Что такое дарк фэнтези
Дарк фэнтези. Обсудим законы жанра?
Дарк фэнтези или не дарк? Вот в чем вопрос? Сколько смотрела, читала определения, никто внятно не выделил этот поджанр. Даже Википердия не соизволила дать четкое определение. То есть получается, что мы пишем неизвестно что? Конечно, все границы размыты, а остальное — условности. Так что сегодня, мы с Вами, весело и четко постараемся нащупать границы этого жанра.
Итак, само слово dark — означает «темный». Ассоциации, скажем так, жутковастенькие. Готик-фэнтези тоже имеет мрачновастенькие ассоциации. Есть еще и ужасы, которые происходят, где угодно, хоть в вымышленном мире, хоть в современном антураже.
Википердия радостно сообщила мне, что хотя все эти жанры очень близки, но все таки есть несущественное отличие. Ужас — это кошмар в реальном времени. Дарк — это кошмар, который уже прошел. Готик — это обычный вампирятник, украшенный черными розами, и обильно политый кровушкой.
Я задумалась. Честно говоря, я перечитала все материалы по этому вопросу, но точного ответа и критериев не нашла.
Итак, дарк фэнтезятина — поджанр, по утверждению многих, не самый популярный (ура! поле не пахано, поле не сеяно!), а значит — перспективный.
Дарк фэнтези
Это не битва, а схватка добра со злом.
Добро проиграло, но мне повезло- повезло!
Поле для битвы осветит седая звезда.
Мы победили, ведь зло побеждает всегда.
(стихотворение автора, использованное в книженции этого самого жанра)
В черном-черном мире, в черном-черном городе, в черном-черном замке… Хорошенькое начало, не так ли? Но мы будем более конструктивными.
Готик — фэнтези — это чаще всего псарня оборотней и упырятник, приправленный кровушкой и эстетикой в виде кружавчиков и розочек. Атмосферы уныния нет, Бобер бодается с Ослом, есть мораль, но все немного мрачновато и ажурно. Тоже самое, что фильм «Темный мир», но только в авторском мире.
Ужасы в стиле фэнтези — это такая книга, после которой в туалет ночью идти стремно, а не то, что спать с выключенным светом. Хороший пример Говард. Хотя, его относят, правда со скрипом к дарк фэнтезятине. Но тут вопрос спорный.
Если есть дополнения, примеры, или правки — пишите в комментариях. Истина где-то рядом. Давайте щупать ее вместе:)))
Тёмное фэнтези
« | — Хозяин, нет ли добрых вестей? — Нет. Добрых — нет. | » |
— Диалог из аниме Berserk 1997 года, отлично описывает положение дел в любом произведении этого жанра |
Тёмное фэнтези (dark fantasy) — фактически два разных поджанра фэнтези с одним и тем же названием. Один — сочетание фэнтези с элементами готики и ужасов. Другой — описывающий грязное средневековье, натурализм и жестокость. Фанаты и литературоведы уже много десятилетий не могут договориться, какая трактовка правильная, поэтому и мы здесь не будем делать выбор. При желании можно считать, что два сорта тёмного соотносятся как низкое и высокое фэнтези.
Тёмное фэнтези может сильно отличаться от других поджанров фэнтези, по антуражу скорее приближаясь к ужасам. Тем не менее, для порядка принято считать, что если основная цель ужасов — напугать читателя/зрителя, то тёмное фэнтези — это в первую очередь сюжет и атмосфера, а ощущение страха нужно лишь для нагнетания этой самой атмосферы. Кроме того, в тёмном фэнтези обязателен проработанный мир, в то время как в жанре ужасов он может оказаться довольно условным.
В последнее время тёмное фэнтези переживает рост популярности, следовательно, ушлые маркетологи стремятся выдать любое фэнтези за «тёмное». Даже если там из мрачняка одна-единственная деталь. Даже если её нет. Даже если в целом фэнтезЯ намного пряничнее того же Толкина. Даже если автором был сам Толкин!
Содержание
Особенности жанра [ править ]
Действие обычно происходит в средневековом антураже. Впрочем, бывают и исключения, в которых автор переносит мистическую атмосферу, присущую средним векам, в современное время; получается нечто среднее между тёмным и городским фэнтези.
Главное отличие от других поджанров заключается в том, что если обычно в фэнтези происходит битва Добра и Зла, то в тёмном Зло уже победило, и героям приходится бороться за свои жизни, удерживая обломки старого мира от окончательного превращения в ад. Впрочем, не всегда все так плохо. Иногда пресловутое Зло не обладает достаточным могуществом для захвата мира и уничтожения всего светлого, и действие происходит в ограниченном масштабе. Тем не менее, нагнетанию атмосферы и ощущению приближающейся катастрофы вселенского масштаба это не мешает.
Часто авторы тёмного фэнтези используют стандартных мистических, мифических и сверхъестественных существ и героев. Нежить во главе с некромантом, вампиры, демоны, колдуны и ведьмы со своей черной магией и магией вуду и многие, многие другие. В отличие от эпического фэнтези и «меча и магии», магия здесь носит преимущественно «тёмный» характер. За некоторыми исключениями — один или парочка главных героев-борцов за справедливость обычно обладают мистическими силами (часто не догадываясь о таковых, и открывая в себе соответствующие способности уже по ходу сюжета) и способны противостоять злу.
Некоторые премудрые филологи считают, что антураж и атмосфера — это фигня, а по-настоящему «тёмной» делает фэнтезийную книгу отсутствие эвкатастрофы. В этом есть зерно истины: в «темнушных» книгах и фильмах эвкатастрофа, как правило, действительно отсутствует. Вместо нее может наличествовать просто катастрофа.
Также не до конца ясно, где проходит граница между тёмным и низким фэнтези. В частности, «Ведьмака», «Песнь Льда и Пламени», «Земной Круг» и «Сказания Меекханского пограничья» часто относят и туда, и туда. Если в случае «Ведьмака» критерием служит мрачность и беспощадность сеттинга, то в случае «Песни Льда и Пламени» — наличие/отсутствие высших сил (естессно, злых). Но, иногда подобные жанры вполне могут сочетаться. Например, сеттинг «Warhammer Fantasy Battles» можно назвать удачной смесью эпического и тёмного фэнтези, а «Приключения Гаррета» смесью городского и тёмного.
Характерные тропы [ править ]
Для этого жанра наиболее характерны следующие штампы:
Магия [ править ]
Политика и мир [ править ]
Религия [ править ]
Герои [ править ]
Подводя итог, можно сказать, что тёмное фэнтези — это эдакая чернуха от мира меча и магии.
Темное фэнтези: 5 циклов, которые точно стоит прочитать
Экранизация «Песни льда и пламени» (она же «Игра Престолов») вывела темное фэнтези на совершенно иной уровень популярности. Лишённое типичного для классического фэнтэзи пафоса, жизненное в диалогах и бытописании, жесткое в сюжетных линиях — оно как жанр значительно приблизило всех действуюших лиц к реальной жизни. Не то чтобы классическое фэнтези было плохо, отнюдь. Но то, что в подростковом возрасте давало полный эффект погружения, зачастую, при перечитывании спустя годы воспринимается растянутой до полномасштабных размеров сказкой. Увы, после какого-то возраста по-сказочному лишённое полутонов, классическое фэнтэзийное произведение буквально сочится классическим театральным«Не верю!»
И вот как раз темное (оно же черное) фэнтези — жанр этого всего лишенный. Герои становятся более «выпуклыми»: положительные герои иногда, по-людски, проявляют совсем не положительные черты и наборот. Обычный воин, умирая, уже не говорит супостату: «Подлец, ты отрубил мне ногу, но воздаяние грядет, страшись!». Он физиологически достоверно агонизирует, отпустив напоследок пару ругательств. Аналогично достоверно ведут себя все остальные. А там глядишь, уже и эльфы-то теряют флер высокоморальных уберменьшей, а те же орки раскрывают какие-то совершенно человеческие черты.
И читатель, взрослый читатель верит, верит в это все гораздо больше чем в выспренные и лишённые жизненного огонька диалоги классического фэнтези — потому что именно так разговаривают и ведут себя люди вокруг него,
Так вот. Есть некоторое количество произведений в темном фэнтэзи, которые заслуживают того чтобы их прочитать. Какие-то широко известны, какие-то нет, но, лично для меня, это лучшее темное фэнтези из прочитанного
Важно!
Аттеньсон! Перечень внизу никак не рейтинг или очередной ТОП. Порядок произволен, каждый пункт из списка хорош сам по себе. «Песнь Льда и Пламени» не указываю тут в силу популярности и самоочевидности.
Черное фэнтези. Список лучших книг и циклов.
Содержание
Гарри Гаррисон. Серия «Молот и Крест» (The Hammer and the Cross)
Представлять автора смысла нет. Эти одни из последних своих произведений он создавал совместно с Джоном Холмом (псевдоним Тома Шиппи, известного филолога и автора ряда исследовательских работ о Толкине)
Цикл незаслуженно известен гооораздо менее чем про Билла Героя Галактики, Эдем или Стальную крысу.
Сказать откровенно, к темному фэнтези его можно отнести с натяжкой. Скорее это вольная трактовка известных исторических событий. Ближайшей аналогией к происходящему будет известнейший сериал «Викинги». Да и врагами главного героя у Гарриссона являются сыновья Рагнара Лотброка. Как и в сериале, волшебство тут присутствует где-то на периферии, проявляясь лишь изредка и в гомеопатических дозах. Но, все же, присутствует.
Зато навалом всего остального, за что так и полюбились «Викинги». Динамичный сюжет, хлещущая во все стороны кровь, натуральность бытописания и диалогов. Главный герой оказывается этаким Гарри Поттером времени экспансии викингов. Герой весьма и весьма смышлен, что помогает ему выжить во всех 4х книгах цикла. Героя забрасывает почти во все известные края Европы. Сюжетная линия реально закручена и лишена привычной для классического фэнтэзи сюжета погони за артефактом\спасения мира\Великой Войны со Злодеем. В названии цикла прямо зашифрована суть сюжета — цивилизационное столкновение мира викингов с миром христианской Европы.
Я с большой теплотой отношусь к творчеству Гаррисона, именно оно, в значительной степени, составляло в детстве мой книжный рацион. Но именно серия «Молот и Крест» у него самая взрослая, это на самом деле «лебединая песнь» автора. Почти все остальное, безусловно, тоже интересно. Но, откровенно говоря, менее жизненно.
Скажу прямо, если бы, решив снять сериал про драккары и секиры, авторы «Викингов» взяли бы за основу именно этот цикл, смотреть его было бы определённо интереснее.
Глен Кук «Чёрный отря́д» (the Black Company)
Исключительно масштабное произведение. Тут волшебства уже вдоволь, есть даже замечательная любовная линия — нетривиальная и на самом деле цепляющая. Как ни странно, чего тут во многом нет, так это главного героя, как такового. Его заменяет — множество второстепенных персонажей, которые в какой-то момент ловят апдейт до этого уровня.
В силу масштабности, протяженности цикла как во времени так и в пространстве, сложно коротко описать суть сюжета кроме как «боестолкновения, метания и искания отряда наемников». Они то стоят на стороне закона (и не то чтобы это был хороший закон), то противостоят ему. Состав отряда весьма непостоянен просто в силу жизненно достоверной невозможности пробраться живым через все изгибы динамичного сюжета, большинство просто не выживает. Хорошие тут могут оказаться плохими, а плохие, даже очень плохие имеют свою собственную грустную и заставляющую сопереживать историю.
Некоторые книги цикла восхитительные, некоторые просто сносные. Объединяет их одно — начав читать первую, тебе на самом деле хочется читать следующую. И займет это, в силу эпохальности, как минимум, несколько месяцев.
Джо Аберкромби — «Земной Круг» (The Circle of the World)
Опора и надёжа, главный и наиболее талантливый современный автор в этом поджанре, который сияет своим талантом аки Сильмарил на макушке Мелькора (на мой взгляд, разумеется). Аберкромби это как смесь Нила Геймана и Роберта Говарта, приправленная доброй щепотью Коргота-Варвара.
Основной цикл включает в себя несколько обособленных серий, объединённых общим миром и «сквозными» персонажами. Тут есть все что необходимо для добротного и интересного фэнтэзи, и все в разумной дозировке. Волшебство есть, но его немного. Любовная линия едва пульсирует, чуть обозначаясь на фоне остального сюжета. Чего тут с избытком — так это разных войн, поединков и головокружительной динамики сюжета.
Автор исключительно талантлив, что и в создании сюжетной линии и в ее описании: язык и повествования и диалогов у него замечательный. Это редкий случай, когда удовольствие приносит не только движение героев сквозь сюжет, но и красота текстовой составляющей как таковой.
Что еще… Герои выходят далеко за пределы фэнтэйзиных клише. Диалоги жесткие, правдивые — обычный фэнтезийный пафос тут отсутствует напрочь, все достоверно вплоть до обычно умалчиваемой физиологии. В самом свежем произведении цикла Автор понемногу и вполне логично доводит развитие мира до прото-стимпанковского антуража.
Аберкромби восхитителен и каждое его произведение я жду с огромным нетерпением. Настоятельно рекомендую.
Глен Кук «Орудия ночи» (Instrumentalities of the Night)
Глен Кук проявил исключительную плодовитость и талант именно в одном поджанре. Думаю, не стоит объяснять в каком? Тут, кстати, советую обратить внимание еще и достаточно стилистически близкие приключения Гаррета (привет Пехову).
Сюжет «Орудий ночи» достаточно сложно описать, слишком тут много всяких сюжетных ходов и поворотов. Главного героя забрасывают этаким Штирлицем во враждебное королевство и дальше начинается все веселье… Поиск в сети ответит на все вопросы, я же выделю положительные черты произведения.
В свое время я несколько раз приступал к чтению первой в цикле книги, но отступал под давлением слишком большого количества имен персонажей и названий местности. То, что автор вываливает их все скопом и является единственным минусом цикла. Во всем остальном тут ровным счетом не к чему придраться. Сюжет замечательный и нетривиальный. И мир, и герои прописаны «выпукло» и достоверно. Магии вдоволь, войн и резни вдоволь. Есть опять-таки символическая, но психологически достоверная, любовная линия. Как и во всех произведениях из этой подборки, роялей в кустах нет — если кому суждено умереть, он умирает.
Р.Скотт Бэккер «Князь пустоты» (The Prince of Nothing)
Тьма прежних времён / The Darkness That Comes Before [= Слуги Тёмного Властелина] (2003)
Воин-пророк / The Warrior Prophet [= Воин кровавых времён] (2004)
Тысячекратная Мысль / The Thousandfold Thought [= Падение святого города] (2006)
Весьма, весьма необычное чтиво, которое подкупает не столько динамичным сюжетом, сколько исключительным, отменным языком повествования и диалогов. Сам по себе сюжет далек от динамики всего того что я привел выше, но язык, язык перевешивает тут все. Есть «психологические детективы», так вот, это «психологическое фэнтези».
Все персонажи прописаны с бритвенной остротой, есть достаточные по количеству магия и войны-поединки.
Основное тут — становление героя: и статусное, и личностное. Все это, разумеется, на фоне противостояния Самому Главному Врагу. В кои-то веки, он тут является настоящим чернильным по концентрации злом. Впрочем, самый большой интерес составляет не он: будучи развоплощённый, враг тут, скорее, идея. Главные тут — его приспешники в разных формах (некоторые, как раз, больше специалисты по их перемене). И если мне было сложно как-то описать суть сюжета «Орудий Ночи», то описать «Князя пустоты» еще сложнее.
Скажу одно, если вы ищите какое-то развлекательное чтиво — это не про вас, придется пропускать куски текста. Но если вы из тех, кто не торопясь смакует красивые фразы и готов пропускать через себя неторопливые абзацы с описанием мыслей и переживаний героев, то это для вас. Мне кажется, если бы Достоевский попытался написать тёмное фэнтэзи, то это было бы что-то подобное. Грустно, неоднозначное, заставляющее сопереживать и задумываться.
Вот, собственно и все.
Разумеется, в темном фэнтези есть намного больше хороших книг, которые заслуживают внимания. Тот же цикл про Малазанскую империю, к примеру, не говорят уже об каких-то одиночных произведениях. Но в мой рейтинг лучших книг темного фэнтези попали те, что понравились лично мне: интересные и заслуживающие внимания. Кстати, Корнев делает, пусть и не блещущие остротой слога, но недурные и близкие по стилю вещи (и это при том что я весьма скептически отношусь к уровню русскоязычного фэнтеззи). Они замечательно заходят в качестве легкого, развлекательного чтива с занятным и околодетективным сюжетом.
Тёмное фэнтези
« | — Хозяин, нет ли добрых вестей? — Нет. Добрых нет. | » |
— Диалог из аниме Berserk 1997 года |
Тёмное фэнтези — поджанр фэнтези. Называют разные критерии тёмного фэнтези, это и пересечение с готическим жанром, и наличие всяких монстров вместо стандартных рас, и общая мрачность происходящего. Однако реальный критерий, который отличает тёмное фэнтези от всех прочих — это отсутствие эвкатастрофы. Нет никакого секретного способа победить Тёмного Властелина, с которым справится лишь маленький хоббит. Нет никакой армии света, приход которой избавит мир ото всех бед. И нет никакого легендарного героя, которому суждено одолеть зло согласно древнему пророчеству. А зло — есть. И жить при нём надо здесь и сейчас.
Таково основное определение тёмного фэнтези, принятое на Викитропах, и по нему понятно, что многое из того, что принято относить к тёмному фэнтези, им на самом деле не является. Итак, не является тёмным:
А можно ли назвать какие-то более подробные определяющие критерии тёмного фэнтези? Да, можно.
Содержание
Примеры [ править ]
Первопроходцы жанра [ править ]
Те, которые писали ещё до того, как фэнтези стало чётко выраженным явлением и отдельной коммерческой нишей (то есть, до популяризации «Властелина Колец»), однако они уже писали с признаками этого жанра и конкретно тёмного поджанра и несомненно повлияли на последующее их формирование. Можно связать этих авторов с эпохой декаданса. Явление, близкое по сути к тёмному фэнтези, но более широкое и относящееся ко времени ещё от начала XIX века до жизни перечисленных ниже авторов, называют weird fiction.
Литература [ править ]
Те, кто писал, когда фэнтези уже существовало, как жанр.
Тёмное фэнтези в аниме / Dark Fantasy
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр фэнтези, содержащий элементы готики и ужасов.
Граница между жанрами тёмного фэнтези и готических ужасов очень условна. И там, и там описывается мистический мир сверхъестественного и преобладает мрачная, «тёмная» атмосфера. Тёмное фэнтези может сильно отличаться от других поджанров фэнтези, по антуражу скорее приближаясь к ужасам. Тем не менее, для порядка принято считать, что если основная цель ужасов — напугать читателя/зрителя, то тёмное фэнтези — это в первую очередь сюжет и атмосфера, а ощущение страха нужно лишь для нагнетания этой самой атмосферы. Кроме того, в тёмном фэнтези обязателен проработанный мир, в то время как в жанре ужасов он может оказаться довольно условным.
Главное отличие от других поджанров заключается в том, что если обычно в фэнтези происходит битва Добра и Зла, то в тёмном Зло уже победило, и героям приходится бороться за свои жизни, удерживая обломки старого мира от окончательного превращения в ад. Впрочем, не всегда все так плохо. Иногда пресловутое Зло не обладает достаточным могуществом для захвата мира и уничтожения всего светлого, и действие происходит в ограниченном масштабе. Тем не менее, нагнетанию атмосферы и ощущению приближающейся катастрофы вселенского масштаба это не мешает.
Часто авторы тёмного фэнтези используют стандартных мистических, мифических и сверхъестественных существ и героев. Нежить во главе с некромантом, вампиры, демоны, колдуны и ведьмы со своей черной магией и магией вуду и многие, многие другие. В отличие от эпического фэнтези и «меча и магии», магия здесь носит преимущественно «тёмный» характер. За некоторыми исключениями — один или парочка главных героев-борцов за справедливость обычно обладают мистическими силами (часто не догадываясь о таковых, и открывая в себе соответствующие способности уже по ходу сюжета) и способны противостоять злу.
* внутри групп сортировка по русскому алфавиту, но если идут подряд аниме из одной франшизы с одинаковым названием (типа Берсерк), то по дате выхода
Также хочу добавить аниме отсутствующее на шики. Называется оно Кастлвания/Castlevania(2017).