Что такое дата валютирования в платежном поручении
Основные понятия и определения
Для того чтобы разобраться с дополнительными (по сравнению с «обычным» платежным поручением) полями в валютной платежке, следует немного изучить технику международных переводов. Ведь в валюте платим почти всегда зарубежным контрагентам. Валютные расчеты с партнерами-резидентами запрещены законодательно, за редкими исключениями (ст. 9 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»).
Для международных переводов применяется несколько больше информации, чем для транзакций внутри страны. Уместнее всего дать их названия (обозначения) и немного расшифровать суть, чтобы было понятно, зачем им посвящены отдельные поля в валютном поручении.
SWIFT — международное банковское объединение. Банки, обслуживающие международные платежи, регистрируются в SWIFT и получают индивидуальный код-идентификатор с тем же наименованием. Указание SWIFT-кода в платежном поручении позволяет четко определить банк, в который уходит платеж. Собственно SWIFT-код — это 11-тизначный электронный «адрес» банка в системе SWIFT.
BIC-код — то же, что и SWIFT. Используется название из стандарта ISO 9362, регламентирующего методы идентификации участников финансовых расчетов.
BEI-код — тоже идентификатор в SWIFT, но уже не банка, а корпоративного клиента этого банка. Банк может регистрировать своих клиентов в системе SWIFT для повышения скорости и корректности расчетов. BEI-код тоже помогает тому, что отправляемый платеж уйдет по назначению.
Клиринговый код банка — тоже является идентификатором банка, но уже не в SWIFT, а в национальных клиринговых системах.
IBAN — еще один практически комплексный идентификатор: определяет банк (филиал) и номер счета клиента в международном формате (стандарт ISO 13616).
ISO-код — часть стандарта ISO 3166-1 содержит коды названий стран и подчиненных территорий. Применяется для указания в платежном документе адресов.
ВАЖНО! Существуют и другие подобные кодировки. Для банковских целей нужно применять именно ISO 3166-1.
Адрес — любой адрес указывается в последовательности: улица, номер дома, город, район, почтовый индекс, страна (можно кодом ISO). Это международный формат.
Бенефициар — тот, кому платим.
Банк-посредник (банк-корреспондент) — указывается в том случае, если непосредственно банк бенефициара держит счет в соответствующей валюте в другом банке (посреднике).
Таким образом, технически процесс создания корректного платежного поручения в валюте представляет собой правильное указание всех идентификаторов получателя платежа и его банка.
На пути выполнения международного перевода есть еще несколько подводных камней, на которых тоже стоит подробнее остановиться:
Кроме того, система автоматически заменяет их допустимыми. Таким образом, может быть нарушена последовательность знаков в идентификаторах и возникнет ошибка.
Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Создание поручения на перевод в валюте — пошаговая инструкция
Разобравшись с технологией и нюансами оформления перевода, рассмотрим процесс создания валютного поручения (распоряжения) пошагово:
ВАЖНО! И SWIFT, и клиринговый код выбираются из международных справочников. То есть рядом с полем для кода должен находиться значок выпадающего списка банков с кодами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых системах (например, Сбербанка) информация о комиссиях за перевод включается в платежное поручение после уточнения назначения платежа (а не на первых шагах, как стандартно представлено выше).
Об указании дополнительной информации для банковского контроля см. статью «Как указать код валютной операции в платежном поручении?».
Итоги
Формирование валютной платежки в клиент-банке требует выполнения некоторых дополнительных правил и внесения большего объема информации, чем при подготовке обычного платежного поручения.
Что такое дата валютирования в платежном поручении
Система позволяющая вести все от поступления до продаж
Полное ведение бухгалтерии сотрудником Бухты
Система учета товаров, перемещения и остатков
Автоматизируйте работу своего ресторана полностью
Для розничной торговли
Полный контроль над торговой точкой
Для оптовой торговли
Контролируйте отгрузки и склады
Бухгалтерия прямо у вас на сайте
Индивидульные технологические решения
Как работать с Бухтой
Ведение учета запасов, перемещений, прихода и отгрузки
Автоматическая сдача налоговой отчетности
Интеграция с банками
Банк в бухгалтерии, документы на основании платежек и наоборот
Все документы подписываются в электронном виде
Начисление зарплаты на основании посещаемости
Получи сервисы Бухты по API
Акты, накладные. ЭСФ, ЭАВР, СНТ
Как работать с Бухтой
Наши последние новости
Только полезные статьи
Найдите быстрый ответ на ваш вопрос
Как работать с Бухтой
Блог / Финансы
Финансы ・ Что такое дата валютирования (Value date)
3 месяца назад · 5 мин чтения
Что такое дата валютирования (Value date)
Что такое дата валютирования
Дата валютирования — дата исполнения условий сделки (то есть дата физической поставки денежных средств согласно её условиям).
Для безналичных конверсионных операций дата валютирования означает календарное число, в которое произведён реальный обмен денежных средств в виде получения купленной валюты и поставки проданной валюты контрагенту сделки. Для кредитно-депозитных операций датой валютирования будет являться дата предоставления кредита, то есть дата поступления средств на счёт заёмщика. А датой окончания депозита (maturity date) служит дата возврата основной суммы по депозиту и процентов по нему на счёт кредитора.
Датами валютирования и датами окончания контракта являются только рабочие дни, исключая выходные и праздничные дни для данной валюты. В данной статье будет рассматриваться дата валютирования в платежном поручении.
Дата валютирования в платежном поручении – это дата, указанная инициатором в платежном документе, в которую деньги зачисляются на банковский счет бенефициара.
Все о документе «Платежное поручение» вы можете узнать из нашей статьи – «Платежное поручение в Казахстане»
Требования закона к дате валютирования в платежах
Закон «О платежах и платежных системах РК» в статье 49 «Исполнение указания с датой валютирования» гласит:
1. Дата валютирования, указанная в платежном документе, не может превышать десять календарных дней с даты выписки платежного документа.
2. При исполнении указания с датой валютирования деньги отправителя денег переводятся на внутренний балансовый счет (транзитный счет) банка отправителя денег.
3. Перевод денег отправителя денег на специальный транзитный счет банка отправителя денег осуществляется в сроки, установленные настоящим Законом, для исполнения указания клиента, но не позднее сроков, определенных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
4. Перевод денег со специального транзитного счета банка отправителя денег осуществляется банком отправителя денег не позднее даты валютирования, указанной в платежном документе, с учетом времени, позволяющего зачислить деньги банком бенефициара на банковский счет бенефициара, в порядке, определенном пунктом 5 настоящей статьи.
5. Банк бенефициара зачисляет деньги на банковский счет бенефициара в течение операционного дня, определенного датой валютирования. Если дата валютирования приходится на нерабочий день, то банк бенефициара зачисляет деньги на банковский счет бенефициара в первый рабочий день, следующий за днем, определенным датой валютирования.
6. При зачислении денег на банковский счет бенефициара в операционный день, не соответствующий указанной в платежном документе дате валютирования, банк, нарушивший условия указания с датой валютирования, несет ответственность в порядке, определенном договором банковского счета.
Что будет если вы неправильно указали дату валютирования
Как правильно использовать дату валютирования
Приведем пример использования даты валютирования при взаимодействии с банком.
ПРИМЕР
Бухгалтер торопился на обед, сформировал срочное платежное поручение и отправил его в банк. Время отправки 12:50, дата валютирования совпадает с датой отправки. Тарифы БВУ РК после 12:00 на исполнение платежных поручений клиентов – юрлиц увеличены. В подтверждение приведем тарифы одного из банков РК:
Таким образом, за исполнение данного платежного поручения эта компания заплатит почти в 2 раза больше чем если бы платежное поручение было отправлено до 12:00. Однако, если бы бухгалтер не торопился на обед и поставил дату валютирования следующим днем, то банк исполнил бы данное поручение утром следующего дня с уменьшенными тарифами. Конечно, это касается случаев, когда исполнение платежного поручения может быть отложено до первой половины следующего дня.
Как заполнить платежное поручение
Чтобы платеж дошел быстро и без проблем
Платежное поручение — это документ, которым вы как бы говорите банку: «Переведи с моего расчетного счета столько-то денег такому-то контрагенту вот на этот счет». В разговорной речи платежные поручения часто называют платежками.
Чаще всего платежные поручения используются, чтобы:
Для чего нужно платежное поручение
Это распоряжение для банка о том, кому, сколько и куда мы хотим перечислить денег. То есть ИП или компания доверяет банку перевести кому-то свои деньги.
С помощью платежки мы даем банку поручение списать с расчетного счета компании или ИП деньги в пользу получателя. Так можно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками и клиентами. А еще — с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и другим платежам.
Отличие платежного поручения от ордера и требования
Бывают ситуации, когда деньги списываются без вашего разрешения — по распоряжению получателей денег. Это называется «безакцептный платеж». Списать деньги может:
Чтобы списать деньги в пользу приставов, банк использует инкассовое поручение: в банк приходит исполнительный лист, а он списывает по нему деньги без вашего акцепта — разрешения. Если нужно списать задолженность по налогам, в банк придет решение о списании.
Для списания процентов по кредиту или, наоборот, начисления процентов на остаток по счету банк использует банковский ордер.
А бывают ситуации, когда вы сами предоставляете право списывать с вашего расчетного счета деньги, например поставщику. Это редкая ситуация, и для нее обычно используют платежное требование с акцептом плательщика.
Что такое электронное платежное поручение
Раньше платежные поручения были бумажными: их распечатывали на принтере, подписывали, штамповали и везли в отделение банка.
Сейчас бумажные платежки используются в исключительных случаях. Большая часть денег уходит по электронным платежам. Компании и ИП в личном кабинете банка или через мобильное приложение заполняют реквизиты, сумму и назначение платежа. Платежное поручение формируется автоматически, предпринимателю остается только подписать его электронной подписью и отправить.
Изменения в 2020 году. С 1 июня 2020 года вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений. При переводе физлицам компании и ИП должны указать код вида дохода.
Коды должны помочь банкам различать, с каких доходов можно удерживать долги по исполнительным листам, а с каких — нет. Например, если клиент банка — должник по алиментам, банк должен понимать, с каких сумм он может эти алименты взыскать.
Что теперь нужно делать. При заполнении платежки в поле 20 — «Назначение платежа» — необходимо указывать код вида дохода — 1, 2 или 3:
Код 1 — разрешены взыскания с ограничениями по сумме. Этот код нужно поставить, если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — взыскания запрещены. Действует для перечисления алиментов, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих сумм взыскать можно только алименты. Это код для возмещения вреда здоровью.
Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-УPDF, 1,41 МБ
Если ваш платеж не относится к этим трем, код указывать не надо. Например, если переводите деньги под отчет на хозяйственные нужды. Или если ИП перечисляет деньги с расчетного счета на личный.
Также в поле 24 нужно указывать информацию о ВЗС — взысканной сумме — в такой форме: //ВЗС//сумма цифрами//.
Если сумма указывается рублями, нужно отделять копейки символом «-». Если сумма выражена в целых рублях, то после символа «-» указываются два нуля. Например, сумма будет выглядеть так: //ВЗС//1000-00//.
Обязательства банка и плательщика
Банк исполняет платежное поручение в срок, который указан в договоре банковского обслуживания, или в срок, который предусматривает закон.
Если платежка заполнена некорректно или по счету есть блокировка, может возникать сообщение об ошибке: «Невозможно отправить платежное поручение». Вот что в этом случае нужно проверить:
Когда исправите ошибки, попробуйте отправить платежку снова.
Срок действия платежного поручения
В обычных условиях платежка действует до пяти банковских дней. Банковский день — это то же самое, что платежный и операционный день, то есть время, когда банк отправляет и принимает деньги.
По закону банк должен исполнить платежное поручение в течение двух банковских дней, если деньги отправляются в пределах субъекта РФ. Например, когда банки обоих контрагентов находятся в Москве. Если платеж идет по России, например из Владивостока в Москву, то процесс может затянуться до пяти банковских дней.
На деле все происходит быстрее, конечно, если это предусмотрено в условиях обслуживания. Например, в Тинькофф все платежи срочные, внутри банка деньги ходят круглосуточно, в любые регионы РФ отправляют с 01:00 до 21:00.
На расчетный счет деньги должны зачисляться не позднее, чем на следующий рабочий день после поступления в банк. Например, если деньги пришли в среду, то в четверг будут на счете. А если в пятницу, то компания увидит их на счете в понедельник.
Если платежка создана, а денег на счете не хватает, то платеж встает в очередь. Когда появятся деньги, все платежи уйдут по очереди.
Виды платежных поручений
Нет какой-то специальной классификации платежных поручений, но вот самые популярные назначения платежей:
Могут быть и другие платежи.
Форма платежного поручения
Реквизиты, форма для платежного поручения на бумаге и номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1—3 к Положению Банка России № 383-П.
Бумажная форма платежки встречается очень редко, но бывают ситуации, когда она нужна. В этом случае можно подготовить бумажную платежку или попросить подготовить ее в банке.
Можно ли разработать свой бланк платежного поручения
Чтобы принести в банк в бумажной форме — нет. Для этого есть установленная форма. А в электронной форме достаточно заполнить поля в личном кабинете или мобильном приложении банка.
Где взять бланк. Платежное поручение можно заполнить в любой бухгалтерской программе и выгрузить в личный кабинет банка. Если по каким-то причинам нужно отнести бумажное поручение в банк, то распечатайте столько экземпляров, сколько просит банк.
Платежку можно заполнить прямо в личном кабинете или мобильном приложении банка, если у банка есть такой функционал. Это удобно, если платежных поручений немного.
Формирование платежных поручений в «1С: Бухгалтерия». Документ «Платежное поручение» можно найти в главном меню слева: «Банк и касса» → «Банк» → «Платежные поручения».
Расшифровка и правила заполнения полей
В платежном поручении много полей, которые надо заполнить. Неважно, бумажный это документ или форма в онлайн-банке.
Номер и дата — поля 3 и 4. Дату нужно писать цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Номер платежного документа не может быть больше 6 знаков.
Вид платежа — поле 5. Обычно в этом поле ставят только отметку «срочно», если это срочный платеж. Во всех остальных случаях ничего не указывают или это решает банк. За срочность банк может брать дополнительную комиссию.
Сумма платежа — поля 6 и 7. В бумажной платежке в поле 6 пишут сумму прописью. С начала строки с заглавной буквы указывается сумма платежного поручения — прописью в рублях, в именительном падеже, а копейки — цифрами. Слова «рубль» и «копейка» пишут в соответствующем падеже — «рублей», «рубля» и т. д. — без сокращений. Например, три тысячи четыреста рублей 00 копеек.
В поле 7 пишут сумму цифрами без пробелов. Рубли отделяются от копеек символом «-», например 5000-55. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в конце нужно поставить знак равенства. Например, 5000=.
В электронном поручении сумма ставится в формате банка. В Тинькофф просто пишете свою сумму, а банк приводит ее в нужную форму.
Информация о плательщике — поля 8, 60 и 102. Сначала указывают название:
Потом — банковские реквизиты плательщика:
Информация о получателе платежа — это тот, кому вы отправляете деньги. Здесь указываем:
Вид операции — поле 18. Указывается шифр: для платежного поручения — 01, инкассового поручения — 06, платежного требования — 02.
Срок платежа — поле 19. Это поле не заполняем.
Код назначения платежа — поле 20. С 1 июля 2020 вступили в силу новые правила заполнения этого поля:
Код 1 — для заработной платы, премий, отпускных, выплат самозанятым.
Код 2 — для выплат, с которых нельзя делать взыскания. Это алименты, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих выплат можно взыскать только алименты. Это суммы для возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.
Во всех остальных случаях код не ставим и поле оставляем пустым.
Если перечисляете сотруднику суммы с разными кодами, например отпускные и пособие по уходу за ребенком, нужно заполнить два платежных поручения: с кодом 1 и с кодом 2.
Очередность платежа — поле 21. Когда на расчетном счете плательщика недостаточно денег, то заводится картотека. Грубо говоря, это порядок, в котором платежи будут списываться при поступлении денег.
В первую очередь происходит списание по исполнительным листам:
Во вторую очередь списываются все прочие платежи, например оплата поставщику или платежи в бюджет — налоги, взносы.
Код платежного поручения — поле 22. Это поле нужно только в некоторых случаях, например при уплате госпошлины.
В этом поле указывается код УИП — уникальный идентификатор платежа — или код УИН — уникальный идентификатор начисления, если это предусмотрено договором с получателем этого платежа. Например, госорган-получатель выдал вам квитанцию на оплату с указанием УИП. Если этого кода у вас нет, ставьте 0.
Назначение платежа — поле 24. В платежном поручении указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов. А еще — с НДС платеж или нет. Для платежей в бюджет указывают вид налога или взноса и период, за который их платят.
Например, «Оплата по Договору № 52 от 01.07.20 за аренду офисного помещения за июль 2020. Сумма 30 000-00. Без НДС». Или «Оплата по Счету № 5685 от 24.07.20 за канцелярские товары. Сумма 2000-00. В т. ч. НДС (20%) 333-33».
Статус плательщика — поле 101. Это поле используется при уплате налога или другого платежа в бюджет. Тогда пишут один из кодов:
Для других платежей поле оставляют пустым.
Поля 104—109 заполняются для платежей, перечисляемых в бюджет. В том числе на уплату налогов, взносов, пеней, штрафов.
КБК — код бюджетной классификации — поле 104. Коды зависят от вида налога, сбора и платежа. Если ИП или ООО — налоговый агент, например перечислили заработную плату сотруднику по трудовому договору, то при перечислении удержанного НДФЛ в бюджет и ИП, и ООО укажут один и тот же КБК — 18210102010011000110. Проверить нужный код можно на сайте налоговой.
ОКТМО — поле 105. Код ОКТМО — это код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
Проверить ОКТМО можно по ИНН на сайте Росстата.
Второй вариант — на сайте налоговой по юридическому адресу компании. Поставьте галочку «Определить по адресу», напишите адрес компании и получите верный код ОКТМО.
Основание платежа — поле 106. В одной платежке можно указать только одно основание платежа. Поэтому если вы хотите заплатить НДС за второй квартал 2020 года и долг по НДС за первый квартал 2020 года, то нужно делать разные платежки с разными основаниями:
Налоговый период — поле 107. В этом поле указывают периодичность уплаты налога:
Например, МС.06.2020 — платеж за июнь 2020 года.
Образцы заполнения платежных поручений
Платежи контрагентам. Если заполняете платежное поручение для поставщика, главное — не ошибиться в номере счета получателя. Иначе деньги могут уйти не туда. Вот пример заполненной платежки.
Платежи физлицам. Если переводите деньги физлицам — зарплату, премии, отпускные, выплаты подрядчикам или самозанятым, в поле 20 нужно указывать код вида дохода:
Код 1 — если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — для перечисления алиментов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Код 3 — для возмещения вреда здоровью.
Чаще всего у вас будет код 1.
Платежи в бюджет. Реквизиты для уплаты зависят от видов налогов и взносов. Например, если платите в бюджет НДФЛ как налоговый агент, то нужно указывать:
На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев.
Что делать, если одно из полей было заполнено неверно и деньги ушли не туда
Обратитесь в банк — в определенные сроки можно вернуть платеж. Если период, когда деньги можно отозвать, закончится, попросите вашего контрагента вернуть деньги. Если не получится в мирном порядке, можно обратиться в суд.
Валютные операции: шпаргалка для бухгалтеров
Почти все, что требуется знать о валютных операциях, и об их отражении в бухгалтерском и налоговом учетах, — в нашем материале.
Какие операции считаются валютными?
Валютными в целях бухгалтерского и налогового учета считаются все операции, которые приводят к возникновению, изменению, погашению обязательств и требований, стоимость которых выражена в валюте. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет валютными следующие операции организаций-резидентов (ст. 1 № 173-ФЗ):
Валютными являются и конверсионные, т. е. обменные операции, в рамках которых платежи и (или) зачисления осуществляются по обменному (кросс) курсу, согласованному с банком (ст. 14 № 173-ФЗ). В какой валюте изначально открывался счет — неважно.
МТС Банк предлагает выгодные конверсионные операции: привлекательный курс, сделка в режиме реального времени, отсутствие скрытых комиссий, удобное время совершения операций, индивидуальный курс в зависимости от суммы операции, возможность дистанционного заключения сделок и расчёты по конверсионным операциям на встречных платежах.
Виды валютных операций
В основной массе валютные операции носят торговый характер. Сюда можно отнести все операции по экспорту, импорту, которые проводятся на основании соглашений, контрактов, договоров, определяющих условия сотрудничества равноправных сторон.
Расчеты по торговым валютным операциям осуществляются перечислением средств по контракту, международному аккредитиву или инкассо.
Есть 3 вида валютных-конверсионных операций, они различаются по датам валютирования. Операции конверсии одной валюты на другую возможны с фиксацией курса в день T + 0 (today) и расчетами в дни, именуемыми датами валютирования (или датами расчётов):
Особенностью этих операций является то, что при приобретении и реализации соответствующих средств валютная сделка должна быть закрыта не позже, чем на вторые (рабочие) сутки T + 2 (spot/послезавтра) со дня заключения сделки/согласования курса. При этом, сделки более 3-х дней признаются сделками с производными финансовыми инструментами (Положении № 372-П).
Правила безопасности
Очертим несколько наиболее важных границ, которые не следует переступать при осуществлении валютных операций. За нарушение регламента осуществления валютных операций современное государство — как Россия, так и любое иное, — карает строго, а банк при возникновении подозрений в нечестности сделки — без промедления останавливает операцию.
Валютные операции между резидентами — под запретом (исключения см. в ст. 9 № 173-ФЗ), а вот резиденты (организации) и нерезиденты могут расплачиваться в валюте без ограничения (ст. 6 № 173-ФЗ).
Российская организация вправе проводить валютные расчеты (ст. 14 № 173-ФЗ) через счета в уполномоченных банках, а также банках за пределами России, электронными переводами и, в определенных случаях, в наличной валюте и рублях.
Российские организации должны иметь в распоряжении (и быть готовыми представить) следующие документы (ст. 23 № 173-ФЗ):
Для осуществления валютной операции необходимо представить в уполномоченный банк документацию, связанную с этой операцией, подтверждающую как саму сделку, так и легитимность осуществления деятельности (регистрационные), оформления товара (таможенные) и прочие документы.
Подробнее о том, что бухгалтеру нужно знать о валютном контроле читайте в этой статье.
На юридическое лицо-резидента возложены обязанности (ст. 19 № 173-ФЗ):
Закон запрещает использовать электронные средства платежа (ЭСП), предоставленные иностранными поставщиками, без открытия банковского счета на российской территории (исключение составляют платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы, ст. 12 указ. Закона).
МТС Банк предлагает не просто валютные счета для малого бизнеса, но и полноценное, комплексное обслуживание, в т.ч. выгодную конвертацию, бесплатный анализ сделок, бесплатную постановку на учет ваших контрагентов, заполнение справок о подтверждающих документах и многое другое.
Как отражаются валютные операции в бухгалтерском учете?
В бухгалтерском учете валютные операции отражаются в российских рублях. Для этого суммы в инвалюте должны быть в них и пересчитаны. Если же и сумма операции выражена в валюте, и по условиям договора оплата должна быть произведена в валюте, то потребуется дополнительно провести записи в валюте (п. п. 4, 7, 20 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»).
При перерасчете в рубли суммы валютной операции используют, по общему правилу, официальный курс валюты к рублю, установленный ЦБ РФ на дату:
Иной курс может быть согласован в договоре. Суммы обязательств и требований, которые возникли в результате совершения валютной операции, подлежат переоценке. Исключение составляют обязательства и требования, возникшие в результате перечисления аванса, задатка, иной формы предварительной оплаты (п. п. 7, 10 ПБУ 3/2006).
Для переоценки валютных обязательств (требований) в бухгалтерском учете на каждую отчетную дату и дату погашения (в т. ч. частичного) суммы, выраженные в валюте, подлежат пересчету в российские рубли по курсу ЦБ РФ на дату переоценки (если иной курс не установлен договором, цена которого выражена в у. е., п. п. 5-8 ПБУ 3/2006).
МТС Банк предлагает современные инструменты для расчетов с зарубежными партнерами: открытие счета — за один день, автоматическое уведомление налоговых органов. Обслуживание валютного счета — бесплатно, низкие комиссии за перевод. Удобные валютные расчеты день в день. Дополнительно банк предоставляет возможность рассчитываться с зарубежными контрагентами с помощью международных аккредитивов.
Как валютные расчеты отражаются в отчетности
В отчетности отражаются лишь рублевые эквиваленты стоимости активов, обязательств и запасов — в т. ч. и тех, что находятся или используются за границей РФ.
В бухгалтерской отчетности отражаются:
В отчетности отражается рублевый курс, установленный ЦБ РФ на отчетную дату или иной курс, установленный законом или договором.
Если общая сумма средств, зачисленных на электронные средства платежа за отчетный год, больше либо равна сумме, эквивалентной 600 000 руб., за такие переводы надо отчитаться в налоговый орган, представив Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов (утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819) по правилам, утвержденным тем же документом.
Налоговый учет
Для целей налогового учета валютные операции также пересчитываются в рубли (ст.ст. 271, 272 НК РФ). Использовать при этом нужно курсы ЦБ РФ или на дату:
По общему правилу применяется курс ЦБ РФ, если иное не согласовано сторонами в договоре, цена которого выражена в у.е. Если в дальнейшем по результатам совершения операции в валюте возникают обязательства (требования), то они подлежат регулярной переоценке до 100%-ного погашения.
Исключение составляют обязательства (требования), образовавшиеся вследствие перечисления предоплаты (задатка, аванса). Переоценка проводится на конец каждого месяца и на дату погашения (частичного погашения), суммы обязательства (требования), выраженные в валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату переоценки.
Иное может быть установлено договором (ст.ст. 271, 272 НК РФ). «Налоговые» курсовые разницы подлежат включению в состав внереализационных доходов (расходов), за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ (п. 11) ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272).
Как быть с курсовыми разницами?
Курсы ЦБ РФ меняются изо дня в день. Поэтому при перерасчете валютной стоимости непременно возникает разница в рублях, именуемая курсовой. Курсовая разница, образовавшаяся по итогам отчетного периода, относится к финансовому результату фирмы (исключая разницы, рассчитываемые по учредительным вкладам), уменьшая или увеличивая его значение. Курсовые разницы возникают:
Курсовые разницы, как правило, включаются в прочие доходы или расходы (п.п. 11-13 ПБУ 3/2006).
Положительная курсовая разница приводит к увеличению финрезультата, и может отражаться, например, так:
Дебет 50 (52, 58-3, 60, 62 и т. д.) Кредит 91-1 — положительная курсовая разница включена в прочие расходы на основании бухгалтерской справки-расчета.
Если положительная курсовая разница, возникшая при расчете с учредителем (участником) по вкладу в уставный капитал, увеличила добавочный капитал, то проводка будет следующей:
Дебет 75-1 кредит 83 — увеличен добавочный капитал на основании справки-расчета.
Отрицательная курсовая разница по валютным средствам и дебиторке может образовываться при снижении курса валюты по сравнению с курсом, установленным на день предыдущего перерасчета.
Отрицательная курсовая разница по кредиторской задолженности образуется, напротив, при повышении курса по сравнению с курсом на день предыдущего пересчета.
Дебет 91-2 Кредит 50 (52, 58-3, 60, 62 и т. д.) — отрицательная курсовая разница включена в прочие расходы на основании бухгалтерской справки-расчета.
Если же на сумму отрицательной курсовой разницы уменьшается добавочный капитал, то проводка будет следующей:
Дебет 83 Кредит 75-1 — отражено уменьшение добавочного капитала на сумму отрицательной курсовой разницы, возникшей при расчете с учредителем (участником) по вкладу в уставный капитал, на основании бухгалтерской справки-расчета.
С целью уменьшения курсовых разниц ЮЛ малого и среднего бизнеса могут использовать инструменты по хеджированию валютных рисков, такие как опцион или форвард.
Валютный опцион позволяет зафиксировать право на покупку или продажу валюты по оговоренному курсу в течение необходимого срока.
Форвардный контракт — обязанность провести сделку, расчеты по которой происходят в оговоренную дату в будущем, по заранее оговоренному курсу.