Что такое дарк стар самокат
Обратная сторона онлайн-покупок: как устроен dark store
В начале июня стало известно об открытии dark store «Перекресток» в Нижнем Новгороде: наш город стал третьим в стране, где ретейлер осуществляет доставку продуктов на дом. Через месяц в столице Приволжья начал работать сервис доставки продуктов «Яндекс.Лавка», который также запустил «темные магазины». В сентябре на нижегородский рынок зашел их конкурент «Самокат», открыв на начальном этапе восемь центров формирования заказов по всему городу. До конца года их должно стать уже больше 30.
В период пандемии коронавируса дополнительная возможность пополнить холодильник без похода в магазин выглядит особенно привлекательной. GiperNN разобрался, чем отличается dark store от обычного склада и есть ли у него значимые преимущества для конечного потребителя.
Что такое dark store?
Понятие dark store в буквальном переводе означает «темный магазин» и пока остается «темной лошадкой» для российских покупателей. Сам термин вошел в обиход ретейлеров в 2010-х годах с легкой руки представителей компании Tesco. Говоря простым языком, даркстор — это магазин без покупателей. Внешне он очень похож на торговый зал любого супермаркета, но внутри не ходят посетители с тележками, а работают кладовщики, которые собирают онлайн-заказы. Сегодня данный формат очень востребован участниками рынка продуктового ретейла во Франции, Великобритании и других европейских странах. Российские компании также постепенно наращивают площади dark store.
Первопроходцем на рынке дарксторов в России стал «Перекресток». Крупнейший среди аналогичных объектов ретейлера открылся весной 2019 года в поселке Вешки Московской области: площадь «темного магазина» составила 18 тысяч квадратных метров, вместимость — 35 тысяч наименований товаров, объем обрабатываемых заказов — до 5 тысяч в день. В Нижнем Новгороде dark store «Перекрестка» на Московском шоссе немногим уступает столичному: его площадь достигает 12 тысяч «квадратов», вместимость — 30 тысяч видов продукции, объем обрабатываемых заказов — до 4 тысяч в день.
Эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина (Москва) рассказала, что dark store предназначен для быстрой комплектации продуктов при недорогой локальной доставке или для самовывоза. По сути, формат представляет собой ответ электронной коммерции магазинам «у дома».
В dark store поставляется ассортимент быстрооборачиваемых товаров, размер запаса для каждого товара категории fresh может быть ограничен полусутками, и пополнение запаса в локальных небольших дарксторах может происходить несколько раз в сутки. Размер dark store варьируется в зависимости от типа товара и специализации торговой сети. Есть примеры и гигантских дарксторов до 20 тысяч квадратных метров, в которых хранится полный ассортимент товаров, — отметила Наталья Милехина.
Чем «даркстор» отличается от склада?
Процесс онлайн-шопинга был хорошо известен нижегородцам задолго до пандемии коронавируса, а значит, и склады для хранения товаров из интернет-магазинов существуют уже давно. Почему же мы говорим о dark store как о новом для российского рынка явлении?
Dark store — это не склад, а полноценный магазин, где паллетное хранение заменено выкладкой товара «по аллеям», согласно логике отделов, товарного соседства и технологических требований для каждого продукта, — объяснила корреспонденту GiperNN руководитель проектов по магазиностроению компании place! Татьяна Кузнецова (Москва).
По словам Татьяны Кузнецовой, даркстор представляет собой полноценный супермаркет — с размещением продукции по отделам, без рекламы, но с прозрачной и понятной навигацией. Такой подход позволяет снизить риск пересорта товара и повысить уровень сервиса по исполняемым заявкам.
Директор по развитию компании resto-profi.ru Ольга Черногаева (Москва) подчеркнула, что объекты dark store ориентированы на максимально быструю сборку заказа и последующую доставку.
Для этого продукция расположена определенным образом, удобным для сборщиков заказов, где они, быстро ориентируясь между стеллажами, могут собрать заказ за 15 минут. Таким образом, максимальное время от заказа в приложении до получения заказа покупателем — 45 минут. По крайней мере, это идеальные показатели, к которым стремятся большинство компаний, — уточнила Ольга Черногаева.
В отличие от традиционной логистики со складами, расположенными «на выселках», dark store размещаются внутри города и занимают площади классических супермаркетов, что также способствует минимизации сроков исполнения заказов.
По словам Ольги Черногаевой, наибольшей популярностью на рынке недвижимости в мегаполисах пользуются помещения на второй и третьей линиях порядка 70 кв.м, — это самый востребованный формат для «темных магазинов». В Нижнем Новгороде сервисы доставки «Яндекс.Лавка» и «Самокат» ориентированы на несколько большую площадь — от 120 кв.м. Ретейлеры преимущественно выбирают для дарксторов помещения на первом этаже (для второго обязательно нужен грузовой лифт) в зданиях, к которым легко может проехать габаритный транспорт, а также с возможностью разместить на территории велопарковку. Среди важных требований к dark store — потолки от 2,5 метра и электрические мощности 25 кВт. По словам представителей «Яндекс.Лавки», идеальными «темными магазинами» могут стать бывшие заводы.
Фото: Наталия Пылина
В чем преимущества «темного магазина»?
Как мы уже отметили, единственными посетителями dark store являются комплектовщики — сотрудники логистики, собирающие заказы. А раз вход в эти «супермаркеты» для рядового покупателя закрыт, то есть ли разница, откуда ему привезут товар — из даркстора или с обычного склада?
Эксперты говорят, что грамотная организация пространства в dark store повышает уровень сервиса. Также в этих помещениях проще обеспечивать необходимые для хранения конкретных продуктов температуры, что дает дополнительную гарантию свежести товаров. Но если учесть растущую конкуренцию сервисов доставки как со складов, так и из дарксторов, шансы получить что-то несвежее сегодня стремятся к нулю.
При хорошем качестве продуктов (в ретейле особое внимание обращают на то, чтобы в заказ не попали, например, подгнившие овощи и продукты с истекающим сроком годности) лояльность клиентов растет, у них формируется привычка совершать онлайн-покупки, а значит, и необходимость в открытии dark store увеличивается, — комментирует директор по развитию компании resto-profi.ru Ольга Черногаева.
Параллельно с дарксторами появляются dark kitchen — «темные кухни» — рестораны, предназначенные исключительно для приготовления пищи, без доступа клиентов внутрь. Подобные объекты начали активно развиваться в период самоизоляции и продолжают открываться до сих пор.
Для покупателя преимуществом является быстрая доставка свежих продуктов, но при этом не надо выходить из дома и пересекаться с другими людьми в помещении. Даже при самовывозе можно получить товары прямо в машине на парковке (drive in) или записаться на определенное время для выдачи заказа. Для продавца это возможность сэкономить на доставке последней мили и при этом предложить покупателю свежие продукты по привлекательной цене. А в условиях текущей ситуации еще и снижение рисков распространения инфекции, — рассказала эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина.
Перспективы dark store в России
Руководитель проектов по магазиностроению компании place! Татьяна Кузнецова сообщила, что затраты на запуск dark store могут оказаться более скромными по сравнению с открытием полноценного супермаркета, а высокая оборачиваемость делает этот формат перспективным и востребованным для инвестиций.
Доля онлайн-торговли в сфере ретейла возрастает, что в свою очередь делает критичными вопросы качества и сроков исполнения заказов. Все это позволяет говорить, что dark store может стать ключевым и востребованным форматом, постепенно вытесняя операторов со стандартными складами, — резюмирует эксперт-практик в области ретейла Татьяна Кузнецова.
Эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина обратила внимание на то, что будущее dark store зависит от социальных процессов, таких как урбанизация и осознанное потребление.
Если рост городов продолжится, но при этом усилится борьба за покупателя «здесь и сейчас», то формат дарксторов будет востребован. Если же победит осознанное потребление и покупатели будут больше планировать свои ежедневные покупки, если получит большее распространение покупка товаров ежедневного спроса по подпискам, возможно стандартизированным подпискам, то такие доставки будет экономичнее готовить централизовано на традиционных складах, — прогнозирует Наталья Милехина.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля интернет-магазинов в общем обороте розничной торговли достигла 10,9%, а весь оборот онлайн-торговли — 1,6 трлн рублей. Президент АКИТ Артем Соколов считает, что именно COVID-ограничения позволили сегменту e-commerce совершить рывок, приблизившись к показателям наиболее развитых с точки зрения онлайн-продаж стран, таких как США и Китай. Сейчас аналитики объединения прогнозируют, что по итогам 2020 года весь рынок онлайн-торговли будет оцениваться примерно в 2,9 трлн рублей, улучшив результаты 2019 года более чем на 44%.
Пока эксперты не ставят крест на традиционном ретейле, но глупо было бы отрицать, что заказ продуктов через интернет уже перестал восприниматься как нечто сверхъестественное. И даже если россиян снова не отправят на самоизоляцию из-за пандемии, аудитория онлайн-магазинов точно не уменьшится, а значит, dark store с их продуманными планировками и безупречной логистикой точно не останутся за бортом.
«Самокат»: как работает сервис экспресс-доставки?
Компания «Самокат» за 2020 год выросла в обороте почти в 40 раз. Сейчас уже 411 дарксторов работают в четырех городах. Retail.ru побывал в одном из столичных дарксторов и рассказывает, как устроен сервис экспресс-доставки.
Фото: «Самокат»
Как это работает?
Сервис «Самокат», обещающий доставить продукты из магазинов за 15 минут, начал работать еще в 2018 году в Санкт-Петербурге. Сегодня он представлен уже в четырех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Также частично охвачены Московская и Ленинградская области – каждая примерно на 40%. Скорость доставки обеспечивается благодаря дарксторам, расположенным в каждом районе города: на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20. Время доставки зависит от удаленности адреса покупателя от даркстора: в радиусе 1,5 км заказ приезжает за 15 минут. Компания постоянно расширяет сеть дарксторов.
Сервис «выстрелил» в пандемию, однако и после снятия ограничений интерес к услуге у потребителей не угасает. Оборот «Самоката» за последние шесть месяцев уже превышает оборот за весь прошлый год. Сейчас компания доставляет 4 миллиона заказов в месяц.
«У меня большой опыт работы в офлайне, – рассказывает сооснователь сервиса Вячеслав Бочаров. – При открытии физического магазина обычно учитывается несколько факторов. Размер района с точки зрения плотности проживания и бюджета семьи на продукты. Конкурентная среда и местонахождение конкурентов, а также сколько людей проходит через конкретную точку, где будет магазин. В нашем случае место не имеет значения с точки зрения его проходимости. Если даркстор находится не на первой линии, а в глубине района, то такое положение даже более выигрышно. Маршруты курьеров в этом случае можно строить с большим количеством комбинаций, логистика получается менее затратной. При открытии нового даркстора мы учитываем количество жителей, радиус действия услуги и бюджет семьи».
Фото: «Самокат»
Даркстор «Самоката» на первый взгляд похож на обычный магазин. Такие же стеллажи с товарами, только без ценников.
«В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград».
В пустые боксы уже вставлены пакеты, чтобы сборка заказа прошла еще быстрее.
Сборка заказа начинается в тот момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать». Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Кроме того, сами товары в списке расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. По даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которые установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация об этом автоматически дублируется в приложение. Собранный заказ передается курьеру.
Сборщик проверят качество всех свежих продуктов перед упаковкой в заказ.
«Почти все процессы в дарксторе автоматизированы, – рассказывает Вячеслав Бочаров. – Есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. Есть алгоритм, который отслеживает сроки годности и дает сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек. Потому случаи, когда пользователи «Самоката» получают просрочку, очень редки. И чаще всего это системный баг, а не ошибка человека, который собирает заказ».
Искусственный интеллект также помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы или во время сильного снегопада, например, система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов. Или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.
Фото «Самокат»
«Общая численность сотрудников «Самоката» – около 10 тысяч человек, – говорит Вячеслав Бочаров. – Курьеры составляют большую часть. И это единственные люди, которых видят наши клиенты. Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов.
Что выбирают покупатели?
Средний чек, по словам основателей сервиса, примерно такой же, как и у офлайн-сетей, поскольку ассортимент большинства дарксторов, по сути, повторяет ассортимент стандартного магазина у дома, за исключением алкоголя и табака. В дарксторах представлено порядка 2 тысяч SKU, товарная матрица настраивается в зависимости от города и района.
«Например, в ассортименте дарксторов Казани и Нижнего Новгорода достаточно много продукции местных производителей, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Там к ней привыкли, и нет причин переучивать покупателей. В среднем от города к городу ассортимент отличается на 35–40%».
«Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Вячеслав Бочаров. – Например, у нас есть макароны-ракушки из рисовой муки и макароны без глютена. Мы видим, что в каждой из категорий наша продукция постепенно становится лидером. Сейчас порядка 65% чеков содержат позиции СТМ. В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка. Мы создаем продукт и только потом занимаемся его размещением на производстве, исходя из технологических требований».
По словам основателей сервиса, сейчас они открыты к сотрудничеству с производителями. «Самокат» интересуют все товарные категории, на которые есть спрос. Однако сегменты условной кока-колы или батончиков Mars в СТМ трогать не планируют. Конкурировать с такими производителями, по мнению компании, нет смысла. Что касается еще одной растущей категории – готовой еды, – то наращивать ее внутри компании «Самокат» также не собирается. В доставке будут использовать существующие на рынке бренды, к которым у покупателей уже сложилось доверие.
В целом ассортимент дарксторов «Самоката» ограничен площадью помещений: выбраться за пределы 2500 SKU там вряд ли возможно. Для увеличения выбора компания сейчас открывает так называемые хабы. В приложении пользователей, которые попадают в радиус действия такого хаба, появляются две закладки. За 15 минут клиенту могут доставить ассортимент из каталога даркстора. Или можно заказать товары из большой матрицы хаба. Их доставят в указанный клиентом срок, минимум через час.
Планы на будущее
«Мы экономим нашим покупателям массу времени, – резюмирует Вячеслав Бочаров. – Если суммировать то время, которое люди потратили бы на поход в магазин, то «Самокат» сэкономил своим клиентам больше тысячи лет. Наши курьеры уже прошли 12 млн километров, это расстояние 15 раз от Земли до Луны и обратно».
В ближайших планах сервиса – дальнейшая региональная экспансия. В этом году «Самокат» планирует выйти как минимум за Урал.
«Я не верю, что мы вырастем в этом году в 40 раз, но в несколько раз вырастем точно, – говорит Вячеслав Бочаров. – И в 2022 году рост также продолжится. Это случится и за счет нашей географической экспансии, и через созревание дарксторов, которые уже открыты. Покупателей становится больше, и они становятся все более лояльными».
«Самокат» стал мировым лидером по количеству дарксторов
Сервис доставки продуктов «Самокат» с апреля 2021 года открыл 323 даркстора в 18 городах России, сообщили Inc. в компании. Теперь ретейлер управляет 722 дарксторами в 22 городах. Это крупнейший показатель в Европе и США.
Ближайшие конкуренты «Самоката» по количеству дарксторов — турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero. Каждая компания имеет по 600 дарксторов. В США по этому показателю лидирует сервис экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, компания управляет 285 центрами формирования заказов.
После того как Gopuff купила британские Fancy и Dija, количество дарксторов превысило 400. Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу этого лета управляли не более чем 100 дарксторами каждый.
«Весной мы решили в очень сжатые сроки выйти во все миллионники нашей страны. И команда успешно выполнила этот план, открывая по 80 дарксторов в месяц в крупных региональных центрах и городах с населением до 500 тысяч», — сказал директор по маркетингу «Самоката» Игорь Рожков.
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Александр Гладкий
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.