приводящей к конфликтам.

В современных реалиях дагват должен строиться на знаниях, основанных на неопровержимых фактах, мягкости и мудрости. Это позволит перебороть тот набор неприятных для мусульман предубеждений, которые имеются в общественном сознании в отношении нашей религии. Примечательны в данном случае слова жены Абу Суфьяна, Хинд, которые были сказаны Пророку Мухаммаду (с.г.в.): «Я никогда так не желала исчезновения кого-либо с этого света, как тебя и твою семью. Однако сейчас я не вижу никого более почтенного на этом свете, чем ты и твоя семья». Этот пример крайне показателен, как поведение и хорошие манеры Пророка Мухаммада (с.г.в.) размягчали даже самые чёрствые сердца. Именно его должны помнить мусульмане, желающие призвать в ислам близких себе людей.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

3 правила невидимого даавата

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

Призыв к благому и распространение запретного – это «две стороны одной медали». Пресловутый выбор, кем быть и что делать (или не делать) – имеет каждый человек, в связи с чем ответственность за все наши поступки ложится непосредственно на нас самих. Как-то один из новообращенных жителей Германии, приезжавший в еще довоенный Дамаск, сказал следующее о своем принятии Ислама: «Хвала Аллаху, что я узнал Ислам до того, как познакомился с мусульманами, иначе я бы никогда не принял его». Надо признать, что это редкий, но вполне заслуженный «комплимент». Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Кто же лучше речью, нежели тот, кто призывает к Аллаху [к вере в Него и к признанию только Его богом], совершает праведные деяния и говорит: «Поистине, я из числа мусульман [который полностью подчинился велению Всевышнего Аллаха и Его Слову]!»» (сура Фуссилат, 33)

Аллах Всевышний в этом аяте побуждает Своих рабов призывать других людей к Нему и разъясняет превосходство тех, кто призывает, обладая достоверными знаниями, совершает благие деяния в соответствии с тем, с чем был послан последний Его посланник – Мухаммад ( ﷺ ).

Суть в том, что абсолютно всё, что мы совершаем прилюдно – есть открытая или негласная пропаганда, которая может послужить как причиной спасения, так и поводом для наказания. Пророк ( ﷺ ) сказал Муазу (да будет доволен им Аллах), когда отправлял его в Йемен:

وقال – صلى الله عليه وسلم – لما بعث معاذاً إلى اليمن لأن يهدى الله بك رجلاً واحداً خير لك من الدنيا وما فيها

«Если Аллах направит посредством тебя одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нём». (Имам Ахмад)

Передают другой хадис со слов Сахля бин Са‘да (да будет доволен им Аллах), согласно которому он слышал в день Хайбара, как Пророк сказал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах):

فَوَاللَّهِ لَأَنْ يُهْدَى بِكَ رَجُلٌ وَاحِدٌ خَيْرٌ لَكَ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ

«И клянусь Аллахом, если Аллах посредством тебя выведет на истинный путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами». (Бухари)

В этом хадисе красные верблюды приведены в качестве примера, ибо они были самым ценным имуществом арабов и подразумевают самое ценное имущество для человека.

Как известно, есть множество деяний, совершая которые мы прокладываем дорогу чему-то светлому и запоминающемуся, например, чтение проповедей в мечетях, издание исламских книг, выпуск фильмов и так далее. Однако все это больше присуще алимам и людям, целенаправленно задействованным в сфере даавата, нежели простым мусульманам.

Что же тогда остается тем, кто по причине занятости не имеет возможности заниматься всем этим? А вот об этом мы и поговорим. В этой статье я постараюсь привести примеры реальных деяний, посредством которых каждый мусульманин может приносить пользу обществу, в котором живет.

1. Социальные сети

Один из самых громких рупоров современного призыва. Если наши предки не давали запылиться книгам, то современное общество живет, тонет и «виснет» в виртуальном мире. Картинки, аудио- и видеоролики, передаваемые нами, несут в себе поистине «термоядерную» пропаганду как хорошего, так и негативного. Казалось бы, что может быть проще, чем отправить парочку исламских роликов да длиннющие выдержки из книг – и дело в шляпе!

НЕТ! Не стоит думать, что все ваши знакомые с горящими глазами, полные энтузиазма, читают сложные тексты из книг, которые вы сами при получении едва пробегаете взглядом. Любой «репостируемый» нами контент должен быть в первую очередь доступным и кратким по содержанию, иначе интерес к его просмотру (чтению, прослушиванию) будет потерян по причине того, что концентрация сенсорного внимания человека имеет весьма короткий диапазон длительности. В общем, как заметил еще Антон Павлович Чехов: «Краткость – сестра таланта».

2. Садака (милостыня)

Садака может быть скрытной, а в некоторых случаях, когда это может вызвать «цепную реакцию» и побудить окружающих последовать примеру – открытой. И совсем необязательно иметь счет в швейцарском банке, чтобы пожертвовать чем-либо на благо общества, так как вопрос милостыни не всегда упирается в финансовую составляющую. Все намного проще. Приведем несколько простых советов. Например, можно купить на работу сладости и, оставив их на виду, пригласить коллег угоститься.

Можно при возможности взять по дороге попутчиков, если при этом соблюдаются условия Шариата. Можно, увидев посреди дороги водителя, чей автомобиль не вовремя «встрял», остановиться предложить помощь, вместо того чтобы, подобно большинству, равнодушно проехать мимо.

Можно, купив Коран, оставить его в мечети для всеобщего пользования. А если хотите, чтобы его наверняка заметили, то берите экземпляр, отличный от тех, которые уже есть в этой мечети. Людей, как мы знаем, всегда тянет на что-то необычное, будь то интересный дизайн портмоне или оригинальная обложка знакомой книги.

В целом список деяний, попадающих под категорию садака, необычайно разнообразен и богат, поэтому каждый из нас имеет возможность распространять даават посредством милостыни.

3. Всегда говори об Исламе красиво

Несмотря на технологический прорыв и медиабум, люди, как ни странно, все еще продолжают общаются вживую, и пока это окончательно не кануло в лету, необходимо этим воспользоваться. Специалисты по риторике в один голос утверждают, что главное в словесных баталиях – не то, ЧТО мы говорим, а то, КАК мы говорим. Утверждение весьма противоречивое, но зерно правды в нем все же есть. Можно рассказывать человеку о религии, но так долго и завуалированно, что единственной мыслью слушающего будет желание, чтобы вы поскорее закончили и оставили его в покое. А можно, внеся некоторые коррективы в свою манеру разговора, одним хадисом ТАК заинтересовать человека, что в дальнейшем он сам будет искать вашего общества. В общем, индивидуальный подход с щепоткой креатива – и ваш даават «зажжёт» кого угодно.

Резюмируя, хотелось бы напомнить, что самый лучший даават – это наше с вами поведение, которое, как ничто другое, говорит окружающим о религии, последователями которой мы являемся.

Пусть Всевышний даст тавфик всегда соответствовать тому, что мы говорим, мотивируя тем самым людей на совершение благого.

Камал Магомедов

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

«Таблиги жамаат» в Кыргызстане. Что это за течение и как устроен даваат

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

После обретения независимости Кыргызстан распахнул двери всему миру. Объявив его «общим домом», он начал активно продвигать эту национальную идеологию. Но вместе с прогрессивными взглядами, технологическими достижениями в страну начали проникать и различные религиозные идеологии. Некоторые из них существенно отличались от традиционного ислама, которого придерживались наши предки.

Как показали последние исследования, 86 процентов жителей страны считают себя мусульманами, но в это же время в Кыргызстане насчитывается много разных исламских течений. Одним из более или менее крупных является движение «Таблиги жамаат». Представители этого движения ставят себе целью призывать новых адептов к своей вере, укреплять эту веру путем трехдневного, сорокадневного и четырехмесячного отрешения от мирской жизни. Корреспондент «Азаттыкка» побывал на трехдневном даваате. Свои наблюдения он изложил в форме блога, который мы публикуем на своем сайте.

Порядок трехдневного даваата

Прежде чем приступить к субъективному повествованию действий даваатчи, хочу немного остановиться на порядке проведения трехдневного даваата.

Решившие совершить трехдневный даваат (странствие) приходят на пятничную молитву в мечеть уже со всеми необходимыми в дороге принадлежностями. Они берут с собой матрас, сменную одежду, посуду и предметы личной гигиены и после пятничной молитвы собираются внутри мечети. Выслушав перед дорогой напутствие от представителя «Таблиги жамаат», там же они избирают лидера, которого называют амир сапом. После этого группа современных паломников отправляется в одну из мечетей того или иного района.

Напутствовавший нас человек сказал, что место, куда мы должны прибыть, определяет центральная мечеть. По дороге мы собрали немного денег и в магазине купили продукты, которыми собирались питаться предстоящие три дня. В своем напутствии даваатчи рекомендовал быть умеренными в еде, сне, меньше говорить о мирских делах, без особой причины не покидать мечеть, а также больше времени уделять даваату, таалим-мутаалиму. Больше учиться и обучать, чаще упоминать имя бога, больше времени посвящать служению вере, держаться подальше от политики, избегать обсуждения мазхабов (других школ), воздерживаться от вмешательства в дела мечети и от замечаний в сторону других людей. Также необходимо быть бережливым, не допуская расточительства, не использовать без разрешения чужие вещи, не надеяться на помощь других, а полагаться во всем на себя и свои силы.

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

В это время в мечети сидят два даваатчи: один читает проповедь прихожанам, а другой занимается зикром (поминанием Аллаха) и молится об эффективности даваата. Гашт по времени длится минут 20-40. Владельцы домов, в которые мы стучались, сразу закрывали двери. Женщины же, едва завидев нас, выкрикивали нам издалека, что в доме нет мужчин. За час мы обошли две улицы общей протяженностью в 3 километра.

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

После вечернего намаза в мечети читают проповеди и хадисы. А после последней ночной молитвы даваатчи садятся ужинать. Один из них рассказывает о правильном порядке (адабе) принятия пищи. Перед сном другой рассказывает об адабе сна.

Действия и принципы «Таблиги жамаата», вызвавшие во мне сомнения

Один из основных принципов движения «Таблиги жаамат» гласит: «Учить тому, что знаешь, и учиться тому, чего не знаешь» (таалим-мутаалим). На первый взгляд может показаться, что принцип-то вполне безобидный. Один из новичков нашей группы поделился со мной своими соображениями по этому поводу:

— Я выхожу на даваат в первый раз. Я очень уважаю религию, но прежде чем учить других, мне хотелось бы углубить свои знания. Мне кажется, проповедью должны заниматься не все желающие, а только те, кто действительно обладает знанием. По-моему, амир-сап должен был оставить новичков в мечети, чтобы призывами занимались более опытные.

В медресе могут преподавать исключительно люди с соответствующим образованием. У религиозных учреждений есть свои требования и условия, но для ведения проповеди в даваате не требуется никакой специальной подготовки. Глядя на все это невольно вспоминаешь фразу о том, что «полуобразованный мулла портит религию».

Состав нашей группы (жамаата)

Наш жамаат состоял из 11 человек. Для трехдневного даваата это была довольно многочисленная группа. Четверо из нас (включая меня) вышли на даваат в первый раз. Поговорив с ними я узнал, что решили это не с целью учить кого-то религии или призывать к вере, а с целью самим получить знания. Именно поэтому можно было заметить, с какой неохотой они выходили на гашт.

Двум участникам нашей группы было уже за 50. Выяснилось, они и раньше выходили на даваат. Зачастую они расходились во мнениях или взглядах с молодыми людьми. Поэтому наш ужин, как правило, сопровождался бурными спорами и дискуссиями. Молодые люди выступали против излишнего расточительства на тоях и поминках, в то время как люди постарше никак не соглашались с ними и приводили свои доводы.

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

Кто и с какой целью выходит на трехдневный, сорокадневный и четырехмесячный даваат?

Человек должен уметь четко планировать свое время, для того, чтобы выйти на даават. Трехдневный даават практически не создает сложностей – на трехдневное отречение от мирской суеты уходят в пятницу после обеда и посвящают ему два выходных дня. В отречении от мирской жизни и посвящении себя богослужению на три дня практически нет ничего плохого. Именно по этой причине на трехдневных даваатах можно увидеть студентов, государственных служащих и бизнесменов. Но ситуация меняется, когда речь заходит о сорокадневных даваатах. По закону госслужащему в год положено 28 отпускных дней. Поэтому путь в сорокадневный даваат им заказан. У тех же, кто вышел на сорокадневный даваат, просят осуществить намерение выйти уже на четырехмесячный даваат.

Но когда человек, мужчина, оставляет свою семью, работу и дом на 4 месяца, возникает вероятность того, что у него могут начаться социальные и финансовые проблемы. Очень часто бывает, что после долгого отречения от мирской жизни в семье человека начинаются конфликты. В большинстве случаев именно тот факт, что люди уходят на даваат вопреки воли своей семьи, выставляет их в неприятном свете. Но сами даваатчи утверждают, что такое отречение «является единственно правильным путем Аллаха».

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

«Таблиги жамаат»​. Даваат и радикальные условия

Кому не хотелось бы пребывать в мечети, посвящая себя богослужению? Но мне показалось очень странным, когда по возвращении с трехдневного даваата участники группы стали обращаться ко мне с просьбой высказать намерение выйти теперь уже на сорокадневный и четырехмесячный давааты. При этом они не поинтересовались моим семейным положением. На моем попечении находятся пожилые родители и ребенок. Простит ли меня Аллах, если я оставлю их одних и проведу сорок дней в поисках бога? Заступится ли за меня пророк, если я брошу мать, «под стопами которой находится рай»?

История появления «Таблиги джамаата»

В 20-е годы прошлого столетия многие мусульмане Индии начали переходить в индуизм. Проповедники индуизма в те годы отличались особой активностью. У мусульман возникла необходимость в разработке собственных методов психологического воздействия на людей с тем, чтобы противостоять распространению индуизма. Так, в 1927 году имам по имени Маулян Мухаммад Ильяс Кандехлеви создал движение «Таблиги Джамаат». С арабского «таблиг» означает «призывать».

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

Ильяс Кандехлеви считал, что для проповедей не обязательно иметь соответствующее образование. (Один из участников нашей группы выразил мысль, что «даваат – это передвижное медресе»). К концу жизни Ильяса Кандехлеви (1944) «Таблиги джамаат» успел пустить свои корни по всей Индии, но несмотря на широкий охват, движение оставалось в стороне от политики.

В форуме (ижтима) сторонников «Таблиги джамаата», который проходит ежегодно в октябре в Пакистане, из Кыргызстана участвует около тысячи человек. По словам одного из членов движения, в 2016 году на ижтиму поехали 900 кыргызстанцев, в 2017-м – 800, 2018-м – около 600. Он говорит, что в настоящее время около 200 кыргызстанцев получают образование в различных медресе «Таблиги джамаата» в Пакистане.

В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Китае и России движение «Таблиги джамаат» признано экстремистским, деятельность которого находится под запретом. В Кыргызстане сложилась несколько иная ситуация. Несмотря на отсутствие официальной регистрации, муфтият страны и влиятельные богословы выражают открытую поддержку движению. Они считают, что «Таблиги джамаат» является силой, сдерживающей рост религиозного радикализма.

Даваат и госслужащие

Известны даже случаи, когда государственные служащие выходили на проповеди. Мэр Таласа Айдар Жусупбеков рассказал, что в январе 2019 года вместе с депутатами горкенеша вышел на трехдневный даваат в медресе в Кара-Балте. Среди даваатчи, говорит он, немало предпринимателей, налогоплательщиков и рядовых законопослушных граждан:

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

— Год назад я совершил умру (малый хадж – ред.). После возвращения начал совершать намаз. Не пять раз в день. Езжу на пятничную молитву в центральную мечеть Таласа. Там ребята предлагали выйти на даваат, несколько раз даже приезжали на работу. Я нашел время, после наступления нового года, 4-5-6-го числа (января – ред.) съездили на трехдневный даваат в Кара-Балту. Мне 50 лет. Советский Союз воспитал нас атеистами.

Нас было 27 человек. Мы много чему научились у молодых ребят в медресе, несмотря на их возраст. Было полезно. Ничего плохого в этом нет. Я слышал, что уходят на 40-дневные или 4-месячные проповеди. Некоторые оставляют своих детей и уезжают за рубеж. Но, думаю, что они исходят их своих возможностей. А я сразу же сказал, что из-за работы на госслужбе у меня не будет времени на это. Меня пригласили знакомые ребята в Таласе. Я знаком с ними много лет. Это не случайные люди.

Даваат совершают не только мужчины, но и женщины. Иногда на проповеди выходят целыми семьями. Женский даваат называют мастуратом. Единственное, женщин во время даваата размещают не в мечетях, а в близлежащих домах. О проповедях среди женщин известно мало даже теологам и религиоведам.

Что такое дават в исламе. Смотреть фото Что такое дават в исламе. Смотреть картинку Что такое дават в исламе. Картинка про Что такое дават в исламе. Фото Что такое дават в исламе

В 2009 году в Кыргызстане предприняли попытку запретить деятельность движения «Таблиги джамаат». Генпрокуратура обратилась в Первомайский районный суд Бишкека с просьбой признать движение террористическим и экстремистским, но позже отозвала свое заявление с формулировкой о необходимости более глубокого изучения деятельности организации.

Отношение теологов к «Таблиги джамаат» неоднозначное. Одни считают, что движение далеко от политики и никакой угрозы государственному устройству не несет. Они считают ошибочным называть «Таблиги джамаат» экстремистской или террористической организацией. Другие уверены в том, что движение формирует у молодежи радикальные взгляды.

В качестве примера положительного влияния движения экс-замдиректора Госкомиссии по делам религий Канатбек Мурзахалилов называет реабилитацию бывших заключенных и воспитательные работы среди людей, страдающих алкозависимостью.

Но ОДКБ и ШОС признали «Таблиги джамаат» экстремистской организацией. По словам Мурзахалилова, при реализации соглашений ОДКБ и ШОС в будущем Кыргызстан может столкнуться с серьезными препонами.

Теолог Кадыр Маликов называет приверженцев «Таблиги джамаата» нео-суфиями и отмечает, что от экстремистских организаций движение отличает отдаленность от политики, отсутствие призывов к построению халифата или пропаганды против конституционного строя. Аналогичной точки зрения придерживаются религиоведы Татарстана и Таджикистана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *